СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная программа по художественному творчеству

Нажмите, чтобы узнать подробности

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной  деятельности. Широкий простор для эстетического воспитания открывает внеурочная деятельность.

Она способствует изменению отношения  ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».

Усиление эффективности эстетического воспитания школьников, расширение их культурного и интеллектуального кругозора, гуманизация образования – вот задачи, которые я поставила в рамках освоения внеурочной программы по художественному творчеству «Мозаика».

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная программа по художественному творчеству»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Уруссинская основная общеобразовательная школа №2»

Ютазинского муниципального района РТ


Согласовано:

Зам.директора по ВР

МБОУ «УООШ №2»

_____________/Хамидуллина Н.А. /

от «__ » _________2018 г.


Утверждаю

Директор МБОУ «УООШ №2»

Приказ от __________________

________________/Салимова Ф.М./

«___» _______________ 2018г.










Рабочая программа

внеурочной деятельности

Кружок художественного творчества «Мозаика»

Возраст: 7-11 лет

Срок реализации: 4 года



Составитель: учитель нач.классов

Габбасова Юлия Борисовна



Рассмотрено:

на заседании ШМО учителей начальных классов

от «___» ___________2018 г.

Руководитель ШМО учителей нач.кл.:

_______ /____________/

















2018 г.

Пояснительная записка


«Красота – это радость нашей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звёзд, розовый разлив вечерней зари, прозрачную дымку степных просторов, багровый закат перед ветреным днём, трепетание марева над горизонтом… Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоём сердце расцветёт благородство.»

В.Сухомлинский


Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Широкий простор для эстетического воспитания открывает внеурочная деятельность.

Она способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».

Усиление эффективности эстетического воспитания школьников, расширение их культурного и интеллектуального кругозора, гуманизация образования – вот задачи, которые я поставила в рамках освоения внеурочной программы по художественному творчеству «Мозаика».

Программа составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта, в соответствии с требованиями «Закона об образовании», на основе примерной программы НОО и с основными положениями Концепции содержания образования школьников в области художественного творчества и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.

Содержание программы «Мозаика» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории, музыки) в освоении различных видов и техник искусства. Программа знакомит со следующими направлениями декоративно – прикладного творчества: пластилинография, бисероплетение, бумагопластика, изготовление кукол, изобразительное исскуство, творчество знаменитых художников, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.

Программа способствует:

-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;

-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;

-формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;

-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;

-обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;

-знакомству с историей пластилина, бисероплетения, бумагопластики, изобразительного искусства, изготовления кукол, народными традициями в данных областях.

- знакомству с творчеством знаменитых художников.


Цель программы:

-Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.

-Формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.


Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

-Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.

-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством.

-Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;

-Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий.

- Приобщать школьников к народному искусству;

-Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

-Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

-Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

- Познакомить со знаменитыми художниками, картинами.

- Посещение художественных выставок и галерей.


Программа строится на основе знаний возрастных, психолого–педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.

Программа «Мозаика» разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.

Программа рассчитана на 138 часов (проведению 1 часа в неделю).

Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.

Дети учатся аккуратности, эстетическому вкусу, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.





Содержание программы «Мозаика»


Весь этап обучения направлен на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон, бисер, проволока и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства, изготовление простейших декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.


Раздел 1. Введение: правила техники безопасности

Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.


Раздел 2. Пластилинография.

Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином.

Плоскостное изображение. Знакомство с понятием натюрморт. Закрепление знаний о колорите осени. Знакомство со средствами выразительности. Создание выразительного образа посредством объема и цвета. Анализ свойств используемых в работе материалов и применение их в работах. Развивают практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Знакомство с симметрией. Работа в технике мазок пластилином, плавно «вливая» один цвет в другой на границе их соединения. Создание рельефа. Мультипликация «Пластилиновая сказка».


Раздел 3. Бумагопластика

Технология изготовления поделок на основе использования бумаги. История возникновения и развития бумагопластики, оригами сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, знакомство с техникой создания работ с использованием мятой бумаги. Способы декоративного оформления готовых работ. Инструктаж по правилам техники безопасности. Последовательность изготовления работы с использованием аппликации и кусочков мятой бумаги. Последовательность выполнение работы в составлении мозаичного панно.


Раздел 4. Бисероплетение

Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности. История развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме. Современные направления бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ППБ.Знакомство с основными технологическими приемами низания на проволоку, нитку, леску. Основные приёмы бисероплетения - параллельное, петельное, игольчатое плетение. Комбинирование приёмов. Анализ моделей. Зарисовка схем. Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания (утенок, лягушка, гусь, божья коровка, черепаха, бабочка, стрекоза, и др.) Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем. Низание из бисера “в две нити”: цепочка “в крестик”. Различные способы плоского и объёмного соединения цепочек “в крестик”. Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения. Анализ и зарисовка простейших схем.


Раздел 5. Изготовление кукол

История куклы. Техника безопасности. Игровые и обереговые куклы. Бабушкины уроки или как самим сделать народную куклу, куклу оберег, нитяные игрушки, куклы из бумаги. Правила техники безопасности. Традиционные виды аппликации из пряжи. Технология создания силуэтной куклы. История русского народного костюма. Создание картонного силуэта девочки и мальчика в русском народном костюме. Оплетение с использованием пряжи. Создание образа. Цветовое решение. Куклы – актеры. Пальчиковые куклы.


Раздел 6. Изобразительное искусство

Рисование пейзажа. Рисование по сказкам Пушкина. Персонажи любимых сказок. Декоративно-прикладное творчество: росписи «Гжель». «Хохлома», «Дымковская игрушка», «Жостовский поднос», «Матрёшка». Моя любимая игрушка. Портрет мамы.


Раздел 7. Знакомство с известными художниками и картинами

Государственная Третьяковская галерея. И.Грабарь. К.Юон. М.Шагал. В.Верещагин. И.Шишкин. И.Айвазовский.М.Сарьян. С.Дали и другие. Знаменитые картины Государственной Третьяковской галереи.




Тематическое планирование (учебно-тематический план)


Номер

раздела

Название разделов

Количество часов

всего


1 класс

2 класс

3 класс

4 класс




теор

прак

теор

прак

теор

прак

теор

прак


Введение: правила техники безопасности

4

1


1


1


1


1

Пластилинография

28

1

6

3

4

1

6

1

6

2

Бумагопластика

32

1

7

1

7

1

7

1

7

3

Бисероплетение

23

1

4

1

5

1

5

1

5

4

Изготовление кукол

12

1

3

1

3

1

3

1

3

5

Изобразительное искусство

27

1

5

1

6

1

6

1

6

6

Знакомство с известными художниками и картинами

8

1

1

1

1

1

1

1

1


Итого

138

33

35

35

35



Требования к уровню подготовки учащихся

Освоение детьми программы «Мозаика» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;

- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.


Младшие школьники получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.


Младшие школьники получат возможность научиться:

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.

- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой;

- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;


Младшие школьники получат возможность научиться:

-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

- формировать собственное мнение и позицию;

Младшие школьники получат возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.


Контроль и оценка планируемых результатов


Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портофолио.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий

Выставки могут быть:

  • однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

  • постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

  • тематические - по итогом изучения разделов, тем;

  • итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях (портфолио заполняет классный руководитель).



ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА «МОЗАИКА»


Воспитательные результаты

Приобретение школьником социальных знаний

(1 уровень)

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

(2 уровень)

Получение опыта

самостоятельного

общественного действия

(3 уровень)

Формы внеурочной деятельности

Занятия детских объединений художественного творчества



Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе


Художественные акции и проекты

школьников в окружающем школу социуме



В добрый путь! В этом чарующем мире искусства детей будет ждать столько чудесных открытий! Пусть же осуществится и их стремление ощутить себя творцом, юным художником.




Тематический план занятий по программе «Мозаика»


1 класс (1 час в неделю)

р/п

Дата

Название разделов и тем

Количество часов

план

факт

всего

теор.

практ

1



Введение: правила ТБ

1

1


I



Пластилинография

7



2



Вводное занятие. «Путешествие в Пластилинию».


1

1

3



Плоскостное изображение. «Осень».



1

4



Знакомство со средствами выразительности. «Червячок в яблочке».



1

5

6



«Кактус в горшке»



1

7

8



Плоскостное изображение. «Рыбка»



2

II



Бумагопластика

8



1



Вводное занятие «Технология изготовления поделок на основе использования мятой бумаги».

«Волшебные комочки».


1


2



Фрукты



1

3



«Чудо – дерево»



1

4



Птенчики



1

5



«Снегирь»



1

6



Открытка к Новому году



1

7

8



Праздничный салют



2

I I I



Бисероплетение

5



1



Вводное занятие. Основные виды бисерного искусства. Техника безопасности.


1


2



Знакомство с основными технологическими приемами (проволка


1


3



Параллельное низание.


1


4

5



Плоскостные миниатюры в технике параллельного низания - утенок.



2

I V



Изготовление кукол

4



1

2



Вводное занятие. История бумажной куклы. Техника безопасности


1


3




Кукла на картонной основе.



1

4




Дом и гардероб для куклы.

Итоговое занятие



2

V



Изобразительное искусство

6






Рисование по сказкам Пушкина.


1

1




Персонажи любимых сказок.



1




Декоративно-прикладное творчество: «Матрёшка». «Дымковская игрушка»



2




Моя любимая игрушка.



1

V I



Знакомство с известными художниками и картинами

2



1

2



Государственная Третьяковская галерея

Иван Шишкин «Утро в сосновом лесу»


2


Итого: 33 часа




2 класс обучения (1 час в неделю)


чет

р/п

Дата

Название разделов и тем

Количество часов

план

факт

всего

теор.

практ

I



Введение: правила ТБ

1



1



Чему будем учиться на занятиях. Цвет. Цветовой круг.


1


II



Пластилинография

7



2

3

4



Полуобъемное изображение на плоскости. «Мультипликационные герои».


1

2

5

6



Жанр изобразительного искусства - натюрморт. «Осенний натюрморт»


1

1

7

8



Жанр изобразительного искусства – портрет. «Веселый клоун»


1

1

III



Бумагопластика

8



1

2



История бумаги. Технологии работы с бумагой


1

1

3

4



Цветы из бумаги.



2

5

6



Снежинки



2

7

8



Новогодняя открытка



2

III



Бисероплетение

5



1

2

3



Техника параллельного низания. «Мышка», «Кит»


1

1

4

5

6



Техника параллельного низания.

«Бабочка»



2

7

8

9

10



Аппликация из бисера. «Подарок к 8 марта»



1

I V



Изготовление кукол

4



1

2

3



Народная кукла.

Русские обряды и традиции


1

1

4

5

6

7



Бесшовные куклы




2

V



Изобразительное искусство


7






Рисование пейзажа по времени года.



1




Рисование по сказкам Пушкина Героиня из сказки Царевна-Лебедь.


1

1




Декоративно-прикладное творчество: росписи «Гжель», «Хохлома»


2

2

VI



Знакомство с известными художниками и картинами

2



1

2



Государственная Третьяковская галерея

Иван Айвазовский «Девятый вал»

Сальвадор Дали «Корабль»


2


Итого: 35 часов






3 класс обучения (1 час в неделю)


р/п

Дата

Название разделов и тем

Количество часов

план

факт

всего

теор.

практ

I



Введение: правила техники безопасности

1



1



Вводное занятие


1





Пластилинография – как способ декорирования

7



2



Вводное занятие. Декоративно – прикладное искусство в интерьере.


1


3

4



Фоторамка



2

5



Подсвечник



1

6

7



Ваза



2

8



Изготовление изделия на выбор



1

II



Бумагопластика

8



1



Что такое бумажное конструирование? Основы конструирования из бумаги


1


2

3

4



Конструирование из бумажных полос



3

5

6



Базовые фигуры (цилиндры и конусы) и приемы работы



2

7

8



Квилинг


1

1

III



Бисероплетение

6



1

2

3



Техника «французского» плетения


1

1

4

5

6

7



Бисерные «растения» в горшочках



2

8

9

10



Объемные картины – панно, выполненные на проволоке



2

V



Изготовление кукол

4



1



Сувенирная кукла.


1


2




Символика оберегов.

Оберег.




1

3

4



Изготовление оберегов.




1

5



Домовенок.



1

VI



Изобразительное искусство


7






Рисование пейзажа по времени года.



1




Рисование по сказкам Пушкина Герои из сказки о царе Салтане


1

1




Декоративно-прикладное творчество: росписи «Жостовский поднос», «Городецкая роспись»


2

2

VII



Знакомство с известными художниками и картинами

2






Государственная Третьяковская галерея

Василий Верещагин «Не замай – дай подойти»

Марк Шагал «Музыканты»


2


Итого: 35часов




4 класс обучения (1 час в неделю)


р/п

Дата

Название разделов и тем

Количество часов

план

факт

всего

теор.

практ

I



Введение: правила техники безопасности

1



1



Вводное занятие


1





Пластилинография – как способ декорирования

7



2



Вводное занятие. Пластилиновые мультики


1


3



Как это делается, история создания мультиков


1


4



Работа над мультфильмом.

Сочинение сказки, сюжета.



1

5



Выполнение эскиза героев и декораций




1

6

7




Изготовление главных героев




2

8



Съемка мультфильма, постановка.



1

II



Бумагопластика

8



1



Оригами. История.


1


2

3

4

5

6



Оригами. Складывания фигурок из бумаги.


1

6

III



Бисероплетение

6



1



Вводное занятие


1


2



Низание бисера “в две нити”



1

3




Низание бисера “в одну нить”



1

4

5

6



Плетение брошек и подвесок


1

1

7

8

9



Работа по замыслу детей



1

IV



Изготовление кукол

4



1



Сувенирная кукла.


1


2



Мягкая игрушка.



1

3



Изготовление пупсов из капрона




1

4




Изготовления кукол из ниток




1

V



Изобразительное искусство


7



1



Рисование пейзажа по времени года.



1

2



Рисование по сказкам Пушкина. Герои любимых сказок.


1

2

3



Декоративно-прикладное творчество: роспись «Дымковская игрушка»



2

4



Портрет мамы.



1

VI



Знакомство с известными художниками и картинами

2



1

2



Государственная Третьяковская галерея

Константин Юон «Купола и ласточки»

Игорь Грабарь «Рябинка»

Мартирос Сарьян «Идущая женщина»


2


Итого: 35часов

Литература


Дополнительная литература:


  1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Волшебный квадрат. – Издательство Дом «Литера», 2003 г.


  1. Бельтюкова Н., Петров С., Кард В. Учимся лепить: Папье-маше. Пластилин. – М.: Из-во «ЭКСМО», 2001г.


  1. Гольперштейн Л.Я. Наши руки не для скуки. Поделки папье-маше. Бумажные цветы. – М.: «РОСМЕН», 1997 г.


  1. Золоторева Елена. Подарки из бисера. – М.: «Айрис-Пресс», 2009 г.


  1. Кубякова Наталья. Поделки из ткани. М.: «Айрис-пресс», 2006г.


  1. Финягин В.В. Уроки ремесла. Учимся у народных умельцев. – М.: «Астрель» 2001 г.


  1. Рубрика: Государственная Третьяковская галерея в журнале «Крестьянка», 1998г.


  1. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Величкина Г.А. Изобразительное искусство. 1 класс. – М.: «Просвещение» 2010 г.


  1. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Величкина Г.А. Изобразительное искусство. 2 класс. – М.: «Просвещение» 2010 г.



  1. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Величкина Г.А. Изобразительное искусство. 3 класс. – М.: «Просвещение» 2010 г.


  1. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Величкина Г.А.Творческая тетрадь к учебнику Изобразительное искусство. 3 класс. – М.: «Просвещение» 2010 г.


  1. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. – М.: «Дрофа» 2007 г.


  1. Сайт: https://ru.wikipedia.org/wiki/


  1. Сайт: http://www.artonline.ru/glossary


  1. Сайт: http://www.old-cherdak.com.ua/viewtopic.php?p


  1. Сайт: http://paintingart.ru/encyclopaedia/term.html








































Приложения



Приложение 1


Терминологический словарь

к программе «Мозаика»


  • Авторская кукла – особое направление современного прикладного творчества, чаще всего выполняется в единственном экземпляре.

  • Барельеф – вид рельефа, в котором фигуры слегка возвышаются над фоном.

  • Бисер (бусины) — маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку.

  • Бисероплетение — вид декоративно-прикладного искусства , рукоделия - создание украшений, художественных изделий из бисера , к которой , в отличие от других техник где он применяется ( ткачество с бисером , вязание с бисером , плетение из проволоки с бисером - так называемых бисерных плетений , бисерной мозаики и вышивки бисером ) бисер является не только декоративным элементом , но и конструктивно-технологическим .

  • Горельеф – вид рельефа, в котором фигуры выступают более чем на половину своего объема.

  • Декоративность – общая художественная выразительность. Красота изделия в целом.

  • Задача – то, что требует исполнения, разрешения. Это работа или часть ее, выполненная определенным способом в определенный период.

  • Инструкция — содержащий правила, указания или руководства, устанавливающих порядок и способ выполнения или осуществления чего-либо.

  • Интерьер – художественно оформленное убранство помещения.

  • Кукла — предмет в виде человека или животного, сделанный из фарфора, пластика, бумаги, дерева и других материалов. Слово «кукла» используется не только в прямом, но и в переносном смысле.

  • Куклы-актёры — самостоятельный вид средств для изображения или обозначения внешности активно или пассивно действующих персонажей в спектаклях, эстрадных миниатюрах, фильмах, телепрограммах и в других аналогичных произведениях искусства.

  • Кокошник – от слова «кокош» - курица. Убор замужних женщин, молодух. Носили до рождения первого ребенка.

  • Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей.

  • Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

  • Народная игрушка – неотъемлемый элемент каждой этнической культуры, специальный предмет, использующийся в детских играх.

  • Обряд – совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются традиции.

  • Обрядовые куклы – служили изображением духов и божеств, выполняли функции талисманов и оберегов, выступали в роле символа в ритуальных играх и представлениях, а также были средством передачи детям религиозных верований и приобщения их к традиционной культуре народа.

  • Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин.

  • Рельеф – один из видов скульптуры, в переводе с французского означает «выпуклое изображение на плоскости».

  • Силуэт — ограниченное контуром отображение чего-либо.

  • Символ – то, что служит условным знаком какого – либо понятия, явления, идеи.

  • Сувенир (фр. souvenir - воспоминание, память) — предмет, предназначенный напоминать о чём-то.

  • Сувенирная кукла - относится к куклам-игрушкам, перешедшим в пассивную категорию интерьерных кукол, предназначенных для украшения.

  • Технология – совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве.

  • Традиция — набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

  • Тряпичная кукла – детская кукла – игрушка, выполненная из ткани. Одна из самых распространенных в мире.

  • Эскиз (фр. esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз — быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как готовая работа, часто состоит из множества перекрывающих линий.










Приложение 2


Техника безопасности на занятиях:


Инструкция по охране труда для учащихся при работе в кабинете

1. Общие положения.

К занятиям в кабинете допускаются учащиеся, которые прошли медицинский осмотр, специальное обучение, инструктажи по охране труда, о безопасных методах работы.

Тщательно придерживайтесь правил личной гигиены и санитарных норм на рабочем месте.

Выполняйте только ту работу, которую поручил учитель, руководитель.

2. Требования безопасности перед началом урока.

Приходить на урок за 5 минут до звонка.

Открывает кабинет учитель.

Входить и выходить из кабинета спокойно, согласно правилам внутреннего распорядка.

Садится на свое место, согласно схеме посадки, установленной учителем.

Приготовить к уроку свое рабочее место. На рабочем месте ничего не должно быть лишнего. Инструменты на столе располагайте так, что бы предотвратить их падение.

Надеть спецодежду, волосы спрятать под головной убор (косынка, берет).

Не загромождать проходы между столами посторонними предметами.

3. Требования безопасности на уроке.

Во время работы соблюдать тишину, быть внимательными и дисциплинированными на уроке, точно выполнять указания учителя.

Соблюдать порядок на своем рабочем месте.

Нельзя брать письменные принадлежности, инструменты, приспособления у одноклассников во время урока, отвлекать других учащихся.

Не играть колющими и режущими предметами (игла, спицы, ножницы, ножи).

Не пользоваться посторонними предметами, представляющими опасность для жизни детей (фонарики, петарды).

Бережно относитесь к имуществу, находящемуся в кабинете, не рисовать на партах.

4. Требования безопасности по окончании урока.

Урок заканчивается подведением итогов работы.

Не оставлять рабочего места без разрешения учителя.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

В случае аварийной ситуации немедленно сообщить учителю или администрации школы.

В случае непредвиденных обстоятельств необходимо соблюдать спокойствие и порядок, слушать указания учителя.



Инструкция по охране труда для учащихся при работе с тканью

1. Общие положения.

К выполнению работ с тканью допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр, изучившие правила безопасной работы и инструктаж по охране труда, имеющие знания выполняемого вида работ, одетые в рабочую форму.

Опасные производственные факторы:

уколы пальцев рук иголками и булавками при работе без напёрстка;

травмирование рук при неаккуратном обращении с ножницами и при работе на швейной машине;

поражение электрическим током при работе на электрической швейной машине.

При выполнении работ с тканью используется специальная одежда для учащихся: индивидуальный хлопчатобумажный халат или фартук с нарукавниками и головной убор (колпак или косынка). При работе на электрической швейной машине используется диэлектрический коврик.

2. Требования безопасности перед началом работ

Надеть спецодежду, волосы заправить под косынку или колпак.

Проверить отсутствие ржавых иголок и булавок.

Убедиться в наличии и исправности защитного заземления (зануления) корпуса электрической швейной машины, наличие диэлектрического коврика на полу около машины.

3. Требования безопасности во время работы

Хранить иголки и булавки в определённом месте (подушечке, специальной коробке и пр.), не оставлять их на рабочем месте.

Не пользоваться при работе ржавыми иголками и булавками, ни в коем случае не брать иголки и булавки в рот.

Шить иголками только с напёрстком.

Выкройки к ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя.

Ножницы хранить в определённом месте, класть их сомкнутыми острыми концами от себя, передавать друг другу ручками вперёд.

Не наклоняться близко к движущимся частям швейной машины.

Не держать пальцы рук около лапки швейной машины во избежание прокола их иглой.

Перед стачиванием изделия на швейной машине убедиться в отсутствии булавок или иголок на линии шва.

Не откусывать нитки зубами, а отрезать их ножницами.

4. Требования безопасности по окончанию работ

Отключить швейную машину от сети.

Проверить наличие рабочего инструмента и привести в порядок рабочее место.

Снять спецодежду, тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

5. Требования безопасности в аварийной ситуации

При неисправности в работе швейной машины, работу прекратить, отпустить педаль пуска швейной машины и сообщить об этом учителю. Работу продолжать после устранения неисправности.

В случае поломки швейной иглы или булавки, обломки их не бросать на пол, а убирать в урну.

При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.


Инструкция по охране труда для учащихся при работе с электрическим утюгом

1. Общие положения

К работе с электрическим утюгом допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр, изучившие правила безопасной работы, прошедшие инструктаж по охране труда, имеющие знания выполняемого вида работ, одетые в рабочую форму.

Опасные производственные факторы:

ожоги рук при касании нагретых металлических частей утюга или паром при обильном смачивании материала;

возникновение пожара при составлении включенного в сеть утюга без присмотра;

поражение электрическим током.

Рабочее место должно быть оборудовано защитными приспособлениями (резиновый коврик, несгораемая подставка под утюг).

При работе с электрическим утюгом используется специальная одежда: индивидуальный хлопчатобумажный халат или фартук с нарукавниками и головной убор (берет или косынка), а также диэлектрический коврик.

2. Требования безопасности перед началом работ

Проверить исправность сетевого шнура и вилки.

Поместить шнур в специальный держатель.

Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.

Убедиться в наличии термостойко подставки для утюга и диэлектрического коврика на полу около места для глажения.

3. Требования безопасности во время работы

Включать электрический утюг в сеть и выключать сухими руками. Не касаться мокрыми руками сетевого шнура, рукоятки переключателя.

Работать с утюгом, стоя на резиновом коврике.

Остерегаться одновременного прикасания руками к утюгу и трубам отопления и др. заземленной арматуре.

Следить за правильным выбором режима работы утюга.

При работе следить за тем, чтобы горячая подошва утюга не касалась электрического шнура.

Во избежание ожогов рук не касаться горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно материал водой.

Следить за нормальной работой утюга, отключать электрический утюг от сети только за вилку, а не дёргать шнур.

4. Требования безопасности по окончанию работ

Отключить электрический утюг от электросети, не выключать вилку из штепсельной розетки рывком за шнур.

Не класть шнур с вилкой на утюг, избегать прикосновений к горячим частям утюга.

Привести в порядок рабочее место.

Снять спецодежду и вымыть руки.

5. Требования безопасности в аварийной ситуации

При возникновении неисправности в работе электрического утюга, появлении искрения и т.д., немедленно прекратить работу, отключить утюг и сообщить учителю об аварийной ситуации.

При получении травмы оказать первую помощь пострадавшим, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.






















Приложение 3


Фотовыставка





26



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!