Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов Протокол № ___ от «__»__________20_г. | «Согласовано» Заместитель директора по ВР _____________/______________/ ФИО «__»____________20___г. | «Утверждено» Директор школы _____________Славгородская Ю.В Приказ № ___ от «__»__________20_г. |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ САВДЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ.И.Т.ТАРАНОВА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности в соответствии со стандартом второго поколения
по курсу «Волшебные нотки»
для обучающихся1-4 классов
класс
Срок реализации 4 года Автор: М.Ю.Емельянова
Возраст: с 6 лет
х.Савдя,2017 год.
Пояснительная записка
Введение
Рабочая программа курса «Волшебные нотки» для 1-4 классов разработана на основе примерной программы, рекомендованной Министерством образования РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения в соответствии с Образовательной программой МБОУ Савдянская СОШ им. И.Т.Таранова.
Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно- эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.
Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там.
Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного образования. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.
Цель и задачи программы
Цель – Формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению, исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность, приобщение к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.
Задачи:
1.Расширить знания обучающихся об истории Родины, ее певческой культуре на основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
2.Развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, творческое воображение.
3.Формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры.
4.Помочь учащимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.
Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.
Программа предполагает реализацию следующих принципов:
1)Принцип всестороннего развития. Обучение пению не должно замыкаться только на привитии певческих навыков и развитии голоса. Следует решать задачи воспитания и общего развития детей. Общение с музыкальным искусством – мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника.
2) Принцип сознательности предполагает формирование сознательного отношения к певческой деятельности, сознательного освоения знаний, умений и навыков в пении. Задача педагога – научить ребенка сознательно контролировать собственное звучание, определять его достоинства и недостатки.
3) Принцип посильной трудности. Продолжительность первых занятий будет зависеть от концентрации внимания ребенка. В то же время, воспитанник должен осознавать, что пение – это труд, что усидчивость и воля являются гарантией успеха в творческой деятельности.
4) Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений.
5) Принцип единства художественного и технического развития голоса. Задача технического развития голоса должна быть полностью подчинена художественным целям.
Особое место уделяется концертной деятельности: обучающиеся исполняют произведения в рамках школьных, поселковых праздников, посвященных разным памятным датам. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.
. Методы и формы курса «Волшебные нотки»
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов студии осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимания стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
Творческий метод: используется в данной программе как важнейший художественно – педагогический метод, определяющий качественно – результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляется во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально – сценической театрализации.
В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
Метод импровизации и сценического движения: это один из основных производных программы. Требование времени – умения держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом. Методическое обеспечение программы внеурочной деятельности:
1.Метод - распевание. Ряд упражнений и методов для подготовки голосового аппарата. Под аккомпанемент фортепиано и а капелла.
2.Метод - работа над текущим репертуаром. Здесь надо переключать внимание детей на разные по характеру произведения, активизируя их восприятие, это улучшает результаты творческой деятельности.
3.Метод проверки индивидуального звучания голосов в процессе общей работы. Используется магнитофон и микрофон на длинном шнуре. В ходе совместного пения отдельные участники в течение 10-15 секунд поют в микрофон, предварительно назвав себя. Далее микрофон передается соседу и он, также назвав имя, поет в микрофон. Получается возможность индивидуальной проверки. Все учащиеся с интересом прослушивают запись, открывая для себя собственные исполнительские достоинства и негативные стороны. 4.Метод называемый «разрядка» - это просмотр видео записей, прослушивание аудио записей, музыкальная викторина и даже небольшая разминка – «дискотека». 5.Сотрудничество с родителями учащихся и их помощь. Концерты, проводимые для родителей.
6.Участие участников кружка в школьных и районных мероприятиях.
7.Учащиеся 4 классов участвуют в составлении музыкальных кроссвордов, а учащиеся 1-3 классов участвуют в конкурсе рисунков «Я рисую музыку».
Количество часов программы внеурочной деятельности
и их место в учебном плане
Программа внеурочной деятельности по нравственно – эстетическому направлению «Волшебные нотки» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 2 часа в неделю: 1-4 класс — 66 часов в год.
Режим проведения занятий:
1-ый год обучения 2 часа в неделю,8 часов в месяц.
2-ой год обучения 2 часа внеделю,8 часов в месяц.
3-ий год обучения 2 часа в неделю, 8 часов в месяц.
4-ый год обучения 2 часа в неделю,8 часов в месяц.
Результата освоения программы «Волшебные нотки» учащиеся должны:
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами:
Занятий по программе вокального кружка являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическаякомпетентность;
- приобретение опыта в вокально-творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
-участие в концертах, мероприятиях, умение чувствовать исполняемое произведение, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
- развитие сольной деятельности: наличие интереса к вокальному искусству, стремление к вокалу.
– творческому самовыражению (пение сольно и ансамблем); умение услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство; умение самостоятельно и осознано высказать собственные предпочтения произведениям различных стилей и жанров
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс(66 часов)
1.Вокально-хоровая работа.(31 ч.)
Прослушивание голосов-2 ч.; Певческая установка-3 ч. ; Распевание-3 ч. ; Дирижерские жесты- 2 ч.; Унисон -3 ч.; Вокальная позиция- 3 ч.; Звуковедение- 3 ч. ;
Дикция-3 ч.; Двухголосие -5 ч.; Работа с солистами-4 ч.
2 Музыкально-теоретическая подготовка (15 ч.)
Основы музыкальной грамоты-6 ч.; Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти-6 ч.; Развитие чувства ритма-3 ч.
3. Теоретико-аналитическая работа(10ч.)
Беседа о гигиене певческого голоса-3 ч.; Народное творчество- 3 ч.; Беседа о творчестве композиторов –классиков-2ч.; Беседа о творчестве современных композиторов-1 ч.; Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении-1 ч.
4 Концертно-исполнительская деятельность(10ч.)
Праздники, выступления-10 ч.
2 класс(68 часов)
1 .Вокально-хоровая работа (39 ч.)
Прослушивание голосов-2 ч.; Распевание -8 ч.; Пение учебно-тренировочного материала-4 ч.; Приемы исполнения а,cappella- 4ч.; Индивидуальная вокальная работа-3 ч.; Плясовые народные песни- 5 ч.; Двухголосие-5 ч. ; Дикция-3 ч.; Звуковедение-5 ч.
2 Музыкально-теоретическая подготовка (10 ч.)
Основы музыкальной грамоты-4 ч.; Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти-3ч.; Развитие чувства ритма-3 ч.
3 Теоретико –аналитическая работа (15 ч.)
Беседа о гигиене певческого голоса-5ч.; Беседа о творчестве композиторов-классиков-10 ч.
4 Концертно-исполнительская деятельность (4 ч.)
Отчетный концерт- 4 ч.
3 класс(66 часов)
1Вокально-хоровая работа (29 ч.)
Прослушивание голосов-2 ч.; Певческая установка-2 ч.; Унисон- 3 ч.; Приемы исполнения а,cappella- 3 ч.; Народный ансамбль: приемы исполнения-3ч.; Приемы импровизации-3 ч.; Дикция-3 ч.; Двухголосие -4ч.; Работа с солистами-3 ч.; Творческий отчет-3 ч.
2 Музыкально-теоретическая подготовка(15 ч.)
Основы музыкальной грамоты – 5 ч.; Развитие чувства ритма-5 ч.; Развитие музыкального слуха-5 ч.
3 Теоретико-аналитическая работа (8ч.)
Беседа о гигиене певческого голоса-2 ч.; Беседа о творчестве современных композиторов-4 ч.; Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении -2 ч.;
4 Концертно-исполнительская деятельность (14 ч.)
Открытый урок для родителей-2 ч.; Праздники , выступления-6 ч.; Экскурсии, концерты-6 ч.
4 класс (66 часов)
1 Вокально-хоровая работа(31 ч.)
Прослушивание голосов-2 ч.; Вокальная позиция-2 ч.; Распевание -6 ч.; Двухголосие-4 ч.; Дикция-2 ч.; Пластическое интонирование-4 ч.; Фонограмма , ее особенности и возможности-4 ч.; Приемы работы с микрофоном-2 ч.; Певческая установка, дыхание-2 ч.; Сводные репетиции-3 ч.
2 Музыкально-теоретическая подготовка(10 ч.)
Основы музыкальной грамоты-4 ч.; Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти-4ч.; Развитие чувства ритма-2 ч.
3.Теоретико-аналитическая работа(10 ч.)
Беседа о творчестве современных композиторов-3 ч.; Народное творчество-3 ч.; Просмотр выступления детей музыкальной школы -4ч.
4 .Концертно-исполнительская деятельность(15 ч.)
Сводные репетиции-4 ч. ;Открытый урок для родителей-1 ч.; Праздники, выступления-6 ч.; Экскурсии, концерты,театры-4ч.
Календарно-тематическое планирование
курса «Волшебные нотки»
1 класс
№ урока | Тема урока | Дата | Кол-во часов | Виды деятельности на уроке |
1-2 | Введение. Прослушивание голосов. | 1.09 7.09 | 2 | Правила поведения, техника безопасности в учебном кабинете, знакомство с коллективом. Концерт-презентация учащихся предыдущих лет обучения. Искусство пения – искусство души и для души. Музыка в нашей жизни. |
3-5 | Знакомство с голосовым аппаратом. Певческая установка. | 8.09 14.09 15.09 | 3 | Путешествие в королевство. Пение. Определение примарной зоны звучания. |
6-8 | Певческая установка. Унисон. Распевание. | 21.09 22.09 28.09 | 3 | Выработка правильной осанки при пении. Разучивание распевания «Горошина».Разучивание песни Г.Гладкова «Песня о дружбе». |
9-10 | Дирижерский жест. | 29.09 5.10 | 2 | Усвоение основных дирижерских жестов. Разучивание песни Г. Гладкова «Песня о дружбе». |
11-13 | Унисон. Праздничный концерт ко Дню учителя. | 6.10 12.10 13.10 | 3 | Участие детей в праздничном концерте. |
14-16 | Ровно 7 цветов у радуги, а у музыки – 7 нот. | 19.10 20.10 26.10 | 3 | Работа над чистым интонированием поступенных мелодий в пределах октавы; «Птица-музыка» - разучивание |
17-19 | Мелодия – душа музыки. | 27.10 9.11 10.11 | 3 | Работа над мелодическим слухом. |
20-22 | Дикция. | 16.11 17.11 23.11 | 3 | Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное. Важность умения говорить правильно в жизни человека. Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста. Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки. |
23-27 | Песни из любимых мультфильмов. | 24.11 30.11 1.12 7.12 8.12 | 5 | «Песенка друзей» из м/ф «Бременские музыканты», «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка». |
28-29 | Тембр – окраска звука. | 14.12 15.12 | 2 | Работа над чистым интонированием постепенных и скачкообразных мелодий в пределах октавы. |
30-31 | Вокруг елки хоровод. | 21.12 22.12 | 2 | Разучивание. |
32-37 | Ритм – основа жизни и музыки. | 11.01 12.01 18.01 19.01 25.01 26.01 | 6 | Упражнение на развитие ритма. |
38-40 | Песня «Моя Россия». | 1.02 2.02 8.02 | 3 | Разучивание. |
41-43 | Темп – скорость музыки. | 9.02 15.02 16.02 | 3 | Вокальные импровизации на стихи А. Барто. В Баснер «С чего начинается Родина». |
44-45 | П.И. Чайковский. «Детский альбом». | 1.03 2.03 | 2 | Пластическое интонирование «Марш деревянных солдатиков». |
46 | Мои любимые песни. | 15.03 | 1 | Исполнение. |
47 | Игра «догадайся, кто поет». | 16.03 | 1 | Работа над чистым интонированием постепенных и скачкообразных мелодий в пределах октавы. |
48-49 | Урок мужества. | 22.03 23.03 | 2 | Исполнение песен военных лет. |
50-51 | «Угадай мелодию». | 5.04 6.04 | 2 | Игра название детских песен. |
52-53 | П.И. Чайковский «Вальс цветов» | 12.04 13.04 | 2 | Ритмические упражнения. Видеосюжет из мультипликационного фильма со звучанием «Вальса цветов». Пластическое интонирование. |
54-55 | Динамика – сила звука. | 19.04 20.04 | 2 | Работа над расширением певческого дыхания. |
56-57 | Мои любимые песни. | 26.04 27.04 | 2 | Работа над дикцией. Составление афиши концерта. |
58-61 | Лад. Мажор. Минор. | 3.05 4.05 | 2 | Пение мажорного и минорного звукоряда. |
| | 10.05 11.05 | | |
62 | Музыкальная азбука. | 17.05 | 1 | Загадки на знание музыкальных терминов. |
63-64 | До новых встреч с музыкой. | 18.05 24.05 | 2 | Разучивание песни «Весёлый турист». Час общения. |
Календарно-тематическое планирование
курса «Волшебные нотки»
2 год обучения (68 часов), выпало 5 часов 8.03, 2.05, 3.05, 9.05, 10.05.
№ урока | Тема урока | Дата | Кол-во часов |
1-2 | Введение. Летние впечатления. | 6.09 7.09 | 2 |
3-4 | Детские песни в нашей жизни. | 13.09 14.09 | 2 |
5-6 | Осень: поэт, художник, композитор. | 20.09 21.09 | 2 |
7-8 | Озорные песенки из мультфильмов. | 27.09 28.09 | 2 |
9-10 | Осенние песни. | 4.10 5.10 | 2 |
11-12 | Танцуют и поют все дети! | 11.10 12.10 | 2 |
13-14 | Звуки и краски голоса. | 18.10 19.10 | 2 |
15-16 | Песни детских кинофильмов. | 25.10 26.10 | 2 |
17-18 | Мелодия – душа музыки. | 8.11 9.11 | 2 |
19-20 | Вокальный портрет сказочных героев. | 15.11 16.11 | 2 |
21-22 | Песни из любимых мультфильмов. | 22.11 23.11 | 2 |
23-24 | Игры. Хороводные песни и шутки. | 29.11 30.11 | 2 |
25-26 | Зима: поэт, художник, композитор. | 6.12 7.12 | 2 |
27-28 | Новогодний калейдоскоп. | 13.12 14.12 | 2 |
29-30 | Новогодний карнавал. | 20.12 21.12 | 2 |
31-32 | Ритм – основа жизни и музыки. | 27.12 28.12 | 2 |
33-34 | Музыкальные игры и загадки. | 17.01 18.01 | 2 |
35-36 | Картины природы в песнях и сказках. | 24.01 25.01 | 2 |
37-39 | Музыкальная шкатулка. | 31.01 1.02 7.02 | 3 |
40-42 | Музыкальные инструменты. | 8.02 14.02 15.02 | 3 |
43 | Россия – Родина моя. | 21.02 | 1 |
44 | Добрым быть совсем не просто. | 22.02 | 1 |
45-48 | Волшебная страна звуков. | 28.02 1.03 7.03 14.03 | 4 |
49 | Игра «Маленькая страна – школа моя». | 15.03 | 1 |
50 | Весна: поэт, художник, композитор. | 21.03 | 1 |
51 | Весенний вальс. | 22.03 | 1 |
52 | «Угадай мелодию». | 4.04 | 1 |
53 | Сколько песен мы с вами вместе… | 5.04 | 1 |
54 | Песенки из мультфильмов. | 11.04 | 1 |
55 | Краски музыки и голоса. | 12.04 | 1 |
56 | Колыбельные песни. | 18.04 | 1 |
57 | В гостях у музыки. | 19.04 | 1 |
58-59 | Музыкальная страна. | 25.04 26.04 | 2 |
60-61 | Мелодии дня. | 16.05 17.05 | 2 |
62 | Необычные звуки и голоса. | 23.05 | 1 |
63 | Летний день, замечательный праздник. | 24.05 | 1 |
Критерии оценки знаний, умений и навыков.
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.