СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность "Волшебные нотки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса «Волшебные нотки» для 1-4 классов разработана на основе примерной программы, рекомендованной Министерством образования РФ  в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения в соответствии с Образовательной программой  МБОУСавдянская СОШ им. И.Т.Таранова.

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Волшебные нотки"»


Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов

Протокол № ___

от «__»__________20_г.


«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

_____________/______________/

ФИО

«__»____________20___г.


«Утверждено»

Директор школы

_____________Славгородская Ю.В

Приказ № ___

от «__»__________20_г.





МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ САВДЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМ.И.Т.ТАРАНОВА


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


внеурочной деятельности в соответствии со стандартом второго поколения

по курсу «Волшебные нотки»

для обучающихся1-4 классов

класс










Срок реализации 4 года Автор: М.Ю.Емельянова

Возраст: с 6 лет






х.Савдя,2017 год.


  1. Пояснительная записка



    1. Введение


Рабочая программа курса «Волшебные нотки» для 1-4 классов разработана на основе примерной программы, рекомендованной Министерством образования РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения в соответствии с Образовательной программой МБОУ Савдянская СОШ им. И.Т.Таранова.

Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно- эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.

Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там.

Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного образования. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.

    1. Цель и задачи программы

      Цель – Формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению, исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность, приобщение к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.

       Задачи:

 1.Расширить знания обучающихся об истории Родины, ее певческой культуре на основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен. Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому  наследию, пониманию и уважению певческих традиций.

 2.Развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость,  творческое воображение.

 3.Формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры.

 4.Помочь учащимся овладеть практическими  умениями и навыками в  вокальной  деятельности.

Вокальная педагогика учитывает, что каждый  обучающийся  есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.

           Программа предполагает реализацию следующих принципов:

          1)Принцип всестороннего развития. Обучение пению не должно замыкаться только на привитии певческих навыков и развитии голоса. Следует решать задачи воспитания и общего развития детей. Общение с музыкальным искусством – мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника.

         2) Принцип сознательности предполагает формирование сознательного отношения к певческой деятельности, сознательного освоения знаний, умений и навыков в пении. Задача педагога – научить ребенка сознательно контролировать собственное звучание, определять его достоинства и недостатки.

        3) Принцип посильной трудности. Продолжительность первых занятий будет зависеть от концентрации внимания ребенка. В то же время, воспитанник должен осознавать, что пение – это труд, что усидчивость и воля являются гарантией успеха в творческой деятельности.

        4) Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении певческого репертуара и вокальных упражнений.

        5) Принцип единства художественного и технического развития голоса. Задача технического развития голоса должна быть полностью подчинена художественным целям.

         Особое место уделяется концертной деятельности: обучающиеся исполняют  произведения   в рамках школьных, поселковых праздников, посвященных разным памятным датам. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.



    1. . Методы и формы курса «Волшебные нотки»

В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.

Стилевой подход: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов студии осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимания стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

Творческий метод: используется в данной программе как важнейший художественно – педагогический метод, определяющий качественно – результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляется во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально – сценической театрализации.

В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.

Системный подход: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

Метод импровизации и сценического движения: это один из основных производных программы. Требование времени – умения держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом. Методическое обеспечение программы внеурочной деятельности:

1.Метод - распевание. Ряд упражнений и методов для подготовки голосового аппарата. Под аккомпанемент фортепиано и а капелла.

2.Метод - работа над текущим репертуаром. Здесь надо переключать внимание детей на разные по характеру произведения, активизируя их восприятие, это улучшает результаты творческой деятельности.

3.Метод проверки индивидуального звучания голосов в процессе общей работы. Используется магнитофон и микрофон на длинном шнуре. В ходе совместного пения отдельные участники в течение 10-15 секунд поют в микрофон, предварительно назвав себя. Далее микрофон передается соседу и он, также назвав имя, поет в микрофон. Получается возможность индивидуальной проверки. Все учащиеся с интересом прослушивают запись, открывая для себя собственные исполнительские достоинства и негативные стороны. 4.Метод называемый «разрядка» - это просмотр видео записей, прослушивание аудио записей, музыкальная викторина и даже небольшая разминка – «дискотека». 5.Сотрудничество с родителями учащихся и их помощь. Концерты, проводимые для родителей.

6.Участие участников кружка в школьных и районных мероприятиях.

7.Учащиеся 4 классов участвуют в составлении музыкальных кроссвордов, а учащиеся 1-3 классов участвуют в конкурсе рисунков «Я рисую музыку».



    1. Количество часов программы внеурочной деятельности

и их место в учебном плане


Программа внеурочной деятельности по нравственно – эстетическому направлению «Волшебные нотки» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 2 часа в неделю: 1-4 класс — 66 часов в год.


Режим проведения занятий:

1-ый год обучения 2 часа в неделю,8 часов в месяц.

2-ой год обучения 2 часа внеделю,8 часов в месяц.

3-ий год обучения 2 часа в неделю, 8 часов в месяц.

4-ый год обучения 2 часа в неделю,8 часов в месяц.

    1. Результата освоения программы «Волшебные нотки» учащиеся должны:


Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами:

Занятий по программе вокального кружка являются:

- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;

- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.

Метапредметными результатами являются:

- овладение способами решения поискового и творческого характера;

- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическаякомпетентность;

- приобретение опыта в вокально-творческой деятельности.

Личностными результатами занятий являются:

-участие в концертах, мероприятиях, умение чувствовать исполняемое произведение, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.

- развитие сольной деятельности: наличие интереса к вокальному искусству, стремление к вокалу.

– творческому самовыражению (пение сольно и ансамблем); умение услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство; умение самостоятельно и осознано высказать собственные предпочтения произведениям различных стилей и жанров






















СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ



1 класс(66 часов)

1.Вокально-хоровая работа.(31 ч.)

Прослушивание голосов-2 ч.; Певческая установка-3 ч. ; Распевание-3 ч. ; Дирижерские жесты- 2 ч.; Унисон -3 ч.; Вокальная позиция- 3 ч.; Звуковедение- 3 ч. ;

Дикция-3 ч.; Двухголосие -5 ч.; Работа с солистами-4 ч.

2 Музыкально-теоретическая подготовка (15 ч.)

Основы музыкальной грамоты-6 ч.; Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти-6 ч.; Развитие чувства ритма-3 ч.

3. Теоретико-аналитическая работа(10ч.)

Беседа о гигиене певческого голоса-3 ч.; Народное творчество- 3 ч.; Беседа о творчестве композиторов –классиков-2ч.; Беседа о творчестве современных композиторов-1 ч.; Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении-1 ч.

4 Концертно-исполнительская деятельность(10ч.)

Праздники, выступления-10 ч.

2 класс(68 часов)

1 .Вокально-хоровая работа (39 ч.)

Прослушивание голосов-2 ч.; Распевание -8 ч.; Пение учебно-тренировочного материала-4 ч.; Приемы исполнения а,cappella- 4ч.; Индивидуальная вокальная работа-3 ч.; Плясовые народные песни- 5 ч.; Двухголосие-5 ч. ; Дикция-3 ч.; Звуковедение-5 ч.

2 Музыкально-теоретическая подготовка (10 ч.)

Основы музыкальной грамоты-4 ч.; Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти-3ч.; Развитие чувства ритма-3 ч.

3 Теоретико –аналитическая работа (15 ч.)

Беседа о гигиене певческого голоса-5ч.; Беседа о творчестве композиторов-классиков-10 ч.

4 Концертно-исполнительская деятельность (4 ч.)

Отчетный концерт- 4 ч.







3 класс(66 часов)

1Вокально-хоровая работа (29 ч.)

Прослушивание голосов-2 ч.; Певческая установка-2 ч.; Унисон- 3 ч.; Приемы исполнения а,cappella- 3 ч.; Народный ансамбль: приемы исполнения-3ч.; Приемы импровизации-3 ч.; Дикция-3 ч.; Двухголосие -4ч.; Работа с солистами-3 ч.; Творческий отчет-3 ч.



2 Музыкально-теоретическая подготовка(15 ч.)

Основы музыкальной грамоты – 5 ч.; Развитие чувства ритма-5 ч.; Развитие музыкального слуха-5 ч.

3 Теоретико-аналитическая работа (8ч.)

Беседа о гигиене певческого голоса-2 ч.; Беседа о творчестве современных композиторов-4 ч.; Просмотр видеозаписи выступления детей на Евровидении -2 ч.;

4 Концертно-исполнительская деятельность (14 ч.)

Открытый урок для родителей-2 ч.; Праздники , выступления-6 ч.; Экскурсии, концерты-6 ч.

4 класс (66 часов)

1 Вокально-хоровая работа(31 ч.)

Прослушивание голосов-2 ч.; Вокальная позиция-2 ч.; Распевание -6 ч.; Двухголосие-4 ч.; Дикция-2 ч.; Пластическое интонирование-4 ч.; Фонограмма , ее особенности и возможности-4 ч.; Приемы работы с микрофоном-2 ч.; Певческая установка, дыхание-2 ч.; Сводные репетиции-3 ч.

2 Музыкально-теоретическая подготовка(10 ч.)

Основы музыкальной грамоты-4 ч.; Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти-4ч.; Развитие чувства ритма-2 ч.

3.Теоретико-аналитическая работа(10 ч.)

Беседа о творчестве современных композиторов-3 ч.; Народное творчество-3 ч.; Просмотр выступления детей музыкальной школы -4ч.

4 .Концертно-исполнительская деятельность(15 ч.)

Сводные репетиции-4 ч. ;Открытый урок для родителей-1 ч.; Праздники, выступления-6 ч.; Экскурсии, концерты,театры-4ч.




Календарно-тематическое планирование

курса «Волшебные нотки»

1 класс

урока

Тема урока

Дата


Кол-во часов

Виды деятельности на уроке

1-2

Введение. Прослушивание голосов.

1.09

7.09

2

Правила поведения, техника безопасности в учебном кабинете, знакомство с коллективом. Концерт-презентация учащихся предыдущих лет обучения. Искусство пения – искусство души и для души.  Музыка в нашей жизни.

3-5

Знакомство с голосовым аппаратом. Певческая установка.

8.09

14.09

15.09

3

Путешествие в королевство. Пение. Определение примарной зоны звучания.

6-8

Певческая установка. Унисон. Распевание.

21.09

22.09

28.09

3

Выработка правильной осанки при пении. Разучивание распевания «Горошина».Разучивание песни Г.Гладкова «Песня о дружбе».

9-10

Дирижерский жест.

29.09

5.10

2

Усвоение основных дирижерских жестов. Разучивание песни Г. Гладкова «Песня о дружбе».

11-13

Унисон. Праздничный концерт ко Дню учителя.

6.10

12.10

13.10

3

Участие детей в праздничном концерте.

14-16

Ровно 7 цветов у радуги, а у музыки – 7 нот.

19.10

20.10

26.10

3

Работа над чистым интонированием поступенных мелодий в пределах октавы; «Птица-музыка» - разучивание

17-19

Мелодия – душа музыки.

27.10

9.11

10.11

3

Работа над мелодическим слухом.


20-22

Дикция.

16.11

17.11

23.11

3

Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее   и отличное.     Важность умения говорить правильно в жизни человека. Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста. Методы самостоятельной работы  по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки.


23-27

Песни из любимых мультфильмов.

24.11

30.11

1.12

7.12

8.12

5

«Песенка друзей» из м/ф «Бременские музыканты», «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка».

28-29

Тембр – окраска звука.

14.12

15.12


2

Работа над чистым интонированием постепенных и скачкообразных мелодий в пределах октавы.

30-31

Вокруг елки хоровод.

21.12

22.12

2

Разучивание.

32-37

Ритм – основа жизни и музыки.

11.01

12.01

18.01

19.01

25.01

26.01

6

Упражнение на развитие ритма.

38-40

Песня «Моя Россия».

1.02

2.02

8.02

3

Разучивание.

41-43

Темп – скорость музыки.

9.02

15.02

16.02

3

Вокальные импровизации на стихи А. Барто. В Баснер «С чего начинается Родина».

44-45

П.И. Чайковский. «Детский альбом».

1.03

2.03

2

Пластическое интонирование «Марш деревянных солдатиков».

46

Мои любимые песни.

15.03

1

Исполнение.

47

Игра «догадайся, кто поет».

16.03

1

Работа над чистым интонированием постепенных и скачкообразных мелодий в пределах октавы.

48-49

Урок мужества.

22.03

23.03

2

Исполнение песен военных лет.

50-51

«Угадай мелодию».

5.04

6.04

2

Игра название детских песен.

52-53

П.И. Чайковский «Вальс цветов»

12.04

13.04

2

Ритмические упражнения. Видеосюжет из мультипликационного фильма со звучанием «Вальса цветов». Пластическое интонирование.

54-55

Динамика – сила звука.

19.04

20.04

2

Работа над расширением певческого дыхания.

56-57

Мои любимые песни.

26.04

27.04

2

Работа над дикцией. Составление афиши концерта.

58-61

Лад. Мажор. Минор.

3.05

4.05

2

Пение мажорного и минорного звукоряда.




10.05

11.05



62

Музыкальная азбука.

17.05

1

Загадки на знание музыкальных терминов.

63-64

До новых встреч с музыкой.

18.05

24.05

2

Разучивание песни «Весёлый турист».

Час общения.
















































Календарно-тематическое планирование

курса «Волшебные нотки»

2 год обучения (68 часов), выпало 5 часов 8.03, 2.05, 3.05, 9.05, 10.05.



урока

Тема урока

Дата


Кол-во часов

1-2

Введение. Летние впечатления.

6.09

7.09

2

3-4

Детские песни в нашей жизни.

13.09

14.09

2

5-6

Осень: поэт, художник, композитор.

20.09

21.09

2

7-8

Озорные песенки из мультфильмов.

27.09

28.09

2

9-10

Осенние песни.

4.10

5.10

2

11-12

Танцуют и поют все дети!

11.10

12.10

2

13-14

Звуки и краски голоса.

18.10

19.10

2

15-16

Песни детских кинофильмов.

25.10

26.10

2

17-18

Мелодия – душа музыки.

8.11

9.11

2

19-20

Вокальный портрет сказочных героев.

15.11

16.11

2

21-22

Песни из любимых мультфильмов.

22.11

23.11

2

23-24

Игры. Хороводные песни и шутки.

29.11

30.11

2

25-26

Зима: поэт, художник, композитор.

6.12

7.12

2

27-28

Новогодний калейдоскоп.

13.12

14.12

2

29-30

Новогодний карнавал.

20.12

21.12

2

31-32

Ритм – основа жизни и музыки.

27.12

28.12

2

33-34

Музыкальные игры и загадки.

17.01

18.01

2

35-36

Картины природы в песнях и сказках.

24.01

25.01

2

37-39

Музыкальная шкатулка.

31.01

1.02

7.02

3

40-42

Музыкальные инструменты.

8.02

14.02

15.02

3

43

Россия – Родина моя.

21.02

1

44

Добрым быть совсем не просто.

22.02

1

45-48

Волшебная страна звуков.

28.02

1.03

7.03

14.03

4

49

Игра «Маленькая страна – школа моя».

15.03

1

50

Весна: поэт, художник, композитор.

21.03

1

51

Весенний вальс.

22.03

1

52

«Угадай мелодию».

4.04

1

53

Сколько песен мы с вами вместе…

5.04

1

54

Песенки из мультфильмов.

11.04

1

55

Краски музыки и голоса.

12.04

1

56

Колыбельные песни.

18.04

1

57

В гостях у музыки.

19.04

1

58-59

Музыкальная страна.

25.04

26.04

2

60-61

Мелодии дня.

16.05

17.05

2

62

Необычные звуки и голоса.

23.05

1

63

Летний день, замечательный праздник.

24.05

1
































Критерии оценки знаний, умений и навыков.


Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.


Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.


Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.







































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!