СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа (внеурочная деятельность)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Рабочая программа разработана на основе авторской программы  внеурочной деятельности «Волшебные нотки» для 5-7 классов, разработанной Смирновой Е.В., Баскаковой И.В. учителями музыки МАОУ «СОШ №40».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа (внеурочная деятельность)»

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе авторской программы внеурочной деятельности «Волшебные нотки» для 5-7 классов, разработанной Смирновой Е.В., Баскаковой И.В. учителями музыки МАОУ «СОШ №40».

       Цель: Создание условий для развития творческих способностей и духовно-нравственного становления детей среднего школьного возраста посредством вовлечения их в музыкальную деятельность.

       Задачи:

1.    Формирование первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.

2.    Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края.

3.    Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.

4.    Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

5.    Знакомство с элементами музыкальной грамоты, игры на музыкальных инструментах.

6.    Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности учащихся, воспитание их нравственных и эстетических чувств.

7.    Развитие творческих способностей школьников.

Учебно-методический комплект используемый для достижения поставленной цели:

1. Л.Б.Дмитриев “Основы вокальной методики”

2. В.П.Морозов “Вокальный слух и голос”

3. К.П.Виноградов “Работа над дикцией в хоре”

Программа рассчитана на 3 года обучения в количестве 102 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, 34 часа в год.

Формы организации образовательной деятельности:

  1. Открытые занятия.

  2. Ансамблевые выступления на праздниках.

  3. Отчетные концерты.

Формы контроля и подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности «Волшебные нотки» осуществляются следующие виды контроля:

  • предварительный – выявляющий подготовленность группы детей к слуховой и певческой деятельности, развитие интонационных, ритмических способностей,

  • текущий контроль – систематическая проверка развития мелодического, вокального и ритмического слуха, интонации, результативности обучения,

  • итоговый контроль – чистота интонирования на концертных мероприятиях, праздниках.

Список рекомендуемой дополнительной литературы для учителя и учащихся:

1.«Музыкальный букварь», автор И.В.Кошмина – М.:ОЛИСС, ДЕЛЬТА, 2005

2.«Хоровое сольфеджио: методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов». Авто: Струве Г. – М., 1988.

3.«Путешествие по Музыкальной стране». Автор: Крайнова Г.– Саратов, «Научная книга», 1996.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Важнейшей задачей внеурочной деятельности, является совокупность универсально-учебных действий (УУД), обеспечивающих компетенцию «научиться учиться», а не только освоение учащимися конкретных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Средством формирования этих действий служит технология оценки успехов.

Метапредметными результатами изучения является формирование следующих

универсальных учебных действий (УУД).

Личностными результатами изучения ансамблевого пения является формирование следующих умений:

- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собствен-ных ощущений (явления, события внутри творческого объединения, обсуждения музы-кальных произведений), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, ко-торые можно оценить как хорошие или плохие;

- называть и объяснять свои чувства и ощущения от произведений музыкального искус-ства, объяснять своё отношение к содержанию с позиции общечеловеческих нравствен-ных ценностей;

- самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в ре-зультате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить (песни о красоте родной природе, традициях русского народа, патриотизме и т.д).

Средством достижения этих результатов служат музыкальные произведения (беседы по содержанию, обращение к опыту детей, правила поведения на концертах, поведения в творческом коллективе).

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;

- проговаривать последовательность действий при исполнении произведений;

- учиться высказывать своё предположение (версию) по исполнению музыкальных про-изведений;

- с помощью педагога объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания;

выполнять практическую работу по предложенному педагогом плану;

Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной

художественно-творческой деятельности.

- учиться совместно с педагогом и другими партнерами давать эмоциональную оценку

деятельности коллектива на занятии.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью

педагога;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; пользоваться памятками;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной ра-боты всего объединения;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их

образы;

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художествен-но-творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе, творческом объединении, на концертах и следовать им.

Предметными результатами изучения является формирование следу-ющих знаний и умений. Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое, сцена.

По исполнительской деятельности:

- знать особенности исполнения песен различных жанров, их возможности для создания

образа;

- знатьправила охраны деского голоса;

- строение голосового аппарата, певческого дыхания, дикции;

- упражнения для развития детского голоса;

- знать средства исполнительской выразительности;

уметь исполнять песни;

- определять достоинства и недостатки звучания голоса;

с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу,

осуществлять контроль качества результатов собственного исполнения;

Уметь реализовывать творческий замысел.

В рамках занятия чередуются следующие виды деятельности: вокально-хоровая, слушание музыки, музыко-ритмическая.

Программа предусматривает в ходе занятий применение приемов дыхательной гимнастики, техник становления актёрского мастерства, приемов становления сцениче-ского движения.

Одной из форм реализации программы является проектная деятельность. Социаль-ные проекты направлены на гражданское становление и патриотическое воспитание, позволяют расширить возможности самореализации для каждого обучающегося.

В результате первого года обучения ребенок должен

знать /понимать:

- строение артикуляционного аппарата;

- особенности и возможности певческого голоса;

- гигиену певческого голоса;

- понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

- понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечени я и его окончание);

- основы музыкальной грамоты;

- познакомиться с народным творчеством, вокальной музыкой русских и зарубежных композиторов;

уметь:

- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

- петь короткие фразы на одном дыхании;

- в подвижных песнях делать быстврый вдох;

- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

- петь легким звуком, без напряжения;

- на звуке ля первой октавы правильно самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

- к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.

В результате второго года обучения ребенок должен

знать /понимать:

- соблюдать певческую установку;

- понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звуко-извлечения и его окончание);

- жанры вокальной музыки;

уметь:

- правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

- точно повторить заданный звук;

- в подвижных песнях делать быстрый вдох;

- праильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;

- петь чисто и слаженно в унисон;

- петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;

- дать критическую оценку своему исполнению;

- к концу года показать результат исполнения двухголосия без музыкального сопровож-дения;

- принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива.

В результате третьего года обучения ребенок должен

знать /понимать:

- основные типы голосов;

- жанры вокальной музыки;

- типы дыхания;

- поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;

- реабилитация при простудных заболеваниях;

- образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, народное творчество;

уметь:

- петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

- петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

- петь несложные двухголосные каноны;

- импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритми-ческие модели, стихотворные тексты и др;

- исполнять образцы вокальной музыки русских и зарубежных композиторов, народное творчество.

Содержание курса внеурочной деятельности

с указанием форм и видов деятельности

Данная программа предназначена для обучения ансамблевому пению учащихся в возрасте 11 – 13 лет и рассчитана на 3 года обучения:


Год

обучения

Общее количество

часов в год

Количество часов

в неделю

Продолжительность занятий

1 год

34

1

1 раз в неделю по 1 часу

2 год

34

1

1 раз в неделю по 1 часу

3 год

34

1

1 раз в неделю по 1 часу


Содержание 5 класс

Вводное занятие: (1 час)

Практика: Звуковедение: гласные и согласные. Фонетика речевых гласных, их пение. Речевой диапазон. Требования к пению гласных.

Пение согласных. Знаменитый тезис вокальной педагогики – «язык, лежащий лодочкой или ложечкой». Назначение функции расслабления языка. Носовой звук. Переход от носово го звука к гласному. Рупор. «Зевок» и полузевок».

Регулировочный образ: место и роль в пении.

Вокально-интонационные навыки (6 часов)

Теория: знакомство с детьми, изучение способности к пению. Характер произведения. Лад. Весёлый - грустный. Тёмный - светлый. Грозный - ласковый. Графическое изображение песни. Движение мелодии вверх-вниз, поступенно-скачками. Формирование первоначальных слуховых представлений. Понятие о звуке. Звуковысотность. Низкие и высокие певческие голоса. Сопоставление звуков разных регистров. Характеристика этих регистров. Слуховое определение звуков разной высоты, воспроизводимых голосом и на инструменте.

Практика:

Комплекс № 1. Упражнения для осознания действий мышц, участвующих в голосообразовании.

Комплекс № 2. Упражнения для осознания ощущений вибрации, давления, действия мышц от восприятия звука своего голоса.

Комплекс № 3. Упражнения для работы голосового аппарата в разных режимах (регистрах).

Комплекс № 4. Упражнения для осознания связи режимов с разным тембром, силой голоса – через ощущения с разными энергетическими затратами, эмоциональными отражениями представлениями.

Комплекс № 5. Упражнения для осознания связи режимов с разными участками диапазона.

Комплекс № 6. Упражнения для осознания связи разных ощущений с эмоционально-образными представлениями.

Комплекс № 7. Упражнения на формирование связи эмоциональных слуховых представлений о высоте тонов и интервалов с режимом, тембром, силой голоса, с энергетическими затратами.

Комплекс № 8. Упражнения на формирование навыка выбора оптимальных энергетических затрат.

Комплекс № 9. Упражнения по овладению приемами, не позволяющими издавать звук привычным способом.

Комплекс № 10. Упражнения: язык лодочкой, язык на нижней губе в расслабленном виде.

Координационно-тренировочные занятия.

Упражнение 1. Поиск вибрации: на губах (М) – на губной гармошке, расческе без оценки качества звуков.

Упражнение 2. Поток вибраций, поднимающийся из середины тела, вливается в вибрацию губ. Пение по одному звуку, двигаясь по полтона от «f» до «b». Звук производится как жужжание. Звук из глубины.

Упражнение 3. Стимулирование губ на освобождение и расширение зоны вибрации (звук Б), подключая деки губ. Пальцем касаемся губ при движении вверх-вниз до свободного движения.

Упражнение 4. Губы расслаблены, выдуваем поток воздуха с вибрацией «ММ»: от щек по всему лицу.

Упражнение 5. Вдуваем вибрацию сквозь губы (вздох облегчения, касание звука, вибрации «ммм»).

Упражнение 6. Вибрация внутри тела.

Знакомство и освоение понятий: протяжность звука, музыкальный-немузыкальный, высокий-низкий-средний, короткие-длинные звуки.

Формы и виды деятельности: игровая деятельность, продуктивная деятельность, трудовая деятельность.

Воспитание чувства метроритма (5 часов).

Теория: Знакомство с нотами, длительностями. Детям показывают и объясняют, что звуки в музыке имеют разную длительность (долготу звучания). Знакомство с музыкальными терминами.

Практика:

- ходьба и движение под музыку, изображение какого-либо подходящего действия (раскачивание, маршировка, кружение, спокойный, размеренный шаг и т.п.);

-показ метрических долей под музыку (можно работать в этом направлении группами: часть ребят показывает только сильные доли, остальная часть – слабые или все доли);

- определение размера в музыкальном произведении, использую игру «Капельки» (по Л.Чустовой):  показ хлопком сильную долю и свободным разведением рук «капельки» слабых долей;

- повтор ритмического рисунка целиком или по фразам;

- исправление ошибок в ритмическом рисунке, например, в предложенном 
на доске;

- игра в ритмическое эхо;

- ритмизировка стихов;

- придумывать к начальной фразе стиха окончание;

- прохлопывание фразы «умными ладошками»;

- проговаривание фразы ритмо-слогами;

- чтение ритмических канонов;

- сочинение ритмических двухголосных и трехголосных партитур (возможны и разыгрывания сценок на характерные стихотворные образы).

- использование детских музыкальных инструментов (пульс, акценты, ритм и т.п.).

Формы и виды деятельности: игровая деятельность, продуктивная деятельность, трудовая деятельность

. Песенное творчество (8часов).

Теория: Певческая  установка. Дыхание, дикция. Механизм перехода  от одной гласной к другой. Певческая артикуляция: смешанный тип. Три стадии певческого дыхания: вдыхание, задержка набранного воздуха, выдыхание. Развитие слуха, музыкальной памяти, певческой эмоциональности, выразительности.  Развитие навыков ансамблевого исполнения. Дирижерский жест и его значения. Разбор содержания песен. Работа над образом.

Практика: Работа над координацией слуха и голоса. Слушание и исполнение вокальных упражнений. Музыкальные скороговорки. Ансамблевая работа в группе хора. Цепное дыхание.  Работа над дикцией. Исполнение речевых и музыкальных скороговорок. Отработка навыков точного воспроизведения ритмического рисунка одноголосного пения. Формирование ансамблевого звучания. Разучивание песен разной тематики. Формирование навыков певческой эмоциональности, выразительности. Разучивание мелодий (сложные места по интервалам).  Достижение чистого унисона. Элементы двухлогосия. Индивидуальные занятия с солистами:

  1. Упражнения на развитие двигательной сферы голосообразования и речеобразования.

  2. Упражнения двигательной программы по тренировке разных фонем, интонации, дозировки движения, условий времени.

  3. Поиск режима работы гортани: штробас, фальцет, свист – осознание вокально-телесных ощущений.

  4. Тренировочные программы на переходе из грудного регистра в фальцетный регистр.

  5. Тренировочные программы для фальцетного регистра детского голоса. Упражнения с твердой и мягкой атакой.

  6. Подготовка к выходу на сцену.

Работа над репертуаром: Разучивание репертуара современных авторов (В.Горянин, Вяч.Волков), народного творчества, классических произведений (Ц.Кюи, А.Лядов) с сопровождением и без сопровождения в постоянном единстве художественного и технического. Показ исполнения репертуара. Раскрытие содержания. На первом году обучения основное внимание уделяется произведениям современных авторов.

  1. Песенный репертуар.

  2. Заучивание текста.

  3. Отработка дикции: четкость произношения слов, букв, медленно, быстро.

  4. Упражнения: устранение трудностей в работе с песней.

Формы и виды деятельности: игровая деятельность, продуктивная деятельность, трудовая деятельность.

Восприятие музыки посредством слушания (3 часа)

Практика: Слушание музыкальных произведений (фрагментов). Анализ отдельных выразительных средств; определение характера музыкального произведения с помощью соответствующего эпитета (например “Гном” Мусоргского из сюиты “Картинки с выставки” — “испуганный”, “трагический”). Объяснение (аргументация) ребёнком своей мысли или ощущения музыки при помощи средств выразительности, использованных композитором. Сочинение дома стихов, рассказов, несюжетных рисунков по прослушанной музыке.

Формы и виды деятельности: Музыкально-художественная деятельность.

Сценическое мастерство (5 часов).

Теория: Жесты вокалиста (солиста и участника хора): движение рук, кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Жестикуляция – как качество людей, работающих на сцене. Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки. Назначение жестов – дополнительное удовольствие для зрителя. Требования к тренингу жестов.

Мимика. Выражение лица, улыбка

Владение собой, устранение волнения на сцене.

Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм исполнителя.

Практика:

  1. Мимический тренинг.

  2. Психологический тренинг.

  3. Упражнение «Как правильно стоять».

  4. Упражнения на координацию движений.

  5. Практическая работа по формированию сценического образа.

Упражнения по сценическому движению.

"Мячик". Надо перекатить воображаемый мячик из одной руки в другую через плечи и шею.

"Волна". Тело движется волнообразно. Волна захватывает одну руку, потом другую, потом тело, потом ноги. Особое внимание обратить на пластичность движения.

"Пушинка". Певцам предлагается в ритме музыки поиграть с воображаемой "пушинкой". "Пушинку" нельзя заменять "шариком". Он тяжелее и, естественно, вызовет резкие движения, что противоречит смыслу этого упражнения.

Упражнения на развитие масочного звука.

"Обезьянка". Нижняя челюсть резко откидывается вниз. Надо постараться, не наклоняя головы, положить челюсть на грудь. Язык вываливается. Упражнение проделывается 7-8 раз.

"Коровка". На правильном дыхании взять звук "м" с закрытыми губами. Повышая и понижая звук, выбирается удобная позиция. Во время звучания необходимо следить, чтобы ноздри дрожали, а губам было щекотно.

Большая сложность у солистов является работа с микрофонами. Зачастую, выходя на сцену, дети становятся беспомощными в их использовании. Поэтому с самого начала работы над песней обязательно дается в руки солисту мнимый микрофон. Микрофон должен всегда находиться на одном расстоянии ото рта и при любом повороте головы должен находиться в одном и том же положении. Только тогда звук не будет плавающим по своей динамике. Все эти использованные мной приемы работы, упражнения приводят к эффективности сценического развития вокалистов.

Закрепление поведенческих навыков и умений сценической культуры, вокальной техники, личного мировоззрения исполнителя. Формирование самостоятельного выбора репертуара, работы над номером, участия в конкурсах и концертах, разработке костюма, прически и имиджа исполнителя.

Формы и виды деятельности: игровая деятельность, продуктивная деятельность.

Формирование чувства ансамбля. (4 часа)

Практика: Отработка полученных вокальных навыков. Опыт пения как экспульсивный акт (экс – наружу), т.е. действия, связанные с выведением наружу – выдувание. Количество воздуха необходимое для пения. Малое дыхание. «Ни одна частичка воздуха не должна выйти из гортани, не превратившись в звук». Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе.

Пение двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

Отработка навыков понимания дирижерских жестов: дыхание с задержкой, показ основных способов звуковедения: – legato –, –non legato –, –staccato –,–marcato –. Отработка навыка понимания разнообразной нюансировки (от ppπ до ff).

Формы и виды деятельности: игровая деятельность, продуктивная деятельность, трудовая деятельность.

Концертная деятельность. (2 часа)

Практика: Сценическое движение.

Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения.

Подбор движений к разучиваемому произведению.

Нахождение образа.

Репетиционная работа.

Подготовка концертных номеров.

Концертные выступления.

Формирование культуры исполнительской деятельности. Работа с фонограммой. Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе , в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап работы.

Формы и виды деятельности: игровая деятельность, продуктивная деятельность, трудовая деятельность.

Содержание 6 класс

При правильном использовании всех методов и форм работы с детьми первого года обучения воочию замечен творческий рост ребенка. Все дети, которые освоили принципы и подходы работы на первом этапе, смело могут претендовать на более усложненные и комплексные виды музыкально-творческой деятельности. Если ребенок уже подготовлен к восприятию музыки, то деятельность в музыкальной сфере перерастает в потребность. Это и есть подтверждение в необходимости продолжения обучения. На втором году обучения целесообразно расширить музыкально-эстетические представления, ведь именно сейчас создается возможности сделать музыку источником самовоспитания, необходимо только точно и продуктивно направить воспитанника.

Вокально-интонационные навыки усложняются. Вводятся приемы пения без сопровождения, которые активно развивают слух, представление звуковохотности, лада, тембра.

И задача - сделать этот вид деятельности в наибольшей мере системным. В задачах построение системы слушание музыки предусматривается формирование навыков музыкального восприятия, развитие художественного вкуса, накопление музыкального багажа, и в итоге – формирование музыкальной культуры.

Слуховое развитие является базой – музыкально-эстетического обучения, требует пристального внимания, следовательно, и поиска специальных методов и форм работы.


Вводное занятие. (1 час)

Практика: Прослушивание детей: пение знакомых вокальных упражнений, определение диапазона голоса каждого ребенка, распределение по партиям (сопрано-I, сопрано-II и альты-I, альты-II). Обмен музыкальными впечатлениями летний каникул.

Вокально-интонационные навыки. (6 часов)

Теория: Беседа об основных вокальных навыках. Позиция звука. Формирование знаний о трех видах выдыханиия и их значении в пении. Музыкальный звук. Высота звука. Понятие «звукообразование». Особенности звукоизвлечения и опоры звука. Певческая динамика. Выработка активного piano. Кантилена.Техника исполнительства. Изучение динамических оттенков музыкального искусства. Формирование понятий «Фразировка звуков». Методы извлечения гласных и согласных звуков. Тесситура. Формирование понятия «тесситура ». Понятие «артикуляция». Строение всех органов, образующих артикуляционный аппарат. Понятие «фонация», «сегментация».

Практика: Упражнения в правильной постановке сидя и стоя. Упражнение на пение продолжительности и фраз на одном звуке. Работа над песенным репертуаром. Работа над интонированием, ровностью звуковедения, артикуляцией. Упражнение на пение продолжительности и фраз на одном звуке. Артикуляционная гимнастика. Выработка активного унисона, ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей, соблюдение динамической ровности при произнесении текста.

Чистое интонирование 2-3-х-голосных упражнений с использованием «ручных знаков», произведений с сопровождением и без сопровождения. Округление гласных; способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).

Комплекс № 1. Упражнения для осознания действий мышц, участвующих в голосооб разовании.

Комплекс № 2. Упражнения для осознания ощущений вибрации, давления, действия мышц от восприятия звука своего голоса.

Комплекс № 3. Упражнения для работы голосового аппарата в разных режимах (регистрах).

Комплекс № 4. Упражнения для осознания связи режимов с разным тембром, силой голоса – через ощущения с разными энергетическими затратами, эмоциональными отражениями представлениями.

Комплекс № 5. Упражнения для осознания связи режимов с разными участками диапазона.

Комплекс № 6. Упражнения для осознания связи разных ощущений с эмоционально-образными представлениями.

Комплекс № 7. Упражнения на формирование связи эмоциональных слуховых представлений о высоте тонов и интервалов с режимом, тембром, силой голоса, с энергетическими затратами.

Комплекс № 8. Упражнения на формирование навыка выбора оптимальных энергетических затрат.

Комплекс № 9. Упражнения по овладению приемами, не позволяющими издавать звук привычным способом.

Комплекс № 10. Упражнения: язык лодочкой, язык на нижней губе в расслабленном виде.

Координационно-тренировочные занятия.

Упражнение 1. Поиск вибрации: на губах (М) – на губной гармошке, расческе без оценки качества звуков.

Упражнение 2. Поток вибраций, поднимающийся из середины тела, вливается в вибрацию губ. Пение по одному звуку, двигаясь по полтона от «f» до «b». Звук производится как жужжание. Звук из глубины.

Упражнение 3. Стимулирование губ на освобождение и расширение зоны вибрации (звук Б), подключая деки губ. Пальцем касаемся губ при движении вверх-вниз до свободного движения.

Упражнение 4. Губы расслаблены, выдуваем поток воздуха с вибрацией «ММ»: от щек по всему лицу.

Упражнение 5. Вдуваем вибрацию сквозь губы (вздох облегчения, касание звука, вибрации «ммм»).

Упражнение 6. Вибрация внутри тела.

Знакомство и освоение понятий: протяжность звука, музыкальный-немузыкальный, высокий-низкий-средний, короткие-длинные звуки.

Формы и виды деятельности: игровая деятельность, продуктивная деятельность, трудовая деятельность.

Развитие певческого дыхания и атака звука. (6 часов)

Теория: Изучение нового материала. Упражнения для развития дыхания. Беседа о значимости дыхательной гимнастики. Значение фонопедических упражнений для певческого диапазона. Понятие legato и изучение основных упражнений. Понятие legato. Понятие staccato. Беседа о значимости дыхательной гимнастики. Классификация видов дыхания.

Практика: Упражнения для развития дыхания. Дыхательная гимнастика А. Стрельниковой, выполнение основных упражнений. Исполнение вокализов и распевок на legato. Вокально-хоровая работа над репертуаром. Исполнение вокализов на staccato. Выработка активного унисона, ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей, соблюдение динамической ровности при произнесении текста.

Формы и виды деятельности: игровая деятельность, продуктивная деятельность, трудовая деятельность.

Песенное творчество. (8 часов)

Теория: Техника исполнительства. Изучение динамических оттенков музыкального искусства. Беседа о рождении русской народной песни. Фольклор- народная мудрость и достояние русского народа. Знакомство с жанрами танец, марш, песня. Разнообразие жанров, эпох, композиторов.

Практика:

  • разучивание репертуара с сопровождением и без сопровождения в постоянном единстве художественного и технического.

  • показ - исполнение или показ произведения в записи.

  • раскрытие содержания, художественного образа.

  • работа нал художественным образом.

  • Пение репертуара.

  • анализ разучиваемых произведений.

  • проведение игры-упражнения на определение формы музыкального произведения; блиц-турнира «Определи жанр народной песни»; викторины «Определи, чьи произведения звучат».

  • активизация художественно-творческих навыков и креативности в процессе исполнения.

  • слушание музыки, определение характера, жанра, содержания.

  • слушание музыкальных произведений (фрагментов).

  • анализ отдельных выразительных средств; определение характера музыкального произведения с помощью соответствующего эпитета (например “Гном” Мусоргского из сюиты “Картинки с выставки” — “испуганный”, “трагический”).

  • объяснение (аргументация) ребёнком своей мысли или ощущения музыки при помощи средств выразительности, использованных композитором.

  • сочинение дома стихов, рассказов, несюжетных рисунков по прослушанной музыке.

  • Координационно-тренировочные занятия.

  • Упражнение 1. Поиск вибрации: на губах (М) – на губной гармошке, расческе без оценки качества звуков.

  • Упражнение 2. Поток вибраций, поднимающийся из середины тела, вливается в вибрацию губ. Пение по одному звуку, двигаясь по полтона от «f» до «b». Звук производится как жужжание. Звук из глубины.

  • Упражнение 3. Стимулирование губ на освобождение и расширение зоны вибрации (звук Б), подключая деки губ. Пальцем касаемся губ при движении вверх-вниз до свободного движения.

  • Упражнение 4. Губы расслаблены, выдуваем поток воздуха с вибрацией «ММ»: от щек по всему лицу.

  • Упражнение 5. Вдуваем вибрацию сквозь губы (вздох облегчения, касание звука, вибрации «ммм»).

  • Упражнение 6. Вибрация внутри тела.

Формы и виды деятельности: игровая деятельность, продуктивная деятельность, трудовая деятельность.

Основы музыкальной грамотности. (3 часа)

Теория: Нотная азбука. Расположение нот на нотном стане. Длительности нот. Понятие тональности. Лад. Жанры и стили музыки.

Практика:

    • слушание музыки, определение характера, жанра, содержания.

    • изучение круга тональностей.

    • исполнение вокальных упражнений в разной тональности.

    • игра «Весело-грустно».

    • работа над песенным репертуаром.

Формы и виды деятельности: игровая деятельность, продуктивная деятельность, трудовая деятельность.

Понятие творческих способностей. (2 часа)

Теория: Особенности музыки как искусства. Рассказы о композиторах, особенностях их творчества. Знание и смысл музыкальных произведений.

Практика:

  • музыкально-дидактическая игра "Струнные, ударные и шумовые музыкальные инструменты", музыкально-дидактическая игра «Звуковые коробочки».

  • слушание музыки, определение характера, жанра, содержания.

  • вокально-хоровая работа над репертуаром.

Формы и виды деятельности: игровая деятельность, продуктивная деятельность, трудовая деятельность.

Восприятие музыки посредством слушания. (4 часа)

Теория: Классическая музыка. Многоликость жанров. Понятие эмоциональной отзывчивости.

Практика:

  • определение характера музыкальных произведений.

  • слушание музыки, определение характера, жанра, содержания.

  • вокально-хоровая работа над репертуаром.

  • анализ отдельных выразительных средств; определение характера музыкального произведения с помощью соответствующего эпитета (например “Гном” Мусоргского из сюиты “Картинки с выставки” — “испуганный”, “трагический”).

  • объяснение (аргументация) ребёнком своей мысли или ощущения музыки при помощи средств выразительности, использованных композитором.

  • сочинение дома стихов, рассказов, несюжетных рисунков по прослушанной музыке.

Формы и виды деятельности: игровая деятельность, продуктивная деятельность, трудовая деятельность.

Концертная деятельность (4 часа)

Практика: Сценическое движение.

Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения.

Подбор движений к разучиваемому произведению.

Нахождение образа.

Репетиционная работа.

Подготовка концертных номеров.

Концертные выступления.

Формирование культуры исполнительской деятельности. Работа с фонограммой. Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап работы.

Формы и виды деятельности: игровая деятельность, продуктивная деятельность, трудовая деятельность.

Содержание 7 класс

На этом учебном этапе продолжается закрепление вокально-ансамблевых навыков. Совершенствуется техника исполнительного дыхания. Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах. Здесь уже более детально изучается нотная грамота. Вводятся понятие ключей, паузы, знаки альтерации, интервалы и аккорды.

Широко используется многоголосное пение, пение без сопровождения. Важнейшим ключевым моментом для становления эстетически-культурной и грамотной личности является подбор репертуара. Он требует принципиальной систематизации как сточки зрения последовательности уровня, так и с учетом формирования навыков воспитания музыки.

Вводное занятие. (1 час)

Практика: Прослушивание детей: пение знакомых вокальных упражнений, определение диапазона голоса каждого ребенка, распределение по партиям (сопрано-I, сопрано-II и альты-I, альты-II). Обмен музыкальными впечатлениями летний каникул.


Вокально-интонационные навыки. Манера исполнения. (6 часов)

Теория: Точная интонация. Знакомство с многоголосием. 2-3-х-голосное интонирование. Звуковедение и дикция. Естественный и свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Штрих non legato. Звуковедение -legato –, –non legato –.

Практика: Работа над чистым интонированием в диапазоне: «сиь- ми2», чистым интонированием унисона и 2-х-голосия (параллельное движение в октаву, квинту, сексту, терцию и самостоятельное движение голосов) в упражнениях и на художественном материале. Интонирование унисона и 2-х-голосия в упражнениях без сопровождения, используя «ручные знаки». Работа над чистым интонированием, пением «без стыков» в диапазоне: «соль м» - «соль 2», точной интонацией.

Чистое интонирование 2-3-х-голосных упражнений с использованием «ручных знаков», произведений с сопровождением и без сопровождения. Округление гласных; способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).

Исполнение вокально-хоровых упражнений и произведений для закрепления навыка пения мягкая атакой, мягким, не форсированным, звонким, чистым, ясным, ровным на всем диапазоне звуком. Отработка навыка мягкой атаки звука, звуковедения - legato –, –non legato –.

Формы и виды деятельности: игровая деятельность, продуктивная деятельность, трудовая деятельность.

Основы музыкальной грамоты.

Отработка полученных вокальных навыков. (6 часов)

Теория: Закрепление терминологии вокального искусства. Ручные знаки. Работа с нотными знаками. Закрепление понятий гамма, лад, знаки альтерации, модуляция, такт. Средство выразительности , унисон, a capella.

Практика:

- отработка навыков в хоровом исполнительстве: одновременного вступления голосов по партиям в 2-х-голосии, одновременного использования контрастной нюансировки (p и f).

- чтение «с листа» с предварительным анализом несложных произведений в простых размерах.

- работа над звуковедением и чистотой интонирования.

- пение нон легато и легато.

- работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры.

- исполнение произведений a capella.

- выработка унисона и ритмической устойчивости.

- отработка мягкой, но точной «без подъезда» атаки звука, за счет легкого, но в меру активного краевого смыкания голосовых складок.

- поступенные звукоряды восходящего и нисходящего порядка, в зависимости от задачи настроить голоса певцов соответственно ближе к фальцетному или грудному.

- постепенное расширение звукоряда.

- расширение звуковысотного диапазона на основе выравнивания регистрового звучания голосов, с использованием упражнений, построенных на звуках трезвучий.

5. Использование упражнений более сложных в отношении диапазона, интонационного построения, продолжительности фонационного выдоха.

Формы и виды деятельности: игровая деятельность, продуктивная деятельность, трудовая деятельность.

Дирижерский жест. (3 часа)

Теория: Рассказ о профессии дирижера. Роль дирижера в хоре. Знакомство с понятиями динамики и агогики. Изменение динамики звучания. Агогика и агогические оттенки. Дыхание с задержкой. Основные способы звуковедения: – legato –, –non legato –, –staccato –,–marcato –. Разнообразная нюансировка от ppπ до ff.

Практика:

- организация внимания коллектива.

- работа над пониманием дирижерских жестов: внимание, дыхание, снятие, усиление или ослабление звучности, изменение темпа - замедление или ускорение.

- отработка навыков понимания дирижерских жестов: основных, жестов изменения динамики звучания, жестов агогических оттенков.

- отработка навыков понимания дирижерских жестов: дыхание с задержкой, показ основных способов звуковедения: – legato –, –non legato –, –staccato –,–marcato –.

- отработка навыка понимания разнообразной нюансировки (от ppπ до ff).

Формы и виды деятельности: игровая деятельность, продуктивная деятельность, трудовая деятельность..

Сценическое мастерство. Культура и сценический образ. (4 часа)

Теория: Жесты вокалиста (солиста и участника хора): движение рук, кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Жестикуляция – как качество людей, работающих на сцене. Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки. Назначение жестов – дополнительное удовольствие для зрителя. Требования к тренингу жестов.

Мимика. Выражение лица, улыбка

Владение собой, устранение волнения на сцене.

Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм исполнителя.

Практика: Отработка сценических образов:

  1. Мимический тренинг.

  2. Психологический тренинг.

  3. Упражнение «Как правильно стоять».

  4. Упражнения на координацию движений.

  5. Практическая работа по формированию сценического образа.

Упражнения по сценическому движению.

"Мячик". Надо перекатить воображаемый мячик из одной руки в другую через плечи и шею.

"Волна". Тело движется волнообразно. Волна захватывает одну руку, потом другую, потом тело, потом ноги. Особое внимание обратить на пластичность движения.

"Пушинка". Певцам предлагается в ритме музыки поиграть с воображаемой "пушинкой". "Пушинку" нельзя заменять "шариком". Он тяжелее и, естественно, вызовет резкие движения, что противоречит смыслу этого упражнения.

Упражнения на развитие масочного звука.

"Обезьянка". Нижняя челюсть резко откидывается вниз. Надо постараться, не наклоняя головы, положить челюсть на грудь. Язык вываливается. Упражнение проделывается 7-8 раз.

"Коровка". На правильном дыхании взять звук "м" с закрытыми губами. Повышая и понижая звук, выбирается удобная позиция. Во время звучания необходимо следить, чтобы ноздри дрожали, а губам было щекотно.

Большая сложность у солистов является работа с микрофонами. Зачастую, выходя на сцену, дети становятся беспомощными в их использовании. Поэтому с самого начала работы над песней обязательно дается в руки солисту мнимый микрофон. Микрофон должен всегда находиться на одном расстоянии ото рта и при любом повороте головы должен находиться в одном и том же положении. Только тогда звук не будет плавающим по своей динамике. Все эти использованные мной приемы работы, упражнения приводят к эффективности сценического развития вокалистов.

Закрепление поведенческих навыков и умений сценической культуры, вокальной техники, личного мировоззрения исполнителя. Формирование самостоятельного выбора репертуара, работы над номером, участия в конкурсах и концертах, разработке костюма, прически и имиджа исполнителя.

Формы и виды деятельности: игровая деятельность, продуктивная деятельность, трудовая деятельность.

Вокально-хоровая работа. Импровизация. (10 часов)

Теория: Песни современных авторов. Рассказы о творчестве композиторов, написавших разучиваемые произведения, авторах слов (Г.Струве, М.Ройтерштейн).

Народное песенное творчество. Раскрытие его значения как показателя исторического прошлого народа, его труда, быта и дум. Особое внимание - русским народным песням, приобщающим к интонациям родной музыкальной речи.

Классические произведения. Сообщение об авторах музыки и текста, краткое освещение эпохи, в которой они жили (А.Гречанинов, Ц.Кюи, Вик.Калинников).

Практика: Разучивание репертуара с сопровождением и без сопровождения в постоянном единстве художественного и технического. Показ - исполнение или показ произведения в записи. Раскрытие содержания, художественного образа. Работа нал художественным образом. Работа над репертуаром. Анализ разучиваемых произведений. Проведение игры-упражнения на определение формы музыкального произведения; блиц-турнира «Определи жанр народной песни»; викторины «Определи, чьи произведения звучат».

Вокально-хоровая работа

Дыхание. Дыхательная гимнастика по системе В. Емельянова на укрепление дыхательной мускулатуры. Вокальные упражнения на различные виды техники на свободном ровном вдохе и медленном экономном выдохе.

Артикуляция и звукообразование

Наработка умений артикуляционной подвижности. Продолжение работы по формированию навыков грамотного, правильного речевого произношения. Отслеживание свободной работы артикуляционного аппарата и гортани во время пения.

Вокальная (сольная) и ансамблевая работа над репертуаром

Этот вид деятельности делится на несколько этапов:

  1. Подготовительный этап - прослушивание и знакомство с новой музыкой и анализ нотного текста, мелодии, начало разучивания.

  2. Основной этап - впевание в музыкальный материал по группам хорового ансамбля (сопрано, альты) с выявлением трудных интонационных мест (скачки, звуковедение в распевах), а также отработка дикционных погрешностей. Работа в произведениях a capella. Вокальная работа без помощи дирижёра (наработка умений самоконтроля).

  3. Завершающий этап - работа над художественным образом. Сценическое воплощение музыкального образа. Ансамблевая работа с солистами без участия дирижёра, что требует самоконтроля и саморегуляции в коллективе поющих.

Формы и виды деятельности: игровая деятельность, продуктивная деятельность, трудовая деятельность.

Концертно-исполнительская деятельность. (4 часа)

Теория: музыкально-интонационный строй в хоровом ансамбле, стиль произведения, художественный образ, сценическое мастерство и т.п.

Практика:

  • репетиции. Подготовка и выступления на фестивалях, концертах и конкурсах.

  • отработка навыков выхода на сцену, поклона.

  • подготовка костюмов, декораций

  • самоанализ итоговых выступлений

  • характеристика успешности каждого воспитанника.

Формы и виды деятельности: игровая деятельность, продуктивная деятельность, трудовая деятельность.

Тематическое планирование


п/п

Наименование раздела

Общее количество часов

Из них

Теория

Практика

5 класс

Вводное занятие

1


1

Вокально-интонационные навыки. Формирование первоначальных слуховых представлений.

6

2

4

Воспитание чувства метроритма

5

1

4

Песенное творчество

8

1

7

Восприятие музыки по средствам слушания

3


3

Сценическое мастерство

5

1

4

Формирование чувства ансамбля.

4


4

8.

Концертная деятельность.

2


2


Всего часов 34

34

5

29

6 класс

Тема

Всего часов

Теория

Практика

  1. Вводное занятие

1


1

  1. Вокально-интонационные навыки

6

2

4

  1. Развитие певческого дыхания и атака звука

6

2

4

  1. Песенное творчество

8

2

6

  1. Основы музыкальной грамотности

3

2

1

  1. Понятие творческих способностей

2

1

1

  1. Восприятие музыки посредством слушания

4

1

3

  1. Концертная деятельность

4

1

3

Всего часов

34

11

23

7 класс


Вводное занятие

1


1

Вокально-интонационные навыки. Манера исполнения.

6

3

3

Основы музыкальной грамоты. Отработка полученных вокальных навыков.

6

4

2

Дирижерский жест

3

2

1

Сценическое мастерство. Культура и сценический образ.

4

1

3

Вокально-хоровая работа. Импровизация.

10

2

8

Концертно-исполнительская деятельность

4

1

3


Итого

34

13

21



21




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!