Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по курсу «Функциональная грамотность» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2023-2024 учебный год и на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.
3. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
4. Учебный план ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» (вариант 1) на 2023-2024 учебный год.
5. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Целью курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» является развитие функциональной грамотности учащихся с ОВЗ 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
- способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математические способности);
способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
- способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность);
- способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Коррекционно-развивающие цели и задачи
Цель - оказание комплексной помощи обучающимся с ОВЗ в освоении рабочей программы внеурочной деятельности, коррекция недостатков в развитии обучающихся, развитие жизненной компетенции, интеграция в среду сверстников без ОВЗ.
Задачи:
предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в развитии, затрудняющих образование и социализацию ребенка;
исправление нарушений психофизического развития медицинскими, психологическими, педагогическими средствами;
формирование у учащихся средств компенсации дефицитарных психомоторных функций, не поддающихся исправлению;
формирование способов познавательной деятельности, позволяющих учащемуся осваивать общеобразовательные предметы.
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации.
Программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность).
Количество часов на один год обучения в одном классе - 34, т.е по 1 час в неделю.
Рекомендуется в каждой параллели начинать реализацию курса с модуля по формированию читательской грамотности.
- модуль «читательская грамотность».
Другие модули могут по потребностям и возможности организации идти в любом порядке, например:
- модуль «математическая грамотность»,
- модуль «естественнонаучная грамотность»,
- модуль «финансовая грамотность».
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, игра, викторина.
Специальные условия проведения рубежной аттестация обучающихся с ОВЗ включают:
- особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся;
- привычную обстановку (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);
- присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;
- адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся;
- при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ОВЗ (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);
- при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);
- увеличение времени на выполнение заданий;
- возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;
- недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.
Предметные результаты освоения курса
| Грамотность |
| Читательская | Математическая | Естественно - научная | Финансовая |
6 класс Уровень понимания и применения | применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем | применяет математические знания для решения разного рода проблем | объясняет и описывает естественнонаучны е явления на основе имеющихся научных знаний | применяет финансовые знания для решения разного рода проблем |
Личностные
| Грамотность |
| Читательская | Математическая | Естественно - научная | Финансовая |
6 класс | оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; | объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей | формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей | оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны |
Содержание программы
В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач.
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, игра, викторина.
Модуль «Основы читательской грамотности»
6 класс |
№ | Тема занятия | Всего часов |
1. | Определение основной темы и идеи в эпическом произведении | 1 |
2. | Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени. | 1 |
3. | Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах. | 1 |
4. | Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? | 1 |
5. | Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж) | 1 |
6. | Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи. | 1 |
7. | Работа с несплошным текстом: таблицы и карты. | 1 |
| Проведение рубежной аттестации. | 2 |
Итого | 9 |
Модуль «Основы математической грамотности»
№ | Тема занятия | Всего часов |
1. | Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. | 1 |
2. | Сюжетные задачи, решаемые с конца. | 1 |
3. | Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. | 1 |
4. | Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. | 1 |
5. | Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. | 1 |
6. | Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира. | 1 |
7. | Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. | 1 |
| Проведение рубежной аттестации. | 2 |
Итого | 9 |
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
№ | Тема занятия | Всего часов |
Звуковые явления |
1. | Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки. | 1 |
2. | Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и его воздействие на человека. | 1 |
Строение вещества |
3 | Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы. | 1 |
4 | Вода. Уникальность воды. | 1 |
5 | Углекислый газ в природе и его значение. | 1 |
Земля и земная кора. Минералы |
6 | Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. | 1 |
7 | Атмосфера Земли. | 1 |
Живая природа |
8 | Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. | 1 |
| Проведение рубежной аттестации. | 2 |
| Итого | 10 |
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
№ | Тема занятия | Всего часов |
I. | Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика.«Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность. | 1 |
2. | Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? | 1 |
3. | Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты. | 1 |
4. | Социальные выплаты: пенсии, пособия. | 1 |
5. | Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? | 1 |
6. | Личные деньги | 1 |
| Проведение рубежной аттестации. | 1 |
Итого | 16 |