СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность "Функциональная грамотность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

      Адаптированная рабочая программа по курсу «Функциональная грамотность» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)  ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2023-2024 учебный год и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.

3. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.

4.  Учебный план ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» (вариант 1) на 2023-2024 учебный год.

5. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

    Целью курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» является развитие функциональной грамотности учащихся с ОВЗ 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Программа нацелена на развитие:

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность "Функциональная грамотность"»

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по курсу «Функциональная грамотность» составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» на 2023-2024 учебный год и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ №1599 от 19.12.2014.

3. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.

4. Учебный план ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» (вариант 1) на 2023-2024 учебный год.

5. СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Целью курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» является развитие функциональной грамотности учащихся с ОВЗ 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.

Программа нацелена на развитие:

- способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математические способности);

способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);

- способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность);

- способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Коррекционно-развивающие цели и задачи

Цель - оказание комплексной помощи обучающимся с ОВЗ в освоении рабочей программы внеурочной деятельности, коррекция недостатков в развитии обучающихся, развитие жизненной компетенции, интеграция в среду сверстников без ОВЗ.

Задачи:

  • предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в развитии, затрудняющих образование и социализацию ребенка;

  • исправление нарушений психофизического развития медицинскими, психологическими, педагогическими средствами;

  • формирование у учащихся средств компенсации дефицитарных психомоторных функций, не поддающихся исправлению;

  • формирование способов познавательной деятельности, позволяющих учащемуся осваивать общеобразовательные предметы.

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

  • овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

  • способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации.

Программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность).

Количество часов на один год обучения в одном классе - 34, т.е по 1 час в неделю.

Рекомендуется в каждой параллели начинать реализацию курса с модуля по формированию читательской грамотности.

  1. - модуль «читательская грамотность».

Другие модули могут по потребностям и возможности организации идти в любом порядке, например:

  1. - модуль «математическая грамотность»,

  2. - модуль «естественнонаучная грамотность»,

  3. - модуль «финансовая грамотность».

Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, игра, викторина.

Специальные условия проведения рубежной аттестация обучающихся с ОВЗ включают:

- особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся;

- привычную обстановку (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающихся мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий);

- присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности;

- адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся;

- при необходимости адаптирование текста задания с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ОВЗ (более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого; упрощение формулировок задания по грамматическому и семантическому оформлению и др.);

- при необходимости предоставление дифференцированной помощи: стимулирующей (одобрение, эмоциональная поддержка), организующей (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы, напоминание о необходимости самопроверки), направляющей (повторение и разъяснение инструкции к заданию);

- увеличение времени на выполнение заданий;

- возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;

- недопустимыми являются негативные реакции со стороны педагога, создание ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.

Предметные результаты освоения курса



Грамотность


Читательская

Математическая

Естественно - научная

Финансовая

6 класс

Уровень понимания и применения

применяет извлеченную

из текста информацию для решения разного рода проблем

применяет

математические знания для решения разного рода проблем

объясняет и описывает

естественнонаучны е

явления на основе

имеющихся научных

знаний

применяет

финансовые знания для решения разного рода проблем


Личностные


Грамотность


Читательская

Математическая

Естественно - научная

Финансовая

6 класс

оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей;

объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и

общечеловеческих ценностей

формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни

на основе естественнонаучных

знаний с позиции норм морали и общечеловеческих

ценностей

оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и

общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей

гражданина страны

Содержание программы

В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач.

Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, игра, викторина.

Модуль «Основы читательской грамотности»


6 класс

Тема занятия

Всего часов

1.

Определение основной темы и идеи в эпическом произведении

1

2.

Древнерусская летопись как источник информации о реалиях времени.

1

3.

Сопоставление содержания художественных текстов. Определение авторской позиции в художественных текстах.


1

4.

Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте?

1

5.

Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж)

1

6.

Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи.

1

7.

Работа с несплошным текстом: таблицы и карты.

1


Проведение рубежной аттестации.

2

Итого

9


Модуль «Основы математической грамотности»

Тема занятия

Всего часов

1.

Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.

1

2.

Сюжетные задачи, решаемые с конца.

1

3.

Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание.

1

4.

Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.

1

5.

Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание.

Разбиение объекта на части и составление модели.



1

6.

Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной) длительность процессов окружающего мира.


1

7.

Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

1


Проведение рубежной аттестации.

2

Итого

9

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

Тема занятия


Всего часов

Звуковые явления

1.

Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. Слышимые и неслышимые звуки.

1

2.

Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и его воздействие на человека.


1

Строение вещества

3

Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Природные индикаторы.

1

4

Вода. Уникальность воды.

1

5

Углекислый газ в природе и его значение.

1

Земля и земная кора. Минералы

6

Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой.

1

7

Атмосфера Земли.

1

Живая природа

8

Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.


1


Проведение рубежной аттестации.

2


Итого

10


Модуль: «Основы финансовой грамотности»

Тема занятия

Всего часов

I.

Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика.«Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность.

1

2.

Откуда берутся деньги? Виды доходов.

Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит?

1

3.

Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденты.

1

4.

Социальные выплаты: пенсии, пособия.

1

5.

Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться?

1

6.

Личные деньги

1


Проведение рубежной аттестации.

1

Итого

16













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!