СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" для 4 класса разработана  на основе Программы внеурочной деятельности "Функциональная грамотность", 4 класс, авторы-составители: М. В. Буряк, С. А. Шейкина.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для 4 класса»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4

г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Функциональная грамотность» для 4-а, б классов

2023– 2024 учебный год











Автор-составитель: Колупанова М. Н.







г. Грязи





  1. Содержание курса внеурочной деятельности


Блок «Читательская грамотность» (8 занятий)

Занятие 1. Старинная женская одежда.

Практическая часть: работа с научно-познавательным текстом: основная мысль текста, тема текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, дополнение предложений, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.


Занятие 2. Старинные женские головные уборы.

Практическая часть: работа с толковым словарём; работа с научно-познавательным текстом: основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.


Занятие 3. Старинная мужская одежда и головные уборы.

Практическая часть: работа с толковым словарём; работа с научно-познавательным текстом: основная мысль текста, тема текста, дополнение записей; определение опорных слов; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.


Занятие 4. Жилище крестьянской семьи на Руси.

Практическая часть: работа с толковым словарём; работа с научно-познавательным текстом: основная мысль текста, тема текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.



Занятия 5-6. Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы.

Практическая часть: работа с толковым словарём; работа с научно-познавательным текстом: основная мысль текста, тема текста, ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста; лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного; составление плана собственного рассказа; определение основных мыслей выступления в соответствии с планом; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.



Занятие 7. История посуды на Руси.

Практическая часть: работа с научно-познавательным текстом: основная мысль текста, тема текста, работа с толковым словарём; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; определение порядка предложений; личностная оценка прочитанного.



Занятие 8. Какие деньги были раньше на Руси.

Практическая часть: работа с научно-познавательным текстом: основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.

1

Блок «Естественно-научная грамотность» (8 занятий)

Занятие 9. Томат.

Практическая часть: работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования человеком.

Занятие 10. Болгарский перец.

Практическая часть: работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования человеком


Занятие 11. Картофель.

Практическая часть: работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования человеком


Занятие 12. Баклажан. Семейство паслёновые.

Практическая часть: работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования человеком.


Занятие 13. Лук.

Практическая часть: работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования человеком.


Занятие 14. Капуста.

Практическая часть: работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования человеком.

Занятие 15. Горох.

Практическая часть: работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования человеком.


Занятие 16. Грибы.

Практическая часть: грибы - загадочные организмы, части гриба, виды грибов (кластер), результаты опытов по выращиванию плесени (предположения).


Занятие 17. Творческая работа: выбор темы для творческой работы по одному из блоков (читательская или естественно-научная грамотность),

выполнение творческой работы, представление творческой работы.


Блок «Финансовая грамотность» (7 занятий)

2



Занятия 18-19. Потребительская корзина.

Практическая часть: работа с понятиями: потребительская корзина, состав потребительской корзины; выяснение причин отличия стоимости потребительской корзины для разных категорий граждан и в разных регионах страны, решение практических задач, работа с диаграммами, таблицами.


Занятие 20. Прожиточный минимум.

Практическая часть: работа с понятиями: прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда; выявление причин различия размера прожиточного минимума в разных регионах нашей страны и для разных категорий граждан; решение практических задач; работа с данными, представленными в виде диаграмм, таблиц.


Занятие 21. Инфляция.

Практическая часть: работа с терминами: «прожиточный минимум», «инфляция»; анализ данных, представленных в виде гистограмм; выяснение значения инфляции для экономики.


Занятия 22-23. Распродажи, скидки, бонусы.

Практическая часть: работа с понятиями: распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк; решение практических задая; формирование навыков грамотного покупателя.


Занятие 24. Благотворительность.

Практическая часть: работа с понятиями: благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд; выявление групп населения, которые нуждаются в благотворительной помощи.

Занятие 25. Страхование.

Практическая часть: работа с понятиями: страхование, виды страхования, страховые риски; решение практических задач, работа с данными.



Блок «Математическая грамотность» (9 занятий)

Занятие 26. В бассейне.

Практическая часть: анализ расписания занятий с целью определения своей занятости; чтение и заполнение таблиц; решение практических задач; решение логических задач.

Занятия 27-28. Делаем ремонт.

Практическая часть: работа с понятием «смета»; решение практических задач на расчет количества и стоимости необходимого материала для ремонта; чтение простых чертежей, нанесение на них известных размеров; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм.

Занятие 29. Праздничный торт.


3

Практическая часть: работа с таблицами; подсчет стоимости продуктов; сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; определение более выгодных покупок для уменьшения затрат; сравнение цены различных товаров, выполнение необходимых преобразований.

Занятие 30. Обустраиваем участок.

Практическая часть: чтение простых чертежей; определение их масштаба; нахождение периметра и площади участка, построек на нем; решение практических задач.

Занятия 31-32. Поход в кино.

Практическая часть: работа с календарем, определение временных промежутков; составление числовых выражений и нахождение их значений;

решение задач с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц.

Занятие 33. Отправляемся в путешествие.

Практическая часть: нахождение значений математических выражений в пределах 100000; составление числовых выражений и нахождение их значений; решение практических задач; чтение и заполнение таблиц, развитие умения пользоваться калькулятором.

Занятие 34. Составляем словарик по финансовой грамотности.

Творческая работа: правильное понимание, использование, иллюстрирование изученных финансовых терминов; составление математических задач с изученными финансовыми терминами; работа в парах, группах, самостоятельная работа; планирование и корректировка своих действий в соответствии с поставленной задачей.

  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

– осознавать личную ответственность за свои поступки;

– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;

– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

4

– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;


– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

– проявлять познавательную и творческую инициативу;

– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

– оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.

Коммуникативные:

– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

– слушать и понимать речь других;

– совместно договариваться о правилах работы в группе;

– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

– способность проводить математические рассуждения;

– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;

– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

– понимание и правильное использование финансовых терминов;

– представление о семейных расходах и доходах;

5

– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

– представление о различных видах семейных доходов;

– представление о различных видах семейных расходов;

– представление о способах экономии семейного бюджета.


Связь содержания программы с учебными предметами (метапредметные результаты)


Предмет

Темы учебных предметов

Темы программы Функциональная грамотность

Русский язык

Текст: тема и основная мысль. Текст и его план.

Подбираем заголовки, отражающие тему или основную мысль текста.

Слово и его значение.

Значение слова в словаре. Уточняем значение слова самостоятельно, по тексту или с помощью толкового словаря.

Значение слова в словаре и тексте.

Старинная женская одежда. Старинные головные уборы. Старинная мужская одежда и головные уборы. Жилище крестьянской семьи на Руси. Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы. История посуды на Руси. Какие деньги были раньше в России.


Литературное чтение

О Родине и её истории.

Работа со словарём: поиск необходимой информации.

Старинная женская одежда. Старинные головные уборы. Старинная мужская одежда и головные уборы. Жилище крестьянской семьи на Руси. Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы. История посуды на Руси. Какие деньги были раньше в России.

Окружающий мир

Методы изучения природы: наблюдения, сравнения, измерения, опыты и эксперименты.

Разнообразие растений: зависимость внешнего вида от условий и места обитания.

Растение как живой организм.

Как растения размножаются?

Развитие растения от семени до семени.

Условия роста и развития растения (по результатам наблюдений).

Бактерии, грибы и их разнообразие.

Разнообразие растений.

Томат. Болгарский перец. Картофель. Баклажан. Семейство Паслёновые. Лук. Капуста. Горох. Грибы.










Совместный труд. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи.


Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Инфляция. Распродажи, скидки, бонусы. В бассейне.

Делаем ремонт.

Праздничный торт. Поход в кино. Отправляемся в путешествие.

Математика

Совместный труд. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи. Таблица: чтение, дополнение.

Применение представлений о доле величины для решения практических задач.

Составление числового выражения, содержащего 1-2 действия и нахождение его значения.

Поиск и использование данных для решения практических задач.

Использование данных таблицы, диаграммы, схемы, рисунка для ответов на вопросы, проверки истинности утверждений

Применение представлений о периметре многоугольника для решения задач.

Нахождение площади фигуры разными способами.

Решение задач на расчет времени.

Задачи на установление времени, расчёта количества, расхода, изменения.

Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Инфляция.

Распродажи, скидки, бонусы. В бассейне.






Делаем ремонт.







Поход в кино.

Праздничный торт.

Отправляемся в путешествие.



  1. Тематическое планирование


Раздел/кол-во часов, отводимое на изучение блоков/тем

Основное содержание/форма проведения занятия

Основные виды деятельности обучающихся


Использование

ЭОР (ЦОР)


Форма учета рабочей программы воспитания

1

Блок «Читательская 

грамотность»

(8 ч.)


1.Старинная женская одежда (практическая работа).

2. Старинные женские головные уборы (практическая работа).

3. Старинная мужская одежда и головные уборы (практическая работа).

4. Жилище крестьянской семьи на Руси (практическая работа).

5-6. Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы (практическая работа).


7. История посуды на Руси (практическая работа).

8. Какие деньги были раньше в России (практическая работа).


Определение лексического значения слова, работа с толковым словарём, с толкованием слова, с Википедией. Поиск информации в Интернете.

Работа с текстом: определение типа текста; темы, главной мысли, дополнение предложения словами из текста; выбор утверждений, соответствующих тексту; составление вопросов по содержанию текста; нахождение ответа на вопрос в тексте; объяснение значения слова; составление плана текста в виде вопросов, используя слова из текста.

Определение порядка предложений в тексте. Дополнение текста по заданному условию.

Соотношение рисунка и его названия.

Запись ответа на поставленный вопрос; определение слова по его лексическому значению.

Заполнение кластера по рисункам, на основе прочитанного текста.

Рассуждение и запись своего мнения.

«Учи.ру» https://uchi.ru


«Единое содержание общего образования» edsoo.ru


https://fg.resh.edu.ru/

Воспитание  уважительного отношения к вечным ценностям человека.

Привитие любви и уважения к Отечеству, его языку, культуре. Формирование осознания себя как члена общества, представителя страны.

Формирования и развития различных качеств личности; воспитания убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений науки на благо развития цивилизации. Сотрудничество в процессе совместного выполнения задач, воспитания уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем современной действительности.

2

Блок «Естественно-научная

 грамотность»

(8 ч.)


9. Томат (практическая работа).


10. Болгарский перец (практическая работа).

11. Картофель (практическая работа).


12. Баклажан. Семейство Паслёновые (практическая работа, наблюдение).

13. Лук (практическая работа, наблюдение).

14. Капуста (практическая работа, опыты).

15. Горох (практическая работа, наблюдение).

16. Грибы (практическая работа, опыт).

.


Называние частей растений, плодов, определение их формы.

Объяснение понятий.

Сравнение плодов. Определение благоприятных условий для прорастания семян. Проведение опытов по проращиванию семян, выращиванию растений, плесени.

Сравнение результатов опытов. Заполнение таблицы наблюдений за ростом растений.

Работа с текстами: чтение, ответы на вопросы по содержанию текста.

Формулирование выводов на основе полученной информации.

Выбор темы для творческой работы.

Выполнение творческой работы.

Представление творческой работы.



«Учи.ру» https://uchi.ru


«Единое содержание общего образования» edsoo.ru

https://fg.resh.edu.ru/

Включение в занятия игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в группе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока. Побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. Проявление активности, инициативы, творчества, стремления к самовыражению.

3

Читательская 

грамотность.

Естественно-научная грамот-ность (1 ч.)

17.Творческая работа

(самостоятельная работа, представление выполненной работы).

Выбор темы для творческой работы.

Выполнение творческой работы.

Представление творческой работы.



Проявление активности, инициативы, творчества, стремления к самовыражению.

4

Блок «Финансовая 

грамотность»

(8 ч.)


18-19. Потребительская корзина (практическая работа).

20. Прожиточный минимум (практическая работа).

21. Инфляция (практическая работа).

22-23. Распродажи, скидки, бонусы (практическая работа).

24. Благотворительность (практическая работа).

25. Страхование (практическая работа).


Объяснение на доступном для четвероклассника уровне, что такое «потребительская корзина».

Понимание значений и правильное использование терминов: «прожиточный минимум», «минимальный размер оплаты труда», «прожиточный минимум», «инфляция», «распродажа», «скидка», «бонусная программа», «программа лояльности», «бонусы», «кешбэк», «благотворительность», «благотворительный фонд», «страхование», «страховка», «полис».

Объяснение: почему различается стоимость потребительской корзины в разных регионах нашей страны, что входит в состав потребительской корзины россиянина, что входит в состав потребительской корзины россиянина; на что влияет прожиточный минимум, почему различается размер прожиточного минимума в разных регионах нашей страны, почему различается размер прожиточного минимума для разных категорий населения нашей страны;

анализировать данные. Представление данных в виде гистограммы. Называние уровней инфляции. Понимание значения инфляции для экономики. Формирование навыков грамотного покупателя. Объяснение необходимости оказания благотворительной помощи тем, кто в ней нуждается. Знакомство с видами страхования, различными страховыми рисками.

«Учи.ру» https://uchi.ru


«Единое содержание общего образования» edsoo.ru

https://fg.resh.edu.ru/

Овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений. Формирование умения сопоставления доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов.

Осознание личной ответственности за свои поступки.

Побуждение обучающихся соблюдать на занятиях по внеурочной деятельности общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации. Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, использование воспитательных возможностей раздела через подбор соответствующих упражнений. Включение в занятия игровых процедур, которые помогают поддерживать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных установлению межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятий по внеурочной деятельности

4

Блок «Математическая грамотность»

(8 ч.)



26. В бассейне (практическая работа).

27-28. Делаем ремонт (практическая работа).

29. Праздничный торт (практическая работа).

30. Обустраиваем участок (практическая работа).

31-32. Поход в кино (практическая работа).

33. Отправляемся в путешествие (практическая работа).


Анализ расписания занятий с целью определения свой занятости; решение задачи на определение стоимости покупки; определение более выгодной покупки;

решать задачи на определение скорости плавания; решение логических задач.

Понимание, что такое «смета»; решение задач на расчёт количества необходимого материала для ремонта кухни; на расчёт стоимости материалов, необходимых для ремонта кухни; чтение простых чертежей и нанесение на них известных размеров.

Работа с таблицами;

подсчёт стоимости продуктов для торта; определение того, какие продукты выгоднее купить для того, чтобы уменьшить стоимость затрат на приготовление торта;

сравнение цен различных товаров, выполнение необходимых преобразований; использование полученных умений и навыков в практической жизни.

Чтение простой чертежа и определение его масштаба;

вычисление площади и периметра участка и построек на нём; решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»; использование полученных умений и навыков в практической жизни.

Вычисление заданных временных промежутков с помощью календаря; решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость».


«Учи.ру» https://uchi.ru


«Единое содержание общего образования» edsoo.ru

https://fg.resh.edu.ru/

Применение групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися. Побуждение обучающихся соблюдать на занятиях общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.


Финансовая 

грамотность

Математическая грамотность


34. Творческая работа. Составляем словарик по финансовой грамотности (самостоятельная работа, представление результатов работы).

Ориентация в понятиях по финансовой грамотности, их правильное использование; иллюстрирование изученных понятий; составление математических задач с изученными финансовыми терминами; самостоятельная работа; планирование и корректировка своих действий в соответствии с поставленной учебной задачей.


Проявление активности, инициативы, творчества, стремления к самовыражению.


Итого 34 ч.









11

Приложение № 1 к РП


Календарно-тематический план


занятия

Количество часов на изучение темы

Дата проведения

Тема занятия


по плану

по факту


Читательская грамотность (8 ч.)


1

1

07.09.2023

07.09.2023

Старинная женская одежда.


2

1

14.09.2023

14.09.2023

Старинные женские головные уборы.


3

1

21.09.2023

21.09.2023

Старинная мужская одежда и головные уборы.


4

1

28.09.2023

28.09.2023

Жилище крестьянской семьи на Руси.


5

1

05.10.2023

05.10.2023

Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы.


6

1

12.10.2023

12.10.2023

Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы.


7

1

19.10.2023

19.10.2023

История посуды на Руси.


8

1

26.10.2023

26.10.2023

Какие деньги были раньше в России.


Естественно-научная грамотность (8 ч.)



11.01.2024

9

1

09.11.2023

09.11.2023

Томат.


10

1

16.11.2023

16.11.2023

Болгарский перец.


11


23.11.2023

23.11.2023

Картофель.


12

1

30.11.2023

30.11.2023

Баклажан. Семейство Паслёновые.


13

1

07.12.2023

07.12.2023

Лук.


14

1

14.12.2023

14.12.2023

Капуста.


15

1

21.12.2023

21.12.2023

Горох.


16

1

28.12.2023

28.12.2023

Грибы.


17

1

11.01.2024

11.01.2024

Творческая работа.


Финансовая грамотность (8 ч.)


18

1

18.01.2024

18.01.2024

Потребительская корзина.


19

1

25.01.2024

25.01.2024

Потребительская корзина.


20

1

01.02.2024

01.02.2024

Прожиточный минимум.


21

1

08.02.2024

08.02.2024

Инфляция.


22

1

15.02.2024

15.02.2024

Распродажи, скидки, бонусы.


23

1

22.02.2024

22.02.2024

Распродажи, скидки, бонусы.


24

1

29.02.204

29.02.204

Благотворительность.


25

1

07.03.2024

07.03.2024

Страхование.


Математическая грамотность (8 ч.)


26

1

14.03.2024

14.03.2024

В бассейне.


27

1

21.03.2024

21.03.2024

Делаем ремонт.


28

1

04.04.2024

04.04.2024

Делаем ремонт.


29

1

11.04.2024

11.04.2024

Праздничный торт.


30

1

18.04.2024

18.04.2024

Обустраиваем участок.


31

1

25.04.2024

25.04.2024

Поход в кино.


32

1

02.05.2024

02.05.2024

Поход в кино.


33

1

16.05.2025

16.05.2025

Отправляемся в путешествие.


34

1

23.05.2024

23.05.2024

Практическая работа. Составляем словарик по финансовой грамотности.















Приложение №2 к РП



Критерии оценки

Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и другим предметам.




























Приложение № 3 к РП

Оценочный инструментарий



1. Творческая работа (занятие 17).

2. Творческая работа. Составляем словарик по финансовой грамотности (занятие 34).


































Аннотация к рабочей программе

ФГОС ООО 3-го поколения


Учебный предмет

Мой край родной

Наименование рабочей программы

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» ФГОС НОО 3 класс

Составители рабочей программы

Колупанова М. Н.

УМК

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для 4 класса разработана в соответствии с авторской программой Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2023. – 96 с. – (Учение с увлечением).

Количество часов на реализацию программы внеурочной деятельности

Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 4 на изучение курса «Функциональная грамотность» в 4 классе отводится 34 часа.

Цель рабочей программы



Задачи реализации программы


Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности. Формирование знаний и умений, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе.

Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:

– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;

– совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;

– учить находить и извлекать информацию из различных текстов;

– учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;

– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;

– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;

– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству; – учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;

– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным.

Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по своему усмотрению.

В четвёртом классе начальной школы в первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественно-научной грамотности, во втором полугодии – по формированию математической и финансовой грамотности.

Задачи реализации программы

Образовательные:

- развитие интереса к литературному чтению как к учебному предмету, пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

развитие мотивации к изучению литературы;

- развитие творчества и обогащение словарного запаса;

- совершенствование общего языкового развития учащихся;

- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

- воспитание культуры обращения с книгой;

- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

- развивать смекалку и сообразительность;

- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.









































Лист корректировки календарно-тематического планирования

Курс внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"

Класс 4-а

Учитель Колупанова М. Н.



2023-2024 учебный год

п/п

Тема

Количество часов

Причина корректировки

Способ корректировки

по плану

дано















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!