Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Средняя школа № 83 имени генерала В.И. Орлова»
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей начальных классов Пр. № 1 от 30.08.2023 г. Руководитель ШМО _______ (Гаврилова Н.Н.) | «Согласовано» Зам.директора по УВР _____________( Седова А.Ю.) «31» августа 2023 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Средняя школа № 83имени генерала В.И. Орлова» ___________В.В.Киселева Пр. № 134-о от 01.09.2023 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Основы финансовой грамотности»
Класс 4
г. Ульяновск
2023г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образования.
Рабочая программа «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) и авторской программы Ю.Н.Корлюговой, Е.Е.Гоппе «Финансовая грамотность» для 4 класса, М.:ВАКО, 2021 год
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 4 классов в сфере экономики семьи. При составлении программы учитывались особенности младшего школьного возраста. Программа рассчитана на 1 час в неделю, составлена на 34 часа для учащихся 4 классов. Срок реализации программы 1 год.
Цель программы: развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи программы:
Обучающие: ознакомление с историей возникновения и развития денег;
Развивающие: комплексное развитие личности и творческих способностей ребенка, формирование элементарной эрудиции и общей культуры, интереса к научно – исследовательской деятельности.
Воспитательные: воспитание ответственности, уважения к экономическим отношения в семье, ее истории и культуре; формирование навыков общения со сверстниками, младшими, взрослыми; совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Основные содержательные линии курса:
• деньги, их история, виды, функции;
• семейный бюджет.
Освоение содержания «Основы финансовой грамотности» опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Содержание программы
Тема | Количество часов | Содержание |
Что такое деньги и какими они бывают? | 13ч | Как появились деньги? История монет. Монеты Древней Руси (выполнение творческих работ). Представление творческих работ «Монеты Древней Руси». Бумажные деньги. Безналичные деньги. Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница? Исследование «Деньги современности». Представление результатов исследования. Валюты. Интерактивная викторина «Деньги». Мини-исследование «Сколько стоят деньги?» Представление результатов мини-исследования «Сколько стоят деньги?» |
Из чего складываются доходы в семье | 8ч | Откуда в семье берутся деньги. Как заработать деньги? На что семьи тратят деньги? Вот я вырасту и стану… Профессии будущего и настоящего. А чем занимаются банкиры? Как приумножить то, что имеешь? Как правильно планировать семейный бюджет? |
Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал | 13ч | Как тратить с умом? Примерный бюджет школьника. Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. Игра «Древо решений». Товары и услуги. Странное слово «Монополисты». Игра «Монополия». Творческий проект «Мое предприятие». Защита проекта «Мое предприятие». Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?» |
Итого | 34ч | |
Планируемые результаты освоения курса «Основы финансовой грамотности»
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;
регулятивные:
Понимание цели своих действий;
Составление простых планов с помощью учителя;
Проявление познавательных и творческой инициативы;
Оценка правильности выполнения действий;
Адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
коммуникативные:
Составление текстов в устной и письменной формах;
Умение слушать собеседника и вести диалог;
Умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» к концу года являются:
• понимать и правильное использовать экономические термины;
• иметь представление о роли денег в семье и обществе;
• уметь характеризовать виды и функции денег;
• знать источники доходов и направлений расходов семьи;
• уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
• определять элементарные проблем в области семейных финансов и путей их решения;
• проводить элементарные финансовые расчёты.
Формы проведения занятий:
этические беседы;
мини-исследования;
сюжетные игры;
викторины;
проекты;
посещение музея Банка России посредством виртуальной экскурсии.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата | ЭОР |
Раздел 1. Что такое деньги и какими они бывают 13 ч. |
1 | Как появились деньги? | 1 | | https://museum.cbr.ru/ |
2 | История монет | 1 | | https://museum.cbr.ru/ |
3 | Монеты Древней Руси (выполнение творческих работ) | 1 | | http://www.uroki.net |
4 | Представление творческих работ «Монеты Древней Руси» | 1 | | |
5 | Бумажные деньги | 1 | | https://museum.cbr.ru/ |
6 | Безналичные деньги | 1 | | https://museum.cbr.ru/ |
7 | Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница? | 1 | | https://museum.cbr.ru/ |
8 | Исследование «Деньги современности» | 1 | | http://globallab.ru |
9 | Представление результатов исследования | 1 | | |
10 | Валюты | 1 | | https://museum.cbr.ru/ |
11 | Интерактивная викторина «Деньги» | 1 | | www.it-n.ru |
12 | Мини-исследование «Сколько стоят деньги?» | 1 | | http://globallab.ru |
13 | Представление результатов мини-исследования «Сколько стоят деньги?» | 1 | | |
Раздел 2. Из чего складываются доходы в семье 8 ч. |
14 | Откуда в семье берутся деньги | 1 | | https://fmc.hse.ru/primarySchool |
15 | Как заработать деньги? | 1 | | http://michurin.com |
16 | На что семьи тратят деньги? | 1 | | https://fmc.hse.ru/primarySchool |
17 | Вот я вырасту и стану… | 1 | | https://fmc.hse.ru/primarySchool |
18 | Профессии будущего и настоящего | 1 | | http://richkid.ru, https://atlas100.ru/catalog/ |
19 | А чем занимаются банкиры? | 1 | | https://museum.cbr.ru/ |
20 | Как приумножить то, что имеешь? | 1 | | http://michurin.com |
21 | Как правильно планировать семейный бюджет? | 1 | | http://michurin.com |
Раздел 3. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал 13 ч. |
22 | Как тратить с умом? | 1 | | http://www.azbukafinansov.ru |
23 | Примерный бюджет школьника | 1 | | http://michurin.com |
24 | Семейный бюджет | 1 | | http://www.azbukafinansov.ru |
25 | Бюджет Российской Федерации | 1 | | https://museum.cbr.ru/ |
26 | Если доходы превышают расходы, образуются сбережения | 1 | | https://fmc.hse.ru/primarySchool |
27 | Если расходы превышают доходы, образуются долги | 1 | | http://www.azbukafinansov.ru |
28 | Игра «Древо решений» | 1 | | www.it-n.ru |
29 | Товары и услуги | 1 | | https://fmc.hse.ru/primarySchool |
30 | Странное слово «Монополисты» | 1 | | http://globallab.ru |
31 | Игра «Монополия» | 1 | | www.it-n.ru |
32 | Творческий проект «Мое предприятие» | 1 | | http://globallab.ru |
33 | Защита проекта «Мое предприятие» | 1 | | |
34 | Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?» | 1 | | |
Итого | 34 | |