Открытое внеклассное мероприятие "В гостях у казаков"
Зал нарядно украшен, выходит ведущая в казачьем костюме.
Цели классного часа:
• воспитание уважения к культуре и истории края;
• формирование системы знаний о быте и культуре населения края;
• воспитание гражданской позиции, бережного отношения к культуре, сохранения традиций народа.
Задачи:
Развитие интереса к познанию традиций и обрядов Ставрополья.
Создание условий для знакомства и изучения всех имеющихся источников знаний о культуре и быте своего народа
Приблизить историю своего народа к сердцу учеников.
Расширить кругозор учащихся
Оборудование:
• предметы быта
• традиционная одежда казаков
• музыкальные записи казачьих песен
• макет избы, стенд «Терское казачество»,
Ход мероприятия.
1. Организационный момент
Слайд 1
В 1. Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Слайд 2
В 2. А урок у нас с вами необычный. Сегодня вы будете не учениками, а путешественниками. Мы совершим путешествие во времени в казачью станицу, познакомимся с жилищем казаков, их нравами, обычаями , музыкальной культурой и обрядами. А ещё… Мы побываем на казачьей ярмарке!
Слайд 3
(Девочка в русском костюме) Нина О.
За нашей станицей
Широкий простор.
Колосья пшеницы
Ведут разговор.
Колосья, колосья,
Степей голоса
А в этих колосьях-
России краса.
В них труд хлебороба,
Мечты и судьба.
Нет большего счастья,
Чем наши хлеба.
А если под осень
Вам свадьбу играть -
Дарите колосья,
Нет выше наград.
Степное раздолье,
Могучая ширь
Кубань, Ставрополье,
Алтай и Сибирь.
Колосья, колосья,
Степей голоса
А в этих колосьях-
России краса.
В 1. Родина - ёмкое и бесконечное слово, но это живая действительность, реальные люди, события, история своего народа, его песни, кухня, обряды и традиции.
В 2. Итак, начинаем наше путешествие
- Откуда появилось слово «казак»?
Слайд 4
-(из киргизского языка, к ним перешло от татар, которые называли казаками передовые разведывательные отряды)
Так называли людей независимых, свободных.
В 1. Посмотрим, как жили казаки много лет спустя. Мы попали с вами в хутор Дальний (так называлась наша станица 200 лет назад).
В 2. Ребята, а когда была основана наша станица?
Слайд 5
Ученик: В 1805 году возник хутор Дальний. Из воспоминаний старожилов следуют 2 версии, о том как он появился.
1 версия. В начале 19 века по степным районам регулярно передвигались русские войска. Делая пешие переходы из станицы Каменнобродской в Ставропольскую крепость, они останавливались на отдых у холмов, которые сейчас местные жители называют «Три кургана». Здесь брали родниковую воду для себя и лошадей. Располагались лагерем, отдохнув, двигались дальше. Вскоре на этом месте возникли глиняные хатки, в которых располагались на отдых пастухи из соседних станиц, пасшие на этих привольных землях стада овец. Поля эти считались дальними.
2 версия звучит несколько убедительнее. Люди, общаясь между собой, ездили из станицы в станицу. Расстояние между ними было немаленькое (27 вёрст!). Естественно, останавливались у безымянного родника в районе трёх курганчиков на отдых и водопой. Привлечённые обилием родниковой воды, плодотворными землями и великолепными пастбищами они и основали здесь хуторок. Назвали его Дальним.
Слайд 6, 7, 8, 9, 10, 11 – читает учитель
Но вернемся в прошлое…
В 1. Вся жизнь у казаков, в казачьих семьях строилась на соблюдении заповедей, традиций и обычаев. Важнейшими традициями были:
уважительное отношение к старшим;
безмерное почитание гостя;
уважительное отношение к женщине (матери, сестре, жене);
преданность Родине, готовность защищать ее по первому зову.
В 2. Казаки жили по своим заповедям.
- Ребята, а знаете ли вы казачьи заповеди?
- А в наши дни можно жить по этим заповедям?
Ученик: Я думаю, можно и нужно, ведь они учат любить родину, учат быть честными, трудолюбивыми, учат товариществу.
Слайд 12
В 1. "Мой дом – моя крепость" – казаки с полным основанием могли бы подписаться под этим изречением. Казачье жилище совмещало в себе и место обитания, и оборонное сооружение.
В 2: Название "курень" – монгольское. Слово "куриться", то есть пускать легкий дым, не имеет к нему никакого отношения. Слово "курень" означает "круглый".
"Куря" – круг, стойбище, расположение комнат в таком доме шло по кругу
Влада. На Дону, на Днепре, на Кавказе, на Тереке люди жили с древнейших времен.
Первые поселения возникали в речных камышовых зарослях, где землянку не выкопаешь – вода близко. Поэтому жилища делали турлучные. Стены плели из двух рядов прутьев или камыша, а пространство между ними для тепла и прочности заполняли землей. Крыша была, безусловно, камышовая, с отверстием для выхода дыма. Но жить в таких сооружениях можно было тоже не везде. Широкие, многокилометровые разливы рек требовали особых построек – свайных.
Слайд 13
А теперь путешествуем во времени. Переносимся в родную станицу на 100 лет назад и конечно, же заходим в гости в казачью хату.
Слайд 14
В 2. В первой комнате находилась печка, полы в доме были мазанные (доливка), у окна стоял стол, вокруг стола деревянные лавки, шкафчик для посуды, где стояли большой глиняный горшок, горшки поменьше, чавуны для приготовления борща, каши. Сундук, деревянная кровать. В доме все было украшено вышитыми полотенцами — рушниками.
В 1. Поскольку раньше в среде казачества были распространены большие семьи, жили чрезвычайно скученно. Там, где в доме было только одно жилое помещение, на нарах или помосте спали покатом по нескольку человек. Вторая половина дома, в котором жила большая семья, обычно отапливалась и служила добавочным жильем. Во многих больших семьях молодые пары спали во дворе, в специально устраиваемых небольших хатенках. Старики спали на печи и лавках, детей укладывали на полу. Постельными принадлежностями были набитые сеном матрацы, верхняя одежда или просто солома. Спали члены семьи в определенных местах.
Слайд 15
Юля. В больших семьях обедали за двумя столами, детей кормили отдельно за низеньким столом. Казаки же рассаживались в определенном порядке: на почетном месте глава семьи, рядом с ним старшие мужчины, ближе к выходу садились женщины. Иногда рассаживались семейными парами. Жилищные условия во многих больших семьях в зимнее время были тяжелыми: глинобитные полы, отсутствие вентиляции, теснота, плохое освещение, необходимость содержать зимой в жилых помещениях мелких домашних животных .
Слайд 16
В 1. Но несмотря на это, в казачьих хатах часто звучали девичьи песни. Летом молодёжь предпочитала «улицу» , зимой же «посиделки». На посиделках девушки мяли и чесали шерсть, пряли, вязали и вышивали. Работа сопровождалась песнями.
В 2.
На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких,
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели,
Да водили хоровод.
В 1. Обычаи и обряды уходят своими корнями в те далекие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный характер, уклад жизни Терского казачества.
Большая часть жизни казака проходила в дальних походах, учениях и сражениях. Поэтому воспитание подрастающего казака было делом чести не только отца с матерью, но и всей семьи, всей станицы. В деле воспитания казака складывались свои обычаи, обряды, которым строго следовали.
Посмотрим, как же воспитывали казака.
Слайд 17
В 2. Рождение ребенка всегда радостное событие для родителей и родных. С особой радостью встречали в казачьей семье рождение мальчика. Родился мальчик – прибыток, семья получает земельный надел, а девочка – убыток, разорительница. А вот и первый обычай.
Сценка «Признание отцовства»
В 1. Ребенка клали на отцовскую рубаху на порог дома и отец в присутствии членов рода или брал ребенка, как признание отцовства, или перешагивал - отрицал.
КАЗАЧКА: Родные наши, смотрите, казак родился, прибыток в семью.
Отец, посмотри на сына своего, наследника славы и чести твоей.
КАЗАК: (беря ребенка на руки) Посмотрите все, весь род наш, какой красавец родился. Мой сын. Будет наследник, будет, кому передать свою казачью науку, саблю острую и мне от отца доставшуюся, а ему – от его отца. Вырастешь ты храбрым казаком. А пока иди, сынок, на женскую половину, расти, да сил набирайся.
КАЗАЧКА: Вырастет он здоровым и сильным, как все мужчины нашего рода. Запеленала я его в рубашку отцовскую, как научили меня мать и бабка моя, да убережет это его от зла и бед жизненных.
В 2. Взял отец ребенка на руки - признал отцовство. И рос мальчик на женской половине до 7 лет.
Слайд 18
В 1. А вскоре после рождения наступала пора крестин. С этим событием связан целый ряд обычаев. Во время крещения бросали шарик из воска, в который были завернуты волосы ребенка и смотрели в чан с водой: тонет шарик, значит, ребенок долго не проживет, плавает – к долгой жизни. После крещения, выходя из церкви, загадывали, кто первым на выходе встретится: если мужчина, то ребенок будет счастливым, женщина – к несчастью, если какое- нибудь животное, то будет богатым.
В 2. Крещение отмечалось торжественным обедом, куда приглашались ближайшие родственники. Бабушка – повитуха готовила кашу из риса и изюма. Угощала этой кашей гостей, последние клали ей деньги на поднос. Это была своеобразная плата за помощь при родах. Но первым повитуха кормила отца кашей. Одну ложку каши давала пересоленную и переперченную со словами: «Как тебе солоно, так и жене было солоно рожать». Бабка могла дать и вторую ложку, от которой отец мог откупиться.
Слайд 19
В 1. Сохранилось такое предание. Мать выводила ночью 3-х летнего сына в поле и, показывая ладонью в небо, поучала его.
СЦЕНКА « Воспитание небом».
Мать и сын в поле.
МАТЬ: Смотри сын, ночь сегодня темна, а звезды очень яркие.
СЫН: Яркие, прямо горят на небе.
МАТЬ: А это ведь не простые звезды. Еще моя бабушка мне рассказывала, что души казаков, погибших в боях за землю нашу, народ наш, попадают в «Ирий» (рай). А звезды – это глаза твоих предков, которые с высоты наблюдают за тобой и за всеми нами. Они наблюдают, как казак защищает свой род, свою землю.
СЫН: Они и сейчас за мной наблюдают?
МАТЬ: Да, и сейчас, и когда вырастешь. Расти достойным казаком, чтобы никогда не было стыдно тебе в небо глядеть, в глаза предков твоих.
СЫН: Я вырасту настоящим мужчиной, как мой отец.
Мать: Хорошо, сын, скоро посвящение в казаки мальчиков станицы. Быть тебе казаком.
В 2. Этот мальчик, став воином, не знал страха смерти, вырос настоящим казаком.
Слайд 21
В 1. Большие перемены происходили в жизни мальчика в 7 лет. Происходил обычай перехода его на мужскую часть дома. Бритоголовым он впервые с мужчинами шел в баню, затем к исповеди. А дома в последний раз ел детские сладости. После этого переходил на мужскую половину, в комнату старших братьев. С этого времени начиналась подготовка ребенка к суровой мужской жизни. Спать надо было на соломенном матрасе и без подушки.
И еще: наступало время запрета ругать его женщинам. Отец всегда наказывал сыновьям: «Берегите женщин и защищайте дом».
Слайд 22
В 2. В 7 – 9 лет любили поиграть казачата на майдане или за околицей. Одной из любимых игр с древнейших времен была игра в бабки или кости. Играли в войну, разделившись на две части, устраивали сражения. Старики, сидя у атаманского правления или на завалинке с одобрительными улыбками любовались войском, и даже сам атаман, выйдя на крыльцо, приветствовал победителей и хвалил выправку и отличившихся, и казачата старались.
В 1. У нас тоже есть казачата. Давайте и мы посоревнуемся.
- Ребята, а вы любите играть и веселиться?
В 2.
Веселиться я люблю,
Все вставайте на игру!
Проводится игра «Достань платок».
Песня «Ой, при лужку…»
Играющие ходят по кругу, выполняя танцевальные движения. В центре круга – водящий с шестом руке, на его конце – платок. По окончании музыки нужно подпрыгнуть и достать платок. Кому это удаётся, тот становится водящим. Игра продолжается.
Проводится игра-аттракцион: «Перекати тыкву».
В 1. А теперь конкурс старинных казачьих слов.
— Гутарить – говорить.
— Баз – загон для скота.
— балясы – балкончик вокруг дома.
— чекомас – окунь.
— квелый – слабый.
— банить – мыть, стирать.
— майдан – площадь.
— кохать — заботится
— кочет – петух.
В 2. Играть любят дети всегда. Но в казачьих семьях детей с малолетства приучали к труду и своим отношением ко всему показывали пример.
Слово отца в семье было все равно, что слово атамана для войска, — ему следовали беспрекословно.
В 1. Интересно ли вам было узнать, как воспитывали казачат?
-А хотели ли бы вы следовать казачьим традициям в воспитании своих детей?
Слайд 23
1-й казак. Казак без коня что солдат без ружья.
2-й казак. Казак в беде не плачет.
3-й казак. Казак из пригоршни напьётся, на ладони пообедает.
4-й казак. Казак сам голодает, а конь его сыт.
5-й казак. Казаку конь – отец родной и товарищ.
6-й казак. Казаку конь себя дороже.
Слайд 24
В 2. Не принято было у казака иметь боевого коня – кобылицу.
У терских казаков при выезде казака из дома коня седлала и подводила к казаку жена, сестра , а иногда и мать. Они и встречали, коня расседлывали, при необходимости и следили, чтоб конь полностью остыл, прежде, чем его поставят в конюшню к пойлу и корму.
Слайд 25
Мухамед. Перед отъездом казака на войну, когда конь уже под походным вьюком, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберёг всадника, а затем родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина. Тоже повторялось после возвращения казака с поля боя на своё подворье.
В 1. При проводах казака в последний путь за гробом шёл боевой его конь под чёрным чепраком и притороченным к седлу его оружием, а уже за конём шли близкие.
В 2. Казаки очень любили лошадей и были преданы своим верным друзьям и помощникам. О них слагали песни, пословицы, стихи. Без коня казак кругом сирота.
Слайд 26
В 1. Но, пожалуй самыми красочными и интересными были у казаков свадебные традиции, начинающиеся со сватовства.
В 2. Воспитывая девочку, взрослые старались развить в ней женственность, трудолюбие, терпение, отзывчивость. Росла девочка с мыслью, что она - будущая мать и хозяйка.
Девичья жизнь заканчивалась сватовством. Молодой казак мог видеть девушку только в поле на работе, в церкви и во время гулянья, где водились хороводы. Если ему приглянулась казачка, вместе с отцом и крестным приходил в дом будущей невесты “чайку попить”.
В 1. Казаки – народ гордый, горячий, вооруженный, поэтому во всех обычаях были сдержанны и боялись обидеть друг друга. Даже отказ сватам давался так, чтобы не задеть людей словом. Поэтому во время знакомства ни о сватовстве, ни о свадьбе не говорилось. Жених как бы невзначай клал на стол фуражку донышком вниз. Если девушка переворачивала фуражку – можно было свататься. Если фуражка отправлялась на вешалку – о сватовстве не могло быть и речи.
Стихотворение читают мальчик и девочка.
Молодой казак дивчину Замуж звал, дарил цветы, А дивчина та, на диво, Была яркой красоты. -Мне колечко, да с брильянтом, Гордо молвила она. -Алу ленту с красным бантом, А, иначе, не твоя. И смеется, и лукавит, И глядит ему в глаза. Эка, стерва, ведь обманет! Ей бы только жемчуга. А казак стегает круто | Белогривого коня. И красавице наутро Дарит кольца и шелка. На подарки не взглянула Их она не приняла. И лица не повернула, Гордо в горницу ушла. Не подумав, погубила Молодого казака, А вот если б полюбила Может, счастлива была. |
В 1. Само сватовство так же было полно символичных и магических элементов. Так, при начале разговора сватов с родителями невесты, ещё стоя на улице пришедшие не называли имён молодых. Вместо имён они использовали слова: "товар" – "купец", "тёлочка" – "бычок", "голубка" – "голубок". Тк как разговор начинался на улице, то считалось, что такие иносказания защитят договаривающихся от сглаза.
Слайд 27
В 2. Вопросы « на засыпку» для класса
-о ком ведётся речь?
Был бы купец, а товар есть.(невеста)
В нашем жите хорош росток (о женихе).
Вы видели сокола, покажите ж нам сизу голубку (или: куницу).(невеста)
-Что означают эти русские свадебные пословицы?
День плакать, а век радоваться (желание подруг невесты).
Не за отца отдать, а за молодца.(по любви надобно выходить, а неза богатсво рода)
Не нам с ним жить, а ей (говорят родители невесты).
Я иду, и вы идете за мною (говорит невеста, дергая скатерть за угол, отчего прочие девки скоро выходят замуж)
Слайд 28
В 1. Осенью мы хорошо потрудились и собрали богатый урожай овощей и фруктов. И теперь по городам и сёлам гремят казачьи ярмарки. Едут казаки и казачки на людей поглядеть, себя показать. Я предлагаю вам тоже побывать на одной весёлой ярмарке. А было это так.
КУБАНСКИЕ КАЗАКИ. К/Ф
1-ый казак: Здравствуйте, девчата! Чьи же вы будете?
1-ая казачка:
Мы не мамкины, мы не тятькины,
А мы на улице росли
И нас курицы снесли!
2-ой казак: Ой, девчата, хороша милая та, хороша и эта!
2-ая казачка: А у нас в станице все красавицы девицы!
3-ий казак: А куда же вы девчата едете?
3-ья казачка: На ярмарку товар везём. А вы куда?
4-ый казак: Мы тоже едем на ярмарку покупать-торговать.
1-ый казак: А может вместе поедем? Веселей будет!
1-ая казачка: А что, и поедем. Мы весёлых хлопцев любим.
В 2: А в городе на ярмарке товару всякого навезли, со всей округи.
Внимание! Внимание! Ярмарка открывается! Ярмарка начинается!
В 1: Приходите, приезжайте!
Всё, что нужно покупайте!
В 2: Покупайте для души!
Все товары хороши!
В 1: Выбор здесь хороший очень:
Ешьте, пейте, кто что хочет.
Чай, горячие ватрушки,
Булочки, баранки, сушки.
В 2. Ко мне подходи, со мной торг веди.
Откровенно говорю: иль продам, иль подарю!
Слайд 29
СЦЕНКА
В 1: Вот и вечер зачинается. Ярмарка вся разъезжается.
Слайд 30
Стихотворение читает Артём
Мы – казаки, мы любим труд,
Порядок, храмы вековые,
Свой долг, обычаи, уют,
Веселье, пляски огневые.
Казачества большая слава
Была и будет – долг и честь!
Оценит русская держава!
Казаки были! Будут! Есть!
В 2. Вот и заканчивается наше путешествие в прошлое. Богат и красив наш казачий край осенью.
Слайд 31
В 1
Красив своей природою, тружениками-людьми, богат урожаями и традициями. Так давайте же вместе любить и беречь его!
Нина О
Вот какой народ наш хлебосольный,
Много в нём душевной теплоты,
Славься, край, весёлый и раздольный,
Красота родимой стороны.
Ведущая приглашает детей и гостей на чаепитие
Приложение
Казачьи заповеди.
- Береги честь смолоду;
- Не совершай дурных поступков и удерживай от них других;
- Чти старших, уважай старость, прислушивайся к их словам и избежишь многих ошибок;
- Береги свою семью, чти мать и отца;
- Будь трудолюбив, живи своим трудом;
- Погибай, а товарища выручай;
- Служи верно своему народу.
Казаком надо родиться!
Казаком надо стать!
Казаком надо быть!