СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "В гостях у казаков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие pнакомит учащихся с обрядами и традициями донских казаков, приобщает детей к творчеству жителей Дона, воспитывать любовь к родному краю, гордость за историческое прошлое и настоящее своей малой родины

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "В гостях у казаков"»

Сценарий внеклассного мероприятия "В гостях у казаков"

Цель: Знакомство с традициями, обычаями и фольклором донского казачества.

Задачи: 

  • Знакомить учащихся с обрядами и традициями донских казаков;

  • Приобщать детей к творчеству жителей Дона;

  • Развивать творческие способности, художественный вкус детей;

  • Воспитывать любовь к родному краю, гордость за историческое прошлое и настоящее своей малой родины;

Оборудование:  предметы быта казаков- ухват, крынки, самовар, яблоки, пироги, каравай; презентация, видеоролик, ИКТ

Ход мероприятия.


Дорожка 1. Казачья музыка.

Слайд 1

1. Организационный момент (выходят дети в казачьем наряде)

Казак: Здравствуйте, гости, жданные,

Званные и желанные!

По обычаям донским

Всем гостям поклон мой низкий!

Казачка: С добрым словом и любовью,

С хлебом-солью, с хлебом-солью!

Дорогих гостей встречаем

Круглым пышным караваем.


Учитель: Здравствуйте, ребята! Сейчас вас приветствовали казак с казачкой. Как вы думаете, о ком сегодня пойдет речь? (Ответ) Правильно, вы тоже донцы – молодцы, верные помощники славы казачьей.

Слайд 2

И сегодня мы совершим путешествие во времени в казачью станицу, познакомимся с жилищем казаков, их традициями и обычаями, музыкальной культурой и обрядами, чтобы помянуть добрым словом историю донского казачества. А ещё… Мы побываем на казачьей ярмарке, поиграем, посетим казачью музейную комнату! Итак, отправляемся в путь, где вас ждет много интересного, неизведанного…

Каждый из нас, кто живёт в этом славном донском крае, должен знать его историю, гордиться ею, только после этого можно по настоящему глубоко и преданно полюбить великий Тихий Дон.

Слайд 3

Уютно расположились по берегам Дона казачьи курени, а живут в них люди вольные, братцы донские казаки.

Слайд 4

Ученица:

В просторах России-матушки

Так много морей и рек!

Красивей всех – Дон-батюшка,

Он в сердце моем навек!

Куда бы судьба не забросила,

Тропинка за мной следит.

По этой тропинке узенькой

Домой я вернусь хоть на миг.

Знайте: дороже золота

Мне батюшки Дона вода.

Милая моя родина,

Как я люблю тебя!

Учитель: Итак, начинаем наше путешествие

- Откуда появилось слово «казак»?

Слайд 5

- Так называли людей независимых, свободных.

Слайд 6

Учитель:  Ребята, в станице Базковской испокон веков жили казаки, давайте познакомимся с историей нашей казачьей станицы.

Дорожка02. Ролик

Учитель: Вся жизнь у казаков, в казачьих семьях строилась на соблюдении заповедей, традиций и обычаев. А какие важнейшие традиции знаете вы:

Дети

  • уважительное отношение к старшим, к женщине;

  • почитание гостя;

  • преданность Родине, готовность защищать ее по первому зову.

  • забота о детях

  • служение православной вере, Дону и казачеству

Слайд 7


Учитель: Казаки жили также по своим заповедям. Ребята, а знаете ли вы, сколь их и казачьи заповеди?

  1. Честь и доброе имя для казака дороже жизни

  2. Казаки все равны в правах

  3. По тебе судят обо всем казачестве и твоем народе

  4. Служи преданно своему народу, а не вождям

  5. Держи слово, слово казака дорого

  6. Чти старших, уважай старость

  7. Держись православной веры, поступай по обычаям своего народа

  8. Погибай, а товарища выручай!

  9. Будь трудолюбив, не бездействуй

  10. Береги свою семью, служи ей примером!

Слайд 8


Учитель: А в наши дни можно жить по этим заповедям?

Ученик: Я думаю, можно и нужно, ведь они учат любить Родину, учат быть честными, трудолюбивыми, учат дружить.

Учитель: А ещё казаки с полным основанием могли бы подписаться под этим изречением: "Мой дом – моя крепость" Казачье жилище совмещало в себе и место обитания, и оборонное сооружение. Ребята, а вызнаете, как называется жилище казака?

Слайд 9

Ученик: Жилище казака называется курень.

Учитель: Правильно, "курень", это название пришло к нам из монгольского языка. Слово "курень" означает "круглый", расположение комнат в таком доме шло по кругу. Продолжим путешествие во времени. Переносимся в родную станицу на 100 лет назад и, конечно, же, заходим в гости в казачью хату.

Дорожка 03 музыкальная казачья

Слайд 10

Учитель: Посмотрите, дети, на слайд. В первой комнате находилась печка, полы в доме были мазанные (доливка), у окна стоял стол, вокруг стола деревянные лавки, шкафчик для посуды, где стояли большой глиняный горшок, горшки поменьше, чугуны для приготовления борща, каши. Сундук, деревянная кровать. В доме все было украшено вышитыми полотенцами — рушниками. У нас в школе есть музейная комната, посвященная истории и быту казачества, которую организовали наши учителя истории вместе с учащимися. Давайте, ребята, совершим туда экскурсию.

Ролик снять и вставить в общий фильм

Ученик: Ребята, понравилась вам экскурсия? Что нового вы узнали, посетив музейную комнату?

Ответ: Мы узнали, как называлась посуда у казаков и для чего её использовали.

А ещё узнали, что казачки были хорошие хозяйки: умели шить, вышивать, держали дом в чистоте.

Учитель: А мы продолжаем. В казачьих хатах часто звучали песни. Летом молодёжь предпочитала «улицу», зимой же «посиделки». На посиделках девушки мяли и чесали шерсть, пряли, вязали и вышивали. Работа сопровождалась песнями. Любили казаки и частушки. Послушаем частушки?

Дорожка 04. (Вокальная группа исполняет частушки)

Дорожка 4.Частушки

Эй, девчонки-хохотушки,

Затевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей

Чтобы было веселей!


На Дону гуляют волны,

Гребешочки пенятся.

Мы умеем веселиться

И в труде не ленимся.


Иди, казачка, танцевать,

На меня не дуйся,

Если жаль тебе сапог,

То возьми разуйся!

 

Я сидела на окошке

Ехал казачок на кошке

Стал к окошку подъезжать

Не смог кошку удержать!


Ты до сборов не дорос,

Маленьким остался.

На коня тебя сажать

Дядька отказался!


Ну-ка, цыц, вы хохотушки!

Вам бы только все игрушки!

Незаметно год пройдёт,

И казак наш подрастет.


Ученик: Спасибо, ребята! Обычаи и обряды уходят своими корнями в те далекие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный характер, уклад жизни Донского казачества. Большая часть жизни казака проходила в дальних походах, учениях и сражениях. Поэтому воспитание подрастающего казака было делом чести не только отца с матерью, но и всей семьи, всей станицы. В деле воспитания казака складывались свои обычаи, обряды, которым строго следовали.  Послушаем, как же воспитывали казака в семье.

Слайд 11

Учитель: Рождение ребенка всегда радостное событие для родителей и родных. С особой радостью встречали в казачьей семье рождение мальчика. Родился мальчик – прибыток, семья получает земельный надел.

С раннего детства казачонок, а именно так называли мальчика, готовился стать воином. Но самой главной задачей казачонка всегда была учеба. Особым уважением пользовались школьники. Ими гордились в семьях, они вели себя на улице солидно и достойно. А девочка должна стать хорошей хозяйкой, поэтому училась шить и вышивать, хлопотать по хозяйству, помогая матери.

Слайд 12

Учитель: В 7 – 9 лет любили поиграть казачата на майдане или за околицей. Одной из любимых игр с древнейших времен была игра в бабки или кости. Играли в войну, разделившись на две части, устраивали сражения. Старики, сидя на завалинке с одобрительными улыбками любовались, а казачата старались. Во 2б классе наши казачата тоже любят играть и соревноваться? (любо!). Давайте и мы посоревнуемся!

Игра – эстафета «Напои лошадку»

Играет 2 команды по 2 человека. Они стоят на старте, «верхом» на деревянных лошадках. На расстоянии от них стоят 2 ведерка. По сигналу дети «скачут» на лошадках, «поят» лошадей из ведра, возвращаются назад, подняв руку вверх.

Игра – эстафета «Перекати тыкву»

В игре принимает участия 2 команды по 4 человека. Капитан каждой команды берет тыкву, прокатывает ее руками по полу до ориентира, возвращается, докатывая до своей команды тыкву и передает следующему игроку своей команды.. Побеждает команда, которая быстрее выполнит задание.

Игра для девочек «Намотай нитку на веретено»

Играют 4 девочки. У каждой веретено и клубок. По команде каждая девочка - казачка должна намотать нить на веретено. Побеждает та, которая быстрее и качественнее намотает нить на веретено.

Учитель: Но не всё время казачата проводили за игрой. Они много трудились. Помогали взрослым и дома, и в поле. А когда осенью был собран урожай, казаки отправлялись на ярмарку. Едут казаки и казачки на людей поглядеть, себя показать. Я предлагаю вам тоже побывать на одной весёлой ярмарке. Посмотрим, как проходила ярмарка у казаков. Итак, ярмарка начинайся!

Слайд 13

Дорожка05. Выходят продавцы.

1-й. Тары-бары, растабары, есть хорошие товары. Не товар, а сущий клад, разбирайте нарасхват. Не скупись, покупай, подороже выбирай!

2-й. Кому яблоки продам? Кому дёшево отдам? Груши спелые для вас! Покупайте все сейчас!

4-й. Покупай товар отменный! Вот самовар медный. Сам дымком дымит,

Сам чайком поит.

5-й. А вот чашки, для пшенной кашки. А вот блюдца - никогда не бьются.

6-й. Кому пирожки, горячие пирожки? С пылу, с жару, гривенник за пару.

Слайд 14

Учитель: Спасибо, ребята, веселая у вас ярмарка. Казаки – веселый народ! У казаков веселья не бывает без казачьей песни и казачьей пляски! (Дети выходят для исполнения песни)

Дорожка 06.Танец

Дорожка 07.Песня «Казачата»


Учитель: На ярмарке торговали, пели, плясали, веселились. С приходом вечера Ярмарка вся разъезжалась. Вот и наше путешествие, дети, подходит к концу.

Вам понравилось путешествие? (Любо)

Ответ:

Что понравилось больше всего?

Ответ: Игры казачат.

А мне понравилась экскурсия в казачий курень.

Учитель: Что нового узнали?

Ответ: Что казак – православный воин, он должен служить Богу и Отечеству.

Учитель: Что вы будете использовать в своей повседневной жизни?

Ответ: В своей жизни я буду следовать заповедям казаков, чтить и уважать старших.

Молодцы, ребята! А сейчас подведем итог! Ребята, вам слово!

Слайд 15

Ученик: Будем любить и хранить свою землю, как наши славные предки, которые и саблю в руках держать умели, но также хорошо плясали и пели! 

Ученик:  Казачьему роду – нет переводу! А значит, и казачья песня, как и казачья слава, никогда не смолкнет на Руси! 

Ученик: Мы – казаки, мы любим труд,

Порядок, храмы вековые,

Свой долг, обычаи, уют,

Веселье, пляски огневые.

Казачества большую славу

Оценит русская держава!

Были и будут – долг и честь!

Вместе: Казаки были! Будут! Есть!

Учитель: Как верно сказано! Вот и мы с вами, ребята, всегда будем беречь и уважать наследие своего народа, наших предков - казаков. Всем спасибо за активное участие!

Дорожка 08.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!