Сценарий внеклассного мероприятия "В гостях у казаков"
Цель: Знакомство с традициями, обычаями и фольклором донского казачества.
Задачи:
Знакомить учащихся с обрядами и традициями донских казаков;
Приобщать детей к творчеству жителей Дона;
Развивать творческие способности, художественный вкус детей;
Воспитывать любовь к родному краю, гордость за историческое прошлое и настоящее своей малой родины;
Оборудование: предметы быта казаков- ухват, крынки, самовар, яблоки, пироги, каравай; презентация, видеоролик, ИКТ
Ход мероприятия.
Дорожка 1. Казачья музыка.
Слайд 1
1. Организационный момент (выходят дети в казачьем наряде)
Казак: Здравствуйте, гости, жданные,
Званные и желанные!
По обычаям донским
Всем гостям поклон мой низкий!
Казачка: С добрым словом и любовью,
С хлебом-солью, с хлебом-солью!
Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сейчас вас приветствовали казак с казачкой. Как вы думаете, о ком сегодня пойдет речь? (Ответ) Правильно, вы тоже донцы – молодцы, верные помощники славы казачьей.
Слайд 2
И сегодня мы совершим путешествие во времени в казачью станицу, познакомимся с жилищем казаков, их традициями и обычаями, музыкальной культурой и обрядами, чтобы помянуть добрым словом историю донского казачества. А ещё… Мы побываем на казачьей ярмарке, поиграем, посетим казачью музейную комнату! Итак, отправляемся в путь, где вас ждет много интересного, неизведанного…
Каждый из нас, кто живёт в этом славном донском крае, должен знать его историю, гордиться ею, только после этого можно по настоящему глубоко и преданно полюбить великий Тихий Дон.
Слайд 3
Уютно расположились по берегам Дона казачьи курени, а живут в них люди вольные, братцы донские казаки.
Слайд 4
Ученица:
В просторах России-матушки
Так много морей и рек!
Красивей всех – Дон-батюшка,
Он в сердце моем навек!
Куда бы судьба не забросила,
Тропинка за мной следит.
По этой тропинке узенькой
Домой я вернусь хоть на миг.
Знайте: дороже золота
Мне батюшки Дона вода.
Милая моя родина,
Как я люблю тебя!
Учитель: Итак, начинаем наше путешествие
- Откуда появилось слово «казак»?
Слайд 5
- Так называли людей независимых, свободных.
Слайд 6
Учитель: Ребята, в станице Базковской испокон веков жили казаки, давайте познакомимся с историей нашей казачьей станицы.
Дорожка02. Ролик
Учитель: Вся жизнь у казаков, в казачьих семьях строилась на соблюдении заповедей, традиций и обычаев. А какие важнейшие традиции знаете вы:
Дети
уважительное отношение к старшим, к женщине;
почитание гостя;
преданность Родине, готовность защищать ее по первому зову.
забота о детях
служение православной вере, Дону и казачеству
Слайд 7
Учитель: Казаки жили также по своим заповедям. Ребята, а знаете ли вы, сколь их и казачьи заповеди?
Честь и доброе имя для казака дороже жизни
Казаки все равны в правах
По тебе судят обо всем казачестве и твоем народе
Служи преданно своему народу, а не вождям
Держи слово, слово казака дорого
Чти старших, уважай старость
Держись православной веры, поступай по обычаям своего народа
Погибай, а товарища выручай!
Будь трудолюбив, не бездействуй
Береги свою семью, служи ей примером!
Слайд 8
Учитель: А в наши дни можно жить по этим заповедям?
Ученик: Я думаю, можно и нужно, ведь они учат любить Родину, учат быть честными, трудолюбивыми, учат дружить.
Учитель: А ещё казаки с полным основанием могли бы подписаться под этим изречением: "Мой дом – моя крепость" Казачье жилище совмещало в себе и место обитания, и оборонное сооружение. Ребята, а вызнаете, как называется жилище казака?
Слайд 9
Ученик: Жилище казака называется курень.
Учитель: Правильно, "курень", это название пришло к нам из монгольского языка. Слово "курень" означает "круглый", расположение комнат в таком доме шло по кругу. Продолжим путешествие во времени. Переносимся в родную станицу на 100 лет назад и, конечно, же, заходим в гости в казачью хату.
Дорожка 03 музыкальная казачья
Слайд 10
Учитель: Посмотрите, дети, на слайд. В первой комнате находилась печка, полы в доме были мазанные (доливка), у окна стоял стол, вокруг стола деревянные лавки, шкафчик для посуды, где стояли большой глиняный горшок, горшки поменьше, чугуны для приготовления борща, каши. Сундук, деревянная кровать. В доме все было украшено вышитыми полотенцами — рушниками. У нас в школе есть музейная комната, посвященная истории и быту казачества, которую организовали наши учителя истории вместе с учащимися. Давайте, ребята, совершим туда экскурсию.
Ролик снять и вставить в общий фильм
Ученик: Ребята, понравилась вам экскурсия? Что нового вы узнали, посетив музейную комнату?
Ответ: Мы узнали, как называлась посуда у казаков и для чего её использовали.
А ещё узнали, что казачки были хорошие хозяйки: умели шить, вышивать, держали дом в чистоте.
Учитель: А мы продолжаем. В казачьих хатах часто звучали песни. Летом молодёжь предпочитала «улицу», зимой же «посиделки». На посиделках девушки мяли и чесали шерсть, пряли, вязали и вышивали. Работа сопровождалась песнями. Любили казаки и частушки. Послушаем частушки?
Дорожка 04. (Вокальная группа исполняет частушки)
Дорожка 4.Частушки
Эй, девчонки-хохотушки,
Затевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей
Чтобы было веселей!
На Дону гуляют волны,
Гребешочки пенятся.
Мы умеем веселиться
И в труде не ленимся.
Иди, казачка, танцевать,
На меня не дуйся,
Если жаль тебе сапог,
То возьми разуйся!
Я сидела на окошке
Ехал казачок на кошке
Стал к окошку подъезжать
Не смог кошку удержать!
Ты до сборов не дорос,
Маленьким остался.
На коня тебя сажать
Дядька отказался!
Ну-ка, цыц, вы хохотушки!
Вам бы только все игрушки!
Незаметно год пройдёт,
И казак наш подрастет.
Ученик: Спасибо, ребята! Обычаи и обряды уходят своими корнями в те далекие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный характер, уклад жизни Донского казачества. Большая часть жизни казака проходила в дальних походах, учениях и сражениях. Поэтому воспитание подрастающего казака было делом чести не только отца с матерью, но и всей семьи, всей станицы. В деле воспитания казака складывались свои обычаи, обряды, которым строго следовали. Послушаем, как же воспитывали казака в семье.
Слайд 11
Учитель: Рождение ребенка всегда радостное событие для родителей и родных. С особой радостью встречали в казачьей семье рождение мальчика. Родился мальчик – прибыток, семья получает земельный надел.
С раннего детства казачонок, а именно так называли мальчика, готовился стать воином. Но самой главной задачей казачонка всегда была учеба. Особым уважением пользовались школьники. Ими гордились в семьях, они вели себя на улице солидно и достойно. А девочка должна стать хорошей хозяйкой, поэтому училась шить и вышивать, хлопотать по хозяйству, помогая матери.
Слайд 12
Учитель: В 7 – 9 лет любили поиграть казачата на майдане или за околицей. Одной из любимых игр с древнейших времен была игра в бабки или кости. Играли в войну, разделившись на две части, устраивали сражения. Старики, сидя на завалинке с одобрительными улыбками любовались, а казачата старались. Во 2б классе наши казачата тоже любят играть и соревноваться? (любо!). Давайте и мы посоревнуемся!
Игра – эстафета «Напои лошадку»
Играет 2 команды по 2 человека. Они стоят на старте, «верхом» на деревянных лошадках. На расстоянии от них стоят 2 ведерка. По сигналу дети «скачут» на лошадках, «поят» лошадей из ведра, возвращаются назад, подняв руку вверх.
Игра – эстафета «Перекати тыкву» В игре принимает участия 2 команды по 4 человека. Капитан каждой команды берет тыкву, прокатывает ее руками по полу до ориентира, возвращается, докатывая до своей команды тыкву и передает следующему игроку своей команды.. Побеждает команда, которая быстрее выполнит задание.
Игра для девочек «Намотай нитку на веретено»
Играют 4 девочки. У каждой веретено и клубок. По команде каждая девочка - казачка должна намотать нить на веретено. Побеждает та, которая быстрее и качественнее намотает нить на веретено.
Учитель: Но не всё время казачата проводили за игрой. Они много трудились. Помогали взрослым и дома, и в поле. А когда осенью был собран урожай, казаки отправлялись на ярмарку. Едут казаки и казачки на людей поглядеть, себя показать. Я предлагаю вам тоже побывать на одной весёлой ярмарке. Посмотрим, как проходила ярмарка у казаков. Итак, ярмарка начинайся!
Слайд 13
Дорожка05. Выходят продавцы.
1-й. Тары-бары, растабары, есть хорошие товары. Не товар, а сущий клад, разбирайте нарасхват. Не скупись, покупай, подороже выбирай!
2-й. Кому яблоки продам? Кому дёшево отдам? Груши спелые для вас! Покупайте все сейчас!
4-й. Покупай товар отменный! Вот самовар медный. Сам дымком дымит,
Сам чайком поит.
5-й. А вот чашки, для пшенной кашки. А вот блюдца - никогда не бьются.
6-й. Кому пирожки, горячие пирожки? С пылу, с жару, гривенник за пару.
Слайд 14
Учитель: Спасибо, ребята, веселая у вас ярмарка. Казаки – веселый народ! У казаков веселья не бывает без казачьей песни и казачьей пляски! (Дети выходят для исполнения песни)
Дорожка 06.Танец
Дорожка 07.Песня «Казачата»
Учитель: На ярмарке торговали, пели, плясали, веселились. С приходом вечера Ярмарка вся разъезжалась. Вот и наше путешествие, дети, подходит к концу.
Вам понравилось путешествие? (Любо)
Ответ:
Что понравилось больше всего?
Ответ: Игры казачат.
А мне понравилась экскурсия в казачий курень.
Учитель: Что нового узнали?
Ответ: Что казак – православный воин, он должен служить Богу и Отечеству.
Учитель: Что вы будете использовать в своей повседневной жизни?
Ответ: В своей жизни я буду следовать заповедям казаков, чтить и уважать старших.
Молодцы, ребята! А сейчас подведем итог! Ребята, вам слово!
Слайд 15
Ученик: Будем любить и хранить свою землю, как наши славные предки, которые и саблю в руках держать умели, но также хорошо плясали и пели!
Ученик: Казачьему роду – нет переводу! А значит, и казачья песня, как и казачья слава, никогда не смолкнет на Руси!
Ученик: Мы – казаки, мы любим труд,
Порядок, храмы вековые,
Свой долг, обычаи, уют,
Веселье, пляски огневые.
Казачества большую славу
Оценит русская держава!
Были и будут – долг и честь!
Вместе: Казаки были! Будут! Есть!
Учитель: Как верно сказано! Вот и мы с вами, ребята, всегда будем беречь и уважать наследие своего народа, наших предков - казаков. Всем спасибо за активное участие!
Дорожка 08.