Внеклассное мероприятие по химии
« Посвящение в химики»
Учитель: Эмирбекова З.А.
Цель:
Развитие устойчивого познавательного интереса к новому изучаемому предмету, осуществление преемственности между учащимися 7 и старших классов, реализация межпредметных связей.
Задачи:
Связать изучение химии с положительными эмоциями, показать привлекательность предмета. Познакомиться с историей возникновения названий химических элементов. Дать толчок заинтересованному сознательному изучению химии. Способствовать развитию коммуникативных способностей учащихся и формированию навыков коллективного труда
Оборудование:
спиртовка, пробиркодержатель, пробирки, коническая колба, плоскодонная колба, мензурка, химические стаканы, штатив для пробирок, фарфоровая ступка с пестиком, спички, штатив пипетка ,газоотводная трубка, носовой х/б платок, стеклянная палочка ,фарфоровая чашечка ,весы, лоток мерный цилиндр.
Презентация, плакат.
Реактивы:
спирт, фенолфталеин, сухое горючее, глюконат кальция, йод, перманганат калия, щелочь, серная кислота, пероксид водорода, сода, уксусная кислота, аммиак, соляная кислота, глицерин, роданид калия, хлорид железа (III), бихромат аммония.
Ход и содержание мероприятия:
Учитель: Дорогие семиклассники! В этом учебном году Вы только приступили к изучению новой, трудной, но очень интересной науки – химии. И сегодня произойдет знаменательное событие – посвящение Вас в Юные химики. Прежде чем получить это почетное звание, Вам придется пройти ряд испытаний. Но, Вы с ними обязательно справитесь! Желаю всем удачи!
Ведущий 1: Мы рады приветствовать всех на нашем мероприятии «Посвящение в химики». Химия – наука, полная удивительных загадок, явлений. Она всегда сопровождается красочными эффектами и «чудесами».
Ведущий 2: Химия – древняя и удивительная наука, хранящая множество загадок. Отгадать многие из них ещё не удалось ни одному человеку! Лишь самым умным, смелым и настойчивым она приоткрывает свои тайны.
Ведущий 1: И так готовы ли мы проявить чудеса смекалки, смелости и блеск ума, чтобы заслужить в честном поединке право называться химиками?
Ведущий 2: За право называться химиками сегодня будем мы –
Ведущий 1: учащиеся 7 «г» (аплодисменты)
Ведущий 2: и 7 «д» класса (аплодисменты).
Почтальон: Ребята! Скорее! Вам пришло послание от Д.И.Менделеева, расшифруйте его как можно быстрее: Буквы текста зашифрованы порядковыми номерами химических элементов. Выпишите первые буквы названий этих элементов и составьте предложение!
26 | 63 | 3 | 18 | | | 74 | 18 | 12 | | | 16 | 84 | 63 | 24 | 18 |
| | | | Ю | | | | | | У | | | | | |
Представление команд и жюри.
Ведущий 1: Разрешите представить вам членов жюри: это учащиеся 8-х классов (Ф.И.О.) и хотим вам пожелать:
Вместе, поднимая колбу с водой: Пусть ваша совесть будет чиста, как в этой колбе вода!
Ведущий 1: Дорогие ребята! Во все времена наука требовала к себе очень серьезного отношения, и ее друзьями становились те, кто проходил жесткие испытания.
Ведущий 2: И испытывать нас будет сам Дмитрий Иванович Менделеев! Поприветствуем его!
Д.И. Менделеев: Здравствуйте ребята! Давайте познакомимся! Меня зовут Дмитрий Иванович Менделеев. Я - великий русский ученый, энциклопедист, физик, химик, технолог, биолог и даже метеоролог. Я создал современную гидратную теорию растворов, уравнение состояния идеального газа, разработал технологию получения бездымного пороха, открыл периодический закон и предложил периодическую систему химических элементов. Вот именно о химических элементах мы с вами сегодня и поговорим.
Итак, 1 Состязание - «Тёмная лошадка».
Д.И.Менделеев: «Тёмная лошадка» - зашифрованный химический элемент. Командам задаются вопросы об этом элементе, на основе которых они должны его отгадать. Ответ после первой подсказки: 5 баллов; после второй- «4» и т.д. За неправильный ответ (-1балл).
В организме человека его содержится 3 г, из них примерно 2 г в крови.
По распространённости в земной коре он уступает лишь кислороду, кремнию и алюминию.
Первоначально единственным его источником были упавшие на землю метеориты, содержащие его в чистом виде.
Первобытный человек стал использовать орудия труда из него за несколько тысячелетий до н.э.
В честь него назван век.
( Железо).
Этот металл известен человеку с глубокой древности.
Его содержание в водах Мирового океана составляет примерно 8 млрд тонн.
Самый большой самородок этого металла весил 112 кг.
Из этого металла делают украшения, монеты.
Этот металл – символ Солнца.
( Золото).
За 350 лет до н.э. Аристотель в своих трудах упоминает об этом элементе.
Алхимики часто называли этот элемент Меркурием.
Этот металл хорошо растворяет другие металлы, образуя амальгамы.
Пары металла ядовиты.
Находится внутри градусника.
( Ртуть).
Его называют безжизненным газом.
Это довольно инертный газ.
Он легче воздуха.
Он входит в состав воздуха.
Его химическая формула – N2.
(Азот).
Учитель: Да, вы молодцы! Хорошо знаете химические элементы, которые находятся в периодической системе, созданной Д.И.Менделеевым.
Д.И.Менделеев: в 1814 году появились символы и названия химических элементов, которыми химики пользуются по сей день. Шведский химик Берцелиус предложил обозначать химические элементы первой буквой ( или первой и одной из последующих букв) латинского названия элемента. Со многими элементами вы уже познакомились на уроках химии и сейчас мы проверим ваши знания. А мои помощники помогут мне в этом.
Состязание № 2 « Загадки»
(в ответах должны быть только химические элементы)
( конкурс «загадки» в приложении)
Д.И.Менделеев: Сейчас существует огромное количество химических элементов. И каждый из них занимает свое определенное место в периодической системе элементов. Это наш химический алфавит.
Д.И.Менделеев: В мире веществ хаоса нет.
Наука химия все одолеет!
« В каждой клеточке – элемент.
И это закон! – сказал Менделеев.
Периодический закон Д.И.Менделеева был открыт в1869 году при сопоставлении известных в то время химических элементов и величин их атомных масс.ООН провозгласила 2019 год- годом периодической таблицы Д.И.Менделеева.
Состязание № 3. «Выбери меня».
Д.И.Менделеев: Среди предложенных явлений вам необходимо выбрать химические и физические. Работа выполняется индивидуально. Поднимаем руку и отвечаем.
а) горение угля в кислороде; б) изготовление фигур из стекла; в) замерзание воды; г) горение сахара в присутствии сигаретного пепла; д) ржавление железа; е) химический опыт «вулкан»; ж) закат Солнца; з) взрыв атомной бомбы; и) взаимодействие кислоты и щелочи; к) гниение; л) распространение плодов одуванчика; м) ветер .
Состязание № 4. «Пантомима»
Д.И.Менделеев: А теперь, ребята, я хочу посмотреть на ваши артистические способности. Для этого просим выйти от каждого класса по одному человеку и показать с помощью жестов и мимики следующие действия:
Во время химического эксперимента произошел взрыв
Получился газ с неприятным запахом
При смешивании двух реактивов выпал осадок
Химик синтезировал новое вещество
Экспериментатор обжегся кислотой
Д. И. Менделееву приснилась таблица химических элементов
Учитель: Наше состязание подходит к концу. И пока жюри подводит итоги, мы с вами посмотрим занимательные опыты. Ребята! Давайте вспомним, что изучает наука химия? (вещества, их свойства, их превращения) Назовите мне все признаки химической реакции.
( осадок, газ, тепло, цвет, вкус, запах, свет).
Итак, вашему вниманию представляются « волшебные реакции»
Ведущий 1: Но прежде чем приступить к практической части мероприятия, прослушайте шуточные правила техники безопасности.
Войдя в химический наш кабинет,
Не нарушай учителей совет:
И если даже ты не трус,
Не пробуй вещества на вкус!
Ведущий 2: И нюхать их не думай ты.
Пойми, что это не цветы!
Ничто руками не бери,
Ожог получишь, волдыри!
Ведущий 1: Чай и вкусный бутерброд
Очень просятся в твой рот.
Не обманывай себя -
Есть и пить у нас нельзя!
Это, друг, химкабинет,
Для еды условий нет.
Ведущий 2: Пусть в пробирке пахнет воблой,
В колбе - будто мармелад,
Вещества на вкус не пробуй!
Сладко пахнет даже яд.
Ведущий 1: В кабинете химии
Много всяких штучек:
Колбочки, пробирки,
Воронка и штатив.
И тянуть не нужно
Понапрасну ручек,
А то прольешь случайно
Ценный реактив!
Лаборант 1: А слабо вам потушить свечку, не подув на нее и не притронувшись к ней? К пищевой соде добавляем уксусную кислоту, через некоторое время собравшийся в тарелке углекислый газ «выливаем» на свечку. Она потухает, так как углекислый газ не поддерживает горения.
Лаборант 2 :«Волшебный хлеб». Вымочить хлеб в воде, отдельно смешать спиртовой раствор йода с водой и добавить в миску с хлебом. Раствор посинеет. Это говорит о наличии крахмала в нем.
Лаборант 3: «Супер пена». Приготовить раствор 6% перекиси. Добавить жидкое мыло, пищевой краситель и дрожжи. Образуется огромное количество пены.
Д.И.Менделеев: Оказывается, все может гореть, но не все способно сгорать. «Несгораемый платок» Прополоскать платок в воде, затем слегка отжать и хорошо пропитать спиртом. Платок захватить тигельными щипцами и поджечь его. Спирт вспыхивает, но платок не сгорает.
Лаборант 4: «Дым без огня» .Там, где огонь, всегда много дыма. Вы, наверное, даже слышали пословицу «Нет дыма без огня», а я могу доказать обратное. Взаимодействие концентрированных растворов соляной кислоты и аммиака через воздушное пространство. Смочить этими растворами две стеклянные палочки и сблизить их. Образуется дым. - Да, мы, химики, настоящие волшебники.
Лаборант 5: Вашему вниманию предлагается Демонстрационный опыт «Самовоспламеняющаяся жидкость». В фарфоровую чашку поместить растертые кристаллы КMnO4, а затем из пипетки прикапать к ним 3–4 капли глицерина. Через некоторое время глицерин воспламеняется и сгорает.
Лаборант 6: Фараонова змея. На сухом спирте поджечь глюконат кальция.
Хирурги:
Хирург 1 :Мы сейчас можем вам показать, как нужно оперировать совсем без боли. (Демонстрационный опыт «Нанесение раны и заживление ее» Руку смочить раствором хлорида железа(III). После этого нож смочить раствором роданистого калия и легко провести им по руке. Образуется кроваво-красный след. )
Оперируем без боли, правда, будет много крови.
При каждой операции нужна стерилизация.
Йодом смочим мы обильно, чтобы было все стерильно
Не вертитесь, пациент! Нож подайте ассистент!,
Хирург 2: Посмотрите, прямо струйкой кровь течет, а не вода,
Но сейчас я вытру руку – от пореза ни следа!»
Д.И.Менделеев: А сейчас, ребята, я докажу вам, что вы стали настоящими химиками – волшебниками! Ученики выходят и проводят по плакату ватой, смоченной щелочью.
Фенолфталеином на плакате заранее написать «Юные химики» и провести смоченой щелочью ваткой.
Учитель: Ребята, наше представление подходит к концу. ( Оглашение результатов) Мы видим, что вы знаете, любите химию и хорошо справились с конкурсами. И мы хотели бы принять всех участников нашей встречи в ряды юных химиков.
Я прошу вас всех встать и принять клятву.
Д.И.Менделеев читает клятву:
Клянемся два раза в неделю приходить в химическое царство, находящееся в кабинете химии. – Клянемся!
Клянемся соблюдать правила техники безопасности при проведении практических и лабораторных работ. – Клянемся!
Клянемся получать по предмету химия оценки отлично
и хорошо. – Клянемся!
Клянемся внимательно слушать учителя химии и выполнять все его указания. – Клянемся!
Клянемся быть дружными и трудолюбивыми – Клянемся!
Все вместе : Будем химию учить,
Будем химию любить,
Потому, что нам, друзья,
Без неё прожить нельзя!