Викторина «В мире прав и обязанностей»
(7,8,9 классы )
Цель: формирование правовой грамотности учащихся
Задачи:
Способствовать воспитанию правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека.
Развивать познавательные способности детей, их кругозор.
Викторина состоит из 3-х частей:
1 тест
2 решение ситуативных правовых задач
3 решение кроссворда
Каждая часть имеет оценочную шкалу и время выполнения
А) решение теста: правильный ответ на поставленный вопрос оценивается в 1 балл, максимальное количество баллов – 12 (количество времени – 10 минут )
Б) решение ситуативных задач: правильный развернутый ответ оценивается в 5 баллов, правильный ответ без пояснения — 4 балла, 0 баллов — за неправильный ответ (максимальное количество времени 25 минут – от 3до 5 минут на решение одной задачи)
В) составление кроссворда : имеется ряд вопросов, на которые нужно не только ответить, но и составить кроссворд для оппонента. При использовании 8-9 правильных ответов в составлении кроссворда – оценивается в 15 баллов; при использовании в составлении кроссворда 6-7 правильных ответов оценивается в 10 баллов; при использовании не менее 6 правильных ответов в составлении кроссворда – 5 баллов ( максимальное количество времени на выполнение задания -25 минут)
Часть I
Тест
1. Основной закон страны
А) Конвенция о защите прав человека и основных свобод
Б) Конституция
В) Конвенция о правах ребенка
Г) Гражданский кодекс
2. Согласно семейному кодексу РФ опека устанавливается над детьми:
А) до 14 лет;
Б) от 14 до 18 лет;
В) до16 лет;
Г) от 16 до 18;
Д) до 7 лет.
3. Нравственные или физические страдания, испытываемые вследствие противоправных действий другого лица это:
А) моральный ущерб;
Б) моральный вред;
В) моральные страдания;
Г) моральный износ.
4. К видам административного наказания в РФ относятся:
А) предупреждение
Б) обязательные работы
В) административный штраф
Г) лишение свободы
Д) принудительный труд
Е) административный арест
5. С какого возраста наступает административная ответственность
А) с 14 лет
Б) с момента получения паспорта
В) с 16 лет
Г) с достижением возраста совершеннолетия
6. Что из перечисленного относится к правам
А) Носить школьную форму
Б) Получение дополнительных образовательных услуг
В) Принимать участие в выборах
Г) Получать бесплатно медицинскую помощь
Д) Уважать старших
7.С какого возраста наступает уголовная ответственность
А) с момента получения паспорта
Б) с 14 лет
В ) с 16 лет
Г) с 18 лет
8.Что из перечисленного относится к обязанностям
А) Получение бесплатного образования
Б) Уважение человеческого достоинства
В) Соблюдение устава школы
Г) Уважение чести обучающихся и сотрудников школы
9. При совершении противоправных деяний ответственность несут
А) организатор и исполнитель
Б) организатор, исполнитель и пособник
В) исполнитель и пособник
Г) подстрекатель, организатор, исполнитель и пособник
10. Кого, согласно тексту Конвенции, можно назвать ребенком
А) с рождения до поступления в школу
Б) с рождения до момента получения паспорта
В) каждое человеческое существо, достигшее 18 -летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее
Г) с рождения до окончания школы
11. Что из перечисленного отражает нормы морали
А) Вежливость, смирение, стойкость, справедливость
Б) Стойкость, хладнокровие, решительность
В) Вежливость, смирение , стойкость, трудолюбие, справедливость, уважение.
12. Что из перечисленного относится к документам, удостоверяющих личность, признанных на территории РФ
А) паспорт, удостоверение личности военнослужащего, свидетельство о рождении
Б) военный билет, паспорт, свидетельство о рождении несовершеннолетнего до 14 лет, водительские права, удостоверение личности военнослужащего
В) свидетельство о рождении несовершеннолетнего до 14 лет, паспорт , удостоверение личности военнослужащего, служебное удостоверение работника прокуратуры, удостоверение беженца, паспорт моряка, военный билет.
Часть II
Ситуационные задачи.
Права и обязанности все должны знать и выполнять. Но случается так, что про свои обязанности человек забывает, а, не зная своих прав, попадает в неприятные ситуации.
Вам предлагаются различные ситуации. Вы их обсуждаете, после чего говорите свои ответы.
Ситуация 1.
В помещение кинотеатра двое шестнадцатилетних подростка стали нарушать общественный порядок и спокойствие граждан, выражаться нецензурной бранью. На требование охранников прекратить нарушать общественный порядок и покинуть помещение, подростки не реагировали. После чего был вызван наряд полиции. Подростков доставили в отделение полиции.
Дайте правовую оценку действиям подростков. Какое наказание они могут понести за свои действия?
Решение: Данное деяние расценивается как мелкое хулиганство. Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство. Подростков могут привлечь к административной ответственности за совершение хулиганских действий в соответствии КРФоАП ст. 20.1 )
Ситуация 2.
16-летний учащийся школы Майоров С. , воспользовавшись невнимательностью сотрудников магазина «Перекресток» похитил с прилавка товары, на общую сумму 470 рублей.
Квалифицируйте действия Майорова. К какому виду ответственности он будет привлечен? Ответ обоснуйте.
Решение: Действия Майорова С. будут расценены как мелкое хищение. Он будет привлечен к административной ответственности по ст. 7.27. Кодекса РФ об административных правонарушениях (возраст Майорова – 16 лет сумма похищенных товаров оценивается в 470 рублей).
Ситуация 3
В суд с иском обратился Ковалев С.И. о расторжении брака с Ковалевой Т.М., так как он в настоящее время проживает с другой женщиной, семейная жизнь с Ковалевой Т.М. невозможна. Одновременно, Ковалев С.И. попросил рассмотреть вопрос об определении места жительства детей в возрасте 10 и 13 лет с ним, так как, по его мнению, Ковалева Т.М. не сможет обеспечить детей. Ковалева Т.М. против расторжения брака не возражала, но, в свою очередь, настаивала на том, что дети должны проживать с матерью.
Как суд должен разрешить спор между супругами и определить место проживания детей?
Решение: Брак между Ковалевым С.И. и Ковалевой Т.М. судом должен быть расторгнут. Однако, решать вопрос о проживание детей, суд будет исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.
Ситуация 4.
Иванова Анастасия ( 17 лет ) и Петров Николай ( 19 лет) решили пожениться. Работники ЗАГСа , в котором они решили зарегистрировать брак, указали на необходимость несовершеннолетней Ивановой А. получить согласие на заключение брака органа местного самоуправления по месту жительства
Обоснованы ли действия работников ЗАГСа?
Решение: Да, обоснованы, так как для вступления в брак несовершеннолетний ребенок должен получить соответствующее разрешение в органах местного самоуправления на общих основаниях.
Ситуация 5.
Неизвестный ученик в здании школы тайком вытащил из открытого рюкзака Никиты Павлова телефон, который ему подарили на день рождения родители. Родители обратились с заявлением в полиции об установлении личности виновного и его наказании. При проведении следственных мероприятий удалось установить , что телефон, похожий на похищенный, видели у одноклассника Никиты 14-летнего Платона Сидоркина. При общении сотрудников полиции с Платоном, тот в содеянном сознался.
Как называется преступление, которое совершил Платон Сидоркин? Дайте правовую оценку действиям подростка
Решение: Кража, то есть тайное хищение чужого имущества. Подросток будет привлечен к уголовной ответственности, так возраст уголовной ответственности за совершение кражи наступает с 14 лет.
Часть III
Кроссворд на тему «Права ребенка»
По горизонтали:
1.Документ, удостоверяющий личность
4.Человек, принадлежащий к постоянному населению данного государства
5.Способность лица своими действиями приобретать и осуществлять юридические права и обязанности
10. Международный документ, определяющий права детей
По вертикали:
2.Лицо, не достигшее возраста 18 лет
3.Ребенок, не нарушающий общественный порядок, но доставляющий неудобства родителям своим поведением
6. Один из видов регуляторов общественных отношений
7.Способность иметь гражданские права и нести обязанности
8.Основной закон нашей страны
9. Переход от детства к юности возрасте