СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выборы – доступно и понятно: применение инновационных методик по формированию правовой культуры обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

1) Формировать у учащихся активной жизненной позиции, повышение правовой культуры в области избирательного права, создание условий для социализации школьников.

2) Способствовать воспитанию и развитию активной творческой личности;

 

Задачи:

1) Создание условий для формирования правовой и политической грамотности будущих избирателей;

2) Включение учеников в процесс самоуправления класса через развитие и совершенствование органов детского самоуправления;

3) Создание условий для проявления лидерских качеств учащихся, умения видеть проблемные ситуации и находить пути их решения;

4) Осознание учащимися необходимости важности выборов, как элемента демократической системы государства, и понимания, что в органы власти должны избираться люди достойные;

5) Формирование внутренней потребности личности в постоянном самосовершенствовании.

 

Основные понятия: демократические выборы, избирательная комиссия, независимые наблюдатели, избиратели, кандидаты, предвыборная программа, избирательный бюллетень, права избирателей, кандидат в представители в районную общественную организацию.

Формы работы: групповая

Оборудование: импровизированная трибуна, российский флаг, бланки протоколов, регистрационные листы для кандидатов на пост Президента класса, бланки заявления для кандидатов на пост Президента, списки избирателей, избирательные бюллетени, памятка избирателя

 

Подготовительный этап.

Перед этим мероприятием в классе проводится предвыборная кампания:

1. Подаются заявки на участие в выборах.

2. Ребята знакомятся с информацией о правах, обязанностях и ответственности президента. Отвечают на вопросы викторины «Что я знаю об избирательном праве?».

3. Классный руководитель подводит итоги и отбирают по итогам викторины трех кандидатов в президенты класса, которые впоследствии будут принимать участие в деловой игре.

Вопросы викторины «Что я знаю об избирательном праве?»:

1. Объясните значение слова «демократия».

2. Что такое «активное избирательное право»?

3. Что такое «пассивное избирательное право»?

4. Критерии оценки предвыборной программы кандидатов.

5. Что такое «мажоритарная избирательная система»?

6. С какого возраста Вы становитесь избирателем?

7. В каком возрасте можно быть избранным в органы государственной власти?

8. Что такое «референдум»?

9. Какая избирательная система характерна для России?

10. Как Вы понимаете слово «консенсус»?

Ход внеклассного занятия

 

Каждый гражданин должен по мере возможности

направлять свои стремления к тому, чтобы быть в

состоянии властвовать над своим собственным

государством.

Аристотель.

I. Организационный момент

Вводное выступление классного руководителя.

Здравствуйте, дорогие ребята! Пройдёт совсем немного времени и у Вас появиться ещё один статус. Статус избирателя. Хотим мы этого, или не хотим, но человек, живущий в государстве (как в древнем, так и в современном), неизбежно включается в политическую жизнь. В ней можно участвовать активно (целенаправленно добиваться влияния на власть) или пассивно (целенаправленно или неосознанно игнорировать власть).

Каждый день мы делаем тот или иной выбор, маленький или большой; дома, в школе, на работеи в других сферах жизни. Сделать ценностный выбор это не самое простое дело.

Наша Россия – страна с тысячелетней историей – совсем ещё молодая. Процесс становления демократии в неё в самом разгаре. Пусть ещё не всё у нас гладко, но это наша страна и мы её очень любим.

 

Россия это не страна, Она бесспорная часть света, Там сердцем трепетным Москва, А по краям четыре ветра. На север, запад, юг, восток, Среди ландшафтов самых разных, Лежит Россия вне дорог, Лежит привольно и прекрасно. Над ней года, над ней века Водой текут, уходят в землю, А небо, будто мать-река, Её покою чутко внемлет. Россия может полюбить, Россия может полюбиться, Как мир огромной может быть, А может в сердце уместиться.

 

Согласно ст. 3 Конституции РФ «никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону»

Народовластие означает, что единственным источником власти и ее носителем выступает народ. При этом он является верховным носителем власти в государстве. Народ использует эту власть исключительно в собственных интересах и не делит ее ни с кем. Никто кроме народа или без его согласия не может претендовать на власть.

Сегодня мы проводим мероприятие в форме деловой игры, по окончании которой нам необходимо будет выбрать президента нашего класса. Свой выбор вы зафиксируете в бюллетенях и отправите в урну для голосования. Перед вами на сцене находятся три кандидата со своими инициативными группами, которые будут помогать своему кандидату и поддерживать его.

  1. Основная часть

Первый ведущий:

Президент – гражданин. А гражданин, по мнению великого поэта Н.А. Некрасова, - это «Отечества достойный сын и настоящий гражданин – это человек, мысли и дела которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа, человек высокой степени ответственности за принимаемые решения, за то дело, которым он занимается».

Второй ведущий:

Россия – демократическое государство, а это означает, что каждый гражданин имеет право принять участие в выборе Президента страны и может предложить свою кандидатуру на этот пост. Оба шага предполагают серьезные гражданские решения. И основными критериями выбора будущего Президента и оценки кандидата в президенты должны быть конкретно выраженные гражданские позиции и поступки.

Первый ведущий:

Известный писатель Алесь Адамович сказал: «Мир может спасти один человек и этот человек – ты».

Возрождение общества начинается с каждого из нас, оно должно начинаться с наших мыслей, с тог, что находится в наших душах. Любая дискуссия, любой обмен мнениями всегда служат выбору правильной позиции.

Итак, на сцене находятся три кандидата в президенты (представление каждого, называя фамилию, имя, отчество со своими инициативными группами.) В ходе игры каждый кандидат будет подвержен испытаниям. Ученики класса (избиратели) внимательно слушают, анализируют, делаю выводы, а в конце игры в бюллетенях отмечают того кандидата, который по их мнению окажется наиболее сильнейшим.

 

I конкурс. Предвыборная программа.

Требования к ней:

1. Краткие биографические сведения.

2. Оценка ситуации, которая существует в классе (осветить проблемы или отметить положительные стороны ).

3. Какую политику будет проводить данный кандидат в случае его избрания президентом класса.

Выступление каждого кандидата сопровождается презентацией, подготовленной вместе с инициативной группой.

Второй ведущий:

Мы выслушали наших кандидатов, а теперь соперники могут задать два вопроса.

II конкурс. 6 вопросов кандидату.

Первый ведущий:

В ходе второго конкурса нашим кандидатам после 5 минутного обсуждения необходимо ответить на 6 вопросов. (Кандидаты получают их в отпечатанном виде. Эти же вопросы демонстрируются на экране.)

6 вопросов кандидату:

1. Что побудило Вас дать согласие баллотироваться на должность президента класса?

2. Хотелось бы поподробнее узнать о ваших интересах, как вы отдыхаете, что читаете, какую музыку предпочитаете?

3. Какие качества Вы цените в людях? Какие вызывают негатив?

4. Ваш жизненный девиз или кредо ?

5. Что в себе уважаете, а что не очень?

6. Закончите фразу «Жизнь прекрасна, потому что…»

III конкурс. Блиц-турнир.

Второй ведущий:

Следующий заключительный конкурс продемонстрирует каким багажом знаний обладают наши кандидаты по избирательному праву. Каждый должен ответить на 3 вопроса. Если не знаете ответ, могут ответить соперники.

Вопросы 1-му кандидату:

1. К какой ветви государственной власти относится власть Президента РФ?

2. Вы получили паспорт в 14 лет, имеете ли право участвовать в выборах?

3. Как определяется победитель на президентских выборах?

Вопросы 2-му кандидату:

1. Что необходимо иметь при себе для получения избирательного бюллетеня?

2. Кто может стать Президентом РФ?

3. Кто был первым Президентом РФ?

Вопросы 3-му кандидату:

1. Что такое импичмент?

2. Кто руководит избирательной кампанией в масштабах всей страны?

3. Выборы Президента РФ проходят через каждые…?

III. Заключительная часть

Первый ведущий:

Наша игра подошла к концу. Хочу обратиться к ребятам нашего класса. Вы прослушали программы кандидатов, слышали их ответы на вопросы. Ваша задача определиться в своем выборе, ведь цель нашего мероприятия не просто получить знания об избирательном праве, но и применить их на практике, сделав свой выбор в пользу того или иного кандидата в президенты нашего класса.

И пока будет звучать песня "Россия!», вы ребята сделайте свой выбор - поставьте галочку напротив понравившегося кандидата и опустите бюллетень в урну для голосования.

(Итоги подведет классный руководитель и объявит избранного президента класса)

Итоги голосования будут объявлены на следующий день после подсчета голосов.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Конституция РФ.

  2. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (извлечения).

  3. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы» (извлечения).

  4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (извлечения).

 

 

Просмотр содержимого документа
«Выборы – доступно и понятно: применение инновационных методик по формированию правовой культуры обучающихся»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Куймань Лебедянского муниципального района Липецкой области»







Региональный конкурс методических разработок «Выборы – доступно и понятно: применение инновационных методик по формированию правовой культуры обучающихся»








Сценарий внеурочного / внеклассного мероприятия



















Учитель истории и обществознания

Суровяткина Наталья Николаевна



2022г.


Цель:

1) Формировать у учащихся активной жизненной позиции, повышение правовой культуры в области избирательного права, создание условий для социализации школьников.

2) Способствовать воспитанию и развитию активной творческой личности;

Задачи:

1) Создание условий для формирования правовой и политической грамотности будущих избирателей;

2) Включение учеников в процесс самоуправления класса через развитие и совершенствование органов детского самоуправления;

3) Создание условий для проявления лидерских качеств учащихся, умения видеть проблемные ситуации и находить пути их решения;

4) Осознание учащимися необходимости важности выборов, как элемента демократической системы государства, и понимания, что в органы власти должны избираться люди достойные;

5) Формирование внутренней потребности личности в постоянном самосовершенствовании.

Основные понятия: демократические выборы, избирательная комиссия, независимые наблюдатели, избиратели, кандидаты, предвыборная программа, избирательный бюллетень, права избирателей, кандидат в представители в районную общественную организацию.

Формы работы: групповая

Оборудование: импровизированная трибуна, российский флаг, бланки протоколов, регистрационные листы для кандидатов на пост Президента класса, бланки заявления для кандидатов на пост Президента, списки избирателей, избирательные бюллетени, памятка избирателя


Подготовительный этап.

Перед этим мероприятием в классе проводится предвыборная кампания:

1. Подаются заявки на участие в выборах.

2. Ребята знакомятся с информацией о правах, обязанностях и ответственности президента. Отвечают на вопросы викторины «Что я знаю об избирательном праве?».

3. Классный руководитель подводит итоги и отбирают по итогам викторины трех кандидатов в президенты класса, которые впоследствии будут принимать участие в деловой игре.

Вопросы викторины «Что я знаю об избирательном праве?»:

1. Объясните значение слова «демократия».

2. Что такое «активное избирательное право»?

3. Что такое «пассивное избирательное право»?

4. Критерии оценки предвыборной программы кандидатов.

5. Что такое «мажоритарная избирательная система»?

6. С какого возраста Вы становитесь избирателем?

7. В каком возрасте можно быть избранным в органы государственной власти?

8. Что такое «референдум»?

9. Какая избирательная система характерна для России?

10. Как Вы понимаете слово «консенсус»?

    Ход внеклассного занятия

    Каждый гражданин должен по мере возможности

    направлять свои стремления к тому, чтобы быть в

    состоянии властвовать над своим собственным

    государством.

    Аристотель.

    I. Организационный момент

Вводное выступление классного руководителя.

Здравствуйте, дорогие ребята! Пройдёт совсем немного времени и у Вас появиться ещё один статус. Статус избирателя. Хотим мы этого, или не хотим, но человек, живущий в государстве (как в древнем, так и в современном), неизбежно включается в политическую жизнь. В ней можно участвовать активно (целенаправленно добиваться влияния на власть) или пассивно (целенаправленно или неосознанно игнорировать власть).

Каждый день мы делаем тот или иной выбор, маленький или большой; дома, в школе, на работеи в других сферах жизни. Сделать ценностный выбор это не самое простое дело.

Наша Россия – страна с тысячелетней историей – совсем ещё молодая. Процесс становления демократии в неё в самом разгаре. Пусть ещё не всё у нас гладко, но это наша страна и мы её очень любим.


Россия это не страна,
Она бесспорная часть света,
Там сердцем трепетным Москва,
А по краям четыре ветра.

На север, запад, юг, восток,
Среди ландшафтов самых разных,
Лежит Россия вне дорог,
Лежит привольно и прекрасно.

Над ней года, над ней века
Водой текут, уходят в землю,
А небо, будто мать-река,
Её покою чутко внемлет.

Россия может полюбить,
Россия может полюбиться,
Как мир огромной может быть,
А может в сердце уместиться.


Согласно ст. 3 Конституции РФ «никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону»

Народовластие означает, что единственным источником власти и ее носителем выступает народ. При этом он является верховным носителем власти в государстве. Народ использует эту власть исключительно в собственных интересах и не делит ее ни с кем. Никто кроме народа или без его согласия не может претендовать на власть.

Сегодня мы проводим мероприятие в форме деловой игры, по окончании которой нам необходимо будет выбрать президента нашего класса. Свой выбор вы зафиксируете в бюллетенях и отправите в урну для голосования. Перед вами на сцене находятся три кандидата со своими инициативными группами, которые будут помогать своему кандидату и поддерживать его.

  1. Основная часть

Первый ведущий:

Президент – гражданин. А гражданин, по мнению великого поэта Н.А. Некрасова, - это «Отечества достойный сын и настоящий гражданин – это человек, мысли и дела которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа, человек высокой степени ответственности за принимаемые решения, за то дело, которым он занимается».

Второй ведущий:

Россия – демократическое государство, а это означает, что каждый гражданин имеет право принять участие в выборе Президента страны и может предложить свою кандидатуру на этот пост. Оба шага предполагают серьезные гражданские решения. И основными критериями выбора будущего Президента и оценки кандидата в президенты должны быть конкретно выраженные гражданские позиции и поступки.

Первый ведущий:

Известный писатель Алесь Адамович сказал: «Мир может спасти один человек и этот человек – ты».

Возрождение общества начинается с каждого из нас, оно должно начинаться с наших мыслей, с тог, что находится в наших душах. Любая дискуссия, любой обмен мнениями всегда служат выбору правильной позиции.

Итак, на сцене находятся три кандидата в президенты (представление каждого, называя фамилию, имя, отчество со своими инициативными группами.) В ходе игры каждый кандидат будет подвержен испытаниям. Ученики класса (избиратели) внимательно слушают, анализируют, делаю выводы, а в конце игры в бюллетенях отмечают того кандидата, который по их мнению окажется наиболее сильнейшим.


I конкурс. Предвыборная программа.

Требования к ней:

1. Краткие биографические сведения.

2. Оценка ситуации, которая существует в классе (осветить проблемы или отметить положительные стороны ).

3. Какую политику будет проводить данный кандидат в случае его избрания президентом класса.

Выступление каждого кандидата сопровождается презентацией, подготовленной вместе с инициативной группой.

Второй ведущий:

Мы выслушали наших кандидатов, а теперь соперники могут задать два вопроса.

II конкурс. 6 вопросов кандидату.

Первый ведущий:

В ходе второго конкурса нашим кандидатам после 5 минутного обсуждения необходимо ответить на 6 вопросов. (Кандидаты получают их в отпечатанном виде. Эти же вопросы демонстрируются на экране.)

6 вопросов кандидату:

1. Что побудило Вас дать согласие баллотироваться на должность президента класса?

2. Хотелось бы поподробнее узнать о ваших интересах, как вы отдыхаете, что читаете, какую музыку предпочитаете?

3. Какие качества Вы цените в людях? Какие вызывают негатив?

4. Ваш жизненный девиз или кредо ?

5. Что в себе уважаете, а что не очень?

6. Закончите фразу «Жизнь прекрасна, потому что…»

III конкурс. Блиц-турнир.

Второй ведущий:

Следующий заключительный конкурс продемонстрирует каким багажом знаний обладают наши кандидаты по избирательному праву. Каждый должен ответить на 3 вопроса. Если не знаете ответ, могут ответить соперники.

Вопросы 1-му кандидату:

1. К какой ветви государственной власти относится власть Президента РФ?

2. Вы получили паспорт в 14 лет, имеете ли право участвовать в выборах?

3. Как определяется победитель на президентских выборах?

Вопросы 2-му кандидату:

1. Что необходимо иметь при себе для получения избирательного бюллетеня?

2. Кто может стать Президентом РФ?

3. Кто был первым Президентом РФ?

Вопросы 3-му кандидату:

1. Что такое импичмент?

2. Кто руководит избирательной кампанией в масштабах всей страны?

3. Выборы Президента РФ проходят через каждые…?

III. Заключительная часть

Первый ведущий:

Наша игра подошла к концу. Хочу обратиться к ребятам нашего класса. Вы прослушали программы кандидатов, слышали их ответы на вопросы. Ваша задача определиться в своем выборе, ведь цель нашего мероприятия не просто получить знания об избирательном праве, но и применить их на практике, сделав свой выбор в пользу того или иного кандидата в президенты нашего класса.

И пока будет звучать песня "Россия!», вы ребята сделайте свой выбор - поставьте галочку напротив понравившегося кандидата и опустите бюллетень в урну для голосования.

(Итоги подведет классный руководитель и объявит избранного президента класса)

Итоги голосования будут объявлены на следующий день после подсчета голосов.


Список использованной литературы:


  1. Конституция РФ.

  2. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (извлечения).

  3. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы» (извлечения).

  4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (извлечения).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!