Викторина: «Мысли великих»
Сыздыкова Б.С.
преподаватель
Костанайский педагогический колледж
Описание работы: в данной разработке рассматриваются афоризмы, ситуации из жизни известных философов, учёных, об их отношении к миру, вопросам нравственности.
Данная работа предназначена для учителей, учащихся 9-11 классов школ, обучающихся колледжей при проведении внеклассных мероприятий.
Ответ на вопрос игроки должны дать через одну минуту. Учитывается правильность, полнота и доказательность ответа.
Цель: расширение кругозора учащихся.
Задачи: способствовать развитию смекалки, формированию умений строить доказательства, логическую цепочку рассуждений;
воспитывать уважение к позиции оппонента, умение выслушать его, найти в его взглядах рациональное содержание и критически взглянуть на собственную аргументацию; воспитывать здоровую атмосферу соперничества.
1. Кому из известных учёных - физиков принадлежит высказывание: «Жизнь — как вождение велосипеда. Чтобы сохранить равновесие, ты должен двигаться».
Ответ: А. Эйнштейну
2. Какой вклад в искусство внёс французский учёный 17 века Рене Декарт
Ответ: Рене Декарт предложил нумерацию рядов и кресел в театрах.
3. Что в 1887 году, рискуя жизнью, совершил Д. Менделеев, чтобы увидеть солнечное затмение?
Ответ: чтобы увидеть солнечное затмение Д. Менделеев совершил подъём на воздушном шаре.
4. Что в 1910 году после неудачных опытов по получению чистого кислорода изобрёл Жорж Клод?
Ответ: после неудачных опытов по получению чистого кислорода Жорж Клод изобрёл неоновую лампу.
5. Какой-то правитель однажды спросил у Диогена:
Где твои богатства и владения? Что ответил философ?
Ответ: Диоген указал на своих многочисленных учеников и ответил:
«В них!»
6. Молодые люди, стремившиеся учиться у Пифагора, должны были пройти испытание в течение 5 лет. В чем оно состояло?
Начало формы
Ответ: обет молчания. Молодые люди, стремившиеся учиться у Пифагора, должны были сохранять молчание в течение 5 лет.
7. Как называл Пифагор своих учеников?
Ответ: Пифагор называл своих учеников "любителями мудрости" - философами.
8. Назовите имя учёного, которому принадлежит высказывание: «Как камень, брошенный в море, имеет действие на всё море, так каждый человек имеет действие на всё человечество»?
Ответ: Б. Паскаль
Начало формы
9. Чем философ Пифагор советовал смывать нанесённую обиду?
Ответ: водами Леты.
10. Известный физик Б. Паскаль, в честь которого названа единица давления, в 1642 г. сделал изобретение для своего отца. Что изобрел Паскаль?
Ответ: Б. Паскаль изобрёл вычислительную машину для своего отца, который работал налоговым инспектором, и ему приходилось часто выполнять сложные вычисления.
11. Кому из известных женщин - физиков принадлежит высказывание: «Я из тех, кто думает, что наука обладает великой красотой»?
Ответ: Мария Склодовская-Кюри.
12. За десять лет, проведенных в переплетной мастерской, будущий физик полностью ликвидировал пробелы в образовании, проводя опыты, описанные в переплетаемых им книгах. О ком это?
Ответ: Майкл Фарадей – английский физик, химик и физико-химик, основоположник учения об электромагнитном поле, член Лондонского королевского общества.Конец формы
13. Когда известный специалист в области атомной энергии доктор Роберт Оппенгеймер, делал сообщение членам комитета американского конгресса о процессе производства первой атомной бомбы, его спросили:
можно ли как-нибудь защититься от действия атомной бомбы?
Конечно, — с уверенностью сказал физик.
А что же это за средство?
Ответ: «Мир».
14. Высказывание китайского философа Лао цзы (примерно VI в. до н. э.):
Мудрый человек… не выставляет себя на свет, поэтому блестит;
он не говорит о себе, поэтому он славен;
он не прославляет себя, поэтому он заслужен;
он не возвышает себя, поэтому он является…
Кем является мудрый человек, если он не возвышает себя?
Ответ: старшим среди других.
15.Продолжите высказывание китайского философа Лао цзы (примерно VI в. до н. э.):
Тот, кто знает людей, благоразумен.
Знающий себя — просвещен.
Побеждающий людей — силен.
Побеждающий самого себя — …
Ответ: могуществен.
16. Кого, по легенде, философ Диоген Синопский искал на улицах днём с зажжённым фонарём?
Ответ: Человека.
17. Продолжите высказывание Альберта Эйнштейна – физика теоретика, создатель теории относительности и один из создателей квантовой теории и статистической физики, лауреат Нобелевской премии:
«Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела…»
К чему надо стремиться?
Ответ: чтобы твоя жизнь имела СМЫСЛ!
18. Высказывание всемирно известного классика персидско-таджикской поэзии, учёного, математика, астронома, поэта и философа Омар Хайяма:
Мелкие люди обсуждают людей
Средние люди обсуждают события.
А, что обсуждают великие люди?
Ответ: Великие люди обсуждают идеи.
19. Александр Македонский — македонский царь с 336 до н. э. из династии Аргеадов, полководец, создатель мировой державы, распавшейся после его смерти. Перед тем, как отправиться в поход, Александр разузнал об имущественном положении своих друзей, остававшихся в Македонии, и раздарил им свои владения и деньги. Один из приближённых спросил его:
Ты раздал им всё, что имел, что же ты оставил себе?
Что ответил А. Македонский?
Ответ: Надежды!
20. Продолжите восточную мудрость:
У кого есть здоровье, у того есть надежда.
У кого есть надежда, у того есть…
Ответ: У кого есть надежда, у того есть всё.
Использованная литература:
1.Современная редакция текста О. В. Касаткина, Православный мир, «Круг чтения», М.2004.
2.Под ред. В. Бутромеева Энциклопедия школьника «Всемирная история в лицах. От Гомера до Эйнштейна. М. «ОММА-ПРЕСС», 1999.
Конец формы
Конец формы
Конец формы
Конец формы