СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина «Жизнь и творчество А.С.Пушкина»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПЛАН-КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

 

Дата                                                  

 

Тема                                                    А.С.Пушкин          

 

Преподаватель                                

 

Профессия                                      Электрики

 

Группа                                              

 

Место проведения                           

 

Тип занятия                                      Комбинированное

Вид занятия                                    Практическое занятие

 

 

 

 

 

Задачи учебного занятия

 

Методические:

 изучение педагогического потенциала  технологии САМО при первичном закреплении полученных знаний— активное (включение учащихся в  проведение урока с использованием ранее полученных заданий)

Образовательные:

-продолжить знакомство с жизнью и творчеством великого русского писателя; показать своеобразие и неповторимость, значение творчества А.С.Пушкина для русской литературы;

 -обогатить учащихся новыми художественными впечатлениями, и на этой основе углубит их понимание эстетической и нравственной ценности поэзии Пушкина.

- развитие коммуникативных компетенций в рамках заданной  темы;                                                                                                               -формирование познавательного интереса. Отработка навыка анализа поэтического текста.                                                                          

Воспитательные:

-формирование сознательного отношения к обучению, учебной деятельности;

-воспитывать личностные качества(трудолюбие, активность), нравственные качества, коммуникабельность;  

-воспитание любви к жизни, природе.

Развивающие:

 -развить умение логически  мыслить, способность к ассоциациям;

- умение выступать перед  классом

-развивать умение выбирать главное, вести краткую запись лекции, конспектировать.

 

 

 

 

 

 

Структура и содержание учебного занятия

(комбинированное)

Этапы

учебного

занятия

Хронометраж учебного занятия

Деятельность

преподавателя

Деятельность

обучающихся

Организационный

5 минут

Подготовка к занятию, определение готовности к совместной деятельности

Постановка цели, мотивация учебной деятельности

Проверка присутствующих

Обучающиеся отвечают  на вопрос преподавателя об отсутствующих.

 

Повторение пройденного материала

        30 минут

Проверка домашнего задания;

Проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу (викторина)

Обучающиеся записывают дату, тему в тетрадь.

 

 Чтение стихов А.С.Пушкина наизусть

Изучение учебного материала

 

       30  минут

 

Систематизации полученных знаний Организация практической деятельности

 Консультирование, оказание помощи, поддержка по усвоению учебного материала

 

 

 

Самостоятельная практическая деятельность

 

 

        15 минут

 

Ответить на вопрос "Что вы узнали нового 

 из жизни  А.С.Пушкина."

 Практическая деятельность под руководством преподавателя

Письменные ответы обучающихся, заполнение "Анкеты писателя"

 

 

Подведение итогов (анализ, отметка)

Заключительный

5  минут

Подведение итогов урока. Выставление оценок. Анализ деятельности учащихся.

Домашнее задание, разъяснение способов его выполнения

Индивидуальное сообщение по заданной теме.

 

                                                                                 

Ход занятия

 

  1. Организационный  этап.

1) подготовка к занятию;

2) проверка контингента;

3) сообщение темы и цели занятия;

Тема:  

  1. Цель:         Знакомство с философской лирикой Пушкина на примере стихотворения “…Вновь я посетил…"

4)  мотивация: активизация познавательной деятельности и интереса студентов к изучению данной темы.

 

II. Основной этап:

1)Повторение  знаний, необходимых для выполнения самостоятельной работы.

Для того, чтобы активировать знания студентов, перед выполнением самостоятельной работы, необходимо ознакомиться с  опорным конспектом (приложение А).

2)   Выполнение самостоятельной  работы (приложение Б).

 

III. Заключительный этап:

1) подведение итогов занятия в соответствии с его целями;

2) выставление и комментирование оценок;

3) домашнее задание;

4)рефлексия.

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Что для вас было особенно интересным на занятии?

Удовлетворены ли вы результатами своей работы?

 

 

 

 

                                                               Преподаватель                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Викторина «Жизнь и творчество А.С.Пушкина»»


ПЛАН-КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ


Дата


Тема А.С.Пушкин


Преподаватель


Профессия Электрики


Группа


Место проведения


Тип занятия Комбинированное

Вид занятия Практическое занятие







Задачи учебного занятия


Методические:

изучение педагогического потенциала технологии САМО при первичном закреплении полученных знаний— активное (включение учащихся в проведение урока с использованием ранее полученных заданий)

Образовательные:

-продолжить знакомство с жизнью и творчеством великого русского писателя; показать своеобразие и неповторимость, значение творчества А.С.Пушкина для русской литературы;

-обогатить учащихся новыми художественными впечатлениями, и на этой основе углубит их понимание эстетической и нравственной ценности поэзии Пушкина.

- развитие коммуникативных компетенций в рамках заданной темы; -формирование познавательного интереса. Отработка навыка анализа поэтического текста.

Воспитательные:

-формирование сознательного отношения к обучению, учебной деятельности;

-воспитывать личностные качества(трудолюбие, активность), нравственные качества, коммуникабельность;

-воспитание любви к жизни, природе.

Развивающие:

-развить умение логически мыслить, способность к ассоциациям;

- умение выступать перед классом

-развивать умение выбирать главное, вести краткую запись лекции, конспектировать.





Структура и содержание учебного занятия

(комбинированное)

Этапы

учебного

занятия

Хронометраж учебного занятия

Деятельность

преподавателя

Деятельность обучающихся

Организационный

5 минут

Подготовка к занятию, определение готовности к совместной деятельности

Постановка цели, мотивация учебной деятельности

Проверка присутствующих

Обучающиеся отвечают на вопрос преподавателя об отсутствующих.


Повторение пройденного материала

30 минут

Проверка домашнего задания;

Проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу (викторина)

Обучающиеся записывают дату, тему в тетрадь.


Чтение стихов А.С.Пушкина наизусть

Изучение учебного материала


30 минут


Систематизации полученных знаний Организация практической деятельности

Консультирование, оказание помощи, поддержка по усвоению учебного материала




Самостоятельная практическая деятельность



15 минут


Ответить на вопрос "Что вы узнали нового

из жизни А.С.Пушкина."

Практическая деятельность под руководством преподавателя

Письменные ответы обучающихся, заполнение "Анкеты писателя"



Подведение итогов (анализ, отметка)

Заключительный

5 минут

Подведение итогов урока. Выставление оценок. Анализ деятельности учащихся.

Домашнее задание, разъяснение способов его выполнения

Индивидуальное сообщение по заданной теме.

Ход занятия


  1. Организационный этап.

1) подготовка к занятию;

2) проверка контингента;

3) сообщение темы и цели занятия;

Тема:

  1. Цель:   Знакомство с философской лирикой Пушкина на примере стихотворения “…Вновь я посетил…"

4) мотивация: активизация познавательной деятельности и интереса студентов к изучению данной темы.


II. Основной этап:

1)Повторение знаний, необходимых для выполнения самостоятельной работы.

Для того, чтобы активировать знания студентов, перед выполнением самостоятельной работы, необходимо ознакомиться с опорным конспектом (приложение А).

2) Выполнение самостоятельной работы (приложение Б).


III. Заключительный этап:

1) подведение итогов занятия в соответствии с его целями;

2) выставление и комментирование оценок;

3) домашнее задание;

4)рефлексия.

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Что для вас было особенно интересным на занятии?

Удовлетворены ли вы результатами своей работы?





Преподаватель








Приложение А


План-конспект

Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина

Имя А.С.Пушкина, всем вам хорошо знакомо, а вот насколько хорошо, это мы сейчас проверим!

Викторина «Жизнь и творчество А.С.Пушкина».


ВИКТОРИНА ПО БИОГРАФИИ А.С.ПУШКИНА


  1. Сколько веков Пушкинскому роду?

(8 веков. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному боярскому роду, родоначальником которого считают выходца «из немец» Радшу, родившегося около 1200 года)

  1. Когда и где родился А.С.Пушкин?

(26 мая (6 июня) 1799 года, в Москве)

  1. Как звали отца и мать А.С.Пушкина?

(Сергей Львович Пушкин; Надежда Осиповна Ганнибал)

  1. Что вы знаете о любимой няне поэта?

(Арина Родионовна Яковлева, крепостная из. с.Кобрина, принадлежащего деду Пушкина О.А. Ганнибалу. Певунья и сказочница. Стихи, посвященные няне: «Наперсница волшебной старины» (1822), «Няне» (1826), «Зимний вечер» (1825))

  1. Как звали крепостного дядьку Пушкина?

(Никита Тимофеевич Козлов)

  1. Кто из литераторов был частым гостем в семье Пушкиных?

(И.Дмитриев, Н.М.Карамзин, К.Батюшков, В.А.Жуковский и др.)

  1. Кто из близких родственников Пушкина был известным в своё время поэтом и в

(дядя Пушкина – Василий Львович Пушкин)

  1. Дата основания Царскосельского лицея. Что вы знаете об этой учебном заведении?

(19 октября 1811 года. Высшее учебное заведение для детей дворян, образовано по инициативе императора Александра I «с целью образования юношества, особенно предназначенного к важным частям государственной службы.)

  1. Кто из преподавателей лицея оказал влияние на Пушкина?

(А.П.Куницын («Он создал нас, он воспитал наш пламень, поставлен им краеугольный камень, им чистая лампада зажжена»; Н.Ф.Кошанский; А.И.Галич)

  1. Первое печатное стихотворение Пушкина? Где? Сколько лет поэту?

( «К другу стихотворцу» (1814); опубликовано в журнале «Вестник Европы»; автору – 15 лет)

  1. Первое стихотворение Пушкина, подписанное его полным именем?

(«Воспоминания в Царском Селе» (1815); опубликовано в журнале «Русский Музеум» под именем Александр Пушкин)

  1. Пo какому поводу Пушкин произнес слова: "Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил"?

(В 1815 году на переводном экзамене в лицее Пушкин читает стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». В комиссии Г.Р.Державин. В восхищении талантом Пушкина, он произнес: «Оставьте его поэтом».)

  1. Кто автор картины «Пушкин на лицейском акте»?

(И.Е.Репин)

  1. Кто был лицейскими друзьями Пушкина?

(Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг, Малиновский, Горчаков, Бакунин)

  1. Кому из своих друзей-декабристов Пушкин послал стихотворение в Сибирь:

Мой первый друг,

Мой друг бесценный!

(И.И.Пущину)

  1. Какие рукописные журналы издавали лицеисты?

(«Лицейский мудрец», «Неопытное перо», «Для удовольствия и пользы», «Сверчок»)

  1. На каком языке были созданы первые поэтические опыты Пушкина?

(На французском, т.к. в семье Пушкиных говорили и читали преимущественно на французском, была прекрасная библиотека французской литературы)

  1. Почему в лицее Пушкин имел прозвище «Француз»?

(За хорошее знание французского языка и литературы)

  1. Где служил Пушкин, выйдя из лицея?

(Коллегия иностранных дел)

  1. В какие годы после окончания лицея Пушкин жил в Петербурге?

(1817 – 1820)

  1. Назовите литературно-политическое общество Петербурга, собиравшееся у Н.В.Всеволжского и Я.Н.Толстого. Весной 1819 г. его участником стал и Пушкин. Здесь Пушкин познакомился с декабристами С.Трубецким, Ф.Н.Глинкой.

(«Зеленая лампа»)

  1. Что представляло собой общество "Арзамас" и когда Пушкин был избран его членом?

(Романтики, молодые литераторы и Пушкин был избран его членом осенью 1817 года под кличкой Сверчок)

  1. Какова была причина высылки Пушкина из Петербурга в 1820 году?

(«Он наводнил Россию возмутительными стихами»)

  1. Какие произведения Пушкина были неугодны царскому правительству?

(«Вольность», «Деревня», «Ура! В Россию скачет…» и др.)

  1. Годы южной ссылки Пушкина?

(1820 – 1824)

  1. Какое стихотворение было написано Пушкиным на корабле, шедшем в Гурзуф?

(элегия» «Погасло дневное светило…»)

  1. Какое произведение было результатом кавказских впечатлений Пушкина?

(поэма «Кавказский пленник»)

  1. Какие произведения Пушкин посвятил Марии Раевской?

9«На холмах Грузии…», поэма «Бахчисарайский фонтан», поэма «Полтава»)

  1. О ком Пушкин писал брату Льву: «Я не видел в нём героя, славу русского войска, я в нём любил человека с ясным умом, с простою прекрасною душою»?

(Генерал Н.Н. Раевский (отец))

  1. Назовите поэмы Пушкина, созданные им в период южной ссылки.

(«Братья разбойники», «Кавказский пленник», «Гавриилиада», «Бахчисарайский фонтан», начинает работу над поэмой «Цыганы»)

  1. Как называлось местечко в Киевской губернии, где Пушкин встречался с будущими декабристами и принимал участие в их горячих спорах?

(Каменка)

  1. Почему Пушкин не был принят в тайное революционное общество?

(- декабристы оберегали поэтический талант Пушкина;

- Пушкин находился под постоянным надзором, а это было опасно;

- Пушкин был слишком горяч и пылок, неосторожен в своём поведении)

  1. Какие стихотворения, созданные в период южной ссылки, проникнуты вольнолюбивыми настроениями?

(«Узник», «Кинжал», «Кто, волны, вас остановил…»)

  1. К какому литературному направлению принадлежат поэмы Пушкина, созданные им в период южной ссылки?

(Романтизм)

  1. На юге Пушкин начинает работать над произведением, первая глава которого "заключает в себе описание светской жизни петербургского молодого человека в конце 1819 года". Что это за произведение?

(роман «Евгений Онегин»

  1. Какое произведение Пушкина можно назвать переходным от романтизма к реализму?

(поэма «Цыганы»)

53.В каком произведении Пушкин прощается с южным периодом своей жизни? Где и когда оно было написано?

(Стихотворение «К морю» (1824; Михайловское))

  1. Какое обстоятельство усугубило тягостное настроение Пушкина в Михайловской ссылке?

(Надзор за поэтом был поручен его отцу – Сергею Львовичу Пушкину)

  1. Какое поместье находилось в трех верстах от Михайловского? В каких отношениях находился Пушкин с владельцами этого поместья?

(Тригорское; с хозяйкой П.А.Осиповой и её дочерьми Пушкин был в добрых соседских отношениях)

  1. Какое событие в ноябре 1824 года потрясло Пушкина, а в дальнейшем нашло отражение в его произведении?

(Ноябрь 1824 года – наводнение в Петербурге. Отражено в поэме «Медный всадник»)

  1. По какому поводу Пушкин писал Вяземскому в ноябре 1825 года: "... я перечел ... вслух, один, и бил в ладоши, и кричал: ай да Пушкин, ай да сукин сын!"

(Поэт доволен своей трагедией «Борис Годунов», которую закончил 7 ноября 1825 года)

  1. Кто из друзей Пушкина навестил его в Михайловском?

(И.Пущин, А.Дельвиг, А.Горчаков)

  1. Кому и при каких обстоятельствах Пушкин писал: «Мой первый друг, мой друг бесценный»?

(И.Пущину в послании ему в Сибирь в 1826 году)

  1. Кому Пушкин посвятил стихотворение "Я помню чудное мгновенье..."?

(Анне Петровне Керн)

  1. Сколько лет было Анне Петровне Керн, когда она познакомилась с Пушкиным?

(19 лет)

  1. Какой русский композитор положил на музыку стихотворение Пушкина "Я помню чудное мгновенье..."? Кому посвятил этот романс?

(М.И.Глинка; романс посвящен дочери Анны Петровны Керн – Екатерине)

  1. В каком стихотворении Михайловского периода Пушкин вспоминает друзей, навестивших его в ссылке?

(«19 октября» (1825))

  1. Когда произошло восстание декабристов и где?

  1. декабря 1825 года в Петербурге на Сенатской площади)

  1. Я помню чудное мгновенье, кому посвятил Пушкин, ( Анне Петровне Керн).

  2. О ком из современников Пушкина Вяземский произнес писал:"Мудрец игривый и глубокий, простосердечное дитя, и дочкам он давал уроки, и батюшек учил шутя"? А Пушкин считал его «во всех отношениях самым народ­ным нашим поэтом»?

(И.А.Крылов)

  1. О каком произведении Пушкин произнес: «О стихах я не говорю - половина должна войти в пословицу...»

(А.С.Грибоедов «Горе от ума»)

  1. Какую оценку дал Пушкин комедии Грибоедова "Горе от ума"?

(«Слушая его комедию, я не критиковал, а наслаждался»)







































Приложение Б


Методическая цель урока — активное включение учащихся в проведение урока с использованием ранее полученных заданий исследовательского характера по теории литературы.

Цель урока:

  1. Знакомство с философской лирикой Пушкина на примере стихотворения “…Вновь я посетил…”

  2. Сформировать у учащихся более полное представление о личности А. С. Пушкина и его творчестве, в частности, о философской лирике поэта.

Задачи:

  1. Отработка навыка анализа поэтического текста.

  2. Развитие логической речи учащихся.

  3. Воспитание любви к жизни, природе.

Ход урока

1. Сообщение темы, цели и задач урока.

2. Аналитическая беседа:

1. Какие произведения называются философскими?
– произведения, в которых отражается вечное течение жизни, неподвластное человеку, представление о мироустройстве, устройстве человеческого общества

2. Когда человек обращается к философским произведениям?
– когда у человека появляется потребность осмыслить свою жизнь, понять ее назначение.

И в жизни Пушкина наступил момент, когда у него появилась потребность в размышлении о смысле прожитой жизни, когда поэт преодолевает трагическое ощущение неизбежности гибели человека. В такие минуты и было рождено стихотворение “…Вновь я посетил…”.

3. Рассказ учащихся об истории создания стихотворения.
– написано 26 сентября 1825 г. в Михайловском, куда Пушкин приехал после восьмилетнего перерыва. За день до создания стихотворения Пушкин пишет жене: “ В Михайловском нашел я все по-старому, кроме того, что нет уж в нем няни моей (Арина Родионовна умерла в 1828 году) и что около знакомых старых сосен поднялась во время моего отсутствия молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых уже не пляшу. Но делать нечего; все кругом меня говорит, что я старею…”

4. Соотнесем письмо с содержанием стихотворения.

“Вновь я посетил…” не только рассказ о возвращении в родные края и воссоздание пейзажа. Стихотворение стало художественным воплощением философских раздумий поэта о законе вечного движения и обновления жизни. Оно написано мыслями о приближающейся старости, об итогах собственного пути, о молодом поколении, идущем на смену. Перед нами одно из самых глубоких и проникновенных произведений философской лирики Пушкин

5. Знакомство со стихотворением “…Вновь я посетил…”. Чтение стихотворения учащимися

6. Беседа по содержанию стихотворения:

Почему поездка в Михайловское послужила созданию философского стихотворения? Что значит Михайловское в жизни Пушкина? (Это точка опоры, обращение к истокам, к детству, к началу.)

7. В стихотворении нет заглавия, значит, мы будем называть по первой строке “…Вновь я посетил…”.

Как вы думаете, а как мог бы Пушкин назвать это стихотворение?

8. Анализ стихотворения .

1) Сколько частей в стихотворении?

– начальная, посвященная приезду в Михайловское.

– центральная, обширная. Воспоминания, связанные с Михайловским.

(Холм, рощи, озеро…)

– заключительная, содержащая обращение к будущим поколениям. Вывод из всего стихотворения.

2) Давайте представим Пушкинскую словесную картину, нарисуем образы, которые создал поэт в стихотворении. Групповая работа: учащиеся рисуют на доске “картину” стихотворения.

3) Картину, которую вы нарисовали, воспроизводит то, что увидел поэт. Она проста и без поэтических прикрас.

4) Какой образ, образы занимают центральное место?

– описание трех сосен, вокруг которых раскинулась молодая поросль. Не случайно отбирая стихотворение для издания, он озаглавил коротко “Сосны”. Сосны, поросль – символический смысл образов. Какой?

– идея семьи. Как удается донести эту мысль?

– через антитезу (контраст). “Угрюмый их товарищ, все пусто”

5) Какова идея?

– Идея вечного обновления природы, идея бессмертия в материалистическом смысле. Материя не исчезает, явления природы и человек как часть ее бессмертны, т.к. в природе все диалектически изменяется: на смену старому вырастает новое. Эта философская идея выражена в образе неизменно обновляющего леса.

6) Какой образ помогает поэту передать раздумья о смысле бытия?

Образ Времени как философской категории.

Как удается его создать поэту?

– Перед нами прошлое, настоящее и будущее

Выводы: Жизнь, по мнению поэта, есть “сцепление” прошлого, настоящего и будущего. Это есть единое целое под общим названием Вечность, которая существует независимо от человека, от его воли.

А какой художественный образ воплощает в себе поэтическую мысль о вечной жизни?

– Образ дерева, листьев

Вывод: Ты уйдешь из жизни, но останется мир и ты в нем… через детей, через память. Так возникает в стихотворении мотив памяти.

В чем смысл жизни по Пушкину?

– В этой памяти. Мы все – часть друг друга. Мы все едины. Человек с человеком. Человек с природой. И поэтому время не разрывается в сознании, не распадается связь времен. Жизнь человека имеет смысл

7) Художественные особенности стихотворения:

Первая группа – фонетические особенности.

Втора группа – лексические особенности.

Третья группа – синтаксические.

Фонетические

Лексические

Синтаксические

Интонация

Сравнения (Как дети)

Свободное синтаксическое построение

Аллитерация (Знакомым шумом шорох их вершин)

Метафора (зеленая семья, старый холостяк)

Перенос смысла и части фразы.

 

Эпитеты (два года незаметных)

Ритм сохраняет стихотворную природу, имеет свою внутреннюю мелодию.

Четвертая группа.

Почему начато стихотворение с многоточия и упоминается не об” уголке”, а об уголке земли? Что достигается этими деталями?

– Говоря об “общем законе природы, Пушкин поднимает свое поэтическое повествование на большую философскую высоту. Глагольные временные формы (настоящее и прошедшее время) рождают ощущение текучести, подвижности времени.

Вывод: Философская лирика Пушкина – познание и открытие мира с его вечными законами жизни, приобретение жизненного опыта, наполнение духовного пространства души.

Любовь как состояние души спасает человека от одиночества. Человек не один в мире, он в гармонии с ним.

К этому мы сегодня с вами прикоснулись. Вы – наша поросль. Частица вечного движения.

Из мира вечности Пушкин обращается к Вам: “Здравствуй, племя, молодое, незнакомое…”


Домашнее задание

Выучить конспект , индивидуальное сообщение по заданной теме.


Перечень литературы:

Основная:

-Живые страницы: А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, В.Г. Белинский - В воспоминаниях, письмах, дневниках, автобиографических произведениях и документах/Сост. и коммент. В.В. Лунина/Научная редакция Д.Д. Благого. - М.: Изд-во "Детская литература", 1970. - 543 

- Литература. 10 кл.: учебник для общеобразоват. уреждений /Т.Ф.Курдюмова, С.А. Леонов и др.; под. ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2013

- Литература. 11 кл. В 2ч.: учебник для общеобразоват. учреждений/Т.Ф.Курдюмова и др.; под. ред. Т.Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2014


Дополнительная:

- Лебедев Ю.В. Литература.10 кл.: учебник для общеобразовательных учебных заведений. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2013

- Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе. 11 класс. Книга для учителя. М., 2013

- Крутецкая В.А. Литература в таблицах и схемах. 10 класс. - СПб., 2013

- Словарь литературных персонажей в 8 т.- Составитель и редактор Мещеряков В.П. - М.: Московский лицей, 2012

- Черняк М.А. Современная русская литература (10-11 классы): учебно-методические материалы.- М.: Эксмо, 2012


Интернет ресурсы:

\http://readr.ru/v-veresaev-pushkin-v-ghizni.html В. Вересаев. Пушкин в жизни.

http://www.philology.ru/literature2/baevskiy-02.htm В. Баевский. НОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ О ЖИЗНИ И СМЕРТИ ПУШКИНА - (Вопросы литературы. - М., 2002, № 2).

http://lit.lib.ru/g/galkin_a_b/duelpush.shtml Галкин Александр Борисович. Преддуэльная история Пушкина (загадки и гипотезы) Обновлено: 17/02/2009. Эссе: Культурология.

http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/pss/pss2001-.htm История последней дуэли Пушкина (4 ноября 1836 г. – 27 января 1837г.). – 1916 г.

http://az.lib.ru/s/shegolew_p_e/text_0270.shtml Щеголев Павел Елисеевич. Николай I в дневнике Пушкина. – 1923 г. (Из комментариев к дневнику Пушкина) {*} Щеголев П. Е. Первенцы русской свободы / Вступит. статья и коммент. Ю. Н. Емельянова.-- М.: Современник, 1987.-- (Б-ка "Любителям российской словесности. Из литературного наследия"). OCR Бычков М. Н. 
{* Эта статья была предпослана изданию "Дневники Пушкина. 1833--1835". Под ред. и с объяснит. примеч. Б. Л. Модзалевского. М.--Пг., 1923, с. XIII--XXVI.-- Ред.}

http://as-pushkin.net/pushkin/vospominaniya/index.php Пушкин А.С. Воспоминания современников. (Интернет)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!