Викторина «Друзья природы»
«Я сорвал цветок, и он завял.
Я поймал жука,
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял:
Прикоснуться к природе
Можно только сердцем».
Цель: повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом.
Задачи:
Воспитание любви к природе; привлечение внимания детей и их родителей к проблеме охраны окружающей среды; формирование опыта взаимодействия ребенка с природой, формирование экологической культуры; развитие навыка правильно оценивать свои поступки окружающих с точки зрения экологии.
Развивать у детей самостоятельность, ответственность и понимание значения правильного поведения для охраны своей жизни и здоровья. Формировать представления о взаимосвязи природы и человека и влиянии окружающей среды на здоровье.
Закрепление представлений об опасных для человека и окружающей природы ситуациях и способах поведения в них.
Способствовать развитию экологической культуры детей.
Развивать логическое мышление, память, речь;
Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям, выразительному чтению стихов.
Развивать продуктивную деятельность детей.
Продолжать способствовать дальнейшему развитию навыков пения; создавать фонд любимых песен, тем самым развивая песенный музыкальный вкус.
1. Вступительное слово.
Воспитатель: Человек стал человеком, когда услышал шелест листьев и песнь кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волн и торжественную тишину ночи. Услышал, и затаил дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.
1 ребенок. Любите родную природу –
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная Земля.
2 ребенок. На ней мы с тобой родились
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди все вместе
Мы к ней относится добрей.
3. ребенок: Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят
Птиц, скликая перелетных.
4 ребенок: Лишь на ней одной растут
Ландыши в траве зеленой
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно!
5 ребенок: Мы - не гости на планете, и Земля – наш дом,
Будет в нем светло и чисто, если мы спасем:
И прозрачные озера, и еловый лес,
И цветных полей узоры, и речной простор.
Хором: Береги свою планету
Ведь другой планеты – нету!
2. Ход викторины:
Воспитатель: Дорогие дети, уважаемые взрослые, мы рады приветствовать вас на нашей викторине «Друзья природы»
Окружающий мир природы невозможно представить без деревьев, цветов, птиц, насекомых. Всё это нас окружает повсюду: в лесу, по дороге в детский сад, в парке, во дворе, в квартире. Природа всегда рядом с нами. И то, сколько она сможет нас радовать, зависит от нас людей, от нашего отношения к ней. Давайте научимся быть друзьями природы!
Команда «Лучики» и команда «Капельки»
Разминка: Дидактическая игра: «Экологический светофор»
Воспитатель: Сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Экологический светофор». Я буду говорить свои действия. Если это можно делать в лесу, вы поднимаете зеленый флажок, если нельзя, то поднимаете красный! Ну что, готовы?
Можно (нельзя) ломать ветки,
оставлять после себя мусор;
подвязать сломанную ветку;
рвать цветы;
оставлять кусочек хлеба на пне;
разорять гнезда и муравейники;
кувыркаться в траве;
собирать ягоды;
уничтожать ядовитые грибы;
разжигать костры;
отдыхать на пне.
1 задание «Друзья леса»
Воспитатель: Кто скажет, кто знает
Какой бывает лес?
Внимание, внимание!
Слушайте задание.
1. Любит подберёзовик
Лес какой? (березовый)
2. Дуб налево, дуб направо,
Это что у нас? (дубрава)
3. Любит подосиновик
Лес какой? (осиновый)
4. Любит красноголовый мухомор
Лес какой? (еловый).
Конкурс «Продолжи пословицу».
Воспитатель: Много пословиц придумано о лесе. Я начну, а вы продолжите.
Лес и вода – родные ….(брат и сестра).
Чем дальше в лес …(тем больше дров).
Много леса – не губи, мало леса… (береги).
По лесу ходи – под… (ноги гляди).
Рощи да леса – всему… (свету краса).
Лес не школа, а… (всех учит).
Враг природы тот, кто… (лес не бережет).
Лес – это богатство и краса,… (береги наши леса).
2 Задание «Друзья цветов»
Воспитатель: Ребята, на лесной опушке растет много различных цветов. Попробуйте по описанию узнать, о каком цветке говорится.
Загадки о цветах.
(Команды по очереди отгадывают загадки.)
1) Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок –
И остался стебелек. (Одуванчик.)
2) Девчонки – невелички,
А сердце золотое,
Пушистые реснички
Сияют белизною,
На ветру качаются,
Всем улыбаются. (Ромашка.)
3) То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встретился с тобой.
Звонким названием он наделен,
Но никогда мы не слышали звон. (Колокольчик.)
4) Какой цветочек маленький, знаем мы с тобой –
Не беленький, не аленький, а бледно-голубой.
У ручейка лесного виднеется чуть-чуть,
Его названье вспомни и после не забудь. (Незабудка.)
Конкурс «Лечебная трава»
Воспитатель: На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа. Узнайте и назовите лекарственные растения и расскажите, чем полезна эта трава.
Два конверта. В одном Крапива (полезные и вкусные щи, укрепляет волосы) и Мать-и-мачеха (при ангине). Во втором Подорожник (хорошо лечит, если разобьешь коленки) и Ромашка (если горло заболит).
3 задание «Друзья птиц»
Воспитатель: Ребята, а кого мы называем пернатыми?
Дети: Птиц.
Воспитатель: Послушайте мои вопросы про птиц.
1)Какая птица подбрасывает своих птенцов в чужие гнезда? (Кукушка)
2)Какая птица весь день стучит по дереву? (Дятел)
3)Какая птица селится на крышах домов и, по преданию, приносит счастье в дом? (Аист)
4)У какой птицы очень длинная шея и ноги? (Журавль)
5)Какая птица охотится ночью? (Сова)
6)Самая быстрая птица? (Страус)
7)Самая маленькая птица?(Колибри)
8)Какая птица не умеет летать? (Пингвин)
Подвижная игра «Совушка»
Обозначается «гнездо совы». В гнезде помещается водящий совушка. Остальные дети изображают птиц, бабочек, жуков - разлетаются по поляне.
На слова воспитателя: «Ночь наступает, все засыпает» - дети замирают в тех позах, в которых их застала ночь. Совушка в это время тихо вылетает на охоту - ходит, медленно размахивая руками, и забирает мотыльков и жучков, которые пошевелились. Отводит их в своё гнездо. Совушка ловит до тех пор, пока воспитатель не скажет: «День». Тогда она возвращается к гнезду, а мотыльки и жучки снова начинают летать. Совушка выходит на охоту два-три раза. Потом выбирают нового ведущего, и игра начинается сначала.
4 задание «Друзья деревьев»
Игра «С какого дерева листочек»
Воспитатель: Предлагаю вам игру «С какого дерева листочек»
Ход игры. Дети по очереди достают из «чудесного мешочка» картинки с изображением листочка. Ребенок должен назвать, с какого дерева упал листочек.
Воспитатель: Молодцы, правильно назвали все деревья, с которых упали листочки. Мы отправляемся дальше путешествовать по нашему волшебному лесу.
5 задание «Друзья насекомых»
Игра в ассоциации
Воспитатель: Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них ассоциируются с одним из насекомых. Как только вы угадаете о ком я говорю, поднимаете картинку с правильным ответом.
Муравей: маленький, коричневый, трудяга, муравейник.
Пчела: цветок, летает, нектар, мед.
Муха: большие глаза, надоедливая,
Комар: насекомое, ночь, писк, укус.
6 задание «Друзья зверей»
Игра «Путаница»
В чаще голову задрав, воет с голоду… (волк)
Дочерей и сыновей учит хрюкать… (свинья)
Любит драку, похож на собаку… (волк)
Кто в малине знает толк, косолапый, бурый… (медведь)
Быстрее всех от страха несётся …. (не черепаха, а ЗАЯЦ)
По горной круче проходил обросший шерстью …(не крокодил, а КОЗЁЛ)
Клубком свернулся – ну-ка тронь! Со всех сторон колючий…(не конь, а ЁЖИК)
Кто любит по ветвям носиться? Конечно, рыжая … (лисица) белка.
7 задание «Знатоки природы Кубани»
Игра «Дальше, дальше…»
Воспитатель: Сейчас я предлагаю командам по очереди называть представителей животного мира Кубани (млекопитающих). Победит та команда, которая назовет последней представителя животного мира.
А теперь проверим ваше знание в области местной флоры.
Конкурс «Экологическая сказка»
Воспитатель: Наши ребята очень любят слушать сказки, а наши мамы, я знаю, знакомы с технологией использования сказки в воспитании и развитии детей и поэтому предлагаю сейчас всем поучаствовать в интересном конкурсе Экологических сказок. Командам необходимо сочинить и показать друг другу свои сказки. Главными персонажами которых станут представители флоры и фауны Краснодарского края, которых мы определили в предыдущем конкурсе. Сказка будет небольшая, на пять-семь предложений, а главными условиями является участие всех членов команды в ее драматизации и наличие в ней какой-либо экологической проблемы.
Воспитатель: А завершается наша викторина творческим конкурсом. Вам нужно будет изготовить коллективный плакат на экологическую тематику. Все необходимые материалы находятся у вас на столе.
Воспитатель: Посмотрите в свои корзинки, как много очков заработала каждая из ваших команд. А количество их не важно, а важно то, что все вы хорошо знаете и любите родную природу. По итогам нашей викторины хотела бы всем ребятам вручить удостоверения «Друзей природы», а Вам, взрослым советы по эффективному экологическому воспитанию вашего ребенка.