муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение: детский сад комбинированного вида №5 «Белочка» г. Асино Томской области
Паспорт мини - музея
«По дорогам сказок»
С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
Составила воспитатель
первой квалификационной категории
Комарова Ольга Викторовна
- 2016год –
Паспорт мини-музея
«По дорогам сказок».
Г. Асино
СОДЕРЖАНИЕ:
1.- Сведения об авторском коллективе
2.- Паспортные данные
3.- Пояснительная записка
4.-Аспекты музейной деятельности
5.- План работы по созданию мини – музея
6.- Разделы мини – музея
7.- Характеристика мини – музея
8.- План работы в мини – музее
9.-Перспектива развития музея
10.- Список литературы
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение: детский сад комбинированного вида №5 «Белочка» г. Асино Томской области.
ФИО воспитателя: Комарова Ольга Викторовна
Образование: Томский педагогический колледж.
Должность: воспитатель.
Пед. Стаж: 10 лет.
ФИО воспитателя: Вологузова Светлана Владимировна
Образование: Томский педагогический колледж.
Должность: воспитатель.
Пед. Стаж: 27 лет.
ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ
Наименование мини-музея: мини-музей «По дорогам сказок».
Профиль музея: познавательный.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Сказка – великая духовная культура народа,
которую мы собираем по крохам,
и через сказку раскрывается перед
нами тысячелетняя история народа»
(Алексей Толстой)
Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским народным традициям и обычаям. Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения чувство патриотизма, сохранять традиции своей страны, формировать у дошкольников чувство национального самосознания, любви к природе. С этими задачами прекрасно справляется музейная педагогика.
Музейная педагогика является особым видом педагогической практики. Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.
Музей «По дорогам сказок» как форма образовательной и воспитательной работы создан по инициативе воспитателей. Он возник как результат поисковой и исследовательской деятельности педагогического коллектива.
Актуальность создания мини-музея.
Создание мини-музея в детском саду является одним из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства.
Приоритетной для детского сада музея решается проблема социализации подрастающего поколения, музей является частью образовательного процесса. Обязательным является сочетание предметного материала с программой, ориентированной на проявление творческой активности посетителя, т.е., ребёнка
Социальная значимость музея «В гостях у сказки» заключается в создании развивающей среды - совместном участии детей, родителей и педагогов. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: приносят из дома экспонаты.
Цель:
Эффективная и целенаправленная организация работы по нравственному и патриотическому воспитанию, социализация и воспитание творческой личности воспитанников средствами музея. Формирование экологически грамотного человека, посредством знакомства со сказками о природе.
Задачи:
Образовательные
Формировать в детях интерес к сказкам, книгам;
Познакомить со сказками великих русских писателей о природе ;
Формировать активную жизненную позицию, культуру поведения.
Развивающие
Развивать прикладные умения и навыки, мелкую моторику;
Развивать устную речь, навыки рассказывания и общения;
Развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в природе.
Воспитательные
Воспитание бережного отношения к книге;
Воспитание доброты, трудолюбия, отзывчивости;
Воспитание любви к природе, к своим близким, к своей родине;
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ В МУЗЕЕ:
Наглядность: обеспечивает познавательный интерес и эмоциональное восприятие.
Доступность: обеспечение непосредственного доступа к предметам и экспозициям музея.
Интегративность: содержание музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей, природой, культурой.
Деятельность: музей предоставляет ребёнку возможность реализовать разные виды деятельности, такие как пополнение музея работами, выполненными своими руками, создание экспонатов непосредственно в мини-музее.
Культуросообразность: музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям.
Гуманность: музей создаёт условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании. Здесь созданы все условия для новых отношений в системе «ребёнок –педагог и перехода на диалоговую форму обучения.
Разнообразность: экспонаты музея разнообразны.
Экологичность: все экспонаты экологически безопасные для здоровья детей
Безопасность: мини-музей не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольника.
Непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.
Партнёрство: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей и благодаря чему реализуются права ребёнка.
Совет мини-музея: 2 человека.
Характеристика помещения: групповая комната площадью 48 кв. м.
Площадь, занятая под экспозицию: 1,25кв. м.
АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.
Формы деятельности:
- поисковая;
- фондовая;
- научная;
- экспозиционная;
- познавательная.
Примечание. Наша задача – воспитать детей так, чтобы они жили в мире с нашими верными и преданными четвероногими друзьями, были заботливыми хозяевами, которые не посмеют выбросить надоевшую «живую игрушку».
СКАЗКА позволяет включать в себя все виды игровой деятельности, тем самым обеспечивая всестороннее развитие ребёнка.
Оформление мини-музея: музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Должность хранителя музея у нас взял на себя Буратино , который важно посматривает на всех свысока и может провести экскурсию по музею и рассказать любую сказку.
Коллекции мини-музея располагаются на полках. В настоящих музеях экспонаты трогать нельзя, а в нашем музее не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители.
Любой музей (и в частности мини-музей) имеет экспонаты и одну или несколько экспозиций.
Экспонат – это предмет, выставляемый для обозрения в музее или на выставке. Экспозиция – это выставка экспонатов, подобранных на какую-либо тему и выставленных по определенной системе. Экспонат – главное наше «учебное пособие» в мини-музее, которое дети могут потрогать, пощупать, использовать для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Мы учим бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к природе, собственному дому, книге, игрушке.
Экспонаты мини-музеев должны постоянно пополняться и использоваться в работе с детьми дошкольного возраста. На нижней полке представлена детская литература, сделана подборка сказок разной направленности.
Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.
Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.
Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений. Помимо игр можно использовать такие виды работы, как: заполнение музейных словариков в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации и т.п. ; выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею. У детей формируется ценностное отношение к природе, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик при восприятии объектов живой и неживой природы.
ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ
«ПО ДОРОГАМ СКАЗОК»
Название этапа
Содержание работы
Сроки реализации
1 Подготовительный этап.
1. Анкетирование для родителей группы. (Сентябрь)
2. Определение темы и названия музея (Октябрь)
3. Выбор места для размещения. (Октябрь)
4. Выбор инициативной группы. (Октябрь)
2 Практический этап.
1. Сбор экспонатов. (Ноябрь – Апрель)
2. Оформление выставки. (Ноябрь – Апрель)
3. Непосредственно-образовательная деятельность. (Ноябрь – Апрель)
4. Совместная деятельность воспитателя и детей. (Ноябрь – Апрель)
3. Индивидуальная работа с детьми. (Ноябрь – Апрель)
4. Проведение экскурсий. (Ноябрь – Апрель)
5. Создания мини-музея «По дорогам сказок». (Ноябрь – Апрель)
3 Подведение итогов
Заседание инициативной группы. (Май)
Проведение экскурсий для других групп. ( Март-Май)
Альбом «Мини-музей «По дорогам сказок ». ( Май)
РАЗДЕЛЫ МИНИ _ МУЗЕЯ, ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ « Своими руками», «Библиотека», «Галерея», «Игротека».
Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе детей могут пользоваться ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Игрушки могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Познание», «Коммуникация», «Художественно – эстетическое творчество»
«Своими руками» экспонаты данной коллекции выполнены детьми, родителями, воспитателями. Экспонаты могут быть применены в процессе организации непосредственно образовательной деятельности.
«Галерея» оформлена в виде небольшой полки, где расположены детские роботы для конкурсов, кукольные театры,рисунки, аппликации. Экспонаты галереи могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях «Художественно - эстетическое творчество», «Коммуникация».
«Библиотека» Здесь собраны сказки, сказки о природе, загадки о волшебных предметах, жанровые разновидности фольклорной сказки, которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.
«Игротека» Игры и атрибуты для игр расположены, так чтоб дети могли использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.
Нам хочется верить, что мини-музей «По дорогам сказок» – это то волшебное место, где осуществляются самые неосуществимые детские фантазии, а сказочные герои будто оживают и сходят со страниц книг, чтобы поиграть вместе с ребятами.
ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ-МУЗЕЯ
Экспонаты мини-музея
№ Название экспоната
Постоянное/временное хранение
Ф. И. О. представившего экспонат.
1.- Композиция к сказке «Три медведя». 19. 10. 2016 - постоянное
семья Рязановых.
2.- Вязаная игрушка Кот к сказке «Кот петух и лиса» 21. 10. 2016 - постоянное семья Новиковых.
3.- Вязаная игрушка Лиса к сказке «Кот петух и лиса» 21.10 2016 –постоянное семья Зобычевых.
4.- Вязаные игрушки Петух и Домик к сказке «Кот петух и лиса» 21.10 2016 - постоянное семья Ермаковых.
5.- Пальчиковый театр (шитый) 25.10.2016 – постоянное Лазарева Даша – родители.
6.- Тряпичная кукла «Берегиня» 26.10.2016 – постоянное Зорин Тимофей –родители.
7.- Животные Медведь и Заяц (шитые) 27.10.2016 – постоянное Рязанов Дима – родители.
8.- Берестяная кукла наших предков 28.10.2016 – постоянное Комарова О.В.- воспитатель.
9.- Книги по сказкам В.В. Бианки 31.10.2016 – постоянное Комарова О.В.- воспитатель.
10.-Альбом «Сказочные домики» 31.10.2016 – постоянное Вологузова С.В.-
Воспитатель.
11.- Альбом рисунков «По дорогам сказок» 1.11.2016 - постоянное Вологузова С.В.- воспитатель.
12.-Театр на фланелеграфе к сказке «Колобок – колючий бок» 22.12.2017 – постоянное Машнич Дима – родители.
13.-Творческий альбом «По сказкам В.В.Бианки» 17.01.2017 – постоянное коллективная работа детей старшей группы.
14. Вязаная игрушка Медведь к сказке «Заяц, косач, медведь и Дед Мороз» 10.02.2017 постоянное Давыденко Д. – родители
15. Русская матрёшка 10.02.2017 творческая работа в технике пластилинографии Золотухиной Сони.
16. Творческий альбом иллюстраций по сказкам «Путешествие по сказкам»
17.02 2017 постоянное коллективная работа детей старшей группы.
17. Вязаный грибок и пальчиковый театр к сказке «Под грибом» 14.03.2017 – постоянное Ермаков Даниил – родители.
ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ
– Подбор дополнительной литературы по сказкам, создание слайдов, презентаций по любимым сказкам, о новых растениях, пополнение альбома «Мой любимый сказочный герой».
– Совместные вечера родителей и детей «Сказка ложь да в ней намёк» по сказкам.
– Проведение экскурсий для других групп детского сада («О чём рассказывают сказки»).
– Семейные праздники: « Книга – лучший друг», «Викторина».
На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно –эстетическое развитие», «Физическое развитие».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.-Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе.
Мозаика-Синтез, 2006.
2.-Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб.: Детство- Пресс, 1999.
3.-Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. М.: Линка-Пресс, 2003..
4.- Карачунская Т.Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ. Интегрированные занятия под ред. К.Ю. Белой, Т.С. Комаровой. М.: ТЦ “Сфера”, 2005.
5.-Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. М.: ТЦ “Сфера”, 2006.
6.-Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2008.
7.-www.maam.ru паспорт мини-музея «Лекарственные травы».
8.- .-www.maam.ru мини-музей «В гостях у сказки».
ПЛАН РАБОТЫ В МИНИ - МУЗЕЕ «ПО ДОРОГАМ СКАЗОК»
НА 2016-2017год.
Месяц
Работа в мини - музее
Октябрь Мероприятия для детей
1. Экскурсия - путешествие «Где живут сказки». Способствовать умственному развитию детей, расширению кругозора, подготавливает к восприятию классической литературы. Способствовать развитию познавательного интереса, сообразительности, смекалки.
2. Экскурсия - творчество «Мой любимый сказочный герой». Закрепить технику рисования карандашами, развивать творческое начало, мелкую мускулатуру пальцев рук
3. Д/и «Угадай героя сказки» цель: развивать умение узнавать и называть героя сказки, определять его характер.
Взаимодействие с родителями
1. Консультация «Как научить ребёнка любить книгу».
2. Привлечь родителей (законных представителей) к приобретению раскрасок по сказкам.
Ноябрь Мероприятия для детей
1. Экскурсия - путешествие « Знакомство с творчеством В.В.Бианки», чтение сказки ««Заяц, косач, медведь и Дед Мороз». Формировать у детей эмоционально образное восприятие произведений, пополнить литературный творческий багаж, учить пересказывать по вопросам воспитателя, способствовать воспитанию добрых чувств.
2. Экскурсия в мини-музей «Русского - народного творчества». Расширить знания детей о быте и культуре нашего народа, развивать наблюдательность, любознательность, умение сравнивать и анализировать.
3. Д/и «Разрезные картинки по сказкам В.В. Бианки» - учить детей видеть целостный образ в отдельных частях, развивать аналитико-синтетическое мышление.
Взаимодействие с родителями
1. Консультация «Мини – музей в детском саду».
2. Привлечь родителей (законных представителей) к пополнению мини – музея сказочными экспонатами.
Декабрь Мероприятия для детей
1. Экскурсия - открытие «Лис и мышонок» развивать логическое мышление, связную речь; обогащать словарь образными словами и выражениями.
2. Экскурсия – беседа «Эти добрые, добрые сказки». Учить передавать содержание сказки с помощью картинок, оценивать нравственные качества героев сказок.
3. Д/и «Найди ошибку» - развивать внимание, восприятие, речь, учить видеть лишнего персонажа в знакомой сказке.
Взаимодействие с родителями
1.- Консультация «Читайте детям сказки».
2.- Акция «Подари книгу – сказку для мини-музея».
Январь Мероприятия для детей
1. Экскурсия - игра: драматизация сказки В.В.Бианки «Колобок - колючий бок». Создать условия для заинтересованности детей в театрализованной игре, развивать речь, двигательную активность, имитационные навыки.
2. Экскурсия – беседа по сказке «Гуси-лебеди». Продолжать знакомить детей с народным фольклором, развивать связную речь, учить правильно отвечать на вопросы воспитателя.
3. Выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой» (совместно с родителями)
Взаимодействие с родителями
1. Консультация ««Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста»
2. Привлечь родителей к приобретению книжек В.В.Бианки и чтению сказок детям.
Февраль Мероприятия для детей
1. Экскурсия - открытие: создание рукотворной книги по сказке В.В. Бианки «Кто, чем поёт» - развивать творческие способности ребёнка, формировать умение последовательно подбирать материал, развивать мелкую моторику рук, коммуникативные навыки
2. Экскурсия – викторина «Путешествие по сказкам». Учить узнавать сказки по заданию, работать в коллективе, согласовывать свои действия с действиями других детей.
3. Развивающая игра «Любимые сказки» - учить узнавать отдельные сказки по характерным признакам; активизировать речь, обогащать словарный запас: научить подбирать слова, определяющие качества героев; воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу.
Взаимодействие с родителями
1. Папка – передвижка «Как выбрать полезную сказку».
2. Викторина «Экскурсия по сказкам».
Март Мероприятия для детей
1. Экскурсия - викторина «Сказка, я тебя знаю» - развитие творческого воображения посредством работы над сказками В.В. Бианки 2. Экскурсия - занятие «Помоги герою сказки». Развивать умение сопереживать героям сказок.
3.- Д/и «Расскажи сказку по иллюстрациям», побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создать условия для творческого самовыражения.
Взаимодействие с родителями
1. Консультация «Формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством сказочного материала».
2. Привлечь родителей (законных представителей) к обновлению мини – музея сказочными экспонатами.
Апрель Мероприятия для детей
1. Экскурсия – игра: театрализация сказки А. Сутеева «Под грибом». Создать условия для заинтересованности детей в театрализованной игре, развивать речь, двигательную активность, имитационные навыки.
2. Экскурсия – путешествие по сказке «Теремок». Совершенствовать умение художественно – речевой деятельности.
3. «Играем в сказку», игра – инсценировка сказки «Лис и мышонок». Воспитывать интерес к сказке, развивать желание инсценировать знакомую сказку, передавать характер ее героев.
Взаимодействие с родителями
1. Консультация « Научите детей любить книги».
Май Мероприятия для детей
1. Экскурсия – рассказывание « Сказка о лекарственных травах». Познакомить с лекарственными травами, закреплять умение понимать смысл сказок.
2. Экскурсия - знакомство со сказками Шарля Перро. Познакомить с творчеством Ш. Перро, формировать интерес к чтению.
3. Художественное творчество «Разукрась героя сказки». Совершенствовать умение детей закрашивать, не заходя за контуры, развивать творческое начало, мелкую мускулатуру пальцев рук.
Взаимодействие с родителями
1.Папка -передвижка « Прочитайте летом сказки детям».