СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Паспорт мини - музея «По дорогам сказок»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Паспорт мини - музея

«По дорогам сказок»

С  ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

 

 

 

 

 

 

 

Составила воспитатель

первой квалификационной категории

Комарова Ольга Викторовна

- 2016год –

 

Паспорт мини-музея

 «По дорогам сказок».

 

Г. Асино

СОДЕРЖАНИЕ:

 

1.- Сведения об авторском коллективе

2.- Паспортные данные

3.- Пояснительная записка

4.-Аспекты музейной деятельности

5.- План работы по созданию мини – музея

6.- Разделы мини – музея

7.- Характеристика мини – музея

8.- План работы в мини – музее

9.-Перспектива развития музея

10.- Список литературы

 

СВЕДЕНИЯ  ОБ  АВТОРСКОМ  КОЛЛЕКТИВЕ:

 

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение: детский сад комбинированного вида №5 «Белочка» г. Асино Томской области.

 

                        

 

ФИО воспитателя: Комарова Ольга Викторовна

Образование: Томский педагогический колледж.

Должность: воспитатель.

Пед. Стаж: 10 лет.

ФИО воспитателя: Вологузова Светлана Владимировна

Образование: Томский педагогический колледж.

Должность: воспитатель.

Пед. Стаж: 27 лет.

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Наименование мини-музея: мини-музей «По дорогам сказок».

Профиль музея: познавательный.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Сказка – великая духовная культура народа,

которую мы собираем по крохам,

и через сказку раскрывается перед

нами тысячелетняя история народа»

(Алексей Толстой)

 

     Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским народным традициям и обычаям. Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения чувство патриотизма, сохранять традиции своей страны, формировать у дошкольников чувство национального самосознания, любви к природе. С этими задачами прекрасно справляется музейная педагогика.         

     Музейная педагогика является особым видом педагогической практики.   Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.

     Музей «По дорогам сказок» как форма образовательной и воспитательной работы создан по инициативе воспитателей. Он возник как результат поисковой и исследовательской деятельности педагогического коллектива.

 

Актуальность создания мини-музея.

     Создание мини-музея в детском саду является одним из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства.      

     Приоритетной для детского сада музея решается проблема социализации подрастающего поколения, музей является частью образовательного процесса. Обязательным является сочетание предметного материала с программой, ориентированной на проявление творческой активности посетителя, т.е., ребёнка 

     Социальная значимость музея «В гостях у сказки» заключается в создании развивающей среды - совместном участии детей, родителей и педагогов. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: приносят из дома экспонаты.

 

Цель:

Эффективная и целенаправленная организация работы по нравственному и патриотическому воспитанию, социализация и воспитание творческой личности воспитанников средствами музея. Формирование экологически грамотного человека, посредством знакомства со сказками о природе.

 

 

Задачи:

 

Образовательные

Формировать в детях интерес к сказкам, книгам;

Познакомить со сказками великих русских писателей о природе ;

Формировать активную жизненную позицию, культуру поведения.

 

Развивающие

Развивать прикладные умения  и навыки, мелкую моторику;

Развивать устную речь, навыки рассказывания и общения;

Развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в природе.

 

Воспитательные

Воспитание бережного отношения к книге;

Воспитание доброты, трудолюбия, отзывчивости;

Воспитание любви к природе, к своим близким, к своей родине;

 

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ В МУЗЕЕ:

Наглядность: обеспечивает познавательный интерес и эмоциональное восприятие.  Доступность: обеспечение непосредственного доступа к предметам и экспозициям музея.

Интегративность: содержание музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей, природой, культурой. Деятельность: музей предоставляет ребёнку возможность реализовать разные виды деятельности, такие как пополнение музея работами, выполненными своими руками, создание экспонатов непосредственно в мини-музее.   Культуросообразность: музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям.

 Гуманность: музей создаёт условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании. Здесь созданы все условия для новых отношений в системе «ребёнок –педагог и перехода на диалоговую форму обучения.

Разнообразность: экспонаты музея разнообразны.

Экологичность: все экспонаты экологически безопасные для здоровья детей Безопасность: мини-музей не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольника.  Непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок. Партнёрство: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей и благодаря чему реализуются права ребёнка.

 

Совет мини-музея: 2 человека.

Характеристика помещения: групповая комната площадью 48 кв. м.

Площадь, занятая под экспозицию: 1,25кв. м.

 

 

АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.

Формы деятельности:

- поисковая;

- фондовая;

- научная;

- экспозиционная;

- познавательная.

 

Примечание. Наша задача – воспитать детей так, чтобы они жили в мире с нашими верными и преданными четвероногими друзьями, были заботливыми хозяевами, которые не посмеют выбросить надоевшую «живую игрушку».

СКАЗКА позволяет включать в себя все виды игровой деятельности, тем самым обеспечивая всестороннее развитие ребёнка.

 

Оформление мини-музея:  музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Должность хранителя музея у нас взял на себя Буратино , который важно посматривает на всех свысока и  может провести экскурсию по музею и рассказать любую сказку.

      Коллекции мини-музея располагаются на полках. В настоящих музеях экспонаты трогать нельзя, а в нашем музее не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители.

     Любой музей (и в частности мини-музей) имеет экспонаты и одну или несколько экспозиций.

     Экспонат – это предмет, выставляемый для обозрения в музее или на выставке. Экспозиция – это выставка экспонатов, подобранных на какую-либо тему и выставленных по определенной системе. Экспонат – главное наше «учебное пособие» в мини-музее, которое дети могут потрогать, пощупать, использовать для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Мы учим бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к природе, собственному дому, книге, игрушке.    

    

     Экспонаты мини-музеев должны постоянно пополняться и использоваться в работе с детьми дошкольного возраста. На нижней полке представлена детская литература, сделана подборка сказок разной направленности.

 

     Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.

     Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.

     Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений. Помимо игр можно использовать такие виды работы, как: заполнение музейных словариков в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации и т.п. ; выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.                                 Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею. У детей формируется ценностное отношение к природе, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик при восприятии объектов живой и неживой природы.

 

ПЛАН  РАБОТЫ  ПО  СОЗДАНИЮ  МИНИ-МУЗЕЯ

«ПО ДОРОГАМ СКАЗОК»

Название этапа

Содержание работы

Сроки реализации

1 Подготовительный этап.

1. Анкетирование для родителей группы.  (Сентябрь)

2. Определение темы и названия музея   (Октябрь)

3. Выбор места для размещения.   (Октябрь)

4. Выбор инициативной группы. (Октябрь)

2 Практический этап.

1. Сбор экспонатов.  (Ноябрь – Апрель)

2. Оформление выставки.    (Ноябрь – Апрель)

3. Непосредственно-образовательная деятельность. (Ноябрь – Апрель)

4. Совместная деятельность воспитателя и детей. (Ноябрь – Апрель)

3. Индивидуальная работа с детьми. (Ноябрь – Апрель)

4. Проведение экскурсий. (Ноябрь – Апрель)

5. Создания мини-музея «По дорогам сказок».  (Ноябрь – Апрель)

3 Подведение итогов

 Заседание инициативной группы.  (Май)

 Проведение экскурсий для других групп. (  Март-Май)

 Альбом «Мини-музей «По дорогам сказок ». ( Май)

РАЗДЕЛЫ МИНИ _ МУЗЕЯ, ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

« Своими руками», «Библиотека», «Галерея», «Игротека».

Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе детей могут пользоваться ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Игрушки могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Познание», «Коммуникация», «Художественно – эстетическое творчество»

 «Своими руками» экспонаты данной коллекции выполнены детьми, родителями, воспитателями. Экспонаты могут быть применены в процессе организации непосредственно образовательной деятельности.

«Галерея» оформлена в виде небольшой полки, где расположены детские роботы для конкурсов, кукольные театры,рисунки, аппликации. Экспонаты галереи могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях «Художественно - эстетическое творчество», «Коммуникация».

«Библиотека» Здесь собраны сказки, сказки о природе, загадки о волшебных предметах, жанровые разновидности фольклорной сказки, которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.

«Игротека» Игры и атрибуты для игр расположены, так чтоб дети могли использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.

Нам хочется верить, что мини-музей «По дорогам сказок» – это то волшебное место, где осуществляются самые неосуществимые детские фантазии, а сказочные герои будто оживают и сходят со страниц книг, чтобы поиграть вместе с ребятами.

ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ-МУЗЕЯ

 

Экспонаты мини-музея

№ Название экспоната

 Постоянное/временное хранение

 Ф. И. О. представившего экспонат.

 

1.-  Композиция  к сказке «Три  медведя».  19. 10. 2016 -  постоянное

 семья Рязановых.

2.- Вязаная игрушка Кот к сказке «Кот петух и лиса» 21. 10. 2016  - постоянное  семья Новиковых.

3.- Вязаная игрушка Лиса к сказке «Кот петух и лиса» 21.10 2016 –постоянное  семья Зобычевых.

4.- Вязаные игрушки Петух и Домик к сказке «Кот петух и лиса» 21.10 2016 - постоянное  семья Ермаковых.

5.- Пальчиковый театр (шитый) 25.10.2016 – постоянное Лазарева Даша – родители.

6.- Тряпичная кукла «Берегиня» 26.10.2016 – постоянное Зорин Тимофей –родители.

7.- Животные Медведь и Заяц (шитые) 27.10.2016  – постоянное Рязанов Дима – родители.

8.- Берестяная кукла наших предков 28.10.2016 – постоянное Комарова О.В.- воспитатель.

9.- Книги по сказкам В.В. Бианки 31.10.2016  – постоянное Комарова О.В.- воспитатель.

10.-Альбом «Сказочные домики» 31.10.2016 – постоянное Вологузова С.В.-

 Воспитатель.

11.- Альбом рисунков «По дорогам сказок» 1.11.2016 - постоянное Вологузова С.В.- воспитатель.

12.-Театр на фланелеграфе к сказке «Колобок – колючий бок» 22.12.2017 – постоянное Машнич Дима – родители. 

 13.-Творческий альбом «По сказкам В.В.Бианки» 17.01.2017 – постоянное коллективная работа детей старшей группы.

14. Вязаная игрушка Медведь к сказке «Заяц, косач, медведь и Дед Мороз» 10.02.2017  постоянное Давыденко Д. – родители

15. Русская матрёшка 10.02.2017 творческая работа в технике пластилинографии Золотухиной Сони.

16. Творческий альбом иллюстраций по сказкам «Путешествие по сказкам»

17.02 2017 постоянное коллективная работа детей старшей группы.

17. Вязаный грибок и пальчиковый театр к сказке «Под грибом» 14.03.2017 – постоянное Ермаков Даниил – родители.

 

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ

– Подбор дополнительной литературы по сказкам, создание слайдов, презентаций по любимым сказкам, о новых растениях, пополнение альбома  «Мой любимый сказочный герой».

– Совместные вечера родителей и  детей «Сказка ложь да в ней намёк» по сказкам.

– Проведение экскурсий для других групп детского сада («О чём рассказывают сказки»).

– Семейные праздники: « Книга – лучший друг», «Викторина».

На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно –эстетическое развитие», «Физическое развитие».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1.-Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе.

Мозаика-Синтез, 2006.

2.-Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб.: Детство- Пресс, 1999.

 3.-Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. М.: Линка-Пресс, 2003..

4.- Карачунская Т.Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ. Интегрированные занятия под ред. К.Ю. Белой, Т.С. Комаровой. М.: ТЦ “Сфера”, 2005.

5.-Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. М.: ТЦ “Сфера”, 2006.

6.-Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2008.

7.-www.maam.ru паспорт мини-музея «Лекарственные травы».

8.- .-www.maam.ru мини-музей «В гостях у сказки».

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Паспорт мини - музея «По дорогам сказок»»

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение: детский сад комбинированного вида №5 «Белочка» г. Асино Томской области






Паспорт мини - музея

«По дорогам сказок»

С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ








Составила воспитатель

первой квалификационной категории

Комарова Ольга Викторовна

- 2016год –


Паспорт мини-музея

«По дорогам сказок».


Г. Асино

СОДЕРЖАНИЕ:


1.- Сведения об авторском коллективе

2.- Паспортные данные

3.- Пояснительная записка

4.-Аспекты музейной деятельности

5.- План работы по созданию мини – музея

6.- Разделы мини – музея

7.- Характеристика мини – музея

8.- План работы в мини – музее

9.-Перспектива развития музея

10.- Список литературы


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ:


муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение: детский сад комбинированного вида №5 «Белочка» г. Асино Томской области.





ФИО воспитателя: Комарова Ольга Викторовна

Образование: Томский педагогический колледж.

Должность: воспитатель.

Пед. Стаж: 10 лет.

ФИО воспитателя: Вологузова Светлана Владимировна

Образование: Томский педагогический колледж.

Должность: воспитатель.

Пед. Стаж: 27 лет.

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Наименование мини-музея: мини-музей «По дорогам сказок».

Профиль музея: познавательный.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Сказка – великая духовная культура народа,

которую мы собираем по крохам,

и через сказку раскрывается перед

нами тысячелетняя история народа»

(Алексей Толстой)


Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским народным традициям и обычаям. Важнейшая миссия педагога – воспитать у юного поколения чувство патриотизма, сохранять традиции своей страны, формировать у дошкольников чувство национального самосознания, любви к природе. С этими задачами прекрасно справляется музейная педагогика.

Музейная педагогика является особым видом педагогической практики. Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Музей «По дорогам сказок» как форма образовательной и воспитательной работы создан по инициативе воспитателей. Он возник как результат поисковой и исследовательской деятельности педагогического коллектива.


Актуальность создания мини-музея.

Создание мини-музея в детском саду является одним из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства.

Приоритетной для детского сада музея решается проблема социализации подрастающего поколения, музей является частью образовательного процесса. Обязательным является сочетание предметного материала с программой, ориентированной на проявление творческой активности посетителя, т.е., ребёнка 

Социальная значимость музея «В гостях у сказки» заключается в создании развивающей среды - совместном участии детей, родителей и педагогов. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею: приносят из дома экспонаты.



Цель:

Эффективная и целенаправленная организация работы по нравственному и патриотическому воспитанию, социализация и воспитание творческой личности воспитанников средствами музея. Формирование экологически грамотного человека, посредством знакомства со сказками о природе.



Задачи:


Образовательные

Формировать в детях интерес к сказкам, книгам;

Познакомить со сказками великих русских писателей о природе ;

Формировать активную жизненную позицию, культуру поведения.


Развивающие

Развивать прикладные умения и навыки, мелкую моторику;

Развивать устную речь, навыки рассказывания и общения;

Развивать игровое творчество, смекалку, навыки поведения в природе.


Воспитательные

Воспитание бережного отношения к книге;

Воспитание доброты, трудолюбия, отзывчивости;

Воспитание любви к природе, к своим близким, к своей родине;



ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ В МУЗЕЕ:

Наглядность: обеспечивает познавательный интерес и эмоциональное восприятие. 
Доступность: обеспечение непосредственного доступа к предметам и экспозициям музея.

Интегративность: содержание музея позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей, природой, культурой.
Деятельность: музей предоставляет ребёнку возможность реализовать разные виды деятельности, такие как пополнение музея работами, выполненными своими руками, создание экспонатов непосредственно в мини-музее.  
Культуросообразность: музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям.

Гуманность: музей создаёт условия для всестороннего развития ребёнка, поддерживает его инициативу, творческую деятельность в образовании. Здесь созданы все условия для новых отношений в системе «ребёнок –педагог и перехода на диалоговую форму обучения.

Разнообразность: экспонаты музея разнообразны.

Экологичность: все экспонаты экологически безопасные для здоровья детей
Безопасность: мини-музей не создаёт угрозу здоровью и безопасности дошкольника. 
Непрерывности: музей, являясь частью образовательного пространства детского сада, связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, отражая тематику занятий, экскурсий и прогулок.
Партнёрство: музей является результатом сотрудничества взрослых и детей и благодаря чему реализуются права ребёнка.


Совет мини-музея: 2 человека.

Характеристика помещения: групповая комната площадью 48 кв. м.

Площадь, занятая под экспозицию: 1,25кв. м.





АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.

Формы деятельности:

- поисковая;

- фондовая;

- научная;

- экспозиционная;

- познавательная.



Примечание. Наша задача – воспитать детей так, чтобы они жили в мире с нашими верными и преданными четвероногими друзьями, были заботливыми хозяевами, которые не посмеют выбросить надоевшую «живую игрушку».

СКАЗКА позволяет включать в себя все виды игровой деятельности, тем самым обеспечивая всестороннее развитие ребёнка.


Оформление мини-музея:  музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Должность хранителя музея у нас взял на себя Буратино , который важно посматривает на всех свысока и может провести экскурсию по музею и рассказать любую сказку.

Коллекции мини-музея располагаются на полках. В настоящих музеях экспонаты трогать нельзя, а в нашем музее не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его родители.

Любой музей (и в частности мини-музей) имеет экспонаты и одну или несколько экспозиций.

Экспонат – это предмет, выставляемый для обозрения в музее или на выставке. Экспозиция – это выставка экспонатов, подобранных на какую-либо тему и выставленных по определенной системе. Экспонат – главное наше «учебное пособие» в мини-музее, которое дети могут потрогать, пощупать, использовать для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Мы учим бережно относиться не только к музейным предметам, но и вообще к природе, собственному дому, книге, игрушке.

Экспонаты мини-музеев должны постоянно пополняться и использоваться в работе с детьми дошкольного возраста. На нижней полке представлена детская литература, сделана подборка сказок разной направленности.



Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.

Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений. Помимо игр можно использовать такие виды работы, как: заполнение музейных словариков в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации и т.п. ; выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею. У детей формируется ценностное отношение к природе, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик при восприятии объектов живой и неживой природы.


ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ

«ПО ДОРОГАМ СКАЗОК»

Название этапа

Содержание работы

Сроки реализации

1 Подготовительный этап.

1. Анкетирование для родителей группы. (Сентябрь)

2. Определение темы и названия музея (Октябрь)

3. Выбор места для размещения. (Октябрь)

4. Выбор инициативной группы. (Октябрь)

2 Практический этап.

1. Сбор экспонатов. (Ноябрь – Апрель)

2. Оформление выставки. (Ноябрь – Апрель)

3. Непосредственно-образовательная деятельность. (Ноябрь – Апрель)

4. Совместная деятельность воспитателя и детей. (Ноябрь – Апрель)

3. Индивидуальная работа с детьми. (Ноябрь – Апрель)

4. Проведение экскурсий. (Ноябрь – Апрель)

5. Создания мини-музея «По дорогам сказок». (Ноябрь – Апрель)

3 Подведение итогов

Заседание инициативной группы. (Май)

Проведение экскурсий для других групп. ( Март-Май)

Альбом «Мини-музей «По дорогам сказок ». ( Май)


РАЗДЕЛЫ МИНИ _ МУЗЕЯ, ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ « Своими руками», «Библиотека», «Галерея», «Игротека».

Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе детей могут пользоваться ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Игрушки могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Познание», «Коммуникация», «Художественно – эстетическое творчество»

«Своими руками» экспонаты данной коллекции выполнены детьми, родителями, воспитателями. Экспонаты могут быть применены в процессе организации непосредственно образовательной деятельности.

«Галерея» оформлена в виде небольшой полки, где расположены детские роботы для конкурсов, кукольные театры,рисунки, аппликации. Экспонаты галереи могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях «Художественно - эстетическое творчество», «Коммуникация».

«Библиотека» Здесь собраны сказки, сказки о природе, загадки о волшебных предметах, жанровые разновидности фольклорной сказки, которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.

«Игротека» Игры и атрибуты для игр расположены, так чтоб дети могли использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.

Нам хочется верить, что мини-музей «По дорогам сказок» – это то волшебное место, где осуществляются самые неосуществимые детские фантазии, а сказочные герои будто оживают и сходят со страниц книг, чтобы поиграть вместе с ребятами.

ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИ-МУЗЕЯ



Экспонаты мини-музея

№ Название экспоната

Постоянное/временное хранение

Ф. И. О. представившего экспонат.



1.- Композиция к сказке «Три медведя». 19. 10. 2016 - постоянное

семья Рязановых.

2.- Вязаная игрушка Кот к сказке «Кот петух и лиса» 21. 10. 2016 - постоянное семья Новиковых.

3.- Вязаная игрушка Лиса к сказке «Кот петух и лиса» 21.10 2016 –постоянное семья Зобычевых.

4.- Вязаные игрушки Петух и Домик к сказке «Кот петух и лиса» 21.10 2016 - постоянное семья Ермаковых.

5.- Пальчиковый театр (шитый) 25.10.2016 – постоянное Лазарева Даша – родители.

6.- Тряпичная кукла «Берегиня» 26.10.2016 – постоянное Зорин Тимофей –родители.

7.- Животные Медведь и Заяц (шитые) 27.10.2016 – постоянное Рязанов Дима – родители.

8.- Берестяная кукла наших предков 28.10.2016 – постоянное Комарова О.В.- воспитатель.

9.- Книги по сказкам В.В. Бианки 31.10.2016 – постоянное Комарова О.В.- воспитатель.

10.-Альбом «Сказочные домики» 31.10.2016 – постоянное Вологузова С.В.-

Воспитатель.

11.- Альбом рисунков «По дорогам сказок» 1.11.2016 - постоянное Вологузова С.В.- воспитатель.

12.-Театр на фланелеграфе к сказке «Колобок – колючий бок» 22.12.2017 – постоянное Машнич Дима – родители.

13.-Творческий альбом «По сказкам В.В.Бианки» 17.01.2017 – постоянное коллективная работа детей старшей группы.

14. Вязаная игрушка Медведь к сказке «Заяц, косач, медведь и Дед Мороз» 10.02.2017 постоянное Давыденко Д. – родители

15. Русская матрёшка 10.02.2017 творческая работа в технике пластилинографии Золотухиной Сони.

16. Творческий альбом иллюстраций по сказкам «Путешествие по сказкам»

17.02 2017 постоянное коллективная работа детей старшей группы.

17. Вязаный грибок и пальчиковый театр к сказке «Под грибом» 14.03.2017 – постоянное Ермаков Даниил – родители.

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ

– Подбор дополнительной литературы по сказкам, создание слайдов, презентаций по любимым сказкам, о новых растениях, пополнение альбома «Мой любимый сказочный герой».

– Совместные вечера родителей и детей «Сказка ложь да в ней намёк» по сказкам.

– Проведение экскурсий для других групп детского сада («О чём рассказывают сказки»).

– Семейные праздники: « Книга – лучший друг», «Викторина».

На базе мини-музея или с использованием его коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно –эстетическое развитие», «Физическое развитие».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


1.-Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе.

Мозаика-Синтез, 2006.

2.-Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб.: Детство- Пресс, 1999.

3.-Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. М.: Линка-Пресс, 2003..

4.- Карачунская Т.Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ. Интегрированные занятия под ред. К.Ю. Белой, Т.С. Комаровой. М.: ТЦ “Сфера”, 2005.

5.-Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А.Н. Морозовой, О.В. Мельниковой. М.: ТЦ “Сфера”, 2006.

6.-Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2008.

7.-www.maam.ru паспорт мини-музея «Лекарственные травы».

8.- .-www.maam.ru мини-музей «В гостях у сказки».





























































ПЛАН РАБОТЫ В МИНИ - МУЗЕЕ «ПО ДОРОГАМ СКАЗОК»

НА 2016-2017год.



Месяц

Работа в мини - музее



Октябрь Мероприятия для детей



1. Экскурсия - путешествие «Где живут сказки». Способствовать умственному развитию детей, расширению кругозора, подготавливает к восприятию классической литературы. Способствовать развитию познавательного интереса, сообразительности, смекалки.

2. Экскурсия - творчество «Мой любимый сказочный герой». Закрепить технику рисования карандашами, развивать творческое начало, мелкую мускулатуру пальцев рук

3. Д/и «Угадай героя сказки» цель: развивать умение узнавать и называть героя сказки, определять его характер.



Взаимодействие с родителями



1. Консультация «Как научить ребёнка любить книгу».

2. Привлечь родителей (законных представителей) к приобретению раскрасок по сказкам.

Ноябрь Мероприятия для детей

1. Экскурсия - путешествие « Знакомство с творчеством В.В.Бианки», чтение сказки ««Заяц, косач, медведь и Дед Мороз». Формировать у детей эмоционально образное восприятие произведений, пополнить литературный творческий багаж, учить пересказывать по вопросам воспитателя, способствовать воспитанию добрых чувств.

2. Экскурсия в мини-музей «Русского - народного творчества». Расширить знания детей о быте и культуре нашего народа, развивать наблюдательность, любознательность, умение сравнивать и анализировать.

3. Д/и «Разрезные картинки по сказкам В.В. Бианки» - учить детей видеть целостный образ в отдельных частях, развивать аналитико-синтетическое мышление.


Взаимодействие с родителями



1. Консультация «Мини – музей в детском саду».

2. Привлечь родителей (законных представителей) к пополнению мини – музея сказочными экспонатами.


Декабрь Мероприятия для детей



1. Экскурсия - открытие «Лис и мышонок» развивать логическое мышление, связную речь; обогащать словарь образными словами и выражениями.

2. Экскурсия – беседа «Эти добрые, добрые сказки». Учить передавать содержание сказки с помощью картинок, оценивать нравственные качества героев сказок.

3. Д/и «Найди ошибку» - развивать внимание, восприятие, речь, учить видеть лишнего персонажа в знакомой сказке.



Взаимодействие с родителями



1.- Консультация «Читайте детям сказки».

2.- Акция «Подари книгу – сказку для мини-музея».


Январь Мероприятия для детей



1. Экскурсия - игра: драматизация сказки В.В.Бианки «Колобок - колючий бок». Создать условия для заинтересованности детей в театрализованной игре, развивать речь, двигательную активность, имитационные навыки.

2. Экскурсия – беседа по сказке «Гуси-лебеди». Продолжать знакомить детей с народным фольклором, развивать связную речь, учить правильно отвечать на вопросы воспитателя.

3. Выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой» (совместно с родителями)



Взаимодействие с родителями



1. Консультация ««Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста»

2. Привлечь родителей к приобретению книжек В.В.Бианки и чтению сказок детям.


Февраль Мероприятия для детей



1. Экскурсия - открытие: создание рукотворной книги по сказке В.В. Бианки «Кто, чем поёт» - развивать творческие способности ребёнка, формировать умение последовательно подбирать материал, развивать мелкую моторику рук, коммуникативные навыки

2. Экскурсия – викторина «Путешествие по сказкам». Учить узнавать сказки по заданию, работать в коллективе, согласовывать свои действия с действиями других детей.
3. Развивающая игра «Любимые сказки» - учить узнавать отдельные сказки по характерным признакам; активизировать речь, обогащать словарный запас: научить подбирать слова, определяющие качества героев; воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу.



Взаимодействие с родителями



1. Папка – передвижка «Как выбрать полезную сказку».

2. Викторина «Экскурсия по сказкам».



Март Мероприятия для детей



1. Экскурсия - викторина «Сказка, я тебя знаю» - развитие творческого воображения посредством работы над сказками В.В. Бианки 2. Экскурсия - занятие «Помоги герою сказки». Развивать умение сопереживать героям сказок.

3.- Д/и «Расскажи сказку по иллюстрациям», побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создать условия для творческого самовыражения.


Взаимодействие с родителями

1. Консультация «Формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством сказочного материала».

2. Привлечь родителей (законных представителей) к обновлению мини – музея сказочными экспонатами.

Апрель Мероприятия для детей

1. Экскурсия – игра: театрализация сказки А. Сутеева «Под грибом». Создать условия для заинтересованности детей в театрализованной игре, развивать речь, двигательную активность, имитационные навыки.

2. Экскурсия – путешествие по сказке «Теремок». Совершенствовать умение художественно – речевой деятельности.

3. «Играем в сказку», игра – инсценировка сказки «Лис и мышонок». Воспитывать интерес к сказке, развивать желание инсценировать знакомую сказку, передавать характер ее героев.



Взаимодействие с родителями



1. Консультация « Научите детей любить книги».

Май Мероприятия для детей



1. Экскурсия – рассказывание « Сказка о лекарственных травах». Познакомить с лекарственными травами, закреплять умение понимать смысл сказок.

2. Экскурсия - знакомство со сказками Шарля Перро. Познакомить с творчеством Ш. Перро, формировать интерес к чтению.

3. Художественное творчество «Разукрась героя сказки». Совершенствовать умение детей закрашивать, не заходя за контуры, развивать творческое начало, мелкую мускулатуру пальцев рук.



Взаимодействие с родителями

1.Папка -передвижка « Прочитайте летом сказки детям».













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!