СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина для 3 курса по химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Викторина для 3 курса по химии»

Викторина по химии для 3 курса «Путешествие в страну Химляндию»


Цели и задачи мероприятия:

1.Повышение интереса к изучению химии;

2.Расширение знаний учащихся об истории появления химии как науки;

3.Совершенствование знаний учащихся о великих химиках и их открытиях;

4.Воспитание общей и информационной культуры.


Ведущий: Добрый день, дорогие ребята и наши гости! Мы рады Вас видеть сегодня на нашей химической викторине «Путешествие в Химляндию».

ПРАВИЛА ИГРЫ!

1 конкурс «Пинг-понг»

2 конкурс «Умные головы»

3 конкурс Домашнее задание «Умелые ручки»

4 конкурс «Игра со зрителем»

5 конкурс «Черный ящик»


А сейчас поприветствуем наших участников – 2 команды (СИНИЕ и ЗЕЛЕНЫЕ) студентов по 5 человек.

- Участники занимают свои места. 

- А теперь представим членов жюри (3 человека. Для них список конкурсов, правила, ручки, бумага, часы с секундной стрелкой). 

Ведущий: Слово предоставляется капитанам команд. Представьтесь пожалуйста. (Капитаны называют свои имена и имена своих членов команды). Кто из членов команды будет играть первым?


Ведущий: 1 конкурс. «Пинг-понг». В этом конкурсе 20 вопросов. Чтобы вам было удобнее эти вопросы будут дублироваться на экране. Время на раздумье всего 5 секунд. Вы отвечаете на вопросы по очереди, если не знает правильного ответа либо отвечает неправильно, то право ответа передается команде сопернику. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, и вы получаете одну фишку. Право начать игру получит игрок, который вытащит из мешочка бочонок с меньшим номером.

1. Какой элемент не имеет постоянной «прописки» в периодической системе химических элементов? (Водород).

2. Какой элемент всегда рад? (Радон).

3. Какой газ утверждает, что он не он? (Неон).

4. Какой элемент является лесом? (Бор).

5. Какой элемент состоит из двух животных? (Мышьяк).

6. Какой элемент вращается вокруг Солнца? (Уран).

7. Какой элемент является настоящим гигантом? (Титан).

8. Какие элементы утверждают. Что могут рождать другие вещества?

(Углерод, водород, кислород).

9. Каким твердым неметаллом вы постоянно пользуетесь? (Углерод).

10. Какой благородный металл состоит из водорослей? (Платина).

11. Какие химические элементы состоят из различных рек? (Индий,

радон, нильсборий).

12. Как в быту называют NaCl: пищевая сода, поваренная соль или морская соль?

13. Какое вещество химик назовет основанием: соду, щелочь, спирт?

14. Какая из перечисленных кислот самая слабая: угольная, азотная или соляная?

15. Какой элемент обозначается символом N: ниобий, натрий или азот?

16. Какой кислоты не существует HMnO4, H2BaO4 или HNO?

17. Кто из них ускоряет химические реакции: катализатор, пульверизатор или стабилизатор?

18. Какой элемент не существует: винород, водород или углерод?

19. Как называют реакцию взаимодействия кислоты и щелочи?

20. Какой элемент обязательно входит в состав органических веществ?


Ведущий: Уважаемые игроки! Отдайте свои фишки жюри. Слово жюри.


Ведущий: 2 конкурс «Умные головы»

В стране Химляндии живут более сотни химических элементов со своими семьями - соединениями. Командам сейчас будет предложены маленькие истории о некоторых из них. Вы должны догадаться о каком химическом элементе или веществе идет речь. На размышление и совещание у вас 30 секунд. Отвечает капитан. Чтобы вам было удобнее эти вопросы будут дублироваться на экране. Вы отвечаете на вопросы по очереди, если не знает правильного ответа либо отвечает неправильно, то право ответа передается команде сопернику. Каждый правильный ответ оценивается максимально в 2 балла, и вы получаете 2 фишки. Право начать игру получит игрок, который вытащит из мешочка бочонок с меньшим номером.

1. Когда в 1669 году гамбургский алхимик Хеннинг Бранд получил это простое вещество, он был поражён его свечением. Новое вещество получило название, которое в переводе с греческого означает „несущий свет“. О каком элементе и веществе идет речь? (Ответ: Фосфор, аллотропическая модификация белый фосфор)

2.  В течение длительного времени были известны только соединения этого элемента, в том числе исключительно едкая кислота, растворяющая даже стекло и оставляющая на коже очень тяжёлые труднозаживающие ожоги. Природу этой кислоты установил в 1810 году французский физик и химик Ампер; он и предложил для соответствующего элемента название, которое в переводе с греческого означает разрушение, гибель. (Ответ: Фтор, кислота - плавиковая)

3. В XV веке в Саксонии среди богатых серебряных руд обнаруживали блестящие, как сталь, белые или серые кристаллы. Эти руды выделяли при обжиге обильный ядовитый дым, а из продукта их обжига выплавить металл не удавалось. Средневековые рудокопы и металлурги считали это проделками горных духов. В 1735 году шведский минералог Георг Бранд сумел выделить из этого минерала не известный ранее тугоплавкий и обладающий магнитными свойствами металл и назвал его именем горного духа. Этот металл относится к важнейшим микроэлементам и входит в состав одного из витаминов. Как называется это металл? (Ответ: Кобальт, кобаламин В12)

4. Этот металл можно расплавить на ладони. Говорят, что он единственный из металлов имеет двухатомные молекулы в кристаллической решетке. Открыл его в 1875 году французский химик Поль Эмиль Лекок де Буабодран, который назвал его в честь своей родины.  О каком элементе идет речь и почему этот элемент связывают с именем Менделеева? (Ответ: Галлий, Менделеев предсказал этот элемент описав свойства экаалюминия)

5. В давние времена многие народы ценили этот металл больше, чем золото. Он не образует самородков, а получать металлы из соединений древние народы не умели. В Древнем Риме из него изготавливали украшения для патрициев и обручальные кольца. Люди считали этот металл «даром небес», пришельцем из космоса. Этот металл великий воин и великий труженик. Все бы отлично, но есть у этого металла огрооомный недостаток. О каком металле идет речь и что это за недостаток? (Ответ: железо, легко подвергается коррозии)

6. Археологические раскопки говорят, что этот металл люди научились выплавлять очень давно. Почти за десять веков до новой эры финикияне доставляли руду этого металла с Британских островов, называвшихся тогда Касситеридами. Сейчас почти треть этого металла получают из … консервных банок. Этот металл устойчив к растворам кислот и солей, не окисляется при нагревании, очень пластичен, поэтому использовался для изготовления посуды и различных емкостей. Но есть в истории этого серебристого металла темное пятно – на нем лежит вина в гибели в 1912 году полярной экспедиции Роберта Скотта. О каком металле идет речь и в чем его «вина»? (Ответ: олово, «оловянная чума» - переход «белого олова» в «серое» при низкой температуре)

Ведущий: Уважаемые игроки! Отдайте свои фишки жюри. Слово жюри.

Жюри подводит итоги 2 конкурса и озвучивает баллы. 

Ведущий: 3 конкурс «Ученые – химики»

Каждая команда отвечает на вопросы ведущего по очереди, если команда не знает правильного ответа либо отвечает неправильно, то право ответа передается команде сопернику. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

1 .“Если бы он не сделал ничего более, кроме превращения нитробензола в анилин, то его имя и тогда осталось бы записанным золотыми буквами в историю химии”. О ком это сказано?

2.Творец классической теории химического строения органических соединений.

3 Кто сформулировал закон сохранения массы.

4 Кто автор этого закона: “В равных объемах различных газов при одинаковой температуре и давлении находится одинаковое число молекул”.

5.Кто создал главный закон в неорганической химии?

6.Какой английский ученый открыл газ водород?

7.Какой ученый предложил современную модель строения атома в 1911 г.

8 . Какой французский ученый предложил название азота, заложил основы анализа органических соединений, первым сжег алмаз?

9 . Русский химик – автор оперы “Князь Игорь” и “Богатырской симфонии”.

10.Английский ученый, приготовивший на стол лишайника. Так был открыт кислотно-щелочной индикатор – лакмус. Имя ученого.

11.Создатель университета в г. Москве на Воробьевых горах.

Ответы на вопросы.

1.Николай Николаевич Зинин

2.Александр Михайлович Бутлеров

3.Михаил Васильевич Ломоносов

4.Амедео Авогадро

5.Дмитрий Иванович Менделеев

6.Генри Кавендиш

7.Э. Резерфорд

8.Ант. Лавуазье

9.Александр Парфириевич Бородин

10.Роберт Бойль

11.М.В. Ломоносов

Ведущий: 4 конкурс – Игра со зрителями. Пока жюри подводит итоги мы проведем конкурс со зрителями. За каждый правильный ответ зрители получают фишку. Они ее могут отдать, если захотят, той команде, за которую болели.

- Вопросы для игры со зрителями

  1. Какая воду можно замутить своим дыханием? (известковую)

  2. Какую водку даже самые горькие пьяницы не пьют? (царскую)

  3. Какой камень никто никогда не видел? (философский)

  4. Какой ион в нашем организме определяет весь гомеостаз? (ион водорода)

  5. Какой металл неоднократно вызывал лихорадку в разных странах? (золото)

  6. Какой металл погубил Рим? (свинец)

  7. Самый распространенный металл на земле? (алюминий)

  8. Кислота, необходимая для пищеварения? (соляная кислота)

  9. Какое вещество самое распространенное на земле? (вода)

  10. Какое вещество «гасят» хотя оно не горит? (негашёную известь)


Ведущий: 5 конкурс «Черный ящик» Этот конкурс может принести команде 5 очков. В обсуждении участвует вся команда, когда ответ готов – капитан поднимает руку. Время на размышление не более 3 мин. 

В этой коробке находится вещество, с помощью которого издавна ворожили и такой способ называется аломантией. Этому веществу поставлен памятник в городе Энгельс. Его летальная доза 3 г на 1 кг массы тела человека. В организм человека ежедневно должно поступать около 7 г этого вещества, если этого не происходит, возникают серьезные проблемы в работе нервной системы, сердечно-сосудистой, выделительной и прочих, и прочих….

В Древней Руси это вещество клали в церкви под престол, полагая, что после этого оно приобретает лечебные свойства. На этом веществе клялись, когда заключали торговые сделки, его подносили дорогим гостям и молодоженам. За него отдавали последнюю рубашку в годы войны. Что же находится в этом ящике?(соль)


Ведущий: - Слово для подведения итогов предоставляется жюри.

  • Победители получают свои грамоты и конфеты.

  • Всем спасибо!

№2 Таблица для подсчета результатов игры (для жюри)


максимально

зеленые

синие


1 конкурс Пинг-понг

20 вопросов

по 1 баллу





2 конкурс

Умные головы

6 вопросов

по 2 балла





3 конкурс

Ученые-химики

практическое задание

10 баллов




4 конкурс

Игра со зрителем

10 вопросов

по 1 баллу





5 конкурс

Черный ящик


5 баллов




Жюри – 3 чел

1 – ведет подсчет очков

2 - смотрит за временем и поведением игроков

3 – помогает ведущему

№3 Необходимые реквизиты: Черный ящик, соль в солонке, мешочек с бочонками от лото, фишки для раздачи зрителям, грамота и конфеты победителю



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!