СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды горных пород.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Виды горных пород.»




МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБщеобРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ им. А.С.ПУШКИНА»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА НАЛЬЧИК КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ









Открытый урок по географии

по теме: «Виды горных пород».












Учитель: Кандрокова Ф.С.

г.о. Нальчик, 2020г.





Открытый урок по географии в 6 классе.


Тема: Виды горных пород.

Тип урока: Урок изучения нового материала (частично-поисковый)

Цель: формирование представлений о горных породах и минералах, классификации горных пород по их происхождению, воспитание бережного отношения к природе.

Задачи: 1. Познакомить с новыми терминами «горная порода», «минерал», «минералогия»;

2.научить различать минералы и горные породы;

3. Научить определять горные породы и классифицировать их по происхождению;

4. Продолжить работу по составлению схем и таблиц, выделению главного из текста учебника и других источников информации.

5. Заинтересовать о роли горных пород в жизни человека.

Планируемые результаты:

Предметные:

- обучающиеся научатся формулировать основные понятия по теме урока;

- получат возможность научиться различать горные породы и минералы, горные породы по происхождению.

Метапредметные:

Познавательные УУД

- умение извлекать информацию о происхождении горных пород, анализировать и отбирать информацию, добывать новые знания из различных источников информации, перерабатывать данные для получения необходимого результата, обобщать и классифицировать по признакам;

Регулятивные УУД

- планировать свою деятельность под руководством учителя, высказывать своё предположение, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми, осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

Коммуникативные УУД

-готовность слушать собеседника, вести диалог, взаимодействовать друг с другом, излагать своё мнение и оценку событий, сотрудничать с учителем и сверстниками, проявлять самостоятельность в групповой работе, адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной работы

Личностные:

- обучающиеся овладеют умением работы в малых группах, научатся высказывать суждения, подтверждая их фактами, осознают ценность горных пород для человека, сформируют представление о их значимости;

- получат возможность для формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, осознания необходимости сохранения горных пород и минералов.

Оборудование: образцы горных пород и минералов, таблица с планом описания горной породы, карточки с вопросами к уроку, конверты со словами-помощниками для описания горной породы, экран, компьютер, проектор, учебник географии (Е. М. Домогацких), карточки по выполнению д\з.


Ход урока:

1. Организационный момент.

Подготовить учащихся к работе на уроке. Приветствие класса.

2. Актуализация знаний.

Ребята, напомните мне, что мы проходили на прошлом уроке?
Хорошо, чем отличается между собой материковая и океаническая кора? (дают ответы) Молодцы.

Индивидуальная работа.

Перед каждым из вас листок с тестом. Сначала подпишите лист, затем выберите из предложенных вариантов правильный ответ к поставленным вопросам.


Тест:

1. Из каких слоев состоит океаническая кора?

А) базальта
Б) гранита
В) осадочного чехла


2. В центре Земли расположено?

А) ядро
Б) мантия
В) горная порода


3. Наука, изучающая состав Земли, полезные ископаемые называется?

А) геология
Б) биология
В) история


4. Под какой буквой изображена мантия?




5. Что изображено под буквой А на рисунке?

А) горы
Б) море
Г) ядро


6. На этой поверхности мы живем, и называется она?

А) земная кора
Б) материковая кора
В) океаническая кора


Теперь обменялись листочками. Взяли простые карандаши и оценим:

1 ошибка – оценка 5

2 ошибки – оценка 4
3 ошибки – оценка 3

3. Изучение нового материала.

Ребята, а сейчас мы переходим к изучению нового материала. Мы на уроке узнаем и проверим ваше предположение и попытаемся выяснить, какие бывают горные породы по происхождению и чем они различаются.
Цель урока: изучить горные породы. Запишем тему урока: «Виды горных пород».
Ребята у меня на доске слова перепутались, я не могу понять, что зачем следует. Помогите мне разобраться и выстроить схему.
Чтобы мне помочь, я предлагаю вам изучить  источники информации, которые помогут нам правильно составить схему «Виды горных пород».

1 источник информации

Из расплавов, извергающихся на поверхность из кратеров вулканов или застывших на некоторой глубине не доходя до поверхности, возникают магматические  породы.
Англичане называют их «огненными породами», у нас – магматические или огненные. Эти породы были рождены в недрах Земли из расплавов магмы.
Если магма успела излиться на поверхность Земли при вулканическом извержении, то ее остывание происходит очень быстро. Породы, которые при этом образуются, называются вулканическими.
Пример: базальт – плотный, тяжелый, черный.
Если магма, поднимаясь вверх, внедрилась в слои литосферы, но не достигла поверхности Земли, то образуются глубинные горные породы.
Пример: гранит – серый, имеет, вкраплены черного цвета.

2 источник информации 

Минералы – это тела, имеющий постоянный однородный состав.
Горные породы слагаются из нескольких минералов. Их свойства и состав зависит от свойств минералов.
Чаще всего изменения в породах происходит путем перекристаллизации минералов:

А) без плавления
Б) частичное плавление
В) на больших глубинах – полное плавление пород.

Происходит это потому, что породы, погруженные на глубину по разломам, попадают в обстановку другую, чем та, в которой они образовались. Они оказываются в области высоких температур и давления. Вот и происходят превращения.
Например, известняк – это метаморфическая горная порода, образовавшийся на дне океана и отлежавшийся потом без особых перемен миллионы лет на суше, погрузившись на глубину, изменился. Состав его не менялся, просто из кристаллов изгоняется, примись углекислого газа. В результате плотный серый известняк преобразуется в белоснежный мрамор, искрящийся гранями кристаллов.

3 источник информации 

Второй вид осадочных горных пород образуется при выпадении в осадок различных веществ, которые были растворены в воде. На дне водоемов осадки накапливаются, уплотняются и образуются горные породы, называются химическими: каменная соль, гипс.
Каждый металл, соединяясь с кислотой, образует соль. Но только одну из множества солей мы так и называем – соль. Это натриевая соль хлорной кислоты.
Минерал называется галит, чаще всего он представляет кристаллики кубической формы. Это каменная соль. Соль служила предметом обмена и торговли, была причиной кровопролитных войн, народных волнений и бунтов. Соль необходима человеку, она регулирует работу сердца и мышц. Главный потребитель каменной соли  – это химическая промышленность. В выработанных соляных шахтах создаются подземные лечебницы, санатории. В них круглый год наблюдается постоянная температура, влажность, давление, а самое главное отсутствует  микроорганизмы. Подземный санаторий находится близ  Кракова в Польше.

4 источник информации 

Еще один  вид горной породы  – это осадочные породы. Их возникновение связано с осаждением частиц на дне океана, моря или суши.  Существует три вида осадочных горных пород.
Первый – это обломочные горные породы, состоящие из обломков разных горных  пород, подвергшихся разрушению.
Песок и глина  – это горные породы.
Песка на Земле много. Песчаные пустыни, в которых есть горы песка, иногда они тянутся на сотни километров. Песок  – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц. Цвет у него бывает разным от черного до белого. И это зависит от того, из какой породы он образовался, ведь песок – это вторичная порода. Он представляет собой продукт разрушения твердых вулканических пород.
Глина – тоже широко применяется как строительный материал. Кирпичи делают из глины. А из разных сортов глины получают фарфор, огнеупорный материал.


5 источник информации

Третий вид осадочных горных пород – органические горные породы: каменный уголь, торф, нефть.
Каменный уголь образуется из остатков растений в течение многих миллионов лет.
Уголь образуется там, где скорость опускания земной коры равна скорости накопления отмирающих растений. Участки погруженные, заливаются водой. В стоячих озерах и болотах органическое вещество гниет, остатки растений получает кислород, но ограниченно  из-за количества влаги. Они перегнивают постепенно. Образуется сначала торф, который превращается в бурый уголь, потом в каменный уголь.

Внимательно прочтите текст, выделить самое главное, слова или словосочетания мы с вами занесем в нашу схему.


4. Подведение итогов урока.

Сегодня, на уроке, мы с вами разобрали, какие бывают горные породы по происхождению.

Как вы думаете, как человек их применяет и где? (ответы детей)

Я вижу немного вы устали, давайте проведем игру  «Верю – не верю». Правила игры: я называю вам применение, если вы согласны, то встаете, если нет, то хлопаете в ладоши.

1) Каменная соль применяется в химической промышленности (правильно)
2) Песок необходим для строительства самолетов (не правильно)
3) Нефть и уголь сжигают и для получения тепла в наши домах (правильно).


5. Рефлексия. Практическая работа (групповая работа).

Класс делится на 3 группы, работают с текстом параграфа, используют планы описания горных пород.


1 группа. Магматические горные породы.

Условия формирования

Группы, на которые делятся.

Отличие в строении.

Примеры горных пород (продемонстрировать образцы).

Применение в хозяйстве.


2 группа. Осадочные горные породы.

Факторы образования

Группы, на которые делятся.

Краткая характеристика каждого типа.

Примеры горных пород (продемонстрировать образцы)

Хозяйственное использование.


3 группа. Метаморфические горные породы.

Что такое метаморфоз?

Под действием чего происходит преобразования?

Какие породы могут превращаться в метаморфические?

Привести примеры метаморфизации (продемонстрировать образцы)

Применение в хозяйстве.


6. Выдача домашнего задания и выставление оценок.

Домашнее задание: параграф 13, выучить понятия. Заполнить таблицу.



Горная порода (название)

Происхождение

Твердость и хрупкость

Цвет

Блеск

Применение

Гранит

 

 

 

 

 



Уголь










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!