Тема урока: «Виды горных пород»
Цели и задачи урока:
1. Продолжить формирование у обучающихся представлений и знаний о литосфере Земли.
2. Закрепить у обучающихся ключевые понятия и определения по теме горные породы.
3. Продолжить формирование навыков самостоятельного выполнения учебно-исследовательской деятельности.
4. Учить выделять существенные и варьирующие признаки.
5. Выполнить практическую работу по определению горных пород и минералов.
Тип урока: Комбинированный с выполнением практической работы, закрепительно-обобщающий, с элементами эвристической беседы и использованием частично-поисковых методов.
Оснащение урока и ТСО: Коллекции минералов и горных пород (раздаточный материал на каждую парту), презентация, таблички для магнитной доски.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой.
2. Проверка знаний обучающихся:
Работа у доски:
- Нарисовать схему внутреннего строения Земли.
- Нарисовать схему отображающую строение земной коры.
Фронтальный опрос по теме: Литосфера.
а) Что такое литосфера?
б) Какие оболочки кроме литосферы вам ещё знакомы из курса природоведения?
в) В чём принципиальное различие строения вещества находящегося в этих оболочках?
Работа с учениками, работающими у доски.
- Какие слои ты выделил во внутреннем строении Земли? Расскажи о том, чем интересны нам эти слои.
- Почему на рисунке две разных земных коры, чем они отличаются, как они называются?
- Общий вопрос: Из чего же состоит земная кора?
3. Обобщающе - закрепляющая беседа с контролем знаний по теме: «Горные породы» (во время ответа оформляется доска при помощи магнитов).
Итак, мы выяснили, что земная кора состоит из горных пород. А что такое горные породы?
- На какие группы делятся горные породы?
- Какие горные породы относятся к магматическим? На какие виды можно разделить их? Как они образовались? (Предлагается обучающемуся объяснить на модели строения вулкана, как образовываются излившиеся и глубинные породы. По образцам горных пород определить какая излившаяся, а какая глубинная.)
- Какие горные породы относятся к осадочным? Какие большие подгруппы можно выделить из осадочных горных пород?
- Какие горные породы относятся к метаморфическим? Почему они называются так? Привести примеры метаморфоза среди горных пород. (известняк - мрамор, графит - алмаз).
- А в чем различие в понятиях горная порода и минерал?
4. Выполнение практической части урока. Практическая работа по описанию и определению горных пород.
Обучающимся предлагается из набора горных пород и полезных ископаемых определить следующие образцы:
1) Гранит; 2) Мел; 3) Каменная соль; 4) Торф; 5) Медный колчедан;
6) Бурый железняк, Красный железняк, Магнитный железняк.
Заполнить таблицу:
№ п/п | Образец | № образца | Характерные признаки для определения образца |
1 | Гранит | | |
2 | Мел | | |
3 | Каменная соль | | |
4 | Торф | | |
5 | Медный колчедан | | |
6 | Бурый железняк | | |
7 | Красный железняк | | |
8 | Магнитный железняк | | |
5. Подведение итогов:
1. Анализ таблицы (как определены породы).
2. Группы горных пород.
Итоги работы: выставление оценок (за заполнение таблицы, за участие на уроке)
6. Домашнее задание:
- Повторить определения: горные породы, минералы, полезные ископаемые.
- Происхождение горных пород.