СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Ветер" конспект урока географии 6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Ветер" конспект урока географии 6 класс»




УРОК ГЕОГРАФИИ


6 КЛАСС


Тема:


«Ветер.

Причины его образования»



Провела

учитель географии и

биологии

Родионова Елена Александровна







1.Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Работа по карточкам.

Задание №1

Подпишите значение атмосферного давления в точках А, В, С, Д.

Атмосферное давление 809, 760, 720, 740 мм.


В






Задание №2

Подчеркните значение пониженного давления волнистой линией, а повышенного – сплошной чертой

740, 780, 732, 773, 749.

Задание №3

Нагрев земной поверхности зависит от _____________________


Задание№4

Определите относительную высоту горы, зная, что у её подножия атмосферное давление 750мм, а на вершине 500мм.


3.Новый материал

УЧИТЕЛЬ: Попробуем отгадать  загадку и определим тему урока:


Хоть бескрылый, а летает.

Безголовый, а свистит.
    Хоть безрукий, но бывает
Груши с веток обивает,
       Сосны с корнем вырывает,
Так порою он сердит.
       Только что он был везде –
 Миг – и нет его нигде.
(Ветер)


УЧИТЕЛЬ: На сегодняшнем уроке речь пойдет о ветре. (Презентация)


Работа в тетрадях: записываем в тетрадях число, тему урока.


Ветер – уникальное, удивительное явление природы, которое всегда вызывало у людей интерес. Люди давно заметили, что ветер управляет погодой. И создавали себе богов, которым преклонялись и молились им.

(Презентация)

Во многих пословицах, поговорках, народных песнях, сказаниях упоминается о ветре. В них ветер называют теплым, ласковым, нежным, игривым, озорным, буйным, жестоким, отчаянным, злым.

Побуждающий к составлению плана диалог:

Учитель: - А что про ветер нам нужно узнать? На какие вопросы следует ответить?

Ученики формулируют пункты плана:

1.Причины образования.

2.Различные виды ветров.

3.Значение ветра.

4.Приборы, измеряющие направление и силу

ветра.

(Презентация) Цели урока сообщаются.

УЧИТЕЛЬ:

Изучение нового материала начинается с проблемного вопроса.

- Представьте, что вы находитесь в загородном доме. Тихий зимний вечер. За окном вьюга. Вы сидите перед камином, в котором горят дрова. Вопрос: куда девается дым?

(Дым выходит в трубу)

- Почему дым не заходит в комнату? (Дым вытягивается в трубу).

- Почему дым вытягивается в трубу? (Ученики затрудняются).

Учитель наводит на мысль о разности давления воздуха на уровне топки и вершине трубы.

- Так почему дым вытягивается в трубу? (На уровне топки атмосферное давление больше, а на середине трубы меньше. Дым движется от области высокого давления в область низкого.)

 

 

УЧИТЕЛЬ: Такое явление – движение воздуха из области высокого в область низкого давления проявляется не только в вертикальном, но и в горизонтальном направлении.

- Приведите пример такого явления (Ветер).

Ветер – это горизонтальное перемещение воздуха из области высокого давления в область низкого.

В Н

Запись в тетради понятия «Ветер». Пример с воздушным шариком

ЗАДАНИЕ (Презентация)

- В каком направлении будет дуть ветер?

(740750, 763758, 754 -752)

- Где будет ветер сильнее? (В первом случае).

-Почему?

Чем больше разность давления, тем сильнее ветер.



УЧИТЕЛЬ: О какой характеристике ветра идет речь?

«Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух. Чуть трепещут

Сребристых тополей листы».

А.С. Пушкин

«Сегодня старый ясень сам не свой, -

Как будто страшный сон его тревожит.

Ветвями машет, шевелит листвой,

А почему, - никто сказать не может».

С.Я.Маршак

Мы с вами будем говорить о скорости ветра, которая измеряется в м/с, км/час.


Скорость ветра определяется с помощью прибора анемометра. Первый такой прибор изобрел в XVII веке итальянский врач С.Санторио. Он представлял собой пластину, по отклонению которой от вертикального положения судили о силе ветра и его скорости. Современные анемометры устроены намного сложнее. (Презентация)

Сила ветра измеряется по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Бофорт в 1805 г. Но лишь в 1874 г. она была принята Международным метеорологическим комитетом для всеобщего применения на телеграфе. Шкала Бофорта 12-ти бальная. Если сила ветра 0 баллов, т.е. ветра нет, то это штиль. Ветер называется умеренным, если скорость возрастает до 7 м/с, а сила до 4 баллов. Ураган это ветер со скорость более 33 м/с и силой в 12 баллов. (Презентация)

Направление ветра.

Направление ветра определяется той стороной горизонта, откуда он дует. Если ветер дует с севера на юг, то это северный ветер, если с запада на восток – то западный. Для определения направления ветра используют флюгер, который устанавливают на высоте 10 м. он состоит из металлической пластины, вращающейся на вертикальной оси по его направлению.

Задание: определить направление ветра. (Презентация)



Роза ветров

О направлении господству­ющих ветров в данной  мест­ности можно судить по спе­циальному графику — розе ветров. На нем отмечается число дней, в течение кото­рых дул ветер того или ино­го направления. Роза ветров может быть построена на день, месяц или на год. (Презентация)

                                                       

Ветры

                    1. Суточные  

2. Сезонные     


 СУТОЧНЫЕ ВЕТРЫ.   Бризы – ветер силой 4 балла на побережье больших водоемов, озер, рек, водохранилищ, морей, меняющий свое направление два раза в сутки. Он хорошо выражен в летнее время, когда контраст температуры (вода – суша) наибольший. Днем ветер дует с моря на сушу – это дневной бриз, а ночью с суши на море – это ночной бриз. Образуется этот ветер из-за разницы в атмосферном давлении над водой и сушей. Днем над водой давление выше, чем над сушей, поэтому у поверхности земли воздух перемещается в сторону суши. Бризы это переменчивые ветры, с наступлением вечера они приносят прохладу, исчезает нестерпимая духота. Приток свежего воздуха придает бодрость, повышает работоспособность, улучшает самочувствие. Примером могут служить бризы господствующие летом на побережье Черного моря, многие, кто ездил летом туда отдыхать ощущали свежесть этого ветра.

(Презентация)

СЕЗОННЫЕ ВЕТРЫ.  На юге Дальнего Востока России дуют ветры, которые меняют направления два раза в год. Это – муссоны. Летом материк нагревается быстрее, чем Тихий океан, поэтому холодный воздух с океана, над которым давление высокое поступает на сушу. Это – летний муссон. Зимой океан сохраняет тепло, давление над ним ниже, чем над сушей. Зимний муссон дует с материка в океан. Зима на Дальнем Востоке холодная и сухая, лето прохладное и дождливое: дожди приносит летний муссон.

Муссон

Зимой дует с суши на море он,

Ветер, который зовётся муссон.

А летом всё делает наоборот-

С моря на сушу берёт разворот.

(Презентация)



Работа с таблицей


БРИЗ

МУССОН

Причины

возникновения

Местные различия в нагревании воздуха над водоёмом и

побережьем, пашней и лесом.

Различие в нагревании суши и океана

Характеристика

Меняет своё направление в разное время суток

Меняет своё направление по сезонам года



Значение:

(Презентация)

  • Ветер великий в природе работник.
    Вспомните, еще А. С. Пушкин подметил:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море...

Ветер перегоняет тучи, облака, а иначе дождь и снег были бы только над водной поверхностью:

Взгляни на небосвод –

Повсюду облака плывут,

Послушные ветрам, и

Громоздят они причудливые формы.

В. Гюго


  • Очищает воздух.

Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из населенных пунктов.

  • Вырабатывает электроэнергию.

Полярники используют ветряные движители для получения света и тепла; американские фермеры тянут ветряками воду из скважин.

  • Ветер «съедает» горы, сглаживает их.

Создавая причудливые формы в виде богини или истукана.

  • Ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников и деревьев, споры грибов.

  • Люди еще в древности поняли, что лодка и без весел может плавать, был бы ветер.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

А. С. Пушкин

  • На территории Казахстана расположен прославленный курорт «Боровое». Более всего привлекает отдыхающих березовый тан­цующий лес. Белоствольные красавицы, произрастающие на берегу озера, имеют причудливую форму, кружатся в сказочном вальсе.

А главный руководитель этого ансамбля - ветер.



4. Закрепление. Подведение итогов.

Мы узнали много нового и интересного на уроке.

Проверим, как хорошо вы запомнили сегодняшний материал? Продолжите фразу: (Презентация)


– Ветер это – … (горизонтальное движение воздуха).
– Главная причина образования ветра – … (разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности).
– Ветер дует из областей высокого давления в… (области низкого давления).
– Чем больше разница в атмосферном давлении, тем… (сильнее ветер).
– Бриз – это… (ветер, меняющий направление дважды в сутки, возникает на берегу морей).
– Ветер характеризуется показателями… (направлением, силой, скоростью).
– Прибор для определения направления ветра называется… (флюгер).
– Сила ветра определяется по шкале… (Бофорта).
– Человек использует силу ветра для… (выработки электроэнергии).
– В природе ветер может создать… (новые формы рельефа).


Д/З пр. 39,стр.120 задание №5


Инструктивная карта

1.Вычертите в тетради основу из восьми линий.

2.Линии подпишите в соответствии со сторонами горизонта.

3.Линии делятся на равные отрезки 1 клетка- 1 день.

4. Берутся данные наблюдений за погодой (март 2011 года)

5.Количество дней с северным направлением





Рефлексия. (Презентация)

1)Доволен ли ты тем, как прошел урок? ______

2)Было ли тебе интересно на уроке? ______

3)Сумел ли ты приобрести новые умения? _____

4)Ты был активен на уроке? _______

5)Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание? ______

6)Ты сумел показать и применить свои знания? _______

Если у тебя есть ответы «нет», обсуди их с учителем или проанализируй самостоятельно.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!