СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Вечные темы искусства и жизни.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: Развитие эстетической эмоциональной отзывчивости к произведениям искусства понимание их художественного образа

Ход  урока.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний 

 «Идеи меняются, сердце остается одно», данное высказывание принадлежит русскому писателю XIX века Ф. М. Достоевскому. Как вы понимаете эти слова?

Действительно, проходят годы, пролетают целые эпохи, сменяются поколения людей, меняются идеи, взгляды на жизнь, но всегда остаются актуальными для человека чувства. Они особо ценны для человека, помогают в трудную минуту, доброта, вера, надежда, любовь…

- Ребята, скажите, а можно ли перефразировать это высказывание и перенести эту мысль, на музыку, на музыку прошлого и ее восприятие людьми 21 века? (Ответы детей: музыка с течением времени изменяется, меняются жанры, направления, стили музыки, но темы, образы остаются прежними, любовь, вражда и т.д.).

- Соглашусь с вами. Неважно, когда было написано произведение искусства, будь то музыкальное произведение или картина, если в них отображены вечные темы- человеческие чувства, то они будут волновать еще многие поколения людей. Эти темы неисчерпаемые, незыблимые, вечные.

- Ребята, у кого есть предположения относительно темы сегодняшнего урока. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

- Благодарю за ваши ответы, они очень близки, итак, тема сегодняшнего урока: Вечные темы искусства и жизни

III. Постановка учебной задачи (5 мин.)

- Сегодня мы на уроке постараемся выявить вечные темы в музыке

- Ребята, скажите, как мы сможем это сделать? (познакомиться с музыкой, в которой …)

- Мы встретимся с произведениями, созданными в разные эпохи, постараемся понять, как они влияют на наших современников, а значит и нас с вами

- Ну ведь, согласитесь, чтобы выявлять эти темы в музыке, мы должны разобраться что же это за вечные темы в жизни. Вечные темы довольно емкое понятие к ним можно отнести темы борьбы, свободы, жизни и смерти, войны и мира, сложно это охватить в рамках одного урока, предлагаю обратиться к миру человеческих чувств.

IV. Открытие новых знаний (15 мин.)

- Сейчас предлагаю прослушать вам фрагмент песни, мелодию которой, скорее всего, многие из Вас ее уже когда-то слышали.

Прослушивание музыки «Город золотой»

- Это песня «Город золотой», музыка Владимира Вавилова, слова Анри Волхонского

- Каков характер этой музыки?

- Ребята, о чем эта песня? (об идеальном городе, где нет зла, насилия, где много света, где живут животные «невиданной красы»..)

- Первоначальное название этой песни «Рай», это неслучайно. В стихах этой песни использованы символические библейские персонажи: орел, телец и лев..

- Песня «Город золотой», входит в репертуар современного рок-музыканта Бориса Гребенщикова, но мало кто знает, что в основе этой песни - мелодия итальянского лютниста, одного из крупнейшего европейского композитора 16 в. Франческо Канова да Милано.

«Концона», такое название дал ей композитор (в переводе с итал.- песня), предлагаю вам ее прослушать

- Ребята, скажите, какая по характеру эта музыка, можно ли ее назвать современной?

- По каким признакам вы это определили?

- Соглашусь с вами, ребята. Действительно, мы слышим неторопливую мелодию, в исполнении старинного инструмента, лютня.

- Скажите, ребята, во время исполнения этой песни какие возникли у вас чувства?

- Затронула ли она вашу душу? (доброта, нежность, спокойствие)

- Можно ли назвать темы и образы этой песней вечными и почему?

- Уже почти 40 лет живёт в мире эта удивительная песня, потому что всегда была и будет у людей, что бы ни происходило за окном, потребность в свете, чистоте, любви, в звёздном небе над головой. Журнал Time out поместил песню «Г.з.» в список «100 песен, изменивших нашу жизнь»

- Ребята, согласитесь, если музыка нашла эмоциональный отклик в наших сердцах, значит она не зря была создана. Временной интервал в 500 лет, разделяющий Концону и песню «Город золотой» не делает музыку неактуальной. В разные эпохи творцы искусства воспевали в своих произведениях вечные ценности, стремились найти тот источник света, который никогда не угаснет и поможет людям преодолеть трудности на их жизненном пути.

- А сейчас вашему вниманию предоставляется небольшой музыкальный фрагмент.

Исполнение

- Знакома вам эта музыка? Кто знает название произведения, отрывок из которого вы сейчас услышали?

- Вы правы, это Соната №14 до диез минор, а точнее первая часть. Она стала знаменитой еще при жизни Бетховена. Эту сонату он посвятил своей юной ученице, графине Джульетте Гвиччарди

- Давайте поговорим о характере музыке, какая, я наиграла несколько тактов, но этого было достаточно для того, чтобы успеть погрузиться в эту музыку, почувствовать ее настроение и характер.

- А почему же музыка печальная? Ведь о любви?  Действительно, вы правы композитор был отвергнут… Посвящение было сделано в память об ушедшем счастливом времени, проведенном вместе.

- Как вы думаете, почему ее называют Лунная?

- Название «Лунная» она получила с лёгкой руки поэта Людвига Рельштаба. В новелле «Теодор» (1823) Рельштаб описывал ночь на озере в Швейцарии: «Гладь озера освещена мерцающим сиянием луны; волна глухо ударяет о тёмный берег; покрытые лесом мрачные горы отделяют от мира это священное место; лебеди, подобно духам, проплывают с шелестящим плеском, и со стороны руин раздаются таинственные звуки эоловой арфы, жалобно поющей о страстной и неразделённой любви».

- В этом произведении мы тоже встречаемся с огромным спектром человеческих чувств. В 21 веке это произведение является одним из самых популярных шедевров муз. классики. По данным статистических исследований, в поисковике «Яндекса» запрос о «Лунной сонате» ежечасно делают более 35 тысяч раз.

- С какими вечными темами мы встретились в этом произведении?

Просмотр содержимого документа
«Вечные темы искусства и жизни.»

Урок № 16 _________________

Вечные темы искусства и жизни.

Цели урока: Развитие эстетической эмоциональной отзывчивости к произведениям искусства понимание их художественного образа

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний 

«Идеи меняются, сердце остается одно», данное высказывание принадлежит русскому писателю XIX века Ф. М. Достоевскому. Как вы понимаете эти слова?

Действительно, проходят годы, пролетают целые эпохи, сменяются поколения людей, меняются идеи, взгляды на жизнь, но всегда остаются актуальными для человека чувства. Они особо ценны для человека, помогают в трудную минуту, доброта, вера, надежда, любовь…

- Ребята, скажите, а можно ли перефразировать это высказывание и перенести эту мысль, на музыку, на музыку прошлого и ее восприятие людьми 21 века? (Ответы детей: музыка с течением времени изменяется, меняются жанры, направления, стили музыки, но темы, образы остаются прежними, любовь, вражда и т.д.).

- Соглашусь с вами. Неважно, когда было написано произведение искусства, будь то музыкальное произведение или картина, если в них отображены вечные темы- человеческие чувства, то они будут волновать еще многие поколения людей. Эти темы неисчерпаемые, незыблимые, вечные.

- Ребята, у кого есть предположения относительно темы сегодняшнего урока. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

- Благодарю за ваши ответы, они очень близки, итак, тема сегодняшнего урока: Вечные темы искусства и жизни

III. Постановка учебной задачи (5 мин.)

- Сегодня мы на уроке постараемся выявить вечные темы в музыке

- Ребята, скажите, как мы сможем это сделать? (познакомиться с музыкой, в которой …)

- Мы встретимся с произведениями, созданными в разные эпохи, постараемся понять, как они влияют на наших современников, а значит и нас с вами

- Ну ведь, согласитесь, чтобы выявлять эти темы в музыке, мы должны разобраться что же это за вечные темы в жизни. Вечные темы довольно емкое понятие к ним можно отнести темы борьбы, свободы, жизни и смерти, войны и мира, сложно это охватить в рамках одного урока, предлагаю обратиться к миру человеческих чувств.

IV. Открытие новых знаний (15 мин.)

- Сейчас предлагаю прослушать вам фрагмент песни, мелодию которой, скорее всего, многие из Вас ее уже когда-то слышали.

Прослушивание музыки «Город золотой»

- Это песня «Город золотой», музыка Владимира Вавилова, слова Анри Волхонского

- Каков характер этой музыки?

- Ребята, о чем эта песня? (об идеальном городе, где нет зла, насилия, где много света, где живут животные «невиданной красы»..)

- Первоначальное название этой песни «Рай», это неслучайно. В стихах этой песни использованы символические библейские персонажи: орел, телец и лев..

- Песня «Город золотой», входит в репертуар современного рок-музыканта Бориса Гребенщикова, но мало кто знает, что в основе этой песни - мелодия итальянского лютниста, одного из крупнейшего европейского композитора 16 в. Франческо Канова да Милано.

«Концона», такое название дал ей композитор (в переводе с итал.- песня), предлагаю вам ее прослушать

- Ребята, скажите, какая по характеру эта музыка, можно ли ее назвать современной?

- По каким признакам вы это определили?

- Соглашусь с вами, ребята. Действительно, мы слышим неторопливую мелодию, в исполнении старинного инструмента, лютня.

- Скажите, ребята, во время исполнения этой песни какие возникли у вас чувства?

- Затронула ли она вашу душу? (доброта, нежность, спокойствие)

- Можно ли назвать темы и образы этой песней вечными и почему?

- Уже почти 40 лет живёт в мире эта удивительная песня, потому что всегда была и будет у людей, что бы ни происходило за окном, потребность в свете, чистоте, любви, в звёздном небе над головой. Журнал Time out поместил песню «Г.з.» в список «100 песен, изменивших нашу жизнь»

- Ребята, согласитесь, если музыка нашла эмоциональный отклик в наших сердцах, значит она не зря была создана. Временной интервал в 500 лет, разделяющий Концону и песню «Город золотой» не делает музыку неактуальной. В разные эпохи творцы искусства воспевали в своих произведениях вечные ценности, стремились найти тот источник света, который никогда не угаснет и поможет людям преодолеть трудности на их жизненном пути.

- А сейчас вашему вниманию предоставляется небольшой музыкальный фрагмент.

Исполнение

- Знакома вам эта музыка? Кто знает название произведения, отрывок из которого вы сейчас услышали?

- Вы правы, это Соната №14 до диез минор, а точнее первая часть. Она стала знаменитой еще при жизни Бетховена. Эту сонату он посвятил своей юной ученице, графине Джульетте Гвиччарди

- Давайте поговорим о характере музыке, какая, я наиграла несколько тактов, но этого было достаточно для того, чтобы успеть погрузиться в эту музыку, почувствовать ее настроение и характер.

- А почему же музыка печальная? Ведь о любви? Действительно, вы правы композитор был отвергнут… Посвящение было сделано в память об ушедшем счастливом времени, проведенном вместе.

- Как вы думаете, почему ее называют Лунная?

- Название «Лунная» она получила с лёгкой руки поэта Людвига Рельштаба. В новелле «Теодор» (1823) Рельштаб описывал ночь на озере в Швейцарии: «Гладь озера освещена мерцающим сиянием луны; волна глухо ударяет о тёмный берег; покрытые лесом мрачные горы отделяют от мира это священное место; лебеди, подобно духам, проплывают с шелестящим плеском, и со стороны руин раздаются таинственные звуки эоловой арфы, жалобно поющей о страстной и неразделённой любви».

- В этом произведении мы тоже встречаемся с огромным спектром человеческих чувств. В 21 веке это произведение является одним из самых популярных шедевров муз. классики. По данным статистических исследований, в поисковике «Яндекса» запрос о «Лунной сонате» ежечасно делают более 35 тысяч раз.

- С какими вечными темами мы встретились в этом произведении?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!