СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок – семинар на тему: «История создания и художественные особенности поэмы «Мцыри» бенности поэмы «Мцыри». (8 класс)

Категория: Литература
Тема: Мцыри

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок – семинар на тему:  «История создания и художественные особенности поэмы «Мцыри»

 

Цели урока:: 1. Совершенствовать умения: проводить исследовательскую работу; определять в поэтическом тексте роль изобразительно-выразительных средств языка; анализировать произведение в единстве формы и содержания. 2. Формировать коммуникативные навыки через работу в группе, создавать комфортную среду для реализации возможностей и способностей личности и ситуацию успеха. 3. В атмосфере сотрудничества предоставить условия для эстетического развития учащихся, закрепить способность получать эстетическое наслаждение при общении с произведением искусства.

Жизнь не в том, чтобы жить, а в том,

чтобы чувствовать, что живёшь. Василий Ключевский, русский историк XIX–XX в.

1.История создания поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»,  её тема и идея.

(Выступление учащегося.  Слово учителя по презентации)

Мцыри

(в переводе с грузинского)

неслужащий монах, послушник,

пришелец,

чужеземец, чужак

 

Вопрос к классу: «Откуда взят эпиграф к поэме? Как вы понимаете смысл этих слов?»

Вкушая, вкусих мало мёда,

и се аз умираю».

Первоначальным (зачеркнутым) эпиграфом к поэме была фраза: «On n’a qu’une seul patrie» (Отчизна бывает только одна)

Как вы думаете, почему поэт снял в итоге этот эпиграф?

Эпиграфом к поэме послужила фраза из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, который нарушил запрет отца не принимать пищу до вечера. Вся земля источала мед, а воины были голодны после сражения. Ионафан нарушил запрет и фразу «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» он произносит в ожидании казни.

Вкушая, вкусих мало меду и се аз умираю

Из Библии (церковно-славянский текст). Первая книга Царств, слова Ионафана (гл. 14, ст. 43): «...Вкушая, вкусих мало меду, омочив конец жезла, иже в руце моей, и се аз умираю».  Перевод на современный русский язык: «...я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду; и вот я должен умереть».  Иносказательно: сожаление о том, что короток век человека, далеко не все радости жизни были изведаны.

2.Основа сюжета ( 2 варианта)

Согласно этому рассказу, переданному П. А. Висковатовым со слов родственников Лермонтова, генерал А. П. Ермолов «вез с собою и оставил заболевшего ребенка монастырской братии»

Рассказ старого монаха, которого встретил в Мцхете, грузинском городе вблизи Тбилиси, расположенном при впадении реки Арагви в Куру. Здесь на вершинах гор возвышается храм Джвари (Крест) и собор Светицхавели — усыпальница грузинских царей.

К созданию «Мцыри» послужила совсем неординарная история ребенка, который был взят в плен в чеченском ауле Дады-Юрта и вскоре крещен под именем Петр Захаров. Мальчик поразил всех своими способностями к рисованию; на маленького чеченца обратил внимание генерал П. Н. Ермолов и взял с собою в Тифлис. Ермолов полюбил его, отправил в Москву, где тот восемь лет учился живописи, а затем поступил в Академию художеств (в Петербурге).

3. Поэма «Мцыри» в иллюстрациях русских художников.

(Выступление учащегося)

Творческий вопрос: « Помогает или мешает искусство живописи  постижению вершины лермонтовского мастерства? «

4.Работа в группах

  • 1группа: «Способы создания образа Мцыри»
  • Особенности изображения характера героя.
  • а) герой, наделённый сильными чертами характера, с необычной судьбой. Напряжённость, гиперболичность переживаний.
  • б) действие сосредоточено вокруг одного героя, в котором воплощён идеал.
  • - В чём выражается этот идеал? (В стремлении человека к свободе, любви к Родине).
  • 1.Рассказать (кратко) о жизни Мцыри в монастыре (можно процитировать).
  • 2.Что увидел и что узнал о жизни во время своих скитаний?
  • 3.Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?
  • 4.Почему погиб Мцыри?
  • 5.Нашел ли Мцыри ответ на вопросы, «прекрасна ли земля»? Зачем живет человек на земле?
  • 6. Помогает ли пейзаж раскрытию характера героя?
  • в) экзотический пейзаж, помогающий раскрытию характера героя.
  • - Из каких событий складывается сюжет?                                                                                     с.4
  • (Картины детства, юность в монастыре, бегство, поиски Родины, встреча с грузинкой, бой с барсом, возвращение в монастырь, болезнь, смерть).
  • - Какое из этих событий является идейным, сюжетным центром? (Побег = борьба за свободу).
  •  Вывод 1 группы: Лермонтов воплотил в Мцыри страстную мечту о герое, гордом, свободном и сильном человеке, противостоящем «постыдно-равнодушным» современникам, для которого «свобода» и «родина» означают одно и то же. Человек должен сам выбрать свой путь – таково кредо поэта.
  • 2группа: «Роль пейзажа в поэме».
  • Пейзаж в поэме дан в восприятии героя, становится средством его характеристики. Так ли это? Перечитайте описание утра из 11 главы. Что особенного вы отметите? Что можно сказать о человеке,  так воспринимающим природу?
  • Перечитайте отрывок из 6 главы поэмы. Докажите, что поэт нарисовал романтический пейзаж.
  • Есть ли здесь мечта, фантазия?
  • Какую роль еще играет пейзаж в поэме?

 2 группа. Вывод. Пейзаж в поэме играет существенную роль: он дан в восприятии героя, значит, становится средством характеристики Мцыри.

3 группа: «Анализ художественных приемов в поэме».

Многообразие, красочность изобразительно-выразительных средств языка поэмы.      

1.В эпизоде боя с барсом самым употребительным является такой троп, как сравнение. Поэтому  расскажите о результатах исследования поэтического текста,  начните  с определения изобразительно-выразительных функций сравнений в поэме. Приведите примеры.

А) Сравнение (Сообщение группы)

Сравнения подчёркивают эмоциональность образа Мцыри (“как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник”, “ он страшно бледен был и худ и слаб, как будто долгий труд, болезнь иль голод испытал” (строфа 2).

Они отражают мечтательность натуры юноши (“я видел горные хребты, причудливые, как мечты, когда в час утренней зари курилися, как алтари, их выси в небе голубом, и облачко за облачком, покинув тайный свой ночлег, к востоку направляло бег – как будто белый караван залётных птиц из дальних стран!”, “в снегах, горящих, как алмаз” (с.6), “как узор, на ней зубцы далёких гор” (с.9).

Природа одушевляется: “дерев, разросшихся кругом, шумящих пёстрою толпой, как братья в пляске круговой” (с.6), “вой протяжный, жалобный, как стон”, “он застонал, как человек” (с.17).

Сравнения передают поэтичное восприятие природы Мцыри, его умение воспринимать       с.6

прекрасное. Мир природы настраивает на спокойную созерцательность, даёт ощущ. гармонии.

С помощью сравнений показано слияние Мцыри с природой, сближение с ней (“сплетясь, как пара змей” - с.18). Это взаимообратный процесс: зверь – очеловечивается, человек – как зверь, и в этом проявляется их близость. В то же время эти сравнения подтверждают отчуждённость Мцыри от людей: “Я сам, как зверь, был чужд людей и полз прятался, как змей” (с.9), “я был чужой для них навек, как зверь степной” (с.15) – шакал “кричал и плакал, как дитя” (с.9), “он застонал, как человек” (с.17).

 

“Как барс пустынный, зол и дик,  Я пламенел, визжал, как он,  Как будто сам я был рождён В семействе барсов и волков...” “В груди моей родился тот  ужасный крик, Как будто с детства мой язык к иному звуку не привык!” “Он встретил смерть лицом к лицу, Как в битве следует бойцу!”(с.18)

 

В этих сравнениях – сила страсти, энергия, могучий дух Мцыри. Схватка с барсом оборачивается сознанием высокой ценности б-бы, муж-ва. С помощью сравн. она показана как схватка диких природных сил. А в природе естественно устанавливаются справедливые законы. В 21 строфе развёрнутое сравнение “На мне печать свою тюрьма оставила... Таков цветок темничный... Едва взошла заря, палящий луч её обжёг в тюрьме воспитанный цветок...” имеет символическое значение: монастырь – тюрьма, солнечный ожог – “ожог” от свободы.

Итак, сравнения подчёркивают эмоциональность образов, раскрывают жизненный опыт и представления героев.                                                                                                                          с.8

Б) Метафорические эпитеты (Сообщение группы).                                                  

Метафорические эпитеты передают: 1) душевное настроение, глубину чувств, их силу и страстность, внутренний порыв. Приведите примеры метафорических эпитетов, например. “пламенная страсть, сумрачные стены, блаженные дни, пылающая грудь» и др., (В холодной вечной тишине, бурное сердце, могучий дух, страшно бледен, дружбы...живой меж бурным сердцем и грозой, грозящей бездны, сердитый вал, отчаянной рукой, бешеный скачок, страшной смертью, смертельный бой, и я был страшен, ужасный крик, страшный сон, волю дикую, жар бессильный и пустой, безжалостного дня”, лёгкий шум шагов; голос, сладко вольный; сладкою тоской, в тюрьме воспитанный цветок”);

2) поэтическое восприятие мира, например, “снегах, горящих, как алмаз; в тени рассыпанный аул, сонные цветы, волшебным, странным голосам и др. (Две сакли дружною четой, “объятья жадные” тучки, мир молчаливый; лёгких, бешеных коней; битвы чудные, лучей живительных, свежих островов, шепчущих кустов, взор рыбки “грустно нежен и глубок”, её сребристый голосок, чудных снов, вольную струю, воздух так душист, играющий на солнце лист”);                                              с.9

В) Метафоры (Сообщение группы).   Например,  “Летние жары покрыли тенью золотой лицо и грудь её, и зной дышал от уст её и щёк. И мрак очей был так глубок...” - типично романтическая лексика. “Казалось, приросли к скале две сакли дружною четой”  и др. ( “И двух огней промчались искры...То был пустыни вечный гость..”, “Сердце вдруг зажглося жаждою борьбы и крови...да, рука судьбы вела меня иным путём...” (с.16). “Бой закипел” (с.17). “Но земли сырой покров их освежит и смерть навеки заживит”. “Судьба...смеялась надо мной!” (с.19). “Проснулся день, и хоровод светил напутственных исчез в его лучах. Туманный лес заговорил”. “Смутный гул в долине с ветром пробежал...”. “Я тайный замысел ласкал...”. “...унесть в могилу за собой тоску по родине святой, надежд обманутых укор...”. “Казалось, звон тот выходил из сердца” (с.20). “...палил меня огонь безжалостного дня”, “иссохший лист её венцом терновым над моим челом свивался, и в лицо огнём сама земля дышала мне. Сверкая быстро в вышине, кружились искры... Мир божий спал в оцепенении глухом отчаянья тяжёлым сном” (с.22). “...моя в огне...(рука) Знай, этот пламень с юных дней Таяся жил в груди моей; Но ныне пищи нет ему, И он прожёг свою тюрьму…” ).

Метафоры передают напряжённость, гиперболичность переживаний, силу чувств Мцыри, эмоциональное восприятие окружающего мира. Это язык высоких страстей. Неистовая жажда свободы порождает неистовую стилистику выражения чувств.                          

Г) Развёрнутые олицетворения (Сообщение группы).  Например,  “Там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры” ,“Поток, усиленный грозой, шумел, и шум его глухой сердитой сотне голосов подобился. Хотя без слов мне внятен был тот разговор, немолчный ропот, вечный спор с упрямой грудою камней. То вдруг стихал он, то сильней он раздавался в тишине...”  и др. ( “Растений радужный наряд хранил следы небесных слёз, и кудри виноградных лоз вились, красуясь меж дерёв прозрачной зеленью листов; и грозды полные на них, серёг подобье дорогих, висели пышно...И снова вслушиваться стал к волшебным, странным голосам; они шептались по кустам, как будто речь свою вели о тайнах неба и земли; и все природы голоса сливались тут...” (с11). “Уж луна вверху сияла, и одна лишь тучка кралася за ней, как за добычею своей, объятья жадные раскрыв” (с.14). “И миллионом чёрных глаз смотрела ночи темнота сквозь ветви каждого куста).

С помощью развёрнутых олицетворений передаётся понимание природы, полное слияние Мцыри с ней. Возвышенно-экзотические пейзажи сгущённо, предельно романтические.

Природа наделена теми же качествами, что и романтические персонажи, она существует в одном ряду с человеком: человек и природа равновелики и равнозначны. Природа человечна. В природе Кавказа поэт-романтик находит те величие и красоту, к-х недостаёт человеческому обществу.                                                                                                                                      

Д) Инверсия (сообщение группы).                                                                                           с.14

Инверсия - по-латински перестановка, это отступление от обычного порядка слов:

подлежащее + сказ., определение + определяемое слово (существительное), сказуемое +  обст.    Слово, перемещённое на необычное место, делается более заметным, приобретает особую интонацию, фраза делается более выразительной. Перемещаются слова, которые наиболее важны для создания худож. образа, чтобы привлечь особое внимание. Подчёркиваются слова, важные в идейно-художественном отношении.

Примеры: ребёнка пленного, без жалоб он томился; тихо, гордо умирал; по стороне своей родной; гордо выслушав, привстал; думы власть, от келий душных, земле чужой, юности мечты, тебе есть в мире что забыть» и др. (В снегах, горящих, как алмаз; ... делал я на воле; для воли ильтюрьмы на этот свет родимся мы; рукою молнию ловил; дружбы краткой, но живой; много я часов бежал; и странной, сладкою тоской опять моя заныла грудь; я цель одну – пройти в родимую страну – имел в душе; слезы не знал я никогда; и в груди моей родился тот ужасный крик; снов...про волю дикую степей, про битвы чудные; томил меня огонь безжалостного дня; и в лицо огнём сама земля дышала мне).

Е) Риторические вопросы, восклицания, обращения (сообщение группы).                      с.15

Риторические вопросы, обращения, восклицания являются средством выражения сильных душевных переживаний.

Риторич. вопрос – это утверждение высказывания в форме вопроса. Вопрос. форма настораживает внимание, заставляет подумать, а следовательно, и глубже воспринять те мысли и пережить те чувства, которые автор выражает.

Риторическое восклицание – оборот речи с подчёркнуто-восклиц. интонацией. В форме восклицания утв. понятие. При восклиц. интонации подчёркивается логическое ударение в фразе, усиливается её эмоциональное звучание.

Риторическое обращение – оборот речи, в к-м содержится обращение к неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию или к воображаемому слушателю. Например,“А душу можно ль рассказать?”  “Знал ли ты разгульной юности мечты?” “Что за нужда? Ты жил, старик! Я также мог бы жить!  “Ты хочешь знать, что видел я на воле?”  “Мне было свыше то дано!”  и др. (“Ты хочешь знать, что делал я на воле?” “О, я как братобняться с бурей был бы рад!” “Скажи мне, что средь этих стен  Могли бы дать вы мне взамен Той дружбы краткой, но живой, Меж бурным сердцем и грозой!” (с. 8). “Бежал я долго – где, куда? Не знаю!” . “Но юность вольная сильна, и смерть казалась не страшна!” (с.12). “И если б хоть минутный крик мне изменил – Клянусь, старик, я б вырвал слабый мой язык. (с.15).  “Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу!” (с.18). “Но тщетно спорил я с судьбой: она смеялась надо мной!” (с.19). “Да, заслужил я жребий мой! Что я пред ним?” (с.21). “Дитя моё, останься здесь со мной. О милый мой! Не утаю, что я тебя люблю...(с.23). с.16

Риторических вопросов, восклицаний и обращений много, так как поэма по типу - монологическое повествование. Монолог-исповедь занимает центральное и ключевое место. Мысли и чувства Мцыри – это мысли и чувства автора. Большое количество риторических вопросов и восклицаний придают взволнованность и страстность.                                          

Ё) Анафора (единоначатие) – (сообщение группы).  Ещё один приём создания лиризма – анафора.

  “…И с каждым днём приметно вял.

  И близок стал его конец…” (+ многосоюзие) “... Я променял бы, если б мог.

 Я знал 1-й лишь думы власть,

 Одну – но пламенную страсть…”

 

Она, как червь во мне жила, Изгрызла душу и сожгла. Она мечты мои звала От келий душных и молитв  В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы идр.

Я эту страсть во тьме ночной Вскормил слезами и тоской; Её пред небом и землёй Я ныне громко признаю И о прощенье не молю. (с.3) (+ синтаксический параллелизм).

 

(“Давным-давно задумал я Взглянуть на дальние поля, Узнать, прекрасна ли земля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы. И в час ночной, ужасный час, Когда гроза пугала вас, Когда, столпясь при алтаре, Вы ниц лежали на земле, Я убежал. (с.8).

 

6 и 8 строфы имеют одинаковое начало:

Ты хочешь знать, что видел я на воле?” - “ Ты хочешь знать, что делал я на воле?”

“…Я поднял голову мою…Я осмотрелся; не таю: Мне стало страшно…” (с.10).

 

“Тогда на землю я упал; И в исступлении рыдал,  

И грыз сырую грудь земли, И слёзы, слёзы потекли…” (с.15).

 

“Он с детских глаз уже не раз Сгонял виденья снов живых Про милых ближних и родных, Про волю дикую степей, Про лёгких бешеных коней,  Про битвы чудные меж скал, Где всех один я побеждал!.. (с.2

Анафоры усиливают впечатление, нагнетают ритм. Бурное, радостное биение жизни ощущается в самом ритме строфы с её

бесконечным разнообразием эпитетов, с симметричным синтаксисом строк, с повторением союзов

 

3 группа. Вывод: Яркие средства художественной  выразительности Лермонтов использует как для пейзажного (внешнего) изображения, так и для раскрытия внутренних переживаний героя.Поэма насыщена эпитетами, сравнениями, метафорами, гиперболами, риторическими вопросами, восклицаниями, обращениями, элементами фольклора.

5.Жанр «Мцыри».

«Мцыри» – лирическая поэма, потому что в ней дается

изображение сложных переживаний героя, а не внешних

событий.

Докажите текстом.

Лермонтов избирает форму поэмы-исповеди, так как

повествование от имени героя дает возможность

наиболее глубоко и правдиво раскрыть его духовный облик.

Докажите текстом.

6. Стихотворный размер поэмы, рифма.

  • Вершина лермонтовского мастерства – создание глубоко

идейной и высокохудожественной поэмы, о которой

В.Г. Белинский писал: «Этот четырехстопный ямб с одними

мужскими окончаниями… звучит и отрывисто падает, как удар

меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное,

однообразное падение его удивительно гармонирует с

сосредоточенным чувством, несокрушимою силой могучей

натуры и трагическим положением героя поэмы».

7. Итоги урока.

 

  • «Мцыри» – романтическая поэма Лермонтова. Сюжет этого произведения, его идея и композиция тесно связаны с образом главного героя, с его стремлениями и переживаниями. Лермонтов ищет своего идеального героя-борца и находит в образе Мцыри. в котором воплощает лучшие черты передовых людей своего времени.

8. Домашнее задание.

  • Домашнее задание: прочитать статьи учебника  стр.323-324, 343-348.
  • Ответить на вопросы стр.348

Приложение. Задания для групп.

1 группа. «Способы создания образа Мцыри»

 Особенности изображения характера героя.

а) герой, наделённый сильными чертами характера, с необычной судьбой. Напряжённость, гиперболичность переживаний.

б) действие сосредоточено вокруг одного героя, в котором воплощён идеал.

- В чём выражается этот идеал?

1.Рассказать (кратко) о жизни Мцыри в монастыре (можно процитировать).

2.Что увидел и что узнал о жизни во время своих скитаний?

3.Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?

4.Почему погиб Мцыри?

5.Нашел ли Мцыри ответ на вопросы, «прекрасна ли земля»? Зачем живет человек на земле?

6. Помогает ли пейзаж раскрытию характера героя?

в) экзотический пейзаж, помогающий раскрытию характера героя.

- Из каких событий складывается сюжет?                                                                                     

(Картины детства, юность в монастыре, бегство, поиски Родины, встреча с грузинкой, бой с барсом, возвращение в монастырь, болезнь, смерть).

- Какое из этих событий является идейным, сюжетным центром? (Побег = борьба за свободу).

Задания для групп.

2группа: «Роль пейзажа в поэме».

  1. Пейзаж в поэме дан в восприятии героя, становится средством его характеристики. Так ли это? Перечитайте описание утра из 11 главы. Что особенного вы отметите? Что можно сказать о человеке,  так воспринимающим природу?
  2. Перечитайте отрывок из 6 главы поэмы. Докажите, что поэт нарисовал романтический пейзаж.
  3. Есть ли здесь мечта, фантазия?
  4. Какую роль еще играет пейзаж в поэме?

 

Задания для групп.

3 группа: «Анализ художественных приемов в поэме»

 Многообразие, красочность изобразительно-выразительных средств языка поэмы.      

1.В эпизоде боя с барсом самым употребительным является такой троп, как сравнение. Поэтому  расскажите о результатах исследования поэтического текста,  начните  с определения изобразительно-выразительных функций сравнений в поэме. Приведите примеры.

А) Сравнение (Сообщение группы)

Сравнения подчёркивают эмоциональность образа Мцыри (“как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник”, “ он страшно бледен был и худ и слаб, как будто долгий труд, болезнь иль голод испытал”

Они отражают мечтательность натуры юноши (“я видел горные хребты, причудливые, как мечты» идр.

 Природа одушевляется: “дерев, разросшихся кругом, шумящих пёстрою толпой, как братья в пляске круговой».

Сравнения передают поэтичное восприятие природы Мцыри, его умение воспринимать       

прекрасное. Мир природы настраивает на спокойную созерцательность, даёт ощущение  гармонии.

Итак, сравнения подчёркивают эмоциональность образов, раскрывают жизненный опыт и представления героев.                                                                                                                          с.8

Б) Метафорические эпитеты (Сообщение группы).                                                  

Метафорические эпитеты передают: 1) душевное настроение, глубину чувств, их силу и страстность, внутренний порыв. Приведите примеры метафорических эпитетов, например. “пламенная страсть, сумрачные стены, блаженные дни, пылающая грудь» и др.,

2) поэтическое восприятие мира, например, “снегах, горящих, как алмаз; в тени рассыпанный аул, сонные цветы, волшебным, странным голосам и др.

В) Метафоры (Сообщение группы).   Например,  “Летние жары покрыли тенью золотой лицо и грудь её, и зной дышал от уст её и щёк. И мрак очей был так глубок...” - типично романтическая лексика. “Казалось, приросли к скале две сакли дружною четой”  и др

Метафоры передают напряжённость, гиперболичность переживаний, силу чувств Мцыри, эмоциональное восприятие окружающего мира. Это язык высоких страстей. Неистовая жажда свободы порождает неистовую стилистику выражения чувств.                          

Г) Развёрнутые олицетворения (Сообщение группы).  Например,  “Там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры” ,“Поток, усиленный грозой, шумел, и шум его глухой сердитой сотне голосов подобился. Хотя без слов мне внятен был тот разговор, немолчный ропот, вечный спор с упрямой грудою камней. То вдруг стихал он, то сильней он раздавался в тишине...”  и др

С помощью развёрнутых олицетворений передаётся понимание природы, полное слияние Мцыри с ней. Возвышенно-экзотические пейзажи сгущённо, предельно романтические.

Природа наделена теми же качествами, что и романтические персонажи, она существует в одном ряду с человеком: человек и природа равновелики и равнозначны. Природа человечна. В природе Кавказа поэт-романтик находит те величие и красоту, которых недостаёт человеческому обществу.                                                                                                                                       

Д) Инверсия (сообщение группы).                                                                                           с.14

Инверсия - по-латински  перестановка, это отступление от обычного порядка слов:

подлежащее + сказ., определение + определяемое слово (существительное), сказуемое +  обст.    Слово, перемещённое на необычное место, делается более заметным, приобретает особую интонацию, фраза делается более выразительной. Перемещаются слова, которые наиболее важны для создания худож. образа, чтобы привлечь особое внимание. Подчёркиваются слова, важные в идейно-художественном отношении.

Примеры: ребёнка пленного, без жалоб он томился; тихо, гордо умирал; по стороне своей родной; гордо выслушав, привстал; думы власть, от келий душных, земле чужой, юности мечты, тебе есть в мире что забыть» и др.

Е) Риторические вопросы, восклицания, обращения (сообщение группы).                     

Риторические вопросы, обращения, восклицания являются средством выражения сильных душевных переживаний.

Риторич. вопрос – это утверждение высказывания в форме вопроса. Вопрос. форма настораживает внимание, заставляет подумать, а следовательно, и глубже воспринять те мысли и пережить те чувства, которые автор выражает.

Риторическое восклицание – оборот речи с подчёркнуто-восклиц. интонацией. В форме восклицания утв. понятие. При восклиц. интонации подчёркивается логическое ударение в фразе, усиливается её эмоциональное звучание.

Риторическое обращение – оборот речи, в к-м содержится обращение к неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию или к воображаемому слушателю. Например,“А душу можно ль рассказать?”  “Знал ли ты разгульной юности мечты?” “Что за нужда? Ты жил, старик! Я также мог бы жить!  “Ты хочешь знать, что видел я на воле?”  “Мне было свыше то дано!”  и др.

Риторических вопросов, восклицаний и обращений много, так как поэма по типу - монологическое повествование. Монолог-исповедь занимает центральное и ключевое место. Мысли и чувства Мцыри – это мысли и чувства автора. Большое количество риторических вопросов и восклицаний придают взволнованность и страстность.                                          

Ё) Анафора (единоначатие) – (сообщение группы).  Ещё один приём создания лиризма – анафора. Анафоры усиливают впечатление, нагнетают ритм. Бурное, радостное биение жизни ощущается в самом ритме строфы с её бесконечным разнообразием эпитетов, с симметричным синтаксисом строк, с повторением союзов.

  “…И с каждым днём приметно вял

  И близок стал его конец…” (+ многосоюзие) “... Я променял бы, если б мог.

 Я знал 1-й лишь думы власть,

 Одну – но пламенную страсть…”

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок – семинар на тему: «История создания и художественные особенности поэмы «Мцыри» бенности поэмы «Мцыри». (8 класс)»

Урок – семинар на тему: «История создания и художественные особенности поэмы «Мцыри»



Цели урока:: 1. Совершенствовать умения: проводить исследовательскую работу; определять в поэтическом тексте роль изобразительно-выразительных средств языка; анализировать произведение в единстве формы и содержания. 2. Формировать коммуникативные навыки через работу в группе, создавать комфортную среду для реализации возможностей и способностей личности и ситуацию успеха. 3. В атмосфере сотрудничества предоставить условия для эстетического развития учащихся, закрепить способность получать эстетическое наслаждение при общении с произведением искусства.

Жизнь не в том, чтобы жить, а в том,

чтобы чувствовать, что живёшь.
Василий Ключевский, русский историк XIX–XX в.

1.История создания поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри», её тема и идея.

(Выступление учащегося. Слово учителя по презентации)

Мцыри

(в переводе с грузинского)

неслужащий монах, послушник,

пришелец,

чужеземец, чужак



Вопрос к классу: «Откуда взят эпиграф к поэме? Как вы понимаете смысл этих слов?»

Вкушая, вкусих мало мёда,

и се аз умираю».

Первоначальным (зачеркнутым) эпиграфом к поэме была фраза: «On n’a qu’une seul patrie» (Отчизна бывает только одна)

Как вы думаете, почему поэт снял в итоге этот эпиграф?

Эпиграфом к поэме послужила фраза из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, который нарушил запрет отца не принимать пищу до вечера. Вся земля источала мед, а воины были голодны после сражения. Ионафан нарушил запрет и фразу «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» он произносит в ожидании казни.

Вкушая, вкусих мало меду и се аз умираю


Из Библии (церковно-славянский текст). Первая книга Царств, слова Ионафана (гл. 14, ст. 43): «...Вкушая, вкусих мало меду, омочив конец жезла, иже в руце моей, и се аз умираю». 
Перевод на современный русский язык: «...я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду; и вот я должен умереть». 

Иносказательно: сожаление о том, что короток век человека, далеко не все радости жизни были изведаны.

2.Основа сюжета ( 2 варианта)

Согласно этому рассказу, переданному П. А. Висковатовым со слов родственников Лермонтова, генерал А. П. Ермолов «вез с собою и оставил заболевшего ребенка монастырской братии»

Рассказ старого монаха, которого встретил в Мцхете, грузинском городе вблизи Тбилиси, расположенном при впадении реки Арагви в Куру. Здесь на вершинах гор возвышается храм Джвари (Крест) и собор Светицхавели — усыпальница грузинских царей.

К созданию «Мцыри» послужила совсем неординарная история ребенка, который был взят в плен в чеченском ауле Дады-Юрта и вскоре крещен под именем Петр Захаров. Мальчик поразил всех своими способностями к рисованию; на маленького чеченца обратил внимание генерал П. Н. Ермолов и взял с собою в Тифлис. Ермолов полюбил его, отправил в Москву, где тот восемь лет учился живописи, а затем поступил в Академию художеств (в Петербурге).

3. Поэма «Мцыри» в иллюстрациях русских художников.

(Выступление учащегося)

Творческий вопрос: « Помогает или мешает искусство живописи постижению вершины лермонтовского мастерства? «

4.Работа в группах

  • 1группа: «Способы создания образа Мцыри»

  • Особенности изображения характера героя.

  • а) герой, наделённый сильными чертами характера, с необычной судьбой. Напряжённость, гиперболичность переживаний.

  • б) действие сосредоточено вокруг одного героя, в котором воплощён идеал.

  • - В чём выражается этот идеал? (В стремлении человека к свободе, любви к Родине).

  • 1.Рассказать (кратко) о жизни Мцыри в монастыре (можно процитировать).

  • 2.Что увидел и что узнал о жизни во время своих скитаний?

  • 3.Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?

  • 4.Почему погиб Мцыри?

  • 5.Нашел ли Мцыри ответ на вопросы, «прекрасна ли земля»? Зачем живет человек на земле?

  • 6. Помогает ли пейзаж раскрытию характера героя?

  • в) экзотический пейзаж, помогающий раскрытию характера героя.

  • - Из каких событий складывается сюжет? с.4

  • (Картины детства, юность в монастыре, бегство, поиски Родины, встреча с грузинкой, бой с барсом, возвращение в монастырь, болезнь, смерть).

  • - Какое из этих событий является идейным, сюжетным центром? (Побег = борьба за свободу).

  • Вывод 1 группы: Лермонтов воплотил в Мцыри страстную мечту о герое, гордом, свободном и сильном человеке, противостоящем «постыдно-равнодушным» современникам, для которого «свобода» и «родина» означают одно и то же. Человек должен сам выбрать свой путь – таково кредо поэта.

  • 2группа: «Роль пейзажа в поэме».

  • Пейзаж в поэме дан в восприятии героя, становится средством его характеристики. Так ли это? Перечитайте описание утра из 11 главы. Что особенного вы отметите? Что можно сказать о человеке, так воспринимающим природу?

  • Перечитайте отрывок из 6 главы поэмы. Докажите, что поэт нарисовал романтический пейзаж.

  • Есть ли здесь мечта, фантазия?

  • Какую роль еще играет пейзаж в поэме?

2 группа. Вывод. Пейзаж в поэме играет существенную роль: он дан в восприятии героя, значит, становится средством характеристики Мцыри.

3 группа: «Анализ художественных приемов в поэме».

Многообразие, красочность изобразительно-выразительных средств языка поэмы.

1.В эпизоде боя с барсом самым употребительным является такой троп, как сравнение. Поэтому расскажите о результатах исследования поэтического текста, начните с определения изобразительно-выразительных функций сравнений в поэме. Приведите примеры.

А) Сравнение (Сообщение группы)

Сравнения подчёркивают эмоциональность образа Мцыри (“как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник”, “ он страшно бледен был и худ и слаб, как будто долгий труд, болезнь иль голод испытал” (строфа 2).

Они отражают мечтательность натуры юноши (“я видел горные хребты, причудливые, как мечты, когда в час утренней зари курилися, как алтари, их выси в небе голубом, и облачко за облачком, покинув тайный свой ночлег, к востоку направляло бег – как будто белый караван залётных птиц из дальних стран!”, “в снегах, горящих, как алмаз” (с.6), “как узор, на ней зубцы далёких гор” (с.9).

Природа одушевляется: “дерев, разросшихся кругом, шумящих пёстрою толпой, как братья в пляске круговой” (с.6), “вой протяжный, жалобный, как стон”, “он застонал, как человек” (с.17).

Сравнения передают поэтичное восприятие природы Мцыри, его умение воспринимать с.6

прекрасное. Мир природы настраивает на спокойную созерцательность, даёт ощущ. гармонии.

С помощью сравнений показано слияние Мцыри с природой, сближение с ней (“сплетясь, как пара змей” - с.18). Это взаимообратный процесс: зверь – очеловечивается, человек – как зверь, и в этом проявляется их близость. В то же время эти сравнения подтверждают отчуждённость Мцыри от людей: “Я сам, как зверь, был чужд людей и полз прятался, как змей” (с.9), “я был чужой для них навек, как зверь степной” (с.15) – шакал “кричал и плакал, как дитя” (с.9), “он застонал, как человек” (с.17).

“Как барс пустынный, зол и дик, 
Я пламенел, визжал, как он, 
Как будто сам я был рождён
В семействе барсов и волков...”
“В груди моей родился тот 
ужасный крик,
Как будто с детства мой язык к иному звуку не привык!”
“Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу!”(с.18)

В этих сравнениях – сила страсти, энергия, могучий дух Мцыри. Схватка с барсом оборачивается сознанием высокой ценности б-бы, муж-ва. С помощью сравн. она показана как схватка диких природных сил. А в природе естественно устанавливаются справедливые законы. В 21 строфе развёрнутое сравнение “На мне печать свою тюрьма оставила... Таков цветок темничный... Едва взошла заря, палящий луч её обжёг в тюрьме воспитанный цветок...” имеет символическое значение: монастырь – тюрьма, солнечный ожог – “ожог” от свободы.

Итак, сравнения подчёркивают эмоциональность образов, раскрывают жизненный опыт и представления героев. с.8

Б) Метафорические эпитеты (Сообщение группы).

Метафорические эпитеты передают: 1) душевное настроение, глубину чувств, их силу и страстность, внутренний порыв. Приведите примеры метафорических эпитетов, например. “пламенная страсть, сумрачные стены, блаженные дни, пылающая грудь» и др., (В холодной вечной тишине, бурное сердце, могучий дух, страшно бледен, дружбы...живой меж бурным сердцем и грозой, грозящей бездны, сердитый вал, отчаянной рукой, бешеный скачок, страшной смертью, смертельный бой, и я был страшен, ужасный крик, страшный сон, волю дикую, жар бессильный и пустой, безжалостного дня”, лёгкий шум шагов; голос, сладко вольный; сладкою тоской, в тюрьме воспитанный цветок”);

2) поэтическое восприятие мира, например, “снегах, горящих, как алмаз; в тени рассыпанный аул, сонные цветы, волшебным, странным голосам и др. (Две сакли дружною четой, “объятья жадные” тучки, мир молчаливый; лёгких, бешеных коней; битвы чудные, лучей живительных, свежих островов, шепчущих кустов, взор рыбки “грустно нежен и глубок”, её сребристый голосок, чудных снов, вольную струю, воздух так душист, играющий на солнце лист”); с.9

В) Метафоры (Сообщение группы). Например, “Летние жары покрыли тенью золотой лицо и грудь её, и зной дышал от уст её и щёк. И мрак очей был так глубок...” - типично романтическая лексика. “Казалось, приросли к скале две сакли дружною четой” и др. ( “И двух огней промчались искры...То был пустыни вечный гость..”, “Сердце вдруг зажглося жаждою борьбы и крови...да, рука судьбы вела меня иным путём...” (с.16). “Бой закипел” (с.17). “Но земли сырой покров их освежит и смерть навеки заживит”. “Судьба...смеялась надо мной!” (с.19). “Проснулся день, и хоровод светил напутственных исчез в его лучах. Туманный лес заговорил”. “Смутный гул в долине с ветром пробежал...”. “Я тайный замысел ласкал...”. “...унесть в могилу за собой тоску по родине святой, надежд обманутых укор...”. “Казалось, звон тот выходил из сердца” (с.20). “...палил меня огонь безжалостного дня”, “иссохший лист её венцом терновым над моим челом свивался, и в лицо огнём сама земля дышала мне. Сверкая быстро в вышине, кружились искры... Мир божий спал в оцепенении глухом отчаянья тяжёлым сном” (с.22). “...моя в огне...(рука) Знай, этот пламень с юных дней Таяся жил в груди моей; Но ныне пищи нет ему, И он прожёг свою тюрьму…” ).

Метафоры передают напряжённость, гиперболичность переживаний, силу чувств Мцыри, эмоциональное восприятие окружающего мира. Это язык высоких страстей. Неистовая жажда свободы порождает неистовую стилистику выражения чувств.

Г) Развёрнутые олицетворения (Сообщение группы). Например, “Там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры” ,“Поток, усиленный грозой, шумел, и шум его глухой сердитой сотне голосов подобился. Хотя без слов мне внятен был тот разговор, немолчный ропот, вечный спор с упрямой грудою камней. То вдруг стихал он, то сильней он раздавался в тишине...” и др. ( “Растений радужный наряд хранил следы небесных слёз, и кудри виноградных лоз вились, красуясь меж дерёв прозрачной зеленью листов; и грозды полные на них, серёг подобье дорогих, висели пышно...И снова вслушиваться стал к волшебным, странным голосам; они шептались по кустам, как будто речь свою вели о тайнах неба и земли; и все природы голоса сливались тут...” (с11). “Уж луна вверху сияла, и одна лишь тучка кралася за ней, как за добычею своей, объятья жадные раскрыв” (с.14). “И миллионом чёрных глаз смотрела ночи темнота сквозь ветви каждого куста).

С помощью развёрнутых олицетворений передаётся понимание природы, полное слияние Мцыри с ней. Возвышенно-экзотические пейзажи сгущённо, предельно романтические.

Природа наделена теми же качествами, что и романтические персонажи, она существует в одном ряду с человеком: человек и природа равновелики и равнозначны. Природа человечна. В природе Кавказа поэт-романтик находит те величие и красоту, к-х недостаёт человеческому обществу.

Д) Инверсия (сообщение группы). с.14

Инверсия - по-латински перестановка, это отступление от обычного порядка слов:

подлежащее + сказ., определение + определяемое слово (существительное), сказуемое + обст. Слово, перемещённое на необычное место, делается более заметным, приобретает особую интонацию, фраза делается более выразительной. Перемещаются слова, которые наиболее важны для создания худож. образа, чтобы привлечь особое внимание. Подчёркиваются слова, важные в идейно-художественном отношении.

Примеры: ребёнка пленного, без жалоб он томился; тихо, гордо умирал; по стороне своей родной; гордо выслушав, привстал; думы власть, от келий душных, земле чужой, юности мечты, тебе есть в мире что забыть» и др. (В снегах, горящих, как алмаз; ... делал я на воле; для воли ильтюрьмы на этот свет родимся мы; рукою молнию ловил; дружбы краткой, но живой; много я часов бежал; и странной, сладкою тоской опять моя заныла грудь; я цель одну – пройти в родимую страну – имел в душе; слезы не знал я никогда; и в груди моей родился тот ужасный крик; снов...про волю дикую степей, про битвы чудные; томил меня огонь безжалостного дня; и в лицо огнём сама земля дышала мне).

Е) Риторические вопросы, восклицания, обращения (сообщение группы). с.15

Риторические вопросы, обращения, восклицания являются средством выражения сильных душевных переживаний.

Риторич. вопрос – это утверждение высказывания в форме вопроса. Вопрос. форма настораживает внимание, заставляет подумать, а следовательно, и глубже воспринять те мысли и пережить те чувства, которые автор выражает.

Риторическое восклицание – оборот речи с подчёркнуто-восклиц. интонацией. В форме восклицания утв. понятие. При восклиц. интонации подчёркивается логическое ударение в фразе, усиливается её эмоциональное звучание.

Риторическое обращение – оборот речи, в к-м содержится обращение к неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию или к воображаемому слушателю. Например,“А душу можно ль рассказать?” “Знал ли ты разгульной юности мечты?” “Что за нужда? Ты жил, старик! Я также мог бы жить!  “Ты хочешь знать, что видел я на воле?” “Мне было свыше то дано!” и др. (“Ты хочешь знать, что делал я на воле?” “О, я как братобняться с бурей был бы рад!” “Скажи мне, что средь этих стен  Могли бы дать вы мне взамен Той дружбы краткой, но живой, Меж бурным сердцем и грозой!” (с. 8). “Бежал я долго – где, куда? Не знаю!” . “Но юность вольная сильна, и смерть казалась не страшна!” (с.12).
“И если б хоть минутный крик мне изменил – Клянусь, старик, я б вырвал слабый мой язык. (с.15). “Он встретил смерть лицом к лицу, как в битве следует бойцу!” (с.18). “Но тщетно спорил я с судьбой: она смеялась надо мной!” (с.19). “Да, заслужил я жребий мой! Что я пред ним?” (с.21). “Дитя моё, останься здесь со мной. О милый мой! Не утаю, что я тебя люблю...(с.23). с.16

Риторических вопросов, восклицаний и обращений много, так как поэма по типу - монологическое повествование. Монолог-исповедь занимает центральное и ключевое место. Мысли и чувства Мцыри – это мысли и чувства автора. Большое количество риторических вопросов и восклицаний придают взволнованность и страстность.

Ё) Анафора (единоначатие) – (сообщение группы). Ещё один приём создания лиризма – анафора.

“…И с каждым днём приметно вял.

И близок стал его конец…” (+ многосоюзие)
“... Я променял бы, если б мог.

Я знал 1-й лишь думы власть,

Одну – но пламенную страсть…”

Она, как червь во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв 
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы идр.


Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской;
Её пред небом и землёй
Я ныне громко признаю
И о прощенье не молю. (с.3) (+ синтаксический параллелизм).

(“Давным-давно задумал я
Взглянуть на дальние поля,
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал. (с.8).

6 и 8 строфы имеют одинаковое начало:

Ты хочешь знать, что видел я на воле?” - “ Ты хочешь знать, что делал я на воле?”

“…Я поднял голову мою…Я осмотрелся; не таю: Мне стало страшно…” (с.10).

“Тогда на землю я упал;
И в исступлении рыдал,


И грыз сырую грудь земли,
И слёзы, слёзы потекли…” (с.15).

“Он с детских глаз уже не раз
Сгонял виденья снов живых
Про милых ближних и родных,
Про волю дикую степей,
Про лёгких бешеных коней, 
Про битвы чудные меж скал,
Где всех один я побеждал!.. (с.2

Анафоры усиливают впечатление, нагнетают ритм. Бурное, радостное биение жизни ощущается в самом ритме строфы с её

бесконечным разнообразием эпитетов, с симметричным синтаксисом строк, с повторением союзов



3 группа. Вывод: Яркие средства художественной выразительности Лермонтов использует как для пейзажного (внешнего) изображения, так и для раскрытия внутренних переживаний героя.Поэма насыщена эпитетами, сравнениями, метафорами, гиперболами, риторическими вопросами, восклицаниями, обращениями, элементами фольклора.

5.Жанр «Мцыри».

«Мцыри» – лирическая поэма, потому что в ней дается

изображение сложных переживаний героя, а не внешних

событий.

Докажите текстом.

Лермонтов избирает форму поэмы-исповеди, так как

повествование от имени героя дает возможность

наиболее глубоко и правдиво раскрыть его духовный облик.

Докажите текстом.

6. Стихотворный размер поэмы, рифма.

  • Вершина лермонтовского мастерства – создание глубоко

идейной и высокохудожественной поэмы, о которой

В.Г. Белинский писал: «Этот четырехстопный ямб с одними

мужскими окончаниями… звучит и отрывисто падает, как удар

меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное,

однообразное падение его удивительно гармонирует с

сосредоточенным чувством, несокрушимою силой могучей

натуры и трагическим положением героя поэмы».

7. Итоги урока.



  • «Мцыри» – романтическая поэма Лермонтова. Сюжет этого произведения, его идея и композиция тесно связаны с образом главного героя, с его стремлениями и переживаниями. Лермонтов ищет своего идеального героя-борца и находит в образе Мцыри. в котором воплощает лучшие черты передовых людей своего времени.

8. Домашнее задание.

  • Домашнее задание: прочитать статьи учебника стр.323-324, 343-348.

  • Ответить на вопросы стр.348

Приложение. Задания для групп.

1 группа. «Способы создания образа Мцыри»

Особенности изображения характера героя.

а) герой, наделённый сильными чертами характера, с необычной судьбой. Напряжённость, гиперболичность переживаний.

б) действие сосредоточено вокруг одного героя, в котором воплощён идеал.

- В чём выражается этот идеал?

1.Рассказать (кратко) о жизни Мцыри в монастыре (можно процитировать).

2.Что увидел и что узнал о жизни во время своих скитаний?

3.Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?

4.Почему погиб Мцыри?

5.Нашел ли Мцыри ответ на вопросы, «прекрасна ли земля»? Зачем живет человек на земле?

6. Помогает ли пейзаж раскрытию характера героя?

в) экзотический пейзаж, помогающий раскрытию характера героя.

- Из каких событий складывается сюжет?

(Картины детства, юность в монастыре, бегство, поиски Родины, встреча с грузинкой, бой с барсом, возвращение в монастырь, болезнь, смерть).

- Какое из этих событий является идейным, сюжетным центром? (Побег = борьба за свободу).

Задания для групп.

2группа: «Роль пейзажа в поэме».

  1. Пейзаж в поэме дан в восприятии героя, становится средством его характеристики. Так ли это? Перечитайте описание утра из 11 главы. Что особенного вы отметите? Что можно сказать о человеке, так воспринимающим природу?

  2. Перечитайте отрывок из 6 главы поэмы. Докажите, что поэт нарисовал романтический пейзаж.

  3. Есть ли здесь мечта, фантазия?

  4. Какую роль еще играет пейзаж в поэме?



Задания для групп.

3 группа: «Анализ художественных приемов в поэме»

Многообразие, красочность изобразительно-выразительных средств языка поэмы.

1.В эпизоде боя с барсом самым употребительным является такой троп, как сравнение. Поэтому расскажите о результатах исследования поэтического текста, начните с определения изобразительно-выразительных функций сравнений в поэме. Приведите примеры.

А) Сравнение (Сообщение группы)

Сравнения подчёркивают эмоциональность образа Мцыри (“как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник”, “ он страшно бледен был и худ и слаб, как будто долгий труд, болезнь иль голод испытал”

Они отражают мечтательность натуры юноши (“я видел горные хребты, причудливые, как мечты» идр.

Природа одушевляется: “дерев, разросшихся кругом, шумящих пёстрою толпой, как братья в пляске круговой».

Сравнения передают поэтичное восприятие природы Мцыри, его умение воспринимать

прекрасное. Мир природы настраивает на спокойную созерцательность, даёт ощущение гармонии.

Итак, сравнения подчёркивают эмоциональность образов, раскрывают жизненный опыт и представления героев. с.8

Б) Метафорические эпитеты (Сообщение группы).

Метафорические эпитеты передают: 1) душевное настроение, глубину чувств, их силу и страстность, внутренний порыв. Приведите примеры метафорических эпитетов, например. “пламенная страсть, сумрачные стены, блаженные дни, пылающая грудь» и др.,

2) поэтическое восприятие мира, например, “снегах, горящих, как алмаз; в тени рассыпанный аул, сонные цветы, волшебным, странным голосам и др.

В) Метафоры (Сообщение группы). Например, “Летние жары покрыли тенью золотой лицо и грудь её, и зной дышал от уст её и щёк. И мрак очей был так глубок...” - типично романтическая лексика. “Казалось, приросли к скале две сакли дружною четой” и др

Метафоры передают напряжённость, гиперболичность переживаний, силу чувств Мцыри, эмоциональное восприятие окружающего мира. Это язык высоких страстей. Неистовая жажда свободы порождает неистовую стилистику выражения чувств.

Г) Развёрнутые олицетворения (Сообщение группы). Например, “Там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры” ,“Поток, усиленный грозой, шумел, и шум его глухой сердитой сотне голосов подобился. Хотя без слов мне внятен был тот разговор, немолчный ропот, вечный спор с упрямой грудою камней. То вдруг стихал он, то сильней он раздавался в тишине...” и др

С помощью развёрнутых олицетворений передаётся понимание природы, полное слияние Мцыри с ней. Возвышенно-экзотические пейзажи сгущённо, предельно романтические.

Природа наделена теми же качествами, что и романтические персонажи, она существует в одном ряду с человеком: человек и природа равновелики и равнозначны. Природа человечна. В природе Кавказа поэт-романтик находит те величие и красоту, которых недостаёт человеческому обществу.

Д) Инверсия (сообщение группы). с.14

Инверсия - по-латински  перестановка, это отступление от обычного порядка слов:

подлежащее + сказ., определение + определяемое слово (существительное), сказуемое + обст. Слово, перемещённое на необычное место, делается более заметным, приобретает особую интонацию, фраза делается более выразительной. Перемещаются слова, которые наиболее важны для создания худож. образа, чтобы привлечь особое внимание. Подчёркиваются слова, важные в идейно-художественном отношении.

Примеры: ребёнка пленного, без жалоб он томился; тихо, гордо умирал; по стороне своей родной; гордо выслушав, привстал; думы власть, от келий душных, земле чужой, юности мечты, тебе есть в мире что забыть» и др.

Е) Риторические вопросы, восклицания, обращения (сообщение группы).

Риторические вопросы, обращения, восклицания являются средством выражения сильных душевных переживаний.

Риторич. вопрос – это утверждение высказывания в форме вопроса. Вопрос. форма настораживает внимание, заставляет подумать, а следовательно, и глубже воспринять те мысли и пережить те чувства, которые автор выражает.

Риторическое восклицание – оборот речи с подчёркнуто-восклиц. интонацией. В форме восклицания утв. понятие. При восклиц. интонации подчёркивается логическое ударение в фразе, усиливается её эмоциональное звучание.

Риторическое обращение – оборот речи, в к-м содержится обращение к неодушевлённому предмету, отвлечённому понятию или к воображаемому слушателю. Например,“А душу можно ль рассказать?” “Знал ли ты разгульной юности мечты?” “Что за нужда? Ты жил, старик! Я также мог бы жить!  “Ты хочешь знать, что видел я на воле?” “Мне было свыше то дано!” и др.

Риторических вопросов, восклицаний и обращений много, так как поэма по типу - монологическое повествование. Монолог-исповедь занимает центральное и ключевое место. Мысли и чувства Мцыри – это мысли и чувства автора. Большое количество риторических вопросов и восклицаний придают взволнованность и страстность.

Ё) Анафора (единоначатие) – (сообщение группы). Ещё один приём создания лиризма – анафора. Анафоры усиливают впечатление, нагнетают ритм. Бурное, радостное биение жизни ощущается в самом ритме строфы с её бесконечным разнообразием эпитетов, с симметричным синтаксисом строк, с повторением союзов.

“…И с каждым днём приметно вял

И близок стал его конец…” (+ многосоюзие)
“... Я променял бы, если б мог.

Я знал 1-й лишь думы власть,

Одну – но пламенную страсть…”












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!