План-конспект классного часа в 6 а классе.
Тема: «Мы за здоровый образ жизни».
Цели и задачи: закрепить представление учеников о том, что такое здоровый образ жизни;
приобщить учащихся к здоровому образу жизни;
формировать у учащихся активную позицию по данной проблеме;
развивать творческие способности, память, внимание, познавательный интерес.
Оформление: На доске запись темы классного часа, пословиц о здоровье.
Записаны пословицы о здоровье.
На левом отвороте доски: Здоровый человек , прикреплены карточки с характеристиками человека.
Карточки с названиями продуктов.
Составляющие части схемы ЗОЖ.
Примерный режим дня школьника.
Фотографии учащихся класса на спортивных соревнованиях.
Иллюстрации к различным видам спорта.
Материалы по ЗОЖ в классном уголке.
Нарезка муз. фрагментов «Неспортивные песни о спорте».
ТСО: СД – проигрыватель.
Ход мероприятия.
I Оргмомент.
II 1. Вступительное слово учителя. Целеполагание.
2. Беседа.
- Какое слово главное в теме классного часа?
- Какого человека мы называем здоровым?
3. На доске отметим качества здорового человека. Работают 2 ученика (закрепляют магнитами нужные карточки из данных: крепкий, сильный, толстый, бледный, неуклюжий, весёлый, ловкий, красивый, сутулый, румяный, стройный).
- Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам. (И. Брехман – основатель валеологии).
Известный врач П. Брэгг говорил, что есть 9 докторов. Это солнце, воздух, вода, естественное питание, голодание, спорт, отдых, хорошая осанка и разум.
- Назовите первых трех докторов, упомянутых Брэггом. (Солнце, воздух и вода).
4. Народная мудрость о здоровье живёт в пословицах. Давайте объясним их смысл:
Здоровый человек – богатый человек.
Здоровьем слаб, так и духом не герой.
В здоровом теле – здоровый дух.
Здоровье – дороже золота.
Чистым жить – здоровым быть.
5. – Чтобы быть здоровым, необходимо вести здоровый образ жизни.
– По каким признакам мы узнаем, что человек ведет здоровый образ жизни? (Человек занимается спортом, не имеет вредных привычек, соблюдает режим дня, не болеет, правильно питается, соблюдает правила личной гигиены.)
6. - Что такое гигиена? Гигиена – раздел медицины, изучающий, как сохранить здоровье, а так же система действий, направленная на поддержание чистоты.
- Народная мудрость гласит: “Кто аккуратен, тот людям приятен”. Знаете ли вы правила гигиены?
– Какую часть тела нужно мыть чаще других? (Руки)
– С чем это связано?
– Почему руки необходимо мыть с мылом?
– Очень важно своевременно обрезать ногти, до 95% микробов скапливается именно под ними!
7. Игра на внимание (с движением: поднимаем руки, если согласны с утверждением).
Согласны ли вы, что нужно…
• не чистить зубы перед завтраком;
• мыть руки с мылом;
• постригать волосы и ногти;
• всей семьей чистить зубы одной щеткой;
• пользоваться чужим полотенцем;
• следить за чистотой белья?
8. Водные процедуры очень полезны для организма. Важно правильно закаляться с помощью воды. Какими способами? (1. Умывание холодной водой лица. 2.Умывание холодной водой до пояса. 3. Обливание всего тела.
4. Холодные ванны ног. 5. Купание в водоеме. 6. Контрастный душ.
7. Обтирание до пояса.
Принципы закаливания – «Три П». (Постепенно, последовательно, постоянно).
9. Важный компонент ЗОЖ – правильное питание. Известно, что молодому растущему организму еженедельно требуется 30 видов разнообразных продуктов. «Умеренность – союзник природы», – говорил древнегреческий врач, отец медицины Гиппократ. Да, питание должно быть умеренным, но разнообразным и полноценным.
- Что укрепляет здоровье, а что – разрушает? Выберите полезные продукты питания. (Игра с карточками.)
10. Среди названных продуктов есть всеми любимая морковь.
Морковь:
В огороде, в поле, дома
Вам, ребята, я знакома.
И сладка я, и вкусна.
Витамин во мне есть А.
Кто меня в друзья берёт,
Тот растёт, растёт, растёт.
Витамин А – это витамин роста. Ещё он помогает нашим глазам сохранять зрение. Найти его можно в молоке, сливочном масле, кукурузе, зелёном горошке.
- Есть ещё один продукт, без которого не обходится обед. Но его не было на карточках. Это хлеб. Но какой?
Чёрный хлеб:
Да, я с виду чёрный очень,
Но скажу вам, между прочим,
Рад ржаной своей судьбе:
Витамин во мне есть…В
Потому повсюду люди На обед при первом блюде
Чаще требуют меня
Свежим, пахнущим, с огня…
И скажу без лишних слов:
Ели щи и борщ отменный
Лишь со мною непременно
И Гагарин, и Титов.
Где ещё есть В: в отрубях, в хлебных дрожжах, в грецких орехах, в молоке.
Витамины группы В делают человека бодрым, сильным, укрепляют нервную систему.
- Смотрите, дети, вот так диво –
Зачем здесь жгучая крапива?
Зачем пришла? Хотим узнать,
Чтобы нас жалить и хлестать?
Крапива:
Все, кто растит цыплят, гусей,
Должны дружить с листвой моей.
В ней витаминов А и С Гораздо больше, чем в яйце,
Чем в овощах, в картошке, фруктах
И многих пищевых продуктах.
- Вот это да! Вот так крапива!
А можно ли с листвой твоей
Сварить зелёных вкусных щей?
Крапива:
Конечно, можно.
Живот от щей не заболит,
Здоровье только укрепит.
11. Дети о полезных продуктах:
- Пища должна быть полезной и содержать витамины. Свежие овощи и фрукты, мёд, курага, изюм, орехи, гречка, овсянка, пшено – вот продукты, помогающие организму стать сильным и здоровым.
- А хлеб из муки мелкого помола, макароны, сосиски, колбасы, жареный картофель лишены многих полезных активных веществ. Эти продукты понижают жизнедеятельность организма.
Продукты, содержащие консерванты, подсластители и красители, не полезны и даже опасны для здоровья.
12. Двигательная активность, занятия физкультурой и спортом, положительные эмоции – это тоже составляющие части ЗОЖ. Без физической нагрузки не может быть здоровья. «Если не бегать, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь», – так считал римский поэт Гораций.
13. Отгадаем загадки о спорте и спортсменах.
Он в хоккей играл так ловко, олимпийский чемпион –
За армейскую команду выступал прекрасно он.
В ЦСКА был как маяк. Это Владислав (Третьяк).
И в футболе, и в хоккее знает ту команду всяк,
Потому что та команда называется («Спартак»).
Поможет мышцы рук развить, как встарь,
Резиновый спортивный инвентарь. (Эспандер.)
Кто на льду меня догонит? Мы бежим вперегонки.
А несут меня не кони, а блестящие (коньки).
Два берёзовых коня по снегам несут меня.
Кони эти рыжие. А зовут их (лыжи).
На ледяной площадке крик.
К воротам рвётся ученик.
Кричат все: «Шайба! Клюшка! Бей!»
Весёлая игра (хоккей).
Чтоб играть в игру такую,
Надо Дядей Стёпой быть.
И противнику в корзину
Легче будет мяч забить. (Баскетбол.)
14. Наши ребята тоже занимаются физкультурой, различными видами спорта, увлекаются танцами.
Учащиеся называют свои спортивные достижения.
15. Игра со словом СПОРТ. Дописать слова, в состав которых входит часть СПОРТ. (Паспорт, экспорт, транспорт, транспортир.)
16. Положительные эмоции тоже необходимы для здорового образа жизни: радость, счастье, удовлетворенность жизнью, доброта. Отрицательные эмоции, которые разрушают здоровье: злость, страх, обида, тревога, тоска, мнительность, жадность. Старайтесь избегать таких эмоций и оберегать от них окружающих вас людей.
- Сейчас и мы немного подзарядимся положительными эмоциями. (На столы учащимся попутно раскладываются иллюстрации к разным видам спорта.)
Звучат «Неспортивные песни» о спорте. Угадайте эти самые виды спорта.
17. Чтобы всё успевать, чередовать работу и отдых, чтобы не лишать себя положительных эмоций, необходимо тщательно планировать свой день – то есть соблюдать режим дня.
Выступления учащихся.
Рекомендации по составлению распорядка дня школьника:
• Начните день с утренней зарядки, которая облегчает переход от сна к бодрствованию и позволяет организму активно включиться в работу. Ее продолжительность в зависимости от возраста – от 10 до 30 минут.
• После утренней зарядки переходите к водным процедурам – утреннее умывание, ежедневный душ.
• Обязательно завтракайте, причем завтрак должен быть горячим и довольно плотным, составляя четверть от суточной потребности ребенка.
• Вернувшись из школы, Вы должны пообедать и обязательно отдохнуть. Послеобеденный отдых – 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора.
• Оптимальным временем для приготовления уроков служит период с 16 до 18 часов, соответствующий физиологическому ритму наилучшего усвоения информации. Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с наименее тяжёлых предметов, переходя к более сложным. Максимальная продолжительность периода работоспособности составляет 30-40 минут, после чего следует проводить 15-минутные перерывы.
• Уроки готовьте в тишине, исключите шум, разговоры, музыку. Из-за шума значительно быстрее наступает утомляемость, возникает добавочная нагрузка на мозг.
• 1,5-2 часа свободного времени используйте для занятий по интересам. Оптимальная длительность просмотра телепередач – не более 1,5 часов 2-3 раза в неделю.
• Находитесь на свежем воздухе достаточное количество времени. Лучшими считаются подвижные игры на свежем воздухе, дающие хороший оздоровительный эффект, и занятия спортом – плавание, лыжный спорт, велоспорт, волейбол, баскетбол, футбол, танцы и другие в зависимости от вашего желания и способностей. Особенно важно пребывание на улице вечером перед сном.
• Спите не менее 9 часов. Важно всегда ложиться и вставать в одно и то же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпание и легкое пробуждение
• Перед сном обязательно следует умыться, почистить зубы, помыть ноги и хорошо проветрить комнату.
18. Ученица представляет
Примерный режим дня учащихся, занимающихся
в 1-ю смену (начало занятий в 8.30).
Подъем 7.00.
Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет 7.00 - 7.30.
Завтрак 7.30 - 7.50.
Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе 7.50 - 8.20
Занятия в школе 8.30 - 13.40.
Горячий завтрак в школе желательно около 11 ч.
Дорога из школы или прогулка после занятий в школе 13.40 - 14.00.
Обед 14.00 - 14.30.
Послеобеденный отдых, прогулка или игры на свежем воздухе, спортивные занятия 14.30 - 16.00.
Полдник 16.00-16.15.
Приготовление домашних заданий 16.15 - 18.00.
Прогулки на свежем воздухе 18.00 - 19.00.
Ужин, прогулка, свободные занятия 19.00 - 21.30.
Приготовление ко сну 21.30 - 22.00.
Сон 22.00 - 7.00.
Старайтесь соблюдать
режим дня!
III Вывод. Что же мы включаем в понятие ЗОЖ? Работа по составлению схемы из карточек на доске.
IV Мои пожелания:
Я желаю вам, ребята,
Быть здоровыми всегда.
Но добиться результата
невозможно без труда.
Постарайтесь не лениться –
Каждый раз перед едой,
Прежде, чем за стол садиться,
Руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь
Ежедневно по утрам.
И, конечно, закаляйтесь –
Это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите
По возможности всегда,
На прогулки в лес ходите,
Сил прибудет на года!
Никакие не секреты,
Как здоровье сохранить,
Выполняйте все советы,
Чтоб здоровыми прожить!
V Заключительные слова учащихся.
1 Здоровье – это кладезь.
Его нельзя купить,
Однажды потерявши,
Его не возвратить.
2 Не одолжить у друга,
Не выиграть в лото,
Ведь без здоровья счастье,
Поверьте, уж не то.
3 Не порадует работа,
Да и денег не скопить
В общем, без здоровья плохо,
Очень плохо людям жить.
4 Несомненно, что здоровье
С детства нужно укреплять,
Физкультурой заниматься,
Бегать, прыгать и играть.
5 Фрукты есть как можно больше,
(Предварительно помыть!),
А гуляя после школы,
Про уроки не забыть.
6 И с уроками здоровья
Вместе ждём мы новых встреч.
И надеюсь, что здоровье
Все вы будете беречь!
7.Чтобы не был хилым, вялым,
Не лежал под одеялом,
Не болел и был в порядке,
Делай каждый день зарядку.
8.Позабудь про телевизор.
Марш на улицу гулять.
Ведь полезней для здоровья
Свежим воздухом дышать.
9. Нет – плохому настроенью.
Не грусти, не хнычь, не плачь.
Пусть тебе всегда помогут
Коньки, лыжи, обруч, мяч.
10. Пусть не станешь чемпионом –
Это, право, не беда.
Бодрый дух в здоровом теле
Пусть присутствует всегда!
11. Будешь радостным и добрым
Летом и среди зимы,
Если сможешь подружиться
С физкультурой, как и мы.
12.Обливайся, закаляйся,
Физкультурой занимайся.
Будешь ты всегда здоров,
Проживёшь без докторов.
Если ты здоров и весел,
Мир вокруг тебя чудесен!
VI Организационный момент завершения классного часа.