СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Увлекательная грамматика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа факультативного курса по русскому языку "Увлекательная грамматика".

Просмотр содержимого документа
«Увлекательная грамматика»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Леньковская средняя общеобразовательная школа №1»

Благовещенского района Алтайского края






РАССМОТРЕНО

школьным методическим объединением учителей начальных классов

Руководитель ШМО

_____________ Капустина Л.П.


Протокол № 1

от «29» августа 2023 г.


Утверждаю

Директор школы


____________Умрихина О.А.


Приказ № 109

от «29» августа 2023 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу

«Увлекательная грамматика»

3Б класса

на 2023-2024 уч. год






Уровень образования 1-4 классы

Количество часов по программе:

в 3 классе 16ч (0,5ч в неделю)



Составитель: Распасенко Т.В.

учитель начальных классов






с. Леньки

2023г.


Пояснительная записка.

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультатив «Увлекательная грамматика», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.

Новизна программы

Программа создана на базе основного курса русского языка для начальной школы. Программа и курс ориентирован на 1 учебный год (16ч.) 0,5 ч. в неделю для 3класса. Используется материал повышенного уровня, а также — упражнения и задания познавательных, занимательных книг, литература по подготовке младших школьников к олимпиадам по русскому языку. Каждая ступень реализует данную программу на более высоком уровне и формирует целостное представление о языке, его основах, культуре, музыке и правилам. Подробнее содержание занятий раскрывается в тематическом планировании и методическом пособии для учителя.

Актуальность программы.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом, невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях «Удивительный мир слов»

следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.

Содержание и методы обучения содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.


Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой;

  • индивидуальный подход к учащимся.


Формы проведения занятий:

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, физкультминуток, рифмовок, считалок, ребусов, кроссвордов, головоломок, грамматических сказок.

  • анализ и просмотр текстов;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) при выполнении различных заданий;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

Ожидаемые результаты.


Реализация курса «Удивительный мир слов» содействует повышению мотивации к обучению, созданию поля успешности, самореализации, развитию ребёнка и повышению уровня культуры обучающихся, обеспечивает единство развития, воспитания и обучения, а также способствует:

  • формированию эффективной речевой деятельности;

  • формированию ключевых компетентностей через изучение русского языка на повышенном (творческом) уровне ;

  • подготовке обучающихся к теоретическому мышлению, необходимому в основной школе;

  • созданию активной среды по работе с талантливыми детьми;

  • применению полученных знаний и умений в практической деятельности.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 3-го класса.

Обучающиеся должны знать:

  • Правила правописания слов с изученными орфограммами.

  • Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола)

  • Состав слова (корень, суффикс, приставка, окончание)

  • Лексическое значение слов; антонимы и синонимы.



Обучающиеся должны уметь:

  • Разбирать слова по составу.

  • Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.

  • Различать части речи по грамматическим признакам.

  • Использовать в речи синонимы и антонимы

  • Группировать и подбирать слова на определенные правила.

  • Составлять рассказы по картинке.

  • Разгадывать кроссворды, ребусы, шарады, анаграммы, головоломки.


Календарно - тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата

1

Введение. Игра «Крестики-Нолики». Учимся разгадывать кроссворды.

1

4.09

2

Сокровища родного языка (пословицы, поговорки, «крылатые» слова)

1

11.09

3

Наш друг Алфавит.

1

18.09

4

Вот они, родные – однокоренные.

1

25.09

5

Путешествие по стране «Имя существительное»

1

2.10

6

Имя прилагательное – очень замечательное.

1

9.10

7

Его величество – Глагол.

1

16.10

8

Слова играют с нами в прятки.

1

23.10

9

В мире парных звонких и глухих согласных.

1

6.11

10

Досадное недоразумение (непроверяемые гласные)

1

13.11

11

Путешествие в царство королевы Грамматики.

1

20.11

12

Наши старые знакомые (гласные после шипящих)

1

27.11

13

Добрый волшебник Ударение.

1

4.12

14

В городе Синонимов.

1

11.12

15

В городе Антонимов.

1

18.12

16

Итоговое занятие. КВН.

1

25.12


















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

  2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

  3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

  4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

  5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.

  6. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.

  7. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.

  8. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.

  9. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.

  10. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.

  11. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.

  12. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г

  13. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

  14. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

  15. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.

  16. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.

  17. Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.

  18. Интернет-ресурсы:

    1. Социальная сеть работников образования nsportal.ru

    2. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

    3. infourok.ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!