Ростовская область
Матвеево- Курганский район поселок Матвеев-Курган
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Матвеево- Курганская средняя общеобразовательная школа №2
Утверждаю
Зам. директора по УВР МБОУ
Матвеево- Курганской сош №2
___________________/Л.М. Лямцева/
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
занятий по внеурочной деятельности
общекультурного направления
«Увлекательная грамматика»
7 класс "Б" (ФГОС)
на 2017-2018 учебный год.
Количество часов – 35
Учитель Репринцева С.П.
2017 г.
Пояснительная записка
Русскому языку как учебному предмету отводится большая роль в решении образовательных и воспитательных задач, которые в настоящее время стоят перед школой.
Раскрытие богатства русского языка пробуждает у учащихся чувство гордости за великий, могучий, свободный русский язык. Выработка привычки обращать внимание на свою собственную речь, умение наблюдать и анализировать явления языка воспитывают ответственное отношение к слову, стремление бороться за культуру речи. При хорошей постановке работы у школьников воспитывается любовь и интерес к языку, желание внимательно и аккуратно выполнять задания. Поэтому учителя в своей работе стараются применять такие приёмы, которые активизируют умственную деятельность учащихся, вносят элементы занимательности в занятия по языку.
Особенно большими возможностями для внесения разнообразия и занимательности в занятия по языку располагает учитель во внеклассной работе.
Внеклассные занятия способствуют формированию у школьников элементарных понятий о законах языка и истории его развития, ознакомлению учащихся с богатством выразительных средств языка, углублению знаний, полученных на уроках.
Благотворное влияние оказывает внеклассная работа на развитие речи учащихся. Обогащается словарный запас, вырабатываются навыки выразительного чтения, грамотной устной и письменной речи. Учащиеся более самостоятельно, чем на уроке, анализируют материал, обобщают и сопоставляют грамматические явления, знакомятся с историей отдельных слов и выражений.
Наиболее распространённой и проверенной на практике формой внеклассной работы по русскому языку является внеурочная деятельность. Данные занятия пробуждают у учащихся интерес к явлениям живой речи, развивают свойственную детям пытливость ума, любознательность. Поэтому работа здесь должна строиться таким образом, чтобы не дублировать материал урока, а расширять и углублять познания детей, воспитывать у них внимание и любовь к слову.
Внеурочная деятельность Занимательная грамматика» является закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Содержание и методы обучения программы "Увлекательная грамматика» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.
Необходимость разработанного курса внеурочной деятельности заключается в желании школьников узнать нечто новое о русском языке.
В рабочей программе по внеурочной деятельности произведена корректировка примерной программы в плане введения дополнительных тем и увеличения количества часов, способствующих преемственности урочной и внеурочной деятельности учащихся, а также с учётом материально-технической базы кабинета и регионального компонента.
Основные цели программы:
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.
Задачи:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
-углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке;
-выявление одарённых в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитание у слабоуспевающих учеников веры в свои силы, в возможность преодоления отставания по русскому языку.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Программа направлена на реализацию педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания и обеспечивает реализацию следующих принципов:
непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
системность организации учебно-воспитательного процесса.
Формирование информационной грамотности происходит на основе использования информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. В программу включены задания, направленные на активный поиск новой информации в книгах, словарях, справочниках. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, условные обозначения).
Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ, коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Социализирующую функцию курса обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.
У ребенка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации.
Повышению мотивации способствует создание положительного эмоционального фона, стимулирующего состояние вдохновения, желание творить, при котором легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность.
На первом этапе ребенок наблюдает, анализирует изображение, пытается понять, как она выполнена. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. Основные этапы работы учитель показывает в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приемы и методы.
Программа ориентирована на УМК под редакцией для 5-9 классов Е.А. Быстровой, Ю.Н. Гостевой, Л.В. Кибиревой, Т.М. Воителевой, Е.С. Антоновой, Н.Н. Фаттаховой, И.Р. Калмыковой
К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому. Темы занятий подобраны в соответствии с темами, которые вызывают у школьников особые затруднения при изучении их на уроках.
Работа основывается на общедидактических принципах, среди которых следует, прежде всего, назвать:
- принцип научности;
- принцип последовательности и систематичности в изложении материала;
- принцип преемственности и перспективности в усвоении знаний;
- принцип связи теории с практикой;
- принцип доступности;
- принцип тесной взаимосвязи кружковых занятий с классными;
- принцип добровольного участия школьников в занятиях;
- принцип равного права всех учеников на участие в кружковой работе;
- принцип самодеятельности, самостоятельности учащихся;
- принцип занимательности.
Программа «Занимательная грамматика» позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.
Важнейшим нормативным документом по введению федеральных образовательных стандартов общего образования второго поколения в действие является Базовый учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации, который состоит из двух частей: инвариантной части и вариативной части, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Внеурочная образовательная деятельность – деятельность в рамках образовательного процесса, направленная на формирование и реализацию индивидуальных склонностей, способностей, интересов учащихся в разных видах деятельности. Таким образом, внеучебная деятельность ребенка приобретает статус образовательной деятельности и является необходимым компонентом процесса получения образования.
Данная программа рассчитана на учащихся 7 "Б" класса
Срок ее реализации - 1 год.
Курс рассчитан на 35 часов, реализуется за 34 учебных часа.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема | Основное содержание материала темы | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Планируемые предметные результаты |
1 | Язык и речь - чудо из чудес.(1ч) | Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. История некоторых слов. | Составлять текст по пословице или поговорке о языке. Составление этимологического словаря народной мудрости о языке. | СФормировать первоначальные представления о единстве и много-образии языкового и культурного пространства России, Ростовской области, о языке как основе национального само-сознания; представление о языке как о явлении национальной культуры и средства человеческого об-щения. |
2 | Необычные правила.(1ч) | Работа с некоторыми школьными правилами, создание новых формулировок правил..) | Аргументировать выбор гласной в корнях с чередованием гласных. Работать в команде. | Овладеть учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач; формирование базовых умений, обеспечивающих возможность даль-нейшего изучения языка. |
3 | Путеводные звёзды орфографии. (1ч) | Рассказ об этимологии – разделе языкознания, который исследует происхождение и историю развития слов. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов. | Анализировать текст сказки. Сочинение грамматической сказки. |
4 | Если матрёшки не откликнулись… (1ч) | Нахождение внутри слов забавных матрёшек, которые помогут легко запомнить правописание. Но матрёшки живут не во всех словах. Как поступать в таких случаях? Лингвистические игры. | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. Систематизировать материал. | Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде. Система-тизировать материал. |
5 | Ъ и Ь – смягчение иль разделение? (1ч.) | Использование знаков в тексте. Конкурс-игра «Что там стоит?..» | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. | Владеть правильным способом применения изученных правил орфографии |
6 | Хитрый звук «йот» (1ч. ) | Роль его в речи и на письме. Работа с текстом | Сравнительный анализ словосочетаний и предложений. Выступать на публике. | Владеть правильным способом применения изученных правил орфографии |
7 | Слова-тёзки. (1ч). | Омонимы. Омофоны. Омографы. Омонимия в основе загадок | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. | Научиться различать прямое и переносное значения слова; отличать омонимы от многозначных слов. Научиться извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различного типа . |
8 | Различай и отличай.(1ч). | Употребление паронимов. Их отличия. Дидактические игры и упражнения. | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. |
9 | Поиск нужного слова. (1ч). | Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексические неологизмы. Игра- конкурс «Кто больше?» | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. |
10 | Многословие. (1ч). | Речевая избыточность и речевая недостаточность. Плеоназм. Скрытая тавтология. Сочинения-миниатюры «Весенняя симфония», «Песня весёлого ручейка». | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. | Рассматривать заявленные темы на занятиях; использовать интерактивные тренажеры; проводить практические занятия в игровой форме |
11 | Каламбур и многозначность. (1ч) | Знакомство с каламбуром, многозначностью. Лингвистические игры «Давайте поиграем». | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. |
12 | Тайно слово родилось. (1ч). | Практическое занятие, определение, как рождаются слова | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. | Научиться различать свободные сочетания слов и фразеологизмы. Научиться применять правила коллективного решения творческой задачи. Научиться определять способы связи предложений в тексте, средства связи предложений в тексте, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, находить необходимую информацию . |
13 | Судьба слова. (1ч) | Лингвистические игры. «Происхождение слов». | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. |
14 | Проще простого или сложнее сложного. (1ч.) | Составление предложений. Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях, для усиления выразительности речи. Актуальное членение. | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. |
15 | Согласуй меня и помни. (1ч.) | Составление текстов с согласованием названий городов, названий рек, озер, заливов и пр.. Согласование зарубежных республик, административно-территориальных единиц и астрономических названий. | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. |
16 | Работа над проектом .(1ч) | Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала. | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. | Производить сравнительный анализ слово-сочетаний и предложений. Выс-тупать на публике. |
17 | Наречие как часть речи.. (1ч.) | Наречие. Работа с деформированными текстами. Лингвистическое лото. | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. | Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий. Морфологичес-кий разбор наречия. |
18 | Образование бывает разным. (1ч.) | Способы образования наречий. Решение лингвистических примеров и задач. | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. |
19 | Разряд, становись в ряд! (1ч.) | Разряды наречий .Употребление наречий в тексте. Кроссворды. | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового |
20 | Узнай меня по суффиксу! (1ч.) | Суффиксы наречий. Зависимость правописания от суффикса. Наречия в загадках. | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе морфоло-гического разбора наречия. Научиться применять правило написания одной или двух букв н суффиксах наречий на о- и е- . |
21 | Некогда или никогда?(1ч.) | Правописание не и ни в наречиях. Работа с текстом. Игра «Кто быстрее?». | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. | Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе решения задачи |
22 | Затруднительное состояние.. (1ч.) | Слова категории состояния: их виды и применение. Дидактические упражнения. | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. | Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе лингвистического рассуждения |
23 | Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме.(1ч.) | Роль предлога в речи и в тексте. Работа с текстом. | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. | Применять правила написания предлогов, отличать производные и непроизводные предлоги от других частей речи , применять алгоритм морфологического разбора , применять правило слитного и раздельного написания производных предлогов . |
24 | Употреби меня со словом. ( 1ч.) | Конструкции с предлогом и без предлога. Различие предлогов в соответствии с присущими им значениями. Употребление предлогов с географическими объектами, при названиях островов, гор, местностей, транспортных средств.. | Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. |
25 | То же, так же иль за то? (1ч.) | Правописание союзов. Дидактические игры с союзами.. Лингвистическая игра «Найди соответствие». | Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде. | Владеть правильным способом применения изученных правил орфографии; |
26 | Соединю простое в сложное. ( 1ч.) | Роль союзов в тексте. Построение текстов. | Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде. | Научиться отличать союзы от других частей речи и определять их роль в предложении , объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования союзов. Научиться определять союзы сочинительные и подчинительные по их грамматическим признакам |
27 | Уточню, укажу, на вопрос отвечу.. (1ч.) | Разряды частиц. Игры на внимание. | Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде. | Научиться отличать частицу от других частей речи . Научиться различать частицы по их значению . Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования частиц |
28 | Не могу не знать = я знаю! (1ч.) | Значение и роль частицы в тексте. Конкурс на восстановление деформированного текста. | Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде. |
29 | Будешь вежлив ты со мной. (1ч. ) | Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы. | Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде. | Научиться определять междометие по его грамматическим признакам . Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования междометий . Научиться применять правила дефисного написания наречий, постановки знаков препинания при междометиях . |
30 | «Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!» (1ч.) | Звукоподражатель-ные слова, их роль и употребление. | Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде. | Выработать интерес к письму, к созданию собст-венных текстов, к письменной форме общения |
31 | Заговори, чтоб я тебя увидел. (1ч.) | Культура речи. Речевой этикет. Насыщенность и культура речи. Решение кроссвордов. | Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде. | Анализировать языковые явления, процессы связи и отношения, выявляемые в ходе работы над тестом |
32 | «Стильная речь» (1ч.) | Функциональные разновидности языка, их особенности. Конкурс вежливых. | Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде. | Использовать коммуникативно-эстетические возможности русского языка; |
33 | Типы речи или типы в речи. (1ч.) | Функциональные разновидности языка, их особенности. Конкурс вежливых. | Анализировать текст. Составлять свой текст. | перерабатывать и преобразовывать инфор-мацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. |
34 | Итоговые занятия за год. (2ч) | Защита проектов. | Публично выступать. | расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязей его уровней и единиц; формирование навыков проведения различных видов анализа слова; формирование ответственности за языковую культуру родного края и России как общечеловеческую ценность. |
Календарно- тематическое планирование к программе внеурочной деятельности для 7"Б" класса
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
Введение 1ч. |
1 | Язык и речь - чудо из чудес. | 1ч. | 05.09 |
Орфография 5ч. | | |
2 | Необычные правила. | 1ч. | 12.09 |
3 | Путеводные звёзды орфографии. | 1 ч. | 19.09 |
4 | Если матрёшки не откликнулись… | 1 ч. | 26.09 |
5 | Ъ и Ь – смягчение иль разделение? | 1ч. | 03.10 |
6 | Хитрый звук «йот» | 1ч. | 10.10 |
Лексическая стилистика. 7 ч. |
7 | Слова-тёзки. | 1 ч. | 17.10 |
8 | Различай и отличай. | 1 ч. | 24.10 |
9 | Поиск нужного слова. | 1 ч. | 07.11 |
10 | Многословие. | 1 ч. | 14.11 |
11 | Каламбур и многозначность. | 1 ч. | 21.11 |
12 | Тайно слово родилось. | 1 ч. | 28.11 |
13 | Судьба слова. | 1 ч. | 05.12 |
Грамматика . Морфология и синтаксис. Предложение. 2ч. |
14 | Проще простого или сложнее сложного. | 1ч. | 12.12 |
15 | Согласуй меня и помни. | 1 ч. | 19.12 |
Итоговое занятие за 1-е полугодие 1ч. | | |
16 | Работа над проектом (выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала). | 1ч. | 26.12 |
Морфология. Наречие .5 ч. |
17 | Наречие как часть речи. | 1ч. | 09.01 |
18 | Образование бывает разным. | 1ч. | 16.01 |
19 | Разряд, становись в ряд! | 1ч. | 23.01 |
20 | Узнай меня по суффиксу! | 1ч. | 30.01 |
21 | Некогда или никогда? | 1ч. | |
Слова категории состояния 1ч. |
22 | Затруднительное состояние. | 1ч. | 06.02 |
Предлог 2 ч. |
23 | Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме. | 1ч. | 13.02 |
24 | Употреби меня со словом. | 1ч. | 20.02 |
Союз 2ч. |
25 | То же, так же иль за то? | 1ч. | 27.02 |
26 | Соединю простое в сложное. | 1ч. | 06.03 |
Частица 2 ч. |
27 | Уточню, укажу, на вопрос отвечу. | 1 ч. | 13.03 |
28 | Не могу не знать = я знаю! | 1ч. | 20.03 |
Междометие 2 ч. |
29 | Будешь вежлив ты со мной. | 1ч. | 03.04 |
30 | «Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!» | 1ч. | 10.04 |
Культура речи 3 ч. |
31 | Заговори, чтоб я тебя увидел. | 1ч. | 17.04 |
32 | «Стильная речь» | 1 ч. | 24.04 |
33 | Типы речи или типы в речи. | 1 ч. | 08.05 |
Итоговые занятия 2ч. |
34 | Защита проектов. | 1 ч. | 15.05 |
35 | Защита проектов. | 1 ч. | 22.05 |
36 | Защита проектов. | 1 ч. | 29.05 |
Всего | 36 ч. | |