СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА занятий по внеурочной деятельности общекультурного направления «Увлекательная грамматика» 7 класс "Б" (ФГОС)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность Занимательная грамматика» является закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Содержание и методы обучения программы "Увлекательная грамматика» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА занятий по внеурочной деятельности общекультурного направления «Увлекательная грамматика» 7 класс "Б" (ФГОС)»



Ростовская область


Матвеево- Курганский район поселок Матвеев-Курган

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Матвеево- Курганская средняя общеобразовательная школа №2

Утверждаю

Зам. директора по УВР МБОУ

Матвеево- Курганской сош №2

___________________/Л.М. Лямцева/







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

занятий по внеурочной деятельности

общекультурного направления



«Увлекательная грамматика»


7 класс "Б" (ФГОС)



на 2017-2018 учебный год.



Количество часов – 35

Учитель Репринцева С.П.

















2017 г.



Пояснительная записка

Русскому языку как учебному предмету отводится большая роль в решении образовательных и воспитательных задач, которые в настоящее время стоят перед школой.

Раскрытие богатства русского языка пробуждает у учащихся чувство гордости за великий, могучий, свободный русский язык. Выработка привычки обращать внимание на свою собственную речь, умение наблюдать и анализировать явления языка воспитывают ответственное отношение к слову, стремление бороться за культуру речи. При хорошей постановке работы у школьников воспитывается любовь и интерес к языку, желание внимательно и аккуратно выполнять задания. Поэтому учителя в своей работе стараются применять такие приёмы, которые активизируют умственную деятельность учащихся, вносят элементы занимательности в занятия по языку.

Особенно большими возможностями для внесения разнообразия и занимательности в занятия по языку располагает учитель во внеклассной работе.

Внеклассные занятия способствуют формированию у школьников элементарных понятий о законах языка и истории его развития, ознакомлению учащихся с богатством выразительных средств языка, углублению знаний, полученных на уроках.

Благотворное влияние оказывает внеклассная работа на развитие речи учащихся. Обогащается словарный запас, вырабатываются навыки выразительного чтения, грамотной устной и письменной речи. Учащиеся более самостоятельно, чем на уроке, анализируют материал, обобщают и сопоставляют грамматические явления, знакомятся с историей отдельных слов и выражений.

Наиболее распространённой и проверенной на практике формой внеклассной работы по русскому языку является внеурочная деятельность. Данные занятия пробуждают у учащихся интерес к явлениям живой речи, развивают свойственную детям пытливость ума, любознательность. Поэтому работа здесь должна строиться таким образом, чтобы не дублировать материал урока, а расширять и углублять познания детей, воспитывать у них внимание и любовь к слову.

Внеурочная деятельность Занимательная грамматика» является закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Содержание и методы обучения программы "Увлекательная грамматика» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.

Необходимость разработанного курса внеурочной деятельности заключается в желании школьников узнать нечто новое о русском языке.

В рабочей программе по внеурочной деятельности произведена корректировка примерной программы в плане введения дополнительных тем и увеличения количества часов, способствующих преемственности урочной и внеурочной деятельности учащихся, а также с учётом материально-технической базы кабинета и регионального компонента.

Основные цели программы:

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.

Задачи:
Обучающие:

- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

- развитие мотивации к изучению русского языка;

- развитие творчества и обогащение словарного запаса;

- совершенствование общего языкового развития учащихся;

-углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке;
-выявление одарённых в лингвистическом отношении учащихся, а также воспитание у слабоуспевающих учеников веры в свои силы, в возможность преодоления отставания по русскому языку.

Воспитывающие:

- воспитание культуры обращения с книгой;

- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

- развивать смекалку и сообразительность;

- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Программа направлена на реализацию педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания и обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • системность организации учебно-воспитательного процесса.

Формирование информационной грамотности происходит на основе использования информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. В программу включены задания, направленные на активный поиск новой информации в книгах, словарях, справочниках. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, условные обозначения).

Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, презентации своих работ, коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.

Социализирующую функцию курса обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.

У ребенка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации.

Повышению мотивации способствует создание положительного эмоционального фона, стимулирующего состояние вдохновения, желание творить, при котором легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность.

На первом этапе ребенок наблюдает, анализирует изображение, пытается понять, как она выполнена. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. Основные этапы работы учитель показывает в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приемы и методы.

Программа ориентирована на УМК под редакцией для 5-9 классов Е.А. Быстровой, Ю.Н. Гостевой, Л.В. Кибиревой, Т.М. Воителевой, Е.С. Антоновой, Н.Н. Фаттаховой, И.Р. Калмыковой

К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому. Темы занятий подобраны в соответствии с темами, которые вызывают у школьников особые затруднения при изучении их на уроках.

Работа основывается на общедидактических принципах, среди которых следует, прежде всего, назвать:

- принцип научности;

- принцип последовательности и систематичности в изложении материала;

- принцип преемственности и перспективности в усвоении знаний;

- принцип связи теории с практикой;

- принцип доступности;

- принцип тесной взаимосвязи кружковых занятий с классными;

- принцип добровольного участия школьников в занятиях;

- принцип равного права всех учеников на участие в кружковой работе;

- принцип самодеятельности, самостоятельности учащихся;

- принцип занимательности.

Программа «Занимательная грамматика» позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Важнейшим нормативным документом по введению федеральных образовательных стандартов общего образования второго поколения в действие является Базовый учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации, который состоит из двух частей: инвариантной части и вариативной части, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Внеурочная образовательная деятельность – деятельность в рамках образовательного процесса, направленная на формирование и реализацию индивидуальных склонностей, способностей, интересов учащихся в разных видах деятельности. Таким образом, внеучебная деятельность ребенка приобретает статус образовательной деятельности и является необходимым компонентом процесса получения образования.

Данная программа рассчитана на учащихся 7 "Б" класса

Срок ее реализации - 1 год.

Курс рассчитан на 35 часов, реализуется за 34 учебных часа.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Планируемые результаты освоения курса


Личностные результаты:

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.



Тематическое планирование


№ п/п

Раздел, тема

Основное содержание материала темы

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Планируемые предметные результаты

1

Язык и речь - чудо из чудес.(1ч)

Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. История некоторых слов.

Составлять текст по пословице или поговорке о языке. Составление этимологического словаря народной мудрости о языке.


СФормировать первоначальные представления о единстве и много-образии языкового и культурного пространства России, Ростовской области, о языке как основе национального само-сознания; представление о языке как о явлении национальной культуры и средства человеческого об-щения.

2

Необычные правила.(1ч)

Работа с некоторыми школьными правилами, создание новых формулировок правил..)

Аргументировать выбор гласной в корнях с чередованием гласных.

Работать в команде.

Овладеть учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач; формирование базовых умений, обеспечивающих возможность даль-нейшего изучения языка.


3

Путеводные звёзды орфографии. (1ч)

Рассказ об этимологии – разделе языкознания, который исследует происхождение и историю развития слов. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов.

Анализировать текст сказки. Сочинение грамматической сказки.

4

Если матрёшки не откликнулись… (1ч)

Нахождение внутри слов забавных матрёшек, которые помогут легко запомнить правописание. Но матрёшки живут не во всех словах. Как поступать в таких случаях? Лингвистические игры.

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде. Систематизировать материал.

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде. Система-тизировать материал.

5

Ъ и Ь – смягчение иль разделение? (1ч.)

Использование знаков в тексте. Конкурс-игра «Что там стоит?..»

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

Владеть правильным способом применения изученных правил орфографии

6

Хитрый звук «йот» (1ч. )

Роль его в речи и на письме. Работа с текстом

Сравнительный анализ словосочетаний и предложений. Выступать на публике.

Владеть правильным способом применения изученных правил орфографии

7

Слова-тёзки. (1ч).

Омонимы. Омофоны. Омографы. Омонимия в основе загадок

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

Научиться различать прямое и переносное значения слова; отличать омонимы от многозначных слов. Научиться извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различного типа .

8

Различай и отличай.(1ч).

Употребление паронимов. Их отличия. Дидактические игры и упражнения.

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

9

Поиск нужного слова. (1ч).

Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексические неологизмы. Игра- конкурс «Кто больше?»

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

10

Многословие. (1ч).

Речевая избыточность и речевая недостаточность. Плеоназм. Скрытая тавтология. Сочинения-миниатюры «Весенняя симфония», «Песня весёлого ручейка».

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

Рассматривать заявленные темы на занятиях;

использовать интерактивные тренажеры;

проводить практические занятия в игровой форме

11

Каламбур и многозначность. (1ч)

Знакомство с каламбуром, многозначностью. Лингвистические игры «Давайте поиграем».

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

12

Тайно слово родилось. (1ч).

Практическое занятие, определение, как рождаются слова

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

Научиться различать свободные сочетания слов и фразеологизмы. Научиться применять правила коллективного решения творческой задачи. Научиться определять способы связи предложений в тексте, средства связи предложений в тексте, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, находить необходимую информацию .

13

Судьба слова. (1ч)


Лингвистические игры. «Происхождение слов».

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

14

Проще простого или сложнее сложного. (1ч.)

Составление предложений. Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях, для усиления выразительности речи. Актуальное членение.

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

15

Согласуй меня и помни. (1ч.)

Составление текстов с согласованием названий городов, названий рек, озер, заливов и пр.. Согласование зарубежных республик, административно-территориальных единиц и астрономических названий.

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

16

Работа над проектом .(1ч)

Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала.


Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

Производить сравнительный анализ слово-сочетаний и предложений. Выс-тупать на публике.

17

Наречие как часть речи.. (1ч.)

Наречие. Работа с деформированными текстами. Лингвистическое лото.

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий. Морфологичес-кий разбор наречия.

18

Образование бывает разным. (1ч.)

Способы образования наречий. Решение лингвистических примеров и задач.

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

19

Разряд, становись в ряд! (1ч.)

Разряды наречий .Употребление наречий в тексте. Кроссворды.

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового

20

Узнай меня по суффиксу! (1ч.)

Суффиксы наречий. Зависимость правописания от суффикса. Наречия в загадках.

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе   морфоло-гического разбора наречия. Научиться применять правило написания одной или двух букв н суффиксах наречий на о- и е- .

21

Некогда или никогда?(1ч.)

Правописание не и ни в наречиях. Работа с текстом. Игра «Кто быстрее?».

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

Формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе решения задачи

22

Затруднительное состояние.. (1ч.)

Слова категории состояния: их виды и применение. Дидактические упражнения.

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе  лингвистического рассуждения

23

Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме.(1ч.)

Роль предлога в речи и в тексте. Работа с текстом.

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

Применять правила написания предлогов, отличать производные и непроизводные предлоги от других частей речи , применять алгоритм морфологического разбора , применять правило слитного и раздельного написания производных предлогов .

24

Употреби меня со словом. ( 1ч.)


Конструкции с предлогом и без предлога. Различие предлогов в соответствии с присущими им значениями. Употребление предлогов с географическими объектами, при названиях островов, гор, местностей, транспортных средств..

Анализировать текст. Составлять свой текс. Работать в команде.

25

То же, так же иль за то? (1ч.)

Правописание союзов. Дидактические игры с союзами.. Лингвистическая игра «Найди соответствие».

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.

Владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

26

Соединю простое в сложное. ( 1ч.)

Роль союзов в тексте. Построение текстов.

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.

Научиться отличать союзы от других частей речи и определять их роль в предложении , объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования союзов. Научиться определять союзы сочинительные и подчинительные по их грамматическим признакам

27

Уточню, укажу, на вопрос отвечу.. (1ч.)

Разряды частиц. Игры на внимание.

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.

Научиться отличать частицу от других частей речи . Научиться различать частицы по их значению . Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования частиц

28

Не могу не знать = я знаю! (1ч.)

Значение и роль частицы в тексте. Конкурс на восстановление деформированного текста.

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.

29

Будешь вежлив ты со мной. (1ч. )

Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы.

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.

Научиться определять междометие по его грамматическим признакам . Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования междометий . Научиться применять правила дефисного написания наречий, постановки знаков препинания при междометиях .

30

«Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!» (1ч.)

Звукоподражатель-ные слова, их роль и употребление.

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.

 Выработать интерес к письму, к созданию собст-венных текстов, к письменной форме общения

31

Заговори, чтоб я тебя увидел. (1ч.)

Культура речи. Речевой этикет. Насыщенность и культура речи. Решение кроссвордов.

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.

Анализировать языковые явления, процессы связи и отношения, выявляемые в ходе работы над тестом

32

«Стильная речь» (1ч.)

Функциональные разновидности языка, их особенности. Конкурс вежливых.

Анализировать текст. Составлять свой текст. Работать в команде.

Использовать коммуникативно-эстетические возможности русского языка;

33

Типы речи или типы в речи. (1ч.)

Функциональные разновидности языка, их особенности. Конкурс вежливых.

Анализировать текст. Составлять свой текст.

перерабатывать и преобразовывать инфор-мацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

34

Итоговые занятия за год. (2ч)

Защита проектов.


Публично выступать.

расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязей его уровней и единиц;

формирование навыков проведения различных видов анализа слова;

формирование ответственности за языковую культуру родного края и России как общечеловеческую ценность.







































































Календарно- тематическое планирование к программе внеурочной деятельности для 7"Б" класса

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Введение 1ч.

1

Язык и речь - чудо из чудес.

1ч.

05.09

Орфография 5ч.



2

Необычные правила.

1ч.

12.09

3

Путеводные звёзды орфографии.

1 ч.

19.09

4

Если матрёшки не откликнулись…

1 ч.

26.09

5

Ъ и Ь – смягчение иль разделение?

1ч.

03.10

6

Хитрый звук «йот»

1ч.

10.10

Лексическая стилистика. 7 ч.

7

Слова-тёзки.

1 ч.

17.10

8

Различай и отличай.

1 ч.

24.10

9

Поиск нужного слова.

1 ч.

07.11

10

Многословие.

1 ч.

14.11

11

Каламбур и многозначность.

1 ч.

21.11

12

Тайно слово родилось.

1 ч.

28.11

13

Судьба слова.

1 ч.

05.12

Грамматика . Морфология и синтаксис. Предложение. 2ч.

14

Проще простого или сложнее сложного.

1ч.

12.12

15

Согласуй меня и помни.

1 ч.

19.12

Итоговое занятие за 1-е полугодие 1ч.



16

Работа над проектом (выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала).

1ч.

26.12

Морфология. Наречие .5 ч.

17

Наречие как часть речи.

1ч.

09.01

18

Образование бывает разным.

1ч.

16.01

19

Разряд, становись в ряд!

1ч.

23.01

20

Узнай меня по суффиксу!

1ч.

30.01

21

Некогда или никогда?

1ч.


Слова категории состояния 1ч.

22

Затруднительное состояние.

1ч.

06.02

Предлог 2 ч.

23

Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме.

1ч.

13.02

24

Употреби меня со словом.

1ч.

20.02

Союз 2ч.

25

То же, так же иль за то?

1ч.

27.02

26

Соединю простое в сложное.

1ч.

06.03

Частица 2 ч.

27

Уточню, укажу, на вопрос отвечу.

1 ч.

13.03

28

Не могу не знать = я знаю!

1ч.

20.03

Междометие 2 ч.

29

Будешь вежлив ты со мной.

1ч.

03.04

30

«Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!»

1ч.

10.04

Культура речи 3 ч.

31

Заговори, чтоб я тебя увидел.

1ч.

17.04

32

«Стильная речь»

1 ч.

24.04

33

Типы речи или типы в речи.

1 ч.

08.05

Итоговые занятия 2ч.

34

Защита проектов.

1 ч.

15.05

35

Защита проектов.

1 ч.

22.05

36

Защита проектов.

1 ч.

29.05

Всего

36 ч.






































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!