СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Увлекательная грамматика"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности «Увлекательная грамматика» рассчитана на 3 года реализации для 5,6,7 классов, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Увлекательная грамматика"»

смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шумячская санаторная школа-интернат» для детей, нуждающихся в длительном лечении









Рабочая программа внеурочной деятельности «Увлекательная грамматика»





Разработала: Парфенова Н.П.

учитель русского языка и литературы

срок реализации: 3 года







2019



Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности «Увлекательная грамматика» рассчитана на 3 года реализации для 5,6,7 классов, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию воспитания и развития обучающихся средствами внеурочного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Программа построена с учетом принципов системности, занимательности и доступности. Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности должно стать нормой для молодёжи, оканчивающей средние учебные учреждения. Такой уровень владения языком может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных традиционных форм учебной работы по русскому языку – различного типа уроков, факультативных занятий, внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. В отборе материала к таким занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном. Данная рабочая программа ориентирована на связь с программным материалом по русскому языку, учитывает необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Русский язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Курс «Увлекательная грамматика» является закономерным продолжением уроков русского языка, его дополнением. Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов.

Содержание и методы обучения программы «Увлекательная грамматика» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.

Цель и задачи программы:

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.

Задачи:
Обучающие:

- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

- пробуждение потребности у обучающихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

- развитие мотивации к изучению русского языка;

- развитие творчества и обогащение словарного запаса;

- совершенствование общего языкового развития обучающихся;

-углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

- воспитание культуры обращения с книгой;

- формирование и развитие у обучающихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

- развивать смекалку и сообразительность;

- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому. Темы занятий подобраны в соответствии с темами, которые вызывают у школьников особые затруднения при изучении их на уроках.

Работа основывается на общедидактических принципах, среди которых следует, прежде всего, назвать:

- принцип научности;

- принцип последовательности и систематичности в изложении материала;

- принцип преемственности и перспективности в усвоении знаний;

- принцип связи теории с практикой;

- принцип доступности;

- принцип тесной взаимосвязи кружковых занятий с классными;

- принцип добровольного участия школьников в занятиях;

- принцип равного права всех учеников на участие в кружковой работе;

- принцип самодеятельности, самостоятельности учащихся;

- принцип занимательности.

Программа «Увлекательная грамматика» позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся.

Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Формы организации внеурочной деятельности

- лекции;

- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

- анализ и просмотр текстов;

- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

- опыт личного творчества обучающихся;

- наблюдения над живой речью и над литературным материалом.

Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

- игровая;

- теоретическая;

- практическая.

Описание места курса в учебном плане

Данная программа рассчитана на 3 года обучения. 5 класс - количество учебных недель – 34, количество часов в неделю -1; 6 класс - количество учебных недель – 34, количество часов в неделю -1; 7 класс - количество учебных недель – 34, количество часов в неделю -1.

Срок ее реализации - 3 года.

Планируемые результаты деятельности

Личностные результаты:

- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

- интерес к изучению языка;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметне результаты

Ученик научится

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Ученик получит возможность для формирования:

- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Предметные результаты:

Ученик научится:

  • соблюдать основные орфографические и пунктуационные правила современного русского литературного языка;

  • извлекать необходимую информацию из словарей и справочников, использовать её в разных видах деятельности;

  • проводить разного рода анализы слов: фонетический, морфологический, морфемный, орфографический;

  • группировать слова по видам орфограмм;

соблюдать грамматические нормы в письменных и устных высказываниях

Ученик получит возможность научиться:

- отличительные признаки основных языковых единиц;

- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

- слова, словосочетания, предложения, текста;

- основные орфографические и пунктуационные правила;

- о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;

- четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

- различать паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

- выделять художественные изобразительные средства в тексте;

- пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическим словарями, а также словарями синонимов и антонимов.


















Тематическое планирование, 5 класс


№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения


Введение

1ч.


Ты обязан русской речью хорошо владеть!

1



Фонетика

1ч.


Как ты слышишь звуки и пишешь слова?

1



Графика

1ч.


Сперва аз да буки – потом все науки.

1



Морфемика

1ч.


Бывают ли у слов родственники?

1



Лексикология

2ч.


Слова-тёзки и тёзки наоборот.

1


О словах разных, одинаковых, но разных.

1



Орфография

2ч.


Гласные и согласные, с нами несогласные.

1


Если знаешь части слова, то напишешь их толково.

1



Морфология

1ч.


Морфологическая семейка.

1



Синтаксис и пунктуация

5ч.


Тетрадь ученика или ученическая тетрадь?

1


В лаборатории Предложения.

1


Нужны ли второстепенные члены предложения?

1


Что такое «осложнённое предложение»?

1


Среди знаков препинания.

1



Текстоведение

2ч.


Непридуманный рассказ.

1


Посиделки у Грамматейки

1



Словообразование

2ч.


Загадочные орфограммы.

1


Чудеса приставок.

1



Лексикология и фразеология

3ч.


В руках умелых слово творит чудеса.

1


Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды.

1


Выражения, которые обрели крылья и вечность.

1



Морфология

10ч.



Имя существительное

3ч.


Тайна имени.

1


Интересное о падеже имён существительных.

1


Давайте будем дружить!

1



Имя прилагательное

2ч.


Прилагательное, значит, его нужно прилагать.

1


Слова, «озаряющие предметы».

1



Глагол

5ч.


«Самая огнепышущая, самая живая часть речи».

1


Хитрая Ира.

1


Физкультура для глагола.

1


Глаголы, у которых нет лица.

1


Как образовались Первоспряженск и Второспряженск.

1



Стилистика и текстоведение

2ч.


Офис Переделкина.

1


Напишу-ка я письмо…

1



Итоговое занятие

1 ч.


Волшебный мир грамматики

1



Всего

34 ч.




Содержание тем учебного курса

Введение 1ч.

Тема 1. Ты обязан русской речью хорошо владеть!

(О величии русского языка и его мировом значении. Высказывания великих людей о русском языке. Стихи о русском языке. История некоторых слов. Занимательные задачи о словах.)

Фонетика 1ч.

Тема 2. Как ты слышишь звуки и пишешь слова?

(Закрепление навыков сопоставления звукового и графического образов слов при написании трудных орфограмм. Решение занимательных задач. Конкурс смекалистых. Игра-упражнение «Помоги найти братцу своё место». Работа с сигнальными карточками.)

Графика 1ч.

Тема 3. Сперва аз да буки – потом все науки.

(Краткие сведения из истории русской азбуки. Практическое значение алфавита. Почему мы так говорим? (сообщения учащихся о некоторых устойчивых выражениях). Игры с буквами («Алфавит», «Кто больше?», «Анаграмма»).

Морфемика 1ч.

Тема 4. Бывают ли у слов родственники?

(Как отыскать корень слова. Чередование звуков в корне. Словообразование слов. Работа со словарём. Игры: «Родственники», «Мастерим Матрёшку», «Почему «убегают» гласные и согласные?».)

Лексикология 2ч.

Тема 5. Слова-тёзки и тёзки наоборот.

(Синонимы, антонимы. Грамматическая сказка. Дидактические игры и упражнения.)

Тема 6. О словах разных, одинаковых, но разных.

(Омонимы, омофоны. Сравнительный анализ предложений. Работа со словарём омонимов. Грамматические задачи. Стихи о омонимах и омофонах. Наблюдение над текстом.)

Орфография 2ч.

Тема 7. Гласные и согласные, с нами несогласные.

(О правописании безударных гласных и непроизносимых согласных в корне слов. Дидактическая сказка «Ударный и безударный». Работа со стихотворениями «Ошибка», «Грустные вести». Игра «Мотогонки» (непроизносимые согласные). Грамматические загадки, кроссворды).

Тема 8. Если знаешь части слова, то напишешь их толково.

(О приставках, суффиксах. Беседа о приставках, игра с приставками. Ребусы. Дидактическая сказка «Работа суффиксов». Игры, головоломки о суффиксах.)

Морфология 1ч.

Тема 9. Морфологическая семейка.

(О самостоятельных и служебных частях речи. Дидактическая сказка «Как Морфология порядок навела». Игра «Строим дом». Рассказ по картинке. Игра «Перевёртыши». Лингвистическая задача «Дружная семейка»).

Синтаксис и пунктуация 5ч.

Тема 10. Тетрадь ученика или ученическая тетрадь?

(Словосочетания, виды словосочетаний. Игра «На корабликах». Работа с шуточными текстами. Игра «Рисуем и сочиняем». Игровые упражнения.)

Тема 11. В лаборатории Предложения.

(Главные члены предложения. Дидактическое стихотворение «Весёлые рифмы». Словесные шарады. Работа с текстами и предложениями.)

Тема 12. Нужны ли второстепенные члены предложения? (Грамматическая сказка. Стихи на запоминание. Занимательные задачки.)

Тема 13. Что такое «осложнённое предложение»?

(Обращения, вводные слова. Дидактическая сказка «Внештатные сотрудники». Стихи на запоминание. Игра «Реклама». Пунктуационные упражнения.)

Тема 14. Среди знаков препинания.

(Дидактическая сказка «Бродячий цирк». Из истории знаков препинания. Загадки на узнавание пунктуационных знаков. Решение задач на пунктуацию.)

Текстоведение 2ч.

Тема 15. Непридуманный рассказ.

(Основные нормы построения текста. Весёлые запоминалки. Игра «В гостях у издательства», конкурс редакторов.)

Тема 16. «Посиделки у Грамматейки» (Викторина, тестирование.)

Словообразование 2ч.

Тема 17. Загадочные орфограммы.

(Чередование букв О и А; О, Ё после шипящих и Ц в корнях слов. Дидактические сказки «Суффикс-консультант», «Разведчица Ё». Работа с деформированными текстами, конкурс «Кто быстрее», составляем кроссворд.)

Тема 18. Чудеса приставок.

(Правописание приставок раз-, рас-; весёлые запоминалки, редкие приставки, дидактические игры, упражнения, головоломки, ребусы)

Лексикология и фразеология 3ч.

Тема 19. В руках умелых слово творит чудеса.

(Слова однозначные и многозначные, переносное значение слова. Работа с лирическими текстами. Детские высказывания из записей К.Чуковского. Грамматические упражнения, составление ребусов.)

Тема 20. Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды. (Роль тропов в художественном тексте. Понятия: эпитет, метафора. Прилагательные в загадках. Игра «Расставь всё по местам». Рисуем словесный портрет. )

Тема 21. Выражения, которые обрели крылья и вечность. (Фразеологизмы. Сообщения учащихся. Работа с текстом. Знакомство с фразеологическим словарём. Занимательные грамматические упражнения. Игры «Кто быстрее?», «Кто сказал…»).

Имя существительное 3ч.

Тема 22. Тайна имени.

(Имя существительное собственное и нарицательное. Сообщения учащихся «Из истории имён», дидактическая сказка «Тайна существительных, или война двух разрядов», конкурс «Словесные баталии», кроссворд «Найди соответствия».)

Тема 23. Интересное о падеже имён существительных.

(История падежей, безударные окончания Е и И. Весёлые запоминалки о падежах, занимательные стихотворения с определением падежей, чайнворд, игра «Заказ».)

Тема 24. Давайте будем дружить!

(Употребление имен существительных в речи. Немного из этимологии. Весёлые запоминалки слов, сложных в ударении.)

Имя прилагательное 2ч.

Тема 25. Прилагательное, значит, его нужно прилагать. (Дидактическая сказка «Скромные просители». Грамматический рассказ «Прилагается ли прилагательное?». Дидактические игры с прилагательными.)

Тема 26. Слова, «озаряющие предметы».

(Об эпитетах. Эпитеты в устном народном творчестве, художественных произведениях. Игра «Читаем картины», конкурсы «Лучшее признание», «Создай свою сказку»)

Глагол 5ч.

Тема 27. «Самая огнепышущая, самая живая часть речи»

(Общее значение глагола, употребление в речи. Грамматическая сказка «Здравствую, дядюшка Глагол». Весёлое стихотворение «Я учу глаголы». Игра «Перепутаница».Грамматическая сказка «В стране Ошибии». Игры на внимание.)

Тема 28. Хитрая Ира.

(Правописание Е и И в корнях с чередованием. Весёлые запоминалки. Конкурс на восстановление деформированного текста, игра «Копилка», конкурс «Разведчики» (нахождение слов с чередованием в тексте).

Тема 29. Физкультура для глагола

(Наклонение глаголов. Дидактический рассказ «В стране Глаголия». Игра «Лучший тренер для глагола», конкурс «На старт! Внимание! Марш!», создаём ребусы.)

Тема 30. Глаголы, у которых нет лица.

(Безличные глаголы. Дидактическая сказка «Важная персона». Из истории слов «-СЯ в глаголах». Дидактические соревнования. Чайнворд «Глагол»).

Тема 31. Как образовались Первоспряженск и Второспряженск. (Дидактическая сказка «Откуда появились глаголы исключения». Стихотворения на запоминание. Игра «Заказ». Решение кроссвордов.)

Стилистика и текстоведение 2ч.

Тема 32. Офис Переделкина.

(Стили речи. Игра «Лучший помощник библиотекаря». Конкурс заметок.)

Тема 33. Напишу-ка я письмо…

(Правила составления письма, адреса (на бумажном и электронном носителях.)

Итоговое занятие 1 ч.

Тема 34. Волшебный мир грамматики. Итоговый урок. (Тест-игра.)





Тематическое планирование, 6 класс.

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата проведения


Введение

2 ч.


Язык мой – друг мой.

1


Сколько языков на Земле?

1



Лексика. Фразеология

13 ч.


История лексики. Родные слова.

1


Слова-«предки»

1


Слова-«пришельцы»

1


Диалектизмы… Какие они?

1


Лексика профессионалов.

1


Почему стареют слова?

1


Какие слова считаются новыми?

1


Молодёжный сленг и отношение к нему

1


Словарь – мой добрый друг и верный помощник.

1


В мире фразеологии.

1


Мы говорим его стихами. Афоризмы.

1


Конкурс «Своя игра» по теме «Фразеологизмы».

1


Итоговое занятие по теме: «Лексика. Фразеология».

1



Словообразование. Орфография

9 ч.


Занимательная морфемика (по следам прошлых занятий)

1


«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.

1


Как в русском языке образуются слова?

1


Приставки-труженицы. Приставки, которые всегда одинаковые.

1


Приставки- нарушители «главного» правила.

1


Самые «трудные» приставки.

1


Корни слов: постоянство и измены.

1


Орфография суффиксов.

1


Занимательная викторина «Строители слова»

1



Морфология. Орфография

10 ч.


Законы написания существительных.

1


  1. -

Приключение в стране «Имя Прилагательное».

1


2

Как правильно писать числительные?

2


2

Местоимения, которые пишутся непросто.

2


2

Глагольная орфография.

2


1

Игра «Я знаю части речи»

1


1

Викторина «Занимательная грамматика»

1



Всего

34 ч.




Содержание тем учебного курса

Введение 2 ч.

Язык мой – друг мой.

Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Понятия, изученные в курсе «Занимательная грамматика» 5 класса

Сколько языков на Земле?

Игра – соревнование “Кто больше знает слов на букву…»

Лексика. Фразеология 13 ч.

История лексики. Родные слова.

Лексика. История Исконная лексика.

Слова-«предки». Старославянизмы.

Слова-«пришельцы». Заимствованные слова. Работа со словарем иностранных слов, отработка практических навыков нахождения слов иностранного происхождения в русском языке.

Диалектизмы… Какие они? Диалектные слова.

Лексика профессионалов. Профессиональные (специальные слова).

Почему стареют слова? Устаревшие слова. Историзмы. Архаизмы.

Какие слова считаются новыми? Новые слова (неологизмы). Окказионализмы.

Молодёжный сленг и отношение к нему. Самостоятельное наблюдение и запись речи своей, своих товарищей, старшего поколения

Словарь – мой добрый друг и верный помощник. Знакомство со словарями, отработка навыков пользования словарем, знакомство со словарной статьей, обогащение словарного запаса учащихся

В мире фразеологии.

Знакомство с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета. Игра «Скажи иначе».

Мы говорим его стихами. Афоризмы.

Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.

Конкурс «Своя игра» по теме «Фразеологизмы». Интеллектуальная игра. Фразеологизмы. Широкое и узкое понимание.

Итоговое занятие по теме: «Лексика. Фразеология». Тестирование Понятия, изученные в теме: «Лексика. Фразеология»

Словообразование. Орфография 9 ч.

Словообразование. Орфография. Занимательная морфемика (по следам прошлых занятий). Морфемы. Словообразование и формообразование.

«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими словарями. Определение первоисточников слова.

Как в русском языке образуются слова? Способы словообразования.

Приставки-труженицы. Приставки, которые всегда одинаковые. Приставка. Правописание приставок.

Приставки- нарушители «главного» правила. Единообразное написание приставок.

Самые «трудные» приставки. Правописание приставок на -з, -с; пре-, при-.

Корни слов: постоянство и измены. Правописание гласных в корнях слов.

Орфография суффиксов. Правописание суффиксов.

Занимательная викторина «Строители слова». Повторение навыков правописания морфем.

Морфология. Орфография 11 ч.

Законы написания существительных. Морфология. Орфография. Имя существительное. Правописание имен существительных. Сказка “Приключение в стране “Имя Существительное” Нахождение существительных в тексте.

Приключение в стране «Имя Прилагательное». Правописание имён прилагательных. Нахождение прилагательных в тексте, отработка умения образовывать прилагательные.

Как правильно писать числительные? Правописание имен числительных.

Местоимения, которые пишутся непросто. Разряды местоимений. Правописание местоимений.

Глагольная орфография. Глагол. Правописание глаголов.

Игра «Я знаю части речи». Определение смысловых и грамматических связей между словами.

Викторина «Занимательная грамматика» Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

Итоговый урок

Тематическое планирование, 7 класс


№ темы

Тема занятия

Кол-во часов

Введение 1ч.


1

Язык и речь-чудо из чудес.

1ч.

Орфография 5ч.


2

Необычные правила.

1ч.

3

Путеводные звёзды орфографии.

1 ч.

4

Если матрёшки не откликнулись…

1 ч.

5

Ъ и Ь –смягчение иль разделение?

1ч.

6

Хитрый звук «йот»

1ч.

Лексическая стилистика. 7 ч.


7

Слова-тёзки.

1 ч.

8

Различай и отличай.

1 ч.

9

Поиск нужного слова.

1 ч.

10

Многословие.

1 ч.

11

Многословие.

1 ч.

12

Каламбур и многозначность.

1 ч.

13

Тайно слово родилось.

1 ч.

Грамматика. Морфология и синтаксис.

Предложение. 3ч.


14

Судьба слова.

1ч.

15

Проще простого или сложнее сложного.

1ч.

16

Согласуй меня и помни. Работа над проектом (выбор

темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала).

1 ч

Морфология. Наречие. 5 ч.


17

Наречие как часть речи.

1ч.

18

Образование бывает разным.

1ч.

19

Разряд, становись в ряд!

1 ч.

20

Узнай меня по суффиксу!

1ч.

21

Некогда или никогда?

1ч.

Слова категории состояния 1ч.


22

Затруднительное состояние.

1ч.

Предлог 2 ч.


23

Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме.

1ч.

24

Употреби меня со словом.

1ч.

Союз 2ч.



25

То же, так же иль за то?

1ч.

26

Соединю простое в сложное.

1 ч.

Частица 2 ч.


27

Уточню, укажу, на вопрос отвечу.

1ч.

28

Не могу не знать - я знаю

1 ч

Междометие 2 ч.

29

Будешь вежлив ты со мной.

1 ч.

30

«Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!»

1ч.

Культура речи 3 ч.


31

Заговори, чтоб я тебя увидел.

1ч.

32

«Стильная речь»

1ч.

33

Типы речи или типы в речи.

1ч.


Итоговое занятие 1ч.


34

Защита проектов.

1 ч.

Всего


34 ч.


Содержание курса


Тема 1. Язык и речь - чудо из чудес.. ( Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. История некоторых слов. )

Тема 2. Необычные правила.1ч.(Работа с некоторыми школьными правилами. создание новых формулировок правил..)

Тема 3. Путеводные звёзды орфографии.1ч. (Рассказ об этимологии – разделе языкознания, который исследует происхождение и историю развития слов. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов.)

Тема 4. Если матрёшки не откликнулись…. (Нахождение внутри слов забавных матрёшек, которые помогут легко запомнить правописание. Но матрёшки живут не во всех словах. Как поступать в таких случаях? Лингвистические игры.)

Тема 5. Ъ и Ь – смягчение иль разделение?..(Использование знаков в тексте. Конкурс-игра «Что там стоит?..»)

Тема 6. Хитрый звук «йот»1ч.(Роль его в речи и на письме.Работа с текстом.)

Тема 7. Слова-тёзки.1ч.(Омонимы. Омофоны. Омографы. Омонимия в основе загадок.).

Тема 8. Различай и отличай.. (Употребление паронимов. Их отличия. Дидактические игры и упражнения).

Тема 9. Поиск нужного слова.1ч.(Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексические неологизмы. Игра- конкурс «Кто больше?»)

Тема 10. Многословие.1ч.(Речевая избыточность и речевая недостаточность. Плеоназм. Скрытая тавтология. Сочинения-миниатюры «Весенняя симфония», «Песня весёлого ручейка»).

Тема 11. Каламбур и многозначность.1ч. (. Знакомство с каламбуром, многозначностью. Лингвистические игры «Давайте поиграем».)

Тема 12. Тайно слово родилось.. (Практическое занятие, определение, как рождаются слова)

Тема 13. Судьба слова.1ч.(Лингвистические игры. «Происхождение слов».)

Тема 14. Проще простого или сложнее сложного.1ч. (.Составление предложений.П рямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях, для усиления выразительности речи. Актуальное членение.)

Тема 15. Согласуй меня и помни.1ч..(Составление текстов с согласованием названий городов, названий рек, озер, заливов и пр.. Согласование зарубежных республик, административно-территориальных единиц и астрономических названий.)

Тема 16. Работа над проектом. 1ч. (Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала).

Тема 17. Наречие как часть речи.. 1ч.( Наречие. Работа с деформированными текстами. Лингвистическое лото.)

Тема 18. Образование бывает разным.. 1ч.(Способы образования наречий. Решение лингвистических примеров и задач.)

Тема 19. Разряд, становись в ряд!. 1ч. (Разряды наречий.Употребление наречий в тексте. Кроссворды.)

Тема 20. Узнай меня по суффиксу!. 1ч.(Суффиксы наречий. Зависимость правописания от суффикса. Наречия в загадках.)

Тема 21. Некогда или никогда?.. 1ч.(Правописание не и ни в наречиях. Работа с текстом. Игра «Кто быстрее?»).

Тема 22. Затруднительное состояние.1ч.(Слова категории состояния: их виды и применение. Дидактические упражнения)

Тема 23. Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме.1ч.(Роль предлога в речи и в тексте. Работа с текстом.)

Тема 24. Употреби меня со словом.1ч.(Конструкции с предлогом и без предлога. Различие предлогов в соответствии с присущими им значениями. Употребление предлогов с географическими объектами, при названиях островов, гор, местностей, транспортных средств..)

Тема 25. То же, так же иль за то?1ч.(Правописание союзов .Дидактические игры с союзами.. Лингвистическая игра «Найди соответствие»)

Тема 26. Соединю простое в сложное.1ч.(Роль союзов в тексте. Построение текстов.)

Тема 27. Уточню, укажу, на вопрос отвечу.1ч.(Разряды частиц. Игры на внимание.)

Тема 28. Не могу не знать = я знаю!1ч.(Значение и роль частицы в тексте. Конкурс на восстановление деформированного текста)

Тема 29. Будешь вежлив ты со мной... (Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы.)

Тема 30. «Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!»1ч. (Звукоподражательные слова, их роль и употребление.)

Тема 31. Заговори, чтоб я тебя увидел.1ч.(Культура речи. Речевой этикет. Насыщенность и культура речи. Решение кроссвордов.)

Тема 32. «Стильная речь»1ч. (Функциональные разновидности языка, их особенности. Конкурс вежливых.)

Тема 33. Типы речи или типы в речи.1ч. (.Работа с текстами, определение типов речи)

Тема 34-. Итоговое занятие за год. Защита проектов. 12ч.



Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


  1. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика - в рифмовках занимательных: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1994.

  2. Бондаренко А.А., Гуркова И.В. Русский язык для весёлых девочек и мальчиков. - Новосибирск: НГПУ, 1995.

  3. Волина В.В. Весёлая грамматика.- М.: Знание, 1995.

  4. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. -М.: Просвещение, 1991.

  5. Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности.2005.

  6. Иванова В. А., Потиха Э. А, Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке.- М.: Просвещение, 1990.

  7. Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку: 5-7 классы.-М.: ВАКО, 2009.

  8. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5 класс/ Сост. Н.В.Егорова.- М.:ВАКО, 2010.

  9. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы/ Н.А.Криволапова.- М.: Просвещение, 2012.

  10. Рик Т.Г. Игры на уроках русского языка: 5 класс.- М.: ВАКО, 2011.

  11. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 5 классе: Универсальная рабочая тетрадь для детей, их родителей и преподавателей-словесников.-М.: ВЛАДОС, 1995.

  12. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5-6 классы. Методическое пособие с электронным приложением.-М.: Глобус, 2010.

  13. Шанский Н.М. Занимательный русский язык: 5-11 классы. - М.: Дрофа, 1996.

  14. http://rus-gmo.at.ua/load/russkij_jazyk/kruzhok_po_russkomu_jazyku/8-1-0-96

  15. http://www.natalija.novki-shkola.ru/kvn-zanimatelnaya-grammatika-v-5-klasse.html

  16. http://www.natapop.ru/index/kruzhok_zanimatelnoj_grammatiki/0-66

  17. http://zanimatika.narod.ru/Narabotki4.htm


Список литературы

  1. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика - в рифмовках занимательных: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1994.

  2. Бондаренко А.А., Гуркова И.В. Русский язык для весёлых девочек и мальчиков. - Новосибирск: НГПУ, 1995.

  3. Волина В.В. Весёлая грамматика.- М.: Знание, 1995.

  4. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. -М.: Просвещение, 1991.

  5. Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности.2005.

  6. Иванова В. А., Потиха Э. А, Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке.- М.: Просвещение, 1990.

  7. Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку: 5-7 классы.-М.: ВАКО, 2009.

  8. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 5 класс/ Сост. Н.В.Егорова.- М.:ВАКО, 2010.

  9. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы/ Н.А.Криволапова.- М.: Просвещение, 2012.

  10. Рик Т.Г. Игры на уроках русского языка: 5 класс.- М.: ВАКО, 2011.

  11. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 5 классе: Универсальная рабочая тетрадь для детей, их родителей и преподавателей-словесников.-М.: ВЛАДОС, 1995.

  12. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5-6 классы. Методическое пособие с электронным приложением.-М.: Глобус, 2010.

  13. Шанский Н.М. Занимательный русский язык: 5-11 классы. - М.: Дрофа, 1996.

  14. http://rus-gmo.at.ua/load/russkij_jazyk/kruzhok_po_russkomu_jazyku/8-1-0-96

  15. http://www.natalija.novki-shkola.ru/kvn-zanimatelnaya-grammatika-v-5-klasse.html

  16. http://www.natapop.ru/index/kruzhok_zanimatelnoj_grammatiki/0-66

  17. http://zanimatika.narod.ru/Narabotki4.htm







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!