СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устная публицистическая речь

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль искусства слова в создании личностного успеха.

Просмотр содержимого документа
«Устная публицистическая речь»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Печениченская основная школа»



ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете приказом по школе

№1 от 30.08.2019 г. № 70 от 30.08.2019 г.




Программа по активной социализации

Устная публицистическая речь

для обучающихся 7-9 классов



Срок реализации – 2 года

Составитель: учитель русского языка

и литературы Кудрявцева Г.И.


2021-2023 учебный год



Программа по активной социализации в 7-9 классах составлена в соответствии с:

  • Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012г.№273-ФЗ;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;

  • Примерной программой по русскому языку для 5-9 классов Т.А. Ладыженской и др.– М.: Просвещение, 2020 г.

  • Рабочей программой к учебнику Т.А.Ладыженской и др. М.: Просвещение, 2020 г.

  • Основной образовательной программой основного общего образования МКОУ «Печениченская ОШ»;

  • Учебным планом МКОУ «Печениченская ОШ» на 2021-2023 учебный год.


Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. и др.– М.: Просвещение, 2020.УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2020-2021 учебный год. На изучение материала отводится 0, 5 часа в неделю, всего 17 часов.





























  1. Пояснительная записка

Рабочая программа призвана собой помочь обучающимся повторить грамматический материал по русскому языку, функциональным стилям речи и систематизировать знания, которые помогут ему подготовиться к проведению собеседования в 9 классе и написания сочинения по ОГЭ.



  1. Планируемые результаты освоения курса «Устная публичная речь»

Планируемые личностные результаты:

1. Осознание своей идентичности как гражданина многонациональной страны, объединенной одним языком общения - русским;

2. Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества через художественное слово русских писателей; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

3. Понимание культурного многообразия своей страны и мира через тексты разных типов и стилей.


Планируемые метапредметные результаты:

Регулятивные: .

1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся сможет: формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

2.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет: определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

3. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся сможет: оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

4. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Обучающийся сможет: наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки.

Познавательные:

1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет: вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником.

2.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет: обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

3. Смысловое чтение.

Обучающийся сможет: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся сможет: определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы.


Коммуникативные:

1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет: определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности



Планируемые предметные результаты:


В разделе «Подготовка речи. Виды аргументов» обучающийся научится: важнейшим сведениям о принципах построения устной публичной речи, структуры аргументации.

Обучающийся получит возможность научиться: составлять собственно текст по теме, анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия, ситуации общения и; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их.

В разделе «Логика высказывания. Вспомогательные материалы» обучающийся научится: строить публичное выступление

различать описание, повествование и доказательство, формировать культуру речевого поведения учащихся, произносительных, лексических, грамматических и орфографических норм; обогащать и активизировать словарный запас на основе формирования внимательного отношения к слову, его правильному употреблению в устной и письменной речи.

Обучающийся получит возможность научиться: развивать у учащихся языковое чутьё, стремление самостоятельно расширять и углублять знания о русском языке, удовлетворять свой интерес к русскому языку через чтение научно-популярной и художественной литературы, словарей, справочников и других источников информации.

В разделе «Изобразительность речи. Риторические фигуры. Тропы» обучающийся научится: оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного их выразительного словоупотребления; опознавать различные выразительные средства языка.

Обучающийся получит возможность научиться: владению навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, ресурсами Интернета, уместно применять художественно-изобразительные риторические приемы, владеть логической культурой оратора.



3. Содержание курса «Устная публичная речь»



Непосредственное влияние на текст публичной речи оказывает целый ряд факторов: личность выступающего, предмет речи, типология той аудитории, на которую эта речь рассчитана.

В Риме родоначальниками латинского красноречия были Катон старший, Гальба, Карбон, Красс,Квинт Гортензий и, конечно, знаменитые Марк Антоний,главным оружием которого был пафос, и Цицерон.

В России первые письменные свидетельства существования ораторской речи относятся к XI в. В период княжения Ярослава были записаны первые законы Киевского государства. Важнейший памятник письменности —«Русская правда» — сыграл немаловажную роль в зарождающемся русского красноречии.

Суждение, оформленное стилистически вернои обладающее в связи с этим экспрессивностью, содержит упоминание нескольких основных, важных для оратора нравственных категорий — истина, правда, совесть. Именно к этим понятиям пытается привлечь оратор аудиторию. Под обращением в риторическом тексте можно понимать целый комплекс стилистических, риторических, композиционных приемов и тропов. Именно благодаря этим приемам оратор строит свой диалог с аудиторией. Одним из таких приемов является рефрен. Яркой приметой диалогизма ораторского выступленияявляются повтор, вопросно ответные конструкции. Существует несколько видов таких конструкций. Ответствование, сообщение, риторический вопрос в сочетании с ритори- ческим восклицанием, а также предупреждение — все это фигуры диалогизма.

Система аргументации, которую выстраивает ритор в публичной речи, представляется объектом для подробного и обширного изучения. Именно поэтому существует несколько определений понятия аргументация, а также несколько систем классификации доводов (или аргументов). Каждая из этих систем, предлагаемых авторитетными авторами, имеет свои особенности и отражает в большей степени один из аспектов построения публичной речи. В общем виде понятие аргументации можно истолковать так: «Аргументация — способ рассуждения, обеспечивающий доказательность и убедительность выступления; совокупность аргументов в пользу чего-либо». Э то определение указывает на то, что аргументация составляет основу всего текста публичной речи, служит для создания стройной композиции, а также имеет непосредственное отношение к образу ритора.

Понятия тезис, аргумент, демонстрация, опровержение являются общепринятыми в риторической науке и определяют основные принципы построения аргументации.

При построении аргументации необходимо уделять внимание речевым средствам логичности, в частности специальным средствам связи, обеспечивающим последователь-ность развития мысли, переход от одной мысли к другой и обозначающим противоречивые отношения, причинноследственные отношения, а также итог, вывод из сказанного; вопросительным высказываниям; периоду; сложным высказываниям; высказываниям с однородными членами предложения. Построение аргументации относится к такому шагу, как изобретение, которое, являясь первой ступенью риторического построения, разделяется, в свою очередь, на два этапа: 1) создание замысла высказывания и 2) развертывание аргументов. Говоря об аргументации, необхо-димо раскрыть ряд риторических понятий, относящихся к этапу изобретения.

Риторическая аргументация — «создание публичных высказываний, приводящих к согласию и присоединению аудитории».

Предложение — сформулированная мысль, из которой в ходе риторического построения развертывается высказывание. Создание замысла — предварительное обдумывание темы. Предмет речи — выделенное в замысле конкретное содержание высказываний, оно может быть частью аргументации, а может быть и «произведением слова». Аргумент к опыту наиболее действен, когда оратор обращается к такому источнику опыта, как право. В этом случае данный аргумент будет особенно эффективен и убедителен.

Слово композиция, взятое в самом общем значении, соответствует понятию о строении, соотношении и взаимном расположении частей целого. Целое обычно соотносится в таком понимании с произведением. В зависимости от того, о каком произведении идет речь, слово композиция может использоваться и как специальный термин. Так, в литературоведении композиция обычно рассматривается как конкретное построение, внутренняя структура произведения, подбор, группировка и последовательность изобрази-тельных приемов, организующих идейно-художественное целое. Композиция речи — это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления.

Части публичной речи: вступление-обращение, именование темы, повествование, описание, доказательство, опровержение-отступление , воззвание, заключение.

Вступление характеризуется следующими качествами:

1. Во вступлении особенно проявляются ораторские нравы — честность, скромность и т.д.

2. Ритор показывает основания своего обращения к аудитории с речью и стремится дать представление об уровне значимости предмета для общества.

Обращение, начальную часть речи, привлекающую внимание слушателей, следует рассматривать как прием диалога. В основе построения публичного выступлениялежит монолог как особая форма стилистического построение речи, где сочетаются синтаксические особенности письменного и разговорного литературного языка.

Главная часть: три составляющие основной части — повествование, описание, рассуждение — опираются на понятие типы изложения. Повествование описывает историю вопроса: оратор передает последовательность событий. К описанию можно прибегнуть для характеристики личности. Рассуждение как тип изложения может использоваться в сочетании с описанием или повествованием, потому что оратор всегда говорит о том, что произошло. Отдельного важно учесть такую композиционную составляющую , как отступление, также относящуюся к главной части. В литературоведении существует термин - лирическое отступление. Он применим к художественной литературе, однако в тексте риторическом также возможны отступления от основной темы. Такие отступления целесообразно, по-видимому, назвать риторическими. Отступления в публичных речах часто обладают определенно завершенностью, роднящей их с самостоятельными текстами: Понятие текст может быть применено не только по отношению к цельному литературно оформленному произведению, но и к его части, достаточно самостоятельной с точки зрения микротемы и языкового оформления. Заключение, кроме того, содержит и воззвание — обращение к чувствам, где сосредоточены доводы.

Что такое изобразительность речи? Изобразительной принято называть предельно конкретную речь, способную обозначать единичный предмет, способную вызвать представление. В этом определении изобразительности есть два важных момента. Во-первых, указание на способность речи вызывать представление, т.е. образ; во-вторых, указание на предельную, максимальную конкретность. Способность вызывать представление характерна для любой речи, а обусловливать появление предельно конкретного образа — далеко не всякой. Обычная речь изучается в курсах грамматики, в лексике. Риторика же изучает необычную, максимально конкретную речь, значит, ей нужно изучать не просто те языковые средства, которые вызывают представления, а те, которые усиливают способность вызывать и доводить их до максимальной конкретности. Иными словами, риторика должна интересоваться не собственно изобразительностью, а средствами ее усиления. Именно поэтому в публичных речах и вообщев риторических текстах наиболее сильные аргументы всегда связаны с использованием различных средств усиления изобразительности, которые распределены не равномерно,как в художественном произведении, а концентрируются в каком-либо одном фрагменте. Усиление изобразительности начинается с интуитивного или осознанного отбора языковых средств, который подчиняется в первую очередь принципу большей конкретности. Понятие изобразительности связано с такими риторическими терминами, как фигура и троп. Тропы — слова или обороты речи, употребленные в переносном значении для достижения большей выразительности.Риторическая фигура — типичный, воспроизводимый прием словесного оформления мысли.

4. Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

1.Вступление о роли речи.

1

2.Подготовка речи. Виды аргументов. Практикум.

6

3. Логика высказывания. Вспомогательный материал. Практикум

10

4.Изобразительность речи. Риторические фигуры. Тропы. Практикум

16

5.Заключение

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!