СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие речи. Контрольное выборочное изложение текста публицистического стиля на общественную тему (устно)".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поскольку в практику изучения русского языка введено устное собеседование как допуск к ОГЭ, то данный материал способствует подготовке учащихся к пересказу текста публицистического стиля и развитию навыков чтения и понимания текста, запоминанию и передаче основного его содержания.

Просмотр содержимого документа
«"Развитие речи. Контрольное выборочное изложение текста публицистического стиля на общественную тему (устно)".»

Урок русского языка в 9 классе по теме «Развитие речи. Контрольное выборочное изложение текста публицистического стиля на общественную тему (устно)» составила Павлова Вера Николаевна, учитель русского языка МБОУ «Уютненская средняя школа-гимназия» Сакского района Республики Крым.


Тема. Контрольное выборочное изложение текста публицистического стиля на общественную тему (устно).

Цель:

- учить девятиклассников анализировать композиционную структуру текста, отбирать необходимые микротемы для раскрытия заданной темы;

- развивать устную и письменную речь;

- воспитывать любовь к языку.

Оборудование: текст для выборочного изложения.


Ход урока.


  1. Организационный момент.


  1. Актуализация опорных знаний учащихся.

Беседа по вопросам.

- Каковы основные признаки публицистического стиля?

- Какие виды зачина и концовки вам известны?

- Что называется микротемой?


  1. Объявление темы и цели урока.


  1. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Слово учителя.

В процессе учебной деятельности мы обращаемся к источникам разной литературы. Чтобы выбрать основное, мы должны уметь увидеть его. Из каждой микротемы взять ту информацию, которая в совокупности с другой поможет собрать материал для заданной темы.


  1. Восприятие учащимися учебного материала.

1. Чтение учителем текста для изложения. (Текст – на каждой парте).


Красному гостю честь да место.


Семейно-бытовой этикет, как и нормы нравственности, вырабатывался на протяжении многих веков целыми поколениями людей. В основе своей эти правила можно признать всеобщими, поскольку большинство из них неукоснительно соблюдаются во всех уголках земного шара. В то же время народы каждой страны вносили и вносят в семейно-бытовой этикет своё, традиционное представление о культуре, национальный колорит.

Вежливость и почтение к старшим, тактичность и скромность, гостеприимство и хлебосольство – все эти качества прививались на Руси с детства. Исстари считалось: внешнее поведение человека должно соответствовать его внутреннему миру, профессиональной принадлежности. Так, всегда можно безошибочно отличить кузнеца от деревенского плотника, иконописца – от пахаря, промысловика-землекопа – от ремесленника. Они разнились не только одеждой – манерой речи, поведением.

Умение вести себя в обществе, «достойно своему лицу», имело первостепенное значение и в повседневности, и в дни торжеств. Одним из наиболее распространённых ритуалов семейно-бытовой культуре русской деревни слыл приём гостей. «Добро пожаловать!», «милости просим к нашему порогу!» - традиционные на Руси приветствия. Принимали красного (желанного) гостя в светлой избе, по самым разнообразным поводам. Как правило, в пору затишья сельскохозяйственных работ: на «гулянские недели» декабря, в новогодний праздник, сочельник и рождество, на «масляную неделю», «в тёщины вечёрки и «летние святки», приглашали отметить календарные и семейно-бытовые даты – свадьбы, рождения, крещения детей, звали на поминальные обряды… И если сегодня мы задумываемся над тем, куда посадить гостя, так, чтобы никого из собравшихся не ущемить, не обидеть ненароком, то этот вопрос легко разрешался в старинных крестьянских семьях.

Точнее, он не стоял вовсе: каждый хорошо знал своё место. Этих дедовских обычаев придерживались в патриархальных русских деревнях, прочно, казалось – на века.

Места за праздничным столом, обычно длинном, прямоугольным по форме, тёсаным из сосновых пахучих досок, делились на восемь частей: «голову», «родительское», «дедово», «кумовьёв», «братское», («сестринское»), «дружковое», «гостиное» и так называемое «тёткино». В свою очередь и стороны стола делились на «голову», «свою» и «гостиную «хвост».

На сочельник или свадьбу хозяева садились под образами «во главе» стола – торце, причём место хозяйки находилось с той стороны, с которой ей легче было выходить из-за стола. Женщине всегда отдавалось на Руси предпочтение – не только тогда, когда она была виновницей торжества, но и как хранительнице очага, продолжательнице рода. По правую руку от неё располагалась «своя сторона», где рассаживались ближайшие родственники. Другие гости размещались напротив – на «гостиной»стороне. Таким образом, они оказывались лицом к лицу с родственниками хозяев избы. Обе стороны могли свободно общаться. И даже «тётки» и «дядьки» (так называли незваных гостей) имели за столом несколько мест. И хотя все они сидели «во хвостах, не чувствовали себя посторонними в избе», так как места их располагались напротив светлых ликов образов…

Какие бы события, радостные или скорбные, ни собирали гостей в крестьянской избе, как бы ни менялось количество приглашённых – суть крестьянского стола в русской избе оставалась неизменной, с каноническим делением мест по родству, возрасту и почёту. Поэтому и устанавливался стол в центре светлицы – на самом видном, почётном месте. Ножки и подстолье украшались резьбой.

В семейно-бытовой культуре российских деревень и в наши дни сохранились многие старинные обычаи. Но, к сожалению, традиционно русское «прошу к столу!» мы воспринимаем лишь как приглашение «всласть полакомиться в гостях», забывая, что в старину это означало иное. «Прошу к столу» - прежде всего традиционное приглашение к общению. За столом решались многие хозяйственные проблемы, вырабатывалось коллективное мнение, завязывались более тесные взаимоотношения.

Сколько же мудрости содержала в себе семейно-бытовая культура русских деревень! Сколько богатства мы утратили!


(539 слов) (По материалам газет)


2. Работа над содержанием текста.


Вопросы к учащимся:


- Какие качества прививались на Руси?

- Что имело первостепенное значение в повседневной жизни и в дни торжеств?

- Как в русской деревне принимали гостей?

- Как распределялись места за семейным праздничным столом?

- Почему стол устанавливался в центре светлицы?

- Какой смысл вкладывался в выражение «Прошу к столу»?


3. Вопросы и задания учащимся по композиции текста.


1) Определите тему и главную мысль текста.

2) На какие микротемы вы разбили текст?

3) Какие микротемы вы объедините для изложения?

4) Какова главная мысль вашего текста?

5) Определите вид зачина и концовки.


Семейно-бытовой этикет давал представление о культуре, национальном колорите страны. В зачине – общее утверждение. В концовке – резюме: мудрость семейно-бытового этикета – национальное богатство. А оно утрачено.


(Резюме (фр. resume) – краткое изложение сути написанного, сказанного или прочитанного; краткий вывод, заключительный итог чего-либо).


6) Определите подтекстовую информацию и подумайте, благодаря чему она возникает.


Каждый знал своё место не только за столом, но и в жизни. И в быту были правила, не унижавшие, а возвышавшие человека как личность.


7) Составьте план изложения.


П р и м е р н ы й п л а н.


  1. Поведение – отражение внутреннего мира.

  2. Если гость – то желанный.

  3. За столом никто у нас не лишний.

  4. Давайте общаться!


4. Пересказывание учащимися текста.


VI. Домашнее задание. Подготовить сообщение о традициях своей семьи.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!