СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки Аттестация

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Уроки Аттестация»


3-Б КЛАСС 12 .12 .2023 г.

ПЛАН – КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА № 14


Тема урока : Настрою гусли на былинный лад… (былина)


Цель урока: познакомить учащихся со значением гуслей в русском фольклоре; образами народных сказителей былин: Баяна и Садко.

Планируемые результаты:

Предметные: получению новых знаний о былинах, расширению  знаний о богатырях.

Метапредметные: уделить внимание на связь музыки и литературы

УУД

  • Познавательные:

  • - анализировать, обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения;

  • - сравнивать объекты по заданным критериям.

  • Регулятивные:

  • - определять цель, проблему в деятельности;

  • - выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе;

  • - оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

  • Коммуникативные:

  • - излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;

  • - использовать речевые средства в соответствии  с ситуацией общения и коммуникативной задачей;

  • - организовывать работу в группе (самостоятельно определять роли, задавать вопросы, выбирать решения)

Личностные: Позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки, учебник «Музыка» 3 класс Е.Д. Критская Г. П. Сергеева.

План урока:

 1. Орг. момент. Активизация внимания.

2. Актуализация опорных  знаний учащихся по теме урока.

3. Открытие новых знаний.

4. Проверка усвоения нового материала

5. Вокальная работа.

6.Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.

7. Подведение итогов урока.

 

Ход урока


1.Организационный момент

2.Повторение.Распевка.Пение песен, которые изучали на прошлом уроке. Выразительное, красивое исполнение. Исполнение по рядам ,по группам


3. Введение в тему (Чтение былин о богатырях)

Из того ли что из города из Мурома,

Из села, да Карачарова,

Выезжает оттуль да добрый молодец,

Ни своем ли выезжает он на добром коне,

Он уж старый казак, да Илья Муромец.

- Что япрочитала?(былину)

- Как её читала?(неспеша, напевно, как ярабц)

- У народов севера есть песни, которые называются ярабц.

- Легко ли читать былины? Почему? ()

–Давайте вспомним, что такое – былина? (народная песня-сказание, где рассказывается о богатырях – защитниках Родины)


4.Рассказ учителя о былинах

Самым древним жанром русских народных песен являются былины, им более 1000лет.

– Когда-то давным-давно слова «былина» не существовало, а вот песни, которые рассказывали о подвигах и делах минувших лет, называли старинками или старина, что означало «быль»,то есть правдивое повествование.Их сочиняли талантливые люди, но не записывали.

Итак, былины – это русские народные песенные сказания.

Издавна любили на Руси в долгие зимние вечера или в непогоду собираться вместе. Плели сети, чинили рыболовные снасти, мастерили разную домашнюю утварь, а сказитель нараспев сказывал:

Вы послушайте-ка, люди добрые,

Да былину мою, правду-истину.

Первые былины сложились еще в Киевской Руси. Дольше всего, почти до наших дней, былины сказывались на Севере – в деревнях и селах по побережью Белого моря, по берегам северных рек и озер.

Особенно много былин сложил народ о подвигахбогатырей, защищавших Русь.

- Прослушайте былину о русских богатырях.

5.СЛУШАНИЕ «Былины о богатырях»

 БЛИЦ – ОПРОС: (БЫСТРЫЕ ответы)

  • Кто изображен на картине? (на картине изображены Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович).

  • Кто они такие и как их называют? (Это богатыри, защитники своей земли).

  • Как вы думаете, кого называют богатырем? (Сильного, мужественного человека, богатого).

  • Каким изображен каждый из богатырей? Обратите внимание  на выражение лица каждого из них? (Одному дана сила, другому - ум, третьему - доброта).

  • На ваш взгляд, что важнее для богатыря из этих трех качеств? (сила, ум и доброта вместе).


- Исследователи устного народного творчества решили так, что с именем Ильи Муромца связаны народные представления о силе, с именем Добрыни Никитича - об уме, а с именем Алеши Поповича – о доброте. Любого врага победят три этих богатыря, потому что вместе они и сила, и ум, и хитрость.

- Послушайте«Былину о Добрыне Никитиче» в обработке Н.А. Римского – Корсакова.


6.СЛУШАНИЕ «Былины о Добрыне»

- Какая музыка звучала при исполнении былины? (распевная, былинная, неторопливая, спокойная, плавная, повествовательный склад былины)

- О чём рассказывали былины? (о важных событиях, происходивших на Руси, о народных героях, о защитниках земли Русской)

- Какие черты русских богатырей – защитников Отечества прославляются в былинах?(храбрость, смелость, сила, отвага)

- Кто исполнял былины в древности?(сказители)

- Почему исполнителей былин называли певцами – сказителями?(рассказывали как сказки, передавали из уст в уста).

7.Найди на рисунке гусли. Подпиши названия музыкальных инструментов.

- Какой музыкальный инструмент самый древний? (гусли)

- Самым главным и незаменимым инструментом были…(Гусли).

- Молодцы! С заданием справились.

8.Физминутка

9.Разучивание и пение песни. Беседа о характере,о содержании музыки

10.Итог урока

- На уроке мы соприкоснулись с прошлым нашей Родины. А сейчас выполним тест для проверки знаний по теме.

- С какими образами народных сказителей былин познакомились на уроке? (Баяна и Садко.)

- О каком музыкальном древнем русском народном инструменте говорили? (О гуслях.)

- Спасибо, ребята, за то, что вы были внимательны, хорошо слушали и работали.


11.РЕФЛЕКСИЯ

- А теперь дайте оценку своей работе. Перед вами лежат листочки – самооценки. Отметьте то, что вам подходит.12 Домашнее задание Выставление оценок

Самооценка учащихся

Я работал хорошо

Я мог бы работать лучше

Я узнал много нового

Мне было интересно

Мне было трудно

 


















































3-В КЛАСС 25 .10. 2023 г

ПЛАН – КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

УРОК № 8


Тема урока « В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Вечер


Цель урока: познакомить учащихся с образами детских игр и забав на примере пьес из сборника П.И.Чайковского «Детский альбом», формировать и закреплять навыки образного мышления.

Планируемые результаты

Предметные: знакомство с песней, танцем, маршем, с инструментальной музыкой, пьесой; научатся определять характерные черты жанров музыки, сравнивать музыкальные произведения различных жанров и стилей; систематизировать слуховой опыт учащихся в различении жанровых признаков песни, танца и марша.

Метапредметные: расширение умения и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений,

УУД

Познавательные: использовать общие приёмы решения испольнительской задачи; овладение способностями слушать, производить на слух ритмический рисунок, мелодии знакомых песен; учить слышать и оценивать качество собственного исполнения;

Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу; выполнение заданий в соответствии с поставленной целью; формирование позитивной самооценки. развитие творческих способностей детей.

Коммуникативные: формирование навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе работы на уроке: исполненияпесен, игровой деятельности, участие в коллективном обсуждении

Личностные: продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач; поиск средств для осуществления музыкальной деятельности на уроке.

Оборудование:

- компьютер, проектор, экран

- презентация к уроку

Ход урока.

1. ОРГМОМЕНТ

2. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Озвучивание темы: «Игры, игрушки, детские забавы в музыке».

Характеристика мира игрушек. ( Известные, любимые, познавательные, развлекательные, логические).

3. Слушаем: «Марш деревянных солдатиков».П.И.Чайковского.

Разбор музыки, представление шкатулки с солдатиками, где всё по – настоящему. Вопрос:«Солдатики какие?». Ответы ребят. ( Смелые, решительные, стремятся быть храбрыми и отважными героями). Отмечаем использование жанра «марш», определяем 3-х частную форму.

Далее: «История куклы». (Трилогия: 3 пьесы и вальс, связанные с этой игрушкой).

Слушаем: «Болезнь куклы».

Вопрос: «Какие чувства вызывает эта пьеса?» Ответы ребят.(Сострадание, переживание, желание помочь, вылечить).

Движения игрушки угловатые, неуклюжие, ей плохо, грустно и её надо пожалеть. Она жалуется, плачет. Ребята отмечают средства музыкальной выразительности: отдельно взятые звуки, минорный лад, медленный темп.

Слушаем: «Похороны куклы».

Разбираем. Чувствуется печаль, скорбь. Музыка имеет характер траурного марша. Но эти чувства не могут быть длительными в сознании ребёнка. Необходимо переключить внимание. Поэтому, композитор вводит…

Слушаем «Вальс».

Ребята определяют жанр пьесы, отмечают светлый, порывистый и одухотворённый характер. Делаем заключение, что функция вальса – подготовить новый образ (движение эмоций от печали к восторгу).

Слушаем пьесу «Новая кукла».

Ребята сразу отмечают изящество, красоту, горделивость, грациозность, нежность, кокетливость новой игрушки на вопрос: «Какая кукла?» Но и про старую куклу нельзя забывать. Такие игрушки нам тоже очень дороги, как память о прошлом, о событиях.

Делаем вывод: игрушка – друг, предмет заботы и внимания. И это имеет

4. Исполняется песня .Разучивание 1-го куплета. Работаем над чёткостью дикции, соблюдением особенностей метро – ритма, правильностью взятия дыхания, ясностью мелодических фраз.

5. ОБОБЩЕНИЕ.

Итак, мы познакомились с образами игрушек и игр в музыке на примере пьес из сб. П.И.Чайковского «Детский альбом», отметили их значение, смысл, отмечали средства музыкальной выразительности В дальнейшем, тема детских игр и забав будет представлена в творчестве других композиторов: К.Сен – Санса в «Карнавале животных»; М.П.Мусоргского в «Картинках с выставки»; К.Дебюсси в «Детском уголке»; М.П.Мусоргского в вокальном цикле «Детская»; С.С.Прокофьева в цикле «Детская музыка» и т. д.


6. ОЦЕНКА РАБОТЫ. ЗАДАНИЕ.

Сделать рисунки к прослушанным пьесам. Самостоятельно прослушать разобранные на уроке пьесы П.И.Чайковского из сб. «Детский альбом». Выучивание слов 1 – го куплета песни













































2-А КЛАСС 17 .10 . 2023 г

ПЛАН – КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

УРОК № 7


Тема урока: Эти разные марши

Цель урока : Познакомить с жанром – марш, его разновидностями.

Планируемые результаты

Предметные: знакомство с песней, танцем, маршем, с инструментальной музыкой, пьесой; научатся определять характерные черты жанров музыки, сравнивать музыкальные произведения различных жанров и стилей; систематизировать слуховой опыт учащихся в различении жанровых признаков песни, танца и марша.

Метапредметные: расширение умения и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений,

УУД

Познавательные: использовать общие приёмы решения испольнительской задачи; овладение способностями слушать, производить на слух ритмический рисунок, мелодии знакомых песен; учить слышать и оценивать качество собственного исполнения;

Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу; выполнение заданий в соответствии с поставленной целью;формирование позитивной самооценки. развитие творческих способностей детей.

Коммуникативные: формирование навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе работы на уроке: исполненияпесен, игровой деятельности, участие в коллективном обсуждении

Личностные: продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач; поиск средств для осуществления музыкальной деятельности на уроке.



Оборудование: Портрет композитора, схемы, фонотека, детские шумовые инструменты “шуршунчики”, таблицы эмоционального состояния, мультимедиа презентация и видео.

Ход урока

1. Организационный момент

Музыкальное приветствие

2. Основная часть.

Учитель: Слышите, как трубят трубы, звучат фанфары, слышна барабанная дробь. Льется торжественная, величавая музыка.

Звучит “Встречный марш” – слушают

Учитель: Ребята, что можно делать под эту музыку?

Дети: Под эту музыку можно маршировать.

Учитель: Верно, именно маршем мы зашли сегодня в класс, и попали в необычное сказочное Королевство Маршей. Принцесса этого королевства уже вышла нас встречать. Во время церемонии и приёма гостей исполняется марш, который называется “Встречный”. Он открыл наше путешествие.

Перед дворцом – большая площадь, на которой выстроились войска для торжественного парада. Ровным строевым шагом проходят солдаты. Музыка марша имеет четкий ритм, под который сапоги солдат ударяют о землю. Я предлагаю вам встать промаршировать под звуки этого марша и отметить сильную долю в музыке.

Звучит Марш “Триумф победителей” (Дети встают и выполняют движения, которые показывает учитель по музыку). Отмечают ритм.

Учитель: Зарисуйте в свои тетради схему. (на доске нарисованные широкие полоски)

Учитель: Кто марширует под эту музыку? Где? У вас на столах лежат таблицы. Найдите слова, которые расскажут о настроении этой музыки. (Приложение 1)

Ответы детей: гордо, уверенно, твёрдо, мужественно и т.д.

Учитель: Да, это был военный парадный марш. Для военных музыка марша очень важна. Под его четкую музыку солдаты ровняют шаг в походном или парадном строю. Как вы думаете, какие черты присущи настоящим защитникам отечества?

Учитель: Маршей в музыке великое множество. О каком марше я сейчас прочту стихотворение?

В спортивной жизни все в движенье – 
Большое мощное сраженье.
Марш вхож в любое состязанье,
Ведь в нем есть дух соревнованья.

Отмечают ритм.

Учитель: О каком марше идёт речь?

Дети: Это марш спортивный.

Учитель: Верно.

Победы без него не будет,
Спортивный марш так любят люди!

В каждом городе есть спортивный стадион. В нашем сказочном королевстве он тоже есть. Каждое утро королевская футбольная команда выходит на тренировку под звуки марша. Как он бодро звучит и настраивает игроков на победу!

Звучит “Марш футболистов”. Слушают

Учитель: Зарисуйте в свои тетради схему. (на доске нарисованные узкие полоски)

Отмечают ритм.

Учитель: Найдите слова которые расскажут о настроении этой музыки. (Приложение 1)

Ответы детей: уверенно, празднично, ярко, легко и т.д.

Учитель: Ребята, сравните два марша: военный и спортивный. Какой из них легче по звучанию?

Дети: Конечно, спортивный.

Учитель: С помощью этого марша мы сможем попасть во дворец королевства Маршей. Для этого нужно вспомнить фамилию композитора, который написал эту музыку.

Дети: П.И. Чайковский Марш из балета “Щелкунчик”

Учитель: Яркие фанфары приглашают нас во Дворец. Здесь живут не только солдаты, спортсмены, добрая Фея, но и дети. Когда в королевстве наступает ночь, все стихает. Спят и взрослые, и дети. Не спится только игрушкам. Они начинают свой парад. Послушайте и определите, какой музыкальный инструмент исполняет этот марш.

Звучит “Марш деревянных солдатиков”

Дети: фортепиано.

Учитель: Звук фортепиано, изображает какие звуки, на какие музыкальные инструменты они похожи?

Дети: барабан и труба.

Учитель: Как вы думаете. А игрушечный марш, он какой? Найдите слова, которые расскажут о настроении этой музыки.

Дети: Легкий, звонкий, веселый, забавный.

Учитель: Звуки игрушечного марша еще легче, тоньше, он исполняется в высоком регистре, но игрушечные солдаты идут также ровно, четко, как настоящие. А теперь сыграем “Марш деревянных солдатиков” П.И. Чайковского Мальчики на барабанчиках, девочки – на трубе. Я буду дирижёром, а вы музыкантами, оркестром. Следите внимательно за моими движениями рук, мальчики – слева, девочки справа. А если я буду дирижировать обеими руками играем все вместе.

Звучит “Марш деревянных солдатиков” дети аккомпанируют в оркестре” (имитируют барабаны и трубы)

Учитель: Ребята вы готовы встретиться с Принцессой? Тогда смотрите все внимательно на экран.

Мультзарисовка “Звучит “Марш деревянных солдатиков”

Вокально-хоровая работа

Попевка : Тра-та-а, тра-та-та ….
Ту-ру-ру…

Учитель: Послушайте музыкальный фрагмент и назовите произведение.

Дети: Песня “Теремок”

Какие два кита соединились в этой музыке (песня + марш)

Работа над припевом

Учитель: Вокруг себя повернись и в гнома превратись. К Принцессе пришли в гости сказочные гномики и принесли в подарок песню, которую мы с вами исполним. Четко пропеваем все слова и отмечаем сильную долю “шуршунчиками” самодельными музузыкальными инструментами.

Во время исполнения следите за мелодией, пропеваем четко все слова и выдерживайте ритмический рисунок. Во время проигрыша (когда мы не поём, мы будем четко и ритмично маршировать)

Исполнение песня

Д/з. Нарисовать иллюстрацию к произведению П.И. Чайковского “Марш деревянных солдатиков”

3. Итог урока.

Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие в волшебное Королевство Маршей.

– Что же нового вы узнали за время нашего путешествия?

– С какими маршами мы познакомились?

(Учитель задает вопросы, отмечает активность ребят на уроке, интересные и правильные ответы, их внимательность.

Совместно с учителем дети делают вывод о том, что все марши разные, но у них есть и общее: если все будут четко маршировать, то никто не собьется в строю.

Д/з: Нарисовать героев того марша, который больше понравился и запомнился.

















































5-Б КЛАСС 14 .12 . 2023 г


ПЛАН – КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА № 14


Тема урока : Первое путешествие в музыкальный театр. Опера


Цель урока: Сформировать представление об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой Н.А. Римского-Корсакова «Садко»

Планируемые результаты:

Предметные: получению новых знаний об опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко» .

Метапредметные: уделить внимание на связь музыки и литературы

УУД

  • Познавательные:

  • - анализировать, обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения;

  • - сравнивать объекты по заданным критериям.

  • Регулятивные:

  • - определять цель, проблему в деятельности;

  • - выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе;

  • - оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

  • Коммуникативные:

  • - излагать своё мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;

  • - использовать речевые средства в соответствии  с ситуацией общения и коммуникативной задачей;

  • - организовывать работу в группе (самостоятельно определять роли, задавать вопросы, выбирать решения)

Личностные: Позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки, учебник «Музыка» 5 класс Е.Д. Критская Г. П. Сергеева.

 

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.

Сегодня я вновь приглашаю совершить путешествие в удивительный мир музыки, мир яркий и разнообразный. Что он нам откроет, я думаю вы догадаетесь, если отгадаете следующие загадки:

1.Сон и отдых позабыты,  пишет песню …         (  композитор)

2.Композитор и поэт- это творческий…        ( дуэт)

3. Взмахнёт волшебник палочкой и музыка звучит.

Палочка застынет и весь оркестр молчит.

Палочка подскажет, кому пора вступать,

Палочка укажет, как музыке звучать.

Палочка волшебная оркестром управляет,

А как назвать волшебника? Кто, ребята, знает?        (дирижёр)

4.Ну, а если все танцуют, песен и в помине нет,

То такое представленье называется…      (Балет)

5. Это что за представленье, людям всем на удивленье?

Вроде бы спектакль идёт, но любой артист – поёт!

Вот так чудо – расчудесное, разговаривают… песнями!

Такой спектакль, где все поют, в театре… оперой зовут!

 6.  Оперу мы слушать будем. Нам певцы расскажут сказку:

Про злодея – Черномора,  про борьбу, добро и ласку…

К пульту дирижёр выходит,  открывает партитуру.

Мы со сцены глаз не сводим,  зазвучала…      (увертюра)                    

7. Вот на сцене лес, вот – башня до небес.

И город, и деревня, ты угадал, наверно:

Чтоб слышались овации

Что нужно?                                      ( декорации)

Совместное целеполагание

Я думаю, каждый из вас знает, что музыкальный театр-это театр, в котором разыгрывают те или иные представления и главная роль в них принадлежит музыке.

II. Актуализация знаний.

 Какие же спектакли можно увидеть в музыкальном театре?

(Опера, балет, оперетта, мюзикл.)

Что такое опера?     (Ответ)

Что такое балет?    ( Ответ)

Так вот, музыкальный театр часто называют Театром оперы и балета.

Сейчас на экране вы видите лучшие театры России. Это…

Сегодня мы отправимся  в оперу.

III. Изучение, объяснение нового материала.

Итак, мы в театре.)В фойе можно  купить небольшую брошюрку-программу с кратким изложением сюжета оперы. Оно называется либретто, в переводе с итальянского означает книжечка. В основу либретто может быть положен какой-либо исторический факт или литературное произведение-роман, повесть, миф, легенда, поэма, сказка, былина.

 Все приобрели такую книжечку -либретто?       ( заранее разложить на столы)

Пройдя в зрительный зал, можно сесть в удобное бархатное кресло и открыть нашу книжечку с кратким изложением сюжета оперы «Садко» Именно с этой оперой мы  встретимся сегодня ещё раз. Кто из вас назовёт имя композитора, создавшего оперу «Садко?» ( Н. А. Римский-Корсаков)                                                                               

   «Садко», который написан на основе одноимённой былины  (Как называется такая книжечка?   -  либретто)

Чтение краткого содержания оперы «Садко»    

Сюжет оперы  основан на  былине о вдохновенном русском народном певце-гусляре Садко.

 

                                   Слушание увертюры (фрагмент)

Что рисует музыка?( образ моря, величавую  и полную жизни морскую стихию)

Каковы особенности развития музыки? (повтор)

В какой форме написано вступление? (вариации)

Сплетение восходящих и нисходящих ритмомелодических рисунков, непрестанное обновление ( варьирование)

Каким рисует море композитор? (то спокойным и безмятежным, то взволнованным и грозным)

Образ моря, который проходит через всё произведение, звучит как своего рода былинный зачин.

 Сегодня, ребята, мы остановимся на сцене Новгородского торга, когда   Садко обращается к гостям иноземным, чтобы рассказали они о странах своих. Три гостя — варяжский , индийский  и веденецкий,  каждый по очереди, поют о своей стране.      

                                 Работа с учебником, стр.56

Разучивание песен гостей.

Слушание песен гостей (учитель поочерёдно называет тембр исполнителя):

1. «О скалы грозные дробятся с рёвом волны»

Услышав песню Варяжского гостя, новгородский люд единой грудью выдохнул испуганное: «Ой!»

Как выдумаете, почему?

Разбор песни

Характер? (угрюмость, суровость, решимость защищать свой край_Скандинавию)

Какие средства художественной выразительности музыки раскрывают образ северной страны, Скандинавии? (ответы)

Разбор песни

Характер музыки? Образ? (чарующий, завораживающий мир далёкой Индии)

                                               Физминутка

IV. Хоровое пение. Работа над дыханием, словообразованием ,фразами. Исполнение по рядам

                                                                                                                                     

К сожалению наше пребывание в музыкальном театре сегодня заканчивается, но у нас будет возможность продолжить театральные встречи на следующих уроках. А сейчас подведём итоги.

V. Итог урока. Обобщение подводят ученики, отвечая на вопросы учителя.

                                Итак,

  1. С каким музыкально-театральным жанром мы встретились? (опера)

  2. Музыку какой оперы слушали сегодня? Композитор?

  3. Какое литературное произведение в основе оперы? (былина)

  4. Что такое «либретто»?

5. Какие виды искусства объединяют опера ? (музыка, литература, изобразительное искусство, хореография)

У. – Эти виды искусств дополняют друг друга и этим помогают лучше понять их, помогают ярче передать и понять образы героев, расширяют знания, восхищают своей изумительной красотой и неповторимостью.

Вывод: музыка и литература неразрывно связаны. Не будь литературного произведения, в данном случае былины «Садко», не было бы и замечательной оперы и наоборот…

Итак, мы подвели итог нашего урока.

Задание на дом: изучить либретто оперы «Садко», которое я дарю вам на память об уроке.

Рефлексия деятельности.

Достигли ли мы намеченных целей?

 Что нового вы узнали на уроке?

 Что на уроке тебе понравилось больше всего?

Что наиболее запомнилось?

Ребята, на протяжении всего урока у нас звучала музыка, связанная с морем. Поэтому я приготовила вам волны голубого и фиолетового цветов. Чтобы изобразить море, прикрепите ваши волны к доске: голубого цвета– мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; цвета фиолетового – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.























1-А КЛАСС 27 .09. 2023 г

ПЛАН – КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

УРОК № 4

Тема урока: душа музыки- мелодия


Цель урока: дать понять, что мелодия – это главная мысль музыкального произведения.


Планируемый результат

Личностные: продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач; поиск средств для осуществления музыкальной деятельности на уроке.

Метапредметные: расширение умения и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений,

УУД

Познавательные: использовать общие приёмы решения испольнительской задачи; овладение способностями слушать, производить на слух ритмический рисунок, мелодии знакомых песен; учить слышать и оценивать качество собственного исполнения;

Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу; выполнение заданий в соответствии с поставленной целью;формирование позитивной самооценки. развитие творческих способностей детей.

Коммуникативные: формирование навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе работы на уроке: исполненияпесен, игровой деятельности, участие в коллективном обсуждении.

Предметные: знакомство с песней, танцем, маршем, с инструментальной музыкой, пьесой; научатся определять характерные черты жанров музыки, сравнивать музыкальные произведения различных жанров и стилей; систематизировать слуховой опыт учащихся в различении жанровых признаков песни, танца и марша.

Оборудование: учебник Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, «Музыка» 1класс, с.14-15; портрет П.И.Чайковского; диск СD, mp3 (Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, фонохрестоматия «Музыка»1класс); аудиозапись пьес П.И.Чайковского из «Детского альбома»:«Старинная французская песенка», «Вальс», «Марш деревянных солдатиков»; иллюстрации к его пьесам; музыкальный центр; ноутбук, флэшка,  видеопрезентация.

Музыкальный материал: П.И. Чайковский. Пьесы «Старинная французская песенка», «Вальс», «Марш деревянных солдатиков»; попевка «Я крокую вгору, я крокую вниз»; песня А. Филипенко «Веселый музыкант».

Тип урока: урок сообщение и усвоение новых знаний.

Эпиграф урока: Без мелодии музыка немыслима,

А музыка и мелодия неразрывны. Рихард Вагнер 

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель: Ребята! Сегодня мы продолжаем знакомство с темой учебного раздела: «Музыка вокруг нас».

А чтобы определить тему сегодняшнего нашего урока, давайте вспомним

ситуацию, которая часто случается с каждым из нас в жизни – какой-либо музыкальный мотив, напев не уходит у нас из памяти, неотступно следует за нами. Мы начинаем напевать эту мелодию, «мурлычем» её «про себя», потому что она запомнилась и полюбилась нам, не задумываясь над тем, что это за музыка, кто её сочинил.

II.Определение темы и цели урока.

Учитель: Как вы думаете, как называется в музыке то, что мы напеваем? (слова, песня, мелодия).

Ученики: (Ответы учеников)

Учитель: Вы высказали разные мнения. Но правы оказались те, кто назвал слово «мелодия». Великий русский композитор М.И.Глинка говорил о ней так: «Мелодия – душа музыки». Откройте учебник на странице 14, и вы увидите, что тема урока так и звучит: «Душа музыки – мелодия».

Постановка цели урока: Ребята, а как вы думаете, зачем музыке нужна мелодия?

Давайте обратим внимание на доску.

Эпиграфом нашего урока будут слова немецкого композитораРихард Вагнер: «Без мелодии музыка немыслима, а музыка и мелодия неразрывны.»

Художественное название нашего урока: «Мелодия в мир волшебный раскроет нам врата…».

Сегодня на уроке мы с вами должны понять, что мелодия – это главная мысль музыкального произведения. Это и будет целью нашего урока. И нам нужно будет с вами решить проблему: как определить мелодию, опираясь на жанры (песня, танец, марш).

III. Актуализация опорных знаний.

Учитель: Но чтобы достичь цели нашего урока нам нужно будет преодолеть ряд препятствий, решить ряд заданий.

И первым нашим заданием будет вспомнить и закрепить то, что мы уже с вами должны знать. И сделаем мы это с помощью игр.

Игра «Угадай высоту звука»

Цель: развитие звуковысотного слуха.

Методика проведения игры: учитель нажимает клавиши в разных

регистрах, а учащиеся должны: 1) когда звучит звук нижнего регистра –

поднять руку вверх; 2) когда звучит звук среднего регистра – сидеть ровно,

положив руки на колени; 3) когда звучит звук нижнего регистра – опустить

голову вниз. Кто ошибся выходит из игры. (Проведение игры)

А сейчас мы с вами проведём игру-загадку «Прогулка в лес».

Игра - загадка «Прогулка в лес»

Цель: развитие тембрового и звуковысотного слуха. (Закреплениевысоких и

низких звуков, знакомство с регистрами).

Методика проведения игры: учитель играет марш, под который ребята

маршируют. Ребята останавливаются при остановке звучания музыки марша

и внимательно вслушиваются в звуки мелодии, которую играет учитель. По звукам

нужно угадать, кого они встретили в лесу. (медведя, птичку, дятла, кукушку

и т.д.)

IV. Новый материал.

Учитель: А сейчас, ребята, посмотрите в книги на страницы14-15.

Что мы там видим? Что делают ребята?

Ученики: (Они поют, маршируют, танцуют)

Учитель: А что из перечисленного, мы с вами уже сегодня делали?

Ученики: Маршеровали под музыку.

Учитель: Музыка словно живое существо: в ней бьётся сердце, стучит пульс. У музыки есть и душа – это её мелодия. В музыке, звучащей вокруг тебя, ты всегда услышишь песни, танцы и марши. Какая бы музыка ни звучала – песня, танец или марш, грустная или весёлая, - мы всегда выделяем в ней мелодию, именно её мы и можем напеть. Мелодия – это главная мысль любого музыкального сочинения, его лицо, его суть, его душа ,она есть в любом произведении.

Именно мелодии так узнаваемы нами.

Внимание на экран, видеопрезентация.

А сейчас с помощью игры «Угадай-ка!» мы проверим, сможете ли вы угадать мелодии популярных песен.

(Звучат мелодии в исполнении учителя,учащиеся называют их)

Учитель: А сейчас я наиграю знакомую вам мелодию,с которой мы уже встречались на уроках музыки, а вы попробуйте её узнать.

Ученики: (Ответы учеников: будет рассказывать о детях)

Учитель: Правильно! Цикл этот состоит из 24 пьес, и посвятил композитор его своему племяннику Володе Давыдову.

Прослушайте три пьесы из «Детского альбома» П.И,Чайковского. Какие чувства передают эти произведения?

Слушание музыки.

Открываем страничку альбома и внимательно слушаем, какая пьеса звучит.

Учитель исполняет «Старинную французскую песню» на пианино.

(После прослушивания).

Учитель: Как вы думаете, что прозвучало: песня, танец или марш?

Ученики: (Ответы учеников: песня)

Почему вы так думаете, ведь её никто не поёт?

Почему большинство из вас решило, что это песня? Как звучала музыка?

Ученики: (Ответы учеников: напевно, мелодично, нежно, задумчиво)

(во время анализа музыкальных произведений ученики пользуются словарем эстетических эмоций)

Учитель: Дейсвительно ,эту песню никто не поёт голосом, но удивительно выразительно исполняет фортепиано,

Ей характерно: напевность, плавность, задумчивость, мелодичность. Так и хочется её пропеть. Я ещё раз сыграю вам эту пьесу, а вы попробуйте напеть её мелодию.

А сейчас подумайте, как графически, с помощью линий и черточек можно изобразить пульс этой пьесы?

(Плавными линиями) Запишите в тетради пульс этой пьесы.

Какой музыкальный инструмент исполняет эту пьесу?

Ученики: (Ответы учеников: пианино)

Учитель: Мы переворачиваем страницу «Детского альбома», и вновь звучит музыка.


Мы дальше переворачиваем страницу «Детского альбома», и вновь звучит музыка.

Звучит «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковского.

Учитель: Что прозвучало: песня, танец или марш?

Ученики: (Ответы учеников: марш)

Учитель: Как вы определили, что это марш?

Ученики: (Ответы учеников: чувствуется движение, ритм, интонации шага, это музыка, под которую шагают)

Учитель: Как звучала музыка марша?

Ученики: (Ответы учеников: четко, бодро, уверенно, легко, быстро.)

Учитель: Какой характер передает музыка марша?

Ученики: (Ответы учеников: смелость, отвагу)

Учитель: Какой музыкальный инструмент исполняет эту пьесу?

Ученики: (Ответы учеников: фортепиано)

Учитель: Как вы думаете, кто мог бы маршировать под эту музыку?

Могут ли под него маршировать настоящие солдаты?

Ученики: (Ответы учеников: нет, не могут, потому что марш звучит легко и быстро, солдатам настоящим будет трудно маршировать под такую музыку.)

Учитель: Пьеса, которую вы услышали называется «Марш деревянных солдатиков». (Показ иллюстрации к пьесе)

Подумайте, как графически, с помощью линий и черточек, мы можем изобразить пульс марша?

(Вертикальными линиями) Запишите в тетради пульс марша.

Скажите какие движения и музыкальные инструменты помогли бы вам «исполнить» пульс марша?

Ученики: (Ответы учеников: движения-маршевые, инструмент - барабан)

Учитель: Мы должны найти у марша мелодию. То, что можно напеть. Попробуем? (Пропевание на слог ля с помощью учителя)

V. Физкульминутка.

Мы сейчас организуем игрушечный парад!

Девочки будут «исполнять» пульсацию марша движением согнутых в локтях рук «игрушечных кукол», а мальчики играть ее на барабанах.

(Звучит «Марш деревянных солдатиков», ребята выполняют задание, помочь тому, кто не справляется.)

Учитель:Молодцы!


VI. Вокально-хоровая работа.

1.Подготовка к пению. Повторение правил, как нужно сидеть и стоять во время пения.

2. Подготовим голос для пения и выполним несколько дыхательных и вокальных упражнений.

3.Разучивание песни 1) показ песни;

2) для запоминания текста использование метода хорового чтения;

3) разучивание по фразах с помощью игры «Эхо»;при пении показывать движение мелодии руками;

4) обыгрывание песни.

Игра «Эхо»

Цель: развитие певческих способностей.

Методика проведения игры: При разучивании песни по фразам, сначала

поёт учитель, потом повторяют ученики.

VII. Подведение итога урока.

Вот и подошёл к концу наш урок.

Если вам понравился урок похлопайте себе.

Итак, ребята, что мы делали сегодня на уроке? (мы доказали с вами то, что мелодия есть в любом произведении)

- Что такое мелодия? (это душа музыки, то, что мы можем напеть)

- В каких пьесах мы искали мелодию? (марш, вальс и «Старая французская песня»)

- Кто написал эти пьесы? (П.И.Чайковский)

- Из какого цикла пьесы? (из фортепианного цикла «Детский альбом»)

- Кому посвятил композитор пьесы из «детского альбома»? (своему племяннику, Володе Давыдову)

- Какую песню мы сегодня начали изучать?

Спасибо за работу на уроке. Урок закончен.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!