СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на тему «Применение новых образовательных технологий и формирование языковой компетентности учащихся на уроках и в ходе подготовки к государственной итоговой аттестации»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель выступления: обобщение  и распространение педагогического опыта

по методической теме самообразования: «Применение новых образовательных технологий и формирование языковой компетентности учащихся на уроках и в ходе подготовки к государственной итоговой аттестации».

Цель выступления: обобщение  и распространение педагогического опыта

по методической теме самообразования: «Применение новых образовательных технологий и формирование языковой компетентности учащихся на уроках и в ходе подготовки к государственной итоговой аттестации».

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему «Применение новых образовательных технологий и формирование языковой компетентности учащихся на уроках и в ходе подготовки к государственной итоговой аттестации»»

МБОУ «Каразирекская средняя общеобразовательная школа»

имени Г. Вильданова Ютазинского муниципального района

Республики Татарстан









Тема

«Применение новых образовательных технологий

и формирование языковой компетентности

учащихся на уроках

и в ходе подготовки к государственной

итоговой аттестации»

(Доклад на заседание РМО учителей русского языка и литературы)





Выполнила:


Рахимова Гульназ Рафаэловна,

учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории











2016-2017 учебный год





Цель выступления: обобщение  и распространение педагогического опыта

по методической теме самообразования: «Применение новых образовательных технологий и формирование языковой компетентности учащихся на уроках и в ходе подготовки к государственной итоговой аттестации».

Задачи:

1. Использование на уроках современных образовательных технологий — обязанность любого современного учителя;

  1. формирование языковой и коммуникативной компетенции школьников, культуры устной и письменной речи;

  2. развитие способности речевого самосовершенствования учащихся;

  3. приобщение их к искусству слова, формирование художественного мышления и эстетических чувств, читательской и речевой культуры, нравственно-эстетических ориентаций, творческих способностей.


Сегодня при множестве проблем, общих для преподавания русского языка и литературы в средней школе, возникает одна особо важная: как представить учебный материал по предмету так, чтобы он остался в памяти ребёнка на долгие годы, а знания перешли в прочные умения и навыки?

Современные преобразования в стране, открытость общества, его быстрая информатизация и динамичность кардинально изменили требования к образованию.

В связи с введением нового федерального государственного образовательного стандарта школа должна формировать целостную систему универсальных способов деятельности учащихся, ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

В основе моей методической темы лежат требования к современному образовательному процессу, который характеризуется общей направленностью на дидактические системы гуманно-личностной ориентации, одна из главных задач которых состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, «научить учащихся учиться».

В связи с этим перемещается акцент с методов, обеспечивающих процесс усвоения знаний, на совокупность методов, позволяющих обеспечить общее развитие личности ребенка и гарантированно обеспечить доступность, качество и эффективность образования.

Каким же должен быть современный урок? Сегодня я рассматриваю его не только как деятельность учителя, то есть как форму обучения, но и как деятельность ученика, то есть как форму учения.

Личностно-ориентированный урок предполагает быстрое включение школьников в учебную деятельность. Я считаю, решению этой задачи способствуют активные методы и приёмы, применяемые на уроках и во внеурочной деятельности учителя, также умелое сочетание традиционных приёмов проведения урока с современными технологиями образования.

Моя методическая тема запланирована на 5 лет (2015-2020 г.г) . Работа над данной темой начата только в прошлом учебном году.

Продумывая методическую тему, я в первую очередь учитывала именно те тенденции, которые лежат в основе современных образовательных технологий: наряду с традиционными педагогическими понятиями формы, средства и методы обучения, в последние годы широко употребляются термины педагогические технологии, технологии образования, новые педагогические, инновационные учебные технологии и так далее.

Из этого следует, что сегодня учитель-информатор должен уступить место учителю-организатору активной творческой, познавательной деятельности каждого ученика на уроке. А это требует разнообразного дидактического обеспечения урока.

В своей работе я стараюсь активно внедрять новые формы и методы. Постоянно обогащаю кабинет таблицами, схемами, алгоритмами, разноуровневым дидактическим материалом, наглядным материалом, мультимедийными программами. Собран богатый видео- аудио- , DVD- материал. Пользуюсь любой возможностью для проведения уроков с применением компьютеров и интерактивной доски.

Требования времени заставляют учителя применять личностно-ориентированные технологии. Их использование напрямую зависит от того, насколько хорошо учитель знает своих учеников, их потенциал.

В «Концепции развития образования» указано, что учащиеся могут выбирать формы и методы обучения, индивидуальные образовательные программы, в которых особое место отводится творческой деятельности и созданию условий для развития индивидуальных способностей учащихся. Таким образом, задача учителя - организовать так свою работу с учащимися, чтобы они могли реализовать и развить свои способности как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

Большое внимание уделяю вопросу организации урочной среды как среды развития личности. На своей практике применяю разные формы проведения уроков и внеклассных мероприятий. Например, уроки-экскурсии, круглые столы, реферирование, уроки-лекции – все это позволяет разнообразить работу и вызвать интерес к предмету.

Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом уроке учащийся узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность русского языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных областях знаний.

Методика интегрированных уроков помогает дать не только определенную сумму знания в его углубленной (расширенной) редакции, но и исключить перегрузку школьников при сохранении творческой активности и высокого познавательного интереса к гуманитарным наукам.

Практика подобных уроков (например, совместно с учителем татарской литературы при изучении творчеств А.С.Пушкина и Г. Тукая, или с учителем ИЗО при изучении биографии А. П. Чехова) доказала необходимость интегрирования литературы с этими предметами.

Среди множества существующих на сегодняшний день педагогических технологий можно выделить наиболее прогрессивные, использование которых весьма эффективно при изучении русского языка и литературы и которыми я пользуюсь в своей педагогической практике.

  1. Информационные технологии (как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами ( компьютерами, аудио- и видеосредствами, информационной продукцией).

  2. Нестандартные, в том числе интегрированные уроки как средство развития творчества, креативности мышления и социализации личности.

  3. Индивидуальные образовательные технологии (индивидуальная работа с одаренными детьми).

  4. Здоровьесберегающие технологии

Также на уроках и во время проведения внеклассных мероприятий обращаюсь к приёмам Сингапурской методики обучения.

Работая над формированием языковой компетентности учащихся, в своей практике опираюсь как на традиционные методы и приёмы, так и новые технологии обучения. Остановлюсь на наиболее значимых, на мой взгляд, технологиях обучения, помогающих формировать и совершенствовать языковую компетентность учащихся.

Государственный образовательный стандарт ставит перед нами три задачи школьного курса русского языка: это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций.

 Именно языковая и коммуникативная компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании.

Формируя языковые и коммуникативные компетенции, я использую различные методы, такие как: вживания, сравнения, придумывания, метод образной картины и т.д.; приемы: придумывание заданий, вопросов, тем сочинений, ролевые игры, дающие возможность проявить себя (оппонент, автор, соавтор, рецензент и т.д.).

Предлагаю несколько упражнений, которые я использую в своей работе.

1.Написание рассказа, в которой все слова должны начинаться с одной и той же буквы. Например, Петр Павлович Панкратов приехал позавчера после полудня попутным поездом.

2.Сочинение от лица неодушевленного предмета.

В олимпиадных заданиях по литературе прошлых лет было такое задание: написать монолог ключа из пьесы «Гроза» Александра Николаевича Островского. Я такую форму работы предлагаю своим ученикам и на уроках и при подготовке к олимпиадам, но усложняя задание. Например, написать диалог халата Обломова и его хозяина.

Ученикам такие формы письменной работы очень нравятся, даже старшеклассники с интересом сочиняют такие рассказы и сочинения. В свою очередь это формирует грамотность ученика, воспитывает в нём интерес к изучению языка.

Подобные задания помогают развивать языковые и коммуникативные способности учащихся.

Но не только на уроках русского языка и литературы, но и во время внеурочной деятельности происходит работа по формированию ключевых компетенций.

В 10 и 11 классах я вела элективный курс «Нормы русского языка», а в 9 классе элективные курсы «Формирование языковых компетенций» и «Замечательный русский язык».

Задачи данных элективных курсов, это:

- углубить теоретические знания учащихся о нормах русского языка, о языковых средствах;

- формировать уважительное отношение к литературе как воплощению речевой культуры;

- отрабатывать речевые умения и навыки: замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка, различать ошибки и недочеты в устной и письменной речи, уметь исправлять их, редактировать текст;

- развивать коммуникативные навыки, воспитывать уважение к требованиям речевого этикета.

Актуальность программ в том, что в них рассматриваются типовые задания, которые чаще всего вызывают трудности в процессе выполнения тестов ЕГЭ и ОГЭ. Задания на знание норм русского литературного языка предназначены не только для проверки подготовленности выпускников по русскому языку, но и для оценки общей культуры выпускника.

Программа предусматривает отбор методов и приемов, активизирующих групповую и индивидуальную самостоятельную работу учащихся: наблюдение за использованием языковых средств в различных ситуациях общения, проведение орфоэпических и грамматических практикумов, создание текстов. В ходе изучения этих курсов были проведены практикумы, тестирования и комплексные анализы текстов различных стилей, индивидуальная работа со словарями, а это в свою очередь, по моему мнению, плодотворная работа, которая приводит к успешной сдаче государственных экзаменов с положительными результатами.


Применение таких форм работы дают следующие результаты:

-2015-2016 уч. год.

Ракипова Резеда Назимовна, 11 класс- победитель муниципального этапа олимпиады по литературе, участник республиканской олимпиады.

Катиева Ляйсан Рамзилевна, 9 класс – победитель муниципального этапа олимпиады по литературе, участник республиканской олимпиады

Катиева Ляйсан Рамзилевна, 9 класс – победитель муниципального этапа олимпиады по русскому языку, участник республиканской олимпиады

Учащиеся 10 класса Файзрахманова А. Р. ,Ахметова И. И. награждены Благодарственным письмом Республиканского конкурса«Литературный Татарстан» -

Ученица 6 класса Ильясова А, и ученица 7 класса Нуруллина Л. Награждены грамотами участника муниципального уровня Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика-2016» .

Результат ОГЭ по русскому языку: средний балл «4», пять учащихся написали свои работы на оценку «5». «3» всего три из 14 учащихся.

Средний балл ЕГЭ 74,7. Высший балл -88 у Ахметовой З. М. , самый низкий балл - 66 (считаю, хорошим).



Задачи на 2016-2017 учебный год по работе над методической темой:

  • развивать профессиональную компетентность через научно-методическую деятельность,

  • продолжить работу по формированию языковой компетентности учащихся в ходе подготовки к государственной итоговой аттестации,

  • усилить работу с одаренными детьми через проектную и исследовательскую деятельность.





































Конкурс «Живая классика» 2015-2016 уч.год

Викторина «Знатоки русского языка» 5-6 классы

Эпизоды открытого урока русского языка в 9 классе





Открытые внеклассные мероприятия, проведённые в рамках Недели русского языка и литературы «Знай, люби, цени русский язык»





























7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!