СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок знакомство. Роботы и робототехника.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

История появления роботов. Виды. Практическая работа: конструирование макета робота.

Просмотр содержимого документа
«Урок знакомство. Роботы и робототехника.»

План-конспект занятия

по теме: «Роботы и робототехника».


Цель: формирование у детей интереса и желания заниматься робототехникой


Задачи:

  • образовательные:

- познакомить детей с основными направлениями робототехники и современного робототехнического производства;

- формирование политехнических знаний о наиболее распространённых и перспективных технологиях в робототехнике;

- учить применять свои знания и умения в новых ситуациях.

  • воспитательные:

- воспитать аккуратность, терпение при работе на уроке;

- воспитать культуру общения.

  • развивающие:

- развивать самостоятельность и способности решать творческие, изобретательские задачи;

-развивать наблюдательность, умение рассуждать, обсуждать, анализировать, выполнять работу с опорой на схемы и технологические карты;

  • здоровьесберегающая:

- соблюдение правил техники безопасности.


Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация.

Материалы: схемы сборки роботов, детали конструктора.

Основные понятия, используемые на занятии:  роботы и их применение, конструирование.


Формирование УУД (универсальные учебные действия):

Личностные УУД:

  1. Развивать любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий проблемного характера.

  2. Развивать внимательность, настойчивость, целеустремленность, умения преодолевать трудности.

  3. Воспитывать чувства справедливости, ответственности.

Познавательные УУД:

  1. Ориентироваться в понятиях «роботы», «конструирование».

  2. Выделять детали заданной формы на готовом роботе.

  3. Анализировать расположение деталей в роботе.

  4. Составлять робота из частей.

  5. Определять место заданной детали в конструкции.

  6. Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  7. Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

  8. Моделировать робота из деталей.

  9. Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать готового робота с образцом.

  10. Создавать стандартные модели роботов из деталей.

Коммуникативные УУД:

  1. Формировать умения работать  в группах.

  2. Высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других,

 дополнять мнение товарищей, сотрудничать со сверстниками.

  1. Уметь задавать вопросы.

Регулятивные УУД:

  1. Формировать умение определять цель деятельности на занятии.

  2. Принимать и сохранять учебную задачу.

  3. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

  4. Адекватно воспринимать оценку педагога.

  5. Формировать умение осуществлять познавательную и личностную

рефлексию.


План занятия:

  1. Организационная часть занятия. (2 минут)

  2. Сообщение нового материала. (15 минут)

  3. Планирование деятельности.(3 минут)

  4. Практическая работа. (20 минут)

  5. Подведение итогов работы. (5 минут)


Ход урока

- Здравствуйте ребята. Меня зовут Марина Анатольевна. Я проведу у вас урок технологии.

На партах лежат листочки контроля. Подписать.

- А теперь прошу вас отметить своё настроение на данный момент – выберите из трёх предложенных смайликов своё настроение ( обычное, хорошее, плохое). Надеюсь, что хорошее настроение сохранится до конца урока, а плохое к концу обязательно станет хорошим.

Посмотрите на экран, мы с вами очутились на планете робототехники.

А кто проживает на этой планете вы поймете прослушав стихотворение.

Это чей там слышен топот?
На работу вышел робот.
Мышцы металлические,
Мысли электрические.

Робот лампой помигал,
Робот лапой помахал:
«Посмотрите-ка, ребята,
Как я пашню распахал!»

Робот в шахте уголь рубит,
Робот уголь очень любит,
Никаких других пород
Кроме угля не берёт.

Робот в кратере вулкана,
Как в кастрюльке великана:
«Если не расплавлюсь,
То с работой справлюсь!»

Робот рыбок наблюдает,
Дно морское изучает.
«Выручай меня, матрос!
Я ракушками оброс!»

На другой планете робот
Пробы взял, поставил опыт:
«Воздух есть, и есть вода.
Человек, лети сюда!»

Это маленькая Таня,
А у Тани робот — няня.
«Слушайся, Танюша, мамы,
Как я слушаюсь программы!»

Робот шёл из дома в дом,
Собирал металлолом:
«Из него хочу, ребята,
Я себе собрать собрата!»

Скажите о ком говорится в стихотворении. Ответы детей (о роботах)

Планета робототехника на ней живут роботы. Значит тема урока: Роботы и робототехника.

Формулирование темы урока .

Какую цель поставим.

Цель: познакомиться с видами роботов и основными направлениями робототехники.

Задачи:

1.Узнать кто такой робот.

2. Какие функции выполняет робот.

3.Выполнить макет робота.


Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным миром робототехники.  И я предлагаю вам отправиться в путешествие ….

2.Знакомство с новым материалом.

Ведущий: Мы живём в удивительное время, время внедрения робототехники. Прошлое столетие с гордостью называли «Атомным веком», «Космической эрой», а как назовут нынешнее столетие? Может быть «Веком роботов»?

-А вы знаете, кто такие роботы?

Робот-это  Автоматическое устройство, созданное по принципу живого организма, предназначенное для осуществления производственных и других операций, которое действует по заранее заложенной программе и получает информацию о внешнем мире от датчиков. Он самостоятельно осуществляет производственные и иные операции, обычно выполняемые человеком. При этом робот может, как иметь связь с оператором (получать от него команды), так и действовать самостоятельно. Слово «робот» обозначает – трудная работа. Наука, которая разрабатывает, а потом и создаёт роботов, называется «роботехника». Как называют людей, кто непосредственно занимается их созданием? Да, это конструкторы.

- Ещё в далёкой древности люди мечтали создать существо, с огромным количеством рук, чтобы оно выполняло сразу много дел, эти образы остались в истории.

Первые попытки создать робота были у Архимеда, его катапульта и баллиста, которые помогали в боях с врагами.

Но первый человекоподобный механизм изготовил в 1495 г. Леонардо да Винчи. Это был механизм, одетый в рыцарские доспехи, приводился он в движение с помощью тросов и роликов. Этот рыцарь так ни разу и не побывал в бою.


- А теперь давайте познакомимся с типами роботов и функциями, которые они выполняют, но для этого сначала я попрошу выполнить задание. (работа в парах собрать пазлы)

  • Аптечный робот - мини-складское оборудование, которое устанавливается в аптеке, аптечных складах и медицинских учреждениях для оптимизации хранения, поиска и выдачи медикаментов к рабочему месту фармацевта (первому столу) или для продажи непосредственно 

  • Андроид (человекообразный робот) от греч. слова «человек»
    и суффикса -oid («подобие») — человекоподобный
    Могут выполнять функции как бытовых,так и военных и промышленных роботов. А также могут летать в космос

  • Биоробот - человек или животное, у которого вместо мозга вставлен имплантат (процессор), всё остальное тело - органическое.

  • Промышленный робот — автоматическое устройство, состоящее из манипулятора и перепрограммируемого устройства управления, которое формирует управляющие воздействия, задающие требуемые движения исполнительных органов манипулятора. Применяется для перемещения предметов производства и выполнения различных технологических операций

  • Транспортный робот — автоматическая машина, представляющая собой совокупность манипулятора, перепрограммируемого устройства управления и ходового устройства.

  • Подводный робот - применения роботов в подводной среде.

  • Бытовой робот  — робот, предназначенный для помощи человеку в повседневной жизни.

  • Боевой робот (военный робот) — устройства автоматики, заменяющие человека в боевых ситуациях для сохранения человеческой жизни или для работы в условиях, несовместимых с возможностями человека, в военных целяхразведкабоевые действияразминирование и тому подобное.

  • Зооробот  - это робот, внешне напоминающий какое-либо животное.

  • Медицинский робот широко используются в медицине для диагностики и хирургических вмешательств.

  • Микроробот, Наноробот-это управляемые устройства, способные не только двигаться, но и выполнять определенные виды задач. Например, связывать токсические вещества или контролируемо доставлять лекарства или гены в определенную область тела.

  • Робот-игрушка

  • Робот-официант

  • Робот-экскурсовод


Разминка. Гимнастика для глаз.

Загадки:

Хоть имеет он три глаза,

Но не смотрит всеми сразу,

А глядит всегда одним,

Ну а мы - следим за ним. (Светофор)

Этот робот знает дело.
Не высок он и не мал.
Карту проглотил умело,
А отдать не пожелал(Терминал)


В нем удобно и легко,
Можешь ехать далеко.
Ну а кончится зарядка
Будет друг тебе не сладко.(Электромобиль)


Он в кармане у любого,

Ведь явление не ново

Без такого аппарата

Обходились мы когда- то (Мобильный телефон)


Физминутка 
Стоит робот на дороге,
У него не гнутся ноги,
Может он махать руками,
Может он моргать глазами,
Может головой кивать,
Раз, два, три, четыре, пять.

3.Практическая работа. (Повторить технику безопасности)

Предлагаю вам попробовать себя в роли конструкторов и создать макет робота.

На парте у каждого присутствует набор для конструирования.(различные коробочки)

Большой коробкой будет туловище, а одной маленькой – голова. Чтобы замаскировать коробки и сделать вид настоящего робота, понадобится обклеить их цветной бумагой. Лучше всего для этого взять золотистую или серебристую бумагу. Чтобы голова походила на голову, приклейте также к ней глаза и рот. Подойдет все что угодно: глаза можно сделать из пуговиц, рот — из пружины от авторучки, и не забудьте про антенны (без них робот будет неполноценным). Уши — тоже важная часть, их можно сделать из старых транзисторов. Остальные маленькие коробки пойдут на ноги — их так же надо будет оклеить бумагой. Ну а на руки пойдут коробки из-под чая. Прикрепите их к торцу большой коробки-туловища.

Какими инструментами мы будем пользоваться. Повторить технику безопасности.

Теперь поделка почти готова. Остается только добавить аксессуары, которые превратят ваши коробки в самого настоящего робота. Для этого подойдут любые старые радиодетали. Ваш маленький механический друг готов к игре.

4.Закрепление пройденного.

-Молодцы, ребята. Я предлагаю вам вспомнить кто такой робот?

Какие функции он выполняет.

Рефлексия:

  • Сегодня я узнал …

  • Я понял, что …

  • Я попробую …

  • Меня удивило …

  • Особенно мне понравилось …

  • Мне захотелось …


5. Домашнее задание.

Подготовить доклад о роботах, используемых в промышленности.

6. Подведение итогов.  

А теперь прошу вас отметить своё настроение на данный момент – выберите из трёх предложенных смайликов своё настроение ( обычное, хорошее, плохое). И оцените работу на уроке. (Заполнить лист контроля)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!