Урок – закрепление по теме «Наречие» -
«ЗАЧЁТНАЯ КНИЖКА»
Место и время проведения: февраль текущего учебного года
Возраст участников: 12-13лет, 7 класс
Количественный состав участников: класс (28-30 человек)
Тема. Наречие
Идея урока. В нашем случае тема, по которой проводятся «экзамены» в классе, и выставляются оценки в «зачётную книжку» каждого ученика – наречие. Учитель самостоятельно определяет количество заданий в зависимости от объёма изученного материала, так называемые «экзамены». Данный урок включает в себя 5 «экзаменов». Учащиеся выполняют их самостоятельно (каждый работает на себя, т.е. на свою оценку). Все задания, которые предлагает учитель, должны быть подготовлены заранее, в том числе и задания, написанные на рабочей доске. Когда ученик выполнил задания, прошла проверка общая с классом, он выставляет оценки, которые получил за каждый из «экзаменов», в свою «зачётную книжку» напротив названия каждого «экзамена» (См. Приложение№1). После завершения урока учителю сдаются тетради с выполненными заданиями каждого «экзамена» вместе с «зачётной книжкой» для того, чтобы он поставил итоговую оценку по теме «наречие». Заполненные «зачётные книжки» выдаются учителем вместе с тетрадями на следующий урок. Полученные оценки выставляются в журнал.
Совет. 1) Для того чтобы учителю было легче ориентироваться в классе, кто самостоятельно выполняет задания, а кто затрудняется, на партах каждого учащегося можно положить красный флажок, вырезанный из цветной бумаги. В том случае, если у кого-то из учащихся возникают при выполнении заданий затруднения, он поднимает красный флажок - это соответственно «сигнал» для учителя - подойти и помочь;
2) На выполнение заданий отводится 5-7минут, в зависимости от сложности заданий.
Тип урока: систематизации и закрепления
Характеристика класса: сильный класс с хорошим уровнем знаний по русскому языку, многие учащиеся из класса – постоянные участники олимпиад по русскому языку. Подростки легко включаются в новые виды деятельности, имеют грамотную речь, стремятся к получению новых знаний.
Выбор темы урока: согласно тематическому планированию
Цели урока:
1) Образовательная –
Знать: 1)наречие как часть речи; 2) на какие разряды делятся наречия, в чём их отличие друг от друга.
Уметь: 1) видеть, находить, слышать наречия среди других частей речи;
2) определять и различать на письме разряды наречий; правильно ставить смысловые вопросы к наречиям разных разрядов;
3) грамотно использовать правила написания гласных о/е после шипящих на конце наречий, буквы о/а на конце наречий с приставками из-, до-, с- суффиксы наречий, раздельное и слитное написание не с наречиями;
4) правильно писать одну и две буквы -н- в наречиях на –о и – е; мягкий знак после шипящих на конце наречий;
2)Развивающая - развивать умения вести учебный диалог, развивать логическое мышление, отстаивать свою точку зрения, умение работать в команде, отвечать за свои действия.
3)Педагогическая цель: через активные формы обучения проверить уровень усвоения учащимися изученной темы.
Оборудование: мел, доска, тетради, подготовленные и оформленные заранее «зачётные книжки»; красные флажки – «сигнал» для учителя; карточки-картинки для анализа урока; подготовленные карточки с индивидуальными заданиями для каждого.
Оформление места: на доске нарисован макет «зачётной книжки» с указанием всех экзаменов, которые следует пройти учащимся на данном уроке; возможен вариант, когда цель размещена на центральной доске. На свободных досках помещены ответы на задания, которые открываются постепенно, по мере «сдачи» того или иного экзамена учащимися.
Ход урока.
I Организационный момент.
II Постановка цели (через проектор даётся цель урока).
III Работа над изучаемой темой (теория/ практика).
1 экзамен «Наречие как часть речи»
Оценка за 1 экзамен выставляется в зависимости от количества правильных ответов учащихся на предлагаемый учителем тест «Что я знаю о наречии». Данный тест помогает ученикам ещё раз вспомнить и закрепить общую характеристику наречия как части речи.
1. Что обозначает наречие?
А) предмет;
Б) признак предмета;
В) признак действия;
Г) добавочное действие предмета.
2. На какие вопросы отвечает наречие?
А) Где? Куда? Зачем? С какой целью? Когда? и т.д.
Б) Какой? Какая? Какие?
В) Что делал? Что сделал?
Г) Что делая? Что сделав?
3. Наречия могут сочетаться:
А) с существительными;
Б) с прилагательными;
В) с другими наречиями;
Г) все перечисленные варианты.
4. Продолжите фразу: наречия……..
А) изменяются по числам;
Б) изменяются по числам и родам;
В) не изменяются;
Г) изменяются по числам, родам и падежам.
5. Наречия в предложении обычно бывают:
А) подлежащими;
Б) обстоятельствами;
В) сказуемыми;
Г) дополнениями.
ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ
1. В) признак действия.
2. А) Где? Куда? Зачем? С какой целью? Когда? и т.д.
3. Г) все перечисленные варианты.
4. В) не изменяются;
5. Б) обстоятельствами;
2 экзамен «Табличное дело»
2 экзамен включает в себя заполнение учащимися таблицы по теме «Разряды наречий или Смысловые группы наречий». Наречия даны на доске в разброс.
Разряды наречий или Смысловые группы наречий.
Образ действия | Время | Причина | Место | Цель | Мера и Степень |
наизусть | завтра | сослепу | слева | нарочно | очень |
прочно | теперь | со зла | вблизи | назло | досыта |
никак | зимой | поэтому | вверху | незачем | дважды |
медленно | утром | сгоряча | издали | затем | едва-едва |
хорошо | давным-давно | поневоле | везде | зачем | почти |
3 экзамен «Логическое мышление»
Задание№1. Найдите речевые ошибки в употреблении наречий. Запишите предложения в исправленном виде.
А) Было ужасно весело.
Б) Отряд двинулся в путь, спереди шёл вожатый.
ПРАВИЛЬНО
А) Было очень весело.
Б) Отряд двинулся в путь, впереди шёл вожатый.
Задание№2. Напишите все степени сравнения (если это возможно) наречий.
ТЯЖЕЛО –
ПРОСТО –
ПРАВИЛЬНО
ТЯЖЕЛО – тяжелее, более тяжело (менее тяжело), всех тяжелее
ПРОСТО – проще, более просто (менее просто), всех проще
Задание№3. Из предложенного списка выпишите наречия.
Бодрящий, невольно, по-товарищески, иней, прекрасное, летом, не глядя, никуда, заходящее, рьяно.
ПРАВИЛЬНО
Невольно, по-товарищески, никуда, рьяно.
4 экзамен «Орфографическая зоркость»
1. Слитное и раздельное написание НЕ с частями речи
Задание. Перепишите, раскрывая скобки.
Труд – это благороднейший исцелитель всех (не)дугов.
Для великих дел (не)обходимо (не)утолимое постоянство.
Если работа (не)окончена, (не)принимайся за другую.
(Не)мудрено сделать, да трудно задумать.
Старайся (не)поддельным, а настоящим быть.
ПРАВИЛЬНО
Труд – это благороднейший исцелитель всех недугов.
Для великих дел необходимо неутолимое постоянство.
Если работа не окончена, не принимайся за другую.
Немудрено сделать, да трудно задумать.
Старайся не поддельным, а настоящим быть.
2. Одна и две буквы Н в наречиях на – О и – Е
Задание. Образуйте от данных прилагательных наречия.
Составьте с ними 2 предложения.
Мужественный, дружественный, пламенный, всесторонний, искренний, запутанный, уверенный, обиженный, иску(с,сс)ный, напряжённый.
ПРАВИЛЬНО
Мужественно, дружественно, пламенно, всесторонне, искренне, запутанно, уверенный, обиженно, искусно, напряжённо.
3. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий
Задание. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
С моря свеж... подул ветер. Подул сильный ветер, море стало зловещ…чёрным. Свирепый ветер выл негодующ…, угрожающ… .
Перед грозой природа замерла выжидающ… . Как хорош… отдохнуть у моря в ясный, погожий день!
ПРАВИЛЬНО
С моря свежо подул ветер. Подул сильный ветер, море стало зловеще чёрным. Свирепый ветер выл негодующе, угрожающе.
Перед грозой природа замерла выжидающе. Как хорошо отдохнуть у моря в ясный, погожий день!
4. Правописание наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-
Задание. Образуйте от данных слов наречия с приставками
ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-
Красный, далёкий, светлый, чистый, давний, сухой, новый, правый, левый, сытый, редкий, простой, начальный, тёмный.
ПРАВИЛЬНО
Красный – докрасна; далёкий - вдалеке; светлый - засветло; чистый – дочиста; давний – издавна; сухой –насухо; новый – заново; правый – справа; левый – налево; сытый – досыта; редкий – изредка; простой – запросто; начальный – изначально; тёмный – затемно.
5. Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Задание. Выпишите из предложений наречия.
Всё небо сплош… затянуло белёсой пеленой. Лошади бешено мчались вскач… .Двери в доме стояли настеж… , в комнатах не было ни души. Кроет уж… лист золотой влажную землю в лесу.
ПРАВИЛЬНО
Всё небо сплошь затянуло белёсой пеленой. Лошади бешено мчались вскачь. Двери в доме стояли настежь, в комнатах не было ни души. Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу.
5 экзамен «Язык фантазии».
Учащимся выдаются заранее подготовленные картинки, каждому попадается своя.(картинки заранее вырезаются из журналов) Сюжет картинок может самым разнообразным. Учащимся предлагается составить 3-4 предложение, исходя из того, что изображено на его картинке, используя в каждом из предложений наречие. После того как учащиеся справились с первой частью задания, им предлагается выбрать два наречия на выбор и выполнить их морфологический разбор.
IV Подведение итогов урока
Для оценки значимости урока и его анализа, у каждого ученика на столе лежит набор карточек-картинок, каждая из которых соответствует результатам урока. После того, как ученик выбрал соответствующую карточку, он вклеивает её в свою «зачётную книжку» на свободное место.
- Цель урока мной не достигнута; после выполнения всех предложенных упражнений на уроке изучаемая тема осталась мной не понята; на уроке мне было плохо.
- Цель урока мной достигнута; смог(ла) устранить пробелы, которые наблюдались при изучении темы с помощью выполнения упражнений на уроке; настроение на уроке было хорошее.
- Цель урока мной достигнута; тема мной полностью понята, с помощью предложенных упражнений на уроке ещё лучше стал разбираться в ней; настроение на уроке было хорошее.
Список использованной литературы:
1. Мордес Е. М. Искать, пробовать, обучать…Нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе: 5-11 классы. – Волгоград.: «Учитель - АСТ», 2002.
2. Практикум по русскому языку: 6 кл.: пособие для учащихся / С. И. Львова. – М.: Просвещение,2006.- 208 с. – (Лингвистический тренажёр).
3. Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / М.Т. Баранов, Л. Т. Григорян, Т. А. Ладыженская и др. – 20-е изд. – М.: Просвещение, 1999.- 191 с.