СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА единого курса МДК.03.03 Оркестровый класс и УП.01 Оркестр для специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов: Инструменты народного оркестра) углубленной подготовки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Введение

1.1. Область применения программы

          Рабочая программа  единого курса МДК.03.03 Оркестровый класс и УП.01 Оркестр является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), разработана в соответствии с ФГОС СПО по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов: Инструменты народного оркестра).

Учебная практика УП.01 Оркестр проводится рассредоточено по всему периоду обучения в форме аудиторных занятий, дополняющих МДК.03.03 Оркестровый класс профессионального модуля ПМ.03 Организационная деятельность.

1.2. Место междисциплинарного курса в структуре программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ):

в соответствии с Федеральным  государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности  53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов: Инструменты народного оркестра) МДК.03.03 Оркестровый класс  является частью ПМ.03 Организационная деятельность и предназначен для реализации ОБПОУ «Суджанский колледж  искусств им. Н.В. Плевицкой».

 

1.3. Цели и задачи курса  – требования к результатам освоения курса:

целью курса является:

  • воспитание квалифицированных исполнителей для  работы в составе оркестра.

задачами курса являются:

  • формирование навыков работы в оркестровых коллективах;
  • формирование навыков чтения с листа оркестровых партий;
  • ознакомление с оркестровым репертуаром;
  • ознакомление со спецификой групповых  и общих   репетиций,   концертных   выступлений;
  • формирование у студентов специальных слуховых, исполнительских, ансамблевых и других навыков в процессе игры в оркестре;
  • эстетическое, духовное и творческое воспитание студентов;
  • развитие педагогических и организаторских способностей студентов;
  • расширение музыкального кругозора студентов;
  • развитие профессиональных музыкальных способностей (музыкальный слух; музыкальная память; чувство ритма и т.д.).

         Результатом освоения курса является формирование практических навыков, необходимые для участия в творческих музыкальных коллективах, подготовка специалиста - профессионала к работе в качестве руководителя оркестра или ансамбля русских народных инструментов в ДШИ, других учреждениях дополнительного образования, в том числе овладение профессиональными, педагогическими  (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

 ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать сольный, оркестровый и ансамблевый репертуар.

ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации, в оркестровых и ансамблевых коллективах.

ПК 1.3. Осваивать сольный, ансамблевый, оркестровый исполнительский репертуар.

ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.

ПК 1.5. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.

ПК 1.6. Применять базовые знания по устройству, ремонту и настройке своего инструмента для решения музыкально-исполнительских задач.

ПК 1.7. Исполнять обязанности музыкального руководителя творческого коллектива, включающие организацию репетиционной и концертной работы, планирование и анализ результатов деятельности.

ПК 1.8. Создавать концертно-тематические программы с учетом специфики восприятия слушателей различных возрастных групп.

ПК 2.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств), общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях.

ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.

ПК 2.3. Использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока в исполнительском классе.

ПК 2.4. Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.

ПК 2.5. Применять классические и современные методы преподавания, анализировать особенности отечественных и мировых инструментальных школ.

ПК 2.6. Использовать индивидуальные методы и приемы работы в исполнительском классе с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

ПК 2.7. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся.

ПК 2.8. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.

В результате освоения   курса студент должен:

иметь практический опыт:

         чтения с листа музыкальных произведений разных жанров и форм;

         репетиционно-концертной работы в качестве  оркестранта;

         исполнения партий  в оркестре.

уметь:

         читать с листа и транспонировать музыкальные произведения в соответствии с программными требованиями;

         использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста;

         психофизиологически владеть собой в процессе репетиционной и концертной работы;

         использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения.

знать:

         оркестровые сложности  родственных инструментов;

         выразительные и технические возможности родственных инструментов их роли в оркестре;

         базовый репертуар оркестровых инструментов и переложений;

         профессиональную терминологию;

         особенности работы в качестве артиста оркестра, специфику репетиционной работы по группам и общих репетиций.

1.4. Объем курса, виды учебной работы и отчетность

Объём курса МДК.03.03 Оркестровый класс

Максимальная учебная нагрузка обучающегося 429 часов, в том числе:

обязательная аудиторная нагрузка обучающегося - 286 часов;

самостоятельная работа обучающегося - 143 часа.

Время изучения – 1-8 семестры.

Зачёты – 8 семестр.

Контрольные работы – 1 - 7 cеместры.

 

Объём курса УП.01 Оркестр

Максимальная учебная нагрузка обучающегося 864  часов, в том числе:

Обязательная аудиторная нагрузка обучающегося 570 часов;

Самостоятельная работа обучающегося 288  часов.

Время изучения – 1-8 семестры.

Зачёты -8  семестр.

Контрольные работы - 1-7 cеместры.

 

Виды учебной работы и отчётности

 (методы организации и реализации образовательного

процесса)

Выбор методов обучения по МДК 03.03 Оркестровый класс УП.01 Оркестр  зависит от:

  • их индивидуальных способностей;
  • от состава оркестра;
  • от количества участников оркестра.

 

Для достижения поставленной цели и реализации задач МДК и УП используются следующие методы обучения:

  • словесный (рассказ, объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
  • метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом оркестровых партий с использованием многообразных вариантов показа, знакомство с дирижерским жестом);
  • объяснительно-иллюстративный (педагог играет оркестровые партии и попутно объясняет);
  • репродуктивный метод (повторение участниками оркестра игровых приемов по образцу преподавателя);
  • демонстрационный (прослушивание записей, просмотр видеозаписей выдающихся оркестровых коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся.).

Одной из основных форм учебно-воспитательной работы, развивающих профессиональные навыки и творческую  дисциплину у студентов музыкальных учебных заведений, является работа в оркестровом классе. Игра в оркестре, как высшая форма ансамбле­вого музицирования стимулирует молодых музыкантов к более глубокому изучению своей профессии, воспитывает творческое отношение к занятиям.

Оркестр воспитывает сознательную коллективную дисциплину, формирует личность студента, чувство товарищества, ответственности за общее дело.

Очень полезным и в творческой, и в воспитательной рабо­те представляется участие в оркестре педагогов-специ­алистов. Игра рядом со своими наставниками, возможность более частого профессионального общения мобилизует студентов, застав­ляет более ответственно относиться к своим обязанностям.

Конечной целью работы оркестрового класса является концертная практика. Она помогает развивать в молодом музыканте ответственность за качество исполнения,  собранность, творческое внимание, артистичность.

Итогом работы оркестра должен быть открытый показ подготовленной программы. Не следует ограничиваться проведением отчетного концерта, оркестр должен и может успешно выступать на различных сценических площадках с концертами и лекциями-концертами, привлекая широкую аудиторию слушателей.

            Особая ответственность лежит на руководителе оркестрового класса. Учитывая специфику своей дирижерской деятельности, он должен обращать особое внимание на ее педагогическую направленность.

Руководитель оркестра должен обладать высокими организаторскими способностями, быть эрудированным и авторитетным музыкантом, помнить, что его отношение к работе является образцом для учащихся. От его методов работы с коллективом, от умения найти подход к каждому исполнителю зависит успех всей учебно-воспитательной и творческой работы оркестрового класса.

Учет успеваемости обучающихся и контроль знаний осуществляется на    уроках, контрольных уроках, зачетах. 

Результаты ответов фиксируется:

  • в журналах преподавателя;
  • зачетной книжке.

              В процессе обучения кроме контрольного мероприятия после каждого семестра проводятся промежуточные контрольные уроки каждый месяц, которые помогают педагогу более тщательно оценить знания обучающихся, приобретенные в ходе изучения данного курса.

Успешное выполнение задач по данному курсу может быть обеспечено при условии взаимосвязи с другими специальными и музыкально-теоретическими дисциплинами.

 

1.5. Материально-техническое обеспечение курса.

Для проведения занятий по МДК 03. 03 Оркестровый класс и УП.01 ОРкестр  по специальности 53.02.03   Инструментальное исполнительство (по видам инструментов:  Инструменты народного оркестра) необходимо использовать:

  • Достаточное количество оркестровых русских народных инструментов и набора медиаторов для струнной группы, набора шумовых инструментов и перкуссии, а так же должны быть созданы условия для их содержания, своевременного обслуживания и ремонта.
  • Подставки под ноги или разноуровневые стулья для каждого участника оркестра.
  • Пульты (подставки для нот) для обеспечения максимально комфортных условий для чтения нотных текстов – не менее одного на трех участников.
  • Учебные аудитории должны иметь звуковую изоляцию.

Для проведения занятий также необходимо наличие фортепиано, наличие аппаратуры для прослушивания и просмотра CD и DVD, нотной и методической литературы, доступом к сети Интернет.

 

2.  План единого курса МДК 03.03 Оркестровый класс  и УП.01 Оркестр

Распределение часов по семестрам

МДК 03.03  Оркестровый класс: 

   Курс

Семестр

Количество недель

Количество часов

Часов в неделю

I

1

16

32

2

2

20

40

2

II

3

16

32

2

4

20

40

2

III

5

16

32

2

6

20

40

2

IV

7

16

32

2

8

19

38

2

 

 

Всего:

286

 

 

УП.01 Оркестр:

   Курс

Семестр

Количество недель

Количество часов

Часов в неделю

I

1

16

64

4

2

20

80

4

II

3

16

64

4

4

20

80

4

III

5

16

64

4

6

20

80

4

IV

7

16

64

4

8

19

76

4

 

 

Всего:

570

 

 

 

3.Содержание единого курса МДК 03.03 Оркестровый класс  и УП.01 Оркестр

 

Репетиционная работа. Изучение репертуара.

Каждой репетиции предшествует настройка инструментов. Нужно

стремиться к тому, чтобы этим навыком обладал каждый участник,

играющий на струнном инструменте. Хороший строй инструментов –

непременное условие качественной работы коллектива.

        Цель настройки – достижение чистого, слитного звучания оркестра как

по горизонтали, так и по вертикали.

Во время работы над репертуаром необходимо выполнять одновременно следующие задачи:

       1.  исполнять свою партию со всеми  авторскими указаниями;

       2.  следить за жестами  дирижёра и выполнять его требования;

       3. слышать звучание остальных голосов оркестра, соблюдая точность                  ритмического ансамбля и равновесие в динамике.

            Репетиционное время распределяется:

            •  на изучение партий;

            •  на групповые занятия;

            •  на общие репетиции;

            •  на повторение ранее выученных произведений.

 

Чтение  нот  с листа.

При чтении нот с листа необходимо выполнять элементарные требования данной партитуры, чтобы получить правильное представление о содержании и форме исполняемого произведения. Важно помнить, что количество проработанных произведений, их разнообразие по жанру, форме, фактуре и характеру имеет большое значение не только в расширении музыкального кругозора обучающихся, но и в развитии навыков чтения нот с листа.

Процесс воспитания  навыка точного и беглого чтения с листа должен проводиться  планомерно, от простого к сложному, с учётом технической и исполнительской подготовки и общего музыкального развития большинства участников оркестра.

 

Проверка  партий.

Проверка партий ставит целью выяснение степени подготовленности каждого оркестранта и качественному исполнению произведений. Проверку можно осуществлять индивидуально и между различными группами оркестра.

 

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

 

Формы самостоятельной работы:

  1. Самостоятельная работа над оркестровыми партиями (аппликатура, штрихи, интонация);
  2. Работа солистов над сольными партиями;
  3. Чтение методической литературы по оркестровому исполнительству;
  4. Прослушивание оркестровой музыки;
  5. Посещение концертов.

Регулярные домашние занятия позволяют выучить наиболее сложные музыкальные фрагменты до начала совместных репетиций.

Обучающийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания. Преподавателю  следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями.

 

4. Контрольные требования курса

 

     Все формы и методы контроля и оценки результатов изучения единого курса МДК 03. 03 Оркестровый класс и УП.01 Оркестр направлены на подтверждение успешного и планомерного формирования общих и профессиональных компетенций в процессе работы.

Оценка качества освоения дисциплины включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию.

Итоговая оценка учитывает все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющими установить уровень освоения материала, качество сформированных у обучающихся компетенций и степень готовности выпускников к профессиональной деятельности.

 Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе текущих занятий, их посещений, индивидуальной и групповой проверки знаний оркестровых партий. При оценке учащегося учитывается также его участие в выступлениях коллектива.

          Для концертных выступлений целесообразно формировать сборный тематический репертуар, планировать даты концер­тов. Количество открытых выступлений должно быть не менее трех-четырех в учебном году.

          В конце каждого полугодия в журнале и в зачетной книжке студенту выставляется оценка с учетом достигнутых успехов и отношения к занятиям (дисциплинированность, чувство ответственности перед коллективом).

По окончанию каждого семестра руководитель оркестрового класса оценивает студентов на  основании текущего учёта  знаний. Оценка  выставляется с учётом степени овладения профессиональными навыками игры  в оркестре, выразительности исполнения, степени  преодоления  технических трудностей, исполнительской и учебной дисциплины.

Итогом работы оркестрового класса является  открытый показ  концертной программы (отчётный концерт, выступления на различных  концертных площадках). Для  открытых  концертов желательно привлекать солистов (инструменталистов и  вокалистов), а также различные инструментальные ансамбли, хоры, что разнообразит  программу и позволит оркестрантам  совершенствовать  навыки  аккомпанемента.

Контроль и учет успеваемости студентов осуществляется в форме внутриурочного контроля, контрольных  уроков  в конце 1, 3, 8  семестров и  зачетов в конце 2, 4, 7 семестров.

По итогам исполнения программы на зачете выставляется оценка по пятибалльной системе:

5 (отлично) – регулярное посещение занятий по оркестру, отсутствие пропусков без уважительных причин, знание своей партии во всех произведениях, разучиваемых в оркестровом классе, активная эмоциональная работа на занятиях, участие на всех концертах коллектива;

4 (хорошо) – регулярное посещение занятий по оркестру, отсутствие пропусков без уважительных причин, активная работа в классе, сдача партии всей программы при недостаточной проработке трудных технических фрагментов, участие в концертах оркестра;

3 (удовлетворительно) – нерегулярное посещение занятий по оркестру, пропуски без уважительных причин, пассивная работа в классе, незнание некоторых партитур в программе при сдаче партий, участие в обязательном отчетном концерте школы в случае пересдачи партий;

2 (неудовлетворительно) – пропуски занятий без уважительных причин, неудовлетворительная сдача партий в большинстве партитур всей программы, недопуск к выступлению на отчетный концерт.

Годовой план-минимум

Годовой план-минимум предполагает подготовку развернутой концертной программы в двух отделениях (10-15 произведений).

 

 

 

Примерный репертуарный список

 

Обработки народных мелодий для оркестра народных инструментов

 

Андреев В.

Вариации на тему русской народной песни «Светит месяц», Русская народная песня «Как под яблонькой» (1,2).

Блок В.

Русская народная песня «Хорошо было детинушке» (19).

Беляев В.

Русская народная песня «Однозвучно гремит колокольчик» (10).

Будашкин Н.

Русская народная песня «Тонкая рябина» (13).

Воронков В.

Русская народная песня «Ой, ты, яблонька» (37).

Городовская В.

Концертная пьеса на темы русских народных песен «Выйду на улицу», «Степь да степь кругом», Фантазия на две русские народные темы. (15), Русская народная песня «Не слышно шума городского» (48).

Гречанинов А.

Русская народная песня «Пойду ль я,выйду ль я» (28).

Дербенко Е.

Русская народная песня «Ты, Егор, кудрявой», «Черный ворон» (48).

Зацарный Ю.

Русская народная песня «Во поле орешина» (20).

Камалдинов  Г.

Русская народная песня «Я вечер в лужках гуляла» (34).

Каркин П.

Вариации на тему русской народной песни «Во лузях» (2).

Кусс М.

Русская народная песня  «Ходил, гулял добрый молодец» (20).

Куликов П.

Фантазия на тему русской народной песни «Липа вековая», Три пьесы на темы русских народных песен: «Барыня», «Камаринская», «Ах вы, сени мои» (24).

Крюковский С.

Вариации на тему русской народной песни «Вдоль по Питерской», русская народная песня «Уж ты сад», «Ничто в полюшке не колышется», «Отдавали молоду» (2).

Ниман Ф.

Русская народная песня  «Уж ты, сад», «Солнце скрылось за  горою»,  Вариации на тему русской народной песни «Утушка  луговая» (2).

Сурков А.

Русская народная песня «Во поле береза стояла» (26).

Тихомиров Г.

Русская народная песня  «Ходила я, гуляла я» (33).

Трояновский Б.

Русская народная песня  «Час да по часу», Вариации на тему русской народной песни  «Ах, се вечер, вечер», русская народная песня «Эх, да уж вы» (30).

Товпеко М.

Парафраз на тему русской народной песни  «Ой, при лужке» (47).

Фомин Н.

Русская народная песня «У ворот, ворот» (2).

Хватов В.

Русская народная песня «Как на горке, на пригорке» (26).

Цыганков А.

Русская народная песня «Травушка-муравушка» (23).

Шахматов Н.

Русская народная песня «Коробейники» (44).

Широков А. 

Белорусская народная песня «Вязанка», русская народная песня «Ты рябина, рябинушка» (23).

Шишаков Ю.

Полька на тему белорусской народной песни  «Вязанка» (45).

 

Оригинальные произведения для оркестра народных инструментов

 

Андреев В.

Вальсы: «Фавн», «Искорки», «Бабочка» (1,2).

Бояшов В.

Сюита № 3 для оркестра русских народных инструментов  «Северные пейзажи», Элегия, «Краса-девица» (3).

Будашкин Н.

Лирическая сюита в 4 частях, «Сказ о Байкале», Фантазия на темы песен В.Мокроусова, Праздничная увертюра, Увертюра-фантазия, «Думка», музыкальная картинка  «На ярмарке» (12,13).

Бызов А.

Ноктюрн, Галоп (14).

Городовская В.

Музыкальная картинка «Русская зима», Русский вальс, Русская тройка (15).

Дербенко Е.

Веселые припевки, Забытые колокола, Карнавал,  Молодежная увертюра,  Русская песня, Самба (16).

Камалдинов Г.

Русская фантазия (Скоморошина) (25).

Кравченко Б.

Плач,  Вальс-поэма «Старая Москва» (цикл "Старая Москва») (23).

Кикта Б.

Поэма-сказка «Аленушка»ь (18).

Куликов П.

Наигрыш. Русский пляс, Сельская полька, Экспромт (20).

Купревич В.

 «Тульский самовар», op.55 (29).

Мещерин В.

 «Скомороший танец» (26).

Мунзониус Х.

Пасодобль (27)

Пикуль В.

Пляска (сюита "Палехские картинки"), Слепой гусляр (сюита "Палехские картинки") (26).

Попонов В.

Краковяк,  Полька,  Сказ о Волге (29).

Романов Ю.

 «Крутится – вертится» (10).

Смирнов В.

Музыкальная картинка «В лесу» (22).

Тимошенко А.

 «Русская мозаика» (47).

Т

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА единого курса МДК.03.03 Оркестровый класс и УП.01 Оркестр для специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов: Инструменты народного оркестра) углубленной подготовки»

Областное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Суджанский колледж искусств имени Н.В. Плевицкой»



















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

единого курса МДК.03.03 Оркестровый класс и УП.01 Оркестр

для специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство

(по видам инструментов: Инструменты народного оркестра)

углубленной подготовки























г. Суджа – 2022 г.

Одобрена предметно - цикловой комиссией «Инструменты народного оркестра»

Протокол № __

от «__» _______________20___г.



Председатель

_________________/В.В. Грицепанов/

Разработана на основе ФГОС СПО по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов: Инструменты народного оркестра)


Заместитель директора по учебной работе

__________________ /О.Г. Шатилова/




















Составитель: О.Г. Шатилова - преподаватель ОБПОУ «Суджанский колледж искусств им. Н.В. Плевицкой».





Рецензент: В.В. Грицепанов - председатель ПЦК «Инструменты народного оркестра» ОБПОУ «Суджанский колледж искусств им. Н.В. Плевицкой».










1.Введение

1.1. Область применения программы

Рабочая программа единого курса МДК.03.03 Оркестровый класс и УП.01 Оркестр является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), разработана в соответствии с ФГОС СПО по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов: Инструменты народного оркестра).

Учебная практика УП.01 Оркестр проводится рассредоточено по всему периоду обучения в форме аудиторных занятий, дополняющих МДК.03.03 Оркестровый класс профессионального модуля ПМ.03 Организационная деятельность.

1.2. Место междисциплинарного курса в структуре программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ):

в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов: Инструменты народного оркестра) МДК.03.03 Оркестровый класс является частью ПМ.03 Организационная деятельность и предназначен для реализации ОБПОУ «Суджанский колледж искусств им. Н.В. Плевицкой».


1.3. Цели и задачи курса – требования к результатам освоения курса:

целью курса является:

  • воспитание квалифицированных исполнителей для работы в составе оркестра.

задачами курса являются:

  • формирование навыков работы в оркестровых коллективах;

  • формирование навыков чтения с листа оркестровых партий;

  • ознакомление с оркестровым репертуаром;

  • ознакомление со спецификой групповых и общих репетиций, концертных выступлений;

  • формирование у студентов специальных слуховых, исполнительских, ансамблевых и других навыков в процессе игры в оркестре;

  • эстетическое, духовное и творческое воспитание студентов;

  • развитие педагогических и организаторских способностей студентов;

  • расширение музыкального кругозора студентов;

  • развитие профессиональных музыкальных способностей (музыкальный слух; музыкальная память; чувство ритма и т.д.).

Результатом освоения курса является формирование практических навыков, необходимые для участия в творческих музыкальных коллективах, подготовка специалиста - профессионала к работе в качестве руководителя оркестра или ансамбля русских народных инструментов в ДШИ, других учреждениях дополнительного образования, в том числе овладение профессиональными, педагогическими (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения, самостоятельно осваивать сольный, оркестровый и ансамблевый репертуар.

ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации, в оркестровых и ансамблевых коллективах.

ПК 1.3. Осваивать сольный, ансамблевый, оркестровый исполнительский репертуар.

ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения, применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.

ПК 1.5. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи, вести репетиционную работу и запись в условиях студии.

ПК 1.6. Применять базовые знания по устройству, ремонту и настройке своего инструмента для решения музыкально-исполнительских задач.

ПК 1.7. Исполнять обязанности музыкального руководителя творческого коллектива, включающие организацию репетиционной и концертной работы, планирование и анализ результатов деятельности.

ПК 1.8. Создавать концертно-тематические программы с учетом специфики восприятия слушателей различных возрастных групп.

ПК 2.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств), общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях.

ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.

ПК 2.3. Использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока в исполнительском классе.

ПК 2.4. Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.

ПК 2.5. Применять классические и современные методы преподавания, анализировать особенности отечественных и мировых инструментальных школ.

ПК 2.6. Использовать индивидуальные методы и приемы работы в исполнительском классе с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

ПК 2.7. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся.

ПК 2.8. Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.

В результате освоения курса студент должен:

иметь практический опыт:

чтения с листа музыкальных произведений разных жанров и форм;

репетиционно-концертной работы в качестве оркестранта;

исполнения партий в оркестре.

уметь:

читать с листа и транспонировать музыкальные произведения в соответствии с программными требованиями;

использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для грамотной интерпретации нотного текста;

психофизиологически владеть собой в процессе репетиционной и концертной работы;

использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения.

знать:

оркестровые сложности родственных инструментов;

выразительные и технические возможности родственных инструментов их роли в оркестре;

базовый репертуар оркестровых инструментов и переложений;

профессиональную терминологию;

особенности работы в качестве артиста оркестра, специфику репетиционной работы по группам и общих репетиций.

1.4. Объем курса, виды учебной работы и отчетность

Объём курса МДК.03.03 Оркестровый класс

Максимальная учебная нагрузка обучающегося 429 часов, в том числе:

обязательная аудиторная нагрузка обучающегося - 286 часов;

самостоятельная работа обучающегося - 143 часа.

Время изучения – 1-8 семестры.

Зачёты – 8 семестр.

Контрольные работы – 1 - 7 cеместры.



Объём курса УП.01 Оркестр

Максимальная учебная нагрузка обучающегося 864 часов, в том числе:

Обязательная аудиторная нагрузка обучающегося 570 часов;

Самостоятельная работа обучающегося 288 часов.

Время изучения – 1-8 семестры.

Зачёты -8 семестр.

Контрольные работы - 1-7 cеместры.


Виды учебной работы и отчётности

(методы организации и реализации образовательного

процесса)

Выбор методов обучения по МДК 03.03 Оркестровый класс УП.01 Оркестр зависит от:

  • их индивидуальных способностей;

  • от состава оркестра;

  • от количества участников оркестра.


Для достижения поставленной цели и реализации задач МДК и УП используются следующие методы обучения:

  • словесный (рассказ, объяснение, разбор, анализ музыкального материала);

  • метод показа (показ педагогом игровых движений, исполнение педагогом оркестровых партий с использованием многообразных вариантов показа, знакомство с дирижерским жестом);

  • объяснительно-иллюстративный (педагог играет оркестровые партии и попутно объясняет);

  • репродуктивный метод (повторение участниками оркестра игровых приемов по образцу преподавателя);

  • демонстрационный (прослушивание записей, просмотр видеозаписей выдающихся оркестровых коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся.).

Одной из основных форм учебно-воспитательной работы, развивающих профессиональные навыки и творческую дисциплину у студентов музыкальных учебных заведений, является работа в оркестровом классе. Игра в оркестре, как высшая форма ансамбле­вого музицирования стимулирует молодых музыкантов к более глубокому изучению своей профессии, воспитывает творческое отношение к занятиям.

Оркестр воспитывает сознательную коллективную дисциплину, формирует личность студента, чувство товарищества, ответственности за общее дело.

Очень полезным и в творческой, и в воспитательной рабо­те представляется участие в оркестре педагогов-специ­алистов. Игра рядом со своими наставниками, возможность более частого профессионального общения мобилизует студентов, застав­ляет более ответственно относиться к своим обязанностям.

Конечной целью работы оркестрового класса является концертная практика. Она помогает развивать в молодом музыканте ответственность за качество исполнения, собранность, творческое внимание, артистичность.

Итогом работы оркестра должен быть открытый показ подготовленной программы. Не следует ограничиваться проведением отчетного концерта, оркестр должен и может успешно выступать на различных сценических площадках с концертами и лекциями-концертами, привлекая широкую аудиторию слушателей.

Особая ответственность лежит на руководителе оркестрового класса. Учитывая специфику своей дирижерской деятельности, он должен обращать особое внимание на ее педагогическую направленность.

Руководитель оркестра должен обладать высокими организаторскими способностями, быть эрудированным и авторитетным музыкантом, помнить, что его отношение к работе является образцом для учащихся. От его методов работы с коллективом, от умения найти подход к каждому исполнителю зависит успех всей учебно-воспитательной и творческой работы оркестрового класса.

Учет успеваемости обучающихся и контроль знаний осуществляется на уроках, контрольных уроках, зачетах.

Результаты ответов фиксируется:

  • в журналах преподавателя;

  • зачетной книжке.

В процессе обучения кроме контрольного мероприятия после каждого семестра проводятся промежуточные контрольные уроки каждый месяц, которые помогают педагогу более тщательно оценить знания обучающихся, приобретенные в ходе изучения данного курса.

Успешное выполнение задач по данному курсу может быть обеспечено при условии взаимосвязи с другими специальными и музыкально-теоретическими дисциплинами.



1.5. Материально-техническое обеспечение курса.

Для проведения занятий по МДК 03. 03 Оркестровый класс и УП.01 ОРкестр по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов: Инструменты народного оркестра) необходимо использовать:

  • Достаточное количество оркестровых русских народных инструментов и набора медиаторов для струнной группы, набора шумовых инструментов и перкуссии, а так же должны быть созданы условия для их содержания, своевременного обслуживания и ремонта.

  • Подставки под ноги или разноуровневые стулья для каждого участника оркестра.

  • Пульты (подставки для нот) для обеспечения максимально комфортных условий для чтения нотных текстов – не менее одного на трех участников.

  • Учебные аудитории должны иметь звуковую изоляцию.

Для проведения занятий также необходимо наличие фортепиано, наличие аппаратуры для прослушивания и просмотра CD и DVD, нотной и методической литературы, доступом к сети Интернет.


2. План единого курса МДК 03.03 Оркестровый класс и УП.01 Оркестр

Распределение часов по семестрам

МДК 03.03 Оркестровый класс:

Курс

Семестр

Количество недель

Количество часов

Часов в неделю

I

1

16

32

2

2

20

40

2

II

3

16

32

2

4

20

40

2

III

5

16

32

2

6

20

40

2

IV

7

16

32

2

8

19

38

2



Всего:

286




УП.01 Оркестр:

Курс

Семестр

Количество недель

Количество часов

Часов в неделю

I

1

16

64

4

2

20

80

4

II

3

16

64

4

4

20

80

4

III

5

16

64

4

6

20

80

4

IV

7

16

64

4

8

19

76

4



Всего:

570




3.Содержание единого курса МДК 03.03 Оркестровый класс и УП.01 Оркестр


Репетиционная работа. Изучение репертуара.

Каждой репетиции предшествует настройка инструментов. Нужно

стремиться к тому, чтобы этим навыком обладал каждый участник,

играющий на струнном инструменте. Хороший строй инструментов –

непременное условие качественной работы коллектива.

Цель настройки – достижение чистого, слитного звучания оркестра как

по горизонтали, так и по вертикали.

Во время работы над репертуаром необходимо выполнять одновременно следующие задачи:

1. исполнять свою партию со всеми авторскими указаниями;

2. следить за жестами дирижёра и выполнять его требования;

3. слышать звучание остальных голосов оркестра, соблюдая точность ритмического ансамбля и равновесие в динамике.

Репетиционное время распределяется:

• на изучение партий;

• на групповые занятия;

• на общие репетиции;

• на повторение ранее выученных произведений.


Чтение нот с листа.

При чтении нот с листа необходимо выполнять элементарные требования данной партитуры, чтобы получить правильное представление о содержании и форме исполняемого произведения. Важно помнить, что количество проработанных произведений, их разнообразие по жанру, форме, фактуре и характеру имеет большое значение не только в расширении музыкального кругозора обучающихся, но и в развитии навыков чтения нот с листа.

Процесс воспитания навыка точного и беглого чтения с листа должен проводиться планомерно, от простого к сложному, с учётом технической и исполнительской подготовки и общего музыкального развития большинства участников оркестра.


Проверка партий.

Проверка партий ставит целью выяснение степени подготовленности каждого оркестранта и качественному исполнению произведений. Проверку можно осуществлять индивидуально и между различными группами оркестра.


Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов


Формы самостоятельной работы:

  1. Самостоятельная работа над оркестровыми партиями (аппликатура, штрихи, интонация);

  2. Работа солистов над сольными партиями;

  3. Чтение методической литературы по оркестровому исполнительству;

  4. Прослушивание оркестровой музыки;

  5. Посещение концертов.

Регулярные домашние занятия позволяют выучить наиболее сложные музыкальные фрагменты до начала совместных репетиций.

Обучающийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания. Преподавателю следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями.


4. Контрольные требования курса


Все формы и методы контроля и оценки результатов изучения единого курса МДК 03. 03 Оркестровый класс и УП.01 Оркестр направлены на подтверждение успешного и планомерного формирования общих и профессиональных компетенций в процессе работы.

Оценка качества освоения дисциплины включает текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию.

Итоговая оценка учитывает все виды связей между знаниями, умениями, навыками, позволяющими установить уровень освоения материала, качество сформированных у обучающихся компетенций и степень готовности выпускников к профессиональной деятельности.

Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе текущих занятий, их посещений, индивидуальной и групповой проверки знаний оркестровых партий. При оценке учащегося учитывается также его участие в выступлениях коллектива.

Для концертных выступлений целесообразно формировать сборный тематический репертуар, планировать даты концер­тов. Количество открытых выступлений должно быть не менее трех-четырех в учебном году.

В конце каждого полугодия в журнале и в зачетной книжке студенту выставляется оценка с учетом достигнутых успехов и отношения к занятиям (дисциплинированность, чувство ответственности перед коллективом).

По окончанию каждого семестра руководитель оркестрового класса оценивает студентов на основании текущего учёта знаний. Оценка выставляется с учётом степени овладения профессиональными навыками игры в оркестре, выразительности исполнения, степени преодоления технических трудностей, исполнительской и учебной дисциплины.

Итогом работы оркестрового класса является открытый показ концертной программы (отчётный концерт, выступления на различных концертных площадках). Для открытых концертов желательно привлекать солистов (инструменталистов и вокалистов), а также различные инструментальные ансамбли, хоры, что разнообразит программу и позволит оркестрантам совершенствовать навыки аккомпанемента.

Контроль и учет успеваемости студентов осуществляется в форме внутриурочного контроля, контрольных уроков в конце 1, 3, 8 семестров и зачетов в конце 2, 4, 7 семестров.

По итогам исполнения программы на зачете выставляется оценка по пятибалльной системе:

5 (отлично) – регулярное посещение занятий по оркестру, отсутствие пропусков без уважительных причин, знание своей партии во всех произведениях, разучиваемых в оркестровом классе, активная эмоциональная работа на занятиях, участие на всех концертах коллектива;

4 (хорошо) – регулярное посещение занятий по оркестру, отсутствие пропусков без уважительных причин, активная работа в классе, сдача партии всей программы при недостаточной проработке трудных технических фрагментов, участие в концертах оркестра;

3 (удовлетворительно) – нерегулярное посещение занятий по оркестру, пропуски без уважительных причин, пассивная работа в классе, незнание некоторых партитур в программе при сдаче партий, участие в обязательном отчетном концерте школы в случае пересдачи партий;

2 (неудовлетворительно) – пропуски занятий без уважительных причин, неудовлетворительная сдача партий в большинстве партитур всей программы, недопуск к выступлению на отчетный концерт.

Годовой план-минимум

Годовой план-минимум предполагает подготовку развернутой концертной программы в двух отделениях (10-15 произведений).







Примерный репертуарный список


Обработки народных мелодий для оркестра народных инструментов


Андреев В.

Вариации на тему русской народной песни «Светит месяц», Русская народная песня «Как под яблонькой» (1,2).

Блок В.

Русская народная песня «Хорошо было детинушке» (19).

Беляев В.

Русская народная песня «Однозвучно гремит колокольчик» (10).

Будашкин Н.

Русская народная песня «Тонкая рябина» (13).

Воронков В.

Русская народная песня «Ой, ты, яблонька» (37).

Городовская В.

Концертная пьеса на темы русских народных песен «Выйду на улицу», «Степь да степь кругом», Фантазия на две русские народные темы. (15), Русская народная песня «Не слышно шума городского» (48).

Гречанинов А.

Русская народная песня «Пойду ль я,выйду ль я» (28).

Дербенко Е.

Русская народная песня «Ты, Егор, кудрявой», «Черный ворон» (48).

Зацарный Ю.

Русская народная песня «Во поле орешина» (20).

Камалдинов Г.

Русская народная песня «Я вечер в лужках гуляла» (34).

Каркин П.

Вариации на тему русской народной песни «Во лузях» (2).

Кусс М.

Русская народная песня «Ходил, гулял добрый молодец» (20).

Куликов П.

Фантазия на тему русской народной песни «Липа вековая», Три пьесы на темы русских народных песен: «Барыня», «Камаринская», «Ах вы, сени мои» (24).

Крюковский С.

Вариации на тему русской народной песни «Вдоль по Питерской», русская народная песня «Уж ты сад», «Ничто в полюшке не колышется», «Отдавали молоду» (2).

Ниман Ф.

Русская народная песня «Уж ты, сад», «Солнце скрылось за горою», Вариации на тему русской народной песни «Утушка луговая» (2).

Сурков А.

Русская народная песня «Во поле береза стояла» (26).

Тихомиров Г.

Русская народная песня «Ходила я, гуляла я» (33).

Трояновский Б.

Русская народная песня «Час да по часу», Вариации на тему русской народной песни «Ах, се вечер, вечер», русская народная песня «Эх, да уж вы» (30).

Товпеко М.

Парафраз на тему русской народной песни «Ой, при лужке» (47).

Фомин Н.

Русская народная песня «У ворот, ворот» (2).

Хватов В.

Русская народная песня «Как на горке, на пригорке» (26).

Цыганков А.

Русская народная песня «Травушка-муравушка» (23).

Шахматов Н.

Русская народная песня «Коробейники» (44).

Широков А.

Белорусская народная песня «Вязанка», русская народная песня «Ты рябина, рябинушка» (23).

Шишаков Ю.

Полька на тему белорусской народной песни «Вязанка» (45).


Оригинальные произведения для оркестра народных инструментов


Андреев В.

Вальсы: «Фавн», «Искорки», «Бабочка» (1,2).

Бояшов В.

Сюита № 3 для оркестра русских народных инструментов «Северные пейзажи», Элегия, «Краса-девица» (3).

Будашкин Н.

Лирическая сюита в 4 частях, «Сказ о Байкале», Фантазия на темы песен В.Мокроусова, Праздничная увертюра, Увертюра-фантазия, «Думка», музыкальная картинка «На ярмарке» (12,13).

Бызов А.

Ноктюрн, Галоп (14).

Городовская В.

Музыкальная картинка «Русская зима», Русский вальс, Русская тройка (15).

Дербенко Е.

Веселые припевки, Забытые колокола, Карнавал, Молодежная увертюра, Русская песня, Самба (16).

Камалдинов Г.

Русская фантазия (Скоморошина) (25).

Кравченко Б.

Плач, Вальс-поэма «Старая Москва» (цикл "Старая Москва») (23).

Кикта Б.

Поэма-сказка «Аленушка»ь (18).

Куликов П.

Наигрыш. Русский пляс, Сельская полька, Экспромт (20).

Купревич В.

«Тульский самовар», op.55 (29).

Мещерин В.

«Скомороший танец» (26).

Мунзониус Х.

Пасодобль (27)

Пикуль В.

Пляска (сюита "Палехские картинки"), Слепой гусляр (сюита "Палехские картинки") (26).

Попонов В.

Краковяк, Полька, Сказ о Волге (29).

Романов Ю.

«Крутится – вертится» (10).

Смирнов В.

Музыкальная картинка «В лесу» (22).

Тимошенко А.

«Русская мозаика» (47).

Тихомиров Г.

Весенняя поэма, Наигрыш, Печорские припевки, Сказ (33).

Трояновский Б.

«Уральская плясовая» (30).

Товпеко М.

Праздничная увертюра, Фантазия на темы песен М. Блантера (46).

Фомин Н.

Музыкальная картинка «Березонька» (2).

Фрид Г.

Сюита для оркестра русских народных инструментов «5 русских пьес», Сюита «Лес шумит» (25).

Хватов В.

«Молодежная пляска» (26).

Холминов А.

Увертюра, «Думка» (42).

Чайкин Н.

Торжественная ода (25).

Широков А.

Увертюра «Великий праздник», Величальная (28).

Шишаков Ю.

Пассакалия на тему партизанской песни Великой Отечественной, Фантазия «Венок воронежских песен», Фантазия «Вятские плотогоны», Псковская кадриль (45).


Переложения для оркестра народных инструментов


Брамс И.

Венгерский танец № 6 D-dur, Венгерский танец № 1 g-moll (28).

Бизе Ж.

Антракт к IV д. оперы «Кармен» (47).

Бизе-Щедрин.

Финал из «Кармен-Сюиты» (47).

Глинка М.

Вальс (опера "Иван Сусанин", 2 д.), Вальс (опера "Иван Сусанин", 2 д.), Марш Черномора (опера "Руслан и Людмила", 4 д.), романсы: «Не искушай меня без нужды», «Я помню чудное мгновенье» (18,19, 21).

Глиэр Р.

Вальс (балет "Медный всадник") (30).

Григ Э.

«В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» op.46 № 4, В народном духе ( из «Две норвежские мелодии», op.63 № 1) (20).

Дворжак А.

Мелодия D-dur (28).

Де Луна П.

Заклинание огня, танец (47).

Лядов А.

«Коляда-Маледа» из цикла «Восемь русских народных песен», Протяжная (37).

Мотов В.

Фантазия на темы песен о Великой Отечественной войне (47).

Петров А.

Увертюра к к/ф «Укрощение огня» (47), Вальс из к/ф «Берегись автомобиля» (28).

Прокофьев С.

Русская народная песня «Зеленая рощица», «Дунюшка», Танец русских самоцветов (балет "Сказ о каменном цветке"), Утренняя серенада (балет "Ромео и Джульетта", op.64), Марш (опера "Любовь к трем апельсинам") (24).

Римский-Корсаков Н.

«Полет шмеля» (опера "Сказка о царе Салтане", 3 д.) (21).

Россини Д.

Хор тирольцев (опера "Вильгельм Телль") (22).

Свиридов Г.

«Тройка» (20), «Вальс» (28) из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина "Метель".

Сибелиус Я.

Грустный вальс, op.44 (19).

Спендиаров А.

Баркарола (19).

Стравинский И.

Гуси-лебеди (4 русские песни для голоса и

инструментального ансамбля, № 3) (19).

Фиготин Б.

Мотылек (6).

Шостакович Д.

Вальс-шутка ("Балетная сюита № 1", № 5) (19).

Хачатурян А.

Серенада (спектакль "Валенсианская вдова") (26).

Штраус И.

Радецки-марш, op.22, Персидский марш (20).

Шуберт Ф.

Баркарола, песня, op.72 D.744 (19).


Произведения с аккомпанементом оркестра народных инструментов


Будашкин Н.

Концерт для домры с оркестром, ч. 2,

Вариации для балалайки с оркестром (12,13).


Городовская В.

«Травушка-муравушка» (15).

Гридин В.

Для баяна с оркестром: «Веселый хоровод», «Карело-Финская полька» (46).

Дербенко Е.



Дитель В.


Левашов В.


Марченко А.

Для баяна с оркестром: «Казачок», «Коллаж», «Старое танго», «Фантазия в испанском стиле» (11).

Обработка р.н.п. «Посею лебеду на берегу» для голоса с оркестром (32).

«Люблю тебя, моя Россия» для голоса с оркестром (21).

«Русская земля» для голоса с оркестром (47).

Молчанов А.

Романс Женьки из оперы «А зори здесь тихие» (41).

Панин В.


Пьяццолла А.

Три русские народные песни для голоса с оркестром (43).

«Либертанго» для баяна с оркестром (47).

Рахманинов С.

Каватина Алеко из оперы «Алеко» (30).

Ризоль Н.

Самохина А.

«Русские напевы» для балалайки с оркестром (5).

Обработка русской народной песни «Не корите меня, не браните» для голоса с оркестром (47).

Цыганков А.

«Перевоз Дуня держала» для домры с оркестром (6).

Чайкин Н.

Концерт № 1 для баяна с оркестром, ч. 2.,


Фельдман Я.,

сл. Риттера Н.

Концерт для баяна с оркестром, ч. 3. (43)

«Ямщик, не гони лошадей!..» для голоса с оркестром (47).

Шалов А.

«Не корите меня, не браните» для балалайки с оркестром (4).

Шишаков Ю.

Концерт для балалайки с оркестром.

Концерт для домры с оркестром (45).

Шишкин И.

Романс «Ночь светла».

Партитуры для чтения с листа

Клубному оркестру РНИ. Вып. 1-4, М., 1979 – 1981.

На досуге. Репертуарный сборник для ОРНИ. Вып. 1, 2, Киев, 1975, 1976.

Начинающему оркестру РНИ. Вып. 1 – 7, М., 1970 – 1976.

Пьесы для начинающего ОРНИ. Вып. 1 – 11, М., 1960 – 1968.

Пьесы для самодеятельного ОРНИ. Вып. 1 – 9, М., 1970 – 1979.

Репертуар самодеятельного ОРНИ. Вып. 1 – 8, М.



5. Учебно-методическое и информационное обеспечение междисциплинарного курса

В перечень учебно-методических документов, обеспечивающих освоение курса входят:

- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов), 2014 г.;

- Примерная основная образовательная программа среднего профессионального образования по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов: Инструменты народного оркестра), 2010 г.;

- Примерная программа Министерства культуры «Оркестровый класс» (Москва, 2000 г., сост. - В.Буравлев, В.Чунин).

Информационное обеспечение – это рекомендуемая литература (основная и дополнительная), интернет-ресурсы.









Рекомендуемая нотная литература


  1. Андреев В. Избранные произведения для оркестра народных инструментов. Партитура. / сост. П.Алексеев. — Москва: Музгиз, 1960.

  2. Антология литературы для оркестра русских народных инструментов.

Часть 1. / сост. С.Колобков. — Москва: Музыка, 1984. — Вып.1.

  1. Антология литературы для оркестра русских народных инструментов.

Часть 1. / сост. С.Колобков. — Москва: Музыка, 1985. — Вып.2.

  1. Антология литературы для оркестра русских народных инструментов.

Часть 1. / сост. С.Колобков. — Москва: Музыка, 1987. — Вып.4.

  1. Антология литературы для оркестра русских народных инструментов.

Часть 1. / сост. С.Колобков. — Москва: Музыка, 1988. — Вып.5.

  1. Антология литературы для оркестра русских народных инструментов.

Часть 1. / сост. С.Колобков. — Москва: Музыка, 1989. — Вып.6..

  1. Антология литературы для оркестра русских народных инструментов.

Часть 1. / сост. С.Колобков. — Москва: Музыка, 1991. — Вып.7.

  1. Антология музыки для русских народных инструментов. Том III. Воронеж, 2006.

  2. Антология музыки для оркестра народных инструментов. Том I. / ред.-сост. Ю. Филатов, Е. Ширяева. - Воронеж, 2008.

  3. Антология музыки для оркестра народных инструментов. Том II. / ред.-сост. Ю. Филатов, Е. Ширяева. - Воронеж, 2008.

  4. Антология ансамблевой музыки в четырёх томах. Том III. - Курган, 2007.

  5. Будашкин Н. Избранные произведения для оркестра народных

инструментов. / ред. Ю.Соловьев. — Москва: Музыка, 1972 — Часть 2.

  1. Будашкин Н. Избранные произведения для оркестра народных

инструментов. / ред. Ю.Соловьев. — Москва: Музыка, 1976 — Часть 3.

  1. Бызов А. Пьесы для оркестра русских народных инструментов. Партитура. – Екатеринбург, 2001.

  2. Городовская В. Произведения для ОРНИ. - М., 1990.

  3. Дербенко Е. Произведения для оркестра русских народных инструментов.

  4. Партитура. / сост. Е.Павловская. — Орел: Комитет по культуре и искусству Орловской области, 1993.

  5. Из репертуара Государственного академического оркестра русских

народных инструментов Всесоюзного радио и телевидения. Партитура. /

сост. Н.Некрасов. — Москва: Музыка, 1981. — Вып. 9.

  1. Из репертуара Государственного академического оркестра русских

народных инструментов Всесоюзного радио и телевидения. Партитура. /

сост. В.Федосеев. — Москва: Музыка, 1973. — Вып. 3.

  1. Из репертуара Государственного оркестра русских народных

инструментов имени Н.Осипова. Партитура. / сост. В.Гнутов. — Москва:

Музыка, 1973. — Вып. 3.

  1. Из репертуара оркестра русских народных инструментов Всесоюзного

  2. радио и телевидения. Партитура. / сост. Н.Некрасов. — Москва: Музыка,

1981.

  1. Из репертуара оркестра русских народных инструментов Всесоюзного

радио и телевидения. Партитура. / сост. В.Федосеев. — Москва: Музыка,

1974. — Вып. 4.

  1. Произведения советских композиторов для оркестра народных

инструментов. Партитура. / ред. Б.Киселев. — Москва: Музыка, 1972. — Вып. 2.

  1. Произведения советских композиторов для оркестра русских народных

инструментов. Партитура. / ред. Н.Горлов. — Москва: Музыка, 1971. — Вып.1.

  1. Пьесы для самодеятельного оркестра русских народных инструментов.

Партитура. / Москва: Советский композитор, 1974. — Вып. 3.

  1. Популярные мелодии для ансамбля русских народных инструментов в обр. Александра и Татьяны Дугушиных. – Санкт – Петербург: Композитор, 2003.

  2. Репертуар клубного оркестра русских народных инструментов.

Партитура. / сост. В.Викторов. — Москва: Музыка, 1981. — Вып. 1- 7.

  1. Репертуар самодеятельного оркестра русских народных инструментов.

Партитура и голоса. / сост. В.Гнутов. — Москва: Советский композитор,

1962. — Вып. 2.

  1. Репертуар самодеятельного оркестра русских народных инструментов.

Партитура и голоса. / сост. В.Гнутов. — Москва: Советский композитор,

1961. — Вып. 2 .

  1. Репертуар самодеятельных оркестров русских народных инструментов.

Партитура и голоса. / Москва: Музыка, 1967. — Вып. 6.

  1. Русские народные песни из репертуара Л. Зыкиной для голоса в сопровождении оркестра русских народных инструментов. Партитура. / сост. Ю. Зацарный. – Москва: Музыка, 1979.

  2. Тихомиров Г. Избранные произведения для оркестра русских народных

инструментов. Партитура. / сост. М.Голубь. / Москва: Советский композитор, 1974.

  1. Савенко А.Ф. Курс изучения партитур для ОРНИ. Вып. 1,2. Краснодар, 2002.

  2. Старинные русские вальсы для ОРНИ. - М., 1980.

  3. Фрид Г. Избранные произведения для ОРНИ. - М., 1973.

  4. Хрестоматия по дирижированию. Вып. 2. - М., 1977.

  5. Хрестоматия по дирижированию. Вып. 3. - М., 1979.

  6. Хрестоматия по дирижированию. Вып. 4. - М., 1980.

  7. Хрестоматия по дирижированию. Вып. 5. - М., 1984.

  8. Хрестоматия по дирижированию. Вып. 6. - М., 1985.

  9. Холминов А. Произведения для ОРНИ. - М., 1966.

  10. Чайкин Н. Курс чтения партитур для ОРНИ. - М., 1966.

  11. Шахматов Н. Пять русских народных песен. Л. – М., 1975

  12. Шишаков Ю. Избранные произведения для оркестра народных

инструментов. Партитура. / ред. Ю.Соловьев. — Москва: Музыка, 1972. — Часть 2.

  1. Партитуры из личного фонда преподавателей Суджанского техникума искусств.



Перечень основной методической литературы

  1. Аккордеонно-баянное исполнительство: Вопросы методики, теории и истории / сост. О.М. Шаров. – Спб.: Композитор, 2006.

  2. Альбом балалаечника. Вып.1. Детская музыкальная школа, музыкальное училище. / составители и исполнительская редакция И. Иншакова А. Горбачева. – М.: Музыка, 2010.

  3. Александров А. Школа игры на трехструнной домре. Изд. Музыка. – М.: Изд. Музыка, 1990.

  4. Гура А., Ширяева Е. Практические рекомендации по работе с оркестром баянов в музыкальном училище и ВУЗе. – Воронеж, 1990.

  5. Имханицкий М. И. История исполнительства на русских народных инструментах. Учеб. Пособие для вузов и уч-щ. – М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002.

  6. Имханицкий М. И. Становление струнно-щипковых народных инструментов в России. Учебное пособие. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2008.

  7. Колчева М. Методика преподавания дирижирования оркестром народных инструментов. – М., 1983.

  8. Крунтяева Т.С., Молокова Н.В. Словарь иностранных музыкальных терминов. – М.: Музыка, 2013.

  9. Максимов Л. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. — М., 1983.

  10. Максимов В. Основы исполнительства и педагогики. Психомоторная теория и артикуляция на баяне. Пособие для учащихся и педагогов музыкальных школ, училищ, ВУЗов. – Спб.: Композитор, 2003.

  11. Музыкальный словарь Гроува. Перевод с английского, редакция и дополнения доктора искусствоведения Л.О. Акопяна. – М.: Практика, 2001.

  12. Мусин И.А. Техника дирижирования./ И.А.Мусин. – 2-е изд., доп. – СПб., 1995.

  13. Мусин И.А. Язык дирижерского жеста М.: Музыка, 2006.

  14. Мингалёв Е. Руководство студенческим оркестром. – Курск, 2002.

  15. Нечепоренко П., Мельников В. Школа игры на балалайке. – М.: Музыка, 2004.

  16. Пересада А. Справочник домриста. – Краснодар: 1993.

  17. Пересада А. Оркестры русских народных инструментов, — М.: Советский композитор, 1990.

  18. Семенов В. Современная школа игры на баяне. – М.: Музыка, 2011.

  19. Филатов Ю. Работа дирижёра с группами оркестра народных инструментов. – Воронеж, 1983.

  20. Фролов С. Воспитание дирижёра: история, теория, практика (методическое пособие). – Воронеж, 2000.

  21. Хрестоматия балалаечника: старшие классы ДМШ, музыкальное училище. / сост. В. Зажигин. – М.: Музыка, 2013.

  22. Чунин В. Школа игры на трехструнной домре.– М.: Изд. Музыка, 2000.



Перечень дополнительной методической литературы

  1. Акимов Ю. Школа игры на баяне. – М.: Советский композитор, 1989.

  2. Басурманов А. П. Справочник баяниста / Под общей ред. Проф. Н. Я. Чайкина. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Советский композитор, 1986.

  3. Басурманов А. Самоучитель игры на баяне. – М.: Советский композитор, 1981.

  4. Васильев Ю., Широков А. Рассказы о русских народных инструментах.

— М., 1986.

  1. Дорожкин А. Самоучитель игры на балалайке. – М.: Изд. Музыка, 1982.

  2. Каргин А. Работа с самодеятельным оркестром русских народных инструментов. – М.: Музыка, 1982.

  3. Колчева М. Просветительская деятельность В. В. Андреева и его

великорусский оркестр. — М., 1976.

  1. Мюнш Я. О воспитании дирижёра. – Л., 1987.

  2. Розанов В. Инструментоведение. — М., 1981.

  3. Илюхин А. Самоучитель игры на балалайке. – М.: Музыка, 1980.

  4. Имханицкий М. У истоков русской народной оркестровой культуры. —

М., 1987.

  1. Чунин В. Современный русский народный оркестр. Методическое пособие для руководителей самодеятельных коллективов. – М.: Музыка, 1981.

  2. Энциклопедический словарь юного музыканта. — М., 1988.


Интернет-ресурсы

  • http://www.mosconsv.ru/

  • http://www.rsl/ru/

  • http://www.domgoglya.ru/

  • http://www.amkmgk.ru/

  • http://www.libfl.ru/

  • http://www.mkrf.ru/

  • http://www.gov.ru/

  • http://mkrf.ru/

  • http://adm.rkursk.ru/

  • http://www.sti46.ru/

  • http://www.iroski.ru/












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!