Урок «В гости к весне!»
Образовательная область «Окружающий мир»
2 класс
УМК «Школа России»
Иконникова Людмила Николаевна,
учитель начальных классов
МКОУ СОШ № 6
г. Острогожск, Воронежской области
Планируемые результаты
Обучающиеся научатся:
- рассказывать о весенних изменениях в природе родного края;
- соотносить признаки весны со значением старинных названий месяцев;
- оперировать понятиями (проталины, ледоход, половодье, подснежники, сокодвижение);
- устанавливать причинно-следственные связи между сезонными явлениями в живой и неживой природе;
- моделировать взаимосвязи весенних явлений в природе;
- наблюдать весенние явления в природе и фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради;
- оценивать красоту весенней природы в произведениях живописи.
План урока
Народный календарь
Работа в группах. Древний славянский календарь назывался месяцеслов и содержал названия месяцев, которые связаны с событиями и явлениями, происходящими в тот или иной месяц. Вопросы для обсуждения :
– Объясните, что обозначают старинные названия – весенних месяцев.
– О каких явлениях природы они говорят?
– Рассмотрите репродукции картин русских художников и скажите, в какой из весенних месяцев могла так выглядеть природа?
– Какие из старинных названий подходят к пейзажам на картинах?
Март – протальник, берёзозол, грачевник, капельник.
Апрель – снегогон, первоцвет, цветень, водолей.
Май – травень, соловьиный месяц, ранопашец.
А. К. Саврасов «Грачи прилетели»
Весенний немного сероватый день. По небу плывут облака. Березки на холме облепили грачи. Они хлопотливо обновляют старые гнезда. В талой воде отражается голубое небо, спрятанное за облаками. На земле лежит тающий снег. Видны проталины. Картина наполнена свежестью весны.
Б.М. Кустодиев «Весна»
По голубому небосклону плывут кучевые облака, отражаясь в воде на затопленной паводком улице.
Кипит крестьянская жизнь: парень пасет гусей, в открытых воротах двора – клюющие курицы; резвятся дети. Художник изобразил приход весны как символ пробуждения природы и всей жизни.
И.И. Левитан «Цветущие Яблони»
На картине изображен цветущий яблоневый сад на фоне ярко-синего неба. Яблони как будто окутаны белым кружевом. Трава и листва – в светлых оттенках зелени, которые передают чистоту природы. Природа только просыпается от сна и выглядит невероятно красиво.
Ступени весны
Учащимся предлагается поиграть в разведчиков и произвести «разведку» весенних примет. Дети должны нарисовать словесные «портреты весны», выявить признаки весны и установить границы весеннего сезона в природе.
Март – весна света
Дорогу весне открывает март – месяц сосулек, капели и первых проталин. День сравнялся с ночью: 21 марта – день весеннего равноденствия. Все выше поднимается солнце, все теплее становятся его лучи. Тает снег. Набухают почки на деревьях. С появлением проталин прилетают грачи и скворцы.
Апрель – весна воды
«Белые барашки» Бабочка-
на вербе крапивница
«Апрель водою славится», – говорится в русской поговорке. Дружно тает снег, журчат ручьи. Озера и пруды освобождаются ото льда, разливаются реки. На проталинах пробивается к солнцу трава и расцветает мать-и-мачеха. У деревьев начинается сокодвижение. Оживают муравейники. Вылетают из укрытий пчелы. Прилетают трясогузки и чайки. Просыпаются от зимнего сна змеи, ящерицы, ежи и летучие мыши. Вылезают из нор барсуки.
Зацвела мать-и Раскрылись мачеха почки у черемухи
Май – весна зелени
Май – месяц молодой зелени и звонких птичьих песен. Леса и парки зеленеют молодой листвой, пестрят цветами. Возвращаются соловьи, ласточки, стрижи. Животные спешат обзавестись потомством. Появляются детеныши у зверей – зайцев, куниц, лисиц.
Подземные кладовые раннецветущих растений
Когда весной зацветают первые цветы?
Что требуется растениям для начала цветения?
Откуда берут питательные вещества для цветения раннецветущие растения, если снег еще не сошел и почва не оттаяла?
Признаки весны в природе
Воспроизведение чувственных представлений о весенних явлениях.
Обобщение результатов наблюдений в природе весной по плану.
Анализ данных классного «Календаря природы»
и рисунков детей, рассматривание гербария весенних листьев.
Признаки сезона
Весна
Высота солнца над горизонтом
Продолжительность дня
Температура воздуха
Характер осадков
Состояние водоемов
Состояние почвы
Изменения в жизни растений
Изменения в жизни животных
Установление причинно-следственных связей
Вопросы к учащимся:
– Как влияют изменения, происходящие весной в неживой природе, на жизнь растений?
– В чем проявляется связь весенних изменений в жизни животных с изменениями в неживой природе и в мире растений?
– Почему происходят сезонные изменения в природе?
Моделирование
связей
Федеральный проект
ВОЛОНТЁРЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ
На доске и в тетрадях составляется обобщающая схема «Связи в природе»