Этапы урока | Ход урока |
Целеполагание | Учитель: Сегодня мы продолжим наше пребывание в Древней Греции Звучит музыка Сиртаки, показываются слайды о Греции. Учитель: Эти кадры современной жизни Греции, говорят о том, что в этой стране были созданы условия, которые способствовали расцвету и развитию культуры. Главные задачи Греческой культуры воспитание всесторонне развитого человека. Как вы понимаете это выражение? (ответы детей: умственное, физическое, моральное воспитание) Учитель: О чем тогда сегодня пойдет речь на уроке? Ученики: о воспитании и образовании в Древней Греции. Записывается тема урока в тетрадях: «В Афинских школах и гимнасиях» Учитель: Ребята, а что вы хотели бы увидеть в этой школе? Кого услышать? И с кем познакомиться? Ученики: Познакомиться с педагогами, кто и чему учились в школе, как велось обучение, какие предметы изучались, какие школьные принадлежности использовались учениками, где школьники могли продолжить образование. Цели урока ученики формулируют самостоятельно. |
Актуализация заданий и подготовка к восприятию | Учитель: Греки считали, что всем областям жизни людей покровительствуют божества. Историей ведала богиня Клио. Но она нам не расскажет о тайнах Афинского образования, если мы сами не покажем те знания, которые приобрели раньше. Слайд с богиней Клио. Учитель: нашу групповую работу на уроке мы будем проводить с элементами игры. За правильные ответы вы получаете лавровые венки, которые обозначены на красных, зеленых и желтых жетонах. Дети делятся на три группы. Историческая разминка (1-2 минуты). Работа с картой (показать Грецию и города-государства Греции) Вопросы по городам-государствам. Вопросы по терминологии. Вопросы на знание персоналий. Обозначается проблема. Учитель: Мы побываем в Афинских школе и других учебных заведениях и в конце необходимо решить проблему: сравнить обучение в Афинской школе и в современной, что понравилось, что не понравилось, сходства и различия. Учитель: Итак, мы подошли к Афинской школе, и слышим из окна голос учителя: Хайрете пайдес! Калой кай агатой! (Здравствуйте дети! Прекрасные и совершенные!). Многих детей привели педагоги. |
Работа в группах | Задание: Используя текст учебника обозначить роль педагога и роль учителя в школе, отношения учеников к учебе; выяснить какие предметы изучались. I группа: кто такие рабы-педагоги? II группа: инсценировать жалобу матери на нерадивого сына учителю. III группа: определить изучаемые предметы и составить расписание уроков. |
Самопроверка и выводы детей | Дети делают выводы. В ходе самопроверки и выступлений в группах учащиеся получают поощрительные призы (лавровые венки) за наиболее яркие и глубокие ответы. |
Работа в группах | Посещение палестры. I группа: Почему в палестре стояли статуи атлетов? С какого возраста в палестру ходили мальчики и зачем? II группа: Составить рассказ по картинке «На уроке гимнастики в палестре». III группа: Рассказать о Мироне и Поликлете. Чем прославились эти Греки? Обсуждение вопросов в группах и ответы учащихся, награждение поощрительными призами. |
Работа в группах | I группа: Где взрослые могли пополнить свои знания и заниматься гимнастикой? II группа: Упражнения в красноречии. Подготовиться ученикам этой группы, не прерываясь хвалить друг друга. III группа: В чем различались взгляды на природу человека Аристотеля и Антифона (документ в конце параграфа) Анализ источника, какие взгляды вам кажутся более правильными? Обсуждение вопросов в группах и ответы учащихся, награждение поощрительными призами. |
Работа в группах | Задание для всех групп. Найти не менее шести ошибок в тексте: «Афинскую школу посещали все дети с 8 лет. Опытные педагоги проводили занятия. В обычной школе учились красноречию, музыке, поэзии. В палестрах мальчики учились читать, писать, считать. А в гимнасиях все занимались борьбой, слушали выступления известных стратегов, которые излагали свои взгляды по различным наукам» Каждой группе, используя греческий алфавит (раздаточный материал подготовлен заранее), написать слова: школа, демос, полис, друг, учитель, Афины. |
Рефлексия | Учащиеся делают выводы об отличиях современных школ от Греческих, что им понравилось, что нет. Что на уроке сегодня узнали учащиеся, чего не знали раньше. (ответы учащихся, дискуссия, выводы) |
Подведение итогов | Учитель: На уроке вы с интересом познакомились с системой обучения и воспитания в Древней Греции и, конечно, поняли, что несмотря на разные способы обучения у детей Древней Греции и современных школьников одна цель: стремление к новым знаниям и к самосовершенствованию. Объявление группы победителей. Выставление оценок. |
Заключение | Учитель: Я глубоко верю, что среди вас никогда не будет тех, кого можно было бы назвать невеждами. Давайте поблагодарим богиню Клио, которая помогла нам раскрыть некоторые секреты Афинской школы. |
Домашнее задание: опережающее задание, сделать презентации о Греческих ученых-философах