В афинских школах и гимнасиях
Конспект урока для обучающихся 5-х классов
Составила:
Моисеева Антонида Николаевна,
учитель истории и обществознания
МКОУ Варзи-Ятчинской СОШ
2018/2019 учебный год
Цели: дать представление о системе обучения и воспитания в афинских школах и гимнасиях; совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обобщать; воспитать интерес к истории посредством приобщения к общечеловеческим ценностям.
Формируемые УУД:
Предметные: анализировать систему воспитания и образования в афинских школах и гимнасиях; получить целостное представление об особенностях обучения детей в афинских школах; выявлять сходства и отличия древнегреческого образования и современного образования.
Регулятивные: ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения; осуществлять контроль, соотносить выполненное задание с образцом, с учетом работы других групп.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; поиск и выделение необходимой информации; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Коммуникативные: планирование и осуществление сотрудничества с учителем и классом; умение с достаточной полнотой выражать свои мысли; формирование умения работать в малых группах; определять цели, функции участников группы, способы их взаимодействия; поиск и оценка альтернативных способов решения проблемы; контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Личностные: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмыслить роль и значения образования в афинских школах и гимнасиях; освоение гуманистических традиций и ценностей человеческой цивилизации.
Класс: 5
Тип: урок открытия новых знаний
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование: ноутбук, проектор, колонки, презентация
Ход урока
1.Мотивационно-целевой этап (10 мин)
Организационный момент
Приветствие учащихся.
Актуализация знаний (5-7 мин)
Проверка домашнего задания путем проведения тестирования по теме «В городе богини Афины» (Приложение 1)
После тестирования ученики выполняют взаимопроверку, ставят оценки исходя из критериев оценивания.
Постановка темы:
На экране пословицы (слайд 3):
Ученье — свет, а неученье — тьма.
Век живи — век учись.
Ученья корень горек – да плод сладок.
Учитель: Ребята обратите внимание на экран. Предположите, о чем будет наш урок? (об афинской школе, знаниях, образовании, учении). Если ученики не сразу назовут тему, учитель задает уточняющие вопросы.
Учитель: Какой древнегреческий полис мы изучаем? (Афины)
Учитель: Как вы думаете, афиняне стремились к знаниям? (Да)
Учитель: Где они могли овладеть знаниями и умениями? (в школе, дома)
Учитель: Предположите, какова тема нашего урока? (В афинской школе)
Учитель: Тема нашего урока «В афинских школах и гимнасиях» (слайд 4)
Постановка целей:
Учитель: Какие цели мы перед собой поставим?
Постановка проблемы
Учитель: Как вы думаете, древнегреческая школа отличается от современной? В конце урока мы должны найти ответ на данный вопрос. (слайд 5)
2. Ориентировочный этап (3 мин.)
Учитель: План урока (слайд 6):
Рабы-педагоги
Занятия в школе
Посещение палестры
В афинских гимнасиях
Учитель: Ребята, предположите, как мы организуем работу? (в парах, группах)
Учитель: Распределите роли в группе в течение минуты, а также ознакомьтесь с правилами работы в группе. (Приложение 2)
Учитель: Поднимите руки Лидеры, поднимите руки Ораторы, поднимите руки Секретари, поднимите руки Таймеры.
Учитель: Где вы можете найти необходимую информацию? (в книге, в интернете)
3.Поисково-исследовательский этап (17 минут)
Учитель: Каждая группа будет выполнять свое задание. После его выполнения, ораторы каждой группы по очереди выступят перед классом. На выполнение задания дается 8 минут. (Приложение 3)
1 группа «Чему учили в афинской школе?»
2 группа «Чему учили в палестрах?»
3 группа «Как проходили занятия в гимнасиях?»
4 группа «Достижения великих людей Древней Греции»
Учащиеся готовят выступления по теме. Пока группы готовятся, учитель включает греческую музыку. После завершения времени ораторы групп защищают свою тему.
Учитель: Слово предоставляется Оратору 1 группы. (слайд 8)
Учитель (после выступления 1 группы): Давайте представим, что вы оказались в афинской школе. На ваших партах лежит греческий алфавит с произношением букв (Приложение 4). Как вы думаете, какое слово написано на экране (слайд 9)? На экране слово (История)
Учитель: Все верно. А теперь попробуйте на листах самооценки написать свое имя с помощью греческого алфавита.
Учитель: Слово предоставляется Оратору 2 группы. (слайд 10)
Учитель (после выступления 2 группы): В Древней Греции, перед тем как начать состязания, атлеты проводили разминку, давайте встанем и разомнемся (слайд 11)
Ученики выполняют зарядку, повторяя движения за учителем.
Учитель: Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке (шагаем на месте):
Круг почета пробежать (бег на месте),
Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук),
Сделать вдох и сделать выдох (вдох-выдох),
Сделать выдох, сделать вдох (выдох-вдох),
Будь атлет всегда готов! (аплодисменты)
Учитель: Слово предоставляется Оратору 3 группы. (слайд 12)
Учитель: Слово предоставляется Оратору 4 группы. (слайд 13)
Практический этап (10 минут)
Учитель: А теперь вспоминаем проблем нашего урока: чем древнегреческая школа отличается от современной? Чтобы ответить на данный вопрос каждой группе необходимо оформить таблицу «Черты отличия древнегреческой школы и современной» (Приложение 5). Время на выполнение задания – 3 минуты.
Учащиеся заполняют таблицу, ораторы после выступления представляют работу классу (возможные ответы учеников: в древнегреческой школе учились только мальчики, образование было платным, письменные принадлежности другие, при каждом ребенке был педагог (раб), учивший его хорошим манерам, в древнегреческой школе могли наказывать, дети учились игре на музыкальных инструментах, учебные предметы были другими, каникулы только весной и не учились по некоторым праздникам)
Учитель: Молодцы. Для закрепления темы я вам раздам задания, которые нужно будет выполнить в течение 2 минут (Приложение 6).
Пояснение: каждая группа получает по одному индивидуальному заданию.
5.Рефлексивно-оценочный этап (5 минут)
Учитель: Одним предложением, выбирая начало фразы из предложенного списка, подведите итог нашего урока (слайд 19):
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
Учитель: Оформите лист самооценки (Приложение 7)
Учитель: Достигли ли мы целей, поставленных на урок? Решили ли проблему? У кого-нибудь имеются вопросы по теме? (ребята отвечают)
Домашнее задание: Параграф 38, прочитать, параграф 39, прочитать, сделать комическую или трагическую маску (слайд 20)
Учитель: Всем спасибо за работу! До свидания!
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Тестирования по теме «В городе богини Афины»
1. Рыночная площадь города, центр городской общественной жизни, называлась
1) Агора 2) Академия 3) Акрополь
2. Сосуды с двумя ручками для вина и масла:
1) амфоры 2) пифосы 3) бидоны
3. Автором бронзовой статуи богини Афины был:
1) Фемистокл 2) Фидий 3) Солон
4. Парфенон является храмом:
1) бога Зевса 2) богини Афины 3) богини Ники
5. Какие ТРИ храма из перечисленных возведены на Акрополе?
1) храм Зевса 2) Парфенон 3) Эрехтейон 4) храм Ники Бескрылой 5) храм Аполлона
6. Какие ТРИ термина из перечисленных относятся к архитектуре?
1) пифос 2) фронтон 3) портик 4) кариатиды 5) триера
Ответы: 1-1, 2-1, 3-2, 4-2, 5-2,3,4, 6-2,3,4.
Критерии оценивания: За каждый верный ответ ставится 1 балл.
9-10 баллов- «5», 7-8 баллов – «4», 5-6 баллов – «3».
Приложение 2
РОЛИ В ГРУППЕ
Лидер – руководит обсуждением, следит за тем, чтобы группа не отвлекалась от выполнения задания, вовлекает в работу всех членов группы.
Секретарь - оформитель – записывает идеи и результаты работы, оформляет их
Оратор (спикер) – рассказывает о результатах работы группы всем остальным
Таймер- следит за временем, отведенным на выполнение задания, сообщает через определенные промежутки, сколько ещё осталось.
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ
Будьте внимательны друг к другу.
Активно участвуйте в обсуждении вопросов.
Прислушивайтесь к мнению товарищей.
Не стесняйтесь высказывать свое мнение.
Контролируйте свои действия.
Приложение 3
1 группа
Изучите п. 1-2 параграфа 38 и иллюстрации, заполните таблицу и выступите с рассказом «Чему учили в афинской школе?». Запишите определения понятий педагог, стиль.
Что вам понравилось, а что нет?
| Школа |
Кого обучали | |
С какого возраста | |
Кто обучал | |
Чему учили | |
Педагог – это
Стиль- это
Нам понравилось:
Нам не понравилось:
2 группа:
Изучите п. 3 параграфа 38 и иллюстрации, составьте таблицу и выступите с рассказом «Чему учили мальчиков в палестрах?»
Каким видам спорта уделялось внимание?
Какое значение в жизни человека имеют занятия спортом?
| Палестра |
Кого обучали | |
С какого возраста | |
Кто обучал | |
Чему учили | |
3 группа:
Изучите п. 4 параграфа 38, дополнительный материал и иллюстрации составьте таблицу и выступите с рассказом «Как проходили занятия в гимнасиях?». Запишите определение понятия красноречие.
| Гимнасия |
Кого обучали | |
С какого возраста | |
Кто обучал | |
Чему учили | |
Красноречие – это
4 группа
Используя п. 4 параграфа 33, параграфы 27 и 37, иллюстрации составьте таблицу «Достижения великих людей Древней Греции»
Почему стали возможным эти великие достижения греков в разных областях?
Вид искусства | деятель | Достижения, произведения |
Спорт | | |
Литература | | |
Скульптура | | |
Приложение 4
Приложение 5
«Черты отличия древнегреческой школы и современной»
Древнегреческая школа | Современная школа |
| |
Приложение 6
1. Текст с ошибками. Исправьте не менее 5 ошибок в тексте.
Афинскую школу посещали мальчики с 8 лет. Образование было бесплатным. Педагоги проводили занятия. В школе учились чтению, музыке, архитектуре. В палестрах мальчики занимались гимнастикой и домоводством. А в гимнасиях слушали выступления известных стратегов, ученых, которые излагали свои взгляды по различным наукам.
2.Установите соответствие между началом и окончанием предложений. Вы прочтете высказывания греческого философа и ученого Аристотеля.
Начало предложения | Окончание предложения |
А) Друг – это одна душа Б) Между человек образованным и необразованным такая же разница, как В) Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто Г) Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее чем родители: они дарят нам | 1) впереди, и не ждать тех, кто позади 2) только жизнь, а другие – добрую жизнь 3) живущая в двух телах 4) между живым и мертвым |
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами
3.В каком учебном заведении могло произойти описанное занятие?
«Гиппократ: Врач должен помочь больному преодолеть болезнь.
Пифагор: Наша вселенная есть космос. Космос был сотворен с помощью числа.
Сократ: Что есть добро? Почему лучше быть честным, чем обманщиком? Добрым, а не злым? На эти вопросы нет готового ответа»
1) В школе 2) в палестре 3) в гимнасии
4. «Третий лишний». Зачеркните лишнее понятие. Объясните свой выбор.
Школа, колледж, гимнасия.
Пергамент, стиль, табула.
Леонид, Поликлет, Мирон.
Приложение 7
Лист самооценки _______________________________________ (Фамилия, имя)
Мое имя на греческом _________________________________
Критерии оценки | Оцениваю себя сам | Оценка товарища |
1. Активно работал в группе | | |
2. Выполнял свои обязанности | | |
3. Соблюдал культуру общения | | |
4. Предлагал варианты решения проблемы урока | | |
5. Выполнил практическое задание | | |
| + всё получилось -+ были затруднения, но справился - не получилось работать в группе |
Оценка работы группы (поставить знак +) |
Мы работали слаженно и у нас всё получилось. | У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно. | У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя |
| | |