СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В афинских школах и гимнасиях.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока "В афинских школах и гимнасиях" соответсвует структуре урока по ФГОС. Эта разработка заняла 2 место на районном конкурсе методических разработок. Данная разработка предполагает различные виды деятельности на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая. Содержит раздаточный материал. Есть презентация для данной разработки.

Просмотр содержимого документа
«В афинских школах и гимнасиях.»








В афинских школах и гимнасиях

Конспект урока для обучающихся 5-х классов













Составила:

Моисеева Антонида Николаевна,

учитель истории и обществознания

МКОУ Варзи-Ятчинской СОШ











2018/2019 учебный год



Цели: дать представление о системе обучения и воспитания в афинских школах и гимнасиях; совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обобщать; воспитать интерес к истории посредством приобщения к общечеловеческим ценностям.


Формируемые УУД:

Предметные: анализировать систему воспитания и образования в афинских школах и гимнасиях; получить целостное представление об особенностях обучения детей в афинских школах; выявлять сходства и отличия древнегреческого образования и современного образования.

Регулятивные: ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения; осуществлять контроль, соотносить выполненное задание с образцом, с учетом работы других групп.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; поиск и выделение необходимой информации; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Коммуникативные: планирование и осуществление сотрудничества с учителем и классом; умение с достаточной полнотой выражать свои мысли; формирование умения работать в малых группах; определять цели, функции участников группы, способы их взаимодействия; поиск и оценка альтернативных способов решения проблемы; контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Личностные: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмыслить роль и значения образования в афинских школах и гимнасиях; освоение гуманистических традиций и ценностей человеческой цивилизации.


Класс: 5

Тип: урок открытия новых знаний

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: ноутбук, проектор, колонки, презентация




















Ход урока


1.Мотивационно-целевой этап (10 мин)

Организационный момент

Приветствие учащихся.

Актуализация знаний (5-7 мин)

Проверка домашнего задания путем проведения тестирования по теме «В городе богини Афины» (Приложение 1)

После тестирования ученики выполняют взаимопроверку, ставят оценки исходя из критериев оценивания.

Постановка темы:

На экране пословицы (слайд 3):

  1. Ученье — свет, а неученье — тьма.

  2. Век живи — век учись.

  3. Ученья корень горек – да плод сладок.

Учитель: Ребята обратите внимание на экран. Предположите, о чем будет наш урок? (об афинской школе, знаниях, образовании, учении). Если ученики не сразу назовут тему, учитель задает уточняющие вопросы.

Учитель: Какой древнегреческий полис мы изучаем? (Афины)

Учитель: Как вы думаете, афиняне стремились к знаниям? (Да)

Учитель: Где они могли овладеть знаниями и умениями? (в школе, дома)

Учитель: Предположите, какова тема нашего урока? (В афинской школе)

Учитель: Тема нашего урока «В афинских школах и гимнасиях» (слайд 4)

Постановка целей:

Учитель: Какие цели мы перед собой поставим?

Постановка проблемы

Учитель: Как вы думаете, древнегреческая школа отличается от современной? В конце урока мы должны найти ответ на данный вопрос. (слайд 5)

2. Ориентировочный этап (3 мин.)

Учитель: План урока (слайд 6):

  1. Рабы-педагоги

  2. Занятия в школе

  3. Посещение палестры

  4. В афинских гимнасиях

Учитель: Ребята, предположите, как мы организуем работу? (в парах, группах)

Учитель: Распределите роли в группе в течение минуты, а также ознакомьтесь с правилами работы в группе. (Приложение 2)

Учитель: Поднимите руки Лидеры, поднимите руки Ораторы, поднимите руки Секретари, поднимите руки Таймеры.

Учитель: Где вы можете найти необходимую информацию? (в книге, в интернете)


3.Поисково-исследовательский этап (17 минут)

Учитель: Каждая группа будет выполнять свое задание. После его выполнения, ораторы каждой группы по очереди выступят перед классом. На выполнение задания дается 8 минут. (Приложение 3)

1 группа «Чему учили в афинской школе?»

2 группа «Чему учили в палестрах?»

3 группа «Как проходили занятия в гимнасиях?»

4 группа «Достижения великих людей Древней Греции»

Учащиеся готовят выступления по теме. Пока группы готовятся, учитель включает греческую музыку. После завершения времени ораторы групп защищают свою тему.


Учитель: Слово предоставляется Оратору 1 группы. (слайд 8)

Учитель (после выступления 1 группы): Давайте представим, что вы оказались в афинской школе. На ваших партах лежит греческий алфавит с произношением букв (Приложение 4). Как вы думаете, какое слово написано на экране (слайд 9)? На экране слово (История)

Учитель: Все верно. А теперь попробуйте на листах самооценки написать свое имя с помощью греческого алфавита.

Учитель: Слово предоставляется Оратору 2 группы. (слайд 10)

Учитель (после выступления 2 группы): В Древней Греции, перед тем как начать состязания, атлеты проводили разминку, давайте встанем и разомнемся (слайд 11)

Ученики выполняют зарядку, повторяя движения за учителем.

Учитель: Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке (шагаем на месте):

Круг почета пробежать (бег на месте),

Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук),

Сделать вдох и сделать выдох (вдох-выдох),

Сделать выдох, сделать вдох (выдох-вдох),

Будь атлет всегда готов! (аплодисменты)

Учитель: Слово предоставляется Оратору 3 группы. (слайд 12)

Учитель: Слово предоставляется Оратору 4 группы. (слайд 13)


  1. Практический этап (10 минут)

Учитель: А теперь вспоминаем проблем нашего урока: чем древнегреческая школа отличается от современной? Чтобы ответить на данный вопрос каждой группе необходимо оформить таблицу «Черты отличия древнегреческой школы и современной» (Приложение 5). Время на выполнение задания – 3 минуты.

Учащиеся заполняют таблицу, ораторы после выступления представляют работу классу (возможные ответы учеников: в древнегреческой школе учились только мальчики, образование было платным, письменные принадлежности другие, при каждом ребенке был педагог (раб), учивший его хорошим манерам, в древнегреческой школе могли наказывать, дети учились игре на музыкальных инструментах, учебные предметы были другими, каникулы только весной и не учились по некоторым праздникам)

Учитель: Молодцы. Для закрепления темы я вам раздам задания, которые нужно будет выполнить в течение 2 минут (Приложение 6).

Пояснение: каждая группа получает по одному индивидуальному заданию.


5.Рефлексивно-оценочный этап (5 минут)

Учитель: Одним предложением, выбирая начало фразы из предложенного списка, подведите итог нашего урока (слайд 19):

  • сегодня я узнал…

  • было интересно…

  • было трудно…

  • я выполнял задания…

  • я понял, что…

  • теперь я могу…

  • я приобрел…

  • я научился…

  • у меня получилось …

  • я смог…

  • я попробую…

  • меня удивило…

Учитель: Оформите лист самооценки (Приложение 7)

Учитель: Достигли ли мы целей, поставленных на урок? Решили ли проблему? У кого-нибудь имеются вопросы по теме? (ребята отвечают)

Домашнее задание: Параграф 38, прочитать, параграф 39, прочитать, сделать комическую или трагическую маску (слайд 20)

Учитель: Всем спасибо за работу! До свидания!



















































ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Тестирования по теме «В городе богини Афины»

1. Рыночная площадь города, центр городской общественной жизни, называлась

1) Агора 2) Академия 3) Акрополь

2. Сосуды с двумя ручками для вина и масла:

1) амфоры 2) пифосы 3) бидоны

3. Автором бронзовой статуи богини Афины был:

1) Фемистокл 2) Фидий 3) Солон

4. Парфенон является храмом:

1) бога Зевса 2) богини Афины 3) богини Ники

5. Какие ТРИ храма из перечисленных возведены на Акропо­ле?

1) храм Зевса 2) Парфенон 3) Эрехтейон 4) храм Ники Бескрылой 5) храм Аполлона

6. Какие ТРИ термина из перечисленных относятся к архитектуре?

1) пифос 2) фронтон 3) портик 4) кариатиды 5) триера

Ответы: 1-1, 2-1, 3-2, 4-2, 5-2,3,4, 6-2,3,4.

Критерии оценивания: За каждый верный ответ ставится 1 балл.

9-10 баллов- «5», 7-8 баллов – «4», 5-6 баллов – «3».



Приложение 2

РОЛИ В ГРУППЕ

Лидер – руководит обсуждением, следит за тем, чтобы группа не отвлекалась от выполнения задания, вовлекает в работу всех членов группы.

Секретарь - оформитель – записывает идеи и результаты работы, оформляет их

Оратор (спикер) – рассказывает о результатах работы группы всем остальным

Таймер- следит за временем, отведенным на выполнение задания, сообщает через определенные промежутки, сколько ещё осталось.


ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ

 Будьте внимательны друг к другу.

 Активно участвуйте в обсуждении вопросов.

 Прислушивайтесь к мнению товарищей.

 Не стесняйтесь высказывать свое мнение.

 Контролируйте свои действия.



















Приложение 3

1 группа

Изучите п. 1-2 параграфа 38 и иллюстрации, заполните таблицу и выступите с рассказом «Чему учили в афинской школе?». Запишите определения понятий педагог, стиль.

Что вам понравилось, а что нет?


Школа

Кого обучали



С какого возраста



Кто обучал



Чему учили




Педагог – это


Стиль- это


Нам понравилось:


Нам не понравилось:



2 группа:

Изучите п. 3 параграфа 38 и иллюстрации, составьте таблицу и выступите с рассказом «Чему учили мальчиков в палестрах?»

Каким видам спорта уделялось внимание?

Какое значение в жизни человека имеют занятия спортом?


Палестра

Кого обучали



С какого возраста



Кто обучал



Чему учили













3 группа:

Изучите п. 4 параграфа 38, дополнительный материал и иллюстрации составьте таблицу и выступите с рассказом «Как проходили занятия в гимнасиях?». Запишите определение понятия красноречие.


Гимнасия

Кого обучали



С какого возраста



Кто обучал



Чему учили




Красноречие – это



4 группа

Используя п. 4 параграфа 33, параграфы 27 и 37, иллюстрации составьте таблицу «Достижения великих людей Древней Греции»

Почему стали возможным эти великие достижения греков в разных областях?


Вид искусства

деятель

Достижения, произведения

Спорт







Литература





Скульптура














Приложение 4

























Приложение 5

«Черты отличия древнегреческой школы и современной»

Древнегреческая школа

Современная школа














Приложение 6

1. Текст с ошибками. Исправьте не менее 5 ошибок в тексте.

Афинскую школу посещали мальчики с 8 лет. Образование было бесплатным. Педагоги проводили занятия. В школе учились чтению, музыке, архитектуре. В палестрах мальчики занимались гимнастикой и домоводством. А в гимнасиях слушали выступления известных стратегов, ученых, которые излагали свои взгляды по различным наукам.


2.Установите соответствие между началом и окончанием предложений. Вы прочтете высказывания греческого философа и ученого Аристотеля.

Начало предложения

Окончание предложения

А) Друг – это одна душа

Б) Между человек образованным и необразованным такая же разница, как

В) Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто

Г) Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее чем родители: они дарят нам

1) впереди, и не ждать тех, кто позади

2) только жизнь, а другие – добрую жизнь

3) живущая в двух телах

4) между живым и мертвым

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами

А

Б

В

Г






3.В каком учебном заведении могло произойти описанное занятие?

«Гиппократ: Врач должен помочь больному преодолеть болезнь.

Пифагор: Наша вселенная есть космос. Космос был сотворен с помощью числа.

Сократ: Что есть добро? Почему лучше быть честным, чем обманщиком? Добрым, а не злым? На эти вопросы нет готового ответа»

1) В школе 2) в палестре 3) в гимнасии


4. «Третий лишний». Зачеркните лишнее понятие. Объясните свой выбор.

      1. Школа, колледж, гимнасия.

      2. Пергамент, стиль, табула.

      3. Леонид, Поликлет, Мирон.


Приложение 7

Лист самооценки _______________________________________ (Фамилия, имя)

Мое имя на греческом _________________________________

Критерии оценки

Оцениваю себя сам

Оценка товарища

1. Активно работал в группе



2. Выполнял свои обязанности



3. Соблюдал культуру общения



4. Предлагал варианты решения проблемы урока



5. Выполнил практическое задание




+ всё получилось

-+ были затруднения, но справился

- не получилось работать в группе

Оценка работы группы (поставить знак +)

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!