СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В афинских школах и гимнасиях.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

«В афинских школах и гимнасиях». Разработка урока по истории 5 класс.

Просмотр содержимого документа
«В афинских школах и гимнасиях.»

Тема: «В афинских школах и гимнасиях».

Зайнетдинова Расима Дамировна, учитель истории и обществознания, МБОУ СОШ с.АблаевоЧекмагушевского района


Эпиграф урока:

Благодаря образованию человек становится самым прекрасным и божественным из существ.

Платон древнегреческий философ.

Цель урока: Познакомить учащихся с системой образования в Афинах.

Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с типами учебных заведений в Афинах, с особенностями обучения в школе, палестре и гимнасии;

Развивающая:

- совершенствовать аналитические навыки учащихся: умение анализировать, сравнивать, обобщать;

- продолжить формирование умения правильно употреблять и объяснять исторические термины и понятия;

- формировать навыки работы с информацией: осуществлять самостоятельный поиск ответа на поставленный вопрос, умение строить и озвучивать опорные схемы;

- развивать коммуникативные навыки, лидерские качества личности;

Воспитательная:

- воспитывать устойчивый интерес к изучаемому предмету;

- способствовать воспитанию культуры поведения, умения работать в группе;

- формировать навыки оценки и самооценки;

- воспитывать интерес к получению разностороннего образования.


Форма организации работы учащихся: групповая работа


Тип урока: урок нового знания.


Оборудование к уроку: учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая «История древнего мира», 5 класс; компьютер, медиапроектор; раздаточные материалы.

Ход урока

  1. Организационный этап. Мотивация.

- Доброе утро, дорогие дети!

-Я приветствую Вас сегодня, в утренний день среды! Давайте мы поприветствуем наших уважаемых гостей. Повернитесь им, пожалуйста, и скажите «Доброе утро!» и сразу вы будете видеть, кто сидит за вашими спинами и вам будет от этого на много свободнее.

- Спасибо, садитесь!

1 слайд. Фильм « Древняя Греция».

- Ой, ребята, где это, куда мы попали? Это что за удивительная страна? ( Древняя Греция)

- Да, молодцы, это Древняя Греция.

Значит, мы с вами продолжим знакомиться с темой «Древняя Греция». Я надеюсь, что вы сегодня будете любознательными, активными, ведь о Греции вы уже многое узнали на предыдущих уроках.

Работа с картой. На карте вы можете показать , где находится Древняя Греция .( Она расположена на юге Балканского полуострова.)

-Еще что можете добавить? (Здесь же, находятся Афины и Спарта – крупнейшие полисы Греции.)

-Определить тему нашего занятия вы сможете сами. Для этого вы должны будете выполнить тест (Проверка домашнего задания. Актуализация ранее изученного материала). Если вы верно выполните задания теста, то из букв правильных ответов вы получите слово, которое подскажет вам тему урока (работа с тестом на слайде).

Тест.

  1. Автор поэмы “Иллиада”.
    ш) Гомер; б) Солон; с) Мильтиад.
    2. Главный бог в греческой мифологии?
    а) Аид; д) Гера; к) Зевс.
    3. Главным занятием спартанцев было:
    ж) ремесло; о) военное дело; е) рыболовство.
    4. Греки верили, что главные боги живут:
    е) высоко в небе; л) на вершине Олимпа;
    п) на острове Крит. 5. Сколько дней проходили Олимпийские игры: а)5 дней; л) 6 дней; и) 7 дней.

-Какое слово у нас получилось? (ШКОЛА). О чем пойдет разговор на уроке?

Правильно, о школах. А именно о каких школах?

Мы с вами отметили, что двумя главными полисами (города-государства) Древней Греции являлись Спарта и Афины. Со спартанским обучением мы уже знакомы. Запишите в тетрадях тему урока. «В афинских школах и гимнасиях». Тема урока на слайде


-Что нам предстоит выяснить, т. е. что бы вы хотели сегодня узнать? На какие вопросы по теме урока мы с вами должны дать ответы?


  • Какие учебные заведения существовали в Афинах?

  • С какого возраста велось обучение?

  • Кто обучался в учебных заведениях?

  • Кто обучал детей в школах и гимнасиях?

  • Чему обучали в школах и гимнасиях?

Чем и на чем писали? (Как учились греки в Афинах, какие учебные заведения существовали, со скольки лет обучались, кто обучался?)

Учитель: Хорошо, молодцы. Я надеюсь, к концу урока мы найдем ответы, на все ваши вопросы.

Скажите, пожалуйста, полученную информацию, что с ней мы будем делать? ( Обрабатывать.) Ну смотрите, там школьники в Древней Греции, вы школьники получили мы информацию, что вам хотелось бы сделать?

- сравнить.

- Давайте назовем главную задачу нашего урока.

Молодцы! Сравнить древнегреческое образование современным.

А современное образование отличается от древнегреческого. В этом вы убедитесь, изучив тему урока.

Ребята, вы заметили, как написано слово «гимнасия». В Афинах именно так называлось учебное заведение.

- А какие учебные заведения есть в нашем селе, районе, в городе? (школы, гимназия, лицей, училища, техникумы, институты).

СЛАЙД с вопросами урока

Учитель: В Греции было несколько типов учебных заведений: школа, палестра, гимнасия. Запишите их в тетрадь. А теперь постараемся выяснить значения этих и других новых слов, касающихся сегодняшнего нашего урока.

Внимание, пожалуйста, на экран.


Основные понятия урока.


  • ПЕДАГОГ

  • ГИМНАСИЯ

  • СТИЛЬ

  • ПАЛЕСТРА

  • КРАСНОРЕЧИЕ

  • ФИЛОСОФИЯ

- Ребята, кто такие педагоги? Как выглядят учителя, которые вас учат?

- А в Древних Афинах педагогом называли состарившегося или увечного раба.

2. Изучение нового материала.

Работаем мы в группах. Чтобы, усвоить материал, Вы поделены на группы по темам: 1. Школа. 2. Палестра. 3. Гимнасия (на столах таблички с темами).

Задания у групп разные, но правила работы у всех одинаковые. У вас памятка на столе, посмотрите, пожалуйста, еще раз. В каждой группе есть свой командир.

Итак, внимание, как мы будем работать, что для нас будет источником?

(Ответы учащихся)

Вы должны работать с учебниками. Каждый из членов группы должен прочитать текст под темы, а затем вы все вместе заполняете опорную таблицу (показать детям образец). Потом представитель группы ( это вы сами решаете кто будет выступать из группы. Сколько у вас будут ораторов). должен рассказать как велось обучение, используя опорную таблицу – 1 группа в школе, 2 группа - палестре и 3- в гимнасии.

Вопросы есть?

Работаем.

Время выполнения задания 4 минуты


3. Первичное закрепление материала.

Сейчас представители групп познакомят нас с результатами своей работы. Ваша задача внимательно слушать для того, чтобы в конце урока правильно выполнить проверочные задания.

Первая группа расскажет нам об афинских школах.


ШКОЛА

Кто обучал

С какого возраста

Чему учили

Кого обучали

Чем и на чем писали

учитель

с 7 лет

учили читать, писать, считать и рисовать; овладевали игрой на флейте и других инструментах, искусством хорового пения.

мальчиков

Стиль, дощечка покрытая воском



Учитель: Команда может дополнить выступление. Есть желающие? Спасибо!


Учитель: Учителя учили афинских мальчиков с первых дней буквам алфавита. Давайте познакомимся буквами греческого алфавита (СЛАЙД). Букв в алфавите всего 24.

До нас дошла история, как один богач подарил своему ленивому сыну 24 маленьких раба. Их имена начинались на все буквы алфавита. Так отец хотел помочь сыну обучиться грамоте.

Учитель: Представим, что вместо стилей (заостренные палочки) у нас с вами ручки –, а вместо дощечек, листы бумаги.

А сейчас мы с вами попытаемся записать свои имена греческими буквами. Возьмите свои «дощечки» и «стили», попробуем записать.

1 минута

Поднимите листочки вверх!

Учитель: Вот мы и ощутили себя учениками древнегреческой школы.


2 команда расскажет нам о палестре и о том, чему там учились юные греки.

Вывешивается опорная схема.

ПАЛЕСТРА

С какого возраста

Чему обучали

Кого обучали

с 12 лет

занимались гимнастикой – борьбой, бегом, прыжками в длину и высоту, метанием копья и диска (пятиборье)

мальчиков


3. По окончании палестры греки, желавшие продолжить своё образование, посещали гимнасии. О них нам расскажет следующая группа.

Вывешивается опорная схема.

ГИМНАСИЯ

Кто обучал

С какого возраста

Чему учили

Кого обучали

Философы, ученые

с 16 лет

Красноречие, философия, политика, литература, гимнастика.

Знатные богатые юноши


Учитель: Многие выпускники гимнасии становились известными людьми в области политики, искусства и науки.

(Учитель показывает слайды презентации с именами и портретами древнегреческих ученых и кратко комментирует их, а дети делают записи в тетрадях).

Пифагор – известный математик; Евклид – автор знаменитого учебника по геометрии; Геродот – “отец истории” - описал войны греков с персами; Сократ – философ.

Физкультминутка.

- Устали?

- Афиняне утверждали, что без любви к музыке нельзя стать настоящим человеком. Дети в школе овладевали игрой на флейте, лире. Учились петь хором.


Давайте, мы с вами отдохнем и под греческую музыку выполним несколько не сложных упражнений.


Учащиеся выполняют комплекс спортивных упражнений

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

В минуты отдыха между тренировками греки любили играть в игру “Вопросы и ответы”. Представьте, что вы участники этой игры. Слушайте внимательно, отвечайте быстро!

1. Я черное дитя сверкающего отца, птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков, едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе. (Дым).

2. Когда ты смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз (Зеркало).

3. Гладок мой верхний конец, а нижний вовсе не гладок. Ловко руке то одной, то другой стороной я полезен. То, что создаст одна моя часть, уничтожит другая. (Стиль).

Понравилась игра? А как такая игра называется у нас, в России? Загадки. Молодцы!

4. Рефлексия.

Итак, мы многое узнали о школах Древней Греции. Давайте подумаем, сможем ли мы сейчас ответить на те вопросы, которые мы поставили с вами в начале урока? Давайте проверим. (СЛАЙД)

  • Какие учебные заведения существовали в Афинах?

  • С какого возраста велось обучение?

  • Кто обучался в учебных заведениях?

Греческие девочки школ не посещали. Греки считали, что для них главное – не получить образование, а вырасти покорными женами и хорошими матерями. Главным занятием было домоводство.

  • Кто обучал детей в школах и гимнасиях?

  • Чему обучали в школах и гимнасиях?

  • Чем и на чем писали?

  • Отличается ли современная школа от древнегреческого?

  • Что их всех объединяет?

5. Контроль и самоконтроль изученного материала.

А теперь переходим к конкурсным заданиям.

Я предлагаю группам поучаствовать в конкурсном задании, чтобы проверить усвоенные знания на уроке. Участвовать в испытании будут 3 команды: 1. Школа. 2. Палестра. 3. Гимнасия.

Карточки с заданиями у вас на рабочем столе.

Первое задание. Текст с ошибками. Вам нужно подчеркнуть слова в которых допущены ошибки по содержанию.

Афинскую школу посещали мальчики с 8 лет. Образование было бесплатным. Педагоги проводили занятия. В школе учились чтению, музыке, архитектуре. В палестрах мальчики занимались гимнастикой и домоводством. А в гимнасиях слушали выступления известных стратегов, ученых, которые излагали свои взгляды по различным наукам.


2 задание «Убери лишнее»

В каждом ряду вам нужно зачеркнуть ненужное понятие.

      1. Школа, гимнасия, институт.

      2. Стиль, глиняная дощечка, деревянная дощечка.


3 задание «Логическая цепочка»

Вам нужно дописать по одному слову в каждой цепочке.

      1. Школа, палестра, гимнасии

      2. Бег, борьба, метание диска, метание копья, прыжки

3. Музыка, чтение, счет, письмо


За каждый правильный ответ дается 1 балл. Проверку правильности выполнения заданий и подсчет баллов проведем вместе со мной. Итак, взяли карточку.

Время истекло, проведем проверку.

Ваша задача посчитать количество правильных ответов. На ваших карточках есть рабочие листы. Где мы должны сегодня на уроке оценить каждого. В зависимости от количества баллов поставьте себе оценку за урок. Обсудите , пожалуйста, в группе.

Итак, озвучим свои баллы и оценку. Победителем конкурсного испытания является команда …

Ребята, а чем награждали победителей в Древней Греции (олимпийские игры). Команде победителю я лаврОвый венок не вручаю, а поставим оценку «5» .


6. Подведение итогов урока.

Урок подходит к концу, я предлагаю вам свои впечатления о сегодняшнем уроке озвучить продолжением фразы

(на слайде)


7. Домашнее задание представлено на индивидуальных карточках. Ознакомимся с ним.


    1. Параграф 38 (с. 173), вопросы (с.176)

    2. Выписать в тетрадь термины и дать им определение: педагог, стиль, палестра, красноречие.

    3. Т/з. (по желанию): составить расписание уроков в афинской школе или палестре.

8. Заключительное слово учителя

Сегодня мы с вами познакомились с системой обучения и воспитания в Афинах. Чем отличается современное образование от афинского?

Ответы детей: педагог был рабом и сопровождал ребенка в школу, в современной школе физическому и умственному развитию уделяется внимание на всех ступенях обучения, а в афинских учебных заведениях: в школе – грамоте, в палестре – физическому развитию. Но в современном мире, также как и в Древней Греции, образованию уделяется большое значение.

Я благодарю вас за работу! Спасибо за урок. До свидания!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!