СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории по Древнему миру 5 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Афинские школы и гимнасии

Урок составлен по  всем требованиям ФГОС.

 Задачи урока:

Личностные:  Способствовать пониманию значения и ценности образования в жизни человека в прошлом и настоящем

Предметные:

Анализируя данные об афинских школах, гимнасиях, палестрах выявить особенности образования в Древней Греции.

Научить выявлять причины возникновения школ, характеризовать их значение для афинского общества; видеть сходство и различия древнегреческих и современных школ

Метапредметные:

- Формировать умение ставить учебные цели,  определять план учебных действий, работать с соответствии с планом;

- Владеть смысловым чтением, выделять понятия, анализировать – выделять главное, обобщать, делать выводы, работать с различными видами исторических источников.

- Создать среду для развития умений  согласовывать действия в группе, распределять роли, излагать своё мнение, аргументировать его. Способствовать формированию умения выступать публично, выражать свое отношение к историческим фактам, корректно  и справедливо оценивать работу одноклассников.

Применена парная исследоватльская работа по учебнику и по дополнительному материалу учителя.  В ходе урока учащиеся заполняли лист самооценки по каждому этапу урока. В практической работе ребята учились писать букв древнегреческого алфавита на дощечка стиле. кроме этого решали задачу по теме урока. Ребята выступали с сообщениями по греческим философам. В рефлексии учащиеся составили синквейн со словом ОБУЧЕНИЕ.

Просмотр содержимого документа
«урок истории по Древнему миру 5 класс»

Тема: «В афинских школах и гимнасиях»

Задачи урока:

Личностные:
 Способствовать пониманию значения и ценности образования в жизни человека в прошлом и настоящем

Предметные:

Анализируя данные об афинских школах, гимнасиях, палестрах выявить особенности образования в Древней Греции.

Научить выявлять причины возникновения школ, характеризовать их значение для афинского общества; видеть сходство и различия древнегреческих и современных школ

Метапредметные:

- Формировать умение ставить учебные цели,  определять план учебных действий, работать с соответствии с планом;

- Владеть смысловым чтением, выделять понятия, анализировать – выделять главное, обобщать, делать выводы, работать с различными видами исторических источников.

- Создать среду для развития умений  согласовывать действия в группе, распределять роли, излагать своё мнение, аргументировать его. Способствовать формированию умения выступать публично, выражать свое отношение к историческим фактам, корректно  и справедливо оценивать работу одноклассников.

Ход урока

Орг момент

- Здравствуйте, ребята. Посмотрите, друг на друга и улыбнитесь. Мы начинаем самый интересный урок – урок истории. А сейчас все тихо сели.

Познакомимся с критериями оценивания на уроке: точность ответов, активность на уроке, умение высказывать свое мнение

В течение урока вы должны заполнить лист самооценки, если вы хорошо работали, соблюдали все критерии, то ставите +, если нет, то-. (приложение1)


Проверка домашнего задания:

На прошлом уроке мы с вами совершали путешествие по прекрасному городу Греции- Афины. У вас было дифференцированное домашнее задание: - «5» - составить рассказ о достопримечательностях города, «4» - вставить слова в текст.

Актуализация знаний:

Сегодня мы продолжим путешествие по Афинам, но уже с другой богиней Клио-богиней

истории. А куда мы отравимся, вы определите, прочитав на доске пословицы.
- О чем говорится в пословицах? (учебе)

- Ребята давайте подумаем, в каких учебных заведениях ведется обучение в настоящее время. Составим кластер.

Обучение в России Обучение в Греции

-школа

-училище

-гимназии

-колледж

-институт

-А в Греции? Можем сказать?

-Значит, о чем пойдет речь на уроке? Что мы должны узнать?

Итак тема урока Афинские школы и… А какие учебные заведения существовали в Греции мы знает в течение урока.

Исследовательская работа по группам: 1 группа –школы, 2 группа- палестры, 3-гимнассии. Вы должны поработать по карточкам-заданиям (приложение2)

Итак отправляемся за знаниями вместе с древнегреческими учениками.


4. Первичное усвоение новых знаний.

Вы – греческие ученики, а я ваш учитель. В школу вас привели рабы – педагоги. Это слово в переводе с греческого означает “сопровождающий, ведущий ребенка”. Педагогами становились рабы, уже состарившиеся или получившие увечья. Греческие мальчики приветствовали учителя почтительным наклоном головы и жестом поднятой руки.
Хайрете пайдес! Калой кай агатой! Здравствуйте дети! Прекрасные и совершенные.(так обычно древнегреческий учитель обращался к своим ученикам)

А дальше он продолжал:

- Сегодня, в весенний день, когда оживает жизнь, я  ввожу вас в свою школу. Будьте усердны, не шалите, розги всегда лежат перед вами. Наш город с надеждой смотрит на вас, будущих граждан, ожидая, что вы вырастите опорой Родины и приумножите ее славу и богатство. А теперь, перестаньте дрожать, оторвитесь от своих рабов-педагогов, сядьте прямо и начнем урок. Я буду учить вас писать, читать и считать. Запомнили?

Выучим сегодня несколько слов и попытаемся их записать. А с чего мы начнем обучение? Конечно же, со знакомства с греческим алфавитом. Приготовьте свои дощечки и стили.

(Знакомство с алфавитом на партах образцы)

- Сколько букв в алфавите? (Приложение 3)

- Чем отличается алфавит древних греков от других, ранее изученных стран?

- А еще в чем отличие, например от нашего русского алфавита? (буква обозначает цифру)

А писали они на деревянных табличках, покрытых воском диптих и деревянной палочкой, которая называлась стилем. (записать в тетрадь)

Возьмите таблички и стиль и попробуйте сами записать древнегреческие буквы и назвать их. Смотрите в алфавит.

Учащиеся самостоятельно записывают слова на навощенных табличках заостренной палочкой.

Учитель:

Работайте прилежно, не забывайте первое правило школьника – «Чаще переворачивай стиль». Это означает, что надо постоянно проверять себя и вовремя исправлять ошибки, затирая их тупой стороной стиля.


Мы научились немного писать по - гречески, теперь начнем учиться считать. Тем, кто был прилежен в изучении алфавита, нетрудно будет освоить и счет, потому что наши буквы умеют в разных случаях быть то знаками речи, то цифрами и числами.

(Приложение 4)Ребята, обратите внимание, исчезли заглавные буквы, остались только прописные. Над ними поставлен специальный значок. Буквами обозначены единицы, десятки и сотни. Арифметические знаки у греков были такие же как у нас.

-Сейчас мы с вами решим задачу и запишем ее.

Учитель читает условие задачи:

Деметриос шалил на уроке и получил восемь ударов палкой, а Фотион опоздал на занятия и был наказан четырьмя ударами. Сколько ударов нанес учитель в течение урока?

Учащиеся решают задачу и записывают ее с помощью греческих букв – цифр. Учитель тоже записывает решение на доске. Учащиеся сравнивают решение задачи, изображенное на экране со своими записями


Ребята, а как вы думаете: все дети в то время учились хорошо?

Попробуем исследовать текст в учебнике «Жалоба раздраженной матери учителю на прогульщика сына», чтобы ответить на этот вопрос. страница 183 .

«Спроси-ка его, почтеннейший. Где дом его учителя, куда мне каждое тридцатое число приходится вносить за него деньги, он не скоро сумеет тебе ответить. Бедная дощечка, которую я исправно натираю воском, лежит сиротливо у ножки его кровати. Он ненавидит её пуще смерти, а если и возьмёт в руки, то и тогда ничего дельного не напишет, а только весь воск зря соскоблит. Ох, как я ругаю себя за то, что даю ему хорошее воспитание в надежде найти себе в нём подспорье на чёрный день… А попробуй-ка посильнее постращать его, так он взберётся на крышу и сидит там, как обезьяна. А мне не столько его жаль, сколько черепиц, которые крошатся, словно сладкое печенье. Уж, пожалуйста, задай ему такую порку, чтобы из него и дух вон вышел!»

Проблемное задание Сходства и различия обучения в афинской школе и в современной?
Оцените вашу работу

-Вы познакомились с буквами, цифрами древних греков. Но преодолена лишь первая ступень обучения. Когда вам исполнится 12 лет, вы станете посещать другую школу, которая называется палестра. заполняем кластер.

Выступление детей.

Занятие гимнастикой считалось важным делом. Ведь гражданин должен быть и воином. А кому нужны такие воины, которые дрожат на морозе, слабеют от холода, задыхаются от пыли, слабы и неповоротливы?
В палестрах стоят статуи знаменитых атлетов - работы великих греческих мастеров Мирона, Поликлета.
Работа с текстом учебника – ребята рассматривают статуи атлетов. Затем на доску вывешиваю лист, на котором изображены разные виды спорта.
Обратите внимание, ребята, как скульпторы изображают человеческую фигуру - в свободном движении, показывают, каким физически сильным, прекрасным, готовым к подвигу должен быть каждый гражданин своего полиса.
Задание классу: рассмотрите рисунки на доске и определите, каким видам спорта обучались мальчики в палестрах? (Пятиборье: бег, борьба, прыжки, метание копья и диска).
В минуты отдыха между тренировками греки любили играть в игру "Вопросы и ответы”. Представьте, что вы участники этой игры. Слушайте внимательно, отвечайте быстро!
1. Я черное дитя сверкающего отца, птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков, едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе. (Дым).
2. Когда ты смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз (Зеркало).
3. Гладок мой верхний конец, а нижний вовсе не гладок. Ловко руке то одной, то другой стороной я полезен. То, что создаст одна моя часть, уничтожит другая. (Стиль).
Понравилась игра? А как такая игра называется у нас, в России? Загадки. Молодцы!

Практическая работа с документами. Оцените положение учителя в парах.

Слайд с зарплатой учителя

Разминка.

- Ребята, давайте сделаем привал. выучим танец Сиртаки

И еще одна ступень в обучении афинян:
-Гимнасии - кластер) Выступление детей. « Гимнасии в основном посещали взрослые. Находились они за городом среди зелёных деревьев и лугов. Они имели площадки для занятий гимнастикой, бассейны, раздевалки, помещения для отдыха и дружеских бесед. В них перед слушателями  выступали известные учёные. Здесь  обучали умению хорошо говорить, выступать с речами  в Народном собрании и судах. Некоторые афинские гимнасии называли академиями».

В гимнасиях выступали известные ученые. Они излагали свои взгляды на строение Вселенной, предлагали планы создания образцового государства, обучали искусству красноречия – умению правильно и красиво говорить, выступать с речами в Народном собрании и судах. О, дар слова – великая сила!
Знаете, какие слухи ходили в Афинах о Перикле? Говорили, что если в кулачном бою его положить на лопатки, а потом дать ему слово, то уже через 10 минут все собравшиеся будут уверены, будто именно Перикл выиграл бой, - так убедительно он говорил. Искусству красноречия надо учиться долго и упорно. Сегодня мы попробуем сделать первое упражнение. 
Вызываю двух учеников к доске.
Задание: Говоря одновременно в течение 1 минуты, не прерываясь, вы должны хвалить своего соперника. Побеждает тот, кто не прервется, будет более убедителен и продержится дольше по времени.
После окончания поединка и подведения итогов даю задание на дом:
Ребята!

Попытайтесь дома письменно разработать «Правила ораторского искусства».
Большой вклад в развитие мировой науки внесли древнегреческие ученые.
Завершится наше путешествие по учебным заведениям Древней Греции посещением медицинской академии - это разновидность гимнисия.
Одним из известных врачей Греции, основавшим медицинскую школу на о. Кос (показать на карте) был Гиппократ. До него считалось, что человек болеет оттого, что в его тело вселились злые духи. Стоит их выгнать, и человек здоров.
Изобразите, пожалуйста, что вы сильно больны гриппом (дети изображают: чихают, кашляют). Попробуем избавиться от болезни с помощью заклинания, повторяйте за мной: 
Из моего тела грипп уходи! Злые духи с позором убегайте! Кашель в мое тело не возвращайся! Ну что, помогло вам заклинание избавиться от болезни? Мне – нет!
По учению Гиппократа врач должен был не изгонять болезнь из организма, а помогать организму преодолевать ее. Гиппократ и его ученики создали труды о правильном питании, лекарствах и операциях – это был крупный вклад в развитие медицины.
Закрепление: Текст с ошибками.(каждому на парту)

Исправьте не менее 5 ошибок в тексте:

Афинскую школу посещали мальчики с 8 лет. Образование было бесплатным. Педагоги проводили занятия. В школе учились чтению, музыке, архитектуре. В палестрах мальчики занимались гимнастикой и домоводством. А в гимнасиях слушали выступления известных стратегов, ученых, которые излагали свои взгляды по различным наукам

«Третье лишнее» Презентация- Зачеркни лишнее понятие.

Школа, гимнасия, институт.

Стиль, глиняная дощечка, деревянная дощечка.

Мирон, Поликлет, Перикл.


- Выберите слова, относящиеся к теме урока( на пару на парту)

Палестра, институт, розги, стиль, бумажная книга, лекарство, школа, компьютер, мел, бег, педагог, письмо, фломастеры, ручка, тетрадь, красноречие

- «Логическая цепочка»

Продолжи цепочку:

Школа, палестра, …

Бег, борьба, метание диска, …

3. Музыка, чтение, счет,

Рефлексия

составьте в парах синквейн со словом Обучение (схема на партах)

2 прилаг,3 глагола, предложение из 4 слов, вывод.

Домашнее задание 38, дифференцированное задание: 5- правила ораторского искусства,4- сравнить образование в Спарте и в Афинах.

Подведение итогов

Ребята! Сегодня мы с вами познакомились с системой обучения и воспитания Древней Греции. Достижения педагогической мысли Греции в развитии личности, об умственном, физическом и моральном развитии человека остаются актуальными и сегодня. Мы с вами должны действительно стремиться к всестороннему развитию, чтобы быть сильными, активными гражданами нашего государства.
Вы были любознательными путешественниками, узнали много нового и интересного. Давайте поблагодарим за это богиню КЛИО, которая вам сегодня хорошо помогала и открыла некоторые свои тайны для того, чтобы вы стали образованнее и взрослее, что вы калой кай аготой! Прекрасные и совершенные! Урок окончен. Хайрес. «До свидания». Вы, как воспитанные ученики, должны мне ответить также «Хайрес».








Приложение 1

Фамилия, имя

Проверка дом.задание

Кластер

Выступление работа в группах

Школа

Палестра

Гимнассии

Найди ошибки

Синквейн

Практическая работа

Общая оценка

Беспалова Ирина











Критерии: точность ответов, активность на уроке, умение высказывать свое мнение

10-9- «5»

8-7-«4»

6-5-«3»


Приложение 2

Чему учили


Кого обучали

Школа

С какого возраста

Кто обучал


Чему учили


Кого обучали

Палестра

С какого возраста

Кто обучал

Чему учили


Кого обучали

Гимнасия

С какого возраста

Кто обучал













Приложение 3

Древнегреческий алфавит выглядит так:

буква

Α α

Β β

Γ γ

Δ δ

Ε ε

Ζ ζ

Η η

Θ θ

Ι ι

Κ κ

Λ λ

Μ μ

Ν ν

Ξ ξ

Ο ο

Π π

Ρ ρ

Σ σ

Τ τ

Υ υ

Φ φ

Χ χ

Ψ ψ

Ω ω


название



альфа

бета

гамма

дельта

эпсилон

дзета

эта

тэта

йота

каппа

лямбда

мю

ню

кси


омикрон

пи

ро

сигма

тау

ипсилон

фи

хи

пси

омега


произношение



а

б

г

д

э

дз

э

тх или т

и

к

л

м

н

кс

о

п

р

с

т

как гласный в слове тюль

ф

х

пс

о



Приложение 4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!