СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 6 классе " Глагол"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок в 6 классе " Глагол"»

Урок. Глагол

Знать: о глаголе как части речи.

Уметь: находить изученную часть речи; обосновывать правильность выбора орфограммы при написании глагола; использовать глагол в речи.


I. Выразительное чтение записанного на доске отрывка из стихотворения А. Н. Плещеева «Весна».

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи...


— Определите тему текста. Какова роль глаголов в нем? (Передается движение природы, зрительные и слуховые впечатления.)

— Выпишите глаголы, выделите в них окончания, определите, на какие морфологические признаки они указывают.

— Что вы можете рассказать о словах с данными частями слова:

, … ? Приведите примеры слов этой части речи.

— От чего зависит написание личных окончаний глаголов? Как определяется спряжение глагола?

Учащиеся должны усвоить способ действия по определению спряжения глагола: а) выяснить, ударные или безударные окончания (если ударные, то спряжение глагола определяется по ним:жмут — I спр.; кричат — II спр.); б) если окончания безударные, поставить глагол в неопределенную форму; в) выяснить, оканчивается ли он на -ить или является исключением (тогда это глагол II спряжения); если нет, то это глагол I спряжения.

II. Учащиеся определяют спряжение глаголов (работа проводится устно).


Строить город, писать письмо, слышать свист, гореть в костре, спать на воздухе, держать книгу, таять на солнце.


— Почему спряжение глаголов спать, гореть нельзя определять по неопределенной форме? В каких случаях спряжение глагола определяется по начальной форме? Почему глаголы держать, слышать относятся ко II спряжению? (Это глаголы-исключения.) Какие еще глаголы-исключения вы знаете?

— Запомните написание начальной формы глаголов: таять, реять, веять, сеять, чуять, лаять, каяться, маяться, надеяться, лелеять — I спряжения; клеить — II спряжения.


III. Запись в «Словарь корней».

Развитие, развивать (ребенка), завиваются (кудри).

Составить (устно) с этими словами предложения.


IV. Выразительное чтение отрывков из стихотворений А. Барто (с. 31).

Благодаря какой особенности произношения глаголов на -тся, -ться рифмуются вторая и четвертая, первая и третья строчки?

Запомните: в конце глаголов никогда не пишется -ца! Такие конечные буквы возможны лишь в написании имен существительных. Например: курица, красавица, птица, синица.


V. Наблюдения на с. 31.

— Чем определяется выбор -ться, тся в глаголах? (Вопросом чтоделать? — купаться, чтоделают? — купаются.)


VI. Закрепление материала.

1. При выполнении упр. 77 формируется умение определять способ действия при выборе написания -ться, -тся:

1) установить, от какого слова зависит глагол;

2) поставить к глаголу вопрос от слова, к которому он относится, определить форму глагола;

3) вспомнить правило написания (в неопределенной форме ь пишется, в 3-м лице — не пишется).

2. От слов слеза, лечить, вить, сеять образуйте глаголы на -ться, -тся. С 2—3 из них составьте и запишите предложения Графически объясните написание -ться, -тся.

Образецзаписи:


домашнее задание: § 16, упр. 78.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!