Урок. Глагол
Знать: о глаголе как части речи.
Уметь: находить изученную часть речи; обосновывать правильность выбора орфограммы при написании глагола; использовать глагол в речи.
I. Выразительное чтение записанного на доске отрывка из стихотворения А. Н. Плещеева «Весна».
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи...
— Определите тему текста. Какова роль глаголов в нем? (Передается движение природы, зрительные и слуховые впечатления.)
— Выпишите глаголы, выделите в них окончания, определите, на какие морфологические признаки они указывают.
— Что вы можете рассказать о словах с данными частями слова:
… , … ? Приведите примеры слов этой части речи.
— От чего зависит написание личных окончаний глаголов? Как определяется спряжение глагола?
Учащиеся должны усвоить способ действия по определению спряжения глагола: а) выяснить, ударные или безударные окончания (если ударные, то спряжение глагола определяется по ним:жмут — I спр.; кричат — II спр.); б) если окончания безударные, поставить глагол в неопределенную форму; в) выяснить, оканчивается ли он на -ить или является исключением (тогда это глагол II спряжения); если нет, то это глагол I спряжения.
II. Учащиеся определяют спряжение глаголов (работа проводится устно).
Строить город, писать письмо, слышать свист, гореть в костре, спать на воздухе, держать книгу, таять на солнце.
— Почему спряжение глаголов спать, гореть нельзя определять по неопределенной форме? В каких случаях спряжение глагола определяется по начальной форме? Почему глаголы держать, слышать относятся ко II спряжению? (Это глаголы-исключения.) Какие еще глаголы-исключения вы знаете?
— Запомните написание начальной формы глаголов: таять, реять, веять, сеять, чуять, лаять, каяться, маяться, надеяться, лелеять — I спряжения; клеить — II спряжения.
III. Запись в «Словарь корней».
Развитие, развивать (ребенка), завиваются (кудри).
Составить (устно) с этими словами предложения.
IV. Выразительное чтение отрывков из стихотворений А. Барто (с. 31).
Благодаря какой особенности произношения глаголов на -тся, -ться рифмуются вторая и четвертая, первая и третья строчки?
Запомните: в конце глаголов никогда не пишется -ца! Такие конечные буквы возможны лишь в написании имен существительных. Например: курица, красавица, птица, синица.
V. Наблюдения на с. 31.
— Чем определяется выбор -ться, тся в глаголах? (Вопросом чтоделать? — купаться, чтоделают? — купаются.)
VI. Закрепление материала.
1. При выполнении упр. 77 формируется умение определять способ действия при выборе написания -ться, -тся:
1) установить, от какого слова зависит глагол;
2) поставить к глаголу вопрос от слова, к которому он относится, определить форму глагола;
3) вспомнить правило написания (в неопределенной форме ь пишется, в 3-м лице — не пишется).
2. От слов слеза, лечить, вить, сеять образуйте глаголы на -ться, -тся. С 2—3 из них составьте и запишите предложения Графически объясните написание -ться, -тся.
Образецзаписи:
домашнее задание: § 16, упр. 78.