СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Темперамент и характер"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: изучить типы темперамента, характер, их взаимосвязь и влияние на поведение человека.

Форма проведения урока: комбинированный (лекция + практическая работа)

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Темперамент и характер"»

Министерство образования Республики Коми

государственное профессиональное

образовательное учреждение

«Печорский промышленно-экономический техникум»

(ГПОУ «ППЭТ»)


СЕРИЯ «учебно-методическое пособие»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока по общепрофессиональному циклу

ОП.09 Психология

по теме: Темперамент и характер












Разработал:

Белозерова Л.А.

преподаватель психологии















Печора, 2014





Цель урока: изучить типы темперамента, характер, их взаимосвязь и влияние на поведение человека.

Задачи:

Образовательная:

    • сформировать знания о типах темперамента, характере;

    • закрепить умения в определении типов темперамента, используя различные методики;

  • выявить влияния типов темперамента на формирование характера, на поведение в различных сферах жизни.

Развивающая:

    • развивать алгоритмическое мышление студентов, мировоззрение;

    • развивать практические навыки самостоятельной деятельности;

    • продолжить развитие таких познавательных процессов, как восприятие, внимание, грамотность.

Воспитательная:

    • воспитывать устойчивый познавательный интерес к изучению предмета;

    • воспитывать такие качества личности, как активность, самостоятельность и аккуратность в работе;

    • воспитывать у студентов стремление к реализации себя в обществе;

    • способствовать формированию навыков коммуникативной культуры, навыков самоконтроля.

Тип урока:формирования знаний и первичных умений.


Форма проведения урока:комбинированный (лекция + практическая работа)


Комплексно-методическое обеспечение:

  • персональные компьютеры,

  • программное обеспечение: MicrosoftOfficeWord, Интернет

  • мультимедийный проектор,

  • презентация с опорным материалом (приложение 1)

  • дидактический материал с практическим заданием, (приложение2,3).


Электронные образовательные ресурсы:

  • http://www.festival.1september.ru («Фестиваль педагогических идей»)

  • http://www.fcior.edu.ru («Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов»)

  • http://temperaments.org/tests/ («Temperaments.org - сайт о типах темперамента»)


Обязательные навыки обучающихся: навык работы в программе Microsoft

OfficeWord.:-(


Ход урока:

  1. Организационная часть: 5 мин.

  • Приветствие,

  • Проверка готовности студентов к уроку,

  1. Повторение предыдущего материала: 10 мин.

2.1. Блиц-тест. Приложение № 2

3.Теоретическая часть:15 мин. (презентация, приложение 1)

3.1. Теоретический материал

4.Практическая работа:20мин.

  • Определение своего типа темперамента по описанию(Приложение№3)

  • Определение своего типа темперамента онлайн. (С. А. Касьянов – Энциклопедия тестов: тайны вашего характера)

  • Сравнение полученных результатов.

5.Обобщение, закрепление:25мин.

  • Ответы на вопросы.

  • Тест на определение типа темперамента (Приложение 4).

  1. Подведение итогов: 10 мин.

  • Итоговая ведомость оценок Приложение №5.

7.Сообщение домашнего задания: 5 мин.

  • Определить тип темперамента по Айзенку, нарисовать шкалу Айзенка, указав точку соответствия своего темперамента.


Межпредметные связи-Информатика - работа с персональными компьютерами.

Используемая литература:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/11/15/temperament-personazhey-multfilma-madagaskar (Социальная сеть работников образованияnsportal.ru)

http://fb.ru/article/109502/temperament-primeryi-i-harakteristika-flegmatikov-sangvinikov-holerikov-i-melanholikov(примеры из литературы)

http://student.zoomru.ru/psih/issledovanie-tipov-temperamenta-na-primere/140808.1079566.s3.html (примеры)

Ход и содержание урока

Этапы урока

Время

Дидактическая

цель

Содержание этапа

Действия преподавателя

Действия учащихся

1

2

3

4

5

Организационный момент


5 мин.


1. Приветствие группы

2. Отметка присутствующих


Занимают места







Повторение предыдущего материала


10 мин.


Прежде чем перейти к теме сегодняшнего урока, мы проверим, как вы усвоили содержание предыдущего занятия. Блиц-тестпо теме: «Эмоциональные процессы и состояния»,

Раздает тесты, (Приложение № 2)

Проверка правильности: Ответы на слайде № 2

Студенты отвечают на вопросы теста в тетрадях.

Самостоятельно выставляют себе оценку.

Теоретический блок

10 мин.

-Способствует повышению интереса к психологии;

-расширяет кругозор;

-способствует развитию умения самостоятельно работать с дополнительной литературой.

А теперь: Внимание: ШЛЯПА!

Давайте рассмотрим картинку на слайде № 3. На ней представлены различные реакции на одно и тоже действие: мужчина сел на чужую шляпу. Реакция хозяина шляпы?

А как вы поступили бы в подобной ситуации?


Хорошо известна притча о двух лягушках, попавших в банку со сметаной. Одна, убедившись, что выбраться невозможно, прекратила сопротивление и погибла. Другая продолжала прыгать и биться, хотя все её движения и казались бессмысленными. Но в конце концов сметана под ударами лягушечьих лап загустела, превратилась в комок масла, лягушка влезла на него и выпрыгнула из банки.

Проблемный вопрос

Почему же в одной и той же ситуации люди реагируют по-разному?

3. Сообщение целей урока. Слайд № 4


То, что природа создала людей разными, известно давно… и с древнейших времён люди науки пытались это разнообразие как-то упорядочить, внести в него какую-то закономерность. Так, великий древнегреческий врач Гиппократ разделил людей на 4 категории – в зависимости от того, какая жидкость («сок») преобладает у них в организме: кровь, слизь, жёлтая желчь или чёрная желчь.

Другой знаменитый античный медик – Клавдий Гален – посвятил этой проблеме целый трактат под названием “Detemperamentum”– «соразмерность», «соотношение частей». Из идеи «соотношения соков» в организме он вывел 4 психических типа людей, которые с тех пор и именуютсятемпераментами: сангвиник (от латинского sanguis – кровь), флегматик (от греческого phlegma — флегма), холерик (от греческого chole — желчь), меланхолик (от греческого melaschole — черная желчь), причём преобладание крови делает человека весёлым и подвижным, слизи – спокойным и медлительным, жёлтой желчи– горячим и безудержным, чёрной желчи – мрачным и боязливым.(слайды № 5,6,7,8)

Такая классификация – при всей фантастичности её основы – оказалась настолько удачной, что ею пользуются и по сей день – разумеется, внеся некоторые коррективы. Так, уже давно никто не связывает тип темперамента со «смешением соков организма» – это совокупность индивидуально-психологических особенностей, связанных с типом нервной системы.(слайд № 9)

(Слайд № 10) Именно так объяснил природу темперамента академик И.Павлов: тип нервной деятельности определяется свойствами процессов возбуждения и торможения – их силой (работоспособностьи выносливость нервной системы), их уравновешенность (преобладание возбуждения или торможения или же их равновесие) и подвижность (быстрота «ответа» на действие раздражителя, формирования нервных связей, способность процессов возбуждения и торможения сменять друг друга).Исходя из этого, И.Павловвыделил 4 типа темперамента – да-да, опять четыре, и они, по сути дела, соответствуют галеновской классификации (слайд № 11)

Слабый тип(соответствуетмеланхолику)

Сильныеподразделяются науравновешенныхинеуравновешенных.Сильный неуравновешенныйтип И.Павлов называет «безудержным» (соответствует холерику).

Сильные уравновешенныеподразделяются наподвижный тип, который И.Павлов назвал «живым» (соответствуетсангвинику) иинертный, который он именует «спокойным» (соответствуетфлегматику).



Присмотримся же повнимательнее к каждому типу.

Будучи самым «общим» свойством нашей психики, темперамент проявляет себя во всём – в мышлении, поведении, деятельности. Так,музыкальныепсихологи, анализируя творчество композитора, могут сказать, каким темпераментом он обладал: сравните например, симфонии холерика Л.Бетховена с их интонациями песен Французской революции, постоянно сталкивающимися друг с другом темами – и тонкие, ирреальные миниатюры меланхолика А.Лядова, уводящие в какой-то «затерянный» вымышленный мир собственнойдуши.

(Слайд № 12)

Как всё, что даётся от природы, темперамент нейтрален – нет темпераментов «хороших» и «плохих». Можно лишь говорить о целесообразности в той или иной деятельности – скажем, флегматику или меланхолику тяжело будет на такой работе, где требуетсябыстрая реакция. Каждый темперамент имеет свои подводные камни (холерики легко наживают врагов, сангвиники часто не доводят дело доконца) – но есть и достоинства. Среди представителей всех темпераментов есть великие люди: холерики – А.С.Пушкин, М.В.Ломоносов, сангвиниками были Н.А.Римский-Корсаков, Наполеон, флегматиками – И.Кант, М.И.Кутузов, меланхоликами – Н.В.Гоголь, П.И Чайковский…



Студенты предлагают различные ответы.

Идет обсуждение.






Студенты предлагают различные ответы.

Идет обсуждение.

.













Студенты записывают определение темперамента)











Студенты

зарисовывают схему: Типы нервной системы по И.Павлову»

Сообщения студентов: «Типы темпераментов: меланхолик, сангвиник, холерик, флегматик»

Приложение №3


Практический блок

20 мин.

-способствует развитию умения самостоятельно работать с компьютером, дополнительной литературой, анализировать сопоставлять, делать выводы

Задание1.

А теперь попробуйте определить, представителем какого темперамента являетесь Вы? А ваш сосед по парте?

Задание 2.

Не стоит пытаться определить темперамент по внешним проявлениям: поведение человека диктуется не только темпераментом, но и многим другим (воспитанием, обстоятельствами и прочим) – надёжнее делать это с помощью специальных тестов. Но определить стоит: зная свой темперамент, вы сможете объективно оценить его сильные и слабые стороны. Предлагаю Вам пройти компьютерное тестирование.

http://temperaments.org/tests/temperament/uznajte-svoy-temperament.html

Задание 3. А теперь сравните полученные результаты.

Стоит учесть, что ярко выраженные типы темперамента встречаются редко. Как правило, в человеке присутствуют черты как минимум двух. Причем в разные периоды жизни может ярче проявляться то один тип, то другой.

Скажите, как вы считаете: какой темперамент лучше?

А послушайте ещё одну древнюю притчу.

Жило-было одно племя. Однажды ночью на них, тихо подкравшись, напали соседи. И перебили бы они всех спящими, если бы первым от шороха не проснулся самый возбудимый и чувствительный – ХОЛЕРИК. Он быстро вскочил, не одеваясь и без оружия, бросился на врага. Конечно, он был убит и, причем очень быстро.

Но услышав, как убежал холерик, проснулся тоже чувствительный, но более адекватный САНГВИНИК. Он понял, что произошло, быстро схватил дубину (быстрая реакция – подумал о необходимости оружия) и побежал сражаться. Он сражался более продолжительное время, нежели холерик, но из-за явного преимущества противника также был убит.

Пока сражался сангвиник, проснулся ФЛЕГМАТИК. Он разбудил своих соплеменников, они оделись, вооружились и включились в борьбу. Сражение продолжалось долго, но из-за малой численности почти все были уничтожены …

Но помните, что человек велик и совершенен… человек способен бороться и побеждать… и даже с природой он осмеливается вступить в борьбу. Стремление дойти до поставленной цели может быть очень сильным, и каждый из нас может вопреки всему выбирать свой путь!

И племя вымерло бы совсем, если бы за камень не спрятался и благодаря этому не выжил бы МЕЛАНХОЛИК.Языком образов данная притча говорит нам, что в каждом из темпераментов есть положительные качества, свои преимущества. Их надо уметь видеть и использовать для пользы дела. Исходя из своей природы, человек может достигнуть определенных высот в том деле, которым занимается.

Господь всех нас создал разными, чтобы мы существовали согласно отведенной нам роли. Одних он сотворил как ноги - для того, чтобы они двигались, направляли, работали, как энергичные холерики. Других как мозг - чтобы они глубоко думали, чувствовали, писали, как идеальные меланхолики, Третьих он сделал руками - для того, чтобы они обслуживали, утешали, успокаивали, как миролюбивые флегматики.И в конце концов, некоторых он сделал ртом, чтобы они говорили, обучали, ободряли, как популярные сангвиники.

Бог мог сотворить всех нас популярными сангвиниками. Нам всем было бы очень весело, но только на этом далеко бы мы не зашли. Он мог сотворить всех идеальными меланхоликами. Мы всё прекрасно организовали и упорядочили бы, но не были бы слишком веселыми. Он мог бы сотворить всех энергичными холериками, все были бы руководителями, но не было бы кем руководить. Мы все могли бы быть миролюбивыми флегматиками. На нашей земле всегда царил бы сплошной мир и покой, но мы не слишком были бы воодушевлены такой жизнью.

Для полноценного функционирования тела нужны все его члены: все типы темпераментов.

Студенты по описаниям типов темперамента (Приложение №3) определяют свой тип темперамента, записывают в тетрадь.



Студенты определяют свой тип темперамента на компьютере с помощью специального теста, результат записывают в тетрадь.

Студенты размышляют.


































Теоретический блок

5 мин

-Способствует повышению интереса к психологии;

-расширяет кругозор;

А что же такое характер?(слайд № 13)

Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях рассматривают эти понятия как тождественные. В мировой психологической науке существует четыре точки зрения на соотношение между собой этих двух понятий: (слайд № 14)

  1. Отождествление характера и темперамента (Э. Кречмер, А. Ружицкий).

  2. Противопоставление характера и темперамента, подчеркивание антагонизма между ними (П. Викторов, В. Вирениус).

  3. Признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью (С. Рубинштейн, С. Городецкий).

  4. Признание темперамента природной основой характера (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев).

В известном смысле все эти четыре представления не лишены основания. Общим и для характера, и для темперамента является зависимость от физиологических особенностей человека, в том числе и от врожденных факторов. Темперамент существенно теснее связан со свойствами нервной системы, но и на формирование характера эти особенности тоже влияют, хотя бы и за счет влияния темперамента.

Черты характера возникают тогда, кода темперамент уже достаточно развит (примерно в 4-5 лет). Уже по этой причине отождествлять характер и темперамент не стоит. С другой стороны, понятно, что именно темперамент сказывается на формировании характера, а не наоборот.

Темперамент определяет в характере такие, например, черты:

  • уравновешенность,

  • приспособляемость,

  • поведенческая подвижность или инертность,

  • отношение к новому,

  • трудолюбие.

Однако темперамент не предопределяет характер в полной мере. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента лишь могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера. В конце концов количество типов темперамента небольшое (обычно выделяют четыре или около четырех), а типов характера значительно больше.

Темперамент тоже не является чем-то совершенно стабильным, полностью зависящим лишь от генетических факторов. Подобно тому, как человек может похудеть или наоборот поправиться, накачать мышцы или одряхлеть, заболеть и выздороветь, темперамент тоже меняется. Что интересно, на изменение темперамента оказывает влияние и характер тоже.

Если какой-либо человек, например, любит свою работу, то новые производственные задачи вызывают у него радостное оживление. Если наоборот не любит и даже ненавидит свою работу, то новые задачи вызывают раздражение, скуку, подавленность или даже ярость. Систематическое пребывание в определенных функциональных состояниях способно повлиять на особенности нервной системы. Так хроническая подавленность может из сильной нервной системы сделать слабую.

Таким образом, особенности темперамента и характера органически связаны между собой, и эта связь где-то весьма элементарна и наглядна, а где-то очень тонкая. При этом, переплетение многих особенностей характера и темперамента во многом определяет индивидуальное лицо человека, его личность.

Выделяют 4 группы черт характера: (педагог называет группу, а студенты самостоятельно пытаются назвать черты характера, входящие в эту группу, после чего педагог открывает слайд для проверки ответов) (слайды № 15,16,17,18)

  • Отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу;

  • Черты, показывающие отношение человека к труду, к своему делу;

  • Черты, показывающие отношение человека к труду, к своему делу;

  • Черты, характеризующие отношение человека к вещам;

(Педагог раздает бонусы за правильные ответы)

Характер не является врожденным - он формируется, развивается и меняется на протяжении всей жизнедеятельности человека. Характер человека очень во многом связан с социальной средой, отношениями с этой средой. Можно утверждать, что характер человека - всегда продукт общества и общественных отношений. Разные времена - разные характеры.

Недаром, народная мудрость гласит:

«Посей поступок и пожнешь привычку,

Посей привычку и пожнешь характер,

Посей характер и пожнешь судьбу». (слайд 19)

Студенты записывают определение характера











































Ответы студентов:


Блок обобщения

10мин

способствует развитию умения анализировать, делать выводы

Фронтальный опрос в виде проблемных вопросов:

Мы научились определять типы темперамента, узнали все их достоинства и недостатки.

А теперь ответьте, пожалуйста, на два вопроса:

  1. Зачем нам знать, какой тип темперамента у нас, наших детей, коллег, пациентов и т. д?Для чего нужно знать о типах темперамента?

  2. Сможете ли вы, зная о недостатках своего темперамента, изменить себя, свой характер?


Студенты записывают свои размышления в тетрадь, затем отвечают устно:

  1. Интересно познать себя, свои отличия от других.

  2. Профессиональная пригодность.

  3. дифференцированный подход к видам заданий для разных студентов, работников, к их совместимости и возможностям объединять в группы.

4.В рабочем коллективе важно учитывать особенности и скорость работы разных сотрудников, чтобы грамотно планировать и распределять обязанности.

Характер нужно воспитывать!


Закрепление знаний

15мин

- развивает умения выстраивать алгоритм действия;

Тест «Определение типов темперамента:(Приложение 4) (Слайд № 20)

Ответьте, к какому типу темперамента относятся следующие характеристики

Проверим правильность ответов: за каждый правильный ответ - 1 балл. (Слайд № 21)

Выполняют в тетради.


Студенты подсчитывают баллы.

Подведение итогов

10 мин.


Подсчет баллов за теоретическую и практическую части.

Анализ итогов, раздача преподавателем бонусов за активную работу на уроке, выставление оценок.

Баллы подсчитывают самостоятельно.

Самостоятельная работа - домашнее задание


5мин


Определить тип темперамента при помощи Теста Айзенка на темперамент (EPQ) http://temperaments.org/tests/temperament/aizenk-epq.html, построить шкалу Айзенка. (слайд № 22)







Приложение№2

Блиц-тест

Тема: «Эмоциональные процессы и состояния»

Вариант 1.

Укажите вариант правильного ответа:

1.Эмоции влияют:

А) на психику

Б)на физиологию

В) на психику и физиологию.

(1 балл)


2.Выберите лишнее по смыслу слово:

А) аффект

Б) стресс

В) фрустрация

Г) психоз

  1. балл)

3.Укажите соответствие:

А) Психологический компонент эмоций включает в себя:

1. мимика, жесты, бегство, борьба

Б) Поведенческий компонент эмоций включает в себя:

2. радость, горе, страх


(2 балла)

А ____. Б _____


4.Вставьте пропущенное слово:

_____________________— это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.

(1 балл)


Эталоны ответов

1.В

2. Г

3. А -2, Б -1

4.Чувства

Итого: 5 баллов


Тема: «Эмоциональные процессы и состояния»

Вариант 2.

Укажите вариант правильного ответа:

1.Эмоции включают в себя компоненты:

А) Физиологический

Б) Психологический

В) Поведенческий

Г) Все ответы верны

(1 балл)


2: Страх, гнев, радость относятся к:

А) установкам

Б) эмоциям

В) чувствам

Г) способностям

(1 балл)


3.Укажите соответствие:

А) Самые сильные, но кратковременные эмоции

1.аффект

Б) Глубинные и устойчивые эмоции

2.чувства


(2 балла)

А ____. Б _____

4.Вставьте пропущенное слово:

_____________________ - это субъективные реакции человека на воздействия внешних и внутренних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия.

(1 балл)


Эталоны ответов

1.Г

2. Б

3. А -1, Б -2

4.Эмоции

Итого: 5 баллов




Приложение№3

Типы темперамента и их психологическая характеристика

Сообщения студентов

Меланхолик

Слабый тип – меланхолик. Вспомним для начала незабвенного Пьеро из «Золотого ключика» – вот самый что ни на есть типичный меланхолик. Такая нервная система неспособна к длительному сильному напряжению. Эмоции внешне выражаются слабо, но отличаются силой и глубиной. Такие люди ранимы, чувствительны к обидам и похвалам, с трудом приспосабливаются к новой обстановке и новым людям. По словам И.Павлова, такой человек способен достигать высоких результатов «в оранжерейных условиях» – в реальности же «оранжерейные условия» встречаются достаточно редко… некоторые исследователи даже считают, что изначально такого темперамента не было – ведь в условиях первобытного общества такой человек был попросту нежизнеспособен!

Впрочем, есть и противоположная точка зрения: в первобытной «стае» меланхолики тоже имели свою нишу в качестве… пищевого НЗ. В самом деле – кого ещё есть, если не удалось убить мамонта – холерика съесть не так-то просто (сам кого угодно съест!). Впрочем, меланхоликов с успехом «едят» и в наше время (если вернуться к сказке про Буратино – то поставленный Карабасом-Барабасом спектакль, в котором Пьеро получает 22 подзатыльника, вполне адекватно отражает положение меланхолика)…

Меланхолик — человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям. Если же раздражитель сильный, то может случиться «срыв», «стопор», появится растерянность, «стресс кролика», поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования, опасность и т. п.) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрой утомляемости и падению работоспособности (требуется более длительный отдых).

Незначительный повод способен вызвать обиду, слезы. Настроение очень изменчиво, но обычно меланхолик старается скрыть, не проявлять внешне свои чувства, не рассказывает о своих переживаниях, хотя очень склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, неуверен в себе, тревожен, у него могут возникнуть невротические расстройства. Однако, обладая высокой чувствительностью нервной системы, такие люди часто имеют выраженные художественные и интеллектуальные способности.

Сангвиник

В сказке о «Золотом ключике» –есть ярчайший пример и другого темперамента – сангвинического. Это Буратино: жизнерадостный, легко сходящийся с людьми (и выбивающийся в лидеры!), так же легко переживающий неудачи, легко увлекающийся – и так же быстро переключающийся на что-то другое (неустойчив). Такие люди не склонны долго помнить обиды, быстро адаптируются к чему-то новому.Сангвиник — человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой; обладает быстрой скоростью реакции; его поступки обдуманны; он жизнерадостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностямжизни. Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую приспособляемость к новым условиям. Это общительный человек, легко сходится с новыми людьми, и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя он и не отличается постоянством в общении и привязанностях.

Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, т. е. при постоянном возбуждении, в противном случае он становится скучным, вялым, отвлекается. В стрессовой ситуации проявляет «реакцию льва», т. е. активно, обдуманно защищает себя, борется за нормализацию обстановки.

Холерик

Холерик – человек возбудимый, порывистый, склонный действовать быстро. За дело берётся со страстью и подъёмом – но практически не способен долго выполнять какую-то работу (особенно если она однообразна, требует сосредоточенности и усидчивости). В общении с людьми холерики нередко бывают вспыльчивы и резки, «заводятся с пол-оборота», тем самым провоцируя конфликты. Яркий пример холерика в литературе – д’Артаньян. Холерик — это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя сдержать, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу.

Появляются раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость («все валится из рук»). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии обусловливает неровность поведения и самочувствия, повышенную подверженность появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.

Флегматик

Полная противоположность – флегматик: психические процессы протекают медленно, и в ряде случаев это может мешать (про таких говорят – «доходит, как до утки на девятые сутки»), но уж если «дошло» – значит, усвоил основательно и прочно. Флегматик никогда не покажет мгновенного результата – ему надо дать время (поэтому, например, они не годятся для открытых уроков и мастер-классов), с трудом адаптируются к меняющейся обстановке – зато им нет равных, когда надо выполнять длительную однообразную работу, требующую терпения и продуманности. Пример литературного героя-флегматика – Пьер Безухов.

Флегматик — человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой. Вследствие этого реагирует медленно; неразговорчив; эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить); обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное; не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, трудно и медленно приспосабливается к новым условиям. Настроение стабильное, ровное. При серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.






Приложение 4

Блиц-тест «Определение типов темперамента»

Ответьте, к какому типу темперамента относятся следующие характеристики:

1. Замкнут, трудно сближается с людьми

2. Говорит быстро, многословен, общителен

3. Движения экономны

4. Тихая неуверенная речь

5. Быстро и легко переключает внимание

6. Берется за дело быстро, энергично

7. Осторожные робкие движения

8. Много лишних движений

9. Легко «взрывается»

10. Легко раним.


Ответы-эталоны


1. Меланхолик

2. Сангвиник

3. Флегматик

4. Меланхолик

5. Сангвиник

6. Холерик

7. Меланхолик

8. Сангвиник

9. Холерик

10. Меланхолик


Каждый правильный ответ – 1 балл, всего 10 баллов.


Приложение4

Оценочный лист.


п/п

Фамилии студента

Задание 1

(5 баллов)


Фронтальный устный опрос 1

(кол-во бонусов -10)

Фронтальный устный опрос 2

(кол-во бонусов -5)

Задание 2

(10 баллов)

Количество баллов

Максимально – 30 баллов)

Оценка

1.








2.









Критерии оценки:

­ Оценка «отлично» - (27-30 баллов);

­ Оценка «хорошо» - (24-26 баллов);

­ Оценка «удовлетворительно» - (15-23 баллов)

­ Менее 14 баллов – оценка «неудовлетворительно».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!