СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация Темперамент и характер как свойства личности

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по дисциплине "Психология личности и профессиональное самоопределение" на тему "Темперамент и характер как свойства личности"

Просмотр содержимого документа
«Презентация Темперамент и характер как свойства личности»

Урок на тему: «Темперамент и характер как свойства личности» ОГСЭ.06 Психология личности и профессиональное самоопределение      Разработала: преподаватель психологических дисциплин Жевнер Оксана Владимировна    29 марта 2023 г.

Урок на тему:

«Темперамент и характер как свойства личности»

ОГСЭ.06 Психология личности и профессиональное самоопределение

Разработала: преподаватель психологических дисциплин

Жевнер Оксана Владимировна

29 марта 2023 г.

Цель урока: Дать общие понятия о темпераменте, изучить его психологические характеристики; Научить обучающихся определять и учитывать индивидуальные особенности темперамента; Содействовать развитию потребности использования в своей профессиональной деятельности принципа «Знать и уметь». Задачи: Рассмотреть понятие о психических свойствах, о темпераменте. Ознакомиться с психологической структуры личности. Изучить виды психических свойств личности. Развивать умение анализировать и классифицировать факты, делать обобщенные выводы, воспитывать желание применять теоретические знания на практике. Оборудование: проектор, текст методики по одной на каждого студента в группе, рисунки для определения типов темперамента, бланки с заданиями для самостоятельной работы.

Цель урока:

  • Дать общие понятия о темпераменте, изучить его психологические характеристики;
  • Научить обучающихся определять и учитывать индивидуальные особенности темперамента;
  • Содействовать развитию потребности использования в своей профессиональной деятельности принципа «Знать и уметь».

Задачи:

  • Рассмотреть понятие о психических свойствах, о темпераменте.
  • Ознакомиться с психологической структуры личности.
  • Изучить виды психических свойств личности.
  • Развивать умение анализировать и классифицировать факты, делать обобщенные выводы, воспитывать желание применять теоретические знания на практике.

Оборудование: проектор, текст методики по одной на каждого студента в группе, рисунки для определения типов темперамента, бланки с заданиями для самостоятельной работы.

 Цитата:   «В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни - меланхоликом, относительно влечений, глубоко затрагивающих наши интересы, - холериком, и, наконец, в исполнении решений – флегматиком».  Вильгельм Вундт

Цитата:

«В будничных радостях и горестях жизни нужно быть сангвиником, в важных событиях жизни - меланхоликом, относительно влечений, глубоко затрагивающих наши интересы, - холериком, и, наконец, в исполнении решений – флегматиком».

Вильгельм Вундт

 Темперамент и характер как свойства личности Мы разберем на этом занятии общие понятия темперамента, его физиологическую основу, а так же рассмотрим психологические характеристики темпераментов. Очень часто мы, в отношении какого либо человека, употребляем такое понятие как темперамент для определения человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление понятия, потеряла бы смысл. Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает это понятие? Слово

Темперамент и характер как свойства личности

Мы разберем на этом занятии общие понятия темперамента, его физиологическую основу, а так же рассмотрим психологические характеристики темпераментов.

Очень часто мы, в отношении какого либо человека, употребляем такое понятие как темперамент для определения человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление понятия, потеряла бы смысл.

Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает это понятие?

Слово "темперамент", употребляется нами постоянно и повсеместно, оно нужно и свою роль выполняет. В повседневном общении в него вкладывается достаточно определенный смысл и с его помощью достигается взаимопонимание.

Титульный слайд.

Повторение изученного, активизация знаний

Повторение изученного, активизация знаний

Психологические свойства личности  - это индивидуальные особенности психической деятельности конкретного человека, особенности его психического состояния, его межличностных и личностно-социальных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психического развития. Фундаментом всей психологической структуры личности и ее содержания являются ее психические свойства: направленность, темперамент, характер и способности.

Психологические свойства личности

- это индивидуальные особенности психической деятельности конкретного человека, особенности его психического состояния, его межличностных и личностно-социальных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психического развития.

Фундаментом всей психологической структуры личности и ее содержания являются ее психические свойства:

направленность, темперамент,

характер и способности.

1 Направленность личности   – это такое психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности.

1

Направленность личности

  – это такое психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности.

2  Характер   – это психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношениях к окружающему миру, труду, другим людям, самому себе.  Характер представляет собой совокупность сравнительно устойчивых и постоянно проявляющихся черт и качеств личности (волевых, эмоциональных, интеллектуальных ), которые обусловливают особенности ее индивидуального и социального поведения и взаимодействия с другими людьми.  

2

Характер   – это психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношениях к окружающему миру, труду, другим людям,

самому себе.

Характер представляет собой совокупность сравнительно устойчивых и постоянно проявляющихся черт и качеств личности (волевых, эмоциональных, интеллектуальных ), которые обусловливают особенности ее индивидуального и социального поведения и взаимодействия с другими людьми.

 

Формирование характера  Основную роль в формировании и развития характера ребенка играет его общение с окружающими людьми.  Сенситивным периодом жизни для становления характера можно считать возраст от 2—3 до 9—10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками, открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем.

Формирование

характера

Основную роль в формировании и

развития характера ребенка играет

его общение с окружающими людьми.

Сенситивным периодом жизни для становления характера можно считать возраст от 2—3 до 9—10 лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками, открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем.

 Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребенка, способ обращения с ним самим весьма важны для становления характера. Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, но и а также противоположные им качества: эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде — трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, другие «деловые» качества, — складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда.

Стиль общения взрослых друг с другом на глазах у ребенка, способ обращения с ним самим весьма важны для становления характера. Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, но и а также противоположные им качества: эгоистичность, черствость, безразличие к людям.

Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде — трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, другие «деловые» качества, — складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда.

 Кроме того, с возрастом все большую  роль играет самовоспитание, однако оно обусловлено соответствующей мотивацией - потребность самовоспитания прежде всего должна быть осознана.  Характер не только формируется в деятельности и общении, но и сам влияет, обусловливает осуществление разных видов деятельности и процессы общения.

Кроме того, с возрастом все большую

роль играет самовоспитание, однако

оно обусловлено соответствующей мотивацией - потребность самовоспитания прежде всего должна быть осознана.

Характер не только формируется в деятельности и общении, но и сам влияет, обусловливает осуществление разных видов деятельности и процессы общения.

В структуре характера выделяют содержание  и форму .  Содержание характера человека определяется условиями жизни и воспитания.   Поступки человека всегда мотивированы, на что-то или на кого-то направлены. Но  формы намерения, стремления могут быть разными.  Это зависит и от обстоятельств, ситуаций, в которых находится человек, и от особенностей его характера. В структуре характера выделяют такие компоненты:  1) направленность; 2) убеждения; 3) умственные черты; 4) эмоции; 5) воля; 6) темперамент ; 7) полнота; 8) целостность; 9) определенность; 10) сила.

В структуре характера выделяют содержание и формуСодержание характера человека определяется условиями жизни и воспитания. 

Поступки человека всегда мотивированы, на что-то или на кого-то направлены.

Но  формы намерения, стремления могут быть разными.  Это зависит и от обстоятельств, ситуаций, в которых находится человек, и от особенностей его характера.

В структуре характера

выделяют такие компоненты:

1) направленность;

2) убеждения;

3) умственные черты;

4) эмоции;

5) воля;

6) темперамент ;

7) полнота;

8) целостность;

9) определенность;

10) сила.

«Тот счастлив, кто живёт в условиях,  соответствующих его темпераменту,  но тот более совершенен,  кто умеет приспосабливать свой  темперамент к любым условиям».  Дэвид Юм      Темперамент идет впереди мысли. Это плохо.  Надо поставить мысль впереди темперамента.  К.С.Станиславский

«Тот счастлив, кто живёт в условиях,

соответствующих его темпераменту,

но тот более совершенен,

кто умеет приспосабливать свой

темперамент к любым условиям».

Дэвид Юм

 

   Темперамент идет впереди мысли. Это плохо.

Надо поставить мысль впереди темперамента.

К.С.Станиславский

3 Темперамент Temperamentum (лат.) – соразмерность, правильная мера.  Известный отечественный психолог B.C. Мерлин дает образное сравнение роли темперамента в динамике психической деятельности: “Представьте себе 2 реки – одну спокойную, равнинную, другую – стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызг. Течение второй – полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит, клокочет и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены...

3

Темперамент

Temperamentum (лат.) – соразмерность, правильная мера.

Известный отечественный психолог B.C. Мерлин дает образное сравнение роли темперамента в динамике психической деятельности: “Представьте себе 2 реки – одну спокойную, равнинную, другую – стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепительных брызг. Течение второй – полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит, клокочет и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены...

Понятие «темперамент» Темперамент - индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его поведения и психических процессов. Является нервной структурой человека, заложенной от рождения. Темперамент преобразуется в процессе формирования характера, а свойства темперамента переходят в черты характера.  От темперамента зависит : - Скорость возникновения психических процессов и их устойчивость (например, скорость восприятия, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т. п.); - Темп и ритм деятельности и поведения; - Интенсивность психических процессов.  Но от темперамента не зависят : - Интересы и увлечения; - Социальные установки; - Моральная воспитанность личности. Понятие «темперамент». Определение.

Понятие «темперамент»

Темперамент - индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его поведения и психических процессов. Является нервной структурой человека, заложенной от рождения. Темперамент преобразуется в процессе формирования характера, а свойства темперамента переходят в черты характера.

От темперамента зависит :

- Скорость возникновения психических процессов и их устойчивость (например, скорость восприятия, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т. п.);

- Темп и ритм деятельности и поведения;

- Интенсивность психических процессов.

Но от темперамента не зависят :

- Интересы и увлечения;

- Социальные установки;

- Моральная воспитанность личности.

Понятие «темперамент». Определение.

Рубрика «Давайте познакомимся!» Гиппократ - древнегреческий целитель, врач и философ. Вошёл в историю как «отец медицины», в его роду было 17 поколений врачей. С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача.  Клятва Гиппократа содержит основополагающие принципы, которыми должен руководствоваться врач в своей практической деятельности. Произнесение клятвы (которая на протяжении веков значительно видоизменялась) при получении врачебного диплома стало традицией.

Рубрика «Давайте познакомимся!»

Гиппократ - древнегреческий целитель, врач и философ.

Вошёл в историю как «отец медицины», в его роду было 17 поколений врачей.

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. 

Клятва Гиппократа содержит основополагающие принципы, которыми должен руководствоваться врач в своей практической деятельности. Произнесение клятвы (которая на протяжении веков значительно видоизменялась) при получении врачебного диплома стало традицией.

Древнее описание темперамента принадлежит «отцу» медицины Гиппократу. Именно он первым попытался выяснить , чем обусловлены индивидуальные различия в поведении людей . Он и его последователь Гален (древнеримский врач , 130 — 200 pp. н.э.) пришли к выводу, что эти различия обусловлены разным соотношением основных видов жидкостей в организме человека. Если преобладает кровь — человек ведет себя, как сангвиник, слизь — флегматик, желтая желчь  — холерик, черная желчь — меланхолик. Оптимальное соотношение этих жидкостей определяет здоровье, тогда как непропорциональное является источником различных заболеваний.

Древнее описание темперамента принадлежит «отцу» медицины Гиппократу.

Именно он первым попытался выяснить , чем обусловлены индивидуальные различия в поведении людей .

Он и его последователь Гален (древнеримский врач , 130 — 200 pp. н.э.) пришли к выводу, что эти различия обусловлены разным соотношением основных видов жидкостей в организме человека.

Если преобладает кровь — человек ведет себя, как сангвиник, слизь — флегматик, желтая желчь  — холерик, черная желчь — меланхолик.

Оптимальное соотношение этих жидкостей определяет здоровье, тогда как непропорциональное является источником различных заболеваний.

Рубрика «Давайте познакомимся!» Иван Петрович Павлов (1849-1936) – выдающийся учёный, физиолог, основатель физиологической школы, первый россиянин, удостоенный Нобелевской премии.  Его главные достижения - открытие условного рефлекса и создание науки о высшей нервной деятельности.  В течение своей многолетней научной деятельности совершил открытия в области физиологии кровообращения, пищеварения и высшей нервной деятельности.

Рубрика «Давайте познакомимся!»

Иван Петрович Павлов (1849-1936)

выдающийся учёный, физиолог, основатель физиологической школы, первый россиянин, удостоенный Нобелевской премии.

Его главные достижения - открытие условного рефлекса и создание науки о высшей нервной деятельности.

В течение своей многолетней научной деятельности совершил открытия в области физиологии кровообращения, пищеварения

и высшей нервной деятельности.

Физиологические основы темперамента И.П Павлов доказал, что физиологической основой темперамента является  тип высшей нервной деятельности .  Темперамент составляет основу формирования и развития характера; относится к биологически-обусловленным индивидуальным различиям как человека, так и животных. Физиологические основы темпераменты. Тип высшей нервной деятельности.

Физиологические основы темперамента

И.П Павлов доказал, что физиологической основой темперамента является  тип высшей нервной деятельности .

Темперамент составляет основу формирования и развития характера; относится к биологически-обусловленным индивидуальным различиям как человека, так и животных.

Физиологические основы темпераменты. Тип высшей нервной деятельности.

И. П. Павловым были выявлены три основных свойства нервных процессов – сила, уравновешенность и подвижность. Различные их комбинации образуют четыре типа высшей нервной деятельности, лежащих в основе четырех темпераментов.   Физиологические основы темпераменты. Свойства нервных процессов.

И. П. Павловым были выявлены три основных свойства нервных процессов – сила, уравновешенность и подвижность. Различные их комбинации образуют четыре типа высшей нервной деятельности, лежащих в основе четырех темпераментов.  

Физиологические основы темпераменты. Свойства нервных процессов.

И.П. Павлов выделил 4 чётко очерченных  типа высшей нервной деятельности , то есть определённых комплексов основных свойств нервных процессов, которые он сопоставил с типами темперамента по Гиппократу: слабый тип характеризуется слабостью как возбудимого, так и тормозного процессов — соответствует гиппократовскому меланхолику; сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно слабым процессом торможения — соответствует холерику, «безудержному» типу. Физиологические основы темперамента. Виды типов высшей нервной деятельности.

И.П. Павлов выделил 4 чётко очерченных  типа высшей нервной деятельности , то есть определённых комплексов основных свойств нервных процессов, которые он сопоставил с типами темперамента по Гиппократу:

слабый тип характеризуется слабостью как возбудимого, так и тормозного процессов — соответствует гиппократовскому меланхолику;

сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно слабым процессом торможения — соответствует холерику, «безудержному» типу.

Физиологические основы темперамента. Виды типов высшей нервной деятельности.

Сильный уравновешенный подвижный тип   — соответствует сангвинику, «живому» типу;  сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами   — соответствует флегматику, «спокойному» типу. Физиологические основы темперамента. Виды типов высшей нервной деятельности.  Темперамент как прирожденный конституциональный вид нервной деятельности —  генотип , под разнообразными влияниями окружающей среды превращается в  фенотип .

Сильный уравновешенный подвижный тип   — соответствует сангвинику, «живому» типу;

сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами   — соответствует флегматику, «спокойному» типу.

Физиологические основы темперамента. Виды типов высшей нервной деятельности.

Темперамент как прирожденный конституциональный вид нервной деятельности —  генотип , под разнообразными влияниями окружающей среды превращается в  фенотип .

Психологические характеристики и свойства   Холерик  - это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает затормозить, сдержаться, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность.  Психологические характеристики и свойства. Холерик.

Психологические характеристики и свойства

Холерик - это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает затормозить, сдержаться, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность.

Психологические характеристики и свойства. Холерик.

Психологические характеристики и свойства Холерик  - это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает затормозить, сдержаться, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность.  Рекомендуемые профессии:  электрик, артист, строитель, электросварщик, слесарь, менеджер, хирург, тренер, повар, текстильщица, художник, телерепортер, товаровед, артист, журналист.  Обладает вербальными способностями. Избирает задачи, позволяющие ему проявить свою энергию, энтузиазм, импульсивность, любовь к приключениям. Психологические характеристики и свойства. Холерик.

Психологические характеристики и свойства

Холерик - это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает затормозить, сдержаться, проявляет нетерпение, порывистость, резкость движений, вспыльчивость, необузданность, несдержанность.

Рекомендуемые профессии:

электрик, артист, строитель, электросварщик, слесарь, менеджер, хирург, тренер, повар, текстильщица, художник, телерепортер, товаровед, артист, журналист.

Обладает вербальными способностями. Избирает задачи, позволяющие ему проявить свою энергию, энтузиазм, импульсивность, любовь к приключениям.

Психологические характеристики и свойства. Холерик.

Холерик Алекса́ндр Серге́евич Пу́шкин  (1799 - 1837) Суворов Александр Васильевич  (1730 - 1800)

Холерик

Алекса́ндр Серге́евич Пу́шкин

(1799 - 1837)

Суворов Александр Васильевич

(1730 - 1800)

Психологические характеристики и свойства Сангвиник  - человек сильный, уравновешенный, подвижный, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизне­радостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни.  Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую при­способляемость к новым условиям .  Психологические характеристики и свойства. Сангвиник.

Психологические характеристики и свойства

Сангвиник - человек сильный, уравновешенный, подвижный, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизне­радостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни.

Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую при­способляемость к новым условиям .

Психологические характеристики и свойства. Сангвиник.

Психологические характеристики и свойства Сангвиник  - человек сильный, уравновешенный, подвижный, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизне­радостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни.  Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую при­способляемость к новым условиям .  Психологические характеристики и свойства. Сангвиник. Рекомендуемые профессии: менеджер, учитель, врач, мед.сестра, психолог, воспитатель, организатор, продавец, официант, инженер-технолог и др

Психологические характеристики и свойства

Сангвиник - человек сильный, уравновешенный, подвижный, обладает быстрой скоростью реакции, его поступки обдуманны, жизне­радостен, благодаря чему его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни.

Подвижность его нервной системы обусловливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов, высокую при­способляемость к новым условиям .

Психологические характеристики и свойства. Сангвиник.

Рекомендуемые профессии:

менеджер, учитель, врач, мед.сестра, психолог, воспитатель, организатор, продавец, официант, инженер-технолог и др

Сангвиник Лермонтов Михаил Юрьевич  (1814 -1841) Петр Первый  (1672 – 1725)

Сангвиник

Лермонтов Михаил Юрьевич

(1814 -1841)

Петр Первый

(1672 – 1725)

Психологические характеристики и свойства Флегматик -  человек сильный, уравновешенный, но инертный, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявля­ются замедленно. обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжитель­ным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Психологические характеристики и свойства. Флегматик.

Психологические характеристики и свойства

Флегматик - человек сильный, уравновешенный, но инертный, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявля­ются замедленно. обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжитель­ным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях.

Психологические характеристики и свойства. Флегматик.

Психологические характеристики и свойства Флегматик -  человек сильный, уравновешенный, но инертный, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявля­ются замедленно. обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжитель­ным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Рекомендуемые профессии:  машинопись, бухгалтерия, экономика, механик, электрик, инженер, агроном, водитель, научные – ботаник, астроном, физик, математик. Психологические характеристики и свойства. Флегматик.

Психологические характеристики и свойства

Флегматик - человек сильный, уравновешенный, но инертный, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявля­ются замедленно. обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжитель­ным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях.

Рекомендуемые профессии:

машинопись, бухгалтерия, экономика, механик, электрик, инженер, агроном, водитель,

научные – ботаник, астроном, физик, математик.

Психологические характеристики и свойства. Флегматик.

Флегматик Михаил Илларионович Кутузов  (1745 – 1813) Иван Андреевич Крылов  (1769 -1844)

Флегматик

Михаил Илларионович Кутузов

(1745 – 1813)

Иван Андреевич Крылов

(1769 -1844)

Психологические характеристики и свойства Меланхолик  -  человек слабый, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздра­житель уже может вызвать «срыв», поэтому в стрессовых ситуациях результаты деятельности меланхолика могут ухудшиться по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности.  Психологические характеристики и свойства. Меланхолик.

Психологические характеристики и свойства

Меланхолик -  человек слабый, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздра­житель уже может вызвать «срыв», поэтому в стрессовых ситуациях результаты деятельности меланхолика могут ухудшиться по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности.

Психологические характеристики и свойства. Меланхолик.

Психологические характеристики и свойства Меланхолик  -  человек слабый, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздра­житель уже может вызвать «срыв», поэтому в стрессовых ситуациях результаты деятельности меланхолика могут ухудшиться по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности.  Рекомендуемые профессии:  педагоги, деятели искусства, художник, швея-модельер, маляр, копировщик рисунков, композитор, писатель, геолог, ветеринарный врач, агроном, зоотехник, бухгалтер, токарь, машинопись, автослесарь, слесарь, радиомеханик. Склонность к творчеству, практическому труду, наблюдательности. Психологические характеристики и свойства. Меланхолик.

Психологические характеристики и свойства

Меланхолик -  человек слабый, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям, а сильный раздра­житель уже может вызвать «срыв», поэтому в стрессовых ситуациях результаты деятельности меланхолика могут ухудшиться по сравнению со спокойной привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению и падению работоспособности.

Рекомендуемые профессии:

педагоги, деятели искусства, художник, швея-модельер, маляр, копировщик рисунков, композитор, писатель, геолог, ветеринарный врач, агроном, зоотехник, бухгалтер, токарь, машинопись, автослесарь, слесарь, радиомеханик.

Склонность к творчеству, практическому труду, наблюдательности.

Психологические характеристики и свойства. Меланхолик.

Меланхолик  Гоголь Николай Васильевич  (1809 — 1852)

Меланхолик

  • Гоголь
  • Николай Васильевич
  • (1809 — 1852)
Актуализация опорных знаний

Актуализация

опорных знаний

И.П. Павлов определил четыре основных типа нервной системы , близкие к традиционной типологии Гиппократа — Галена :

И.П. Павлов определил четыре основных типа нервной системы , близкие к традиционной типологии Гиппократа — Галена :

Изучение отражения свойств темперамента в характере  Для каждого вида деятельности необходим определённый темперамент. Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности («воины»), сангвиники - для организаторской деятельности («политики»), меланхолики - для творческой деятельности в науке и искусстве («мыслители»), флегматики - для планомерной и плодотворной деятельности («созидатели»). Изучение отражения свойств темперамента и характера. Виды деятельности.

Изучение отражения свойств темперамента в характере

Для каждого вида деятельности необходим определённый темперамент. Можно образно описать, что люди

холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности («воины»),

сангвиники - для организаторской деятельности («политики»),

меланхолики - для творческой деятельности в науке и искусстве («мыслители»),

флегматики - для планомерной и плодотворной деятельности («созидатели»).

Изучение отражения свойств темперамента и характера. Виды деятельности.

Делаем вывод, что темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, характер, мысли, чувства людей. Изучение отражения свойств темперамента в характере. Способы поведения и общения.

Делаем вывод, что темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, характер, мысли, чувства людей.

Изучение отражения свойств темперамента в характере. Способы поведения и общения.

Вопрос №1 Кто доказал, что физиологической основой темперамента является  тип высшей нервной деятельности ?  Гиппократ Павлов Пирогов

Вопрос №1

Кто доказал, что физиологической основой темперамента является  тип высшей нервной деятельности ?

  • Гиппократ
  • Павлов
  • Пирогов
Ответ на вопрос №1 Гиппократ Павлов Пирогов  Иван Петрович Павлов доказал, что физиологической основой темперамента является  тип высшей нервной деятельности.

Ответ на вопрос №1

  • Гиппократ
  • Павлов
  • Пирогов

Иван Петрович Павлов доказал, что физиологической основой темперамента является  тип высшей нервной деятельности.

Вопрос №2 Какому темпераменту подходит данное описание? «Человек сильный, уравновешенный, но инертный, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявля­ются замедленно. обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжитель­ным раздражителям».  Холерик Сангвиник Флегматик

Вопрос №2

Какому темпераменту подходит данное описание?

«Человек сильный, уравновешенный, но инертный, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявля­ются замедленно. обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжитель­ным раздражителям».

  • Холерик
  • Сангвиник
  • Флегматик
Ответ на вопрос №2   Холерик Сангвиник Флегматик Флегматик - человек сильный, уравновешенный, но инертный, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявля­ются замедленно. Обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжитель­ным раздражителям.

Ответ на вопрос №2

  • Холерик
  • Сангвиник
  • Флегматик

Флегматик - человек сильный, уравновешенный, но инертный, вследствие чего реагирует медленно, неразговорчив, эмоции проявля­ются замедленно.

Обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжитель­ным раздражителям.

Вопрос №3 Назовите три основных свойства нервных процессов: Сила, активность, терпимость Подвижность, активность, стрессоустойчивость Сила, уравновешенность, подвижность.

Вопрос №3

Назовите три основных свойства нервных процессов:

  • Сила, активность, терпимость
  • Подвижность, активность, стрессоустойчивость
  • Сила, уравновешенность, подвижность.
Ответ на вопрос №3 Сила, активность, терпимость Подвижность, активность, стрессоустойчивость Сила, уравновешенность, подвижность Сила, уравновешенность, подвижность - три основных свойства нервных процессов.

Ответ на вопрос №3

  • Сила, активность, терпимость
  • Подвижность, активность, стрессоустойчивость
  • Сила, уравновешенность, подвижность

Сила, уравновешенность, подвижность - три основных свойства нервных процессов.

Вопрос №4 О каком понятии идет речь: «темперамент как прирождённый конституциональный вид нервной деятельности —  … » Генотип Фенотип

Вопрос №4

О каком понятии идет речь:

«темперамент как прирождённый конституциональный вид нервной деятельности —  … »

  • Генотип
  • Фенотип
Ответ на вопрос №4 Генотип Фенотип Темперамент как прирождённый конституциональный вид нервной деятельности — генотип.

Ответ на вопрос №4

  • Генотип
  • Фенотип

Темперамент как прирождённый конституциональный вид нервной деятельности — генотип.

Вопрос №5 Какому темпераменту подходит профессии организаторской деятельности и политики? Холерик Меланхолик Холерик Сангвиник

Вопрос №5

Какому темпераменту подходит профессии организаторской деятельности и политики?

  • Холерик
  • Меланхолик
  • Холерик
  • Сангвиник
Ответ на вопрос №5 Холерик Меланхолик Холерик Сангвиник  Можно образно описать, что люди сангвинического темперамента более пригодны - организаторской деятельности и политики.

Ответ на вопрос №5

  • Холерик
  • Меланхолик
  • Холерик
  • Сангвиник

Можно образно описать, что люди сангвинического темперамента более пригодны - организаторской деятельности и политики.

Вопрос  № 6 Кому принадлежит древнее описание темперамента?

Вопрос № 6

Кому принадлежит

древнее описание темперамента?

Ответ на вопрос №6 Древнее описание темперамента принадлежит «отцу» медицины Гиппократу. Именно он первым попытался выяснить , чем обусловлены индивидуальные различия в поведении людей. Он и его последователь Гален (древнеримский врач , 130 — 200 pp. н.э.) пришли к выводу, что эти различия обусловлены разным соотношением основных видов жидкостей в организме человека .

Ответ на вопрос №6

Древнее описание темперамента принадлежит «отцу» медицины Гиппократу.

Именно он первым попытался выяснить , чем обусловлены индивидуальные различия в поведении людей.

Он и его последователь Гален (древнеримский врач , 130 — 200 pp. н.э.) пришли к выводу, что эти различия обусловлены разным соотношением основных видов жидкостей в организме человека .

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ  Следует отметить, что по одному тесту делать окончательные выводы о типе темперамента не стоит. А сейчас, вспомните, в какой позе вы обычно засыпаете?  Есть такая поговорка:

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Следует отметить, что по одному тесту делать окончательные выводы о типе темперамента не стоит.

А сейчас, вспомните, в какой позе вы обычно засыпаете?

Есть такая поговорка:

"На спине спят короли, на боку мудрецы, на животе богачи".

Структура характера. Определение характера.

Оказывается, по позе спящего человека можно определить его темперамент.  Самюэл Данкелл в своей книге

Оказывается, по позе спящего человека можно определить его темперамент.

Самюэл Данкелл в своей книге "Язык спящего тела" указывает на то, что позиция во время сна отражает дневную деятельность человека.

А в 1914 году Альфред Адлер в одной из своих статей отметил:

"Тщательное исследование, основанное на обширных данных, наверняка покажет, что позы сна данного человека могут служить индикатором линии его поведения".

Таким образом, для каждого типа темперамента характерны определенные позы при засыпании.

Таким образом, для каждого типа темперамента характерны определенные позы при засыпании. Например, • для холерика характерны позы на спине. •  для сангвиника - позы на животе. •  для флегматика - полузародышевые позы на боку. •  для меланхолика - зародышевые позы на боку. Следует учесть, что темпераменты в

Таким образом, для каждого типа темперамента характерны определенные позы при засыпании.

Например,

• для холерика характерны позы на спине.

• для сангвиника - позы на животе.

• для флегматика - полузародышевые позы на боку.

• для меланхолика - зародышевые позы на боку.

Следует учесть, что темпераменты в "чистом" виде встречаются очень редко.

Гораздо чаще в людях сочетаются черты разных темпераментов. Нет "плохих" и "хороших" темпераментов.

Закрепление нового материала.

Закрепление нового материала.

Прием технологии Закрепление полученных знаний о психологических особенностях основных типов темперамента. «Познавательный» Список литературы.                Упражнение 1   «Тест на выявление типа темперамента»

Прием технологии

Закрепление полученных знаний о психологических особенностях основных типов темперамента.

«Познавательный»

Список литературы.

Упражнение 1 «Тест на выявление типа темперамента»

Прием технологии «Развитие критического мышления» «Мозговой штурм» Список литературы. Упражнение 2  «ПАЗЛЫ-ТЕМПЕРАМЕНТ»    Приглашаю желающих  8 человек  принять участие     Соревнование  4 команды

Прием технологии

«Развитие критического мышления»

«Мозговой штурм»

Список литературы.

Упражнение 2 «ПАЗЛЫ-ТЕМПЕРАМЕНТ» Приглашаю желающих 8 человек принять участие Соревнование 4 команды

Прием технологии «Развитие критического мышления» «Мозговой штурм» Список литературы. Упражнение 3 (участвует вся группа)  Викторина  «УГАДАЙ-КА!»      Угадайте, какому типу  темперамента посвящены  эти стихотворения!

Прием технологии

«Развитие критического мышления»

«Мозговой штурм»

Список литературы.

Упражнение 3 (участвует вся группа) Викторина «УГАДАЙ-КА!» Угадайте, какому типу темперамента посвящены эти стихотворения!

Задание: угадайте, какому типу темперамента посвящены стихотворения. Очень радостно живет Вечно песенки поет. Всем поможет, всех простит, И на праздник пригласит Добрый, ласковый, смешной И немного озорной…….  Я помню чудное мгновенье:  Передо мной явился ты,  Как реактивное явленье,  Стремлений полный красоты…..

Задание: угадайте, какому типу темперамента посвящены стихотворения.

Очень радостно живет

Вечно песенки поет.

Всем поможет, всех простит,

И на праздник пригласит

Добрый, ласковый, смешной

И немного озорной…….

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явился ты,

Как реактивное явленье,

Стремлений полный красоты…..

Задание: угадайте, какому типу темперамента посвящены стихотворения. Очень радостно живет Вечно песенки поет. Всем поможет, всех простит, И на праздник пригласит Добрый, ласковый, смешной И немного озорной…….  Я помню чудное мгновенье:  Передо мной явился ты,  Как реактивное явленье,  Стремлений полный красоты…..

Задание: угадайте, какому типу темперамента посвящены стихотворения.

Очень радостно живет

Вечно песенки поет.

Всем поможет, всех простит,

И на праздник пригласит

Добрый, ласковый, смешной

И немного озорной…….

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явился ты,

Как реактивное явленье,

Стремлений полный красоты…..

Задание: угадайте, какому типу темперамента посвящены стихотворения. Спокойствие главный мой козырь, Мне хочется лишь одного: Уверенно, четко работать. И верить, и помнить, и ждать……  Я хочу себя сдержать:  Не заплакать, не стонать.  Но любое сообщенье,  Вызывает огорченье:  Ведь натура у меня очень хрупкая, о да…….

Задание: угадайте, какому типу темперамента посвящены стихотворения.

Спокойствие главный мой козырь,

Мне хочется лишь одного:

Уверенно, четко работать.

И верить, и помнить, и ждать……

Я хочу себя сдержать:

Не заплакать, не стонать.

Но любое сообщенье,

Вызывает огорченье:

Ведь натура у меня очень хрупкая, о да…….

Задание: угадайте, какому типу темперамента посвящены стихотворения. Спокойствие главный мой козырь, Мне хочется лишь одного: Уверенно, четко работать. И верить, и помнить, и ждать (флегматик).  Я хочу себя сдержать:  Не заплакать, не стонать.  Но любое сообщенье,  Вызывает огорченье:  Ведь натура у меня очень хрупкая, о да:(меланхолик)

Задание: угадайте, какому типу темперамента посвящены стихотворения.

Спокойствие главный мой козырь,

Мне хочется лишь одного:

Уверенно, четко работать.

И верить, и помнить, и ждать (флегматик).

Я хочу себя сдержать:

Не заплакать, не стонать.

Но любое сообщенье,

Вызывает огорченье:

Ведь натура у меня очень хрупкая, о да:(меланхолик)

Прием технологии «Развитие критического мышления» «Мозговой штурм» Итоги участия команд   Упражнение 1  «ПАЗЛЫ-ТЕМПЕРАМЕНТ»     Список литературы.

Прием технологии

«Развитие критического мышления»

«Мозговой штурм»

Итоги участия команд Упражнение 1 «ПАЗЛЫ-ТЕМПЕРАМЕНТ»

Список литературы.

САНГВИНИК ХОЛЕРИК Общительный МЕЛАНХОЛИК Вспыльчивый Открытый ФЛЕГМАТИК Разговорчивый Угрюмый Неспокойный Агрессивный Доступный Тревожный Пассивный Осторожный Пессимистичный Импульсивный Беспечный Живой Рассудительный Замкнутый Активный Лидирующий Оптимистичный Тихий Мирный Сдержанный Робкий Переменчивый Надежный Ранимый Спокойный

САНГВИНИК

ХОЛЕРИК

Общительный

МЕЛАНХОЛИК

Вспыльчивый

Открытый

ФЛЕГМАТИК

Разговорчивый

Угрюмый

Неспокойный

Агрессивный

Доступный

Тревожный

Пассивный

Осторожный

Пессимистичный

Импульсивный

Беспечный

Живой

Рассудительный

Замкнутый

Активный

Лидирующий

Оптимистичный

Тихий

Мирный

Сдержанный

Робкий

Переменчивый

Надежный

Ранимый

Спокойный

Каждый человек имеет вполне определенный тип нервной системы, проявления которого, т. е. особенности темперамента, составляют важную сторону индивидуально-психологических различий, проявляющихся в деятельности. Помните, что ни плохого, ни хорошего темперамента не бывает, они просто разные. Также помните о том, что, несмотря на то, что изменить темперамент невозможно, но, опираясь на пластичность нервной системы, можно повлиять на его проявления. Меры воспитательного воздействия при этом следует отбирать такие, которые бы противодействовали углублению недостатков темперамента и развивали бы его сильные стороны.  Следует стремиться управлять своим типом темперамента!
  • Каждый человек имеет вполне определенный тип нервной системы, проявления которого, т. е. особенности темперамента, составляют важную сторону индивидуально-психологических различий, проявляющихся в деятельности.
  • Помните, что ни плохого, ни хорошего темперамента не бывает, они просто разные.
  • Также помните о том, что, несмотря на то, что изменить темперамент невозможно, но, опираясь на пластичность нервной системы, можно повлиять на его проявления.
  • Меры воспитательного воздействия при этом следует отбирать такие, которые бы противодействовали углублению недостатков темперамента и развивали бы его сильные стороны.
  • Следует стремиться управлять своим типом темперамента!
 Рефлексия 1 . Освоили ли Вы тему ТЕМПЕРАМЕНТ и ХАРАКТЕР как свойства личности? 2. Освоены ли Вами понятия «темперамент»? 3. Сможете ли Вы применить на практике знания по изученной теме? 4. Полезна ли была для Вас информация ? 5. Что нового Вы узнали сегодня на занятии?

Рефлексия

1 . Освоили ли Вы тему ТЕМПЕРАМЕНТ и ХАРАКТЕР как свойства личности?

2. Освоены ли Вами понятия «темперамент»?

3. Сможете ли Вы применить на практике знания по изученной теме?

4. Полезна ли была для Вас информация ?

5. Что нового Вы узнали сегодня на занятии?

 Подведение итогов урока 1. Оценка работы группы и знаний отдельных обучающихся преподавателем. 2. Оцените и сами себя по 3-ти бальной шкале по данным критериям в таблице: ОЦЕНИ СЕБЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО! 1 Я могу сформулировать определение «темперамент» 2 Я могу составить характеристику каждого типа темперамента 3 Я могу составить рекомендации по учету темперамента в учебном процессе Я могу учитывать особенности темпераментов в общении Я принял активное и результативное участие на занятии Мои баллы:

Подведение итогов урока

1. Оценка работы группы и знаний отдельных обучающихся преподавателем.

2. Оцените и сами себя по 3-ти бальной шкале по данным критериям в таблице:

ОЦЕНИ СЕБЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО!

1

Я могу сформулировать определение «темперамент»

2

Я могу составить характеристику каждого типа темперамента

3

Я могу составить рекомендации по учету темперамента в учебном процессе

Я могу учитывать особенности темпераментов в общении

Я принял активное и результативное участие на занятии

Мои баллы:

Выбрать испытуемого (маму, папу, брата, сестру, друзей) и провести диагностику типа его нервной системы. 2. Проанализировать результаты диагностики и написать рекомендации на основе полученных знаний. 3. Законспектировать тему по презентации и самостоятельно осуществить поиск материала, изучить записи в тетради, подготовиться к устному ответу по изученному материалу. Список литературы.
  • Выбрать испытуемого (маму, папу, брата, сестру, друзей) и провести диагностику типа его нервной системы.

2. Проанализировать результаты диагностики и написать рекомендации на основе полученных знаний.

3. Законспектировать тему по презентации и самостоятельно осуществить поиск материала, изучить записи в тетради, подготовиться к устному ответу по изученному материалу.

Список литературы.

 «Наш темперамент  и его сюрпризы».  Итоговое упражнение  «Подарок »

«Наш темперамент и его сюрпризы».

Итоговое упражнение

«Подарок »

Использованная литература и интернет-ресурсы: Симонов П. В. Темперамент. Характер. Личность. – Рипол Классик, 1984. Русалов В. М., Манолова О. Н. Взаимосвязь характера и темперамента в структуре индивидуальности //Психологический журнал. – 2005. – Т. 26. – №. 3. – С. 65-73.  Кривцова Марина Андреевна, Авраменко Ангелина Витальевна, Клименко Александра Александровна Темперамент личности и его свойства // Уникальные исследования XXI века. 2015. №5 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/temperament-lichnosti-i-ego-svoystva (дата обращения: 05.02.2023). Агафонова М. С., Уразова О. И. Темперамент и его влияние на организационное поведение // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 321–325. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970391.htm Замышляева Валентина Сергеевна Темперамент // Электронный образовательный портал 2018. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2018/09/17/temperament Список литературы.

Использованная литература и интернет-ресурсы:

  • Симонов П. В. Темперамент. Характер. Личность. – Рипол Классик, 1984.
  • Русалов В. М., Манолова О. Н. Взаимосвязь характера и темперамента в структуре индивидуальности //Психологический журнал. – 2005. – Т. 26. – №. 3. – С. 65-73.
  • Кривцова Марина Андреевна, Авраменко Ангелина Витальевна, Клименко Александра Александровна Темперамент личности и его свойства // Уникальные исследования XXI века. 2015. №5 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/temperament-lichnosti-i-ego-svoystva (дата обращения: 05.02.2023).
  • Агафонова М. С., Уразова О. И. Темперамент и его влияние на организационное поведение // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 321–325. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970391.htm
  • Замышляева Валентина Сергеевна Темперамент // Электронный образовательный портал 2018. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2018/09/17/temperament

Список литературы.

Список литературы.

Список литературы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!