СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок. Тема: « Позволим быть другим другими».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:                                                                                                                  

Развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других.

Найти  критерии, определяющие  допустимость  толерантного поведения.

Тема может,  использована на уроках по различным предметам  и факультативных занятиях, а также на внеклассных мероприятиях с целью формирования толерантного мышления.

Учитель. Проблема  толерантности приобретает особое значение, сегодня актуальными становятся  процессы глобализации во всех сферах человеческого социума.

Все это становится особенно актуальным при обновлении  таких процессов как экстремизм, терроризм.

Просмотр содержимого документа
«Выборы - мое право»

Выборы – это моё право.

Несомненно, выборы - это исключительное право каждого человека. Каждый полностью дееспособный гражданин нашего многонационального государства, может самостоятельно решать, за кого из кандидатов он предпочитает отдать свой голос. Никто не вправе воздействовать на его решение. Но почему-то не каждый считает это своим долгом.
Каждые шесть лет проводятся выборы президента нашей страны. Это всегда очень масштабное и ответственное событие. Оно требует серьёзной и тщательной подготовки. Это непросто.
Как юный активист, я участвовала в опросе небольшого количества человек. Мои вопросы касались выборов. Это мероприятие меня больше огорчило и разочаровало, чем порадовало. Вот результаты опроса:


5% опрошенных участников – ещё не решили, за кого отдать свой голос.
35% - уже определились с выбором.
60% - участников абсолютно равнодушны к выборам.

Большинство так называемых «избирателей», довольно агрессивно реагировали на мои вопросы, считая, что это «бесполезное занятие». От моего голоса ничего не зависит…» — с такой мыслью идет большинство людей на выборы. Кому-то просто нечем заняться в выходной день, кто-то идёт потому, что на работе ведут учет результатов выборов. Мало кто понимает: «Мой голос может решить многое. Да и кто, если не я?!» Печально осознавать, что для большинства из них словосочетание «гражданин Российской Федерации» ничего не значит. Это достаточно прискорбно, так как, наблюдая за положением нашей страны относительно других стран, или хотя бы сравнив его с положением её самой, в период СССР, можно сказать, что всё ныне происходящее очень далеко от идеала. И любое изменение может либо ухудшить, либо улучшить ситуацию, сложившуюся в нашей России. И сегодня, как никогда, важен каждый голос! Мой одноклассник, считает выборы «чистой воды провокацией», заявляя, что участвовать в голосовании он никогда не будет, что все давно решено за нас, и смысла в передаче своего голоса кому-либо он не видит. Вероятно, такого мнения придерживаются в его семье. Жаль, что старшее поколение формирует в своих детях подобное неверие в силу закона, его отрицание, а потом сетует на то, что в стране законопослушание имеет самый низкий уровень. Моральные нормы нужно начинать закладывать в ребенке еще с раннего детства, и очень важную роль в этом играет два этапа: семья и школа. По статистике, в наши дни явка на избирательный участок среди молодежи очень мала. Честно говоря, мне это не совсем понятно. Ведь именно молодому поколению жить в этой стране дальше, и какой эта страна будет, зависит от их выбора. Все зависит от нас. Мы должны это понимать, а если не понимаем, то кто-то просто обязан вбить нам это в голову. На ум приходят слова французского философа Гельвеция: «Будь гражданином, ибо родина нужна для твоей безопасности, для твоих удовольствий, для твоего благополучия». На мой взгляд, эта фраза могла бы стать девизом любых выборов. Общество и политическая жизнь взаимосвязаны. Ведь какое настроение царит в обществе, такими и будут результаты выборов.

Наибольшей причиной моего разочарования стал тот факт, что около 35% опрошенных участников, уже точно определились в том, какой партии они отдают своё предпочтение, несмотря на то, что предвыборные будни начались относительно недавно. Большинство людей планировало голосовать за «Единую Россию» В.В. Путина. Пожилое поколение неизменно подходило к КПРФ, и лишь отдельные личности периодически вносили разнообразие, выступая за ЛДПР или «Справедливую Россию». Но всех этих людей объединила одна черта: эти граждане заранее знали за кого будут голосовать. Думаю, что их выбор не был обдуман, не были прочтены предвыборные программы других кандидатов. Они, строго придерживались одного принципа: «Старое – всегда лучше нового». В какой-то мере они даже правы, ведь если голосовать за старое, то и масштабных изменений, способных усугубить положение нашей России не будет. Но в большей части я задаюсь вопросами: « Почему эти люди решили, что изменения только ухудшают всё, что может произойти? Почему они считают, что обыденность повышает уровень нашего государства?»
Я считаю достаточно несправедливым то, что не было шансов на существование у партий «Патриоты России» и «Партия Дела». И я больше, чем уверена, что они не выстояли не из-за своей несостоятельности, а из-за того, что их просто не восприняли всерьёз. И действительно, ничего не изменишь, пока народ сам не решится. Не решится на новое будущее.
Наблюдая по телевизору за происходящим в предвыборные дни, я не перестаю удивляться неорганизованности и жестокости нашего народа. На центральных площадях наших городов, происходит практически настоящая война – идеологическая война: митинги, протесты. Таким образом, люди хотят поддержать своих лидеров, а что в итоге? В итоге, они сами же усугубляют положение своих представителей. Народ не думает о целостности общества, каждый человек заботится исключительно о себе. Конечно, не все так мрачно в нашем союзе. И есть среди граждан России сознательные, думающие, анализирующие люди. Хочется верить, что вскоре их станет больше. Для этого нужно не просто агитировать: «Все на выборы!», «Голосуй, а то проиграешь!». А объяснять людям, почему они должны это сделать.
Я всегда вспоминаю о том, что, когда я была совсем маленькой, бабушка брала меня голосовать. И, наверное, для меня это было чем-то таким необычным, даже удивительным. И мне тоже хотелось кого-нибудь выбрать, хотя я совсем не понимала суть этого процесса. Сейчас, находясь уже в сознательном возрасте, моё детское желание не пропало, а, наоборот, только усилилось, потому что больше всего я хочу повлиять на судьбу, на судьбу своей безграничной Родины. И я сделаю свой, правильный выбор – шаг в другую жизнь! Я с нетерпением жду своего совершеннолетия, чтобы воспользоваться своим избирательным правом, чтобы с гордостью ощущать собственную причастность к судьбе своей страны. Я — будущий избиратель, и от меня зависит, будут ли продолжаться изменения, которые начались в последние годы в нашей России. Я считаю, что на выборах каждый избиратель должен голосовать не за кандидатов в депутаты, президенты и прочее, а исключительно за себя. Таким образом, вопрос идти или не идти на выборы — решает каждый сам. И это решение, на мой взгляд, зависит от наличия или отсутствия у человека чувства долга и гражданского самосознания. Не надо думать, что за нас кто-то сделает правильный шаг. Каждый голос имеет значение, каждая единичная воля имеет свой вес.

В настоящее время ответственность за мое будущее лежит на плечах моих родителей, они принимают серьезные решения, которые являются тщательно обдуманными и взвешенными. В будущем жизнь моей семьи будет зависеть от меня, и я, как гражданин моей страны, буду принимать не только повседневные решения, но и решения политической важности. Важно понять, что не человек живет для государства, а государство существует для блага человека!

Достоинство государства зависит, в конечном счете,

от достоинства образующих его личностей.

Дж. Милль, английский философ и экономист 19 века

Просмотр содержимого документа
«Ангелина»

Министерство образования Сахалинской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5 г. Углегорска

Сахалинской области
















Тема: Мой выбор - мое право











Автор: Ким Ен Дя (Ангелина) (15 лет)

Ученица 9 В класса МБОУ СОШ № 5

г. Углегорска Сахалинской области

Домашний адрес:

Ул. 1-ая Набережная д.29

тел.: 89241975259

Учитель: В.К. Телепень – учитель истории

















2014 г.



Просмотр содержимого документа
«Мой выбор - мое право»

Каждый выбирает по себе,

Выбираем то же, как умеем,

Ни к кому претензий не имеем,

Каждый выбирает по себе.

Ю. Левитанский


Как легко делать выбор, как сложно сделать правильный выбор!

Скоро мне предстоит выбирать: экзамены, институт, профессиональный путь... Несомненно, от того, насколько выбор того или иного окажется верным, зависит мое будущее.

Я и сейчас выбираю, много и часто: какую книгу прочитать, какую вещь купить, с кем дружить…

Но только в восемнадцать лет у меня появится возможность выбора, от которого зависит все в моей жизни и в жизни моей страны. Я стану избирателем! От меня тоже будет зависеть, кто будет управлять страной, районом, кто будет принимать законы на разных уровнях.

Перед тем, как приступить к работе над сочинением, я поискала мысли великих людей о выборе на просторах интернета, очень много мне удалось найти, но я не буду цитировать их, попробую сама для себя ответить на вопрос: свобода выбора – хорошо это или плохо?

Маленький человек появляется на свет. Кто делает за него выбор? Конечно родители: два любящих друг друга человека решили идти по жизни вместе, а семейный союз предполагает продолжение рода. И вот появляется ребенок, и пока он растет, то именно его родителям принадлежит право выбирать и решать за него. И это правильно: пока за ребенка отвечают родители, то, по большому счету, и выбирают они. Но, когда ребенок становится достаточно взрослым для того, чтобы рассуждать и мыслить самостоятельно, это может показаться ему зависимостью – я завишу от родителей, и они хотят навязать мне свой выбор, объясняя это тем, что они взрослее и опытнее.

А где тогда я? Мои родители, конечно, прислушиваются к моему мнению и моим желаниям, но все равно оставляют выбор за собой. «Хорошо» - говорю я им, но тогда и за последствия отвечаете тоже вы, ведь это же ваш выбор!

В отсутствии возможности выбора вижу что-то рабское, когда за раба принимает решение его хозяин. Но, как это ни удивительно, многих людей вполне устраивает такая ситуация: нет возможности выбирать – нет и необходимости отвечать за результаты своего выбора.

Дайте мне возможность выбрать самой, попробовать, набить свои шишки. Или научите выбирать, выбирать между добром и злом, плохим и хорошим, а лучше, между хорошим и правильным, или стабильным и перспективным.

Очень сложный процесс – выбор, что предпочесть? Выбирать между черным и белым гораздо проще, нежели между светло серым и серым, оттенки, нюансы – всё очень непросто!

Но право выбора – не только естественное право любого дееспособного человека и гражданина, но и большая ответственность. Даже когда выбираешь только за себя - экзамены, институт, профессию – и то можешь сделать непоправимую ошибку, о которой потом будешь жалеть всю жизнь. Но, в конце концов, это касается только твоей жизни, и чем раньше осознаешь ошибку, тем легче будет ее исправить.

Пока мне предстоит выбирать экзамены, институт, профессию, но все это возможно только в мирной, стабильной стране.

События, происходящие сейчас на Украине, доказывают то, что результат выбора – это часто плоды совместного труда – и того, кто выбирает, и того, кого выбирают. Избранный не может преднамеренно обманывать надежды избирателей и не выполнять свои обещания. Президент Украины был избран демократическим путем, но обманул надежды избравшего его народа.

Выбираешь не только свое будущее, но и будущее своей семьи, своих детей, своей страны, очень важно не ошибиться в выборе! Чтобы выбор был правильным, нужно знать проблемы страны, знать прошлое своего государства. Прошлое поможет определить будущее, учиться анализировать свои знания, предполагать, как твой выбор отразится на других, на их будущем, учиться видеть дальше собственного носа.

Многие считают, что процессы, происходящие в обществе, не зависят от него лично, что человек, как щепка, вертится в пучине жизни и его желание остановить или ускорить бег времени или течение жизни не изменит ничего в его существовании. Но даже в магазине, где мы выбираем себе продукты питания, ведь, выбираем те продукты, которые не принесут вреда нашему здоровью... Мы каждый день выбираем что, надеть, с кем общаться, куда пойти, но противимся сделать выбор, от которого будет зависеть наше будущее. А когда дело касается выборов правительства, то к этому невозможно, даже нельзя относиться халатно. Это, пожалуй, самый важный выбор в нашей жизни, именно от этого зависит социальная и политическая обстановка в стране. А поэтому считаю, что выборы должны стать нашей обязанностью.

Нужно участвовать в политической жизни своей страны, региона и города, в котором ты живешь. Критиковать систему, и, при этом, не принимать участия в политической жизни – вряд ли это можно считать гражданской позицией.

Наше пребывание на этой маленькой планете под названием Земля очень короткое, но у нас есть все возможности сделать этот мир намного лучше, для этого нужно меняться самим, не уступая лени, апатии, отсутствию веры. Так давайте не будем пассивными и равнодушными! Стать социально активным членом общества может каждый, начнем с малого: сходим на выборы!

Мы можем быть «строителями своей жизни», обладающими свободой выбирать свои мысли и тем самым формировать свои привычки, взгляды, позицию, мировоззрение. Ничто не сможет заставить нас подойти к избирательной урне и просто наугад поставить «+».




Просмотр содержимого документа
«Мой выбор -мое право»

Не могу не согласиться с мнением автора, что «Мой выбор - моё право», ведь только мы сами вправе отвечать за свои поступки, основанные на каком-либо выборе.

Выборы… Они встречаются нам везде, в любой сфере, в любом направлении.


Во-первых, выборы играют важную роль в политической жизни государств. Всем известные выборы президента очень важны. Ведь только от решения народа, зависит их последующая жизнь.

Не менее важные вопросы затрагивает и социальная сфера общества. Школьники задаются вопросом «какую профессию им предпочесть?» Они встают перед важным выбором, которое и определит их последующую жизнь.

Что же касается экономической сферы, она непрерывно связано с бюджетом. Где же нам встречается бюджет? Он встречается нам везде: бюджет государства, семейный бюджет, всемирный бюджет. Деньги на сегодняшнее время играют важную роль в жизни людей. И только выбор нужной валюты для брокеров, части государства, определяет возможность либо стань банкротом, либо приумножить свои ресурсы.

Сказать честно, говорить про духовную сферу, а именно религию, мне удаётся с трудом, ведь, несмотря на то, что Россия является светским государством, а это значит, что граждане, рождённые в России, имеют право принять любую религию, религия воспитывается у ребёнка в семье. К примеру, ребёнок рождённый в семье, исповедующих ислам ,не может принять другую религию, ведь это считается не пристойным.

Если затронуть более масштабные итоги выборов, то можно прийти и к эволюции человечества. Как же наша жизнь изменяется под выбором? Я предполагаю, что люди, создавая различную технику, машины и новые модернизации, рассчитывают на усовершенствование их жизни, но правда ли жизнь становится лучше? Человечество само выбрало индустриальное общество, и остановило развитие человека, или же привело к деградации. Сделанный выбор , может привести к глобальным проблемам человечества.

Я думаю о том, что из-за того что мы каждый день сталкиваемся с выборами, мы не замечаем как они последуют за нами везде. В настоящие время, некоторые люди не используют своё право выбора, они зависят от мнения окружающих. Но ведь если посмотреть в суть последствий выборов, другие не могу решать ваше будущее, вашу судьбу. Также я хочу призвать людей к тому, что различные шаманы, предсказатели, гадалки не должны влиять на ваше решение. Почему же люди , зная правды, посещают их. По моему мнению, это одно из проявлений страха или трусости людей, ведь большинство считают, что лучше знать красивой и обнадёживающей лжи, чем ужасную правду. Но ведь и это не правильно, как говорил один из философов: « Рискуйте, если вы победите-будете, счастливы, а если проиграете - мудры». Но и с этим высказыванием можно поспорить, ведь просто риск не может затмить ваше сознание, цена риска может быть настолько велика, что вы можете многое, а возможно и всё, потерять. Как известно, за последнее время увеличилось число самоубийств. Ведь это тоже является неправильным выбором человека, которое приводит к ужасающим последствиям. Я считаю, что единственным исключением высказывания «Мой выбор - моё право» является выбор между жизнью и смертью. Человек это, прежде всего часть общества. У него есть родственники, друзья, знакомые и враги. Почему же люди, эгоистично занимающиеся суицидом, считают, что у них есть право портить жизнь близких?

Но я хочу добавить, что все мы не безгрешны, ведь каждый имеет право на неправильный выбор, как говорится, мы учимся на ошибках.

Я уверена, что можно сказать, что выбор играет огромную роль в жизнь людей. И каждый человек должен понимать, что его выбор-это только его право.



Просмотр содержимого документа
«Песков Даниил»

Мой выбор - мое право

Подумай, как трудно изменить себя самого,

и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности

изменить других.

Вольтер.


К счастью, или, к сожалению почти каждый из нас прислушивается к чужому мнению, которое в большей мере влияет на выбор, или вовсе подавляет его. Но у каждого человека есть право на выбор, и есть выбор. Почему то мы не всегда используем это право. Очень часто мы говорим, что выбора нет, или что это не тот выбор, который бы нам хотелось. Выбор есть. Одни говорят, что он неудачный, другие что удачный. На мой взгляд, выбор всегда будет удачным. Главное не боятся его сделать.

Любой выбор – это смена обстоятельств, смена событий, смена стиля жизни. Некоторые люди хотят изменить жизнь, но бояться сделать всего лишь один выбор. Мы хотим выбрать и при этом не хотим изменить свои взгляды. Ведь что бы перевернуть свою жизнь однажды нужно изменить свои взгляды.

Мы боимся перемен, мы боимся измениться. Если мы хотим изменить себя – нужно сделать выбор. Даже если ты попробуешь сделать выбор, то у тебя будет два варианта: получится, или не получится. А если не попробуешь, то всего лишь один. Перед тем как сделать выбор, нужно хорошенько подумать, нужен ли он нам.. Любой человек прав: тот который говорит смогу, или тот который говорит не смогу. Выбери. Просто прими решение.

Нужно ценить тех людей, которые дают нам право выбора, а не заставляют делать, так как им нужно.
Жизнь всегда создает нам условия, когда приходится сделать выбор... Так давайте не бояться своего выбора, а управлять им! Давайте менять свою жизнь к лучшему! Давайте помнить, что у нас есть право выбора!!!

Известный английский писатель Джон Голсуорси однажды сказал: «Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет». Эта, казалось бы, довольно простая фраза должна заставить нас задуматься, ведь то же самое можно сказать и о выборах. Голосуя, мы передаем бразды правления тем лицам, которых считаем достойными власти, влияем на тенденции политической жизни. Но все это только в том случае, если голосуют все граждане. А если не захочет идти на выборы один, другой, третий? Тогда не будет полного выявления политических интересов населения, и, кто знает, может, без голосов, не пришедших на выборы (а эти голоса вполне могли стать решающими), власть перейдет в руки совсем не тому человеку, и мы не достигнем того будущего, которого хотим…

К сожалению, в наше время очень часто проявляется абсентеизм, или иными словами сознательное неучастие гражданина в выборах. Абсентеизм может рассматриваться как форма активного политического протеста и как отрицание, неприятие основ существующей системы. В то же время это выражение политической пассивности, апатии, политической безграмотности, неверие людей в возможности таких избирательных процедур. Получается, что некоторым людям безразлично их будущее?

Мы сможем подняться, служить Родине и возродить великую страну. Мы можем изменить мир. И хочется верить, что достойные люди будут у власти и с их помощью наступит мир, согласие и процветание страны, а долг граждан помогать им в этой борьбе. Первый шаг к тому - пойти на выборы и отдать свой голос, за достойного кандидата. И в дальнейшем, гражданин, изъявив свою волю на выборах, должен иметь право внести свой вклад, свою лепту в благоустройство и процветание нашей Родины. Выборы существуют для того, чтобы проверить качество народа: насколько он разбирается в политике, в программах, в людях, которые выступают от политических партий. Насколько народ уважает себя: способен ли он отличать тех, кто реально работает на будущее России, от тех, кто обещает несбыточное. Завершить свое выступление я хочу цитатой: "Голосование - это минимальное участие в жизни демократического общества. Чем меньше людей участвуют в выборах, тем в большей степени политика государства определяется узкими интересами обособленных групп. Когда снижается явка граждан на выборы, гасятся добровольные инициативы, необходимые для жизни здорового общества. Равнодушие и безучастность граждан позволяют некомпетентным и коррумпированным чиновникам оставаться на своих местах, открывают путь для демагогии и авторитарности". На выборы обязательно нужно идти!

Сейчас во многих школах стала очень популярной система самоуправления учащихся. Выбирая президента школы, класса, мы также участвуем в выборах, разрабатываем предвыборные программы, предстаем как в роли избирателей, так и в роли кандидатов на пост президента. И эта система существует для учащихся совершенно не напрасно. Я являюсь членом клуба « Лидер» Уже сейчас мы формируем свою гражданскую позицию, представление об избирательной системе и процедуре выборов, чтобы потом, перешагнув порог совершеннолетия, подойти к выбору кандидатов в депутаты или в президенты сознательно, с полной ответственностью и пониманием определяя дорогу в свое будущее. У нас в школе стало традицией проводить День самоуправления. День самоуправления убедил меня — надо наполнить жизнью школу! Необходимо продумать такую деятельность школьников, где они бы учились формулировать и отстаивать свою точку зрения, вести переговоры, разрешать конфликты, осуществлять разумный выбор из предложенных альтернатив. Уверен, что именно тогда в нашей стране вырастут достойные избиратели.

Сейчас создается множество интеллектуальных передач для молодежи. Я думаю, было бы не лишним заинтересовать потенциальных избирателей политикой посредством подобных телепередач. Ведь нас, молодежь, просто нужно научить, направить в правильное русло, помочь ориентироваться в современной жизни. И тогда мы сможем горы свернуть ради своей страны. Как бы старшее поколение не критиковало нас, считая эгоистичными и зацикленными на всем отрицательном, именно мы – будущее нашей страны. Я считаю, что мы, молодое поколение располагаем огромным потенциалом сил, энергии, знаний; мы целеустремлённые, активны, инициативны. Значит, государству необходимо просто помочь нам стать достойными гражданами России. Ведь именно в наших руках будущее и судьба Российского государства!!!

Просмотр содержимого документа
«Песков»

Министерство образования Сахалинской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5 г. Углегорска

Сахалинско й области














Тема: Мой выбор - мое право











Автор: Песков Даниил Владимирович (15 лет)

Ученик 9 В класса МБОУ СОШ № 5

г. Углегорска Сахалинской области

Домашний адрес:

ул. Победы, д. 146, кв. 48

Учитель: В.К. Телепень – учитель истории





















2014 г.





Просмотр содержимого документа
«Пронина Евгения»

Министерство образования Сахалинской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5 г. Углегорска

Сахалинской области












Тема: Мой выбор - мое право











Автор: Пронина Евгения Олеговна (15 лет)

Ученица 9 В класса МБОУ СОШ № 5

г. Углегорска Сахалинской области

Домашний адрес:

Ул. Свободная 11, кв.34

Тел.: 89004316595.

Учитель: В.К. Телепень – учитель истории



















2014 г.



Просмотр содержимого документа
«Т.лист»

Министерство образования Сахалинской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5 г. Углегорска

Сахалинской области














Тема: Мой выбор - мое право











Автор: Ткаченко Анфиса Павловна (15 лет)

Ученица 9 А класса МБОУ СОШ № 5

г. Углегорска Сахалинской области

Домашний адрес: ул. Свободная 42-33

Д.т.8(42432) 45876

Учитель: В.К. Телепень – учитель истории



















2014 г.



Просмотр содержимого документа
«Урок Позволим быть другим другими.»

Урок. Тема: « Позволим быть другим другими».

« Я не разделяю ваших убеждений, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их высказывать» Ф. Вольтер

Цель:

Развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других.

Найти критерии, определяющие допустимость толерантного поведения.

Тема может, использована на уроках по различным предметам и факультативных занятиях, а также на внеклассных мероприятиях с целью формирования толерантного мышления.

Учитель. Проблема толерантности приобретает особое значение, сегодня актуальными становятся процессы глобализации во всех сферах человеческого социума.

Все это становится особенно актуальным при обновлении таких процессов как экстремизм, терроризм.

У меня в руках карточки с вопросами, которые я предлагаю обсудить. Давайте для начала уточним само понятие « толерантность».

Ученик: (сообщение заранее подготовлено) На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах неизменно оставался министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека связано понятие «Толерантность».16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день Толерантности. Этот праздник был учрежден еще в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН.

Толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - терпимость к другим взглядам, нравам, привычкам.

  • В политике используется как уважение других политических движений, идей, государственных устройств.

  • В культуре используется как восприятие произведений разных по религиозным, историческим свойствам, а так же как уважение к культуре других народов.

  • В социуме используется как взаимодополняющее своеобразие различных народов, и других социальных групп. Уважение к чужим обычаям и нравам.

  • Толерантность – признак культуры или даже цивилизованности.

  • Толерантность - это предпосылка к продвижению народов к единству и сотрудничеству

Учитель: предлагаю обсудить первый вопрос: Как вы объясните понятие

« толерантная личность»

Прогнозируемый ответ (предлагаемый учащимися): Современный мир полон событий, которые являются ярким проявлением не толерантного поведения, доходящего до геноцида. Люди по своей природе различны по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. Каждый свободен, придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Истории известны примеры трагедий целых народов, которые произошли по вине людей облеченных властью. Трагедии народов неотделимы от трагедий отдельных людей. Когда с помощью оружия решают проблемы, страдают все.



И только толерантная личность, человек, хорошо знающий, себя и признающий других может принять правильное решение.

  • Толерантность - это готовность принимать других людей такими, какие они есть, т.е. терпимость к их убеждениям, религиозным и философским воззрениям, культурным традициям, обычаям

  • Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.

  • Толерантный путь-это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Учитель: В ваших ответах слово "толерантность" звучит в позитивном контексте. Но можно привести примеры, когда терпимость перерастает в слабодушие: когда мы молчим и не хотим становиться ни на чью сторону. Не всегда можем сказать, с чем я не согласен. И молчание объясняем тем, что не хотим человека обижать.

Учитель: предлагаю обсудить второй вопрос: Что маскируется под толерантностью? Как отличить определение «толерантность» и «конформизма»?

Прогнозируемый ответ (предлагаемый учащимися):

Конформизм - готовность поступать в определенной ситуации таим же образом, как и окружающие люди. Иными словами, готовность подражать окружающим в их действиях, убеждениях, взглядах.

Конформизм - равнодушие, страх, безразличие.

Толерантность – это не уступка или притворство.

Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека.

Нельзя быть равнодушными. Ведь именно с согласия равнодушных и творятся все беды на земле. Нельзя быть в стороне, надо быть активными членами общества, грамотными, образованными, чуткими к проблемам других людей.

НО, замечательное человеческое качество - пластичность – в своем развитии может привести к конформизму, когда человек лишается своего « Я» - индивидуальности и уникальности.

Учитель: значит, есть «границы толерантности». Предлагаю обсудить третий вопрос: Что значит « границы толерантности»?

Прогнозируемый ответ (предлагаемый учащимися): границей толерантности могут быть общечеловеческие нормы морали, нормы поведения, основой которых является добро как отсутствие зла и которые реализуются в социуме. Излишняя толерантность способствует интолерантности. Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Нельзя ко всему относиться терпимо, есть объективно нетерпимое, неприемлемое: насилие, дискриминация, расистские акции, рабский труд детей и т.д. Применимость толерантности зависит от ответа на вопрос: по отношению к чему или к кому следует быть толерантным?

Мы не должны быть терпимыми ко всему. Например, к несправедливости, убийствам или к посягательствам на нашу свободу.




Толерантность — это не единомыслие, не всеобщее согласие. Нельзя заставить людей мыслить одинаково, верить одинаково, работать одинаково, отдыхать одинаково. Общее согласие должно быть в одном — в том, что мы все должны уважать друг друга. Это так же необходимо в гражданском обществе, как и всеобщее уважительное отношение к закону. Другими словами, толерантность — это следование «золотому правилу»: относись к другим людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Если ты желаешь себе только хорошее, то надо желать хорошее другим.

Учитель: Люди сильны тем, что живя в человеческом обществе, умеют принимать других, отличных от себя людей. Это не всегда просто, но необходимо, этому надо учиться. Дискриминация в обществе становится причиной и войн. Академик Лихачёв заметил, что «национальные особенности – это только некоторые акценты, а не качества, отсутствующие у других».

Предлагаю обсудить четвертый вопрос: Что значит дискриминационное поведение? Чем опасен человек, отличающий от нас?

Прогнозируемый ответ (предлагаемый учащимися): Все чаще можно услышать вопрос, что значит дискриминация? Этот термин обозначает

  • сознательное ущемление прав и свобод личности;

  • несправедливое отношение к индивиду;

  • лишение возможности выбора или голоса;

  • предвзятость;

в некоторых случаях дискриминация может сопровождаться насилием. В современном обществе дискриминацией личности называют отрицательное, несправедливое отношение к отдельным социальным группам и лишение их некоторых прав.

Подобное отношение связано с тем, что все население принадлежит к различным социальным группам - они могут различаться по нравственному, физическому, финансовому или гендерному признаку.

Практикум. Группа получает пакет с притчами про толерантность.

Учитель: Ваша задача: определить главную мысль притчи.


Первая группа.

Жил в пустыне маленький кактус – прикольная, любопытная колючка. И мечтал он познакомиться с людьми. Другие кактусы его отговаривали: «У них нет колючек, и они не любят нас! Проходя мимо только и думают, как нас пнуть побольнее». Но малыш продолжал думать о встрече с людьми. И вот однажды проходил в пустыне караван. Все кактусы будто съежились, стараясь, стать незаметнее. И только наш малыш приветливо расправил свои колючки, приглашая к знакомству. К нему подошел человек, как водится, укололся и произнес: «Ты такой же уродец, как и остальные» и отошел. Огорчился наш кактусенок, заплакал, и вдруг его слезы стали превращаться в прекрасный цветок. Обернулся человек, увидел такую красоту и подумал: «Надо же! И в таком уродце может быть красота!»

Главная мысль: Давайте же учиться видеть в других и показывать в себе не колючки, а красоту!

Вторая группа

Пришел юноша к мудрецу и попросил научить его быть сдержанным и не обижать ближних. Мудрец посоветовал ему вбивать в ворота гвоздь всякий раз, когда он разозлится на кого-то. Стал юноша вбивать гвозди. Но с каждым днем гвоздей было все меньше и меньше. В день, когда он никого не обидел, пришел он к мудрецу с этой радостной вестью. Но мудрец наказал ему каждый день просить прощенья у одного обиженного и доставать гвоздь из ворот. Юноша так и сделал. Когда он повинился перед всеми и достал все гвозди, он опять пришел к мудрецу. И услышал он такие слова: «Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана все равно останется...»

Главная мысль: Мыслите позитивно!

Третья группа.

Жил-был человек. Работал всю жизнь, вырастил сына, построил не один дом, но пришло время, и он состарился. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был, есть из неё. Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском дерева в руках. «Что ты хочешь сделать?» — спросил отец. «Деревянную кормушку. Из неё вы будут кушать, когда я вырасту» - ответил мальчик.

Главная мысль: Будьте осторожны в словах и поступках!

Четвертая группа.

Ученик пришел к учителю и посетовал ему на то, что его раздражают люди, непохожие на него. Мудрый учитель попросил ученика принести картофель и пакет. «Как они мне могут помочь?» - спросил ученик. На что учитель ответил: «Каждый раз, когда ты раздражаешься, клади картофелину, на которой ты напишешь, чем человек непохож на тебя, в мешок. И носи его всегда с собой» Последовал юноша совету своего учителя. Скоро в его мешке лежали картофелины со словами – иноверец, слишком умный, хромает, просто рыжий… С каждым днем картофеля в мешке прибавлялось Он стал тухнуть, да и носить его было тяжело. Пришел ученик к учителю и спросил, что ему теперь делать с тяжелым и зловонным мешком? Учитель ответил: «То же самое происходит и у тебя в душе. Когда ты на кого-нибудь злишься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Потом камней становиться всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки - в характер, который рождает зловонные пороки. Впредь каждый раз, думай, нужен ли тебе такой груз…»

Главная мысль: поступайте с другими так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами!

Пятая группа.

Давным-давно в старинном городе жил мудрец. Один смышленый мальчишка решил над ним подшутить. Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Улыбаясь, он подошёл к мудрецу и спросил: «Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?» Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое

мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

Главная мысль: Всё в твоих руках!


Учитель. Как правильно записать «толерантность? или толерантность!

Прогнозируемый ответ (предлагаемый учащимися):

Толерантный человек может иметь и отстаивать свое мнение, но в тоже время с уважением относиться к мнению других.

Толерантный!



Вывод.

Вспоминается мудрая притча. Умирал как- то старик, старейшина огромного семейства. Славилась эта огромная семья, прежде всего тем, что никогда не было у них ссор, споров, ругани. Жили они дружно, душа в душу… Подошли к умирающему старику люди и спрашивают: «Скажите, уважаемый, как вы как самый старший в этом роду добились такого согласия, избежали ссор и конфликтов в такой большой семье? В чем секрет? » Старик уже не мог говорить, но написал на бумаге: «Терпение. Любовь. Прощение». Я призываю всех! Давайте терпеть, любить, прощать. Давайте никогда не будем ссориться. Ведь мы все - единое целое… Мы - дети земли!!!

Мы все разные и все похожи. Человечество выживает сообща, а не по отдельности. Будем учиться среди людей.


Предлагается анкета. «Проявляешь ли ты толерантность?»

1. Для того чтобы не было войны…

А. нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!

Б. нужно понимать, почему они происходят.

2. В школе проходит акция «Милосердие»…

А. это тебя не интересует;

Б. пытаешься, чем можешь, помочь ветеранам.

3. Ты противостоишь насилию…

А. насилием;

Б. ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать нет.

4. Один товарищ тебя предал…

А. ты мстишь ему;

Б. ты пытаешься объясниться с ним.

5. Видишь, когда сильный обижает слабого…

А. равнодушно проходишь мимо;

Б. вмешиваешься.

6. Ты не согласен с кем-то…

А. ты не даешь ему говорить;

Б. ты все-таки слушаешь его.

7. Учитель ждет ответа учащегося…

А. кричишь с места;

Б. даешь возможность ответить другому.

8. У тебя в классе беженец или беженцы из других республик…

А. ты не общаешься с ним;

Б. помогаешь ему влиться в коллектив.

Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько ответов под пунктом «б» получилось.

Ключ к тесту

Если у тебя одни «б»:

Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.

Если у тебя от 3 до 5 «б»:

Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность, и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с не толерантностью.

Если у тебя менее 3 «б»:

Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично, и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи еще немного усилий.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!