Урок. Тема: « Позволим быть другим другими».
« Я не разделяю ваших убеждений, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их высказывать» Ф. Вольтер
Цель:
Развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других.
Найти критерии, определяющие допустимость толерантного поведения.
Тема может, использована на уроках по различным предметам и факультативных занятиях, а также на внеклассных мероприятиях с целью формирования толерантного мышления.
Учитель. Проблема толерантности приобретает особое значение, сегодня актуальными становятся процессы глобализации во всех сферах человеческого социума.
Все это становится особенно актуальным при обновлении таких процессов как экстремизм, терроризм.
У меня в руках карточки с вопросами, которые я предлагаю обсудить. Давайте для начала уточним само понятие « толерантность».
Ученик: (сообщение заранее подготовлено) На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах неизменно оставался министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека связано понятие «Толерантность».16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день Толерантности. Этот праздник был учрежден еще в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН.
Толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - терпимость к другим взглядам, нравам, привычкам.
В политике используется как уважение других политических движений, идей, государственных устройств.
В культуре используется как восприятие произведений разных по религиозным, историческим свойствам, а так же как уважение к культуре других народов.
В социуме используется как взаимодополняющее своеобразие различных народов, и других социальных групп. Уважение к чужим обычаям и нравам.
Толерантность – признак культуры или даже цивилизованности.
Толерантность - это предпосылка к продвижению народов к единству и сотрудничеству
Учитель: предлагаю обсудить первый вопрос: Как вы объясните понятие
« толерантная личность»
Прогнозируемый ответ (предлагаемый учащимися): Современный мир полон событий, которые являются ярким проявлением не толерантного поведения, доходящего до геноцида. Люди по своей природе различны по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. Каждый свободен, придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Истории известны примеры трагедий целых народов, которые произошли по вине людей облеченных властью. Трагедии народов неотделимы от трагедий отдельных людей. Когда с помощью оружия решают проблемы, страдают все.
И только толерантная личность, человек, хорошо знающий, себя и признающий других может принять правильное решение.
Толерантность - это готовность принимать других людей такими, какие они есть, т.е. терпимость к их убеждениям, религиозным и философским воззрениям, культурным традициям, обычаям
Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.
Толерантный путь-это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Учитель: В ваших ответах слово "толерантность" звучит в позитивном контексте. Но можно привести примеры, когда терпимость перерастает в слабодушие: когда мы молчим и не хотим становиться ни на чью сторону. Не всегда можем сказать, с чем я не согласен. И молчание объясняем тем, что не хотим человека обижать.
Учитель: предлагаю обсудить второй вопрос: Что маскируется под толерантностью? Как отличить определение «толерантность» и «конформизма»?
Прогнозируемый ответ (предлагаемый учащимися):
Конформизм - готовность поступать в определенной ситуации таим же образом, как и окружающие люди. Иными словами, готовность подражать окружающим в их действиях, убеждениях, взглядах.
Конформизм - равнодушие, страх, безразличие.
Толерантность – это не уступка или притворство.
Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека.
Нельзя быть равнодушными. Ведь именно с согласия равнодушных и творятся все беды на земле. Нельзя быть в стороне, надо быть активными членами общества, грамотными, образованными, чуткими к проблемам других людей.
НО, замечательное человеческое качество - пластичность – в своем развитии может привести к конформизму, когда человек лишается своего « Я» - индивидуальности и уникальности.
Учитель: значит, есть «границы толерантности». Предлагаю обсудить третий вопрос: Что значит « границы толерантности»?
Прогнозируемый ответ (предлагаемый учащимися): границей толерантности могут быть общечеловеческие нормы морали, нормы поведения, основой которых является добро как отсутствие зла и которые реализуются в социуме. Излишняя толерантность способствует интолерантности. Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Нельзя ко всему относиться терпимо, есть объективно нетерпимое, неприемлемое: насилие, дискриминация, расистские акции, рабский труд детей и т.д. Применимость толерантности зависит от ответа на вопрос: по отношению к чему или к кому следует быть толерантным?
Мы не должны быть терпимыми ко всему. Например, к несправедливости, убийствам или к посягательствам на нашу свободу.
Толерантность — это не единомыслие, не всеобщее согласие. Нельзя заставить людей мыслить одинаково, верить одинаково, работать одинаково, отдыхать одинаково. Общее согласие должно быть в одном — в том, что мы все должны уважать друг друга. Это так же необходимо в гражданском обществе, как и всеобщее уважительное отношение к закону. Другими словами, толерантность — это следование «золотому правилу»: относись к другим людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Если ты желаешь себе только хорошее, то надо желать хорошее другим.
Учитель: Люди сильны тем, что живя в человеческом обществе, умеют принимать других, отличных от себя людей. Это не всегда просто, но необходимо, этому надо учиться. Дискриминация в обществе становится причиной и войн. Академик Лихачёв заметил, что «национальные особенности – это только некоторые акценты, а не качества, отсутствующие у других».
Предлагаю обсудить четвертый вопрос: Что значит дискриминационное поведение? Чем опасен человек, отличающий от нас?
Прогнозируемый ответ (предлагаемый учащимися): Все чаще можно услышать вопрос, что значит дискриминация? Этот термин обозначает
сознательное ущемление прав и свобод личности;
несправедливое отношение к индивиду;
лишение возможности выбора или голоса;
предвзятость;
в некоторых случаях дискриминация может сопровождаться насилием. В современном обществе дискриминацией личности называют отрицательное, несправедливое отношение к отдельным социальным группам и лишение их некоторых прав.
Подобное отношение связано с тем, что все население принадлежит к различным социальным группам - они могут различаться по нравственному, физическому, финансовому или гендерному признаку.
Практикум. Группа получает пакет с притчами про толерантность.
Учитель: Ваша задача: определить главную мысль притчи.
Первая группа.
Жил в пустыне маленький кактус – прикольная, любопытная колючка. И мечтал он познакомиться с людьми. Другие кактусы его отговаривали: «У них нет колючек, и они не любят нас! Проходя мимо только и думают, как нас пнуть побольнее». Но малыш продолжал думать о встрече с людьми. И вот однажды проходил в пустыне караван. Все кактусы будто съежились, стараясь, стать незаметнее. И только наш малыш приветливо расправил свои колючки, приглашая к знакомству. К нему подошел человек, как водится, укололся и произнес: «Ты такой же уродец, как и остальные» и отошел. Огорчился наш кактусенок, заплакал, и вдруг его слезы стали превращаться в прекрасный цветок. Обернулся человек, увидел такую красоту и подумал: «Надо же! И в таком уродце может быть красота!»
Главная мысль: Давайте же учиться видеть в других и показывать в себе не колючки, а красоту!
Вторая группа
Пришел юноша к мудрецу и попросил научить его быть сдержанным и не обижать ближних. Мудрец посоветовал ему вбивать в ворота гвоздь всякий раз, когда он разозлится на кого-то. Стал юноша вбивать гвозди. Но с каждым днем гвоздей было все меньше и меньше. В день, когда он никого не обидел, пришел он к мудрецу с этой радостной вестью. Но мудрец наказал ему каждый день просить прощенья у одного обиженного и доставать гвоздь из ворот. Юноша так и сделал. Когда он повинился перед всеми и достал все гвозди, он опять пришел к мудрецу. И услышал он такие слова: «Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана все равно останется...»
Главная мысль: Мыслите позитивно!
Третья группа.
Жил-был человек. Работал всю жизнь, вырастил сына, построил не один дом, но пришло время, и он состарился. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был, есть из неё. Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском дерева в руках. «Что ты хочешь сделать?» — спросил отец. «Деревянную кормушку. Из неё вы будут кушать, когда я вырасту» - ответил мальчик.
Главная мысль: Будьте осторожны в словах и поступках!
Четвертая группа.
Ученик пришел к учителю и посетовал ему на то, что его раздражают люди, непохожие на него. Мудрый учитель попросил ученика принести картофель и пакет. «Как они мне могут помочь?» - спросил ученик. На что учитель ответил: «Каждый раз, когда ты раздражаешься, клади картофелину, на которой ты напишешь, чем человек непохож на тебя, в мешок. И носи его всегда с собой» Последовал юноша совету своего учителя. Скоро в его мешке лежали картофелины со словами – иноверец, слишком умный, хромает, просто рыжий… С каждым днем картофеля в мешке прибавлялось Он стал тухнуть, да и носить его было тяжело. Пришел ученик к учителю и спросил, что ему теперь делать с тяжелым и зловонным мешком? Учитель ответил: «То же самое происходит и у тебя в душе. Когда ты на кого-нибудь злишься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Потом камней становиться всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки - в характер, который рождает зловонные пороки. Впредь каждый раз, думай, нужен ли тебе такой груз…»
Главная мысль: поступайте с другими так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами!
Пятая группа.
Давным-давно в старинном городе жил мудрец. Один смышленый мальчишка решил над ним подшутить. Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Улыбаясь, он подошёл к мудрецу и спросил: «Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?» Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое
мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
Главная мысль: Всё в твоих руках!
Учитель. Как правильно записать «толерантность? или толерантность!
Прогнозируемый ответ (предлагаемый учащимися):
Толерантный человек может иметь и отстаивать свое мнение, но в тоже время с уважением относиться к мнению других.
Толерантный!
Вывод.
Вспоминается мудрая притча. Умирал как- то старик, старейшина огромного семейства. Славилась эта огромная семья, прежде всего тем, что никогда не было у них ссор, споров, ругани. Жили они дружно, душа в душу… Подошли к умирающему старику люди и спрашивают: «Скажите, уважаемый, как вы как самый старший в этом роду добились такого согласия, избежали ссор и конфликтов в такой большой семье? В чем секрет? » Старик уже не мог говорить, но написал на бумаге: «Терпение. Любовь. Прощение». Я призываю всех! Давайте терпеть, любить, прощать. Давайте никогда не будем ссориться. Ведь мы все - единое целое… Мы - дети земли!!!
Мы все разные и все похожи. Человечество выживает сообща, а не по отдельности. Будем учиться среди людей.
Предлагается анкета. «Проявляешь ли ты толерантность?»
1. Для того чтобы не было войны…
А. нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!
Б. нужно понимать, почему они происходят.
2. В школе проходит акция «Милосердие»…
А. это тебя не интересует;
Б. пытаешься, чем можешь, помочь ветеранам.
3. Ты противостоишь насилию…
А. насилием;
Б. ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать нет.
4. Один товарищ тебя предал…
А. ты мстишь ему;
Б. ты пытаешься объясниться с ним.
5. Видишь, когда сильный обижает слабого…
А. равнодушно проходишь мимо;
Б. вмешиваешься.
6. Ты не согласен с кем-то…
А. ты не даешь ему говорить;
Б. ты все-таки слушаешь его.
7. Учитель ждет ответа учащегося…
А. кричишь с места;
Б. даешь возможность ответить другому.
8. У тебя в классе беженец или беженцы из других республик…
А. ты не общаешься с ним;
Б. помогаешь ему влиться в коллектив.
Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько ответов под пунктом «б» получилось.
Ключ к тесту
Если у тебя одни «б»:
Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.
Если у тебя от 3 до 5 «б»:
Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность, и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с не толерантностью.
Если у тебя менее 3 «б»:
Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично, и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи еще немного усилий.