1.Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. 1.1Целеполагание 1.2Актуализация опорных знаний 2.Освоение нового материала. 2.1 Работа со словарём 2.2 Чтение и беседа по тексту 3.Применение изученного материала 4.Подведение итогов. 4.1 Домашнее задание 4.2. Рефлексия | Учитель: Наш урок я начинаю с легенды. Французский вирусолог Юлий Пастель исследовал в своей лаборатории вирусы оспы. Неожиданно к нему явился незнакомец и представился секундантом одного вельможи, которому показалось, что тот его оскорбил. Вельможа требовал дуэль. Пастель спокойно выслушал незнакомца и сказал: « Раз меня вызывают на дуэль, я имею право выбрать оружие. Смотрите во 2 колбы, в одной из них вирус оспы, в другой вода, если человек, приславший вас, согласится одну из них выпить на выбор, я выпью другую. Дуэль не состоялась. Итак, ребята, скажите, пожалуйста, какого качества не хватало у того вельможи, который отказался от дуэли? -Верно, чему сегодня мы посвятим урок? Да, урок посвятим понятию «смелость». Тема нашего урока: «Что такое смелость?» (Слайд 1) Эпиграфом к нашему уроку станут слова Жан Жакка Руссо, древнего философа и писателя: «Не надо смешивать смелость с наглостью и грубостью: нет ничего более несходного ни по своему источнику, ни по результату». (слайд 2) Сегодня мы продолжим работу по подготовке к итоговой аттестации. Результатом нашей работы станет написание сочинения - рассуждения по теме «Что такое смелость?». Вспомним, как выглядит задание на экзамене. -Сформулируем цель нашего урока. - А какие задачи мы поставим перед собой? Что нам нужно сделать, чтобы успешно справиться с работой? - Посмотрим, правильно ли мы определили задачи. (слайд 5) 1) Повторить компоненты сочинения 2) Определить толкование слова «смелость» 3) Подобрать аргументы 4) Сформулировать вывод - Вспомним композицию сочинения – рассуждения, по которой будем выстраивать материал. - Сравним с презентацией. (Слайд 6). Записали клише в тетради. - Что такое тезис? - Что такое комментарий? - Что такое аргументы? - Что такое вывод? Как вы понимаете тезис «смелость»? Определение, мы говорили, состоит из двух частей. Есть несколько способов сформулировать определение. Есть способ синонимический. Подберём синонимы к слову «смелость»: Подберём антонимы к слову «смелость»: трусость, страх, нерешительность, боязнь. Работаем в парах. Первый ряд пары формулируют, что такое «смелость» с помощью синонимов, второй ряд- с помощью антонимов. Обратимся к словарю. Значение слова «смелость» ( слайд 8) В тетрадях запишите толкование слова, которое вам нравится. - Как можно прокомментировать это понятие? При каких обстоятельствах может быть проявлена смелость, на сколько это актуально в наши дни? Запишите в парах тезисно мысли. -Взять на себя ответственность, обладать смелостью. -В жизни встречается много ситуаций, где нужно проявить смелость. Смелость будет актуальна в любое время.) - А если не экстремальная ситуация? Сказать правду, вступиться за кого-то? Это тоже проявление смелости. - Что выполняем дальше? - Прочитать и проанализировать текст. - Для чего? - Обратимся к тексту Любови Фёдоровны Воронковой – советской писательницы, автора многих детских книг. Все ребятишки… -Какова тема текста? О чём текст? - А как вы понимаете смысл последней фразы? Какая же большая у тебя душа, Валентинка? - Какая Валентинка? Подберите эпитеты? -Какова основная мысль текста? - Этот эпизод о смелости соотносится с нашим определением «смелости»? Можем мы его использовать в сочинении? -Где взять второй аргумент? - Что такое жизненный опыт?(слайд 10-12) - Работаем над вторым аргументом в группах. Мозговой штурм.(слайд 13) Обсудите, напишите. - Озвучим, что получилось. Прислушивайтесь, может аргумент товарища понравится больше, чем свой. Формулируем вывод. Он логически должен быть связан с изложенным материалом и не должен противоречить тезису и аргументу. (слайд 14) - Таким образом, мы доказали, что смелость – это качество человека, для которого характерны отвага, решительность, храбрость. - Мы решили на уроке все поставленные задачи и достигли цели. Дома вам предстоит написать сочинение-рассуждение, что такое смелость?(слайд 15) 1 группа применяет аргумент из жизни (частный случай), 2 группа – аргумент из литературы, 3- из истории. Проверить и выставить баллы за каждую часть сочинения. - Что нового вы узнали на уроке? О чём задумались? Что показалось сложным? (слайд 16) - Где в жизни вы сможете применить полученные на уроке знания? - На экзамене. - В жизни у вас будет много трудностей, много ситуаций, где нужно проявить смелость, я вам желаю с честью выйти из этих ситуаций и помнить о том, что смелость - это начало победы, так считал древнегреческий писатель Плутон. (слайд 17) | - Смелости Читают (слайд 3) -Подготовка к написанию сочинения «Что такое смелость?» (слайд 4) - Сформулировать понятие, прокомментировать, прочитать текст, привести аргументы, сформулировать вывод, написать сочинение, последовательно расположить по структуре. 1. абзац - Тезис. 2. абзац – Комментарий ( можно совместить с тезисом) 3-4. – Аргументы 5. Вывод. (4-5 абзацев, зависит от объёма аргументов). Слайд 6 - Тезис - это положение, которое нужно доказать. Это «Смелость». (слайд 7) - Объяснение, пояснение тезиса. Мы расширяем состоятельность, нравственную актуальность. - Аргументы - доказательства. Первый аргумент приводим из текста, второй - из жизни ( кинофильмов, книг…). Вывод – обобщение всего сказанного. (Работа в парах) храбрость, отвага, решительность трусость, страх, нерешительность, боязнь 1)Смелость - это отвага, храбрость. 2)Смелость - это качество человека, противоположное трусости. (Смелость - качество человека, противопоставленное трусости Смелость – отсутствие страха 1. Смелое поведение, решимость. (Ожегов С.И.) 2. Отвага, решимость, смелое поведение. (Ушаков Д.Н) - Это качество проявляется в критических ситуациях для решения проблемы. - Да -Да - Чтобы взять аргумент из текста Читают текст - О смелости, проявленной на реке, во время ледокола. - Спасение мальчика – для неё само собой разумеющееся, она не чувствует себя героем. - Неравнодушная, храбрая, смелая, отзывчивая, отважная - Валентинка – это человек, который отозвался на чужую беду. Смелость приходит тогда, когда человек думает больше не о себе, а о других. Героиня думает не о себе, а о мальчике. - Да - Второй аргумент берём из жизненного опыта, произошедшего с самим человеком, частный случай, из художественных книг - Жизненный опыт – это то, что случилось с самим человеком, частный случай, из литературы, кинофильмов, из истории, из жизни знакомых. Пишут, обсуждают. (Учащиеся работают в группах, обсуждают, формулируют пример второго аргумента) - А.С.Пушкин. «Капитанская дочка» Гринёв готов остаться наедине с врагами, чтоб спасти Машу - это проявление смелости; (Иван Сусанин жертвовал собой, увёл поляков в болото- проявление смелости и т.д.) |