СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по развитию ноосферного мышления

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:

Проблемы, поднимаемые Максимом Горьким в рассказе «Старуха Изергиль»

Цели: 

1. Научить пониманию романтического произведения М. Горького

2. Развивать умения выделять и сопоставлять проблемные вопросы из легенд о Ларре и Данко.

3. Воспитывать бескорыстие, смелость, отрицательное отношение к эгоизму.

Тип урока: изучение нового материала

Наглядные пособия, литература: портрет М. Горького, текст произведения, иллюстрации к рассказу.

Ход урока

І. Организационный момент

Постановка проблемы.

Мы сегодня познакомимся с романтическим произведением писателя, которого называли Буревестником революции. Вы уже знакомы с содержанием. Какова тема рассказа «Старуха Изергиль»? А сможете ли вы выявить все антиподы, встречающиеся в тексте произведения?

ІІ. Опрос домашнего задания

1. Какая особенность композиции не относятся к рассказу?

а) всё повествование держится на описании чувств героев

б) состоит из трёх самостоятельных частей

в) центральная часть — рассказ о старухе Изергиль

2. Что собирали молдоване?

а) яблоки

б) виноград

в) гранаты

3. Сколько лет прошло, как вернулась девушка, украденная орлом?

а) двадцать лет

б) десять лет

в) пятьдеят лет

4. Что случилось с птицей, когда она начала слабеть?

а) попросила прощение

б) запела

в) разбилась насмерть

5. С кем сравнивает автор девушку, убитую сыном орла?

а) со звездой

б) со змеёй

в) с богиней

6. Какое наказание придумали мудрецы?

а) ходить по свету и ждать смерти

б) ходить по свету и помогать слабым

в) «наказание — в нём самом»

7. Какое явление природы подтвердило речь мудреца?

а) пошёл дождь

б) выглянуло солнце

в) грянул гром

8. Почему люди оказались в лесу?

а) заблудились

б) прогнали племена

в) там было постоянное место жительства

9. Что сделал для людей Данко?

а) разорвал грудь и вырвал из неё своё сердце

б) разорвал грудь, чтобы показать сою силу

в) разорвал грудь, принося себя в жертву

10. Что стало с сердцем Данко?

а) стало символом свободы и независимости

б) исчезло

в) рассыпалось в искры, угасло

ІІІ. Изучение нового материала.

 Говоря о творчестве Горького, необходимо остановиться на прозе, в которой особо выделяются романтические рассказы. Цель их – раскрыть противоречия жизни; в этих рассказах Горький воспевал радость борьбы, любовь к свободе, заставляя поверить, что человек может быть прекрасен. «В жизни всегда есть место подвигам» – это слова из рассказа «Старуха Изергиль», на котором и хотелось бы сегодня остановиться.

Для этого нужно вспомнить, что вообще в литературе называется романтизмом (запись в тетрадь). Романтизм – это направление в литературе и искусстве, характеризующееся стремлением к национальному индивидуальному своеобразию, изображению идеальных героев и чувств.

Истоки романтической прозы Горького таятся в памяти поколений, сохранившей прекрасные страницы прошлого, в легендах и сказаниях разных народов.

Изергиль – главная героиня рассказа, старая молдаванка, рассказывающая историю своей жизни, а также сказки о Ларре и Данко.

Композиционно «автобиография» Изергиль располагается между сказками, и это подчеркивает, что героиня объединяет черты двух полярно противоположных сказочных персонажей: крайний индивидуализм и стремление к яркому и исключительному, вплоть до самопожертвования. Вот её афоризм: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать, и найдёт, где это можно. В жизни… всегда есть место подвигам».

IV. Закрепление нового материала

Задание 1.

Какую роль играет старуха Изергиль в рассказе Горького?

Каков смысл последовательности трех частей рассказа?

В чём видят смысл жизни герои рассказа?

Почему легенды о Ларре и Данко передаются от имени Изергиль?

Каково на ваш взгляд идейное содержание легенд?

(Запись в тетрадь)

Идейное содержание легенды о Ларре: осуждение себялюбия и индивидуализма; изгнание из человеческого общества – самая страшная кара для человека.

Идейное содержание легенды о Данко: гуманизм личности Данко, отношение героя к людям; прославление подвига во имя людей.

В чем смысл противопоставления этих двух героев?

Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре. Гордость –  Чувство собственного достоинства, самоуважения. Высоко мнение, чрезмерное высокое мнение о себе. Гордыня – непомерная гордость. Что же было в основе ее жизни: желание любви и желание свободы? Чему была посвящена жизнь Изергиль? Почему? Можно ли Изергиль назвать сильной личностью? На что обречена Изергиль в конце жизни?

V. Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение на тему «Чему научил меня рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль»?»

VI. Рефлексия

Дополните облако «тегов»:

сегодня я узнал...

было трудно…

я понял, что…

я научился…

я смог…

было интересно узнать, что…

меня удивило…

мне захотелось… 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок по развитию ноосферного мышления»


Урок по развитию ноосферного мышления


Тема:

Проблемы, поднимаемые Максимом Горьким в рассказе «Старуха Изергиль»

Цели: 

1. Научить пониманию романтического произведения М. Горького

2. Развивать умения выделять и сопоставлять проблемные вопросы из легенд о Ларре и Данко.

3. Воспитывать бескорыстие, смелость, отрицательное отношение к эгоизму.

Тип урока: изучение нового материала

Наглядные пособия, литература: портрет М. Горького, текст произведения, иллюстрации к рассказу.

Ход урока

І. Организационный момент

Постановка проблемы.

Мы сегодня познакомимся с романтическим произведением писателя, которого называли Буревестником революции. Вы уже знакомы с содержанием. Какова тема рассказа «Старуха Изергиль»? А сможете ли вы выявить все антиподы, встречающиеся в тексте произведения?

ІІ. Опрос домашнего задания

1. Какая особенность композиции не относятся к рассказу?

а) всё повествование держится на описании чувств героев

б) состоит из трёх самостоятельных частей

в) центральная часть — рассказ о старухе Изергиль

2. Что собирали молдоване?

а) яблоки

б) виноград

в) гранаты

3. Сколько лет прошло, как вернулась девушка, украденная орлом?

а) двадцать лет

б) десять лет

в) пятьдеят лет

4. Что случилось с птицей, когда она начала слабеть?

а) попросила прощение

б) запела

в) разбилась насмерть

5. С кем сравнивает автор девушку, убитую сыном орла?

а) со звездой

б) со змеёй

в) с богиней

6. Какое наказание придумали мудрецы?

а) ходить по свету и ждать смерти

б) ходить по свету и помогать слабым

в) «наказание — в нём самом»

7. Какое явление природы подтвердило речь мудреца?

а) пошёл дождь

б) выглянуло солнце

в) грянул гром

8. Почему люди оказались в лесу?

а) заблудились

б) прогнали племена

в) там было постоянное место жительства

9. Что сделал для людей Данко?

а) разорвал грудь и вырвал из неё своё сердце

б) разорвал грудь, чтобы показать сою силу

в) разорвал грудь, принося себя в жертву

10. Что стало с сердцем Данко?

а) стало символом свободы и независимости

б) исчезло

в) рассыпалось в искры, угасло

ІІІ. Изучение нового материала.

 Говоря о творчестве Горького, необходимо остановиться на прозе, в которой особо выделяются романтические рассказы. Цель их – раскрыть противоречия жизни; в этих рассказах Горький воспевал радость борьбы, любовь к свободе, заставляя поверить, что человек может быть прекрасен. «В жизни всегда есть место подвигам» – это слова из рассказа «Старуха Изергиль», на котором и хотелось бы сегодня остановиться.

Для этого нужно вспомнить, что вообще в литературе называется романтизмом (запись в тетрадь). Романтизм – это направление в литературе и искусстве, характеризующееся стремлением к национальному индивидуальному своеобразию, изображению идеальных героев и чувств.

Истоки романтической прозы Горького таятся в памяти поколений, сохранившей прекрасные страницы прошлого, в легендах и сказаниях разных народов.

Изергиль – главная героиня рассказа, старая молдаванка, рассказывающая историю своей жизни, а также сказки о Ларре и Данко.

Композиционно «автобиография» Изергиль располагается между сказками, и это подчеркивает, что героиня объединяет черты двух полярно противоположных сказочных персонажей: крайний индивидуализм и стремление к яркому и исключительному, вплоть до самопожертвования. Вот её афоризм: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать, и найдёт, где это можно. В жизни… всегда есть место подвигам».

IV. Закрепление нового материала

Задание 1.

Какую роль играет старуха Изергиль в рассказе Горького?

Каков смысл последовательности трех частей рассказа?

В чём видят смысл жизни герои рассказа?

Почему легенды о Ларре и Данко передаются от имени Изергиль?

Каково на ваш взгляд идейное содержание легенд?

(Запись в тетрадь)

Идейное содержание легенды о Ларре: осуждение себялюбия и индивидуализма; изгнание из человеческого общества – самая страшная кара для человека.

Идейное содержание легенды о Данко: гуманизм личности Данко, отношение героя к людям; прославление подвига во имя людей.

В чем смысл противопоставления этих двух героев?

Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре.
Гордость – 
Чувство собственного достоинства, самоуважения.
Высоко мнение, чрезмерное высокое мнение о себе.
Гордыня – непомерная гордость.
Что же было в основе ее жизни: желание любви и желание свободы?
Чему была посвящена жизнь Изергиль? Почему?
Можно ли Изергиль назвать сильной личностью?
На что обречена Изергиль в конце жизни?

V. Домашнее задание

Написать сочинение-рассуждение на тему «Чему научил меня рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль»?»

VI. Рефлексия

Дополните облако «тегов»:

сегодня я узнал...

было трудно…

я понял, что…

я научился…

я смог…

было интересно узнать, что…

меня удивило…

мне захотелось… 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!