Урок словесности по теме: «Меткие, озаряющие слова».
Учитель: Долгих Т.М.
Тема : «Меткие, озаряющие слова». ( Пушкин, о Пушкине, с Пушкиным».
Цель: 1) Повторить тему «Имя прилагательное»,
сделав акцент на роли прилагательных в речи;
2) Посмотреть, как ищет писатель самое
нужное, самое точное слово;
3) Прививать интерес к русскому языку и русской литературе,
показав красоту, точность и выразительность языка.
Эпиграф урока:
До Пушкина… ещё никто не умел придавать
русскому языку столько точности, выразительности и
красоты.
Н. Чернышевский.
Ход урока.
1). Повторение.
Работа у доски: подготовиться к связному рассказу о имени прилагательном.
Класс: записать под диктовку в тетради:
Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен.
А.Куприн.
- В чём смысл этого предложения?
-Есть ли здесь прилагательные?
- К какому разряду они относятся?
- Самостоятельно разобрать по членам предложения.
Проверка ответа у доски и его анализ, сделанный уч-ся.
-Какова обычная функция прилагательных?
-А необычная? (прилагательные, получая дополнительное значение, становятся эпитетом)
Эпитет - это самое меткое, самое свежее, самое нужное , «озаряющее»слово, которое подбирает писатель, изображая уже известный нам предмет.
-Объясните постановку знаков препинания в предложении.
- Какие орфограммы встретились?
Самодиктант:
Под голубыми небесами Под голубыми небесами
Великолепными коврами, Необозримыми коврами,
Блестя на солнце, снег лежит… Как саван, белый снег лежит…
- Кто написал без ошибок?
Сравнение первоначального варианта с окончательным:
-Почему великий поэт заменил прилагательное «необозримыми» прилагательным «великолепными»?
- Почему поэт снял сравнение «саван»?
- Какие синонимы можно подобрать к слову «великолепными»?
-А какие эпитеты вы подобрали бы к слову СНЕГ?
Теперь перейдём к тому, какие определения - прилагательные к слову СНЕГ подбирает поэт. Как « работают» прилагательные в его стихах.
Татьяна (русская душою, сама не зная почему)
С её холодною красою любила русскую зиму,
На солнце иней в день в день морозный,
И сани, и зарёю поздней сиянье розовых снегов
И мглу крещенских вечеров.
В поле чистом серебрится
Снег волнистый и рябой,
Светит месяц, тройка мчится
По дороге столбовой.
( При анализе стихов – показ слайдов зимних пейзажей.)
(Портрет И. Пущина, краткий экскурс)
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединённый,
Печальным снегом занесённый,
Твой колокольчик огласил.
- Почему друг бесценный? (Что может быть бесценным?)
-Почему «печальным снегом?»
- Назовите антоним к слову ПЕЧАЛЬНЫЙ.
-А есть ли у Пушкина «весёлый снег»?
Опрятней модного п…ркета
Бл…стает речка, льдом одета.
Мальчишек радос?…ный народ
Коньками звучно режет лёд;
На красных лапках гусь т…жёлый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лёд,
Скользит и падает;
Весёлый мелькает, вьётся первый снег,
Звездами падая на брег.
-Сколько картинок - зарисовок даёт поэт?
- Почему Пушкин, рассказывая о зиме, вводит красное пятно?
-В каком ещё описании зимы есть прилагательное КРАСНЫЙ?
- Почему гусь тяжёлый?
- Почему бережно ступает?
Дома должны были посмотреть, много ли прилагательных использует в своих произведениях Пушкин?
-Какова роль прилагательных в речи?
Д/З. С.Я. Маршак: « Пушкин и всегда был скуп на прилагательные. А в сказках особенно». Докажите правильность суждения.