Тема урока: «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ».
Цели урока:
1)повторить изученный в 5 классе материал об имени прилагательном как части речи (значение, изменение, синтаксическая роль, употребление в речи) и закрепить умение правильно писать падежные окончания;
3)воспитать любовь к родному языку, родной природе, творчеству мастера словесного искусства А.С.Пушкина, привить интерес к их познанию.
Задачи: повторить и обобщить знания учащихся о прилагательном как части речи, сформировать умение находить прилагательное в тексте и употреблять его в собственных высказываниях, развивать речь учащихся, обогащать словарный запас учеников.
Планируемые результаты:
Предметные:
Личностные:
испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;
уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве;
осознавать роль прилагательных в устной и письменной речи;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей.
Метапредметные:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
выразительно читать и пересказывать текст;
учиться работать в паре, группе;
умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.
Тип урока: урок повторения знаний (урок-практикум).
Оборудование: учебник, презентация к уроку, карточки.
Ход урока
1. Организационный момент (положительный эмоциональный настрой + запись числа).
Здравствуйте, ребята! Чтобы лучше нам настроиться на урок, я прочитаю вам такое стихотворение:
Давайте, ребята, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим друзьям!
К уроку готовы! Тогда - за работу!
Удачи желаю я Вам!
2. Мобилизирующий этап.
а) Восстановите по памяти пропущенные слова в отрывке из известного вам стихотворения. (Записано на доске.)
Под……………….. н..бесами
……………………. к..врами,
Бл..стя на солнце, снег лежит;
.……………. лес один черне..т,
И ель сквозь иней зелене..т,
И реч(?)ка подо льдом бл..стит.
( ? )
-Прочитайте его выразительно.
-Назовите автора, название произведения (А.С.Пушкин «Зимнее утро»).
-Запишите этот отрывок в тетрадь. (3 ученика вставляют по одному слову на доске: голубыми, Великолепными, Прозрачный). Не забудьте про автора.
б) Орфографическая работа.
- Сгруппируйте слова с одинаковой орфограммой парами, объясните их написание (небесами – коврами, блестя – блестит, чернеет – зеленеет). Какие из них являются однокоренными? (блестя – блестит) А реч(?)ка? Найдите для неё пару среди слов в записанном отрывке (прозрачный).
в) -Какие слова в стихотворении говорят о том, что перед нами действительно зимнее утро? (Снег, иней, подо льдом).
-Назовите только слова, которые вы вставили. К какой части речи они относятся?
-Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Имена прилагательные). Запись темы в тетрадях и на доске.
г) Объявление цели урока: повторить изученное об имени прилагательном в 5 классе, а именно: значение, изменение, их роль в предложении и нашей речи, а также правописание падежных окончаний прилагательных.
3. Актуализация знаний и умений учащихся.
а) -Для начала вспомним, какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем? (На доске есть подсказка:
Сегодня на уроке :
МОРФОЛОГИЯ.
-Что изучает морфология? (Слова как части речи).
-Какую часть речи мы уже изучили? (Имя существительное).
-А с сегодняшнего дня мы отправляемся в государство под названием
Имя
прилагательное
-И будем работать по плану характеристики части речи ( напечатан на альбомном листе):
1. Что обозначает?
2. На какие вопросы отвечает?
3. Как изменяется?
4.Каким членом предложения является?
б) -Начнём со значения. Как бы вы ответили на первый вопрос? (Имя прилагательное обозначает признак предмета).
-Что может быть признаком? (Цвет, форма, размер, запах, качество……).
-Охарактеризуйте вставленные прилагательные из стихотворения с этой точки зрения.
(Голубыми – цвет, великолепными и прозрачный – качество)
-А теперь подберите к существительным, которые записаны на доске в столбик, признаки, выраженные именами прилагательными, и запишите получившиеся словосочетания в тетрадь. Постарайтесь, чтобы признаки были разными: цвет, размер, качество и т.п.
Ветер
снег
облака
деревья
( Сильный ветер, рыхлый снег, лёгкие облака, высокие деревья и др.)
- Какие слова в записанных словосочетаниях являются главными? Обозначьте их соответствующим значком .
в) -Какие ещё слова в стихотворении, кроме прилагательных, помогают нам увидеть картину зимнего утра «в цвете»? (Чернеет, зеленеет).
-К какой части речи относятся эти слова? (Это глаголы). Почему вы так решили? ( Они отвечают на вопрос: что делает?).
-А на какие вопросы отвечают имена прилагательные? (Это уже второй вопрос плана).
(Какой? Чей?).
г) -А теперь настала пора вспомнить, как же изменяются имена прилагательные. (Третий
вопрос нашего плана)
-Сравните слова голубыми и прозрачный сначала по признаку числа, а затем - падежа. Как правильно определить эти признаки у прилагательных? (Сначала найти имена существительные, от которых зависят эти прилагательные) Далее учащиеся надписывают в тетрадях над словами: голубыми – мн.ч., Т.п.; прозрачный – ед.ч., И.п. Сделайте 1-ый вывод. (Как и существительные, от которых они зависят, прилагательные изменяются по числам и падежам)
-Сравните прилагательные в словосочетаниях прозрачный лес и прозрачная даль. Укажите над прилагательным прозрачный его род (м.р.). Сделайте 2-ый вывод. (В отличие от существительных, прилагательные изменяются ещё и по родам)
д) -Ну и наконец, поговорим о роли прилагательных в предложении и нашей речи.
Синтаксический разбор предложения.
Мягкий янтарный блеск разливался во всей окрестности. (Ученик выполняет синтаксический разбор предложения на доске, остальные – в тетрадях).
Как бы вы ответили на четвёртый вопрос плана? ( Чаще всего в предложении прилагательные бывают определениями).
- Обратимся к нашему тексту. Сколько в нём предложений? (Одно). Найдите и подчеркните в нём грамматическую основу (или основы). Работа выполняется на доске (несколько человек) и в тетрадях: снег лежит, лес чернеет, ель зеленеет, речка блестит.
-Сделайте вывод: какое это предложение по количеству грамматических основ? (Сложное)
-Нарисуйте схему этого предложения. ( [1) - = ] ; [2) - = ], и [3) - = ], и [4) - = ] ) Объясните постановку запятых перед союзом И.
-Подчеркните прилагательные из стихотворного текста как члены предложения. (Все они являются определениями: голубыми, великолепными, прозрачный)
-Для чего употребляются прилагательные в речи? ( Делают нашу речь выразительной, яркой, красивой, образной, эмоциональной)
-Как мы называем красочные, яркие определения? (Эпитеты)
- Являются ли эпитетами прилагательные в записанном отрывке? (Да)
ж) В учебнике найдите теоретический материал об имени прилагательном, внимательно прочитайте его про себя и найдите то, о чем сегодня на уроке не шла речь.
( Прилагательные могут иметь краткую форму. Имена прилагательные бывают сказуемыми)
-Речь о них, их правописании и синтаксической роли будет на следующем уроке.
Физкультминутка.
-Давайте поиграем! Встаньте! Я буду называть однокоренные слова. Если вы услышите среди них имена прилагательные, то присядьте на корточки. Не забывайте про вопросы! Заодно и разомнёмся немного. Всем ли понятно условие игры?
-Зима, зимний, зимовать, зимостойкий, зимовка, зимой, зимоустойчивый.
-Какие из названных прилагательных являются синонимами? (Зимостойкий и зимоустойчивый)
-Какие это слова по своему составу? (Сложные)
- Докажем это. Запишем их в тетрадь и на доску, выделим в них корни, объясним написание соединительной гласной.
4. Проверка уровня обученности.
Отгадайте загадки. Отгадайте, о чем речь в тексте. Подчеркните прилагательные, отгадайте загадки:
1.Бежит свинья
Железная спина
Льняной хвостик.
2.Черный Ивашка,
Деревянная рубашка.
Где носом поведет,
Там заметку кладет.
3.Тонкий, высокий
Упал в осоку,
Сам не вышел,
А детей вывел.
4.Сама длинная,
Нос длинный,
А ручки маленькие.
5.Сам алый,
Сахарный.
Кафтан зеленый,
Бархатный.
6.Земля беленькая,
А птички на ней
Черненькие.
(Ответы: иголка, карандаш, дождь и грибы, коса, арбуз, книга.)
- Сделаем вывод: для чего же служат прилагательные? (чтобы обозначать различные признаки предмета, характеризовать предмет с разных сторон, выделить из ряда подобных, заключают в себе авторскую оценку)
-А наш сегодняшний урок продолжит небольшой тест:
На слайде 5 тестовых вопросов, ученики записывают в тетради буквы-ответы. Самые внимательные найдут в ответах прилагательное «белый». Следующий слайд – ключ к тесту для самопроверки.
Тест
Имя прилагательное означает:
А) действие предмета
Б) признак предмета
В) количество предметов.
2. В предложении имя прилагательное может выступать:
Г) только определением
Д) только сказуемым
Е) и определением, и сказуемым.
3. На какой вопрос отвечает имя прилагательное:
Л) какой? чей?
К) сколько?
М) кто? что?
4. Найти имя прилагательное:
П) говорить
Р) пятнадцать
Ы) весёлый.
5. В каком предложении есть прилагательное:
Й) Мне купили красивое платье.
У) Идёт дождь.
Я) Мне весело с друзьями.
Ключ к тесту для самопроверки: 1-б, 2-е, 3-л, 4-ы, 5-й.
5. Рефлексия.
- Ребята, оцените себя (детям разрешается оценивать себя по 5-балльной шкале или написать небольшой комментарий по поводу работы на уроке).
Карточка самооценивания
«Я» | Как работал на уроке. Допускал ли ошибки? | Ответ: |
«Мы» | Насколько мне помогли одноклассники, учитель, а я – им? | Ответ: |
«Мои знания» | Понял ли я материал? Узнал ли я больше? | Ответ: |
6. Итоги урока. Оценивание учащихся.
-А я бы хотела тоже отметить работу некоторых ребят…
7. Запись домашнего задания.
Карточка самооценивания
«Я» | Как работал на уроке. Допускал ли ошибки? | Ответ: |
«Мы» | Насколько мне помогли одноклассники, учитель, а я – им? | Ответ: |
«Мои знания» | Понял ли я материал? Узнал ли я больше? | Ответ: |
Карточка самооценивания
«Я» | Как работал на уроке. Допускал ли ошибки? | Ответ: |
«Мы» | Насколько мне помогли одноклассники, учитель, а я – им? | Ответ: |
«Мои знания» | Понял ли я материал? Узнал ли я больше? | Ответ: |
Карточка самооценивания
«Я» | Как работал на уроке. Допускал ли ошибки? | Ответ: |
«Мы» | Насколько мне помогли одноклассники, учитель, а я – им? | Ответ: |
«Мои знания» | Понял ли я материал? Узнал ли я больше? | Ответ: |
Под …… н..бесами
…… к..врами,
Бл..стя на солнце, снег лежит;
…… лес один черне..т,
И ель сквозь иней зелене..т,
И реч(?)ка подо льдом бл..стит.
( ? )
План характеристики части речи
1. Что обозначает?
2. На какие вопросы отвечает? 3. Как изменяется?
4.Каким членом предложения является?
Тест
Имя прилагательное означает:
А) действие предмета
Б) признак предмета
В) количество предметов.
2. В предложении имя прилагательное может выступать:
Г) только определением
Д) только сказуемым
Е) и определением, и сказуемым.
3. На какой вопрос отвечает имя прилагательное:
Л) какой? чей?
К) сколько?
М) кто? что?
4. Найти имя прилагательное:
П) говорить
Р) пятнадцать
Ы) весёлый.
5. В каком предложении есть прилагательное:
Й) Мне купили красивое платье.
У) Идёт дождь.
Я) Мне весело с друзьями.
Тест
Имя прилагательное означает:
А) действие предмета
Б) признак предмета
В) количество предметов.
2. В предложении имя прилагательное может выступать:
Г) только определением
Д) только сказуемым
Е) и определением, и сказуемым.
3. На какой вопрос отвечает имя прилагательное:
Л) какой? чей?
К) сколько?
М) кто? что?
4. Найти имя прилагательное:
П) говорить
Р) пятнадцать
Ы) весёлый.
5. В каком предложении есть прилагательное:
Й) Мне купили красивое платье.
У) Идёт дождь.
Я) Мне весело с друзьями.
Тест
Имя прилагательное означает:
А) действие предмета
Б) признак предмета
В) количество предметов.
2. В предложении имя прилагательное может выступать:
Г) только определением
Д) только сказуемым
Е) и определением, и сказуемым.
3. На какой вопрос отвечает имя прилагательное:
Л) какой? чей?
К) сколько?
М) кто? что?
4. Найти имя прилагательное:
П) говорить
Р) пятнадцать
Ы) весёлый.
5. В каком предложении есть прилагательное:
Й) Мне купили красивое платье.
У) Идёт дождь.
Я) Мне весело с друзьями.