СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

1)повторить изученный в 5 классе материал об имени прилагательном  как части речи (значение, изменение, синтаксическая роль, употребление в речи) и закрепить умение правильно писать падежные окончания;

3)воспитать любовь к родному языку, родной природе, творчеству мастера словесного искусства А.С.Пушкина, привить интерес к их познанию.

Задачи: повторить и обобщить знания учащихся о прилагательном как части речи, сформировать умение находить прилагательное в тексте и употреблять его в собственных высказываниях, развивать речь учащихся, обогащать словарный запас учеников.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • распознавание прилагательных в тексте;
  • построение речевых  высказываний с употреблением имён прилагательных.

Личностные:

  • испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;
  • уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве;
  • осознавать роль прилагательных в устной и письменной  речи;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей.

Метапредметные:

  • находить ответы на вопросы;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме; 
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • учиться работать в паре, группе;
  • умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Тип урока: урок повторения знаний  (урок-практикум).

Оборудование: учебник,  презентация к уроку, карточки.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ».»

Тема урока: «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ».

Цели урока:

1)повторить изученный в 5 классе материал об имени прилагательном как части речи (значение, изменение, синтаксическая роль, употребление в речи) и закрепить умение правильно писать падежные окончания;

3)воспитать любовь к родному языку, родной природе, творчеству мастера словесного искусства А.С.Пушкина, привить интерес к их познанию.

Задачи: повторить и обобщить знания учащихся о прилагательном как части речи, сформировать умение находить прилагательное в тексте и употреблять его в собственных высказываниях, развивать речь учащихся, обогащать словарный запас учеников.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • распознавание прилагательных в тексте;

  • построение речевых высказываний с употреблением имён прилагательных.

Личностные:

  • испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;

  • уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве;

  • осознавать роль прилагательных в устной и письменной речи;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сопереживать;

  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей.

Метапредметные:

  • находить ответы на вопросы;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • учиться работать в паре, группе;

  • умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Тип урока: урок повторения знаний (урок-практикум).

Оборудование: учебник, презентация к уроку, карточки.

Ход урока

1. Организационный момент (положительный эмоциональный настрой + запись числа).

Здравствуйте, ребята! Чтобы лучше нам настроиться на урок, я прочитаю вам такое стихотворение:

Давайте, ребята, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим друзьям!

К уроку готовы! Тогда - за работу!

Удачи желаю я Вам!

2. Мобилизирующий этап.

а) Восстановите по памяти пропущенные слова в отрывке из известного вам стихотворения. (Записано на доске.)

Под……………….. н..бесами

……………………. к..врами,

Бл..стя на солнце, снег лежит;

.……………. лес один черне..т,

И ель сквозь иней зелене..т,

И реч(?)ка подо льдом бл..стит.

( ? )

-Прочитайте его выразительно.

-Назовите автора, название произведения (А.С.Пушкин «Зимнее утро»).

-Запишите этот отрывок в тетрадь. (3 ученика вставляют по одному слову на доске: голубыми, Великолепными, Прозрачный). Не забудьте про автора.

б) Орфографическая работа.

- Сгруппируйте слова с одинаковой орфограммой парами, объясните их написание ебесами – коврами, блестя – блестит, чернеет – зеленеет). Какие из них являются однокоренными? (блестя – блестит) А реч(?)ка? Найдите для неё пару среди слов в записанном отрывке (прозрачный).

в) -Какие слова в стихотворении говорят о том, что перед нами действительно зимнее утро? (Снег, иней, подо льдом).

-Назовите только слова, которые вы вставили. К какой части речи они относятся?

-Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Имена прилагательные). Запись темы в тетрадях и на доске.

г) Объявление цели урока: повторить изученное об имени прилагательном в 5 классе, а именно: значение, изменение, их роль в предложении и нашей речи, а также правописание падежных окончаний прилагательных.

3. Актуализация знаний и умений учащихся.

а) -Для начала вспомним, какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем? (На доске есть подсказка:

Сегодня на уроке :

МОРФОЛОГИЯ.

-Что изучает морфология? (Слова как части речи).

-Какую часть речи мы уже изучили? (Имя существительное).

-А с сегодняшнего дня мы отправляемся в государство под названием

Имя

прилагательное

-И будем работать по плану характеристики части речи ( напечатан на альбомном листе):

1. Что обозначает?

2. На какие вопросы отвечает?

3. Как изменяется?

4.Каким членом предложения является?

б) -Начнём со значения. Как бы вы ответили на первый вопрос? (Имя прилагательное обозначает признак предмета).

-Что может быть признаком? (Цвет, форма, размер, запах, качество……).

-Охарактеризуйте вставленные прилагательные из стихотворения с этой точки зрения.

(Голубыми – цвет, великолепными и прозрачный – качество)

-А теперь подберите к существительным, которые записаны на доске в столбик, признаки, выраженные именами прилагательными, и запишите получившиеся словосочетания в тетрадь. Постарайтесь, чтобы признаки были разными: цвет, размер, качество и т.п.

Ветер

снег

облака

деревья

( Сильный ветер, рыхлый снег, лёгкие облака, высокие деревья и др.)

- Какие слова в записанных словосочетаниях являются главными? Обозначьте их соответствующим значком .

в) -Какие ещё слова в стихотворении, кроме прилагательных, помогают нам увидеть картину зимнего утра «в цвете»? (Чернеет, зеленеет).

-К какой части речи относятся эти слова? (Это глаголы). Почему вы так решили? ( Они отвечают на вопрос: что делает?).

-А на какие вопросы отвечают имена прилагательные? (Это уже второй вопрос плана).

(Какой? Чей?).

г) -А теперь настала пора вспомнить, как же изменяются имена прилагательные. (Третий

вопрос нашего плана)

-Сравните слова голубыми и прозрачный сначала по признаку числа, а затем - падежа. Как правильно определить эти признаки у прилагательных? (Сначала найти имена существительные, от которых зависят эти прилагательные) Далее учащиеся надписывают в тетрадях над словами: голубыми – мн.ч., Т.п.; прозрачный – ед.ч., И.п. Сделайте 1-ый вывод. (Как и существительные, от которых они зависят, прилагательные изменяются по числам и падежам)

-Сравните прилагательные в словосочетаниях прозрачный лес и прозрачная даль. Укажите над прилагательным прозрачный его род (м.р.). Сделайте 2-ый вывод. (В отличие от существительных, прилагательные изменяются ещё и по родам)

д) -Ну и наконец, поговорим о роли прилагательных в предложении и нашей речи.

Синтаксический разбор предложения.

Мягкий янтарный блеск разливался во всей окрестности. (Ученик выполняет синтаксический разбор предложения на доске, остальные – в тетрадях).

Как бы вы ответили на четвёртый вопрос плана? ( Чаще всего в предложении прилагательные бывают определениями).

- Обратимся к нашему тексту. Сколько в нём предложений? (Одно). Найдите и подчеркните в нём грамматическую основу (или основы). Работа выполняется на доске (несколько человек) и в тетрадях: снег лежит, лес чернеет, ель зеленеет, речка блестит.

-Сделайте вывод: какое это предложение по количеству грамматических основ? (Сложное)

-Нарисуйте схему этого предложения. ( [1) - = ] ; [2) - = ], и [3) - = ], и [4) - = ] ) Объясните постановку запятых перед союзом И.

-Подчеркните прилагательные из стихотворного текста как члены предложения. (Все они являются определениями: голубыми, великолепными, прозрачный)

-Для чего употребляются прилагательные в речи? ( Делают нашу речь выразительной, яркой, красивой, образной, эмоциональной)

-Как мы называем красочные, яркие определения? (Эпитеты)

- Являются ли эпитетами прилагательные в записанном отрывке? (Да)

ж) В учебнике найдите теоретический материал об имени прилагательном, внимательно прочитайте его про себя и найдите то, о чем сегодня на уроке не шла речь.

( Прилагательные могут иметь краткую форму. Имена прилагательные бывают сказуемыми)

-Речь о них, их правописании и синтаксической роли будет на следующем уроке.

Физкультминутка.

-Давайте поиграем! Встаньте! Я буду называть однокоренные слова. Если вы услышите среди них имена прилагательные, то присядьте на корточки. Не забывайте про вопросы! Заодно и разомнёмся немного. Всем ли понятно условие игры?

-Зима, зимний, зимовать, зимостойкий, зимовка, зимой, зимоустойчивый.

-Какие из названных прилагательных являются синонимами? (Зимостойкий и зимоустойчивый)

-Какие это слова по своему составу? (Сложные)

- Докажем это. Запишем их в тетрадь и на доску, выделим в них корни, объясним написание соединительной гласной.

4. Проверка уровня обученности.

Отгадайте загадки. Отгадайте, о чем речь в тексте. Подчеркните прилагательные, отгадайте загадки:

1.Бежит свинья

Железная спина

Льняной хвостик.

2.Черный Ивашка,

Деревянная рубашка.

Где носом поведет, 

Там заметку кладет.

3.Тонкий, высокий

Упал в осоку,

Сам не вышел,

А детей вывел.

4.Сама длинная,

Нос длинный,

А ручки маленькие.

5.Сам алый,

Сахарный.

Кафтан зеленый,

Бархатный.

6.Земля беленькая,

А птички на ней

Черненькие.

(Ответы: иголка, карандаш, дождь и грибы, коса, арбуз, книга.)

- Сделаем вывод: для чего же служат прилагательные? (чтобы обозначать различные признаки предмета, характеризовать предмет с разных сторон, выделить из ряда подобных, заключают в себе авторскую оценку)

-А наш сегодняшний урок продолжит небольшой тест:

На слайде 5 тестовых вопросов, ученики записывают в тетради буквы-ответы. Самые внимательные найдут в ответах прилагательное «белый». Следующий слайд – ключ к тесту для самопроверки.

Тест

  1. Имя прилагательное означает:

А) действие предмета

Б) признак предмета

В) количество предметов.

2. В предложении имя прилагательное может выступать:

Г) только определением

Д) только сказуемым

Е) и определением, и сказуемым.

3. На какой вопрос отвечает имя прилагательное:

Л) какой? чей?

К) сколько?

М) кто? что?

4. Найти имя прилагательное:

П) говорить

Р) пятнадцать

Ы) весёлый.

5. В каком предложении есть прилагательное:

Й) Мне купили красивое платье.

У) Идёт дождь.

Я) Мне весело с друзьями.

Ключ к тесту для самопроверки: 1-б, 2-е, 3-л, 4-ы, 5-й.

5. Рефлексия.

- Ребята, оцените себя (детям разрешается оценивать себя по 5-балльной шкале или написать небольшой комментарий по поводу работы на уроке).


Карточка самооценивания



«Я»

Как работал на уроке. Допускал ли ошибки?


Ответ:



«Мы»

Насколько мне помогли одноклассники, учитель, а я – им?


Ответ:

«Мои знания»

Понял ли я материал? Узнал ли я больше?

Ответ:

6. Итоги урока. Оценивание учащихся.

-А я бы хотела тоже отметить работу некоторых ребят…

7. Запись домашнего задания.











Карточка самооценивания



«Я»

Как работал на уроке. Допускал ли ошибки?


Ответ:



«Мы»

Насколько мне помогли одноклассники, учитель, а я – им?


Ответ:

«Мои знания»

Понял ли я материал? Узнал ли я больше?

Ответ:


Карточка самооценивания



«Я»

Как работал на уроке. Допускал ли ошибки?


Ответ:



«Мы»

Насколько мне помогли одноклассники, учитель, а я – им?


Ответ:

«Мои знания»

Понял ли я материал? Узнал ли я больше?

Ответ:


Карточка самооценивания



«Я»

Как работал на уроке. Допускал ли ошибки?


Ответ:



«Мы»

Насколько мне помогли одноклассники, учитель, а я – им?


Ответ:

«Мои знания»

Понял ли я материал? Узнал ли я больше?

Ответ:



Под …… н..бесами

…… к..врами,

Бл..стя на солнце, снег лежит;

…… лес один черне..т,

И ель сквозь иней зелене..т,

И реч(?)ка подо льдом бл..стит.

( ? )

План характеристики части речи

1. Что обозначает?

2. На какие вопросы отвечает? 3. Как изменяется?

4.Каким членом предложения является?




Тест

  1. Имя прилагательное означает:

А) действие предмета

Б) признак предмета

В) количество предметов.

2. В предложении имя прилагательное может выступать:

Г) только определением

Д) только сказуемым

Е) и определением, и сказуемым.

3. На какой вопрос отвечает имя прилагательное:

Л) какой? чей?

К) сколько?

М) кто? что?

4. Найти имя прилагательное:

П) говорить

Р) пятнадцать

Ы) весёлый.

5. В каком предложении есть прилагательное:

Й) Мне купили красивое платье.

У) Идёт дождь.

Я) Мне весело с друзьями.


Тест

  1. Имя прилагательное означает:

А) действие предмета

Б) признак предмета

В) количество предметов.

2. В предложении имя прилагательное может выступать:

Г) только определением

Д) только сказуемым

Е) и определением, и сказуемым.

3. На какой вопрос отвечает имя прилагательное:

Л) какой? чей?

К) сколько?

М) кто? что?

4. Найти имя прилагательное:

П) говорить

Р) пятнадцать

Ы) весёлый.

5. В каком предложении есть прилагательное:

Й) Мне купили красивое платье.

У) Идёт дождь.

Я) Мне весело с друзьями.

Тест

  1. Имя прилагательное означает:

А) действие предмета

Б) признак предмета

В) количество предметов.

2. В предложении имя прилагательное может выступать:

Г) только определением

Д) только сказуемым

Е) и определением, и сказуемым.

3. На какой вопрос отвечает имя прилагательное:

Л) какой? чей?

К) сколько?

М) кто? что?

4. Найти имя прилагательное:

П) говорить

Р) пятнадцать

Ы) весёлый.

5. В каком предложении есть прилагательное:

Й) Мне купили красивое платье.

У) Идёт дождь.

Я) Мне весело с друзьями.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!