СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Имя прилагательное как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии со стандартом ФГОС ООО. К данному уроку также есть технологическая карта и презентация.

УМК: Русский язык 5 класс. Быстрова Е.А

Тип урока:  вводный урок

Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи.»

Цель деятельности учителя: актуализировать и восстановить знания об имени прилагательном, углубить понятия о признаках прилагательных, познакомить с общими грамматическими признаками имени прилагательного.

Планируемые образовательные результаты:

 Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; роль употребления прилагательных в речи; уметь рассказать об имени прилагательном в форме рассуждения; определять морфологические признаки прилагательного; употреблять прилагательные в речи.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: испытывает желание осваивать  новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя  как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Методы и формы обучения: наблюдение; эвристический метод; индивидуальная, фронтальная работа, работа в парах.

Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Урок разработан в соответствии со стандартом ФГОС ООО. К данному уроку также есть технологическая карта и презентация.

УМК: Русский язык 5 класс. Быстрова Е.А

Тип урока:  вводный урок

Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи.»

Цель деятельности учителя: актуализировать и восстановить знания об имени прилагательном, углубить понятия о признаках прилагательных, познакомить с общими грамматическими признаками имени прилагательного.

Планируемые образовательные результаты:

 Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; роль употребления прилагательных в речи; уметь рассказать об имени прилагательном в форме рассуждения; определять морфологические признаки прилагательного; употреблять прилагательные в речи.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: испытывает желание осваивать  новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя  как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Методы и формы обучения: наблюдение; эвристический метод; индивидуальная, фронтальная работа, работа в парах.

Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку по ФГОС по теме Имя прилагательное -Ларина Ольга Владимировна»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»



Технологическая карта урока




Разработала: учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №2 г.Константиновска

Ларина Ольга Владимировна

89281855933, larina_olechka18031997@mail.ru

Номинация «Междисциплинарный урок»








Класс: 5класс

УМК: Русский язык 5 класс. Быстрова Е.А

Учебный предмет: русский язык

Тип урока: вводный урок

Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи.»

Цель деятельности учителя: актуализировать и восстановить знания об имени прилагательном, углубить понятия о признаках прилагательных, познакомить с общими грамматическими признаками имени прилагательного.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; роль употребления прилагательных в речи; уметь рассказать об имени прилагательном в форме рассуждения; определять морфологические признаки прилагательного; употреблять прилагательные в речи.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, работа в парах, фронтальная

Межпредметная связь: литература, биология.

Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

  • осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.


Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

Здравствуйте ребята, садитесь! Откройте тетради, запишите число.















Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

















Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности)

Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка)


2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.)

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

  • зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

Давайте начнем наш урок. На ваших столах лежат 2 варианта текста.

-Прочитайте, сравните их и скажите, чем различаются эти тексты? Какое описание отличается большей полнотой?

Текст 1.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…) стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв. (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…) деревья.  И поэтому считают, что дятел — это (…) лекарь.

Текст 2.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья.  И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.

-Укажите слова, благодаря которым описание дятла более точное.

-К какой части речи относятся данные слова.

-Значит, для чего в речи используются имена прилагательные?

-Правильно.

На сегодняшнем уроке мы будем говорить об имени прилагательном. Запишите тему урока.

-С именем прилагательным вы познакомились в начальной школе, поэтому предлагаю вам вспомнить все, что вы о нем знаете.

-Имя прилагательное- самостоятельная или служебная часть речи?

-Что обозначает имя прилагательное и на какие вопросы оно отвечает?

-Как изменяется имя прилагательное?

-Со словами какой части речи согласуется имя прилагательное? Как, каким образом?

-Какими членами предложения чаще всего бывает имя прилагательное?








Коллективная устная работа – обзорное повторение сведений по теме «Имя прилагательное», определение роли и распознавание имён прилагательных в текстах.








Глухой ритмичный стук, черная птица, яркими, красными перышками, сильный острый прямой клюв, большую часть времени, вредных насекомых, больные деревья, лесной лекарь.

К имени прилагательному.

Для того, чтобы называть предметы более точно. С именами прилагательными описание стало более богатым, ярким, красочным, вы разительным.

Самостоятельная часть речи.

Признак предмета. Какой? Какая? Какое? Какие?

По родам, числам и падежам.

С именем существительным, они стоят в том же роде, числе и падеже, что и существительное.

Чаще определение, но бывает сказуемым.

Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих дйствий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого высказывания в устной форме.

3. Этап открытия новых знаний (10 мин.)


Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющими работать в команде, брать на себя ответственность; прививать чувство уважения к общечеловеческим ценностям (социальная компетенция); учить видеть предмет как часть целого.

-Какие признаки может обозначать имя прилагательное?

-Именно о них мы поговорим на сегодняшнем уроке.

-Общее грамматическое значение имени прилагательного- обозначать признак предмета. Под признаком понимаются отличительные свойства и качества человека. Эти свойства и качества различны.

-Обратите внимание на слайд.

Имена прилагательные могут обозначать:

1.Качественные признаки.

Они характеризуют предмет по размеру, внешнему иду, форме, состоянию. Например, круглый шар, грустный мальчик, белый щенок. Эти прилагательные называются качественными.

2.Признаки, которые указывают на отношение предмета к чему-нибудь, например к материалу, из которого он сделан, соломенная шляпа -шляпа из соломы, стеклянный стакан-стакан из стекла, деревянный стол-стол из дерева. Эти прилагательные называются относительные.

3. Признаки предмета по его принадлежности кому-либо: Танин портфель, лисий хвост, медвежья нора.

Эти прилагательные называются притяжательными.

Затрудняются ответить.







Знакомятся с признаками прилагательных.






















Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения)

Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки)

Коррекция (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П3, построение речевого высказывания в устной и письменной форме)

Управление поведением партнера (К7, построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, К 10, использование речи для регуляции своего действия)


Динамическая пауза (2 мин.)

Цель: сменить вид деятельности.

-А теперь немного отдохнем. Вы должны хлопнуть в ладоши, если слово является прилагательным.

Веселый, птичка, деревянный, глупый, бегают, фиолетовый, летают, медвежий, ловкий, мальчики, умный, девочки, лисий, играют, радостные.

-Вы заметили, какими признаками обладали имена прилагательные, которые я называла?

Учащиеся выявляют прилагательные из списка слов.







Были качественные, относительные и притяжательные прилагательные.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

4. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.)

Цель:

  • мотивировать учащихся к деятельности;



  • координировать деятельность учащихся;



  • контролировать

выполнения заданий

-Давайте с новыми силами продолжим урок.

1.Работа с художественным текстом.

-Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний. Особая роль прилагательных- в создании впечатляющих картин природы. Поэтому сегодня на уроке мы обратимся именно к поэтическому тексту.

-Прочтем строки Сергея Есенина.

А кругом роса жемчужная

Отливала блестки алые,

И над озером серебряным

Камыши, склонясь, шепталися.

-Какую картину природы вы себе представили? Подумайте, почему поэту удалось создать такую яркую, образную картину?

-Выпишите все прилагательные из текста с существительными, к которому они относятся.

-Посмотрите, роса бывает жемчужной или озеро серебрянное?

-Что значит «озеро серебряное», «роса жемчужная»? Почему автор так говорит?

-Использование какого художественного средства помогает поэту создавать яркую образную картину?

С этим художественным средством мы уже знакомы, предлагаю вам вспомнить, что такое эпитет.

Эпи́тет (от др.-греч. ἐπίθετον — «приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается преимущественно именем прилагательным.

-Молодцы!

2. Упражнение 215 стр. 153.

-Посмотрите на 215 упражнение,

-Предлагаю вам описать сегодняшнюю погоду, используя прилагательные подходящие по смыслу предложения.

-Озаглавьте текст, который вы составите.

-Я добавила ещё одно существительное: настроение, прилагательное к которому вы подберете самостоятельно.

-Посмотрите на слайды, какая погода изображена на них?

3.Зачитывание работ

4.Оценивание лучших работ.

-Какая часть речи дала нам возможность создать такое описание погоды?

















Ответы учеников.

Потому что он использовал прилагательные.

Роса жемчужная, блестки алые, озеро серебряное.



Потому что озеро похоже на серебро, блестело, было очень красиво.

Использование эпитетов.



Работают с понятием эпитет.









Составляют мини-сочинение.




Необычный день.







Имя прилагательное.

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Самоопределение (Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)


5.Рефлексия. (5 мин.)

Цель:

  • оценить результаты собственной деятельности

  • повторить способ нового знания


Рефлексия.

Подведем итоги сегодняшнего урока.

-У меня есть волшебная шкатулка, называется она «Имя прилагательное».

На столах у вас лежат карточки. Ваша задача выбрать те, которые характеризуют грамматические признаки имени прилагательного, и объяснить свой выбор.

- Спасибо, молодцы!

-Давайте оценим нашу работу на уроке.

Я считаю, что урок прошел плодотворно, повторили все, что знали об имени прилагательном, составили замечательные тексты о погоде.

-Мне приятно было сегодня с вами работать, спасибо за урок.





Кладут в шкатулку карточку, которая характеризует грамматические признаки имени прилагательному.



Оценивают свою работу на уроке.

Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве)

Рефлексия (П5, структурирование знаний, П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование)

Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

6.Домашнее задание

Упражнение 214 стр. 153. Списать и выполнить задание под номером 1, 3.

Записывают домашнее задание.










Приложение 1

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв. (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья.  И поэтому считают, что дятел — это (…) лекарь.


Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья.  И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.


Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв. (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья.  И поэтому считают, что дятел — это (…) лекарь.


Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья.  И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.


Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв. (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья.  И поэтому считают, что дятел — это (…) лекарь.


Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья.  И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.


Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв. (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья.  И поэтому считают, что дятел — это (…) лекарь.


Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья.  И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.






Приложение 2

Самостоятельная часть речи

Служебная часть речи

Кто? Что?

Какой? Какая? Какое? Какие?

Спряжение, лицо

Род, число, падеж

Определение, сказуемое

Подлежащее, обстоятельство, дополнение

Предмет

Признак предмета


Самостоятельная часть речи

Служебная часть речи

Кто? Что?

Какой? Какая? Какое? Какие?

Спряжение, лицо

Род, число, падеж

Определение, сказуемое

Подлежащее, обстоятельство, дополнение

Предмет

Признак предмета


Самостоятельная часть речи

Служебная часть речи

Кто? Что?

Какой? Какая? Какое? Какие?

Спряжение, лицо

Род, число, падеж

Определение, сказуемое

Подлежащее, обстоятельство, дополнение

Предмет

Признак предмета








Методические рекомендации к проведению урока в рамках ФГОС ООО.

Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации. Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.

1 – й шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п..

2 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цель, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы урока в виде темы или цели. Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.

3 – й шаг. Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть- коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием урока, следует спланировать применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или выполнения ряда заданий по изученному материалу, составление плана с использование элементов технологии проблемного диалога для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации.

4 – й шаг. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во- первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. п.. В – третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.

5 – й шаг. Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»

6 – й шаг. Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.

Требования к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:

• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

• вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• времясбережение и здоровьесбережение;

• в центре внимания урока — дети;

• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи;

• урок должен быть добрым.

Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.



7


Просмотр содержимого презентации
«Имя прилагательное как часть речи-Ольга Владимировна Ларина»

Имя прилагательное как часть речи Выполнила: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ№2 г.Константиновска Ларина Ольга Владимировна

Имя прилагательное как часть речи

Выполнила: учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ№2 г.Константиновска

Ларина Ольга Владимировна

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал стук. Это дятел. Птица с перышками. У птицы этой клюв. Часть времени дятел проводит в поисках насекомых. Он лечит деревья.  И поэтому считают, что дятел — это лекарь.  Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья.  И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал стук. Это дятел. Птица с перышками. У птицы этой клюв. Часть времени дятел проводит в поисках насекомых. Он лечит деревья.  И поэтому считают, что дятел — это лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья.  И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал стук. Это дятел. Птица с перышками. У птицы этой клюв. Часть времени дятел проводит в поисках насекомых. Он лечит деревья.  И поэтому считают, что дятел — это лекарь.  Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья.  И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал стук. Это дятел. Птица с перышками. У птицы этой клюв. Часть времени дятел проводит в поисках насекомых. Он лечит деревья.  И поэтому считают, что дятел — это лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья.  И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.

Тема урока: Имя прилагательное как часть речи

Тема урока:

Имя прилагательное как часть речи

Имя прилагательное Самостоятельная часть речи Определение, сказуемое Согласуется с существительным в том же роде, числе и падеже Обозначает предмет Изменяется по родам, числам и падежам Какой? Какая? Какое? Какие?

Имя прилагательное

Самостоятельная часть речи

Определение, сказуемое

Согласуется с существительным в том же роде, числе и падеже

Обозначает предмет

Изменяется по родам, числам и падежам

Какой? Какая? Какое? Какие?

Общее грамматическое значение имени прилагательного- обозначать признак предмета . Имена прилагательные могут обозначать: 1.Качественные признаки. Круглый шар Грустный мальчик Белый щенок Качественные прилагательные

Общее грамматическое значение имени прилагательного- обозначать признак предмета .

Имена прилагательные могут обозначать:

1.Качественные признаки.

Круглый шар

Грустный мальчик

Белый щенок

Качественные прилагательные

Общее грамматическое значение имени прилагательного- обозначать признак предмета . Имена прилагательные могут обозначать: 2. Признаки, которые указывают на отношение предмета к чему-нибудь. Соломенная шляпа- шляпа из соломы Стеклянный стакан- стакан из стекла Деревянный стол-стол из дерева Относительные прилагательные

Общее грамматическое значение имени прилагательного- обозначать признак предмета .

Имена прилагательные могут обозначать:

2. Признаки, которые указывают на отношение предмета к чему-нибудь.

Соломенная шляпа-

шляпа из соломы

Стеклянный стакан- стакан из стекла

Деревянный стол-стол из дерева

Относительные прилагательные

Общее грамматическое значение имени прилагательного- обозначать признак предмета . Имена прилагательные могут обозначать: 3. Признаки предмета по его принадлежности кому-либо. Танин портфель Лисий хвост Медвежья нора Притяжательные прилагательные

Общее грамматическое значение имени прилагательного- обозначать признак предмета .

Имена прилагательные могут обозначать:

3. Признаки предмета по его принадлежности кому-либо.

Танин портфель

Лисий хвост

Медвежья нора

Притяжательные прилагательные

Качественные Относительные Притяжательные глупый медвежий лисий деревянный веселый ловкий радостные фиолетовый умный

Качественные

Относительные

Притяжательные

глупый

медвежий

лисий

деревянный

веселый

ловкий

радостные

фиолетовый

умный

А кругом роса жемчужная Отливала блестки алые,  И над озером серебряным Камыши, склонясь, шепталися. С. Есенин

А кругом роса жемчужная

Отливала блестки алые,

И над озером серебряным

Камыши, склонясь, шепталися.

С. Есенин

Эпи́тет (от др.-греч.— «приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается преимущественно именем прилагательным.

Эпи́тет (от др.-греч.— «приложенное») — определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Выражается преимущественно именем прилагательным.

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!