СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок с презентацией по русскому языку 3 класс «Знакомство с понятием сложные слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор учебника:  Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Тема урока: «Знакомство с понятием сложные слова» Дидактическая цель: создать условия для формирования понятия «сложные слова» и введения его в систему знаний. Задачи урока: 1. логически вывести алгоритм  определения сложных слов, дать понятие                                     «сложные слова» на основе знаний детей;                          2. развивать умение находить сложные слова среди других слов, развивать                              мыслительные операции и творческие способности, речь обучающихся;                          3. воспитывать чувство прекрасного,  любовь и бережное отношение  к    природе. Тип урока:  урок открытия новых знаний

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

А) регулятивные УУД:

•        Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

•      Совместно с учителем обнаруживать, формулировать учебную проблему и составлять план решения проблемы;

Б) познавательные УУД:

•      Добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах;

•      Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знания;

В) коммуникативные УУД:

•      Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

•      Договариваться с ребятами: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;

•      Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Форма работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Образовательные технологии: технология деятельностного подхода, проблемно-диалогическая,информационно-коммуникативная,здоровьесберегающая технология.

Оборудование: учебник «Русский язык 3 класс» автор  Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., рабочая тетрадь, презентация, индивидуальные карточки для учащихся, раздаточный материал,  мультимедийное оборудование, карточки-задания для пар .

 

 

Просмотр содержимого документа
«Карточка №2»

Карточка №2. Вам необходимо путем сложения двух слов образовать новое ложное слово и записать его на строке.


снег + падать. __________________________________

вода + падать.__________________________________

лед + колоть.___________________________________

рубит + лес. ____________________________________

мышь + ловить.__________________________________

сам + летать. _____________________________________

пешком + ходит.___________________________________

летит + вертится. _________________________________

ловит + птиц._____________________________________

везде + ходить._____________________________________



Карточка №2. Вам необходимо путем сложения двух слов образовать новое ложное слово и записать его на строке.

снег + падать. __________________________________

вода + падать.__________________________________

лед + колоть.___________________________________

рубит + лес. ____________________________________

мышь + ловить.__________________________________

сам + летать. _____________________________________

пешком + ходит.___________________________________

летит + вертится. _________________________________

ловит + птиц._____________________________________

везде + ходить._____________________________________

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

Предмет: Русский язык
Класс: 3
Автор учебника:  Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.
Тема урока: «Знакомство с понятием сложные слова»
Дидактическая цель: создать условия для формирования понятия «сложные слова» и введения его в систему знаний.
Задачи урока: 1. логически вывести алгоритм определения сложных слов, дать понятие
«сложные слова» на основе знаний детей;
2. развивать умение находить сложные слова среди других слов, развивать
мыслительные операции и творческие способности, речь обучающихся;
3. воспитывать чувство прекрасного, любовь и бережное отношение к природе.
Тип урока: урок открытия новых знаний

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

А) регулятивные УУД:

• Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

• Совместно с учителем обнаруживать, формулировать учебную проблему и составлять план решения проблемы;

Б) познавательные УУД:

• Добывать новые знания: извлекать информацию, предоставленную в разных формах;

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знания;

В) коммуникативные УУД:

• Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

• Договариваться с ребятами: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы;

• Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Форма работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах

Образовательные технологии: технология деятельностного подхода, проблемно-диалогическая,информационно-коммуникативная,здоровьесберегающая технология.

Оборудование: учебник «Русский язык 3 класс» автор  Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., рабочая тетрадь, презентация, индивидуальные карточки для учащихся, раздаточный материал, мультимедийное оборудование, карточки-задания для пар .

Сценарий урока

  1. Самоопределение к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Надежда Ивановна. Я проведу у вас урок русского языка. А начать урок я бы хотела с притчи.

Ребята, кто знает значение этого слова?

А где можно посмотреть лексическое значение слова?

Молодцы. В словаре Ожигова дается понятие ( Учитель заранее готовит на листе значение слова –притча- один ученик озвучивает) (Притча  краткий  поучительный рассказ)

Жил – был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу» Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Как вы понимаете выражение «Все в твоих руках»? Все в наших руках, дорогие ребята. Сегодня мы будем работать со словами, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения. И если вы будете внимательными и активными, у нас все получится!

В течение урока, вы будете оценивать свою работу на маршрутных листах, которые лежат у вас на столе. Напротив каждого пункта будете закрашивать кружок нужным цветом

Маршрутный лист ученика ________________________

Отлично Сомневаюсь Не получается

Мой настрой на урок


Как я помню предыдущий материал (правописание осенних месяцев, работа со стихотворением, выделение корня)


Как я понял цель урока

(поставил перед собой цели)


Как я понял основное правило урока

( какие слова называются сложными, умение образовывать сложные слова)


Как я умею применять правило

( самостоятельная работа, выполнение упражнения)


Как я работал



II. Актуализация знаний.

Учитель: Откройте тетради, положите их чуть на уголок. Запишите число и классная работа, ручки положили на середину тетради, вспомнили правила посадки.
Учитель: Скажите, какое сейчас время года?
Ученики: Осень (Слайд 2)


Учитель: Ребята, какие осенние месяцы вы знаете?

Ученики: Сентябрь, октябрь, ноябрь
Учитель: Запишите их в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. Проверьте по образцу. Какая орфограмма встретилась в этих словах?







Учитель: А знаете ли вы, что данные названия месяцев пришли к нам из римского календаря, год в котором начинался с марта. Поэтому названия осенних месяцев отражал их порядковый номер-седьмой, восьмой, девятый.
Учитель: А у древних славян у каждого месяца было своё имя. Так сентябрь называли «хмурень». (Слайд 5)

Как вы думаете, почему? Имя «хмурень» потому, что - небо начинает часто хмуриться, идут дожди, в природе наступает осень.
Учитель: Октябрь называли «листопадом». (Слайд 6)

Почему? У наших предков он известен под именем «листопад» от природного явления, которое мы наблюдаем именно в октябре.
Учитель: А ноябрь получил название «грудень». (Слайд 7).

Как вы думаете, почему?
Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите, как выглядит грунтовая, разбитая после осенних дождей, дорога. (Слайд 8,9).

В старину этот месяц назывался груденем, от груд замёрзшей земли со снегом, а в древнерусском языке зимняя замёрзшая дорога называлась грудным путём.
Учитель: Какие же изменения в погодных условиях нашли своё отражение в древнеславянских названиях месяцев? (ухудшение погоды, изменение в жизни растений).
Ученики: Главная примета осени – изменение в окраске листьев. Разноцветие листьев радует глаз.

Учитель: В стихотворении, которое вы видите на экране тоже отражаются осенние явления в природе.

Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы.



Утром мы во двор идём-
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И л…тят, л…тят, л…тят.

И высоко от земли
Прол…тели журавли.
Всё л…тит! Должно быть, это
Ул…тает наше лето!
Учитель: Какие осенние признаки нарисовал автор в стихотворении?

Ученики: птицы улетают, опадают листья

Учитель: Как называется природное явление , когда падают листья?







Учитель: Запишите в тетрадь слова с пропущенными буквами. Какие слова записали, какую букву вставили, почему?
Ученики: Летят, пролетели, улетели
Учитель: Что общего у этих слов?

Ученики: Слова являются однокоренными.
Учитель: Почему слова являются однокоренными?
Ученики: Одинаковый корень.
Учитель: Что такое корень?
Ученики: Корень – это общая часть родственных слов.

Физминутка для глаз
III. Фиксация затруднения в деятельности, постановка учебной задачи.

Учитель: Ребята кто запомнил названия древнеславянских месяцев, давайте запишем их в тетрадь,







Назовите однокоренные слова . Выделите корень

Учитель: В каком слове возникло затруднение при выполнении задания.
Ученики: Листопад

Учитель: Чем оно отличается от остальных?
Ученики: Образовалось из двух слов - «лист» и «падать». Выделите корни.

К слову листопад можно подобрать однокоренное слово листопадничек. Это зайчики, которые рождаются осенью







Учитель: А кто может сказать, как называются такие слова? Такие слова называют сложными.

Что соединяет корни? (Гласная О). Если она соединяет два корня , то как она может называться? Она называется соединительная гласная.

Учитель: Кто может назвать тему урока? Тема нашего урока «Сложные слова». (Слайд 16)





Учитель: Сформулируйте цель нашей работы на уроке.
Ученики: Познакомиться со словами нового вида, с особенностями их образования.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Стр. 106 . Знакомство с выводом.

1. Работа с учебником.

Учитель: А сейчас откроем учебники на странице 105, найдите упр. № 124

Прочитайте. Объясните, что обозначают эти слова. Самостоятельно спишите, выделяя корень. А теперь обменяйтесь тетрадями и сделайте взаимопроверку.
Подводим итог: Какие слова записали? Как они образовались?

V.Первичное закрепление во внешней речи.

Ребята, а сейчас мы будем работать в парах.

Возьмите карточку №2. Зеленая карточка. Вам необходимо путем сложения двух слов образовать новое ложное слово и записать его на строке.

снег + падать. __________________________________

вода + падать.__________________________________

лед + колоть.___________________________________

рубит + лес. ____________________________________

мышь + ловить.__________________________________

сам + летать. _____________________________________

пешком + ходит.___________________________________

летит + вертится. _________________________________

ловит + птиц._____________________________________

везде + ходить._____________________________________

А теперь давайте наши слова поселим в домики.

На доска два домика




Чем отличаются домики? Верно. В одном домике живут слова с буквой о, а в другом с буквой е

Давайте отдохнём. физминутка

Игра «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем» Я называю слово , а вы показываете.

Пешеход, паровоз, землекоп, самолет, пылесос, листопад, лесоруб.

Какие слова я называла. Почему они так называются?

VII. Включение в систему знаний и повторение.
Творческая работа. Работа по карточкам (дифференцированное задание).

I уровень- базовый

Составь из рассыпанных корней сложные слова

Лед – о – ход - _________________________

Сам – о – вар - _________________________

Рыб – о – лов - _________________________

Вод – о – лаз - _________________________

Пыл – е – сос -____________________________

II уровень- повышенный

Составьте и запишите сложные слова с основой: пар, снег, лист, лес.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Давайте проверим. ( Опрос 3-4 человек)





Учитель: Сегодня на уроке вы наблюдали осенние изменения в лесу. И в горах природа осенью также меняется. (Слайд 23,24) Об этом вы узнаете из домашнего задания на карточках. Выберете ту карточку, с заданием которой вы справитесь.


Фамилия и имя: _______________________________

1 карточка. Задание. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Разобрать данные слова по составу
В горах.
Осенью наш класс отправился в горы. В лесу на склонах гор было очень красиво. _____________ усыпал землю пёстрым ковром. На открытых участках, не поросших лесом, возникла опасность ________________. Всех поразила красота горной речки. ________________ поднимал тысячи брызг. А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление - ______________.

Слова для справок: камнепад, звездопад, листопад, водопад



Фамилия и имя:
_________________________

2 карточка
. Задание. Образовать из слов для справок сложные слова. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Разобрать данные слова по составу.

В горах.
Осенью наш класс отправился в горы. В лесу на склонах гор было очень красиво. _______________ усыпал землю пёстрым ковром. На открытых участках не поросших лесом, возникла опасность _______________. Всех поразила красота горной речки. ________________ поднимал тысячи брызг. А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление – _________________.

Слова для справок: (вода, падать), (лист, падать), (звезда, падать), (камень, падать).



Фамилия и имя:
____________________________________

3 карточка
. Задание. Образовать из слов для справок сложные слова. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Разобрать данные слова по составу. Расположить предложения в нужном порядке.

В горах
________________ поднимал тысячи брызг.
В лесу на склонах гор было очень красиво.
Осенью наш класс отправился в горы.
Всех поразила красота горной речки.
На открытых участках, не поросших лесом, возникла опасность ________________.
________________ усыпал землю пёстрым ковром.
А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление – ______________.

Слова для справок: (вода, падать), (лист, падать), (звезда, падать), (камень, падать).

VIII. Рефлексия.
Учитель: Ребята подведем итог урока. Какая была тема урока? Какова же была цель нашего урока?
Учитель: Достигли ли мы её?
Учитель: Были ли у вас затруднения?
Учитель: Смогли ли мы их преодолеть?
Учитель: Вы обратили внимание на наши домики. Буквы в домиках разные . Предположите, чем мы будем заниматься на следующем уроке?

Учитель: А теперь сделаем последнюю отметку в маршрутном листе? (Маршрутный лист)


Учитель: Мы сегодня много говорили об осенних изменениях в природе. О листопаде. В наш класс тоже залетели листочки. Они разные: желтые , зеленые и красные .Возьмите и покажите тот листок, который соответствует вашему настроению на конец урока.







Учитель: Молодцы, ребята. Вы справились с работой, а значит мы можем сказать , что все в наших руках.
Дополнительно

А сейчас вам предстоит по лексическому значению назвать слово. Названные слова мы будем записывать в тетрадь

Аппарат, которой сам летает по воздуху. (самолёт)

Поток воды, который падает с большой высоты. (водопад)

Водный транспорт, который ходит на паровом двигателе. Пароход

Человек, который чистит трубы. Трубочист

Человек, который ловит рыбу. Рыболов

Явление природы, когда снег падает на землю. Снегопад

Время, когда люди косят траву и заготавливают ее на зиму. Сенокос –

Какие слова мы записали? Как они называются?




Просмотр содержимого документа
«Маршрутный лист ученика»

Маршрутный лист ученика ________________________

Отлично Сомневаюсь Не получается

Мой настрой на урок


Как я помню предыдущий материал (правописание осенних месяцев, работа со стихотворением, выделение корня)


Как я понял цель урока

(поставил перед собой цели)


Как я понял основное правило урока

( какие слова называются сложными, умение образовывать сложные слова)


Как я умею применять правило

( самостоятельная работа, выполнение упражнения)


Как я работал






Маршрутный лист ученика ________________________

Отлично Сомневаюсь Не получается

Мой настрой на урок


Как я помню предыдущий материал (правописание осенних месяцев, работа со стихотворением, выделение корня)


Как я понял цель урока

(поставил перед собой цели)


Как я понял основное правило урока

( какие слова называются сложными, умение образовывать сложные слова)


Как я умею применять правило

( самостоятельная работа, выполнение упражнения)


Как я работал




Просмотр содержимого документа
«дом. зад»


Фамилия и имя: _______________________________

1 карточка. Задание. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Разобрать данные слова по составу
В горах.
Осенью наш класс отправился в горы. В лесу на склонах гор было очень красиво. _____________ усыпал землю пёстрым ковром. На открытых участках, не поросших лесом, возникла опасность ________________. Всех поразила красота горной речки. ________________ поднимал тысячи брызг. А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление - ______________.

Слова для справок: камнепад, звездопад, листопад, водопад



2 карточка
. Задание. Образовать из слов для справок сложные слова. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Разобрать данные слова по составу.

В горах.
Осенью наш класс отправился в горы. В лесу на склонах гор было очень красиво. _______________ усыпал землю пёстрым ковром. На открытых участках не поросших лесом, возникла опасность _______________. Всех поразила красота горной речки. ________________ поднимал тысячи брызг. А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление – _________________.

Слова для справок: (вода, падать), (лист, падать), (звезда, падать), (камень, падать)


3 карточка
. Задание. Образовать из слов для справок сложные слова. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Разобрать данные слова по составу. Расположить предложения в нужном порядке.

В горах
________________ поднимал тысячи брызг.
В лесу на склонах гор было очень красиво.
Осенью наш класс отправился в горы.
Всех поразила красота горной речки.
На открытых участках, не поросших лесом, возникла опасность ________________.
________________ усыпал землю пёстрым ковром.
А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление – ______________.

Слова для справок: (вода, падать), (лист, падать), (звезда, падать), (камень, падать).



Просмотр содержимого документа
«карточка №1»

Карточка №1

Утром мы во двор идём-
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И л…тят, л…тят, л…тят.

И высоко от земли
Прол…тели журавли.
Всё л…тит! Должно быть, это
Ул…тает наше лето!





_______________________________________________________________________________

Карточка №1

Утром мы во двор идём-
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И л…тят, л…тят, л…тят.

И высоко от земли
Прол…тели журавли.
Всё л…тит! Должно быть, это
Ул…тает наше лето!





_______________________________________________________________________________

Карточка №1

Утром мы во двор идём-
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И л…тят, л…тят, л…тят.

И высоко от земли
Прол…тели журавли.
Всё л…тит! Должно быть, это
Ул…тает наше лето!



Просмотр содержимого презентации
«Открытый урок. Сложные слова»

Урок  русского языка в  3 классе.   Выполнила:  учитель начальны х классов  МОУ СОШ № 31 г.Ярославль  Чистякова Валентина Игоревна

Урок русского языка в 3 классе.

Выполнила: учитель начальны х классов МОУ СОШ № 31

г.Ярославль

Чистякова Валентина Игоревна

Маршрутный лист ученика ________________________ Отлично  Сомневаюсь  Не получается Мой настрой на урок Как я помню предыдущий материал (правописание осенних месяцев, работа со стихотворением, выделение корня) Как я понял цель урока (поставил перед собой цели) Как я понял основное правило урока ( какие слова называются сложными, умение образовывать сложные слова) Как я умею применять правило ( самостоятельная работа, выполнение упражнения) Как я работал

Маршрутный лист ученика ________________________

Отлично Сомневаюсь Не получается

Мой настрой на урок

Как я помню предыдущий материал (правописание осенних месяцев, работа со стихотворением, выделение корня)

Как я понял цель урока

(поставил перед собой цели)

Как я понял основное правило урока

( какие слова называются сложными, умение образовывать сложные слова)

Как я умею применять правило

( самостоятельная работа, выполнение упражнения)

Как я работал

Два д цать пятое о кт я бря. Кла сс ная р а бота.

Два д цать пятое о кт я бря.

Кла сс ная р а бота.

с е нтябрь о ктябрь н о ябрь

с е нтябрь

о ктябрь

н о ябрь

СЕНТЯБРЬ – ХМУРЕНЬ

СЕНТЯБРЬ – ХМУРЕНЬ

ОКТЯБРЬ – ЛИСТОПАД

ОКТЯБРЬ – ЛИСТОПАД

НОЯБРЬ – ГРУДЕНЬ

НОЯБРЬ – ГРУДЕНЬ

НОЯБРЬ – ГРУДЕНЬ

НОЯБРЬ – ГРУДЕНЬ

Утром мы во двор идём –  Листья сыплются дождём,  Под ногами шелестят  И л…тят, л…тят, л…тят.   И высоко от земли  Прол…тели журавли.  Всё л…тит! Должно быть, это  Ул…тает наше лето!

Утром мы во двор идём – Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И л…тят, л…тят, л…тят. И высоко от земли Прол…тели журавли. Всё л…тит! Должно быть, это Ул…тает наше лето!

- хмурый ХМУРЕНЬ - груда ГРУДЕНЬ - листопадник ЛИСТОПАД

- хмурый

ХМУРЕНЬ

- груда

ГРУДЕНЬ

- листопадник

ЛИСТОПАД

ЛИСТ О ПАД

ЛИСТ О ПАД

СЛОЖНЫЕ СЛОВА

СЛОЖНЫЕ СЛОВА

СЛОЖНЫЕ СЛОВА

СЛОЖНЫЕ СЛОВА

А теперь оцените себя,   каким был для вас урок:     Зеленый - удачный урок, все  получилось;    Желтый – урок прошел  хорошо, но были ошибки;      Красный – испытывал  трудности.

А теперь оцените себя, каким был для вас урок: Зеленый - удачный урок, все получилось;

Желтый – урок прошел хорошо, но были ошибки;

Красный – испытывал трудности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!