СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок с отстающими учащимися 7 класс русский язык

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок с отстающими учащимися 7 класс русский язык»

7 класс 29.01.2024

Тема: Дефис между частями слова в наречиях.Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных.

Цели урока:

 Образовательные:  повторение написания прилагательных, местоимений с дефисом; знакомство учащихся с условиями написания дефиса между частями слова в наречиях; формирование навыка написания дефиса между частями слова в наречиях.уметь отличать наречия от омонимичных частей речи. познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных

 Развивающие: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие речи -  конструирование предложений по схемам.

Воспитательные: воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

 Тип урока – урок объяснения нового материала.

Оборудование: учебник,тетрадь,рабочие листы №10,11(распечатаны);таблица(распечатана)

Методы: частично-поисковый, словесно-наглядный, проблемный при открытии нового материала.

Приёмы: работа с учебником, таблицей, рабочими листами, самостоятельная работа, самоконтроль.

Формы: индивидуальная.

Ход урока

1.Организациооный момент.

2. Актуализация опорных знаний.

Открываем тетрадь, записываем дату.

  Вспомним все, что мы знаем о наречии, для этого выполним небольшое задание. Я буду зачитывать утверждение, если согласен с данным утверждением, то поставь цифру 1, если не согласен – поставьте 0 (аргументируй свой выбор). В итоге должен получиться набор цифр, так называемый код 

Наречие – самостоятельная часть речи? (да).

Наречие обозначает предмет? (нет: наречие обозначает признак действия).

В предложении наречие является обстоятельством? (да).

Наречие отвечает на вопросы: какой, какая, какие? (нет: где, куда, откуда, как).

Наречие относится к глаголу? (да).

Наречие изменяемая часть речи? (нет).

У наречия есть окончание? (нет).

Наречие склоняется? (нет).

Наречие имеют 6 разрядов по значению? (Да: образ и способ действия, меры и степени, места, времени, причины, цели).

Наречие места отвечает на вопросы когда, как долго? (нет: где, куда, откуда).

Самопроверка -  1010100010.

При наличии 1-2 ошибок – «4», при наличии 3-4 ошибок – «3», 5 и более – «2».

3. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия новых знаний и умений»

 Сегодня мы продолжим знакомиться с темой «Наречие», а именно правописание наречий. А какой раздел языкознания занимается изучением правописания слов? (изучением правописания слов занимается орфография).

Словарная работа.

Нежно-голубой, юго-запад, пол-арбуза, кое-кто,русско-английский, диван-кровать, яркие-яркие гирлянды, горько-соленый огурец, ярко-бурые листья, кто-подарит, кто-нибудь увидит, ушёл куда-то.

- Догадался , как пишется последнее слово? Почему так решил?

4. Изучение и объяснение нового материала.

Написание данных слов подчиняется определенным правилам, а именно правописание через дефис имен существительных, имен прилагательных, местоимений. Как думаешь, а какую тему мы будем изучать?

-Дефис между частями слова в наречиях.

А также « Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных.» Записываем тему урока.

- Что сегодня должны узнать на уроке? Какие цели должны поставить перед собой?

Узнать, когда наречия пишутся через дефис, то есть условия дефисного написания наречий, слитного и раздельного написания наречий, научиться находить наречия в тексте и писать их правильно

5.Работа над темой урока.

1.Посмотри, понаблюдай. Новая тема.

Когда-то


Во-первых

По-новому

По-волчьи

Еле-еле

Где-либо


Во-вторых

По-моему

По-немецки

Чуть-чуть

Где-нибудь


В-пятых

По-твоему

По-дружески

Мало-помалу

Кое-где


В-седьмых

По-прежнему

По-московски

Точь-в-точь

Вопросы:

- Как пишутся эти наречия?

-Давай ещё раз обратимся к наречиям из таблицы, прочитаем, произнесем вслух.

-Есть ли варианты ответов, когда наречия пишутся через дефис? При помощи чего они образованы? Каким способом они образованы? (-То, -либо, -нибудь. Кое-).

Эти части слова уже встречались при изучении неопределенных местоимений. Они пишутся через дефис.

2..Объяснение учителя .Попутно знакомимся с материалом учебника (стр.126-127;стр.13о)

3.Работаем с рабочими листами №10(задание 1.2,3),№11(задание 1,2,3),пользуясь подсказками.Сразу закрепляем тему.

Рабочий лист № 10

Подсказка

Правило 1

Через дефис пишутся наречия, образованные путём повтора: слова (быстро-быстро);

однокоренных слов (крепко-накрепко); синонимов (тихо-мирно).

Правило 2

Через дефис пишутся наречия, образованные с помощью частиц -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ, КОЕ-,

-ТАКИ (когда-либо, так-таки, кое-где).

Правило 3

Через дефис пишутся наречия с приставкой ПО- и суффиксами -ОМУ, -ЕМУ, -И (по-новому

, по-хорошему, по-людски, по-казацки, по-лисьи).


Дефис между частями слова в наречиях












Упражнение 1 Образуй от данных наречий новые слова при помощи указанных суффиксов и приставки.(устно)

Наречие

Морфемы

Новые наречия

где

кое-


-то


-либо


-нибудь



Наречие

Морфемы

Новые наречия

как

кое-


-то


-либо


-нибудь



Наречие

Морфемы

Новые наречия

куда

кое-


-то


-либо


-нибудь


Упражнение 2 Запиши выделенные наречия, раскрыв скобки.

  1. Зеленоватая волна скользила мимо, (чуть) чуть ________________вспухая и урча.

  2. У Якова других родных не было, мать его (данным) давно __________умерла.

  3. В лесу этом всякого зверя (видимо) невидимо_______________

  4. Завязав лапти (крест) накрест _______________________ он поднёс сургуч к огню.

  5. Эти слова я (перво) наперво ______________________________________разучу.

  6. По ясному небу (едва) едва __________________ неслись высокие и редкие облака.

  7. Бабы взялись за оглобли, мужики принажали сзади, и так (мало) помалу _____________________поставили воз на дорогу.

  8. В это время в лесу (только) только ________________ начинается красивая борьба за свет.

  9. Когда в комнате (мало) мальски ____________________согрелось, я записал свои наблюдения зимы.

  10. Певчий дрозд поёт (один) одинёшенек _________________________________

Упражнение 3 Выберите правильные написания слов. Выделите их цветом или заключите в овал.

  1. На улице похолодало – оденьтесь .

  2. Охотники долго бродили лесу.

  3. Дело нужно решить .

  4. Фильм сняли сценарию.

  5. Он выстрелил, прицелившись.

  6. Группа людей шла следам.

  7. Школа была построена проекту.

  8. Жить никто не хотел.

  9. Жизнь в деревеньке текла .

  10. Свадьбу справляли обычаю.

  11. Писатель любил свою малую родину.

  12. Работать графику нельзя.

Упражнение 4 Спишите слова, раскрывая скобки.

1.(По) дружески, (по) собачьи, (по) товарищески, (по) французски, (по) братски, (по) узбекски, (по) царски, (по) татарски, (по) европейски, (по) польски, (по) свойски, (по) лисьи, (по) кошачьи.

2.(Во) первых, (во) вторых, (в) третьих, (в) четвёртых, (в) пятых, (в) последних.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение 5 Спишите словосочетания, распределяя их по колонкам и раскрывая скобки.

(По) петушиному крику, скакать (по) заячьи, (по) меньше говори, ходить (по) утиному, (по) собачьему лаю, (по) соловьиному звонко, засиживался (по) долгу, рычал (по) звериному, (по) волчьему следу, (по) учительски строго, (по) громкому голосу, прибавляй (по) немногу, трещать (по) глухариному, (по) медвежьему следу, (по) русскому обряду, будь (по) вашему, (по) моему взгляду, приходи (по) реже, свари (по) гуще, говорить (по) русски, (по) просту не смог, (по) дальше от берега, повезло (по) крупному.

Слитно

Раздельно

Через дефис

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Подсказка

Правило 1

Наречие на -УЮ образовано от прилагательного: вплотную ← в + плотную; врассыпную ← в +

рассыпную; втёмную ← в + тёмную; вчистую ← в + чистую.
Исключения: в открытую, на боковую, на попятную, на мировую
Не путайте наречия с прилагательными!

Правило 2

Наречие образовано с помощью соединения предлога и местоимения: потому ← по + тому;

затем ← за + тем, оттого ← от + того.

Правило 3

Наречие образовано с помощью соединения предлога В и НА с собирательными

числительными: впятером ← в + пятеро, вдвое ← в + двое.

Правило 4

Наречия, которые образовались от существительных с корнями верх, низ, высь, глубь, даль,

век, начал, конец, врем, миг, тайн, плеч, бок, лиц, утр, встреч, прав, час и чаще всего имеют пространственное или временное значение: вверх, внизу, ввысь, тотчас.


Рабочий лист № 11 Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных, местоимений и количественных числительных











Упражнение 1 Раскрой скобки. Укажи стрелками группу, к которой относится правописание слова (см. образец).

Пишутся слитно

в плотную ткань

Пишутся раздельно

сидеть (в) плотную

проиграть (в) чистую

одеться (в) чистую пижаму

(по) этому пути

(по) этому опоздал

идите (на) прямую

выйдете (на) прямую дорогу

говорить (в) открытую

зайти (в) открытую дверь

вступить (в) рукопашную схватку

дрались (в) рукопашную

(в) сухую погоду

проиграть (в) сухую

Упражнение 2 Раскрой скобки. Закрась любым цветом ячейки, в которых наречия пишутся слитно.

подняться (в) верх

убрать (в) низ коробки

виден (в) дали

(в) миг оживился

упал (на) бок

упереться (в) бок лошади

(во) время засухи

смотреть (в) перёд

(в) начале урока

залез (на) верх

(в) даль неба

запомним (на) век

положить (на) верх шкафа

(в) конец очереди

провалиться (в) глубь

Упражнение 3 Запишите выделенные слова, раскрыв скобки.

Подсказка

  • Собирательные числительные с предлогом по- пишутся раздельно (по четверо, по двое).

  • Наречия, образованные от сочетания предлога, оканчивающегося на согласный

звук, и существительного, начинающегося на гласный звук, пишутся раздельно (в обрез,

в упор).

  • В случае затруднения надо обращаться к орфографическому словарю (вдребезги,

с разбегу).







  1. Всю ночь туман, а (по) утру ______________________

1.Пошёл поезд, и всё ушло (на) зад _______________________.

2.(На) совсем _______________________ (за) чем _______________________ мне её продавать?

3.Идут (по) двое _______________________, (по) трое _______________________, мелко перебирая босыми ножками.

4.Рыбацкий посёлок сгорел (до) тла _______________________.

5.Преподавание велось (на) слух _______________________ и (на) память _______________________.

6.Он смотрел на врага (в) упор _______________________.

7.Его чёрные глаза следили за мною (из) дали _______________________ с упрёком и неудовольствием.

8.Гости бросились (на) встречу _______________________ .

9.Мальчик (на) цыпочках _______________________ прошёл в дом.

10.Маша смотрела (ис) (под) лобья _______________________.

11.На нём не было шапки: он держал её (под) мышкой _______________________.

Упражнение 4 Выделенные слова и словосочетания замените синонимичными наречиями из раздела «Слова для справок». Запишите их в пустые ячейки, раскройте скобки.

Образец: бесполезная работа – впустую.

1.Находиться недалеко от чего-либо – ____________________________ ;

  1. наиграться в достаточной мере – ____________________________;

  2. разбить на мелкие кусочки – ____________________________;

  3. пуститься со всех ног – ____________________________;

  4. рассориться окончательно – ____________________________;

  5. бежать, обгоняя друг друга – ____________________________;

  6. броситься в разные стороны, торопливо собираясь – _____________________;

  7. пить чай, откусывая сахар – ____________________________;

  8. знать с молодых лет – ____________________________;

  9. идти ощупью, ничего не видя – ____________________________;

  10. есть сухую пищу – ____________________________;

  11. напрасно потратить силы – ____________________________;

  12. стоять вытянувшись – ____________________________.

Слова для справок: (в) близи, (в) доволь, (в) дребезги, (без) оглядки, (в) конец, (на) перегонки, (в) рассыпную, (в) торопях, (в) прикуску, (с) молоду, (на) ощупь, (в) слепую, (в) сухомятку, (в) пустую, (на) вытяжку.

6.Рефлексия.Подведение итогов урока.

С какой орфограммой познакомились сегодня на уроке ?  Что нового о написании наречий сегодня узнали?Когда наречия мы пишем через дефис? Когда слитно и раздельно?

Цели достигнуты?

Повторили орфограмму дефис в словах разных частей речи?Познакомились с условиями написания наречия через дефис?Умеем определять условия постановки дефиса между частями слова в наречиях,а также условия слитного и раздельного написания наречий ?Умеем отличать наречия отдруг частей речи?

7.Домашнее задание: повторить правила п.37,38;в рабочих листах выполнить задание :№10- задание 4,5 №11 -задание 4






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!