Урок 1
Общее понятие об имени прилагательном
Чистописание
1) Разгадать шараду. Какой звук чаще всего встречается в отгадках?
Я дерево в родной стране,
Найдёшь в лесах меня повсюду,
Но слоги переставь во мне –
И воду подавать я буду. Сосна – насос
Сс сэс Ссс схс … (Сссс сжс Ссссс)
Какое слово пропущено в пословице? (лес)
… - богатство и краса.
Лес – богатство и краса.
Определение темы
1) Выписать в 1-й столбик имена существительные, во 2-й – глаголы:
Тр..винка, ж..вёт, густой, птен?чик, дремучий, сов?ют, нак..рмили, яго..ки, хвойный.
Какие слова не выписали? Какой частью речи они являются?
Тема урока?
Можно ли по этим признакам догадаться, о каком предмете идёт речь?
Густой, дремучий, хвойный лес.
Наблюдение над значением в речи имён прилагательных
1) Сравнить тексты.
Вы входите в лес. Приветливо кивают ветвями ели. Они закрывают своими лапами небо. Над головой шумит сосна. Посреди поляны приветствует вас дуб.
Вы входите в лес. Приветливо кивают ветвями молодые пушистые ели. Они закрывают своими лапами безоблачное небо. Над головой шумит высокая стройная сосна. Посреди поляны приветствует вас могучий вековой дуб.
Выписать имена существительные, приписать признаки.
С какой частью речи связано имя прилагательное?
Как изменяются имена прилагательные?
Узнать по описанию деревья
- Это белоствольное дерево с тонкими ветвями
- Это ветвистое дерево с красивыми листьями с красными гроздьями плодов
- Высокое стройное дерево с зеленоватой горькой корой. Даже в самый безветренный день листья этого дерева дрожат
- Этот куст с душистыми сиреневатыми цветами, собранными кистями, цветущими весной
Берёза, рябина, осина, сирень
Упражнение в определении имён прилагательных
Кедр – дер..во высокое и кр..сивое. Ствол (у)кедра толстый и пр..мой. Ве..ки пуш..стые (от)иголок. В..сной и летом, з..мой и осен?ю веточ?ки з..лёные. К..дровые иголки пахнут см..лой. Ж..вёт кедр долго.
Вид текста? (художественный, описание). Озаглавить.
Обозначить имена прилагательные
Итог
ДЗ
____________________________________________________
____________________________________________________
1. Минутка чистописания
всего встречается в отгадках?
_____________________________________________________________________________
____ – богатство и краса.
_____________________________________________________________________________
2. Словарная работа
Выпиши сначала имена существительные, потом – глаголы:
Тр..винка, ж..вёт, густой, птен?чик, дремучий, сов?ют, нак..рмили, яго..ки, хвойный.
Какие слова не выписали? Какой частью речи они являются?
Можно ли по этим признакам догадаться, о чём идёт речь?
_____________________________________________________________________________
3. Назови тему и поставь цели урока
Цель урока: выяснить, что такое ________ ,
учиться находить ________ в тексте.
4 . Заполни схему
ЧАСТЬ РЕЧИ
ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ
_____________ ? _____________ ?
ОБОЗНАЧАЕТ
_____________
5. Наблюдение над значением в речи имён прилагательных
1) Сравни тексты.
Вы входите в лес. Приветливо кивают ветвями ели. Они закрывают своими лапами небо. Над головой шумит сосна. Посреди поляны приветствует вас дуб. | Вы входите в лес. Приветливо кивают ветвями молодые пушистые ели. Они закрывают своими лапами безоблачное небо. Над головой шумит высокая стройная сосна. Посреди поляны приветствует вас могучий вековой дуб. |
2) Выпиши имена существительные, припиши признаки.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3) Узнай по описанию деревья.
Это белоствольное дерево с тонкими ветвями
Это ветвистое дерево с красивыми листьями с красными гроздьями плодов
Высокое стройное дерево с зеленоватой горькой корой. Даже в самый безветренный день листья этого дерева дрожат
Этот куст с душистыми сиреневатыми цветами, собранными кистями, цветущими весной.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Работа с текстом
Кедр – дер..во высокое и кр..сивое. Ствол (у)кедра толстый и пр..мой. Ве..ки пуш..стые (от)иголок. В..сной и летом, з..мой и осен?ю веточ?ки з..лёные. К..дровые иголки пахнут см..лой. Ж..вёт кедр долго.
Озаглавь. Спиши текст, подчеркни имена прилагательные.
___________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
П С
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________