СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 7 классе "Правописание частицы НЕ с причастиями"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе "Правописание частицы НЕ с причастиями"»

УТВЕРЖДАЮ

Директор СОШ при в/ч 2089

А.Л.Григорян

«___»____________ 2022 г.





Конспект урока на тему: «Правописание частицы НЕ с причастиями»


Предмет: русский язык

Класс: 7

Дата: 14.11

Цель урока: познакомить учащихся со слитным и раздельным написанием НЕ с причастиями.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Сформировать у учащихся представление о правописании НЕ с причастиями.

  2. Закрепить ранее изученные знания о причастии, правописании НЕ с другими частями речи.

Метапредметные:

  1. Умение самостоятельно формулировать тему, цель урока.

  2. Умение определять цель учебной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, перерабатывать и систематизировать информацию, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

  3. Владение всеми видами речевой деятельности.

  4. Совершенствование умения работать в группах.

Личностные:

  1. Формирование коммуникативных умений, положительного отношения и интереса к русскому языку.

Оборудование: учебник, тетради, персональный компьютер учителя, раздаточный материал.


Ход урока


1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

- Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Будем грамотно писать,

На вопросы отвечать.

Добрый день, ребята! Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Откройте тетради, запишите число, классная работа и пропустите строчку для написания новой темы.


  1. 2. Этап актуализации знаний.

  2. А) Синтаксическая пятиминутка

  3. Запишите предложение, которое вы видите на интерактивной доске

  4.   Запись на интерактивной доске:

  5. ЧЕЛОВЕК, (НЕ)ЖЕЛАЮЩИЙ МЫСЛИТЬ, ЗАКРЫВАЕТ ВХОД В БУДУЩЕЕ.

  6.  - Как вы понимаете эти слова?

  7. - Выполните  синтаксический разбор предложения.

  8. - Выполните  морфологический разбор причастия.

  9. Б)Лингвистическая разминка

  10. Объяснительный диктант: правописание не с различными частями речи.

  11. Запись на интерактивной доске:

(Не)сколько (не)знакомцев, (ни)чего (не)знаешь, (не)навидеть лень, (не)вежественный человек, (не)выполнил задание, ничуть (не)интересный фильм, (не)кто в чёрном, (не) с кем поговорить, (не)лепость, (не)брежный, (не)годовал, (не)широкая, а узкая река; (не)высокий дом, говорил (не) правду, а ложь.

(Учащиеся по цепочке раскрывают скобки, объясняя правописание частицы НЕ)

1. Не с глаголами пишется раздельно, кроме случаев, когда слово без НЕ не употребляется: невзлюбить, нездоровится.

2. Вспомним о правописании НЕ с существительными и прилагательными.

Слитно, если: Раздельно, если:

- без НЕ не употребляется - есть противопоставление с союзом А

(неряха, невзгоды, небрежный); (не правда, а ложь; не добрый, а злой)

- можно заменить с синонимом без НЕ - с существительными при отрицании

или близким по значению выражением (это не волк);

(неправда – ложь); - с краткими прилагательными (не могуч);

- есть слова далеко не, вовсе не, совсем не.


3. Мотивационно-целевой этап.

Ребята, обратите внимание на данные примеры. (На слайде даны примеры слитного и раздельного написания НЕ с причастиями).

- Что необходимо для того, чтобы успешно раскрыть скобки (Необходимо знать правило слитного и раздельного написания НЕ с причастиями)

- Сформулируем и запишем тему нашего урока. (Правописание не с причастиями).

- Какие цели мы можем поставить? Чему нам необходимо сегодня научиться?


4. Физкультминутка.


А теперь, ребята, встали,

Дружно ручки вверх подняли,

Потянулись, потянулись,

А теперь все вниз нагнулись,

Все присели, снова встали,

Голову нагнули, ручки встряхнули,

Вот и отдохнули! Присаживайтесь.


5. Самостоятельная работа с учебником

В соответствии с поставленной целью вам необходимо самостоятельно сформулировать правило слитного и раздельного написания НЕ с причастиями. Откройте учебники, найдите теоретический материал и выполните задание, ответив на вопросы:

1 вариант. При каких обстоятельствах Не пишется с причастиями слитно?

2 вариант. При каких обстоятельствах НЕ пишется с причастиями раздельно?

Итогом вашей работы является заполнение таблицы (приложение)


5. Первичная проверка усвоения новых знаний. Выработка алгоритма.


1 . Употребляется причастие без НЕ?



Да Нет ---пишу слитно

2. Проверяю полное причастие или краткое




Полное Краткое ---пишу раздельно


3. Если причатие полное, проверяю: есть ли ли противопоставление

Нет Есть- пишу раздельно


4 . Если противопоставление нет и можно заменить синонимом



Пишу слитно




6. Закрепление изученного материала. Спишите, раскройте скобки.

1. Спишите, раскройте скобки. Взаимопроверка.

(Не)собранные грибы; никем (не)собранные грибы; грибы (не)собраны; (не)пойманная рыба; (не)пришитая, а оторванная пуговица; мясо (не)поджарено; (не)пройденный путь; (не)мигающие на небе звёзды; книги (не)сложены; (не)слышимый шорох.

2. Спишите предложения, раскройте скобки

1. Воздух, еще (не)ставший знойным, приятно освежает.

2. Осенью идут (не)прекращающиеся  дожди.

3. Молнии, (не)разъяренные, а обессиленные, полыхают за рекой.


3. Выполнение теста-пятиминутки с взаимопроверкой

1. Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется раздельно.

1) (не)навидящий взгляд 2) (не)возмутимый человек

3) (не)прочитана книга 4) (не)начатое сочинение

2. Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется раздельно.

1) (не)примиримые противоречия 2) (не)доумевающий взгляд

3) (не)обозримые просторы 4) ничем (не)нарушаемая тишина

3. Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется раздельно.

1) (не)замеченная мною ошибка 2) (не)решённая задача

3) (не)зависимый человек 4) (не)склоняемые существительные

4. Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется раздельно.

1) (не)решённая, а списанная задача 2) (не)причёсанный ребёнок

3) (не)умытое лицо 4) (не)выученные правила

5. Укажите вариант ответа, в котором НЕ со словом пишется слитно.

1) ещё (не)распустившиеся цветы 2) фильм (не)просмотрен

3) теорема (не)доказана 4) (не)промокаемый плащ


Взаимопроверка по шаблону, выставление оценок.


7. Этап рефлексии.

Ребята, как прошел наш урок? Все ли вы поняли?

Если вы согласны с утверждением, то хлопайте в ладоши.

-Я усвоил материал по правописанию частицы НЕ с причастием

-Я не совсем хорошо разобрался в теме сегодняшнего урока

-Я доволен оценкой за тест

А теперь похлопайте, если урок вам понравился.


8. Домашнее задание: индивидуальные карточки для работы , в зависимости от степени усвоения материала.

Спасибо за работу. До свидания.



Учитель русского языка и литературы Л.А. Юрина












































Приложение 1

Задание 1. Запиши словосочетания в столбик, напротив каждого напиши, почему НЕ написано слитно/раздельно.

Образец: Недостроенное здание – слитно, полное причастие, нет зависимых слов.

1. Непроверенная работа - ____________________

2. Работа не проверена - ____________________

3. Не распустившийся в лесу цветок - ____________________

4. Не подметённый, а вымытый пол - ____________________

5. Вовсе не засеянные поля - ___________________________

Задание 2. Запиши, раскрыв скобки.

  (Не)замеченная мною ошибка, ошибка (не)замечена, (не)прочитанная книга, (не)прочитанный, а услышанный рассказ, (не)рассказанная бабушкой сказка, отнюдь (не)прекращавшийся дождь, (не)выполненное ученицей поручение, поручение (не)выполнено.

Задание 3. Выпиши только те словосочетания, где необходимо слитное написание.

  Не)исправленная вовремя ошибка, (не)придуманная история, повесть (не)дописана, (не)забываемое впечатление, (не)навидящий коварство, телефон (не) отремонтирован, (не)написанное им сочинение; задача (не) решённая, а только начатая.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!